Техника Чернобыля. Защита оной от радиации.
Сегодня расскажу про то, как люди защищали машины от воздействия радиации на их машины. А суть такова — металл довольно хорошо адсорбирует (т.е. впитывает) в себя эти смертоносные лучи. А техники требовалось много, выход ее из строя значил поступление новой. Да и сама работа водителя в тех условиях был труден, опять воздействие радиации. Для этого ликвидаторы и "одевали" своих машины в свинцовые латы. Причем сделано порой кустарно, а как же еще? С них и начнем.
Обычный КамАЗ миксер. Защиты от радиации ноль. По всей видимости, выезжал за пределы пром площадки. Но и он накопил столько радиации уже, что не больше не смог выехать за пределы 30 километровой зоны. На фото не различить госномер, значит уже присвоен свой, внутризоновский номер.
Еще КамАЗ миксер. На сей раз водителя побеспокоились о защите и обклепали место водителя листовым свинцом. Только что сделает 3-х миллиметровая "фольга" от тех рентген? Да, она снижала, но толку? Прошибала насквозь!
Видно, как пристукивали свинец к машине. Грубо и не эстетично? Зато хоть какая то задержка.
Трактор "Федя". Обернутый свинцом и начиненный аппаратурой, он чистил крышу машзала от обломков и кусков ядерного топлива. Судьба машина довольно быстро ясна — захоронена в спецмогильнике. А может и в каскадной стене. Как правило люди там не бывали. В смысле в машинах.
А это уже тяжелое обмундирование. Самопально изготовленное из более толстого свинца, каким-то образом приклепана, и по всей видимости приварена, к бульдозеру ДЭТ-250. Ну тут уже посолиднее будет, хотя вполне возможно и эта техника была на дистанционном управлении, работала непосредственно на промплощадке у реактора.
Башенка того же бульдозера, обернутая в свинцовые доспехи. Представьте, насколько увеличился вес оного богатыря?
Машин химразведки было мало, а нести службу, то бишь ездить и замерять уровни радиации как у блока, так и по Зоне, то ликвидаторы и здесь отличились. Вес стал неэпически большим, тормоза просто горели, а гоняли они порой и под сто в час, а тормозили еще дольше. Управляемость? Не, не слышал. Фото разрывает все сознание. Кстати, о машинах химразмедки можете прочитать здесь.
Если сказать вкратце, то от обычного БРДМа, у машины для химразведки стенки были дополнительно защищены свинцом, стояли фильтры для воздуха и еще некоторые улучшения. только все это сказалось на весе, скорости, маневренности и тесноте в салоне.
КрАЗы, ввиду своих богатырских способностей, старались привлекать на самых тяжелых работах — у стен будущего Саркофага — вывоз мусора, земли и прочего. Обшивка свинцом и вперед.
Первые снимки развороченного четвертого блока.
Автобус Таджикистан, прозванный там "Свинцобус".
Вот отрывок из заводского очерка к 50-летию ЧАЗа:
"У всех нас еще осталась боль от событий, произошедших на Чернобыльской атомной электростанции. В 1986 году за 15 дней было изготовлено 10 специальных автобусов с радиационной защитой для работы в зоне по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Работы велись в чрезвычайных условиях по 16…17 часов в сутки, и первая партия была отгружена в начале июня, затем было изготовлено и отправлено еще несколько партий автобусов. Автобус был оснащен агрегатом очистки воздуха и обработан герметиком. Основной защитой от радиации был двойной слой свинца, покрытый сверху пластиком, сваренный как единое целое для удобства мойки салона. Количество сидячих мест было уменьшено до 20, изменена конструкция сидений, изготовлена новая входная дверь, дополнительно были навешены свинцовые решетки по боковине для защиты сидящих пассажиров. Автобусы доставляли аварийные бригады к месту аварии. Было изготовлено более 50 автобусов".
От себя добавлю что большинство этих уникальных автобусов было захоронено в различных могильниках, и лишь несколько единиц остались на площадке в Рассохе. А сейчас… Не буду о плохом.
ЛАЗ 692. Основные отличия ЛАЗ 692 от ЛАЗ 695: в 692 были установлены свинцовые листы, закрывающие большую часть окна, отсутствовал люк в крыше, задняя площадка в салоне (над двигателем) была отгорожена (сидячих мест там не было), так же была установлена система фильтрации воздуха. Данные автобусы доставляли ликвидаторов на вверенные им участки работы, а если быть точнее, то на ЧАЭС. Т.к. в Россохе данных автобусов нет, можно сделать вывод, что они были утилизированы в Буряковке. Гражданские ЛАЗы вывозили людей при эвакуации.
Основной задачей радиоуправляемого бульдозера Komatsu D-355W, как, впрочем, и других радиоуправляемых бульдозеров, была расчистка стройплощадки ОУ от радиоактивного грунта. Т.к. радиус действия радиоуправления был небольшой, управление данной техникой производилось из кабины армейской бронетехники (например, из кабины ИМР). Остатки этого бульдозера и по сей день находятся на территории завода «Юпитер».
Обыкновенная "Стотридцатка" с необычной кабиной. Кабина была из свинцовых пластин и защищала от радиации. Носит полукустарный характер, но все же.
МАЗ 504В. Самой фотографии машины нет, но вот ее модель.
На завод в Кременчуге пришел приказ, изготовить срочно 18-20 самосвалов специально для Чернобыля. В течении пары недель машины уже были готовы к отправке. Из главных особенностей конструкции: одноместная кабина с броневой стали, хрустальное лобовое стекло, система очистки воздуха, кузов увеличенной емкости с высокими бортами. И вроде бы там в стенки кузова свинец залили. Подробнее про них можете прочесть здесь.
В окне виден водитель машины. Размер окна — чуть больше листа форматом А4. Толщина — 4 сантиметра и сделано было из хрусталя.
Работа непосредственно у стен саркофага. Понять не могу, кто втащил КрАЗ справа так, что у него короб с фарой почти оторван?
Машины, ввиду сильного радиационного загрязнение, захоронены в спецмогильниках и дальнейшая судьба неизвестна.
Сейчас идет строительство нового объекта Укрытие-2. Техники там много большой и разной. Только защиты от радиации у них нет, а может и есть, это никто не говорит. Но и сейчас там трудятся машины, которые когда то также самоотверженно работали там, защищая мир от смертоносных лучей. Данные машины уже никогда не выедут за пределы зоны, к ним также небезопасно приближаться. Работа на них не долгая. КрАЗы еще ездят так, старые и избитые, мятые. За ними ухаживают, поддерживают в бодром техническом состоянии. А дальше — переплавка, никакого захоронения. Рассохи уже нет.
Надеюсь, вам было интересно уделить некоторое количество своего времени для прочтения. На этом не остановлюсь и буду дальше писать про эту технику. А вот вам просто статья в интернете о самоотверженной работе людей в Зоне.


















