Охота за подводными лодками. Противолодочные средства надводных кораблей
Всем привет. Дабы не растягивать резину, перейдем сразу к делу. Я хочу рассказать о некоторых современных средствах борьбы с АПЛ, применяемых надводными кораблями. И буду беспощадно краток.
Надводные корабли совершенствуются наравне с подводными лодками, вооружаясь все более новыми и эффективными средствами противолодочной защиты и нападения. Однако, чтобы вести эффективную борьбу с невидимым и невероятно хитрым противником, кораблю необходимо иметь на вооружении самые совершенные радиотехнические и гидроакустические средства.
Гидроакустические антенны.
Основной проблемой использования шумопеленгаторных станций на надводных кораблях являются собственные помехи, т.е. шумность корабля. Услышать работу винтов подводной лодки, которая находится на глубине 150-200 метров на поверхности практически нереально. В том числе из-за особенностей распределения звука в воде. Поэтому в какой-то момент от использования пассивных средств гидроакустики на кораблях отказались, оставив на вооружении гидролокаторы, зондирующие толщу океана низкочастотными сигналами. Однако, эффективность использования этих средств на корабле фактически сводится к нулю, потому что работу гидролокатора на подводной лодке услышат и классифицируют задолго до контакта в ШП. Именно поэтому на кораблях базируются противолодочные вертолёты. Об особенностях их использования, вооружении, тактике и радиотехническом вооружении я подробнейшим образом написал в посте "Винтокрылые охотники", повторяться не буду. Скажу лишь, что это, пожалуй, самое эффективное средство поиска и уничтожения ПЛ на современных боевых кораблях.
Но еще в 60-х годах прошлого века военные задумались о том, каким образом можно оснастить боевые корабли эффективными пассивными системами гидроакустического поиска подводных целей. И додумались.
Гибкая протяжённая буксируемая антенна со станцией AN/SQR-19 системы TACTAS (Tactical Towed Array Sonar) - это длинная "кишка", которая опускается в воду с кормы корабля и тянется за ним на пару сотен метров в длину. Благодаря своей компоновке и протяженности, антенна является эффективным средством обнаружения подводных целей, позволяя кораблю обнаруживать подводные лодки на расстоянии до 180 миль (это очень много и очень сильно притянуто за уши, янки). На самом деле, зона наиболее вероятного обнаружения (~85%) ПЛ при помощи ГПБА - 16 миль, но и это расстояние считается очень большим и может конкурировать с дальностью действия гидроакустических систем АПЛ.
Естественно, использование "кишки" накладывает свои ограничения. Так, для эффективной работы станции корабль вынужден следовать скоростью 3-12 узлов. Он может разгоняться и до большей скорости, но тогда гидродинамическое сопротивление воды и его собственные шумы будут создавать помехи работе станции. Также, для исключения помех и повышения эффективности поиска, маневрирование корабля должно идти преимущественно прямыми галсами.
Существуют и более современные образцы протяженных антенн. Это системы CAPTAS, которые находятся на вооружении фрегатов (LCS). Они дополнительно оснащаются активными гидролокаторами и имеют, в целом, лучшие характеристики по сравнению с TACTAS. Подобные системы стоят также и на вооружении подводных лодок (STAS) и кораблей гидроакустической разведки (SERTAS).
Подробнее я как нибудь напишу про тактику использования. Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Оружейная лига
5.2K постов22.3K подписчиков
Правила сообщества
Запрещено:
- Посты, не относящиеся к оружейной тематике
- Посты, имеющие целью обсуждение политической, религиозной или другой новостной повестки, не касающейся оружия напрямую
- Оскорбления других людей или компаний
- Заведомо ложные или непроверенные сведения, подаваемые как правда.