Любой, кто впервые оказывается в центре Йошкар-Олы, рискует получить культурный шок. Сразу не понимаешь, как на сравнительно небольшом городском пятачке можно было уместить и набережную во фламандском стиле, и копию Спасской башни, и «12 апостолов», каждые три часа выходящих на балкон, и Архангельскую слободу, в архитектуре которой смешались элементы готики, барокко и псевдорусского стиля. Ей-богу, поначалу голова идет кругом, пытаешься осмыслить все это, осознать, разглядеть и задаешься вопросом: «Это точно не понарошку?»
Первые два фильма - о борьбе за власть двух влиятельных фашистских группировок в предвоенные годы (1940-1941), в которой под замес попал честный комиссар полиции Миклован, не поддерживающий ни диктатора Антонеску, ни легионеров "Железной гвардии". Но для желающих уничтожить Миклована сделать это оказывается не столь просто. Следующие три - о противостоянии госбезопасности и нацистского подполья после войны, где главный герой - уже комиссар Роман. Фильмы незатейливые, вполне в духе румынского кинематографа 70-х, стреляют там все и помногу.
В европейских соцстранах XX века тема послевоенного противостояния положительных героев и недобитых фашистов была в тренде, режиссеры брались за нее с охотой, поэтому таких фильмов было создано немало и в СССР, и в союзных соцстранах. Вчера или позавчера один из авторов Пикабу выложил фильм "Комитет девятнадцати". Вот еще несколько картин разных киностудий - https://www.litprichal.ru/work/528103/
Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. Фильм-спектакль — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Телеспектакль же — это спектакль, поставленный и сыгранный специально и исключительно для показа по телевизору. По сути, телеспектакль мало чем отличается от телефильма.
В СССР расцвет этих жанров, пришелся, на мой взгляд, на 1970-е годы - начало 1980 -х. Для постановки использовались произведения не только отечественных, но и зарубежных авторов. Вот несколько примеров, если они кого-то заинтересовали - приятного просмотра.
"Окно во двор" (1980), детектив, по одноименному рассказу У. Айриша.
Из-за лечения тяжелой травмы герой прикован к инвалидному креслу в своей квартире. Чтобы как-то убить время, он придумал себе неприглядное развлечение: подсматривать через окно за жильцами квартир дома напротив. Обратив внимание на ряд странностей, имевших место в одной из квартир, он начинает подозревать, что там произошло преступление.
"Последняя альтернатива" (1978), фантастический детектив по роману А.Азимова "Обнаженое солнце".
Сбылись идеи философов Ницше и Шопенгауэра об идеальном обществе, в их понимании - обществе эгоистов. Правда, не на Земле, а на далекой планете Солярии, когда-то колонизированной землянами. Инспектор с Земли приехал сюда расследовать убийство, и общение с обитателями планеты вызывает у него шок. Но задачу никто не отменял: среди них надо определить преступника, представляющего опасность не только для своих сограждан.
К сожалению, качество записи так себе: иногда пропадает звук.
"Средство Макропулоса" (1978), фантастический детектив, по одноименной пьесе К. Чапека.
Окружающие подозревают госпожу Эмилию Марти, что она - не та, за кого себя выдает, и с ее личностью связана какая-то тайна. Но никто и предположить не может, что первопричина этой тайны - в событиях позднего средневековья, точнее - XVI столетия.
В постсоветскую эпоху телеспектакли создавать перестали. Им было просто не выдержать конкуренции со зрелищными фильмами-экшенами, на которые и пришелся запрос подавляющего большинства зрителей. На мой взгляд, шансов на возрождение этого жанра нет. Но всегда существуют исключения из правил.
Будь я режиссером, загнанным в жесткую смету и вынужденным искать хитроумные бюджетные решения, я бы выкрутился именно путем задействования жанра телеспектакля. Некоторые произведения современной литературы, достойные экранизации, прекрасно укладываются в формат телеспектакля - без потерь для увлекательности сюжета. Недавно я одну такую книгу прочитал (это одно из произведений ныне весьма известного автора Альбины Нури (мистика), есть в интернете в бесплатном доступе). Даже написал рецензию (https://www.litprichal.ru/work/531371/). Мне кажется, для телеспектакля это было бы самое то.
Этот шлягер из комедии "Джентльмены удачи" знаком всем, но гораздо меньше помнят задействованных в нем актрис. Девушка в кадре - актриса Галина Микеладзе, но исполнительница песни - Лариса Мондрус, чьим голосом она и поет.
По странной иронии судьбы, они обе эмигрировали, но на этом сходство их жизненного пути и заканчивается.
Галина Микеладзе снялась в восемнадцати советских фильмах, среди которых "Свой среди чужих. чужой среди своих", "Неисправимый лгун", "Корона Российской империи, или Снова неуловимые", "Красная палатка", "Меж высоких хлебов".
В 1984 году актриса покинула СССР и выехала в Италию, и на этом ее история ПРЕРЫВАЕТСЯ. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно (для известных людей это нонсенс), никто не знает. жива она или нет. Но и это еще не все. В Википедии нет даже упоминания о ней. Также отсутствует любая информация о ее личной жизни: муж, дети, и так далее. Вообще, ситуация уникальная в своем роде.
Про исполнительницу песни Ларису Мондрус известно куда больше. В 1973 году она вместе с мужем Эгилом Шварцем эмигрировала в ФРГ. Сама актриса объясняет это решение "притеснениями со стороны Госкомитета СССР по радио и телевещанию", так как она "не хотела исполнять идеологически выдержанные песни на так называемую “гражданскую тематику”, которая была навязана Министерством культуры СССР". Вообще-то, звучит это довольно странно. Огромное количество артистов советского кино и эстрады ни разу не исполняло "идеологических песен", но притесняли почему-то только ее одну.
В следующем же году в Германии вышла первая пластинка певицы Larissa на немецком. Она пела на пяти языках, выступала с известными исполнителями, участвовала в радиоэфирах и телепрограммах. Но достичь такой же степени известности, как в СССР, в Германии ей не удалось: здесь она была всего лишь одной из многих. В СССР же без нее не обходился ни один «Голубой огонек». Композиторы выстраивались в очередь, чтобы предложить Ларисе свои произведения. Концертам по всей стране сопутствовали аншлаги. Ее приглашали участвовать в телепередачах. Пластинки выходили огромными тиражами. Режиссеры почитали за честь пригласить Мондрус в картины.
Советская аудитория запомнила Ларису Мондрус по песням «Синий лен», «Лунный свет», «Неужели это мне одной?», "Миллион алых роз" (да-да, она спела ее первой), а также исполнением роли в фильме "Дайте жалобную книгу".
В ФРГ Мондрус попала в очень благополучное для этой страны время, когда на подъеме были и общественные настроения, и, как следствие этого - эстрада и киноискусство. О том, почему "эпоха Вилли Брандта" была для страны "золотым веком", который больше не повторится, и о самой характерной кинокомедии того счастливого для западных немцев времени - уже другая заметка https://www.litprichal.ru/work/553143/
В середине 1650-х годов Речь Посполитая была ослаблена поражением в войне с Россией 1654 года, когда русские сумели взять Смоленск, Витебск и Полоцк. Этой ситуацией воспользовалась Швеция.
Польский король Ян Казимир, происходивший из шведской династии Ваза, требовал компенсаций за отказ от шведского престола. Так, под предлогом «Накажем этого наглеца» в 1655 году началось вторжение Швеции в Польшу. Оно получило название «Потоп» — шведы чуть ли не сразу заняли и Варшаву, и Краков, и вообще всю территорию Великопольши. Фактически Речь Посполитая оказалась под властью шведского короля Карла X, на сторону которого перешла часть шляхты и польских магнатов, в том числе, самый могущественный - литовский гетман Радзивилл. Ян Казимир бежал в Силезию. Казалось, польская государственность прекратила свое существование.
Осада шведами монастыря в Ясной Горе
И вдруг...
17 мая 1656 года, по всей Москве звонили колокола, что изрядно смутило горожан — Пасха в том году выпадала на 19 апреля, да и до Троицына дня оставалось ещё солидно времени. Праздник же Пелагеи Заступницы, приходящийся на 17 мая, у нас так широко никогда не отмечался.На самом деле колокола в тот раз звонили по сугубо светскому поводу. Так — в торжественной обстановке и соответствующих декорациях — царь Алексей Михайлович Тишайший объявил народу, что начинается война со Швецией.
К такому шагу его подтолкнул ближайший советник - патриарх Никон. Его имя принято ассоциировать с церковной реформой 1653 года, но и на решения царя во внешней политике Никон имел огромное влияние. Опала патриарха произойдет уже позже - в 1666 году.
Рига была осаждена русскими, Дерпт, нынешний Тарту, а когда-то русский город Юрьев взят. Поставлено под русский контроль и устье Невы — отряд Петра Потёмкина захватил тамошнюю шведскую крепость Ниеншанц. Более того — отряд Потёмкина вышел в море и разорил шведский остров Котлин, примериваясь чуть ли не к десанту под Стокгольм. Позже русским пришлось оставить устье Невы.
Поскольку шведы были вынуждены отвлечься на борьбу с новым противником, польские сторонники Яна Казимира сумели собрать армию и вытеснить шведские войска из Польши. Против Швеции выступил и ряд других государств. Так благодаря вмешательству России Польша на тот момент сохранила свое существование.
Попробуем порассуждать: а правильно ли действовала Россия? Ведь Польша на протяжении нескольких веков противником Российского государства, а в 1612 году поляков даже пришлось выбивать из Москвы. Но тут следует понимать: к середине XVII века Речь Посполитая уже была не той, что еще полвека назад: она стремительно слабела из-за военных поражений (в том числе,от России в 1654 году), слабой власти короля, шляхетской анархии и междоусобицы влиятельных кланов. Угрожать российской государственности такая страна уже не могла. Зато Швеция, за которой стояла Франция Людовика XIV, быстро укреплялась, угрожая забрать весь русский Север. Большая война с ней за возвращение России выхода к Балтийскому морю была неизбежной, ее начнет Петр I через сорок с лишним лет. Воевать же со Швецией, многократно усиленной захватом Польши, было бы намного сложнее.
К тому же, у России был и другой опасный враг - Османская империя, отрезавшая русским путь к Черному морю и посылавшая конницу Крымского ханства в набеги на южные окраины России. В борьбе с этим противником у России и Польши были общие интересы.
Получается, что решение было абсолютно правильным.
В сегодняшней Польше в школьных учебниках и исторической литературе той польско-шведской войне уделено внимание, но о роли России либо нет ни слова, либо Россия упоминается вскользь как "союзница Швеции". В романе "Потоп" польского писателя Генриха Сенкевича на эту тему проскакивает лишь фраза в одну строчку об "осаде царскими войсками Риги", но без уточнения, кого они там осаждали: шведов или поляков.
Прикоснуться к тому временному периоду можно, прогулявшись по некоторым знаковым местам. Например, белорусский Витебск был свидетелем и участником войн 1650-х годов. В городе отреставрирован исторический центр, хотя занимает он всего один квартал.