User800

На Пикабу
Дата рождения: 20 июля 1966
поставил 17 плюсов и 0 минусов
350 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 5 постов 3 в горячем

Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре

Любой, кто впервые оказывается в центре Йошкар-Олы, рискует получить культурный шок. Сразу не понимаешь, как на сравнительно небольшом городском пятачке можно было уместить и набережную во фламандском стиле, и копию Спасской башни, и «12 апостолов», каждые три часа выходящих на балкон, и Архангельскую слободу, в архитектуре которой смешались элементы готики, барокко и псевдорусского стиля. Ей-богу, поначалу голова идет кругом, пытаешься осмыслить все это, осознать, разглядеть и задаешься вопросом: «Это точно не понарошку?»

Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола
Самый необычный город России - благодаря неповторимой архитектуре Путешествия, Архитектура, Видео, YouTube, Длиннопост, Йошкар-Ола

А еще в России этим летом появится кусочек... древней Византии. Видео с комментарием здесь - https://www.litprichal.ru/work/555562/

Показать полностью 9

Румынские джеймсы бонды Роман и Миклован

Первые два фильма - о борьбе за власть двух влиятельных фашистских группировок в предвоенные годы (1940-1941), в которой под замес попал честный комиссар полиции Миклован, не поддерживающий ни диктатора Антонеску, ни легионеров "Железной гвардии". Но для желающих уничтожить Миклована сделать это оказывается не столь просто. Следующие три - о противостоянии госбезопасности и нацистского подполья после войны, где главный герой - уже комиссар Роман. Фильмы незатейливые, вполне в духе румынского кинематографа 70-х, стреляют там все и помногу.

В европейских соцстранах XX века тема послевоенного противостояния положительных героев и недобитых фашистов была в тренде, режиссеры брались за нее с охотой, поэтому таких фильмов было создано немало и в СССР, и в союзных соцстранах. Вчера или позавчера один из авторов Пикабу выложил фильм "Комитет девятнадцати". Вот еще несколько картин разных киностудий - https://www.litprichal.ru/work/528103/

Показать полностью 4

Экранизация книг путем телеспектакля. Об утраченном жанре, исчезнувшем вместе с СССР

Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. Фильм-спектакль — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Телеспектакль же — это спектакль, поставленный и сыгранный специально и исключительно для показа по телевизору. По сути, телеспектакль мало чем отличается от телефильма.

В СССР расцвет этих жанров, пришелся, на мой взгляд, на 1970-е годы - начало 1980 -х. Для постановки использовались произведения не только отечественных, но и зарубежных авторов. Вот несколько примеров, если они кого-то заинтересовали - приятного просмотра.

"Окно во двор" (1980), детектив, по одноименному рассказу У. Айриша.

Из-за лечения тяжелой травмы герой прикован к инвалидному креслу в своей квартире. Чтобы как-то убить время, он придумал себе неприглядное развлечение: подсматривать через окно за жильцами квартир дома напротив. Обратив внимание на ряд странностей, имевших место в одной из квартир, он начинает подозревать, что там произошло преступление.

"Последняя альтернатива" (1978), фантастический детектив по роману А.Азимова "Обнаженое солнце".

Сбылись идеи философов Ницше и Шопенгауэра об идеальном обществе, в их понимании - обществе эгоистов. Правда, не на Земле, а на далекой планете Солярии, когда-то колонизированной землянами. Инспектор с Земли приехал сюда расследовать убийство, и общение с обитателями планеты вызывает у него шок. Но задачу никто не отменял: среди них надо определить преступника, представляющего опасность не только для своих сограждан.

К сожалению, качество записи так себе: иногда пропадает звук.

"Средство Макропулоса" (1978), фантастический детектив, по одноименной пьесе К. Чапека.

Окружающие подозревают госпожу Эмилию Марти, что она - не та, за кого себя выдает, и с ее личностью связана какая-то тайна. Но никто и предположить не может, что первопричина этой тайны - в событиях позднего средневековья, точнее - XVI столетия.

В постсоветскую эпоху телеспектакли создавать перестали. Им было просто не выдержать конкуренции со зрелищными фильмами-экшенами, на которые и пришелся запрос подавляющего большинства зрителей. На мой взгляд, шансов на возрождение этого жанра нет. Но всегда существуют исключения из правил.

Будь я режиссером, загнанным в жесткую смету и вынужденным искать хитроумные бюджетные решения, я бы выкрутился именно путем задействования жанра телеспектакля. Некоторые произведения современной литературы, достойные экранизации, прекрасно укладываются в формат телеспектакля - без потерь для увлекательности сюжета. Недавно я одну такую книгу прочитал (это одно из произведений ныне весьма известного автора Альбины Нури (мистика), есть в интернете в бесплатном доступе). Даже написал рецензию (https://www.litprichal.ru/work/531371/). Мне кажется, для телеспектакля это было бы самое то.

Показать полностью 2

Жизнерадостный советский шлягер, судьбы двух его исполнительниц, загадочное исчезновение одной из них

Этот шлягер из комедии "Джентльмены удачи" знаком всем, но гораздо меньше помнят задействованных в нем актрис. Девушка в кадре - актриса Галина Микеладзе, но исполнительница песни - Лариса Мондрус, чьим голосом она и поет.

По странной иронии судьбы, они обе эмигрировали, но на этом сходство их жизненного пути и заканчивается.

Галина Микеладзе снялась в восемнадцати советских фильмах, среди которых "Свой среди чужих. чужой среди своих", "Неисправимый лгун", "Корона Российской империи, или Снова неуловимые", "Красная палатка", "Меж высоких хлебов".

Жизнерадостный советский шлягер, судьбы двух его исполнительниц, загадочное исчезновение одной из них Советские актеры, Биография, Советское кино, Эстрада, История кино, Видео, YouTube, Длиннопост
Жизнерадостный советский шлягер, судьбы двух его исполнительниц, загадочное исчезновение одной из них Советские актеры, Биография, Советское кино, Эстрада, История кино, Видео, YouTube, Длиннопост
Жизнерадостный советский шлягер, судьбы двух его исполнительниц, загадочное исчезновение одной из них Советские актеры, Биография, Советское кино, Эстрада, История кино, Видео, YouTube, Длиннопост

В 1984 году актриса покинула СССР и выехала в Италию, и на этом ее история ПРЕРЫВАЕТСЯ. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно (для известных людей это нонсенс), никто не знает. жива она или нет. Но и это еще не все. В Википедии нет даже упоминания о ней. Также отсутствует любая информация о ее личной жизни: муж, дети, и так далее. Вообще, ситуация уникальная в своем роде.

Про исполнительницу песни Ларису Мондрус известно куда больше. В 1973 году она вместе с мужем Эгилом Шварцем эмигрировала в ФРГ. Сама актриса объясняет это решение "притеснениями со стороны Госкомитета СССР по радио и телевещанию", так как она "не хотела исполнять идеологически выдержанные песни на так называемую “гражданскую тематику”, которая была навязана Министерством культуры СССР". Вообще-то, звучит это довольно странно. Огромное количество артистов советского кино и эстрады ни разу не исполняло "идеологических песен", но притесняли почему-то только ее одну.

Жизнерадостный советский шлягер, судьбы двух его исполнительниц, загадочное исчезновение одной из них Советские актеры, Биография, Советское кино, Эстрада, История кино, Видео, YouTube, Длиннопост

В следующем же году в Германии вышла первая пластинка певицы Larissa на немецком. Она пела на пяти языках, выступала с известными исполнителями, участвовала в радиоэфирах и телепрограммах. Но достичь такой же степени известности, как в СССР, в Германии ей не удалось: здесь она была всего лишь одной из многих. В СССР же без нее не обходился ни один «Голубой огонек». Композиторы выстраивались в очередь, чтобы предложить Ларисе свои произведения. Концертам по всей стране сопутствовали аншлаги. Ее приглашали участвовать в телепередачах. Пластинки выходили огромными тиражами. Режиссеры почитали за честь пригласить Мондрус в картины.

Советская аудитория запомнила Ларису Мондрус по песням «Синий лен», «Лунный свет», «Неужели это мне одной?», "Миллион алых роз" (да-да, она спела ее первой), а также исполнением роли в фильме "Дайте жалобную книгу".

В ФРГ Мондрус попала в очень благополучное для этой страны время, когда на подъеме были и общественные настроения, и, как следствие этого - эстрада и киноискусство. О том, почему "эпоха Вилли Брандта" была для страны "золотым веком", который больше не повторится, и о самой характерной кинокомедии того счастливого для западных немцев времени - уже другая заметка https://www.litprichal.ru/work/553143/

Показать полностью 4

Патриарх Никон смотрел на 40 лет вперед, предвидя Северную войну

В середине 1650-х годов Речь Посполитая была ослаблена поражением в войне с Россией 1654 года, когда русские сумели взять Смоленск, Витебск и Полоцк. Этой ситуацией воспользовалась Швеция.

Польский король Ян Казимир, происходивший из шведской династии Ваза, требовал компенсаций за отказ от шведского престола. Так, под предлогом «Накажем этого наглеца» в 1655 году началось вторжение Швеции в Польшу. Оно получило название «Потоп» — шведы чуть ли не сразу заняли и Варшаву, и Краков, и вообще всю территорию Великопольши. Фактически Речь Посполитая оказалась под властью шведского короля Карла X, на сторону которого перешла часть шляхты и польских магнатов, в том числе, самый могущественный - литовский гетман Радзивилл. Ян Казимир бежал в Силезию. Казалось, польская государственность прекратила свое существование.

Патриарх Никон смотрел на 40 лет вперед, предвидя Северную войну История России, Патриарх Никон, Длиннопост

Осада шведами монастыря в Ясной Горе

И вдруг...

17 мая 1656 года, по всей Москве звонили колокола, что изрядно смутило горожан — Пасха в том году выпадала на 19 апреля, да и до Троицына дня оставалось ещё солидно времени. Праздник же Пелагеи Заступницы, приходящийся на 17 мая, у нас так широко никогда не отмечался.На самом деле колокола в тот раз звонили по сугубо светскому поводу. Так — в торжественной обстановке и соответствующих декорациях — царь Алексей Михайлович Тишайший объявил народу, что начинается война со Швецией.

К такому шагу его подтолкнул ближайший советник - патриарх Никон. Его имя принято ассоциировать с церковной реформой 1653 года, но и на решения царя во внешней политике Никон имел огромное влияние. Опала патриарха произойдет уже позже - в 1666 году.

Патриарх Никон смотрел на 40 лет вперед, предвидя Северную войну История России, Патриарх Никон, Длиннопост

Рига была осаждена русскими, Дерпт, нынешний Тарту, а когда-то русский город Юрьев взят. Поставлено под русский контроль и устье Невы — отряд Петра Потёмкина захватил тамошнюю шведскую крепость Ниеншанц. Более того — отряд Потёмкина вышел в море и разорил шведский остров Котлин, примериваясь чуть ли не к десанту под Стокгольм. Позже русским пришлось оставить устье Невы.

Патриарх Никон смотрел на 40 лет вперед, предвидя Северную войну История России, Патриарх Никон, Длиннопост

Поскольку шведы были вынуждены отвлечься на борьбу с новым противником, польские сторонники Яна Казимира сумели собрать армию и вытеснить шведские войска из Польши. Против Швеции выступил и ряд других государств. Так благодаря вмешательству России Польша на тот момент сохранила свое существование.

Попробуем порассуждать: а правильно ли действовала Россия? Ведь Польша на протяжении нескольких веков противником Российского государства, а в 1612 году поляков даже пришлось выбивать из Москвы. Но тут следует понимать: к середине XVII века Речь Посполитая уже была не той, что еще полвека назад: она стремительно слабела из-за военных поражений (в том числе,от России в 1654 году), слабой власти короля, шляхетской анархии и междоусобицы влиятельных кланов. Угрожать российской государственности такая страна уже не могла. Зато Швеция, за которой стояла Франция Людовика XIV, быстро укреплялась, угрожая забрать весь русский Север. Большая война с ней за возвращение России выхода к Балтийскому морю была неизбежной, ее начнет Петр I через сорок с лишним лет. Воевать же со Швецией, многократно усиленной захватом Польши, было бы намного сложнее.

К тому же, у России был и другой опасный враг - Османская империя, отрезавшая русским путь к Черному морю и посылавшая конницу Крымского ханства в набеги на южные окраины России. В борьбе с этим противником у России и Польши были общие интересы.

Получается, что решение было абсолютно правильным.

В сегодняшней Польше в школьных учебниках и исторической литературе той польско-шведской войне уделено внимание, но о роли России либо нет ни слова, либо Россия упоминается вскользь как "союзница Швеции". В романе "Потоп" польского писателя Генриха Сенкевича на эту тему проскакивает лишь фраза в одну строчку об "осаде царскими войсками Риги", но без уточнения, кого они там осаждали: шведов или поляков.

Прикоснуться к тому временному периоду можно, прогулявшись по некоторым знаковым местам. Например, белорусский Витебск был свидетелем и участником войн 1650-х годов. В городе отреставрирован исторический центр, хотя занимает он всего один квартал.

UPD:

ВИТЕБСК - https://www.litprichal.ru/work/514088/

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!