10

Доставка с aliexpress. Правовые основы.

Вопрос подмены, порчи или вообще пропажи посылок из Китая все чаще поднимается в прессе и на данном ресурсе.

Каждый раз мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией: деньги уплачены, проблемы получены, кто отвечает за это не понятно.

Предлагаю попробовать разобраться в данном вопросе с правовой точки зрения.

Сразу хочу обратить внимание читателей на то, что я не являюсь юристом и не претендую на трактование моих слов в качестве руководства.

Для прояснения ситуации, я провел мини расследование.  Прошу знающих юристов, поддержать советом.

Нас в большей степени интересует, кто несет риски порчи или утраты товара в процессе транспортировки.

Начнем с Гражданского Кодекса РФ т.к. именно он регулирует гражданско-правовые взаимоотношения участников сделки по покупке-продаже с последующей доставкой товара покупателю.

Итак, статья 458 ГК РФ. ч. 1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.

2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Случай передачи товара в месте нахождения товара, так же описанный в ч. 1, нас не интересует.

До момента исполнения обязанности продавца по передаче товара, товар является его собственностью и риски лежат на нем (ст. 211 ГК РФ). 

Какое тут узкое место? Отсутствие какого-то договора и,  как следствие, указания на обязанность организовать доставку.