Доставка с aliexpress. Правовые основы.
Вопрос подмены, порчи или вообще пропажи посылок из Китая все чаще поднимается в прессе и на данном ресурсе.
Каждый раз мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией: деньги уплачены, проблемы получены, кто отвечает за это не понятно.
Предлагаю попробовать разобраться в данном вопросе с правовой точки зрения.
Сразу хочу обратить внимание читателей на то, что я не являюсь юристом и не претендую на трактование моих слов в качестве руководства.
Для прояснения ситуации, я провел мини расследование. Прошу знающих юристов, поддержать советом.
Нас в большей степени интересует, кто несет риски порчи или утраты товара в процессе транспортировки.
Начнем с Гражданского Кодекса РФ т.к. именно он регулирует гражданско-правовые взаимоотношения участников сделки по покупке-продаже с последующей доставкой товара покупателю.
Итак, статья 458 ГК РФ. ч. 1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Случай передачи товара в месте нахождения товара, так же описанный в ч. 1, нас не интересует.
До момента исполнения обязанности продавца по передаче товара, товар является его собственностью и риски лежат на нем (ст. 211 ГК РФ).
Какое тут узкое место? Отсутствие какого-то договора и, как следствие, указания на обязанность организовать доставку.
Поднимаем соглашения и правила самого сайта aliexpress и видим, что организация доставки лежит на продавце и на самом aliexpress. В конечном счете не зависимо от типа доставки, продавец сам оплачивает эту доставку, зачастую включив стоимость в стоимость товара. Сам покупатель ни каких оплат транспортным и почтовым компаниям не производит. Таким образом, мы получаем косвенное подтверждение того, что продавец все же организует доставку, а значит право собственности в период перевозки остается на нем.
Мы не можем руководствоваться только ГК РФ т.к. доставка у нас международная.
Тут нам на помощь приходяь документы под названием Incoterms 2000 или 2010. Эти документ определяют терминологию и момент перехода рисков при доставке.
Если мы заглянем на сайт Alibaba.com, который по сути является "головным" для aliexpress, то можем заметить, что у каждого лота там указан тип доставки в соответствии с указанным документом. Типов много, но не стоит пугаться, если сравнить отдельные параметры типов доставки, мы увидим, что нас интересуют те, которые предполагают доставку потребителю: DDP и DDU (в инкотермс 2010 исключен и заменен на DAP) .
Разница в том, что при DDP продавец так же производит таможенную очистку и уплату пошлин, а при DDU (DAP) , это удовольствие остается на покупателе.
В любом случае, оба из них предполагают сохранение рисков на продавце.
Запрос в чат aliexpress о типе доставки в соответствии с терминолонией incoterms, поставил бедную девушку-китаянку в тупик. Однако в дальнейшем разговоре, она подтвердила, что риски лежат на продавце. Но тут же "ляпнула" что речь идет о DDP доставке, а это уже совсем другая история и может сильно поменять ситуацию с заказами с Aliexpress, если это действительно так и удастся подбить реальное правовое обоснование.
Предполагаю продолжить исследования в данном вопросе и пообщаться с юридическим отделом aliexpress.
Товарищи юристы, прошу поправить меня, если залез не в те дебри.