История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги.

Доброго дня, пикабушники! Сегодня, продолжая повествовать вам о значимых фигурах в мире Оригами, хочу рассказать про удивительного человека, Эрика Жуазеля. Мой первый пост о родоначальнике современного оригами тут: http://pikabu.ru/story/istoriya_origami_akira_yosidzava_azbu...


Итак, Эрик Жуазель - французский мастер оригами; специализировался на так называемом 'методе влажного (мокрого) складывания'; все свои изящные скульптуры Эрик создавал исключительно с помощью бумаги и воды, не прибегая ни к клею, ни к ножницам.

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Родился Эрик Жуазель в местечке Энгьен-ле-Бэн, близ Парижа. В молодости он сначала изучал право, затем – переквалифицировался в скульпторы. В начале 80-х Эрик столкнулся с работами Акиры Йошизавы (Akira Yoshizawa) – и оригами навсегда покорило его сердце. Казалось бы, что сложного может быть в простом ежике? Что ж, у Эрика Жуазеля на создание первого ежа ушло 6 лет. Любой, кто видел этого ежа – сложенного из одного куска бумаги, с острыми иголками, воплощающего саму сущность 'ежистости' – ни на миг не усомнится, что ни одна секунда из этих шести лет не была потрачена зря:

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

При слове 'оригами' в первую очередь в голову приходят бумажные самолетики, хлипкие кораблики и сложенные из тетрадных листков в клетку стаканчики. Творения Жуазеля, однако, отличаются от вышеописанного так же сильно, как картины Рембрандта или Дали отличаются от детских рисунков в стиле 'палка-палка-огуречик'. Каждая из скульптур Эрика стоит несколько тысяч долларов; они выставлялись в лучших музеях мира – в том числе и в Лувре (Louvre) – и являются украшением целого ряда частных коллекций.

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

В начале своей карьеры Жуазель об оригами даже и не помышлял; он всегда мечтал стать скульптором. Искусству сложения красивых фигурок из листов бумаги Эрик обучался по большей части самостоятельно; вероятно, именно поэтому его творения не похожи на фигурки других известных коллег. Люди, животные и фантастические создания – все они напоминают не столько творения из обычной бумаги, сколько самые настоящие статуи. Из умелых рук Жуазеля выходили как небольшие, размером с ладонь фигурки, так и солидные скульптуры практически в натуральную величину:

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Создание чертежа новой скульптуры могло занять у Эрика несколько лет; собственно сложение – несколько сотен часов. Для самых больших работ, естественно, требовались соответствующего размера листы бумаги – 5 на 8 метров, размер средней нью-йоркской квартиры.

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель
История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Среди всех фигурок нельзя было найти двух одинаковых. Сам мастер всегда говорил, что ремесло он избрал невероятно трудное. Когда его спрашивали, сколько времени уходит на одну скульптуру, он обычно отвечал '35 лет' – именно столько времени у Жуазеля заняло постижение всех секретов оригами. Техника 'влажного складывания' предполагает, что, предварительно размягчив бумагу водой, складывающий может производить не только прямые, но изогнутые, искривленные сгибы. Изначально складывается 'база' фигурки из сухого листа:

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Далее, при помощи воды и ловких рук, база превращается в изящные скульптуры, которые, кажется, вот-вот оживут и заиграют свою незамысловатую мелодию:

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Начинал Эрик с, пожалуй, самой популярной темы во всем оригами – животных; кроме уже упомянутого ежа, Жуазель может похвастаться на редкость изящными черепахой, морским коньком и многими другими:

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Затем мастер начал делать маски, а позднее – фигуры людей:

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Одной из самых известных работ Жуазеля на 'человеческую' тематику стала группа музыкантов – небольшие, всего в фут высотой каждый, фигурки, были исполнены с филигранной четкостью. Особое очарование фигуркам придавали тщательно выписанные детали – нахмуренные брови и натруженные, изрезанные венами руки. У каждого музыканта был миниатюрный инструмент – скрипка, туба, саксофон или арфа; инструменты также были сделаны из бумаги:

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель
История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Легендарный мастер скончался 10-го октября 2010-го, в Аржантее, что близ Парижа. Было ему на момент смерти 53 года.

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги. Оригами, История, Искусство, Мокрое складывание, Длиннопост, Мастер, Эрик Жуазель

Эрик Жуазель не сделал огромного коммерческого успеха на своем поприще, он, ради развития направления мокрого складывания в оригами, рано оставил свою работу и своё первое дело - скульптуру. Французский маэстро оставил после себя огромное наследие, подняв технику мокрого складывания до невиданных ранее высот. Оригами, из простого искусства складывания бумаги, в лице Эрика, переросло в настоящее искусство скульптуры. Бумага встала в один ряд с камнем, глиной и бронзой.

Лига Оригами

567 постов3.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В Сообществе действуют правила:

1. Личное оскорбление карается баном;

2. Посты, несвязанные с тематикой оригами - удаляются;

3. Фотографии, загружаемые в Сообщество, должны быть четкими, не замыленными, с достаточным светом;

4. Будьте снисходительны, ведь добрый совет/помощь всегда лучше бессмысленной критики;

5. Если вы прикрепляете к посту фотографии, сделанные НЕ Вами, то желательно указывать автора/не ставить тег "моё";

6. Неадекватность - бан.