Броненосец Слава

«Слава» — эскадренный броненосец Российского Императорского флота серии Бородино, последний из восьми российских двухтрубных броненосных кораблей, строившихся до кораблей класса дредноутов. Был достроен уже после Русско-японской войны 1904-1905 годов и к моменту ввода в строй относительно устарел. Использовался как учебный корабль для аттестации кадров. Принимал активное участие в Первой Мировой Войне: поддерживал своим огнем русскую армию в атаке и обороне. Охранял Рижский залив. В ходе боя с германскими дредноутами 4 октября 1917 года получил тяжелые повреждения, и был подорван экипажем на входе в Моонзунд. С 1926 года разбирался на металл прямо на месте гибели.

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост

История создания

Постройка и испытания


Заготовка набора, переборок, листов обшивки и т.п. производилась при постройке «Князя Суворова» в двойном экземпляре, так что со спуском последнего на воду Балтийский завод немедленно приступил к установке на стапеле уже готовых конструкций корпуса, не тратя времени на их изготовление.

16 августа 1903 г. на Балтийском заводе в присутствии императора Николая II состоялся спуск на воду эскадренного броненосца «Слава».

Ввиду событий начала 1905 г. — расстрела 9 января демонстрации рабочих и начавшейся после этого бессрочной политической стачки забастовочные настроения появились и у бригад мастеровых-балтийцев, выполняющих достроечные работы на линкоре. А.А. Бирилёв очень опасался, что в случае распространения забастовки командированных к ним присоединятся и рабочие Пароходного завода, поэтому предпринял широкие предупредительные меры, а чуть позже издал строгий приказ, запрещающий любые отлучки и предписывающий заниматься только достройкой и вооружением корабля.


31 мая 1905 г. линкор снялся с якоря на Большом Кронштадтском рейде и, имея на борту комиссию контрадмирала А.Н. Паренаго, представителей МТК и Балтийского завода, вышел в море. При полном безветрии и волнении, не превышавшем 3 балла, корабль лёг на прямой курс и ровно в 12.00 приступил к официальной 6-часовой пробе на полный ход.

В ходе проведенных испытаний, комиссия отметила, что главные и вспомогательные механизмы работали удовлетворительно, но автоматическое питание требовало ручной регулировки и в соединительных конусах некоторых котлов наблюдалась течь, не имевшая существенного значения.

Линкор сидел на 4 дюйма ниже расчётной ватерлинии, что соответствовало избыточной нагрузке в 216 т. 10 июня после вскрытия и разборки большинства частей подвели итог осмотра машин и котлов. В целом механизмы корабля выдержали пробу на полный ход хорошо, но некоторые другие замечания все же имелись.


16-го июля броненосец ушёл в Биорке, где на следующий день были испытаны действием подводные торпедные аппараты, рулевые указатели Гейслера положения руля и электрическая машинная телеграфная установка. С 16 по 18 июля комиссия произвела испытание системы электрического управления рулём.

Затяжка с устранением всех дефектов по вспомогательным механизмам отсрочила приём в казну машинной установки корабля на целый год. 27 июня 1906 г. МТК своим журналом по механической части № 17 положил сообщить ГУКиС, что, рассмотрев все «документы по исполнению механизмов броненосца «Слава» и принимая во внимание, что обе главные машины развили в общей сложности на 577 индикаторных сил больше, чем обусловлено спецификацией, при меньшем расходе угля.

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост

Описание конструкции


Корпус

По конструкции линкор Слава был практически полностью идентичен своему предшественнику линкору «Князь Суворов», в свою очередь являющемуся улучшенным вариантом линкора «Император Александр III». По типу взаиморасположения основных связей корпуса «Слава» проектировался по традиционной английской бракетной (клетчатой) системе Э. Рида.


Корпус «Славы» набирался из 100 шпангоутов со шпацией 1200 мм. Шпангоутные рамки и интеркостели выполнялись из листовой стали толщиной 9,5 мм. толщина наружной обшивки борта на миделе составляла 15 мм, внутренней - 9,5 мм, а днища соответственно 17,5 и 11 мм.

Переборки исполнялись из стальных листов толщиной 9 мм и укреплялись вертикальными стойками от верхнего дна до нижней палубы. Как и все его предшественники, «Слава» имела трюмную продольную переборку из двух листов по 19,85 мм, расположенную от 13 до 87 шпангоута. Снизу она упиралась в 5 стрингер,а сверху — в скос нижней броневой палубы. Со стороны трюма переборка подкреплялась по всей высоте вертикальными стойками швеллерного сечения 203x76 мм.

На миделе её отстояние от наружного борта составляло 1,98 м, в оконечностях уменьшалось до 1 м и менее. По высоте наружный лист этой переборки не доходил до скоса, так что в верхней своей части на протяжении около 1 м она уменьшалась в толщине до 19,85 мм. Выше скоса нижней палубы эта вертикальная переборка располагалось от 13 до 87 шпангоута параллельно наружному борту и создавала коридор за бортовой бронёй. Переборка выполнялась из стальных листов толщиной 15 мм и укреплялась в плоскости шпангоутов со стороны борта вертикальными стойками швеллерного сечения 178x70 мм.


Еще одной особенностью архитектуры корпуса кораблей серии «Бородино», принятой в соответствии с французской школой «Цесаревича», был высокий (2,30 м) фальшборт спардека. В нижней части он имел ширину 2,17 м, вверху 1,09 м. В просторных объёмах фальшборта хранились установленные там ступенями в три ряда, свёрнутые матросские койки. Двойное дно простиралось от 13 до 87 шпангоута. Всего в корпусе имелось 167 водонепроницаемых отделения.

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост

Бронирование


«Слава», как и все линкоры серии «Бородино», бронировалась по французской системе «Цесаревича». Основой её был полный, от штевня до штевня, пояс по ватерлинии, состоявший из двух рядов крупповских цементированных плит, расположенных горизонтально — нижний высотой 1,98 м, верхний — 1,62 м. Толщина этих плит составляла от 145 до 194 мм.


Боевая рубка «Славы», овальной формы, имела высоту 1,52 м и внутренние размеры 5790x3200 мм. Она состояла из шести плит толщиной 203 мм, поверхностно-упрочнённых способом Круппа. Крыша боевой рубки толщиной 38 мм выполнялась из маломагнитной стали, пол и его подшивка — также из маломагнитной стали соответственно в 10 и 30 мм. Вертикальная плоская плита, перекрывающая выход из рубки, отстояла от её задней кромки на 0,76 м и была выполнена из крупповской цементированной брони в 152 мм.

Боевое отделение 12" установок защищалось вертикальными плитами крупповской цементированной брони в 254 мм, 6" установок — 152 мм. Крыша выполнялась из легированной (хромоникелевой) стали «специального качества».

Вес всей брони составлял 4535 т, или 33,5% от нормального проектного водоизмещения в 13 516 т.

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост

Экипаж и обитаемость


Экипаж по штату 1904 г. состоял из 744 человек команды и 28 офицеров и классных чинов (врачей и священника). Офицерские каюты находились по бортам на верхней палубе в корму от средних 6″ башен, а также сразу за второй дымовой трубой с освещением через палубные иллюминаторы в палубе полубака. В корму от бортовых кают располагались помещения командира, адмирала и его флаг-офицеров. В самой корме надстройки находился просторный (около 65 м²) салон адмирала. На средней палубе офицерские каюты простирались в корму от батареи 75-мм артиллерии. Команда располагалась на рундуках от 21 до 48 шпангоута.

В процессе службы линкора и внесения в его конструкцию технических усовершенствований, изменений в составе вооружения и т.п. количественный состав экипажа претерпевал изменения. По предвоенной табели комплектации «Славы» её экипаж состоял уже из 27 штаб- и обер-офицеров, 21 кондуктора и 829 нижних чинов (унтер-офицеров и рядовых).


Вооружение


Главный калибр


При вступлении в строй в 1905 году, главный калибр линкора был таким же, как и у всех представителей его серии, а именно: четыре 12-дюймовых орудия главного калибра, массой 42,75 тонны и длинной ствола 40 калибров были размещены в двух башнях. Станки 12" орудий в общем по типу повторяли удачные станки гидравлических установок «Трёх Святителей» и трёх кораблей серии «Петропавловск».


Основным недостатком 12" установок на первых порах продолжала оставаться медленность заряжания. В 1907 году, когда установки «Славы» были всесторонне освоены экипажем было отмечено, что цикл заряжания 12" орудий корабля составляет 90 с — втрое больше, чем на британском «Эдуарде VII» (30 с) и ещё более, чем на французском «Репюблик» (26 c).

Эта медлительность в значительной степени объяснялась 20-секундным промежутком времени на открывание затвора, обусловленного его конструкцией: применявшийся в русских 12"/40 орудиях одноступенчатый шестисекторный затвор системы М.Ф. Розенберга мог открываться и закрываться только вручную, для чего соответствующий номер расчёта должен был сделать 27 полных оборотов тяжёлым рычагом. Сказывались и необходимость придания орудию для открывания затвора нулевого угла возвышения, затем перемещение орудия в угол заряжания (7°), снова приведение в угол закрытия затвора (0°) и уже потом наводку.


6-дюймовая артиллерия — 12 орудий «Канэ» в 45 калибров длиной — размещалась в 6 парных башнях в носу. И вертикальное наведение (+20 -5°), и горизонтальное производилось как от электропривода, так и вручную. 6" орудия в 45 калибров имели раздельно-гильзовое заряжание; подача боезапаса из погребов осуществлялась нориями (бесконечная цепь Галля с ковшами для элементов боезапаса) — снарядной (под дульной частью пушек) и зарядной (под казённой частью).

Нории для снарядов и патронов общими приводами были связаны между собой так, что подача снарядов и патронов в башню производилась одновременно. Загрузка ковшей норий в погребах производилась: снарядов — храпами, гильз — вручную. Поданные в боевое отделение башни снаряды из ковшей опрокидывались на качающиеся лотки, откуда по неподвижным желобам протаскивались в откидные желоба для досылания в камору орудия. Досылание производилось ручным прибойником в пределах угла заряжания +3 — -3°.


Реально сектора обстрела носовых 6" башен «Славы» левого и правого борта составляли соответственно 138 и 140° (по проекту 135°), кормовых — 125 и 135° (по проекту 135°), средних — 145 и 153° (по проекту 176°).


Вспомогательная/зенитная артиллерия


В соответствии с исходным проектом противоминная артиллерия «Славы» подразделялась на два калибра: 75-мм/50 орудия располагались за бронёй в трёх казематах (носовом, среднем и кормовом), 47-мм пушки были установлены открыто на носовых и кормовых мостиках.


Из 20 75-мм орудий системы «Канэ» на палубных станках по 4 находилось в казематах в оконечностях и 12 — в единой батарее под верхней палубой в средней части корабля. 47-мм артиллерия корабля, изначально состоявшая из 20 орудий (16 на носовых и кормовых мостиках и 4 для вооружения минных катеров), к 1908 г. была демонтирована. Исключение составили четыре орудия на нижнем кормовом мостике, переведённые в разряд салютных.


Минно-торпедное вооружение


Как и все корабли серии «Бородино», «Слава» по проекту имела два надводных и два подводных торпедных аппарата, однако к 1908 г. на линкоре оставалось лишь два подводных аппарата. Надводные торпедные трубы в носу и корме, как потенциально опасные для поражения в артиллерийском бою во время готовности к выстрелу, демонтировали — по опыту Русско-японской войны было признано, что перспектива крупных разрушений собственного корпуса в подобном случае не перевешивается малой вероятностью торпедирования из них неприятельского корабля.

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост

История службы


Кампания 1914 года


Кампания 1914 г. выдалась на редкость продолжительной. 10 апреля линкоры вышли в море и пробыли там трое суток. В течение похода производились простейшие эволюции: ночью — отражение минных атак и практика плавания без огней, а в последний день похода — двухстороннее маневрирование совместно с бригадой крейсеров.


4 июня 1914 г. на рейд Ревеля пришла британская эскадра линейных крейсеров. 23 июня бригада линкоров с другими частями флота выходила на двухстороннее маневрирование на Ревель-Поркаллаудской позиции, которое было затем повторено 30 июня в присутствии великого князя Кирилла Владимировича. С 23 июня по 9 июля бригада продолжала курс стрельб. 9 июля линкоры выходили на маневрирование с подводными лодками.

После этого 17 июля бригада перешла в Ревель, перед полуночью была сосредоточена у Наргена. В ожидании неминуемого, как казалось в те дни, прорыва кайзеровского флота через горло Финского залива к Кронштадту и Петрограду, линейные корабли держались у острова всю ночь и 18-го вышли в море к весту от позиции для прикрытия постановки минного заграждения, крейсируя на меридиане Пакерорта.

19 июля Германия объявила войну России; утром этого дня корабли перешли из Ревеля к острову Нарген, затем вдоль кромки поставленного минного поля вернулись в Гельсингфорс. 20 июля они снова перешли к Наргену и, простояв там сутки, 21-го продолжали мобилизационные мероприятия — принимали запасы, сдавали в порт лишние шлюпки и прочее имущество, в готовности немедленно выйти в море для принятия боя на минно-артиллерийской позиции. Однако с вступлением в войну 22 июля Англии эти опасения несколько ослабли.


Но обозначилась другая проблема. 26 июля последовала мобилизация шведского флота, хотя и не очень многочисленного (его силы оценивали в 8 броненосцев береговой обороны 1-го класса и 9 2-го и 3-го, а также 4 больших миноносца и 40 малых), но вполне способного, в случае выступления против России, создать дополнительные сложности на театре. понимая это, адмирал Эссен решил пуститься на крайне рискованный в политическом отношении шаг: внезапным ударом всех своих сил уничтожить главные силы шведского флота в его базах, не дожидаясь развёртывания и соединения с германским.

28 июля «Слава» в составе бригады линкоров вышла в «шведский поход», имевший целью ультимативно принудить Швецию к нейтралитету, а в случае отказа уничтожить её флот. В 17.15 три линкора, возглавляемые «Рюриком» под флагом адмирала Эссена («Император Павел I», «Цесаревич», «Слава») с 1 -й минной дивизией на левом траверзе вышли в море курсом на Готска-Санде, к северу от о. Готланд.

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост

Кампания 1915 года. Бои в Рижском заливе


Кампанию 1915 г. Балтийский флот начал необычайно рано: для предотвращения возможной попытки занятия противником Або-Оландского района и создания здесь временной базы миноносцев и подводных лодок (относительно этого плана имелись агентурные сведения), командующий флотом Н.О. Эссен решил сосредоточить в районе крупные силы — 2 линкора-додредноута, 2 крейсера, 2 дивизиона миноносцев, кандолки, минные заградители и подводные лодки. В качестве основного элемента устойчивости этого оперативного соединения были избраны «Слава» и «Цесаревич», в соответствии с новым планом боевого порядка главных сил сведённые с начала кампании 1915 г. в 4-ю маневренную группу.

Приказ о выдвижении обоих линкоров последовал 25 марта,а 29-го с рассветом линкор вышел в Ревель. 5 апреля бригада выдвинулась в Пипшер, а после в Юнгфрузунд и стояла здесь до конца апреля. В течении мая - июня проводились стрельбы, маневрирование и другие учения, а позже было принято решение привлечь «Славу» и «Цесаревича» для обеспечения операции по бомбардировке Мемеля. 18 июня в 18.00, по срочному предписанию начальника 1-й бригады крейсеров, бригада прибыла в Пипшер. 19 июня, во время боя «Рюрика» с «Рооном», адмирал Бахирев, получив сведения, что из Данцига на поддержку последнего вышли два додредноута-«дойчланда», распорядился «Славе» и «Цесаревичу» немедленно выйти в море для поддержки. Но позже линкоры получили радиограмму двигаться в Ревель. И в 3.15 стали на Ревельском рейде.


В июле 1915 г., после занятия германской армией Курляндии и выхода её на южное побережье Рижского залива, а также возросшей, начиная с конца мая, активности у Либавы и Виндавы лёгких морских сил противника, в штабе командующего флотом Балтийского моря возник план усиления корабельной группировки морских сил в заливе тяжёлым кораблём. Выбор пап на «Славу». Перевод «Славы» в Рижский залив, о чём немцам стало известно в тот же день, заставил их ускорить приготовления к прорыву, поскольку с появлением линкора давление на приморский фланг германской армии в Курляндии должно было существенно возрасти. «Слава» была переведена в залив исключительно вовремя: не прошло и недели, как линкору представился случай вступить в бой с противником — 26 июля немцы приступили к операции по форсированию Ирбен.

Для прорыва в залив и обеспечения операции с моря противник развернул значительные силы — 8 дредноутов, 7 додредноутов, 3 линейных крейсера, 9 крейсеров, 54 эсминца и миноносца, 39 тральщиков, а также минные заградители и корабли обеспечения. Эти силы в два с лишним раза превосходили весь русский Балтийский флот. Цель операции состояла в прорыве в Рижский залив, уничтожение там наличных русских морских сил, минирование Моонзунда и содействие флангу армии с моря. В состав Морских сил Рижского залива (МСРЗ) входили додредноут «Слава», 4 канонерские лодки, дивизия эсминцев, 4 подводных лодки и минный заградитель «Амур».


На рассвете 26 июля немцы приступили к прорыву. В 3.50 тральщики начали траление фарватера в средней части Ирбен. Их действия прикрывали линкоры «Брауншвейг» и «Эльзас», крейсера «Бремен» и «Тетис». Мористее держались остальные 5 додредноутов и 4 крейсера. После прохода первой линии заграждений тральщики попали под огонь русских канонерских лодок «Храбрый» и «Грозящий», подошедших из Моонзунда. По ним открыли огонь главным калибром оба германских линкора прикрытия.

Около 10.30 подошла «Слава». «Брауншвейг » и «Эльзас» сразу перенесли огонь на неё, сделав с дистанции 87,5 кбт по несколько залпов. «Слава», к этому времени имевшая фактическую дальность его сильно изношенных 12" орудий на наибольшем угле возвышения (15°) лишь 78 кбт, не отвечала. После шестого залпа она отвернула и вышла из зоны действия артиллерии германских линкоров.

Около 13.00 немцы, прошедшие две лини заграждений, наткнулись на третью. После подрыва крейсера и эсминца и гибели тральщика германский штаб воспринял эту новость с определённым унынием — перспектива прорыва в залив и блокирования минами до темноты Моонзунда таяла, отложить прорыв до утра не позволяли малые запасы угля. Германский командующий вице-адмирал Э. Шмидт отдал приказ прервать операцию и начать отход, а в довершение неудачи в 14.05 подорвался на мине и затонул тральщик Т-58.


Первая встреча «Славы» с противником не ознаменовалась открытием огня (по этому поводу немцы строили самые разные догадки). Причина заключалась в нежелании командования линкора и флагманского артиллериста 2-й бригады Л.М. Галлера демонстрировать противнику меньшую дальнобойность его орудий. На будущее же было предложено, наскоро опробовано и позднее успешно осуществлено на практике заполнение водой трёх бортовых отсеков не стреляющего борта, что давало крен в сторону от противника 3°, при этом дальность действия 12" артиллерии возрастала на 8 кбт.

Оптимальность этого значения следовала из следующих наблюдений: при крене большем 3° сильно затруднялось действие зарядников и вообще заряжание орудий, при крене в 5° бортовой пояс полностью выходил из воды, а при крене большем 3° манипуляции с перекрениванием происходили слишком долго. В итоге решили остановиться на значении в 3°, принимая по 100 т воды в три бортовых отсека, что занимало 10— 15 мин.

Весь следующий день «Слава» простояла на рейде Аренсбурга в полной боевой готовности, но противник не появлялся, а после того, как было выяснено, что он прекратил операцию, линкор вечером вернулся в Куйваст.


Попытка прорыва в Рижский залив была повторена через неделю. Германское командование выделило силы, которые состояли из дредноутов «Нассау» и «Позен», лёгких крейсеров «Грауденц», «Пиллау», «Бремен» и «Аугсбург», 30 миноносцев и эсминцев, 26 тральщиков, двух дивизионов катерных тральщиков, восьми сторожевиков, минного заградителя «Дойчланд» и трёх пароходов-брандеров для затопления в гавани Пернова.

В ожидании новой атаки германского флота на Ирбены «Слава» стояла на рейде Аренсбурга. 3 августа в 12.19 на находившийся в пятнадцатиминутной готовности линкор поступила радиограмма с приказом о выходе на позицию у Ирбен. Через десять минут корабль начал движение и поднял пары во всех котлах и полным ходом двинулся на позицию.

Около 13.45 «Слава» приблизилась к маяку Церель, обнаружив к весту значительные силы противника. В 14.05, когда дистанция до противника составляла 120 кбт, немцы открыли огонь по «Славе », сделав 6 залпов, которые легли с недолётом от 1,5 до 15 кбт. «Слава» отошла немного на ост и на меридиане маяка Церель легла на нордовый курс, поле чего приняла крен на правый борт в 3°30' и, «для прогревания орудий, поверки дальномеров и чтобы не молчать на выстрелы противника », дала два залпа из 12» орудий.


Большие недолёты вынудили прекратить стрельбу. К 16 часам дистанция до противника сократилась до 105— 110 кбт, после чего дредноут «Нассау» произвёл по «Славе» 9 залпов, которые ложились уже ближе к кораблю. «Слава» не отвечала. В 16.50 у южного берега пролива были замечены идущие большим ходом на ост два миноносца, и с предела дальности открыли по ним огонь 6" калибром, после чего миноносцы отошли. В ответ на это по «Славе» немедленно открыли огонь «Нассау» и «Позен»; линкор прекратил стрельбу так как снаряды стали ложиться весьма близко. Огонь противника продолжался около 5 минут, было произведено не менее 10 залпов.


Спустя 15 минут с дистанции 85 кбт открыла огонь по тральщику, а затем по крейсеру «Бремен», В ответ на это по «Славе» опять начали стрелять оба германских дредноута, падения залпов которых ложились близко с недолётами и перелётами. В 17.50 «Слава» прекратила огонь по «Бремену». Первый день повторной операции прорыва вновь закончился для немцев ничем — протралить заграждения в Ирбенах и войти в залив они так и не смогли.

Утром 4 августа «Слава» снялась с якоря и полным ходом двинулась на позицию. Была сильная мгла и туман, поэтому на первых порах на линкоре не смогли заметить противника, который после ночёвки к западу от пролива вновь готовился повторить попытку прорыва.


В 7.20 с корабля увидели вспышки выстрелов, а затем падения германских снарядов около миноносцев сопровождения; была пробита боевая тревога. Видимость к весту продолжала составлять 40— 50 кбт. В 7.45 противник сосредоточил огонь по «Славе», причём самих кораблей всё не было видно. После нескольких перелётов снаряды стали ложиться близко, в 7.52, после 5 залпов, огонь был прекращён. Линкор лёг на курс, выйдя из зоны обстрела.

В 8.40 дальномерщики линкора заметили германские миноносцы и тральщики на дистанции около 85-90 кбт. Линкор всё ещё не мог открыть огня по причине того, что из башен не видели цели. Через пять минут германские дредноуты залпами с больших перелётов открыли по «Славе» интенсивный огонь и в «Славу» одновременно попало три 11" снаряда. Сразу перестал действовать рулевой привод и корабль пошёл, управляясь машинами. Дредноуты не прекращали осыпать «Славу» снарядами, продолжавшими ложиться близко от корабля, и в 8.58 после 12-го залпа прекратили огонь. На корабле быстро справились с пожарами и повреждением в руле, в связи с опасностью возгорания в погребе левой кормовой 6" башни его помещение пришлось затопить.


Следующий прорыв немцев в залив и отход основных сил МСРЗ в Куйваст сделали положение «Славы» весьма рискованным. Не имея возможности ни прорваться назад в Балтику через Ирбены, ни уйти на север из-за мелководья, кораблю оставалось только принять неравный бой на невыгодной позиции, исход которого представлялся предрешённым. На Славе готовились к «последнему параду». 8 августа на линкоре получили сведения немцы оставили Рижский залив — понеся чувствительные потери в корабельном составе, в отрыве от своих баз снабжения и не имея перспективы удержать за собой захваченный водный район в отсутствие оборудованного пункта базирования, противник увёл свой флот вторжения назад в Балтику.

Линкор участвовал в операциях против приморского фланга германской армии под Ригой. 23 сентября он вёл многочасовой бой с береговыми батареями у мыса Рагоцем и Шмардена, выпустив 111 12" и 120 6" снарядов. 8, 9 и 10 октября он поддерживал десант у Домеснеса, произвёл демонстрацию у Роэна и обстрелял мыс Мессарогоцем (выпущено 90 6" снарядов). Благодаря в первую очередь поддержке тяжёлой артиллерии «Славы» русские сухопутные войска, дрогнувшие было после начала 17 октября германского наступления, к исходу 24 октября остановили противника и восстановили положение почти на всех участках фронта. 28 и 29 октября корабль обстрелял неприятельский укреплённый пункт Кеммерн, выпустив 28 12" и 250 6" снарядов, а 29-го — Рагоцем.

26 ноября на линкоре происходила церемония раздачи Георгиевских крестов и медалей за дело 12 сентября, всего было награждено 66 человек (15 георгиевских крестов и 51 медаль).

Кампания 1916 года


В кампанию 1916 г. «Слава» вступила, находясь на якорной стоянке у Вердера. 14 апреля на стоявшую неподвижно на бочках «Славу» совершили внезапный налёт два германских гидроплана, сбросившие 12 бомб. Три из них попали в линкор, результатом чего стала гибель 1 матроса и ранение 9 (из них 4 впоследствии скончалось).


Была сыграна воздушная тревога, по аэропланам успели выпустить 11 75-мм и 50 40-мм снарядов, однако попаданий отмечено не было. Этот налёт положил начало серии германских авиаударов по продолжавшему стоять неподвижно кораблю: воздушные атаки повторились в ночь на 18 цеппелин сбросил 10 бомб, не достигших цели и 20 апреля три низколетящих гидроплана сбросили безрезультатно 19 бомб, по ним выпустили 76 75-мм и 19 40-мм снарядов.


Основной задачей «Славы», состоявшей в Отряде морских сил Рижского залива, на предстоящую кампанию являлась артиллерийская поддержка сухопутных частей приморского фланга XII армии. В конце июня 1916 г. линкор принял участие в нанесении контрудара по скоплениям германских частей к западу от Риги, готовящихся перейти в наступление.

В операции участвовали также «Храбрый», «Грозящий», 8 эсминцев-«добровольцев» и гидроавиатранспорт «Орлица », осуществлявший разведку и прикрытие кораблей оперативной группы с воздуха. В течение 19, 20 и 21 июня «Слава» выпустила по противнику 36 12" и 92 6" снаряда. Германские аэропланы совершили на линкор 9 налётов, на которые он отвечал огнём своей зенитной артиллерии, произведя по воздушному противнику в общей сложности 170 выстрелов из 75-мм орудий и 18 из 40-мм. В ходе контрбатарейной борьбы в броневой пояс правого борта линкора попал 210-мм снаряд, не пробивший броню.


В начале июля «Слава» поддерживала, на этот раз гораздо более интенсивно, масштабное наступление частей XII армии к западу от Риги, имевшее целью вытеснение противника из Курляндии. Главные силы Отряда Рижского залива в том же составе, что и за две недели до этого, утром 2 июля, одновременно с началом артподготовки армейской артиллерии, открыли огонь по береговым целям. В течение со 2 по 4 июля «Слава» выпустила по противнику 88 12" и 234 6" снаряда, в ответ подвергаясь обстрелу с его береговых батарей.


Ни одного прямого опадания линкор не получил, на палубе впоследствии обнаружили несколько осколков разорвавшихся неподалёку снарядов. В связи с увеличившейся активностью сторон под Ригой германское командование в конце июля 1916 г. приступило к подготовке новой операции по прорыву в Рижский залив.


В конце лета и начале осени «Слава», совершая периодические переходы из Моонзунда в Аренсбург, проявляла эпизодическую активность.

9 октября было получено распоряжение разгружать корабль и готовиться к переходу Моонзундским каналом из Рижского залива в Гельсингфорс для ремонта и замены 12" орудий.

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост

Пост получился слишком длинным потому продолжение в комментариях.

А кому не интересно тому еще картинок:

Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост
Броненосец Слава Корабль, История, Российская империя, Флот, Длиннопост