Автобусы ЛАЗ: история Львовского автобусного завода

Сегодня немногие помнят обтекаемые, с огромной площадью остекления и характерным горбом воздухозаборника, автобусы с литерой Л, на передней панели. А ведь это были первые в СССР автобусы, с задним расположением двигателя Львов, или как в последствии их правильно называли Львiв.
Автобусы ЛАЗ: история Львовского автобусного завода История автомобилей, Тест-драйв онлайн, Гусаров, Длиннопост
Сегодня завод ЛАЗ объявлен банкротом и о его продукции все забыли, а ведь когда-то он был законодателем моды в Союзе. Началось же все в 1945 году, когда 21 мая во Львове началось строительство автосборочного предприятия. Правда, производились на его мощностях вовсе не городские или туристические автобусы, а автокраны и, не поверите, электромобили НАМИ-750. Первый же опытный образец городского транспорта увидел свет в 1956-м году, он выехал из ворот завода в честь ХХ съезда КПСС, да именно того, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина. За то, что этот экземпляр ЛАЗ вообще появился, нужно благодарить Виктора Васильевича Осепчугова, он сумел собрать во Львове команду из молодых и амбициозных инженеров, которые решили придумать и сделать автобус нового типа. Не знаю как, но, несмотря на косность вышестоящего начальства, им это удалось, а может всему причиной стала «хрущевская оттепель» и ослабление гаек, что сразу сказалось на творческом потенциале людей. Как бы то ни было, но ЛАЗ с индексом 695 и приставкой Опытный, появился. Это был первый, отечественный автобус, с задним расположением мотора, рессорно-пружинной подвеской, она позволяла одинаково управлять машиной вне зависимости от того загружена она или нет, и необычайной конструкцией крыши. Верхняя ее часть была выполнена из цветного оргстекла.
Автобусы ЛАЗ: история Львовского автобусного завода История автомобилей, Тест-драйв онлайн, Гусаров, Длиннопост

За год конструкторское бюро создаст аж семь таких образцов. Методом проб и ошибок инженеры вычислят, что перегрева мотора можно избежать лишь при помощи дополнительного воздухозаборника, и именно он появится в задней части машины и будет напоминать горб. Что движок стоит установить мощнее, и это будет только что появившаяся восьмерка от ЗИЛ-130. К Фестивалю молодежи и студентов в Москве даже изготовят специальную партию городских автобусов, в особой двухцветной ливрее и калориферным отоплением салона. К 1963-му появится модификация ЛАЗ-695 Ж, это первый отечественный автобус с гидротрасформаторной коробкой, говоря простым языком с автоматом. «Львовский» даже для армии поработал. Министерство обороны сделало заказ на предприятии. Помимо другого салона, там можно было поярусно размещать носилки, и зеленого цвета кузова машина получила специальный погрузочный отсек. В передней части откидывалась дверь, через которую можно было загружать раненых. Первый космонавт в мире, Юрий Гагарин также ехал на старт, на специальной версии ЛАЗа-695. Потом эти автобусы провожали космических пилотов в дорогу еще не один раз. В 1969 появилась очередная версия машины ЛАЗ-695 М, они лишилась характерного «горба» и крыша у нее стала совершенно плоской.

Автобусы ЛАЗ: история Львовского автобусного завода История автомобилей, Тест-драйв онлайн, Гусаров, Длиннопост
В таком виде «Львов» простоял на конвейере до 1974, когда его сменил образец с новым кузовом. Индекс менять не стали, просто добавили к цифрам очередную букву, на этот раз «Н». Ей суждено было стать самой массовой машиной завода. Практически без изменений этот автобус простоял на конвейере вплоть до 2006 года. Увы, позднее предприятие оказалось никому не нужным и сегодня цеха Львовского автобусного завода пустуют, впрочем, как и цеха многих крупнейших производителей СССР. Они попросту не выдержали конкуренции, а может их новые хозяева просто не смогли ими управлять.


Источник:

http://www.silver.ru/programms/test_drayv_onlayn/editions-of...

Пы.сы:

Отвечая на комменты в предыдущих постах и предупреждая в будущих:

Ребят, посты под тегом [Тест-драйв онлайн] являются текстовой версией радиопрограммы, которая длится всего 3-5мин. И носит скорее развлекательно-ознакомительный, чем информационно-познавательный характер. Согласитесь, за столь малое время сложно охватить все нюансы.)

Автомобильное сообщество

28.8K постов49.4K подписчика

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.