Греко-карфагенские войны
Греко-карфагенские войны (часть1)
Финикийская колонизация
В ходе второго этапа финикийской колонизации (IX — VII века до н. э.) тирийцы расширили зону своего присутствия в западном Средиземноморье, основав колонии в Африке, на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании. В 825 или 814 до н. э. группа изгнанников, потерпевших поражение в борьбе за власть в Тире, основала Карфаген. В отличие от других тирских колоний, Карфаген с самого начала был независимым государством, поддерживавшим с метрополией, в основном, культурные связи.
О первых полутора столетиях карфагенской истории в источниках сведений не сохранилось; по данным археологии, это было небольшое торговое поселение, не имевшее земельных владений. Его постепенный подъем начался с первой четверти VII века до н. э., когда в город прибыла новая волна финикийских переселенцев, вероятно, бежавших от ассирийского завоевания.
Колонизация Питиуссы
Около середины VII века до н. э. карфагеняне вывели свои первые колонии на остров Питиуссу (Ивиса), где были основаны поселения Эбес и Са Калета. Это были торговые фактории, обеспечивавшие связи с испанским побережьем и Тартессом. В самой Испании карфагеняне в то время еще не могли обосноваться, так как там существовали колонии Тира, для борьбы с которыми требовались значительные ресурсы. Владение Питиуссой позволяло занять ключевую позицию между Сардинией и Испанией.
Фокейско-карфагенская война
В конце VII — начале VI века до н. э. западное Средиземноморье стало ареной фокейской колонизации. Около 600 до н. э. фокейцы основали Массалию на лигурийском побережье, и начали устанавливать связи с Тартессом. Это вызвало противодействие пунийцев и привело к первой известной войне между греками и карфагенянами.
По словам Юстина, причиной войны был захват рыбацких судов, а затем массалиоты нанесли пунийцам несколько поражений. По словам Павсания, греки победили, так как имели более сильный флот, и в результате захватили часть побережья Лигурии, вытеснив оттуда пунийцев. Юстин пишет, что союзниками греков были какие-то испанцы, возможно, тартесситы.
Карфагеняне потерпели поражение, на Питиуссе им пришлось покинуть Са Калету. Эбес они сохранили, но его значение было подорвано, так как фокейцы господствовали в Львином заливе и соседних водах, где установили талассократию, продолжавшуюся, по Диодору, 44 года (примерно 590-е — 540-е годы до н. э.).
Развивая успех, массалиоты начали колонизацию восточного побережья Испании, основав поселения в финикийской зоне — Майнаку, всего в километре от Малаки, Алонис, южнее мыса Нао, и Гемероскопий. Это свидетельствует о тяжелом положении финикийцев, которые не смогли помешать конкурентам.
К концу VII века до н. э. объемы финикийского импорта в Италии резко падают, что свидетельствует об успехе греков, вытеснивших противника с этого рынка. Положение особенно обострилось после основания фокейской колонии в Алалии на Корсике около 560-х годов до н. э. Греки использовали её как базу для пиратских нападений, затруднив финикийцам доступ к берегам Италии.
Эта неудача заставила карфагенян на время прекратить заморскую экспансию и сосредоточиться на освоении африканского побережья, но завоевание персами Финикии и распад Тирской державы позволили около середины VI века до н. э. вернуться к борьбе в Испании и Сицилии.
Начало борьбы на Сицилии
Сицилийское побережье финикийцы колонизировали в IX — VIII веках до н. э., в период тирской талассократии, основав торговые фактории по всему острову. В последней трети VIII века до н. э. началось переселение греков. Греческая колонизация, в отличие от финикийской, была аграрной, количество поселенцев было сравнительно большим, и финикийцы быстро очистили восточную часть острова, перебравшись на запад, в земли элимов, где при поддержке местного населения осели в городах Мотия, Солунт и Панорм.
О военных действиях в это время ничего не известно; из сообщения Фукидида, опиравшегося на труды Антиоха Сиракузского, можно сделать вывод, что финикийцы, значительно уступавшие грекам числом, отступили если не добровольно, то, по крайней мере, мирно. Ю. Б. Циркин, впрочем, замечает, что историю колонизации обычно пишут победители. С аборигенами-сикулами греки не церемонились, поработив или изгнав их с захваченных территорий.
Исследователи, полагают, что три финикийские колонии во второй половине VII века до н. э. объединились в одно государство, во главе которого, возможно стояла Мотия, обнесенная около этого времени крепостной стеной. Причиной этого были успехи греческой колонизации: к середине VII века до н. э. греки основали на северном берегу Сицилии Гимеру, а на южном Селинунт. Полагают, что объединенными силами и при поддержке элимов финикийцы остановили дальнейшее продвижение конкурентов.
Первый известный греко-финикийский конфликт на Сицилии стал результатом попытки греков колонизировать западную часть острова. Около 580 до н. э. группа родосских и книдских переселенцев во главе с Пентатлом Книдским прибыла на Сицилию. К этому времени в зоне греческой колонизации свободных территорий не осталось, и прибывшие попытались обосноваться на мысе Лилибей, рядом с Мотией. Это создавало угрозу не только финикийцам, но и элимам.
По сообщению Диодора, элимы из Эгесты выступили против греков, разбили их в сражении и убили предводителя. Павсаний пишет, что союзниками аборигенов были финикийцы. Из его слов не ясно, идет речь о финикийцах или карфагенянах, так как греческие авторы, в отличие от римских, не используют слово «пунийцы», но исследователи полагают, что после поражения от массалиотов Карфаген не рискнул бы вмешиваться в сицилийские дела
Источник: https://vk.com/ancient.greece

