2

Павлик Морозов — суперзвезда

Услышал на интернет радио тему "Сон" из рок-оперы "Орфей". Решил узнать сколько всего было советских рок-опер. Наткнулся на такую вещь как »Павлик Морозов — суперзвезда».


В начале 1980-х годов четверо выпускников филфака МГУ записывают на катушечный магнитофон рок-оперу «Павлик Морозов – суперзвезда», которую они сочинили еще на первом курсе. Запись начинает распространяться подпольно и становится достаточно популярной. Сюжет рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» переносится в советские реалии: в роли Иисуса выступает пионер Павлик Морозов, которого предает Плохиш – Иуда, а затем убивают кулаки после Тайной вечери – собрания в сельсовете. Раскаявшийся Плохиш «бросается на рог одичавшего быка Василия». Женские партии исполняет «старая большевичка», прототипом которой стала Надежда Крупская. Она является Павлику во сне, чтобы напомнить о его «предназначении» — воспитать всё село и убедить отца вступить в колхоз. Всё это действие разворачивается под музыку Эндрю Ллойда Уэббера. Например, на мелодию «Hosanna» середняки периодически заводят:


Павлик Морозов – хороший человек,

Мы сдадим всё зерно в семфонд.

Мы сдадим, сдадим всё зерно в семфонд,

Всё зерно мы в семфонд сдадим.


Павлик Морозов — суперзвезда

Авторы оперы во время записи


Идея «Павлика Морозова» родилась после того, как авторы услышали рок-оперу Уэббера, которая в начале 70-х активно распространялась в записях в СССР. «Иисус Христос Суперзвезда» состоит из 23 композиций и представляет собой вольный пересказ Нового Завета – от въезда Иисуса в Иерусалим до его распятия на Голгофе. Интересно, что тогда это воспринималось как религиозная пропаганда, а сейчас рок-оперу критикуют (и даже запрещают) как «антихристианское произведение».

Текст «Павлика Морозова» состоит из многочисленных отсылок к тому, что составляло культурный код советской повседневности: это цитаты из высказываний и статей Сталина («Жить стало лучше, жить стало веселей, интереснее стало жить» — поют середняки на мотив той же «Hosanna»), книги Шолохова и Фадеева и те исторические факты, которые пропагандистская машина отобрала для конструирования государственной мифологии. Всё вместе это представляет такой жесткий стёб, что восхищает рок-опера не просто как талантливое художественное произведение, но как бунт молодых людей против прогнившей и откровенно лживой системы, где советского человека по-прежнему заставляли ходить на парады и субботники, восхищаться Павликом Морозовым, донесшим на своего отца-кулака чекистам, ненавидеть врагов народа Бухарина и Троцкого и всем сердцем любить Ильича (и первого, и второго).


Аудиоверсию оперы в исполнении авторов можно прослушать и сейчас:


https://soundcloud.com/gumanizmlevinsona/sets/pavlik-morozov...


Источник: https://urokiistorii.ru/article/56667