История Второй Мировой Войны в фотографиях #55
Советский экспериментальный полугусеничный автомобиль ЗиС-35
Автомобиль разрабатывался с целью усовершенствования предшествующей модели ЗиС-33, но по причине низких технических показателей и конструктивных недостатков, в серийное производство запущен не был.
Одно из двух немецких 280-мм железнодорожных орудий Krupp K5, захваченных союзниками в Италии. 1944 год.
Захваченное немецкое 280-мм железнодорожное орудие Krupp K5, обстреливавшее союзников в Анцио. В Италии находились два орудия такого класса с именами «Роберт» и «Леопольд», прозванных американцами, как «Анцио Энни» и «Анцио Экспресс». Оба орудия были захвачены союзниками в июне 1944 года в Чивитавеккья, Италия. По некоторым данным, одно из этих орудий было восстановлено и испытано. Послевоенная судьба железнодорожных артсистем весьма туманна. Некоторые по сегодняшний день являются частью экспозиций исторических музеев, например Абердинский музей США и на мемориальной площадке, находящейся на южном побережье Франции.
Орудия серии К5 (Е) широко использовались при осаде Ленинграда в 1942—1943 гг., пушки действовали в составе 712-й и 713-й Е-батарей.
Солдат вермахта читает объявление немецкого коменданта города Панчево. апрель 1941
Солдат вермахта читает объявление немецкого коменданта города Панчево (Pancevo) оберстлейтенанта полка «Великая Германия» Ф. Банделова (F. Bandelow), изданное на трех языках: «Вновь были совершены покушения на немецких солдат. За каждого раненого или убитого немецкого солдата БУДУТ ПОВЕШЕНЫ 10 СЕРБОВ. Если эти меры не приведут к успеху, число будет удвоено. Панчево, 21 апреля 1941 г.».
18+
Ефрейтор вермахта у виселицы с телами жителей югославского городка Панчево 22 апреля 1941.
Красноармейцы за чисткой 203-мм гаубицы Б-4 на Карельском перешейке.
1940 год.
Бывший группенфюрер СС Отто Олендорф дает показания во время Нюрнбергского процесса. командир Айнзацгруппы D. 03.01.1946
В 1946 году на Нюрнбергском процессе против главных военных преступников Олендорф был одним из главных свидетелей обвинения, рассказав о деятельности айнзатцгрупп на оккупированной территории Советского Союза. В 1948 году он был приговорён к смертной казни на одном из последующих Нюрнбергских процессов (Процесс по делу об айнзатцгруппах). Несмотря на его заслуги в экономической области, все прошения о помиловании были отклонены союзниками. Повешен 7 июня 1951 года.
Айнзацгруппы полиции безопасности и СД (нем. Einsatzgruppen der Sicherheitspolizei und des SD, сокр. EGr, рус. «целевые группы», «группы развёртывания») — военизированные эскадроны смерти нацистской Германии, осуществлявшие массовые убийства гражданских лиц на оккупированных ею территориях стран Европы и СССР. Играли ведущую роль в «окончательном решении еврейского вопроса».
Целями айнзацгрупп были евреи, цыгане и другие так называемые «расово неполноценные», политическая интеллигенция, коммунисты, члены движения сопротивления и «асоциальные элементы».
Айнзацгруппы созданы в 1938 году после присоединения Австрии к Германии. Особый размах их деятельность получила во время вторжения в Польшу и её оккупации (1939—1945), а также вторжения и оккупации СССР (1941—1944).
Расследованию деятельности айнзацгрупп был посвящён отдельный судебный процесс в рамках Последующих Нюрнбергских процессов, осудивший некоторых их руководителей как военных преступников.
Бывшие офицеры СС на скамье подсудимых Нюрнбергского процесса по делу об айнзатцгруппах
На фото в первом ряду слева направо: группенфюрер СС Отто Олендорф (командир Айнзацгруппы D, 1907—1951, повешен), оберштурмфюрер СС Гейнц Шуберт (офицер Айнзацгруппы D, 1914—1977, приговорен к смертной казни), бригаденфюрер СС Эрих Науманн (командир Айнзацгруппы В, 1905—1951, повешен), бригаденфюрер СС Эрвин Шульц (командир Зондеркомманды 5 Айнзацгруппы С, 1900—1981, приговор - 20 лет), бригаденфюрер СС Франц Зикс (командир Форкомманды «Москва» Айнзацгруппы В, 1909—1975, приговор - 20 лет), штандартенфюрер СС Пауль Блобель (командир Зондеркоманды 4а Айнзацгруппы С, 1894—1951, повешен); во втором ряду слева направо — оберштурмбаннфюрер СС Вернер Брауне (командир Зондеркоманды 11b Айнзацгруппы D, 1909—1951, повешен), штандартенфюрер СС Ойген Штаймле (командир Зондеркоманды 7а Айнзацгруппы В, Зондеркоманды 4а Айнзацгруппы С, 1909—1987, приговорен к смертной казни), оберштурмбаннфюрер СС Густав Носске (командир Айнзацкоманды 12 Айнзацгруппы D, 1902—1990, пожизненное заключение) и оберштурмбаннфюрер СС Адольф Отт (командир Зондеркоманды 7b Айнзацгруппы В, год рождения 1904, дата смерти неизвестна - приговорен к смертной казни).
В мае 1941 года, перед началом кампании против СССР было создано четыре айнзацгруппы, разделившие между собой фронт по географическому принципу: группа «А» — страны Прибалтики; «B» — Смоленск, Москва; «C» — район Киева; «D» — южная часть Украины. Группы были разделены на айнзацкоманды и зондеркоманды (нем. Sonderkommando, особая команда), имевшие в своём составе от 70 до 120 человек и подразделявшиеся на подкоманды по 20-30 человек. Айнзацкоманды действовали в глубоком тылу, в то время как зондеркоманды использовались в непосредственной близости к линии фронта. Численность личного состава всех айнзацкоманд составляла примерно 3 000 человек.
Задачу этих подразделений сформулировал Хайнц Хёне: «3 000 человек охотились в России за 5-ю миллионами евреев.» («Der Orden unter dem Totenkopf» стр. 330). Из этих пяти миллионов четыре миллиона жили в захваченных вермахтом областях СССР.
Общее число убитых айнзацгруппами к концу 1941 года составило около 500 000. Первая волна убийств спустя некоторую промежуточную фазу сменилась второй, которая началась примерно с осени 1941 года. На этот раз действиям айнзацгрупп оказывал поддержку персонал вермахта. Айнзацгруппы были усилены командами пособников из местного населения, так называемыми «шутцманншафтами» (сокр. шума), общая численность которых по рапорту конца 1942 года составляла 47 974 человека.
Количество жертв этой второй фазы насчитывает 400 000, таким образом общее число жертв в результате мобильных акций уничтожения составляет 900 000. Вместе с массовыми убийствами, производимыми айнзацгруппами, «соединениями по борьбе с бандами», а также немецкой и румынской армией число жертв мобильных акций уничтожения составило в Советском Союзе около 1 миллиона 350 тысяч человек.
К концу второго этапа встала проблема уничтожения следов. Повсюду лишь слегка прокопанные горы трупов свидетельствовали о деятельности айнзацгрупп. В процессе разложения трупы раздувались и вылезали на поверхность. В июне 1942 года Гиммлер отдал приказ замести следы казней и поручил это командиру зондеркоманды 4a штандартенфюреру СС Паулю Блобелю. Была составлена специальная зондеркоманда с обозначением «1005» (Зондеркоманда 1005), задачей которой было вскрыть массовые захоронения и сжечь трупы. Однако задача была выполнена лишь частично, прежде чем Красная армия окончательно овладела в 1944 году территориями, затронутыми деятельностью айнзацгрупп.
Так называемый процесс над айнзацгруппами (нем. Einsatzgruppen-Prozess) был одним из последовавших за Нюрнбергским процессом, который проходил с 1947 по 1948 год и окончился обвинительным приговором. Пунктами обвинения (по тексту обвинения от 25 июля 1947 года) были преступления против человечности, военные преступления и членство в преступных организациях. Обвинение выдвинули Соединённые Штаты. 10 апреля 1948 года 14 приговорённых к смерти были повешены, двое приговорены к пожизненному заключению и пятеро получили от 10 до 20 лет лишения свободы.
В фильме "Иди и смотри" действует «15 айнзацкоманда». В титрах фильма указано: «628 белорусских деревень были уничтожены вместе со всеми жителями».
Американский растчет станкового пулемета Browning M1917A1 высаживается из армейского пикапа Dodge WC21. 25.11. 1941
Масса станка 24 кг. Боец выкидывающий могокилограмовый станок, явно супермен. Повредить станок вероятность большая и результат может быть очень неприятным. Если погнуть, будет морока с наведением. Увеличится время установки пулемёта на позиции, потребуется дополнительное выравнивание за счёт подкладок под повреждённую опору на твёрдом грунте или подкапывание других опор на мягком. Боец прыгающий в обнимку с телом пулемета (18 кг.), имеет шанс зарыться в грунт. Да и бойцы с патронными ящиками (у одного из них емкость системы охлаждения) рискуют. Но фото очень динамичное и интересное.
Замена двигателя на американском бомбардировщике В-17 «Летающая крепость» с именем собственным «Flak Eater» (пожиратель зениток) с помощью крана на шасси грузовика Federal C-2. 1944 год.
Подполковник Эванс Карлсон и майор Джеймс Рузвельт с захваченным японским флагом после рейда на атолл Макин. август 1942
Командир 2-го рейдерского батальона подполковник Эванс Карлсон (Evans F. Carlson), и майор Джеймс Рузвельт (James Roosevelt) с захваченным японским флагом после рейда на атолл Макин. Впоследствии майор Рузвельт подарил трофейный флаг своему отцу — президенту США Франклину Рузвельту.
Портрет немецкого солдата Антона Билгри, впоследствии попавшего в советский плен
Источник: Личный архив А. Е. Нечаева.
Фотография была подарена немецким военнопленным Антоном Билгри пятнадцатилетнему ярославцу Александру Нечаеву. Из воспоминаний Александра Ермиловича Нечаева (1929 г.р.): «В Ярославле немецкие пленные проживали в большом доме, недостроенном до войны, на углу современных улиц Некрасова и проспекта Ленина. Антон, в числе других военнопленных работал на складах, находившихся на улице Большая Октябрьская. Александр с друзьями часто меняли у пленных различные безделушки (значки и пр.) на продукты и сигареты. Как точно познакомился Александр с Антоном, он не помнит, но выделил его из других, потому что тот, по выражению Александра, был „доходной“ (доходяга), выглядел плохо, хотя как и все пленные был всегда аккуратно и чисто одет. На обмен у него практически ничего не было. Александр стал его подкармливать просто так. Как-то раз пригласил его к себе домой. Пленные в Ярославле ходили по городу без конвоя и Антон, в перерывах между работой стал иногда заходить к Александру. Он приходил в дом, садился у печки и тихо грелся. Мать Александра так же всегда давала ему что-нибудь поесть, хотя семья и не „жировала“. Естесственно из-за языкового барьера особого общения не было. В знак благодарности за доброе отношение Антон подарил свою фотографию Александру. Отношение соседей к тому, что в семью приходит немец, было нормальным, никто не сказал ни одного плохого слова и даже косо не посмотрел. Все понимали, что немцы тоже люди и им „кисло“ и „жрать“ хочется. Да и отъявленных фашистов в городе не было. Хотя если бы они до Ярославля дошли, то отношение к ним, наверное, было бы другим. Приблизительно в конце 1945 или начале 1946 гг. Александр проходя мимо дома, где жили пленные хотел передать что-то из продуктов, но Антона не было. По словам других пленных, его отправили, а вот куда непонятно, то ли домой, то ли перевели в другой лагерь. С тех пор о нем ничего неизвестно».
Игорь Растеряев. Дед Агван.(стих). сильное стихотворение.
Боевая группа Мюленкамп 5-й танковой дивизии СС «Викинг» движется по улице деревни в восточной Польше. июль 1944
Боевая группа Мюленкамп (Kampfgruppe Mühlenkamp) 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (5.SS-Panzer-Division «Wiking») движется по улице деревни в восточной Польше, в ходе попыток сдержать наступление Красной Армии в операции «Багратион». Солдаты перемещаются в бронетранспортере Sd.Kfz. 251. На втором плане танк «Пантера» Pz.Kpfw. V. Ausf. A c тактическим номером 533.
Немецкие обозники сдаются советским войскам на косе Фрише-Нерунг.
9 мая 1945
В конце апреля 1945 года часть земландской группировки (остатки 5 разбитых немецких дивизий, около 35 тысяч человек) были блокированы на косе Фрише-Нерунг, подвергаясь непрерывным ударам авиации и постоянному артобстрелу с южного берега залива Фриш-Гаф. Кроме того, часть группировки была уничтожена или взята в плен советским десантом. В ночное время незначительная часть войск была вывезена по морю. 9 мая 1945 года оставшиеся немецкие войска на косе (около 22 тысяч человек) капитулировали.
Справа советские солдаты на джипе Dodge WC-52 (Weapons Carrier— носитель оружия, перевозчик) американского производства, предоставлявшегося по ленд-лизу.
Красноармейцы выгружают лодки с грузовиков для переправы через реку южнее Воронежа.
Носовой полупонтон тяжелого понтонного парка Н2П образца 1932 г.
Советские солдаты готовятся переправиться на лодках через реку южнее Воронежа
Переправа — учения по форсированию водных преград. На заднем плане через эту водную преграду имеется целый мост, да и солдату, стоящему посреди реки, вода доходит лишь до середины бедра.
Опытный образец немецкого бронетранспортера Sd. Kfz. 251/20 «Фальке» с 600-мм инфракрасным прожектором
Такие машины должны были обеспечивать более эффективные действия (обеспечивать «подсветку» местности) танков «Пантера», оснащенных инфракрасными приборами ночного видения. Место механика-водителя оборудовано инфракрасным прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG/1250).
Связисты одного из подразделений морской пехоты Северного флота на полуострове Средний. Мурманская область
Колонна разбитой техники танковой дивизии СС «Дас Райх» (2.SS-Panzer-Division «Das Reich») на обочине дороги. Сен-Дени-ле-Гаст, Франция. 31.07.1944
В колонне: бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. D, бронетранспортер инженерных подразделений Sd.Kfz.251/7 Ausf. D, остов автомобиля Horch 901 и далее бронетранспортеры Sd.Kfz.251 Ausf. D. В кадре присутствует сгоревший танк Sherman М4 3-й роты 67-го танкового полка (67th Armored Regiment) США. По дороге движется джип Willys MB 2-й танковой дивизии (2nd Armored Division) США. Голова данной колонны запечатлена на следующей фотографии.
Американцы осматривают подбитые немецкие САУ «Хуммель» (№ 110 Clausewitz) и бронетранспортер Sd.Kfz. 251 из состава танковой дивизии СС «Дас Райх». На переднем плане труп немецкого солдата. Чемодан возле убитого — деревянный ящик для 2-х снарядов к 7.5 cm KwK 42, которая стояла на «Пантерах».
Пленные красноармейцы, захваченные частями 4-й армии вермахта в боях за Смоленск. Август 1941 года.
Немецкие солдаты в бою на железной дороге под Смоленском. июль 1941
На платформе стоит танк КВ-1 выпуска марта—апреля 1941 года. На машину нанесен камуфляж. Возможно, этот танк принадлежал танковому батальону Орловского БТУ, который в июле 1941 года был направлен в состав 57-й танковой дивизии Западного фронта.
Следующий снимок из этой же серии.
Немецкие солдаты ведут бой в районе Смоленска, укрывшись за советским танком КВ-1 на железнодорожной платформе. июль 1941
Курсовой пулемет отсутствует, ствол зачехлен машина на платформе, люк мехвода открыт, значит какие-то подготовительные работы для разгрузки проводились незадолго до событий на фото. Состав стоит где-то на сортировке или большой грузовой станции. Соседние составы выгорел вчистую. Платформа с танком частично выгорела, под самим танком доски только обгорели. Похоже предварительно станцию сильно бомбили.
Трое чернокожих американских авиационных техников смотрят на небо на итальянском аэродроме Рамителли. март 1945
Поле аэродрома покрыто специальной металлической сеткой, позволяющей самолётам взлетать и садится в любую погоду.
Экипаж немецкой САУ «Штурмгешутц» (StuG.III Ausf.G) командира 1-й батареи 237-й бригады штурмовых орудий гауптмана Бодо Шпранца (Bodo Spranz). Смоленская область. 1943 год
На орудийном стволе нанесено стилизованное изображение танка и 33 белых кольца, указывающих на количество подбитой экипажем бронетехники. Кроме того, на рукаве Шпранца (1920—2007) присутствуют нашивки о четырех лично уничтоженных единицах бронетехники. Кроме подбитой бронетехники кольца у немцев наносились и за уничтоженные орудия , минометы , автомашины и пулеметные гнезда .
Перекур советских бойцов. 1945
До Берлина остается 77 километров.
Один «самокруточку» «тянет» аж пальцы жжёт, а другой — крутит не спеша. На груди есть награды и знак Гвардия.
Греческие артиллеристы ведут огонь из горного варианта французской 65-мм пушки (Canon de 65M Mle1906 L/18.5) в горах во время войны с Италией зимой 1940/41 годов.
Эта фотография в Греции является одним из символов борьбы греческого народа с итальянскими интервентами во время Второй мировой войны. 28 октября – День «Охи». «Охи» («όχι») – в переводе с греческого означает «нет». Греки относятся к этому празднику примерно так же, как жители постсоветского пространства ко Дню Победы. Ежегодно в этот день граждане страны вывешивают на общественных зданиях и жилых домах государственные флаги, устраивают военные и студенческие парады. Но если День Победы связан с окончанием войны, то День «Нет» – с её началом.
В 4 утра 28 октября 1940 года посол Грацци предъявил премьер-министру Греции ультиматум. Выслушав предложение обеспечить беспрепятственный пропуск итальянских войск к портам, аэродромам и другим «стратегическим позициям» в Греции, Метаксас ответил кратко: «Нет». Через полтора часа, в половине шестого утра, итальянская армия атаковала пограничные пункты греков на албанской границе.
Вот что говорил известный греческий археолог и ветеран той войны М. Андроникос: «Ни Муссолини, ни любой разумный человек не ожидали в этих условиях сопротивления Греции. Поэтому когда мир узнал, что греки не собираются сдаваться, первой реакцией было удивление».
В результате действий Италии и Германии, Греция была захвачена. 4 мая 1941 года в Рейхстаге Гитлер заявил: «Историческая справедливость обязывает меня заявить, что из всех противников, которые нам противостояли, греческий солдат сражался с наибольшим мужеством. Он сдался только тогда, когда дальнейшее сопротивление стало невозможным и бесполезным».
Успехи Греции в войне с Италией имели большое значение для всего хода Второй мировой войны, даже несмотря на то, что в конечном итоге Греция всё же была захвачена. Италия вынуждена была удерживать в Албании значительные силы, которые ей были очень нужны в войне в Африке – в Ливии и Эфиопии. В результате уже в 1941 году британцы освободили от войск Муссолини Эфиопию, Эритрею и Сомали, закончив кампанию в Восточной Африке.
А самую радикальную оценку итало-греческой войне сделал тот же Гитлер. 30 марта 1944 года в беседе с актрисой и режиссером Лени Рифеншталь фюрер заметил: «Вступление Италии в войну обернулось для нас катастрофой. Если бы итальянцы не напали на Грецию и им не понадобилась наша помощь, война приняла бы другой оборот, мы бы успели захватить Ленинград и Москву до наступления русских морозов».
Кто знает, если бы старый греческий генерал, придерживавшийся фашистских взглядов, не сказал в этот день в 1940 году «нет» итальянскому послу – на какое число приходился бы День Победы?
























