Как один взрыв схлопнул русское наступление


26 октября 1916 года в порту Бакарица города Архангельска прогремел взрыв. Взорвался пришедший из США пароход “Барон Дризен”, один из самых крупных пароходов России того времени. Это было бы только вполовину неприятным событием, если бы не груз парохода.

“Барон Дризен” привёз из США боеприпасы для Императорской армии, которая как раз готовилась к новому наступлению на фронте Первой Мировой войны. Русское командование уже с 1915 года поняло, что отечественная промышленность не справляется с нуждами войны, и активно закупала оружие и боеприпасы за границей.
Собственно, Бакарица и была во время войны портом для выгрузки вооружений. Она находится на левом берегу Северной Двины, рядом с железной дорогой, поэтому боеприпасы можно было грузить в вагоны и отправлять в Москву, а потом на фронт сразу, не заморачиваясь с системой складов. Но была и обратная сторона - из-за этого порт Бакарицы был просто уставлен кораблями, напичканными взрывчатыми веществами, которые ждали своей очереди на разгрузку. Как "Барон Дризен".

Помимо заводских станков, двигателей и рельсов для стратегически важной Мурманской железной дороги, в его трюмах находилось 155 576 пудов разрывных снарядов, 50 786 пудов шрапнели, 23 350 пудов бездымного пороха, 18 802 пуда взрывчатки, 6146 пудов черного пороха, а еще свыше 50 тысяч фугасных гранат и 25 тысяч детонаторных трубок для артиллерийских снарядов. Помимо этого в глубине трюмов были втиснуты 548 баллонов жидкого хлора и 2020 пудов пикриновой кислоты. Всего 18 тысяч тонн смертельного груза.

Бабахнуло это всё с таким грохотом, что слышно было, судя по воспоминаниям, даже в Холмогорах, в сотне километров к югу. “Барон Дризен” буквально расщепило на атомы, но это было даже не самое страшное. Я говорил, что рядом стояли такие же суда со взрывчаткой? Так вот, они начали по цепочке загораться и взлетать на воздух. Сдетонировали и километровые штабеля боеприпасов, лежащие на причале.

Всего в тот день только по официальным данным, погибло 650 человек, больше тысячи было ранено. Добрая половина Бакарицы была уничтожена взрывами.
Но, что самое плохое - на воздух взлетели по разным данным от 35 то 70 тысяч тонн боеприпасов, ждущих отправки на фронт. Более того - из-за последствий взрыва на какое-то время работа порта была приостановлена.

И это, как оказалось, кардинальным образом сказалось на ходе войны. Уже в январе 1917, на Петроградской конференции союзников, начштаба российской Ставки генерал Василий Гурко, по воспоминаниям британского посла, не выразил никакой надежды на то, что русская армия сможет предпринять крупномасштабное наступление по крайней мере до мая. По мнению части историков, именно после этой конференции страны Антанты решили не поддерживать Николая II, и с такой радостью встретили Февральскую революцию.

Собственно, с тех самых пор и современников и историков мучает вопрос - был ли взрыв “Барона Дризена” случайностью, или диверсией. Вроде многое указывало, что без шпионов тут не обошлось.Следствие выяснило, что начальник разгрузочных работ в Бакарице Эдмунд Мелленберг работал на немецкую разведку (КАК ГОВОРИТСЯ, НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО). А единственный выживший матрос “Барона Дризена”, латыш Павел Пельке, признался, что в Нью-Йорке был завербован. Пельке по итогу приговорили к расстрелу.. но потом случилось две революции, страна посыпалась, и расстреляли ли его по итогу, мы не знаем. Да и следствие из-за известных событий завершить не удалось, так что дело о взрыве на Бакарице до сих пор не раскрыто.

Стырено с телеги - https://t.me/redroomtext/240

Первая мировая война

173 поста1.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуется: -уважение к собеседнику -интересные публикации -продуктивные обсуждения Не рекомендуется: -личные оскорбления и провокации -не подкрепленные фактами утверждения -чрезмерная политизированность и набросы против белых\красных\зеленых\...