Гайдай и его политическая сатира
Как известно режиссер Леонид Гайдай был мастером кинокомедий. В этом очень интересном, и понравившемся посте содержится анализ успешности его творений.
Его фильмы интересны как спустя многие годы так и спустя многие просмотры. Взрослея и просмотровая вновь его фильмы находишь мелкие, неуловимые детали который не замечал раннее... Причем явно политического окраса. Как это ему удавалось вставить эти моменты в свои фильмы, учитывая уровень госцензуры в СССР - непонятно. Были ли они не замечены или были замечены но оставлены в кинокартинах мне неизвестно, а история умалчивает.
Его один из первых фильмов (1958 г.) и по совместительству первая кинокомедия «Жених с того света» подвергся сильной цензуре. И из полнометражного фильма, иронически обыгрывающего советскую бюрократию и крючкотворство, превратился в короткометражку 48 минут. Что было вырезано - неизвестно.
Режиссер жизненный урок усвоил и в своих последующих картинах освещал более бытовые темы. А элементы политической/государственной сатиры сделал весьма тонкими.
Начнем
В 1966 году на экраны выходит картина «Кавказкая пленица». Сюжет истории которая по словам Шурика, действительно произошла в одном из горных районов...
В фильме главные герои и массовка носят довольно демократическую, современную одежу.
А вот герой Владимира Этуша - товарищ Саахов в первом же появлении предстает в белой плотной рубашке на выпуск, с крупными пуговицами и двумя отложными карманами на груди.
Очень похоже на френч, не так ли товарищ ПредСовМин?
А еще и вкупе с колоритным акцентом.
Интересное найдется и в тексте в фильма.
"...Дорогие друзья!
Сегодня у нас радостный, светлый, солнечный праздник. Через несколько секунд эти серебряные ножницы разрежут эту алую шелковую ленту, и откроют всем молодоженам нашего района прямую дорогу вперед к светлому будущему, понимаете ли, к счастью, любви и согласию, понимаете ли, посредством нашего Дворца бракосочетания..."
Идеология коммунистов-большевиков была именно построение этого светлого будущего. А оказывается оно вот, рядом, а путь лежит через двери Дворца бракосочетания.
Во время совещания в доме Джабраила после реплики Труса «Вы даёте нереальные планы!» Балбес подхватывает — «Это как его… волюнтаризм!», на что следует гневная отповедь Джабраила:
В моём доме не выражаться!
Дело в том, что одной из причин снятия Хрущева, случившегося за год до этого, было обвинение в волюнтаризме, и это слово было одним из главных политических ругательств того времени. А тот факт, что реплика не была убрана из фильма после просмотра его Брежневым, может свидетельствовать, что шутка ему понравилась.
Идем дальше.
В 1968 году выходит его следующий фильм «Бриллиантовая рука». Рекордсмен союза по кассовым сборам. И долгое время остававшийся им, перебить рекорд смог только другой фильм Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", но о нем чуть дальше.
И так начало фильма. Сцена проводов Геши Козодоева Лёликом.
Какой типаж этот Лёлик! Берет так органично выглядит, почти как прическа; от предстоящей разлуки опустились щеки; а брови? брови так колосятся.
Но тем не менее продолжить стоит, дальше в хронометраже у автора герои целуются пред прощанием. Крепко, по русской традиции. Ничего в этом предосудительного нет.
Наверное...
Конкретно это фото с руководителем ГДР Эриком Хоннекером 71 года, но оно наиболее подходяще демонстрирует троекратный поцелуй Генсека, и вообще оно боле известно в истории
Идем дальше
1973 год, и вновь фильм с оглушительным успехом - «Иван Васильевич меняет профессию» Первоисточник, по мотивам которого снят фильм - пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
Некоторые считают что сюжет пьесы перекликается с фабулой романа Марка Твена «Принц и нищий», герои которого точно так же меняются ролями, а некоторые видели в этом отсылку к постулату Ленина что и кухарка может управлять государством, в данном случае управдом.
И упоминание советского "канонизированного святого" здесь будет очень не лишне.
Динамичная и смешная сцена погони стрельцов за попаденецами - демонами
Жорж Милославский, проявляя сообразительность, прячется в своде колонны от пробегающих мимо стрельцов.
Для уменьшения заметности он повторяет одной рукой форму колонны а другую, из за свода крыши прижал к куртке замшевой. Просто поза обусловлена обстоятельствами?
А вот то изображение красно-бордового Ленина по видимому срисовано не с фото хроники а из художественного фильма «Ленин в октябре».
Этот фильм будет сейчас очень кстати. Данный фильм был очень вплетен в советскую идеологию и очень узнаваем. Особенно запоминается сцена Взятия Зимнего дворца.
Как мы видим наши герои и стрельцы тоже прекрасно умеют лазать по открытым воротам.
А какие моменты скрытой политической сатиры в фильмах Гайдая находили Вы ?