Лёгкий платёж от МТС: возврат украденных денег. Часть 1.
Мораль поста выношу наверх, ибо букв будет много и не все захотят дочитать до конца. А мораль такова: через услугу "Лёгкий платёж" у Вас могут легко и непринуждённо списать деньги со счёта, даже если их там почти нет, то есть загнать вас в долги. Услуга подключена абсолютно у всех абонентов. Отключить её нельзя, она просто есть и всё тут.
Лечение существует: услуга "Запрет вывода части аванса". О ней нет никакой информации на официальном сайте МТС. Этой услуги нет в списке в личном кабинете абонента МТС. Подключается услуга через Call центр МТС, отключается по заявлению в офисе МТС при личном визите. Рекомендую подключить услугу всем тем, кто не знает, что такое легкий платеж и тем, кому он не нужен.
Далее читать тем, кто не послушался совета выше и тем, у кого украли со счёта деньги.
Предыстория. В конце октября 2017 года мне позвонил социальный педагог школы, где учится мой сын, и сообщил, что обнаружил моего ребенка во время урока в коридоре школы в слезах и истерике. Когда сын успокоился, выяснилось, что у него взломали личный кабинет абонента МТС. Я его успокоил, сказав, что у него на счету около 10 руб. и если их украдут, то это будет не великая потеря. Его ответ меня убил: "а теперь на счету почти минус 400!!!".
Истерика его понятна: за месяц до описываемых событий он был пойман за выводом денег с СИМ карты в онлайн игры. Соответственно было сделано внушение, деньги стали строго контролироваться, и был подключен предоплатный тариф с абонплатой, т.е. все ходы закрыты. А тут ТАКОЕ!
Отступление. Я уже неоднократно воевал с компанией МТС по поводу самопроизвольно подключенных дополнительных услуг и услуг контента, и всегда успешно. То есть опыт есть, а потому у меня подключены все запрещающие услуги, такие как "Запрет контента", "Запрет дополнительных пакетов интернета", и тому подобных. Кроме того, поскольку тарифы с абонентской платой, на счету держится в районе 10 руб., чтобы неправомерно не могли списать большие суммы. Поэтому сказать, что его ответ меня ошарашил, это не сказать ничего. Я просто ах##л от его ответа.
Полез разбираться. Пароль сын не знал. Детализация ничего не дала: подключено ничего не было, никаких SMS и USSD запросов. Однако деньги куда-то ушли! Позвонил в Call-центр. Они-то и сказали мне, что деньги через "легкий платёж" ушли на какой-то другой номер. На мой вопрос, a как ушли деньги, если на счету было около 10 руб, ответ был прост: был взят обещанный платеж и эту сумму перевели на тот самый номер.
Излишне говорить, что "Лёгкий платёж" подключен абсолютно у всех абонентов, и многие о нём ничего не знают. Также компания МТС абсолютно не препятствует подобным схемам, зато зарабатывает и на выдаче обещанного платежа, и на переводе денег.
Из общения с оператором call-центра я выяснил, что "легкий платеж" - это сервис и он не отключается никак, но зато есть услуга, которая препятствует подобным схемам. Услуга называется "запрет вывода части аванса" (поищите на сайте МТС - не найдете).
Небольшое отступление: я намеренно не выкладываю запись телефонного разговора с оператором Call-центра. Каждый абонент МТС может позвонить на 0890 и попросить отключить "Лёгкий платёж", и, выслушав мотивированный отказ (как по шпаргалке читают), попросить добавить услугу "Запрет вывода части аванса". Я сразу её подключил на все свои номера.
Однако, меня задело за живое то, что отключить "лёгкий платёж" нельзя. Это якобы (цитирую) "неразрывно и технологически связано". Только вдумайтесь: МТС - компания СВЯЗИ. По калалам СВЯЗИ передаётся голос (голосовая связь) и данные (мобильный интернет). Мобильный интернет - услуга дополнительная и может быть отключена в Личном кабинете. А вот Легкий платеж - это сервис перевода денег со счета SIM-карты куда-нибудь, и он не может быть отключен. Какое отношение ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕВОД имеет к СВЯЗИ? И как этот сервис "неразрывно и технологически связан" со связью, что его нельзя отключить? Нет ответа.
Задело и то, что об услуге запрета нет никакой информации нигде: ни на официальном сайте, ни в Личном кабинете. Даже в офисах обслуживания абонентов МТС менеджер не расскажет вам об этой услуге до тех пор, пока вы прямо в лоб у него о ней не спросите. Так, когда я подключал услугу "запрет контента", я спросил у менеджера: какие еще есть услуги, предотвращающие неправомерные списания со счёта? На что получил ответ: больше никаких нет, ну если только антивирус ещё установить.
Закипело у меня. Хорошо закипело...
Выяснил, что деньги перевели через программу для смартфона с одноименным названием "Лёгкий платёж". Поскольку у сына на смартфоне такой программы нет и никогда не было, формальный повод воевать был найден: закон «О связи» нарушается в части статьи 44 п.5, которой устанавливается возможность подключения дополнительных услуг только при совершении абонентом действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление. Как следует из правил оказания услуг связи, идентифицировать абонента и его абонентское оборудование, т.е. сотовый телефон, позволяет идентификационный модуль, его роль выполняет SIM-карта.
В моём случае услуга «Обещаный платеж» активировалась не с моего телефона и без моей идентификации.
Полез гуглить. Нашел похожую историю, и принялся сочинять письма.
Первым делом составил претензию в адрес МТС. Распечатал, подписал, отнёс в центр обслуживания абонентов. Претензию отсканировали и отправили кому положено, бумажную копию вернули мне назад. В качестве комментария сказали "не вернут ничего" (отношения с девочками хорошие).
Дождался ответа (около двух недель). Ответ был длинным и абсолютно предсказуемым: дескать мы сожалеем, но вы сами виноваты и денег мы вам не вернём, идите в полицию. Ну кто бы сомневался...
Пошел на сайт Министерства массовых коммуникаций и связи (Минкомсвязи). В разделе "Обращения граждан" в соответствующей форме кратко, но емко описал ситуацию с требованием вернуть списанные деньги с учетом комиссии за перевод и с учетом комиссии выданного обещанного платежа.
Прикладываем к форме всё, что у нас есть по этой проблеме: наше письмо, ответ МТС, скриншоты чеков перевода легкого платежа, скриншоты детализации из личного кабинета, и тому подобное. Одним словом прикладываем ВСЁ, что имеет хоть малейшее отношение к проблеме. Кстати, приложить к обращению позволено только один файл. Я упаковал всё в ZIP архив без пароля, его и приложил.
Ещё советовали сделать скриншот набранной петиции на сайте, но я забыл его сделать. Честно скажу, мне и не понадобилось.
Я не сдержался, и написал еще одно, достаточно язвительное письмо в МТС.
Ответа не требовал, но он всё равно пришел: поводов для пересмотра дела нет.
Кстати, писать можно много раз, и каждый раз вам будут отвечать, тратя на это не только время, но и деньги, что в подобной ситуации греет душу.
Ждём ответа от Минкомсвязи.
Недели через четыре пришло уведомление о том, что обращение принято к разбору. Суть его такова: Вы немного не туда обратились, но мы сами перешлём куда нужно, а также подтянем МВД и Роскомнадзор. Потом пришло уведомление и от этих контор о том, что обращение принято к разбору. Всё это на электронную почту. На дворе уже 26 декабря 2017 (будь он неладен) года.
Ждём.
12 января 2018 года я обнаружил приход денег на счет в размере 370 руб. Обнаружил случайно, проверяя баланс, ибо никаких SMS о поступлении денег не приходило. Менеджер центра обслуживания абонентов дала утвердительный ответ: это корректировка счета.
Бинго! Ну, почти Бинго, ибо схема то осталась...
Через некоторое время пришел ответ из органов МВД об отказе в возбуждении уголовного дела (что и ожидалось), ибо мошенников никто искать не собирался, а разбирались мои отношения с МТС, а там дескать договорные отношения, всё гладко. Можете идти в суд, если хотите.
Приблизительно такой же ответ пришёл от Роскомнадзора. В нём в частности указано что "В целях повышения лояльности ПАО «МТС», оператором принято решение о предоставлении Вам компенсации в размере эквивалентной оспариваемой сумме.".
Спасибо Роскомнадзору за "пинок" компании МТС. Вместо яйца МТС нужно ёжика на логотип налепить. И слоган: "Ёж - птица гордая, пока не пнешь - не полетит".
Естественно, дамы и господа, вышеописанную схему "легкого платежа" никто закрывать не собирается. Видимо, очень неплохая кормушка. А потому рекомендую перейти в начало поста и ещё раз почитать мораль.
P.S. Пост мой первый, и хорошо бы последний, поскольку я не писатель.
P.P.S. Последний не получится... Пока я писал черновик поста, пока готовил скрины и сканировал письма, пришло письмо от МТС. И, после осмысливания этого письма и произошедшего, я уверен, что разобрался, почему так произошло.
А потому этот пост - Часть первая. Во второй будет анализ произошедшего (нужно только встретится с сыном - он в другом городе живет)...

















