Внеземная жизнь возможно обнаружена в 120 световых годах от нас
Учёные находят обнадеживающие признаки жизни на далёкой планете K2-18b
Паллаб Гош
Учёные обнаружили новые, хотя и пока предварительные, доказательства того, что на далёкой планете, вращающейся вокруг другой звезды, может существовать жизнь.
Команда из Кембриджа, изучающая атмосферу планеты K2-18b, обнаружила следы молекул, которые на Земле производятся только простейшими организмами.
Это уже второй случай — и более обнадеживающий — когда в атмосфере этой планеты были найдены химические вещества, связанные с жизнью, с помощью космического телескопа имени Джеймса Уэбба (JWST) НАСА.
Однако команда исследователей и независимые астрономы подчеркивают, что необходимо собрать больше данных, чтобы подтвердить эти результаты.
Руководитель исследования, профессор Никку Мадхусудхан, сообщил мне в своей лаборатории в Институте астрономии Кембриджского университета, что надеется вскоре получить окончательные доказательства:
«Это — самые сильные на сегодня свидетельства того, что, возможно, где-то есть жизнь. Я реалистично оцениваю, что мы сможем подтвердить этот сигнал в течение одного-двух лет».
Планета K2-18b в два с половиной раза больше Земли и находится на расстоянии 700 триллионов миль от нас.
Телескоп JWST настолько мощный, что способен анализировать химический состав атмосферы планеты по свету, проходящему через неё от её маленького красного солнца.
Кембриджская группа обнаружила в атмосфере химический «отпечаток» по меньшей мере одной из двух молекул, связанных с жизнью: диметилсульфида (DMS) и диметилди-сульфида (DMDS). На Земле эти газы производятся морскими фитопланктоном и бактериями.
Профессор Мадхусудхан признался, что его удивило количество газа, обнаруженное за одно окно наблюдения:
«Оценённое нами количество этого газа в атмосфере в тысячи раз превышает уровень на Земле», — сказал он.
«Так что, если связь с жизнью реальна, то эта планета должна кишеть жизнью», — добавил он.
Профессор пошёл дальше:
«Если мы подтвердим наличие жизни на K2-18b, это, по сути, подтвердит, что жизнь распространена в галактике».
На данном этапе существует много «если» и «но», как признаёт сама команда профессора.
Во-первых, текущее обнаружение ещё не соответствует научным стандартам для объявления об открытии. Для этого необходимо быть уверенными на 99,99999% в достоверности результатов — это так называемый результат «пять сигма».
Сейчас результат составляет только три сигма — 99,7%. Это звучит впечатляюще, но всё ещё недостаточно для убедительности. Однако это уже гораздо больше, чем результат в одну сигму (68%), полученный 18 месяцев назад и вызвавший тогда много скепсиса.
Но даже если команда добьется результата в пять сигма, это всё равно не будет окончательным доказательством существования жизни на планете, считает профессор Кэтрин Хейманс из Эдинбургского университета и астроном королевы Шотландии, которая не связана с исследованием:
«Даже при такой уверенности остаётся вопрос: каково происхождение этого газа? На Земле его производят микроорганизмы в океане, но даже при идеальных данных мы не можем с уверенностью сказать, что его происхождение биологическое, ведь во Вселенной происходит множество странных вещей, и мы не знаем, какие геологические процессы могут происходить на этой планете», — сказала она BBC News.
С этим согласна и команда из Кембриджа: они работают с другими учёными, чтобы выяснить, можно ли получить DMS и DMDS небиологическим путём в лабораторных условиях.
Другие научные группы выдвинули альтернативные, не связанные с жизнью, объяснения данных, полученных с K2-18b. Научные дебаты касаются не только наличия DMS и DMDS, но и состава самой планеты.
Причина, по которой многие исследователи предполагают наличие огромного жидкого океана, заключается в отсутствии газа аммиака в атмосфере K2-18b. Согласно теории, аммиак поглощается массивным водным океаном. Однако это же можно объяснить океаном из расплавленной породы, что исключало бы наличие жизни, считает профессор Оливер Шорттл из Кембриджа:
«Всё, что мы знаем о планетах за пределами нашей Солнечной системы, мы узнаем из ничтожного количества света, отражающегося от их атмосферы. Это невероятно слабый сигнал, по которому мы пытаемся определить не только признаки жизни, но и всю остальную информацию».
«В случае с K2-18b научный спор всё ещё касается даже структуры самой планеты», — сказал он.
Доктор Николас Воган из Исследовательского центра НАСА им. Эймса предложил ещё одну интерпретацию: по его мнению, K2-18b — это мини-газовый гигант без поверхности.
Обе эти альтернативные теории также подвергались критике другими группами как несовместимые с данными JWST, что подчеркивает ожесточённые научные споры вокруг K2-18b.
Профессор Мадхусудхан признаёт, что ещё предстоит преодолеть немало научных трудностей, чтобы ответить на один из самых главных вопросов науки. Но он верит, что его команда движется в правильном направлении:
«Через десятилетия мы, возможно, оглянемся на этот момент и поймём, что именно тогда жизнь во Вселенной оказалась в пределах досягаемости».
«Это может быть переломный момент, когда фундаментальный вопрос о том, одни ли мы во Вселенной, стал вопросом, на который мы способны ответить».
Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal Letters.
Источник статьи bbc (*иноагенты, враги и экстремисты по мнению властей РФ)
