Концепты «детство» и «война» в малой прозе Павла Гушинца

Этот пост наберёт очень мало плюсов. Это не история о том, как кого-то обманули в магазине, не фотография котика. Это научная статья.


Пару дней назад мне прислали материалы международной научной конференции, где в качестве материала использовались мои книги и сайт Пикабу. Серьёзная статья от профессионального языковеда.


Я долго думал, выкладывать ли её здесь. Это же всё-таки развлекательный ресурс. А потом решил – а фиг с ним, пусть будет.


Сборник «МЕДИАЛИНГВИСТИКА»


Выпуск 9


Язык в координатах массмедиа


Материалы VI международной научной конференции


Санкт-Петербургский государственный университет, 30 июня — 2 июля 2022 г.

Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа : мат-лы VI Междунар. научн. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) / науч. ред. Л. Р. Дускаева, отв. ред. А. А. Малышев.— СПб. : Медиапапир, 2022. — 786 с. ISBN 978-5-00110-298-4 В сборнике представлены одобренные руководителями секций и круглых столов материалы докладов участников VI Международной конференции «Язык в координатах массмедиа», организованной в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Авторы сборника — представители научных и образовательных организаций разных городов России, Болгарии, Вьетнама, Греции, Казахстана, Китая, Ливана, Республики Беларусь, Сербии. Фактические сведения приводятся в авторской редакции



Людмила Васильевна Скибицкая Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина (Республика Беларусь)


Концепты «детство» и «война» в малой прозе Павла Гушинца


Предмет исследования — концептуальное пространство книг «Война девочки Саши» и «Война за нашими окнами» современного белорусского писателя Павла Гушинца. Тексты книг представлены малыми формами, основанными на дискурсе «устной истории». Ключевые слова: концепт, дискурс, малая проза, устная история.


Павел Владимирович Гушинец (род. в 1980 г.) — современный белорусский писатель, автор более десяти сборников малой прозы. Известность к нему пришла после ведения блога DoktorLobanov на платформе «Пикабу». В пространстве произведений П. Гушинца существенны три тематических вектора, обусловленных траекторией биографии писателя. Так, опыт врачебной деятельности сформировал фабульную основу сборников «Годы в белом халате», «Мысли из-под фуражки», «Палата номер пять», «Пора в отпуск»; рождение дочери Софьи стало импульсом к созданию детских книг «Папа, расскажи про меня историю», «Девочка и крокодил», «Сонино детство»; наконец, книги «Война девочки Саши» и «Война за нашими окнами» также связаны с событиями жизни автора.


Автобиографический дискурс при этом включен в многоуровневый контекст внеэстетических феноменов (культурных, социальных, ментальных, ценностных и др.), что обусловливает концептуализацию ключевых образов художественного мира писателя. Определяя, вслед за В. Г. Зусманом, концепт как «образ, символ или мотив, который имеет “выход” на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения» (Зусман 2003: 14), попытаемся осмыслить концептуальное пространство книг писателя, посвященных Великой Отечественной войне.


Идея создания книг «Война девочки Саши» и «Война за нашими окнами», несомненно, продиктована искренним гражданско-патриотическим чувством автора, его стремлением сохранить историческую память о Великой Отечественной войне: Мне очень дорога военная серия. Я горжусь ей и считаю рассказы очевидцев, которые мне удалось собрать, своим вкладом в историю войны (Данилова 2022).


В то же время военная тема, по признанию писателя, кристаллизовалась длительное время: истории детей войны требовали особых форм и условий художественного воплощения. Импульсом к написанию первой книги «Война девочки Саши» (2020) послужили воспоминания о войне бабушки жены писателя Александры Петровны Францевой, бывшей юной узницы концлагеря. Потом появились другие невыдуманные истории;


П. Гушинец ездил по музеям Копыля, Столина, Клецка, Бреста, Витебска, получал информацию из России, европейских стран, постепенно накапливая ценный, но уходящий жизненный материал.

Вторая книга «Война за нашими окнами» появилась спустя год как будто вопреки воле автора, потому что работа над первой далась ему с трудом: Первый сборник о жизни детей и подростков с оккупированных территорий получился очень тяжелым. По ночам мне снились колючая проволока, собаки, немецкие автоматчики, длинные колонны беженцев и самолеты, ревущие над головой. Сны часто были черно-белыми, как кадры военной хроники. Я куда-то бежал, прятался… Я не хотел возвращаться в середину ХХ века… (Гушинец 2021: 4).


Процитированный фрагмент — авторский вариант концепта война, который особым образом коррелирует со смысловым наполнением образа войны в восприятии субъектов повествования. О войне рассказывают пожилые люди (от 80 лет и старше), которые в годы войны были детьми — от одного года до 14–16 лет. В результате концепты война и детство приобретают многоуровневую структуру и вступают в сложное, нелинейное, взаимодействие. Так, ассоциативно-смысловое поле ключевого образа детство оформляется посредством оппозиции свое — чужое, где свое представлено традиционными элементами (родители, семья, друзья, игры и т.п.), чужое — военными реалиями, которые фиксирует детский взгляд.


Показателен в этом плане начальный рассказ книги «Война девочки Саши». Первые воспоминания Саши: лето, солнечный фонтан, завороживший девочку своей яркой красотой, мама и папа, мороженое; потом — зима и игры отчаянных мальчишек на огромных речных льдинах и затем — самолеты, от которых «надо прятаться, потому что оттуда, с высоты могут сбросить бомбу» — так отражается процесс формирования в сознании ребенка образа войны как силы, забирающей радость, свет, краски, смех. И в то же время детское сознание способно даже страшные реалии воспринимать как игру (например, эпизод, когда трехлетний мальчик «играет в войну» с немцем).


Понимая, что воспоминания требуют определенной верификации, автор не претендует на фактографическую точность воссоздаваемых событий и стремится максимально объективизировать повествование: Я не профессиональный историк… Поэтому я написал все как есть (Гушинец 2020: 4).


Подобная установка актуализирует формат «устной истории», ее публицистичность, интердискурсивную структуру (включение прямой речи и историй рассказчиков при минимальном комментировании автора-собеседника), провокативную функцию, побуждающую читателя корректировать собственную систему ценностей. В белорусской литературе образцы использования коммуникативного потенциала «устных историй» представлены, например, известной книгой «Я з вогненнай вёскі» А. Адамовича, В. Колесника, Янки Брыля, сборником рассказов детей «Ніколі не забудзем», произведениями С. Алексиевич и др., в идейно-художественном пространстве которых образы война и детство играют ключевую роль. Павел Гушинец, осознавая «вторичность» (П. Гушинец) своих «военных» сборников, находит новые акценты: Мы привыкли, что война — это когда немцы против наших. А когда наши против наших?.. (Гушинец 2020: 4).


И в этом плане художественная концептуализация образов войны и детства в его книгах отличается от произведений типологически сходного характера.


Литература


Гушинец П. В. Война девочки Саши. Минск, 2020. Гушинец П. В.

Война за нашими окнами: по рассказам участников и очевидцев / Павел Гушинец, Борис Денисюк, Богдана Потехина. Минск, 2021.

Данилова А. Павел Гушинец: «Людям нравится читать про врачей...» // Медицинский вестник: информационный портал медработников Беларуси. URL: https://medvestnik.by/dosug/pavel-gushinets-lyudyam-nravitsy.... (дата обращения: 14.05.2022)

Зусман В. Г. Концепт в системе научного знания // Вопросы литературы. 2003. № 2. С. 3–17.

Концепты «детство» и «война» в малой прозе Павла Гушинца Статья, Наука, Лингвистика, Длиннопост
Концепты «детство» и «война» в малой прозе Павла Гушинца Статья, Наука, Лингвистика, Длиннопост