История Второй Мировой Войны в фотографиях #56
Лидеры военно-политической организации Вьетминь и офицеры американского Управления стратегических служб (УСС - Office of Strategic Services, OSS) на встрече вблизи деревни Тань Трао во Вьетнаме. август 1945
В 1945 г. УСС оказывало помощь партизанской борьбе Вьетминя против японской армии, оккупировавшей Индокитай, снабжая отряды вьетнамцев оружием и средствами связи. Партизаны помогали сбитым американским пилотам и предоставляли информацию о передвижениях японских частей. Третий слева среди стоящих — лидер Вьетминя Хо Ши Мин (1890—1969), справа от него стоят американский майор Эллисон Томас (Allison Thomas) и командующий Народной армией Вьетнама Во Нгуен Зяп (1911—2013).
Хо Ши Мин в 1941 году в оккупированном японцами Индокитае учредил военно-политическую организацию Вьетминь, ставившую целью борьбу с оккупантами и колониалистами. После приезда в Южный Китай для установления связи с китайскими коммунистами и вьетнамскими эмигрантами был арестован гоминьдановским правительством и провёл полтора года в тюрьме. В конце Второй мировой войны Хо Ши Мин организовал Августовскую революцию 1945 года против прояпонского правительства, и после ухода японцев Вьетминь взял власть в Индокитае.
Во Нгуен Зяп — вьетнамский генерал и политик. Во Нгуен Зяп является создателем регулярной армии независимого Вьетнама, а также самым известным вьетнамским полководцем новейшего времени. Принимал участие в Индокитайской и Вьетнамской войнах. Он также известен как министр внутренних дел правительства Хо Ши Мина, главнокомандующий войсками Вьетминя, главнокомандующий Народной армией Вьетнама, министр обороны и член политбюро Коммунистической партии Вьетнама. В связи с его смертью бывший участник Вьетнамской войны сенатор Джон Маккейн написал в Твиттере: «Ушел генерал Нгуен Зиап — отличный военный стратег, который как-то сказал, что мы, американцы, были для него „достойным врагом“»
Американский киноактер Джо Браун (Joe E. Brown) за рулем джипа на улице одного из китайских городов показывает знак «Во!» китайским детям. Фотография сделана в 1942—1943 годах.
Джо Браун (1891—1973) у нас известен в основном благодаря роли пылкого миллионера Осгуда в кинокомедии «В джазе только девушки» («Some Like It Hot», 1959). Во время Второй мировой войны его не могли зачислить в армию из-за возраста, поэтому он ездил за свой счет по театрам военных действий и выступал перед американскими солдатами.
Немецкий ас оберфельдфебель Адольф Глунц (Adolf Glunz) (11.06.1918- 01.08.2002) демонстрирует авиатехникам отметки воздушных побед на киле своего истребителя Фокке-Вульф Fw.190A-7.
Снимок сделан 22.02.1944 г., когда Глунц, как командир 5-й эскадрильи 26-й истребительной эскадры (5./JG 26) одержал четыре подтвержденные воздушные победы (3 B-17 и 1 P-47) .
За 30 побед он получил Рыцарский крест. На момент съемки на киле нанесены еще 24 отметки о победах, т. е. всего 54. Всего же за войну, по немецким данным, Глунц одержал в воздухе 71 победу и успел получить Дубовые листья. Сам он, кстати, в тот день заявил шесть побед, но официально засчитали только четыре.
Раненому воздушному стрелку Алве Паркеру (Alva Parker) помогают выбраться из кабины пикирующего бомбардировщика SBD «Донтлесс» из эскадрильи VB-12 после посадки на авианосец «Саратога» (USS Saratoga (CV-3).
Фотография сделана 05.11.1943 г. после рейда американских палубных самолетов на японскую базу Рабаул (Новая Гвинея). Алва Паркер получил осколочные ранения над целью от близкого разрыва японского зенитного снаряда.
Знаменитый советский ас дальнебомбардировочной авиации, Герой Советского Союза Михаил Васильевич Симонов (1913—2004) на фоне бомбардировщика Пе-8. 1943 год.
23 июня 1941 года звено М. В. Симонова в составе трёх самолётов ДБ-3Ф получило первое боевое задание: нанести удар по скоплению немецкой техники на границе с Восточной Пруссией.
В течение первого года войны он четырежды был подбит, так как полёты выполнялись без прикрытия истребителя, но всякий раз М. В. Симонов со своим штурманом Г. И. Несмашным приводили машину на аэродром, спасая и бомбардировщик, и экипаж. Совершил ряд удачных полётов на Берлин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану М. В. Симонову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 796).
За годы войны М. В. Симонов участвовал в боевых действиях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, на Курской дуге. Он совершил 278 (по другим данным — 294) боевых вылетов. Двенадцать раз оказывался подбитым в воздушных боях, но всегда возвращался на базу. Со своим экипажем М. В. Симонов сбил семь истребителей противника.
В 1949 году он первым в мире посадил тяжёлый самолет (Ту-4) на Северном полюсе. В задачу М. В. Симонова входило высадить членов арктической экспедиции «Северный полюс-2» и впоследствии обеспечивать их горючим. С 1950 года полковник М. В. Симонов служил лётчиком-испытателем при военном представительстве на Казанском авиационном заводе № 22 имени С. П. Горбунова (ныне — КАПО имеи С. П. Горбунова). В течение двенадцати лет им испытывались все модели самолётов, выпускавшиеся на этом предприятии. М. В. Симонов испытывал первый советский реактивный пассажирский лайнер «Ту-104» и стратегический бомбардировщик «Ту-16». Всего ему довелось испытать и облетать двадцать четыре типа самолётов
Американский солдат рисует на мешке для тела личный номер рядового 1-го класса Фредерика Смита (Frederick A. Smith), убитого в Нормандии.
На втором плане — тела американских солдат.
Немецкие солдаты перемещаются по зарослям камыша на Восточном фронте.
16.09.1941
Иосиф Виссарионович Сталин, Гарри Трумэн (Harry S. Truman) и Уинстон Черчилль (Winston Churchill) пожимают руки на Потсдамской конференции. 25.07.1945
Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки Сталина, Трумэна и Черчилля (которого в последние дни сменил К. Эттли). Первые две состоялись в конце 1943 года в Тегеране (Иран) и в начале 1945 года в Ялте (СССР).
По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25 % по сравнению с 1937 годом. Территории к востоку от новой границы состояли из Восточной Пруссии, Силезии, Западной Пруссии, и две трети Померании. Это в основном сельскохозяйственные районы, за исключением Верхней Силезии, которая являлась вторым по величине центром немецкой тяжёлой промышленности. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 — Калининградская) область РСФСР. На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии.
В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.
Лейтенант 51-й авиаторпедной эскадрильи (VT-51) ВМФ США Джордж Буш (George H. W. Bush) в кабине своего самолета «Эвенджер» (Grumman TBF Avenger, «Barbara III»). 1944 год.
Моряки американской подводной лодки «Финбэк» (USS Finback) собираются поднять на борт сбитого пилота морской авиации США лейтенанта Джоржда Буша (George Herbert Walker Bush, родился в 1924 году), будущего 41-го президента США. 02.09.1944
Последний на сегодняшний день лично воевавший президент США.
Поиски воды инженерной разведкой 52-й стрелковой дивизии во время пешего марша по пустыне Гоби. июль-август 1945 года.
Перед началом боевых действий против японской Квантунской армии частями 57-го стрелкового корпуса 53-й армии Забайкальского фронта в течение 19 суток (конец июля-начало августа 1945 г.) был совершен марш в пешем порядке до рубежа ввода войск в первый эшелон 53-й армии для участия в Хингано-Мукденской наступательной операции. От станции Баян-Тумэн (Монголия) до предгорья Большого Хингана (Маньчжоу-Го) было пройдено 710 км по холмам Батуханских гор, по пескам и солончакам северо-восточной части пустыни Гоби. Марш проходил в условиях острой нехватки воды. Для обеспечения ею людей, лошадей и техники были созданы группы инженерной и общевойсковой разведки, которые уходили вперед для поиска мест вероятного протока воды на малой глубине. По пути следования отрывалось 10-12 новых колодцев, очищались старые. Вместе с разведчиками следовали полевые кухни и хлебопекарни. Полки прибывали к этим пунктам с интервалом не менее 5-6 часов, чтобы обеспечивался набор воды.
Солдаты 3-го батальона 338-й пехотной дивизии армии США осматривают немецкое пулеметное гнездо, состоящее из двух пулеметов MG42, в районе высоты 926 в районе Монте Алтуццо в Италии. 17.09.1944
САУ вермахта «Штурмтигр», брошенная на улице населенного пункта
САУ вооружалась 380-мм корабельным реактивным минометом (ракетометом), предназначенным для разрушения баррикад, домов и укреплений в условиях уличных боев. У САУ разбита правая гусеница. Данная машина запечатлена на следующем фото. Кормовой бронелист машины четырежды пробит снарядами.
Британцы проезжают мимо брошенного «Штурмтигра» на бронированной ремонтно-эвакуационной машине M4 ARV. 28.02.1945
M4 ARV имеет резинометаллические гусеницы. Ствол «Штурмтигра» заряжен 380-мм ракетой.
Вот как выглядит САУ «Штурмтигр» находящийся в Кубинке.
САУ «Штурмтигр» строились путем переоборудования из линейных танков (было построено 18 единиц). Они ограниченно применялись в боях практически до самого конца войны, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий «Штурмтигры» не оказали. Ввиду практически поштучного выпуска, большинство выпущенных машин имели незначительные отличия, как технологического характера, так и вносившиеся с учётом опыта эксплуатации. В марте — апреле 1945 года большинство «Штурмтигров» были брошены или уничтожены своими экипажами, после неустранимых в полевых условиях поломок или из-за нехватки топлива и боеприпасов. После окончания войны как минимум по одному захваченному «Штурмтигру» испытывалось в США и Великобритании. В музеях, по состоянию на 2010 год, сохранилось лишь два экземпляра «Штурмтигров» (в Кубинке и в Немецком танковом музее в Мунстере).
Аэрофотосъемка лагеря для немецких военнопленных на территории Германии. 25.04.1945 год
Гибель английского авианосца «Гермес» (HMS Hermes). 09.04.1942
9 апреля 1942 года авианосец был потоплен японской палубной авиацией юго-западнее Тринкомали (Шри-Ланка), получив в течение 10 минут около 40 попаданий 250-кг бомб (в других источника пишут что утонул он после 10 попаданий, а всего было около 20). Собственные самолеты авианосца были в рейде, зенитное вооружение было устаревшим и слабым, поэтому корабль оказался беззащитен перед налетом. Был также потоплен и эксорт «Гермеса» — эсминец «Вампир» и корвет «Холлихок».
Успешный вылет возглавил командир авиагруппы авианосца «Сорю» капитан-лейтенант Эгуса Такасиге. Всего в налете участвовало 85 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Аичи».
Фото сделано японского самолета.
При закладке в 1919 году «Гермес» стал первым в мире кораблем, специально спроектированным как авианосец (до этого роль авианосцев выполняли подходящие для этого корабли других типов). И он же стал первым в мире авианосцем, потопленным палубной авиацией.
Бывший японский премьер-министр (1936—1937) и министр иностранных дел (1933—1934, 1937—1938) Коки Хирота (Kōki Hirota, 廣田 弘毅, 1878—1948) слушает свой смертный приговор, который читает председатель международного трибунала над японскими военными преступниками австралиец сэр Уильям Уэбб (William Webb). 12.11.1948
Через 11 дней Хирота был повешен согласно этому приговору.
Американский писатель Эрнест Хэмингуэй (Ernest Hemingway, 1899—1961) и командир 22-го американского пехотного полка полковник Чарльз Лэнхэм (Charles T. (Buck) Lanham) в районе Хюртгенвальд (Hürtgenwald) в Германии. 18.09.1944
В 1941 году Хемингуэй отправился в Балтимор, где на местной судоверфи купил большой морской катер, дав ему название «Пилар». Он перегнал судно на Кубу и занимался там морской рыбалкой до 7 декабря 1941 года, когда Япония напала на базу Пёрл-Харбор, и Тихий океан превратился в зону ведения активных боевых действий.
В 1941—1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море. После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента.
В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, в прорыве «линии Зигфрида». За активное участие в этих событиях Хемингуэю была вручена Бронзовая звезда.
Девочка дарит цветы Герою Советского Союза гвардии полковнику Анатолию Георгиевичу Афанасьеву, идущему во главе сводной роты 63-й гвардейской стрелковой дивизии, во время парада на Дворцовой площади Ленинграда. 08.07.1945
После окончания Великой Отечественной войны ряд соединений бывшего Ленинградского фронта находился в Прибалтике. Государственный комитет обороны решил возвратить из них в Ленинград Ленинградский гвардейский стрелковый корпус в составе 45-й, 63-й и 64-й гвардейских стрелковых дивизий. Из-под Лиепаи через Псковщину корпус совершил длительный марш в Ленинград. Последний отдых и ночёвка частей корпуса — в Красном Селе и Пулково. С утра 8 июля (воскресенье) 1945 гвардейцы торжественно входили в Ленинград: со стороны Нарвских ворот 45-я стрелковая дивизия, Московских — 63-я стрелковая дивизия, от Володарского моста — 64-я стрелковая дивизия. Ленинградцы радостно встречали воинов-победителей хлебом-солью, подарками, цветами. По пути следования гвардейцев были сооружены временные деревянные триумфальные арки. Войска прошли по Невскому проспекту на Дворцовую площадь, где состоялся торжественный митинг, который открыл председатель Ленгорсовета П. С. Попков. Затем войска под командованием командира корпуса Героя Советского Союза генерал-майора А. Ф. Щеглова прошли торжественным маршем. На параде был пронесён штандарт Ленинградского фронта, с которым его части участвовали в Москве в Параде Победы. Над городом и Дворцовой площадью пролетели боевые самолеты, ведомые дважды Героем Советского Союза П. А. Покрышевым. После парада состоялись народные гуляния и праздничный фейерверк.
Трейлер с атомной бомбой «Толстяк» (Fat man) стоит перед воротами склада. август 1945
Основные характеристики атомной бомбы «Толстяк»: длина — 3,3 м, наибольший диаметр — 1,5 м, масса — 4,633 т. Мощность взрыва — 21 килотонна в тротиловом эквиваленте. Использовался плутоний-239. 9 августа 1945 года сброшена на Нагасаки, спустя 3 дня после бомбардировки Хиросимы.
Британский фельдмаршал Бернард Монтгомери (Bernard Law Montgomery, 1887—1976) стоит около самолета М-38 «Мессенджер». Фотография сделана в 1943—1945 годах.
Майлз М-38 «Мессенджер» (Miles M.38 Messenger) использовался для для курьерских целей и персональных перевозок высшего командного состава. Этот М-38 (серийный номер RG333) был личным самолетом фельдмаршала Монтгомери. После выработки ресурса самолета маршал вновь отдал предпочтение именно М-38. Самолет RG333 прославился еще и тем, что на пятый день высадки британских войск в Нормандии доставил фельдмаршала Монтгомери на плацдарм, размером — буквально в «пятачок». Несколько позже на этом самолете летали для осмотра места боев Уинстон Черчилль и генерал Эйзенхауэр. М-38 был также персональной машиной маршала Королевских ВВС лорда Тэлдера.
Выпущен был всего 21 М-38 "Мессенджер".
Немецкий автомобиль Мерседес 540K «Голубой гусь» (Mercedes 540K Special Roadster «Blue Goose») с бронированным кузовом и пуленепробиваемыми стеклами, принадлежавший рейхсмаршалу Герману Герингу. май 1945
Захвачен союзниками 4 мая 1945 года в Берхтесгадене (Berchtesgaden), Германия. За рулем сержант Оуен Хендерсон (Owen Henderson), справа — лейтенант Джеймс Кокс (James Cox) из 326-го саперного батальона 101-й воздушно десантной дивизии США.
Был заказан рейхсканцелярией в 1937 году и подарен Гитлером на день рождения второму лицу нацистской Германии Герману Герингу. Парящие орлы со свастикой на дверях — знак принадлежности машины к высшей касте «нации». На перчаточном ящике была табличка от дарителя (видимо, чтобы владелец не забыл, кому обязан таким подарком), а салон обтянули голубой кожей. На изящный и быстрый родстер навесили тяжелую броню, отчего он стал гораздо хуже тормозить, а при поворотах норовил уйти в занос. кроме тяжелых плит машину снабдили еще и неубирающимися, толщиной в три пальца пуленепробиваемыми стеклами, а сзади вместо откидных кресел установили мгновенно поднимающуюся бронированную плиту, управление которой находилось у водителя.
Геринг от машины был без ума, да и излишней тяжеловесности тоже нашел применение. Правда, на свой лад. Усиленный двигатель при включенном компрессоре системы Рутc, позволял развить мощность в 185 л/с, скорость при этом достигала 200 км/ч (и это в 1938 году!), и рейхсмаршал на своем «Голубом гусе» охотился по дорогам на… лосей и оленей, сшибая их мощным бронированным капотом.
В мае 1945 года машина попала в руки к американцам. Капитан Джо Крилли из 326-й инженерной роты 101-й воздушно-десантной дивизии армии США освобождал местечко Берхтесгаден. Капитан, зная о том, что войска Waffen SS из личной гвардии Гитлера, минировали многие строения в округе, приказал штаб-сержанту Роберту Смайли, проверить автомобили. Сержант не стал рисковать и выстрелил два раза в автомобиль. Детонации не произошло и сержант преступил к осмотру машин. К его удивлению, в замке зажигания были обнаружены ключи. После нескольких неудачных попыток Мерседес пробудился к жизни, издав громкий рёв. Рядом с машинами предприимчивые десантники обнаружили бочонок французского коньяка и принялись отмечать объявление о капитуляции Германии, которое состоялось 7 мая 1945 года в 2 часа 41 минуту. Ну а нажравшись в сисю как водится поехали на трофейной технике по девкам в Берхтесгаден.
В сентябре 1945 года был выписан погрузочный ордер и под охраной 10 десантников во главе с Д. Коксом (на фото), из всё той же 101 воздушно-десантной дивизии, автомобили были доставлены в Вашингтон.
Солдаты частей СС в бою на одной из железнодорожных станций. 1942 год.
Солдат в центре ведет огонь из автоматической модификации пистолета Маузер К96 (Mauser C96 M712 Schnellfeuer), с магазином на 20 патронов и пристегнутой кобурой-прикладом. На заднем плане товарные вагоны.
Два унтер-офицера вермахта курят в поле на территории СССР. 1941 год.
Солдаты вооружены МР-38.
Бронебойщики советского Западного фронта на марше. 1941 год.
























