«БЕГ», 1970г. В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ
Режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов
Фильм снят по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». В СССР пьеса «Бег» официально не была запрещена, однако режиссёрам обращаться к ней не рекомендовалось, поскольку ещё со сталинских времён за ней тянулся антисоветский шлейф: «„Бег“ есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. „Бег“, в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление». (Впервые «Бег» поставили в 1957 году на сцене сталинградского драмтеатра).
Изначальный сценарий носил название «Сны о России», которое затем заменили на «Путь в бездну», от которого вернулись к авторскому — «Бег».
Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения - сон или явь?..». По его же словам, Елена Сергеевна являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем.
Первоначально в роли Хлудова должен был сниматься Глеб Стриженов.
На роль Чарноты пробовались Владимир Высоцкий и Вячеслав Невинный.
На роль Голубкова пробовались Александр Кайдановский, Валентин Смирнитский, Станислав Любшин, Борис Химичев, Лев Прыгунов. Владимир Мащенко и Владислав Дворжецкий, впоследствии сыгравший Хлудова.
На роль Серафимы пробовалась Нина Маслова.
Без проб на фильм были утверждены Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов.
Съёмка сцены карточной игры снималась в холодном павильоне «Мосфильма» ночью (единственное время, когда Евстигнеев и Ульянов могли выкроить время после вечерних спектаклей). Евгений Евстигнеев во время съёмок использовал любую возможность, чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал.
Валерий Золотухин в фильме играет роль эстрадного певца, исполняющего песню «Это было у моря» на стихи Игоря Северянина в манере Александра Вертинского. Выбор песни до окончания съёмок оставался неочевиден: выбирали между «Это было у моря» и «Ананасами в шампанском». В итоге Евгений Евстигнеев наугад вытащил ту из двух бумажек с названиями текстов, на которой было написано «Это было у моря».
Для «снов» Хлудова долго искали натуру. Поначалу операторы предложили солёное озеро Баскунчак около Волгограда, но поблизости не было воинских частей, солдаты из которых традиционно о использовались в качестве статистов. В итоге эти кадры были отсняты в песочных карьерах под Люберцами.
Общие планы Константинополя без актёров снимали в Стамбуле «подпольно» из-за отсутствия разрешения религиозных организаций. Съёмка шла на ручную камеру, чтобы не считаться профессиональной. Из-за разряженного аккумулятора получилось снять не 24 кадра в секунду, а всего 10-12. Городские декорации «Константинополя» снимали в болгарском городе Пловдиве, частично — в декорациях на «Мосфильме».
Уличные сцены визита Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина снимали непосредственно в Париже. Съёмочную группу очень удивило, что на разгуливающего в одних подштанниках по городским улицам Михаила Ульянова никто из французов даже не обернулся…
Зимние сцены в монастыре и в лесу (в начале и в конце фильма) снимались в Саввино-Сторожевском монастыре и его округе, рядом со Звенигородом под Москвой. Ряд сцен снимали на территории Новоспасского монастыря в Москве.
Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!».
Для актёра Владислава Дворжецкого работа над ролью Хлудова началась со сцены в салоне поезда (Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата).
Сцену, когда всадник на скаку поднимает с земли упавшее красное знамя, сняли с одного дубля (съёмки проходили в Закарпатье, где только что закончились съёмки фильма «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и лошади были настолько измотаны, что отказывались сниматься).
К организации съёмок сцены тараканьих бегов безуспешно привлекались и «дрессировщики», и «кибернетики», (была даже идея сделать механических тараканов, но это требовало времени и денег), пока не вспомнили о домашних тараканах, которые всегда убегают в темноту при включении света. Для съёмок на бильярдном столе организовали небольшие ящички с заслонками, оклеенные внутри чёрным бархатом. Конструкция работала исключительно точно.
Председатель Госкино после просмотра фильма заявил, что Алов с Наумовым сотворили белогвардейский роман: «Да вы что, спятили! Белые у вас страдают! А Чарнота вообще положительный герой! Вызывает к себе любовь, когда должен ненависть!»…
Премьера фильма состоялась 14 января 1971 года.