Один день тбилисского художника
В этом городе камни мостовых и стены старых домов хранят образы прошлого. Вполне естественно, что Тбилиси за долгие годы полюбился поэтам и художникам овеянных блеском и пронизанных нищетой ревущих двадцатых прошлого века и смелой, неожиданной, вдумчивой, искренней современности. Попробуем представить себе день настоящего тбилисского художника в XXI веке.


Утро
Тбилисское утро распускается неторопливо, как пергаментный цветок, и пахнет кофе – терпким табачным дымом и черным перцем. В крохотной спешлти кофейне Shavi Coffee Roasters мелькает прозрачная радость: зерна с гулом проваливаются в жернова, и этот шум звучит музыкой, сплетенной со вчерашним днем. Художник присядет здесь ненадолго – подышать свежим утренним воздухом во дворе.
Здесь недалеко иное утро – в книжном магазине Prospero, населенном книгами и ароматом кофе. Тбилисский художник придет сюда ради шелеста страниц. Среди полок с английской прозой и затерявшимися альбомами по искусству он ищет не сюжет, а тон, тот самый звук, на котором зазвенит его день.


День
В подземном переходе, куда мало кто заглядывает без причины, притаилась Patara Gallery. Маленькая витрина под землей: прохожие смотрят мельком, но художник здесь обязательно задержится. Artbeat – совершенно иное пространство. Белые стены, ровный свет, работы молодых художников, но все то же дыхание тбилисской богемы.
В Atinati пространство как пауза между словами. В Art Foundation Anagi напротив – все напоено присутствием, здесь искусство цепляется за прошлое, за архивы и голоса, и от этого кажется еще более современным. День проходит как смена залов: от подземной витрины к белому кубу, от пустоты к насыщению.




Вечер
Когда город начинает гасить свет, пора выбирать вечернее укрытие. В Cafe Gabriadze уютные залы пропитаны тишиной и искусством, которое помнит руки самого Резо Габриадзе. Здесь, в окружении трогательных и забавных сюжетов можно сидеть часами, пробуя изысканные, но по-домашнему простые и элегантные блюда. Кухня в кафе Габриадзе всегда привлекала грузинскую и мировую богему, здесь любил обедать метр, сюда захаживали Роберт Уилсон, Гиа Канчели, Михаил Барышников. Вечер здесь – медленный, вдумчивый, как письмо, написанное от руки.
Но есть в Тбилиси место, которое зовет иначе – это Café Gallery, где свет окрашен в электрическое, люди растворяются в музыке. Здесь художник и поэт превращаются в часть ритма, в тело, которое движется вместе с толпой.
Mozaika – арт-бар, где смех и разговоры переплетаются с музыкой, а случайные знакомые легко становятся соучастниками планов и набросков. Художник сидит с бокалом, слушает чужие истории и понимает: завтра все начнется сначала – с кофе, книг, рисунков.