Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита

Минойская цивилизация входит в группу культур Эгейской цивилизации, существовавшей на островах Эгейского моря и материковой Греции в период с третьего по первое тысяче до нашей эры (европейский бронзовый век).


Эгейскую цивилизацию иногда называют крито-микенской, что не совсем корректно, так как помимо Крита и Микен в этом регионе существовали и другие культурообразующие центры. То есть культура Крита и Микен регионально и хронологически захватывает лишь часть Эгейской цивилизации.


На Крите и соседних островах (например, кикладский остров Тера) сформировалась уникальная культура, которая сегодня считается первой развитой цивилизацией Европы, оставившей после себя колоссальный пласт архитектурных комплексов, предметов искусства, инструментов, оружия, религиозных и бытовых артефактов. У этой цивилизации было собственное письмо, ни у кого не заимствованное, оригинальное. Причем оно существовало в нескольких вариантах – так называемые критские иероглифы, линейное письмо А и линейное письмо Б. Также на Крите существовала самобытная религиозно-мифологическая концепция со своими традициями и обрядами.

Цивилизация Крита называется минойской цивилизацией по имени мифического царя Миноса, построившего Кносский дворец. Минос широко известен благодаря мифу о Тесее и Минотавре. Действие этого мифа разворачивается в лабиринте недалеко от Кносского дворца, который по легенде был построен инженером, архитектором и изобретателем Дедалом (известен благодаря мифу о Дедале и Икаре).

Кносский дворец – далеко не единственное дошедшее до нас доказательство былого величия минойской культуры. На Крите обнаружено множество подобных комплексов, например – дворцовый комплекс Фест. Все это сложные многоуровневые строения с фонтанами и возможно висячими садами. Их стены украшены замысловатыми фресками, они имеют сложную водопроводную и канализационную систему.

Минойцы торговали практически со всеми современными им странами Ближнего Востока. Вместе с критскими купцами путешествовали художники, поэты и исследователи. Они принесли минойскую культуру на Киклады (острова в Эгейском море), в Египет периода Древнего Царства, на Кипр, Ханаан, Левант и в Анатолию. Это была одна из самых больших и самых развитых цивилизаций своего времени. При этом минойцы почти ни с кем не воевали, расширяя свое влияние за счет торговли и дипломатии, а не огнем и мечом.

Самым большим вопросом остается вопрос о том, почему с середины второго тысячелетия до нашей эры Минойская культура начинает угасать. На этот счет существует много гипотез – от масштабного вторжения из Микен до извержения вулкана на острове Тера, которое подняло колоссальное цунами, обрушившееся на Крит. Ниже я подробно рассмотрю эти гипотезы.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Общие сведения о минойской религии

Наиболее древние минойские тексты, написанные на глиняных табличках критскими иероглифами и линейным письмом А, до сих пор не расшифрованы. Лингвистам удалось расшифровать только линейное письмо Б, однако тексты, созданные с использованием этого более позднего письма, не содержат концептуальных сведений об оригинальной минойской религии.

Тем не менее, до нас дошло много изобразительных источников, включая фрески на стенах, расписные сосуды и ларнаксы (погребальные конструкции из дерева и керамики). Также на Крите обнаружены тысячи статуэток, колец, подвесок, амулетов и артефактов религиозного назначения. Суммарно этот комплекс находок позволяет в относительной степени реконструировать минойскую религию. Отдельные фрагменты древних критских мифов присутствуют в общегреческой мифологии.

Некоторое время считалось, что минойская религия в отличие от религиозных систем современных ей Египта, Месопотамии и Сирии, вообще не имела мест поклонения, храмов или их аналогов. Но современные исследования показали, что дворцовые комплексы (те же Кносс и Фест) как раз и были храмами, выполняя помимо прочего религиозные функции. Также для проведения религиозных обрядов минойцы широко использовали пещеры и горные пики, на которых устанавливали Рога посвящения и другие культовые конструкции.

Наиболее часто встречающиеся религиозные символы на Крите – это бык, уже упомянутые Рога посвящения, двусторонний топор лабрис и змея. Также культовым для минойской цивилизации выступает символ лабиринта. Предполагается, что во главе минойского пантеона стояла некая богиня, которую иногда называют Богиней змей (или Богиней-змеей). Возможно, она олицетворяла мать-землю или была дуалистическим – одновременно солярным и хтоническим божеством.

Предполагается, что религиозная система на Крите была глубоко внедрена в быт всех слоев населения. Потому что ритуальные артефакты и изображения обнаружены на острове повсеместно, не только в дворцово-храмовых комплексах. При этом у нас нет точных сведений о том, на каком уровне взаимоотношения находилась религиозная и светская власть. Ведь те же дворцы-храмы в первую очередь выступали резиденциями местных правителей. На этот счет есть несколько научных теорий, которые я подробно рассмотрю ниже.

В середине второго тысячелетия до нашей эры, когда минойская культура приходит в упадок, местные боги активно заменяются общегреческими, оригинальные мифологические сюжеты исчезают, частично изменяются. В это время начинают обожествлять Ариадну, верховным богом становится Зевс. Некоторые боги сливаются с местными аналогами (например, у критян был Вельханос, замененный впоследствии Гефестом, причем именно критский Вельханос является предтечей римского Вулкана).

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Асасара – Богиня змей

Основная теория принадлежит Артуру Эвансу, британскому археологу, который раскопал Кносский дворец. Именно он выдвинул теорию о том, что цивилизация Крита поклонялась Богине-змее и являлась теократической. При теократии высшей властью на земле наделяется определенное божество и монарх фактически правит от имени этого божества. То есть политика и религия на Крите составили неразделимый институт.

Помимо изображений и статуэток Богини-змеи обнаружено несколько изображений молодого мужчины с копьем, которого Эванс идентифицировал как бога. Учитывая наличие такого атрибута как копье, справедливо предположить, что бог имел воинские черты. При этом копье в древних культурах Европы и Азии выступало фаллическим символом и указывало на доминирующее мужское начало, то есть потенциально главным в минойском пантеоне мог быть бог-мужчина. Однако эта гипотеза несостоятельна, поскольку артефактов с изображением потенциального бога очень мало, тогда как с богиней – несколько сотен и они на Крите повсеместны.

На основании росписи в Кносском дворце Артур Эванс предположил, что во время религиозных ритуалов критские жрецы и жрицы, по всей видимости, перевоплощались в богов, разыгрывая религиозные сюжеты. Эта теория подтверждается более поздними эллинскими религиозно-философскими течениями. В частности – элевсинскими, вакхическими и орфическими мистериями, где во время проведения ритуалов также разыгрывались сюжеты из мифов, скрывая под собой некий дидактический подтекст.

Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении о том, что минойская Богиня змей была верховным божеством и имела обширные функции. Ее ассоциируют с Потнией Ферон (Potnia Theron, с древнегреческого переводится как «Властительница животных»). Это распространенный на Ближнем Востоке мифологический персонаж. Например, в Греции Понтией Ферон была Артемида, аналогичный образ встречается в Анатолии (Сидящая женщина из Чатал-Хуюка). В Месопотамии это было мужское божество – Хозяин животных. Ключевыми атрибутами Хозяина животных, как и у минойской богини, выступали змеи.

Вероятно, Богиня-змея Крита была одновременно богиней плодородия, материнства, достатка. Однако венгерский исследователь Карл Киреней высказывает альтернативную версию. По его мнению, главным женским божеством минойской цивилизации была Ариадна, дочь царя Миноса, которую в некоторых текстах называют Хозяйкой лабиринта. В частности, именно так она названа в кносских табличках, надписи на которых выполнены линейным письмом Б. По версии Киренея, лабиринт может выступать многоплановой метафорой, как отображение жизненного пути человека или как его духовные поиски. Проблема этой версии в том, что Ариадну на Крите стали обожествлять уже под греческим влиянием. Потенциально она и раньше могла быть богиней (той же Богиней змей), но подтвердить это мы не можем.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Есть несколько артефактов, обнаруженных в Кносском дворце, которые, как предполагается, изображают Богиню-змею. Среди них особенно выделяются две фигурки, открытые Артуром Эвансом. Бо́льшую фигурку он назвал Богиня змей/Богиня-змея, меньшую – Жрица змей. На этот счет до сих пор ведутся споры. Возможно, обе фигурки изображают богиню, либо наоборот – обе изображают жриц. А может это два разных женских божества. В дальнейшем было найдено еще несколько похожих артефактов и изображений женщин, одетых так же, как фигурки, обнаруженные Эвансом. Все они имеют характерную длинную юбку, рубашку с коротким рукавом, обнаженную грудь и высокую корону. Также все они держат в руках змей.


Есть версия, что минойская богиня была не Богиней змей, а Богиней-змееборцем. Возможно, фигурки изображают как раз мотив борьбы со змеями, как воплощением подземного мира. В этом контексте минойская богиня могла быть солярным божеством. Проблема версии в том, что на большей фигурке Эванса и на некоторых других фигурках корона богини увенчана змеей. Также змеи присутствуют на одежде и на теле фигурок.


Любопытно, что фигурки Эванса сделаны из фаянса, который в Древнем Египте использовался в посмертных ритуалах и связывался с загробным миром. А на короне меньшей фигурки расположена на змея, а кошка. Изначально корона этой фигурки была неполной, кошка находилась рядом. Артур Эванс сопоставил фрагменты и они совпали. Некоторые исследователи пытались оспорить это действие, но, похоже, кошка действительно являлась частью меньшей фигурки.

Возможно, меньшая фигурка изображает то же божество, но с атрибутами, модифицированными сторонним влиянием. Мы знаем, что минойская цивилизация имела плотные контакты с Египтом, где кошки воспринимались как священные животные. Вероятно, кошачий культ был воспринят минойцами и они дополнили символом кошки свою богиню. Однако неясным остается характер персонажа – была ли она все же хтоническим или солярным божеством.

Есть несколько более поздних бронзовых фигурок, которые тоже изображают женщину с обнаженной грудью. Но здесь женщина немного наклонена вперед, возможно, это указывает на то, что она жрица, а не богиня. Тем не менее, поверх волос у нее четко различимы три змеи. Сразу вспоминаются греческие горгоны со змеями вместо волос и вполне возможно, что эти мифологические образы возникли под влиянием минойской культуры.

Самая поздняя группа подобных находок – так называемые минойские маковые богини. Это терракотовые фигурки, изображающие толи богинь толи жриц с воздетыми руками. От раннего образа остались длинная юбка, обнаженная грудь и корона. Но змей практически нет. У нескольких фигурок на короне птицы (возможно, голуби), у большинства – маковые головки. Учитывая, что в греческих мифах мак был растением Гипноса, бога сна, предполагается, что эти фигурки изображают богиню сна или, возможно, богиню смерти. Второй вариант более вероятен, если вспомнить, что изначально у минойской богини главным атрибутом были змеи, универсальный символ смерти и подземного (иного) мира.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

С другой стороны, мак также был символом греческой Деметры, богини урожая. Так что минойская Богиня змей все же могла отвечать сразу за несколько аспектов, включая плодородие и хозяйство (открытая грудь как раз может выступать символом плодородия). Карл Киреней подтверждает сходство мотивов. Причем он предполагает, что критский культ был воспринят элевсинскими мистериями и распространен по всей классической Греции. Возможно, минойцы делали опиум из мака, который использовался в религиозных ритуалах. Так или иначе, но большинство исследователей сходятся во мнении, что универсальный для Средиземноморья образ Magna Dea (Великая Богиня) был воспринят остальными цивилизациями от минойской, где он зародился.

В верованиях пелазгов (предки греков) змея была символом смерти и одновременно возрождения, возможно – цикличности жизни. Это связано с тем, что змеи сбрасывают кожу, метафорически перерождаясь. В этом контексте змея рассматривается также в Месопотамских культах и в индуизме. А в дионисийских мистериях Греции змея олицетворяла мудрость и плодородие. Исследователь Мартин Нильсен уверен, что дионисийский культ воспринял этот образ от минойцев.

Греческую Европу, которую Зевс похитил и унес на Крит, часто ассоциируют с финикийской Астартой, которая была богиней плодородия, любви и войны. В изображениях Астарты также присутствуют змеи. Напоследок я оставил самую яркую параллель с египетской богиней-змеей Уаджет, защитницей Гора и мира смертных. На территории Египта даже обнаружено несколько похожих статуэток, но они идентифицированы, как жрецы, а не жрицы. Хотя на них тоже присутствуют змеи.


Мы не знаем имени минойской богини, так как линейное письмо А не расшифровано. Однако некоторые его символы постепенны переводят. В частности, сегодня этим занимается историк Харальд Хаарман. Надписи, идентифицирующие богиню, он предварительно обозначил как A-sa-sa-ra или A-sa-sa-ra-me, что в переводе, как предполагает исследователь, означает Хозяйка/Повелительница/Владычица.


У всех фигурок богини есть особый узел, которым ее одежда завязана под грудью. Эванс условно назвал его сакральный узел, потому что он часто встречается как отдельное изображение вместе с лабрисом, одним из ключевых религиозных символов минойской цивилизации, который, как я расскажу ниже, скорее всего тоже связан с верховной богиней. Причем сочетание сакрального узла и лабриса дает характерный символ, похожий на египетский анх и тиет (знак Исиды). Оба египетских символа связаны с цикличностью, перерождением и вечной жизнью.

Резюмируя. Изначально главным божеством минойцев неоспоримо была некая богиня, которую возможно звали Асасара. Похоже, она почиталась как некий универсум, одновременно солярное и хтоническое божество, выступая покровительницей животного и растительного мира, плодородия и хозяйства. Ее ключевым атрибутом была змея и, возможно, кошка. Справедливо предположить, что она также выполняла роль психопомпа, то есть провожатого душ умерших. Возможно даже, что этот культ был монотеистическим.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Минойские демоны

В минойском изобразительном искусстве, особенно на ритуальных предметах и в росписи храмовых залов, часто встречаются антропоморфные персонажи с головами львов и бегемотов, а также с характерно животными нижними конечностями. Эти существа всегда изображены либо парами, либо большими группами. Предполагается, что они не были богами, скорее помощниками богов, возможно, посредниками между миром богов и миром людей.

В научной литературе эти существа называются либо демонами, либо гениями (в значении «добрый дух»). Исходя из сюжетов, в которых они участвуют, существа либо положительные, либо нейтральные. Так как они часто изображаются с сосудами в руках, было высказано предположение, что минойские демоны – это предтечи греческих фавнов, которые прислуживали Дионису, поднося ему кувшины с вином. С другой стороны, некоторые из этих демонов имеют явные черты бегемотов, на основании чего была выдвинута версия об их связи с древнеегипетской богиней Таверет.


Таверет изображалась как антропоморфный бегемот. Она считалась богиней-защитницей детей, покровительствовала беременным женщинам и родам. Также выполняла функции богини плодородия. Возможно, минойские демоны-гении играли аналогичную роль.


Д. Вайнгартен обнаружил уникального демона с головой льва на одной из критских печатей. Этот демон вооружен мечом, либо копьем. По сюжету, изображенному на печати, он сначала убивает быка, а затем помогает некоему человеку убить другое чудовище, напоминающее льва. Если быка можно связать с минотавром, а человека с Тесеем, то загадкой остается второе существо, которого они убивают вместе. Кроме того, в оригинальном мифе Тесею никто не помогал, кроме Ариадны (дочь Миноса помогла ему выбраться из лабиринта, но не участвовала в бою).

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Вайнгартен предполагает, что это более древняя версия исконно критского мифа. В дальнейшем миф видоизменился и распространился по всей Греции. Что касается непосредственно минойских демонов, то у исследователя нет идей насчет того, кем они могли быть. Однако он отмечает, что есть целый ряд изображений, где существа участвуют в жертвоприношении богам. При этом кроме описанного эпизода с печати демоны больше нигде никого не убивают и даже не держат в руках оружия.

В Древнем Риме тоже существовала вера в гениев – неких духов-посланников богов, которые зачастую выступали в роли ангелов-хранителей. Многие гении были персональными, некоторые общими. Отличали, например, гения войны, гения свободы, гения императора и даже гения конкретного императора (например, есть скульптура гения Цезаря Августа).

Резюмируя. Точные функции минойских демонов нам не известны. По всей видимости, это были некие сверхъестественные существа, духи, помощники и посланцы богов, возможно – защитники людей. Похоже, с одним из гениев был связан древний критский миф, который лег в основу известного греческого мифа о Тесее и минотавре. Этот миф потенциально подтверждает функции гения как помощника и защитника человека. Возможно, эти духи были персонализированы или наоборот, олицетворяли воплощение идеи или явления, как гении в Древнем Риме.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Талос – автоматон Крита

Согласно общегреческой мифологии, Талос (или Талон) был огромным бронзовым механизмом в форме человека с крыльями. Талос был создан, чтобы защищать Крит от пиратов и других внешних врагов. Он трижды в день облетал территории, подконтрольные критскому царю.

До нас не дошло ни одного оригинального мифа о происхождении автоматона. Однако в Библиотеке Псевдо-Аполлодора приводятся три версии, известные древнегреческим исследователям. Согласно первой версии, Талос был последним сохранившимся творением «медной расы». По Гесиоду «медная раса» населяла землю в период между Серебряным и Героическим веком под властью Зевса. Эта раса была потомком народа мелии или мелианских нимф, людей ясеня, которые появились из капель крови Урана, упавших на Гайю (Землю). Мелии жили на Крите, именно они заботились о Зевсе, пока он был маленьким, будучи спрятан матерью от своего отца Кроноса.

В отличие от миролюбивых предков, «медная раса» видела цель своего существования в войне, она изобрела множество смертоносных механизмов, люди этой расы были сильными и жестокими. По одной из легенд они уничтожили сами себя. Но по легенде о Девкалионе, царь Аркадии Ликаон принес в жертву Зевсу мальчика. Зевс был разгневан человеческим жертвоприношением. Он решил, что «медная раса» недостойна продолжать свое существование и уничтожил мир, вызвав колоссальный потом. Выжил лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. При этом по Гесиоду люди Серебряного века стали «благословенными духами подземного мира», а «медная раса» после истребления обитает в «темном доме Аида».

По другой версии, приведенной Псевдо-Аполлодором, Талос был выкован из бронзы Гефестом с помощью циклопов. Бог-кузнец подарил создание Миносу, чтобы тот мог защитить свою мать Европу, супругу Зевса, которая жила на Крите. Кстати, общегреческий культ бога-кузнеца берет начало на Крите, где он был известен как Вельханос.

Третья версия повторяет вторую с той разницей, что в ней Талос не антропоморфное существо с крыльями, а бронзовый бык. По всей видимости, третья версия наиболее поздняя и не имеет отношения к оригинальной критской мифологии, так как на всех сохранившихся изображениях (например, на критских серебряных драхмах) Талос выглядит как крылатый человек.

Интересно, что на критском диалекте слово «талос» (Talos) эквивалентно общегреческому слову «гелиос» (Helios), что значит «солнце». Когда минойцы начали почитать общегреческих богов, Зевс у них назывался Зевс Талос, то есть «Зевс Солнечный». Что касается конкретно Талоса, то в связанных с ним сюжетах есть одна закономерность. На критских изображениях он всегда победитель, но на изображениях, найденных за пределами Крита (например, на вазе из Ятты), он всегда побежден.

Также у греков есть миф, согласно которому Талос был подарен Зевсом лично Европе. По другой фрагментарной легенде, этот бронзовый механический человек являлся сыном Креса, который, по всей видимости, был богом-воплощением острова Крит. В эпической поэме «Аргонавтика» Аполлония Талос описан как огромный крылатый бронзовый человек, откалывающий камни от гор и метающий их во все проплывающие мимо корабли, чтобы они не приближались к Криту.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

В одной из византийских энциклопедий описан миф, в котором Талос каким-то образом попал к сардинцам и те не хотели возвращать его Миносу. Тогда Талос вошел в огонь, раскалился докрасна и обнял лидеров сардинцев, превратив их в пепел.

Единственный миф, связанный с гибелью Талоса, считается очень поздним. Он тоже описан у Псевдо-Аполлодора. Согласно этому мифу, Талоса убила дочь царя Колхиды колдунья Медея. По одной версии она свела его с ума чарами духов смерти (хересов), по другой обманула, обещав, что существо станет бессмертным, если убрать из его щиколотки медный гвоздь. В действительности, этот гвоздь закрывал единственную «вену» в теле Талоса, по которой бежала его жизненная сила (в «Аргонавтике» этот эпизод тоже есть, там жизненная сила Талоса названа «ихор, подобный расплавленному свинцу»). Когда гвоздь был удален, механическое создание погибло.


Питер Грин, первый переводчик «Аргонавтики», отмечал, что миф о гибели Талоса, вероятно, стал предтечей знаменитого мифа об Ахилле (Ахилесе). Они оба, критский автоматон и герой троянской войны, были непобедимы, но имели единственное уязвимое место на ноге.


Британский археолог Артур Кук, первым предположил, что элемент оригинального мифа, описывающий, что в теле Талоса была «единственная вена», имеет под собой реальную основу. Вероятно, здесь мог подразумеваться метод литья по выплавляемым моделям. Этот метод позволяет выплавлять сложные модели, но внутри объекта остается полая «вена», которую обычно затыкают/заваривают. Археология подтверждает, что минойцы знали этот метод литья.

Другие исследователи (например, Роберт Грейвс) предполагают, что, возможно, реальный Талос был внушительной бронзовой статуей, которую на Крите отлил Дедал. В любом случае наиболее любопытен здесь тот факт, что в мифах Талос описан именно как автоматон. То есть он не был живым существом. Гефест создал его и заставил работать как механизм, а не вдохнул в него жизнь. При этом, как пишет, например, Талия Хау, за пределами Крита к образу Талоса, похоже, относились с подозрением. Тогда как у минойцев он определенно был героем-защитником.


На этот счет есть один любопытный факт. Выше я уже отметил, что минойцы не были воинственным народом. Это выражалось прежде всего в том, что их великолепные дворцы не имели никакой защиты. Это были дворцы-храмы, но не крепости. На Крите и ближайших островах вообще нет военных сооружений, датируемых временем расцвета минойской культуры. Учитывая эти факты, можно потеоретизировать, что минойцам действительно не нужны были никакие стены, если их острова защищал боевой автоматон, неуязвимый для мечей и стрел. Вот только откуда он взялся в третьем тысячелетии до нашей эры?..


Любопытно, что в армии США некоторое время разрабатывался проект боевого роботизированного экзоскелета TALOS(Tactical Assault Light Operator Suit). Этот проект предполагал создание чего-то подобного броне Тони Старка из франшизы «Железный человек». В 2019 году TALOSофициально закрыли. А еще в Портленде (Орегон) стоит бронзовая скульптура, изображающая некое механическое существо на трех ногах. Скульптура называется Talos №2.

Резюмируя. Оригинальные критские мифы о Талосе до нас не дошли. Но на Крите и по всей Греции долгое время бытовали легенды о механическом существе, которое защищало остров от опасностей и контролировалось царем Миносом. Со временем образ Талоса как защитника в мифах Крита был вытеснен образом Зевса. У греков же Талос выступал отрицательным персонажем.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Астерион – Хозяин Лабиринта

Слово «минотавр» греческое по происхождению, образовано сращением основ Μίνως (Минос) и ταῦρος (бык). То есть переводится как «Бык Миноса». Но этим именем существо называли только за пределами Крита и ближайших островов. Минойцы называли минотавра Астерион (или Астерий).

Имя Астерион (Ἀστερίωνος в переводе «Звёздный») фигурирует во многих греческих мифах. Но нас интересуют два из них. Согласно первому, Астерион – это настоящее имя царя Миноса. Согласно второму, Астерионом звали первого правителя Крита, отца Миноса.


Также есть мифы, в которых Астерион – это один из титанов. В другом мифе так назван слуга звездного бога Астрея. Еще одна легенда повествует об Астерионе, сыне Миноса и Андрогинии из Феста. Этот Астерион был великим воином и полководцем, он покинул Крит, чтобы присоединиться к богу Дионису в завоевании Индии. После похода Астерион остался в Колхиде, основав там древний и почитаемый род.


Оригинальные критские мифы об Астерионе не сохранились, однако до нас дошел широко известный греческих миф с участием этого персонажа. Согласно основному варианту мифа, Минос был не единственным претендентом на трон Кносса и всего Крита. Он соревновался со своими братьями и добился расположения Посейдона, который даровал ему огромного белоснежного быка в знак своего покровительства.

По уговору Минос должен был принести быка в жертву своему покровителю, но царь не смог убить величественное животное. Вместо этого он принес в жертву богу множество других животных, однако Посейдон не принял их. В отместку бог морей сделал так, что Пасифая, жена Миноса и царица Крита, влюбилась в жертвенного быка. У царицы из-за чар, наведенных Посейдоном, помутился рассудок и она приказала Дедалу изготовить из бронзы полую корову, чтобы она могла забраться внутрь и таким образом спариться с быком.

Дедал, будучи человеком подневольным, был вынужден выполнить волю царицы и сохранить ее тайну под страхом смерти. Результатом этого противоестественного союза стал Астерион. Есть несколько его описаний. Согласно Овидию, это был наполовину человек, наполовину бык. По другим источникам он имел полностью человеческое тело, но голову быка.


Существо, которое позже назовут минотавром, фигурирует еще в одном греческом мифе. Он более поздний, но считается, что появился независимо от критского мифа. Согласно этой истории, облик человека-быка принял бог Ахелус, соблазнивший Деяниру, калидонскую принцессу и супругу Геракла.


Пасифая скрыла своего ребенка от людских глаз и пыталась ухаживать за ним. Но ни материнское молоко, ни обычная человеческая еда не могли утолить голод существа. Астерион стремительно вырос и понял, что лишь людская плоть может насытить его.

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита История, Крит, Мифология, Минотавр, Талос, Видео, Длиннопост

Пасифае пришлось рассказать Миносу о чудовище, которое сбежало из дворца и начало убивать людей по всему острову. Минос поехал к Пифии, дельфийскому оракулу, чтобы спросить совета богов. Согласно указаниям Пифии, Минос приказал Дедалу выстроить недалеко от Кносса (не под самим комплексом, а рядом) подземный лабиринт, чтобы поместить туда Астериона. Дедал исполнил волю царя, построив огромный лабиринт, в который можно было войти, но невозможно выйти.


Принято считать, что оригинальный вид Астериона – человек с головой быка. Но многие исследователи (например, Хью Чисхолм) указывают на то, что самые ранние легенды говорят о человеке-быке, а не о человеке с головой быка. Это важно потому, что в «Энеидах» Вергилия минотавр изображен иначе – у него нижняя часть звериная, а верхняя человеческая. То есть получается существо, известное нам сегодня как кентавр. С тем лишь отличием, что у классических кентавров нижняя часть тела лошадиная, а у Астериона бычья.

Но даже в этом случае у Астериона все равно имелись рога на голове. Ведь мы знаем об одном из наиболее древних религиозных символом минойской культуры – Рогах посвящения. Подробнее о них я расскажу ниже. Кроме того, дошедшие до нас критские изображения Астериона – это бюсты, то есть каким это существо было ниже пояса у минойцев – мы не знаем. На этих бюстах Астерион выглядит как человек с головой быка, но на поздних греческих изображениях (роспись ваз), датируемых периодом от Vвека до н.э., у него полностью человеческое тело.


Самые ранние версии мифа об Астерионе заканчиваются его сокрытием в критском лабиринте. Миф о Тесее строго греческий и очень поздний. То есть он был придуман уже не минойцами. Тут ситуация аналогичная ситуации с Талосом. Продолжение истории о гибели персонажа принадлежит грекам. Похоже, после угасания минойской цивилизации ее мифологические персонажи намеренно убивались в новых мифах, что закономерно для того периода.

Что касается легенды о Тесее и минотавре, то начинается она с Андрогеоса, сына Миноса, который победил сразу в нескольких дисциплинах на Панафитнейских играх в Афинах. Дальше у мифа две версии. По одной, Андрогеоса убили афинские воины, которые завидовали его победам. По другой, Эгей, царь Афин, сказал, что Андрогеос не сможет убить белого быка, бывшего возлюбленного его матери. Бывшего, потому что после рождения Астериона Пасифаю «отпустило».


О том, как бык попал с Крита на материк, повествует седьмой подвиг Геракла. Герой сумел укротить существо и переплыл на нем море, приведя животное в Микены. Но царь Микен побоялся быка и выпустил его на волю. Так бык оказался у Марафона, где Андрогеос сразился с ним и был убит.


Дальше миф снова различается. Первая версия гласит, что Минос начал войну против Афин и разорил их. По другой версии, Афины постигла великая чума и Эгей согласился на условия Миноса, чтобы снять со своего народа проклятие богов. Условия тоже отличаются в разных вариантах мифа. Минос потребовал либо девять, либо семь юных дев (либо по семь дев и юношей), которые должны были спуститься в лабиринт к Астерию. В одних источниках эту жертву афиняне приносили каждые девять лет, в других – каждые семь лет, в третьих – ежегодно.


Увы, ограничение по знакам. Продолжение здесь.