Галерея интересных роликов
11 постов
11 постов
7 постов
9 постов
9 постов
14 постов
14 постов
8 постов
7 постов
1 пост
13 постов
3 поста
5 постов
Это существо - примитивное беспозвоночное. Строго говоря, оно даже не единый организм, а колония нескольких разновидностей полипов, каждый из которых выполняет свои функции - транспортную, пищеварительную или защитную/атакующую.
Верхний формирует плавательный пузырь, который и возвышается над водой. Он помогает колонии перемещаться по поверхности воды подобно судну.
Снизу же обитают колониальные существа - зооиды, делящиеся на один половой, несколько питающихся и захватывающих. Захватывающие несут по одному щупальцу, которое имеет ядовитые клетки, способные убить небольших животных. В отдельных случаях данные отростки достигают длины 50 метров.
Здесь видны рыбы-пастушки, которые находятся в симбиотических отношениях с корабликом
Но бывает так, что "хозяин" съедает и их
Это хищник, питается мелкими рыбами, ракообразными и другими морскими организмами. Для эффективной охоты он использует свои ядовитые щупальца. Жертв кораблика они убивают, а для человека очень болезненны. Возможны и серьёзные проблемы, если есть какие-либо осложнения со здоровьем.
Несмотря на свой несколько нелепый вид, это создание опасно, и из-за него даже иногда закрываются пляжи, особенно если корабликов в одном месте много.
Но на злостное плавательное средство есть управа - это морские черепахи, с удовольствием поедающие физалию невзирая на её страшное вооружение.
Например, головастая морская черепаха
Чаще всего вид лица женского пола, плотно завёрнутого в ткань, ассоциируется с исламскими практиками. Хиджаб, никаб, паранджа - все эти разновидности одеяний несомненно вызывают в голове картинки глубоко религиозного патриархального общества, которое далеко от женской эмансипации и считает "чистоту" девушки практически единственным её ресурсом, а подчинение мужу - беспрекословным правилом.
Этого добра много разных видов - от относительно либеральных до таких шедевров, как никаб
Современные мусульманские деятели об этом и вещают - мол, покрываться женщинам велит их учение, потому что это очень нравственно и тому подобное. Более того, некоторые виды покрытия стали куда более распространены именно после после серьёзной религиозной пропаганды - так, никаб, будучи родом из региона Неджд в центре Аравии, стал куда шире распространён после исламизации соседних регионов. А сейчас в его продвижение вливает свои углеводородные финансы род Саудов.
Этот клан происходит как раз их тех краёв
При этом всегда подчёркивается, что покрытие женского тела - чрезвычайно важная практика, которая поможет мусульманкам сохранить свою чистоту и порадовать Бога.
Хоть и в менее радикальных формах, но похожие вещи присутствуют в христианстве - например, православные девушки обязаны одевать платок, заходя в храм. Про монашек, завёрнутых в ткань не хуже ближневосточных барышень, можно даже не разглагольствовать.
В общем-то, суть одна - традиции столь громоздкого стиля одежды прочно связываются с двумя авраамическими религиями. Подобное же утверждают сами представители этих учений. Однако, в действительности платки да хиджабы, вернее предписания для их ношения, значительно шире некой абстрактной духовной роли и позволяют многое понять про развитие общества на западе Евразии.
Мир сам по себе - не самое приятное место. Много осложнений и ужасов существует в нём, много несправедливостей. Но современный мир - далеко не так суров с этой перспективы, так как раньше было гораздо хуже. В доцивилизационную эру люди и прочие создания были вынуждены выживать и подстраиваться под условия среды, что неизбежно вызывало высокую смертность от практически чего угодно.
Появление сельского хозяйства в отдельных частях планеты, безусловно, повысило уровень жизни. Начав создавать для себя искусственную среду посредством серьёзного изменения природы, человечество позволило себе поблажки в жизнедеятельности. Теперь часть людей могла не заниматься созданием еды, что создало прослойку элиты и, соответственно, первые политические образования.
Первые центры земледелия в Евразии
Со временем в ранних обществах случилась ещё одна революция - они открыли для себя, что выращенной и выпасенной пищи хватит даже для того, чтобы прокормить некоторых представителей другого племени/города/прото-царства, которых взяли в ходе войны с соседями. Если раньше их просто убивали (максимум - брали самых лучших женщин в жёны), то теперь оставляли в живых, давая паёк, чтобы те работали на бывших врагов. Так появилось рабство.
Без преувеличения, оно стало огромным шагом в сторону гуманизма - ведь смертей от насилия поубавилось значительно. Разумеется, рабы являлись бесправными людьми с низким качеством жизни, но по сравнению с тем, что было раньше, такая ситуация - большой прогресс.
С каждым столетием цивилизация развивалась, выходя из долин самых благоприятных рек всё дальше и дальше. И чем более развитыми становились древние страны, тем больше там было невольников. Экономика держав позднебронзовых и античных времён в основном держалась именно на рабском труде.
Связанные рабы, древнеегипетское изображение
В конце концов, государственность, поглотив Ближний Восток, проникла на Иранское нагорье и восточнее, из Египта - западнее и южнее в Африку, из Анатолии - на Кавказ и в Южную Европу. Всё это время страны росли больше и сильнее, становясь империями. И все они имели рабовладение если не как корень экономики, то как важнейший столп - точно.
Вот такого развития они достигли. Это Египет Нового Царства (1500-ые-1080-ые года до нашей эры)
А это - империя Ахеменидов (VI-IV столетия до того же)
Ну и квинтэссенция древней державы - покорившая Средиземноморье Римская империя, которая примерно в таких границах прожила до V столетия нашей эры.
Вполне можно ожидать, что теперь, когда по всему юго-западу Евразии и северу Африки существовали сельское хозяйство и крепкая государственность, общество стало невероятно сложным. И это правда - появились науки, сперва точные, а затем естественные и гуманитарные, комплексное искусство, философия, политические концепции и тому подобное.
Однако правда также в том, что эта система была строго иерархической - между элитой, свободными людьми разной степени знатности и рабами существовала пропасть. Многочисленные обычаи и законы, поддерживаемые тронами шахиншахов, императоров, фараонов, василевсов и прочих правителей, сохраняли социальную дифференциацию, открыто дискриминировавшую большую часть населения и рабов в особенности как самый бесправный класс.
Рабы на сборе урожая в античной Южной Европе
Этих людей могли забить до смерти, заставить работать до того же исхода, разлучить с родными посредством покупки, проявлять к ним самое грубое сексуальное насилие и так далее. Для тогдашнего социума это было абсолютно естественно и понятно.
Конечно, были рабы учёные и творцы, которых всякие высокородные господа где-нибудь в Риме или Афинах держали для собственных увеселения и престижа. Некоторые рабыни становились любимыми наложницами господ. Эти персоны жили неплохо. Но они являлись жалким меньшинством. Большинство же невольников существовало в крайне тяжелых условиях для сегодняшнего человека и плохих для человека тогдашнего.
Таким образом, на Ближнем Востоке и в Средиземноморье со второй половины II тысячелетия до нашей эры утвердились такие общественно-экономические отношения. Они регулировались законодательством и выступали основой благополучия держав того времени и их элиты.
Итак, а причём здесь вообще хиджаб? Со всей этой ситуацией он, как и всякие платки с вуалями, связан напрямую. Всё-таки, какой бы скачок не сделало общество в ту эпоху, развитые информационные технологии современного уровня в нём места не имели. Основная масса населения не умела в грамоту, не было видеофиксации и фотографии. Тогда возник вопрос - а как идентифицировать человека? И притом не столько по личности, сколько по социальному статусу, что, как уже говорилось, было очень важно, дабы соблюдать порядок.
Древние, по крайней мере в указанных регионах, разработали для этого целую систему, состоящую из всевозможных ритуалов, которые дозволено и даже нужно выполнять высшим слоям населения. В дальнейшем подобное перерастёт в феодальный этикет в Европе (клятвы и тому подобное). Это одно.
А второе - нормы в одежде. Отдельные виды и формы тканевых приспособлений для покрытия тела могли надевать только представители определённой части общества, а остальным - запрещено. За невыполнение следовало наказание. Так предполагалось чётко разделить жителей и укрепить иерархию.
Первые хорошо задокументированные примеры этой практики известны из Ассирийской империи. Она в разных границах существовала с 1800-х до 600-х годов до нашей эры
Ассирийские законы запрещали рабам одеваться определённым образом. Причём данная норма касалась скорее женщин, чем мужчин. Раб мужского пола наиболее часто был расходным материалом на самых ужасных работах (вроде знаменитых гребцов галер) и имел околонулевые возможности для манёвра.
А вот рабынь припахивали на черновые домашние работы, в качестве низкопробных гаремных обитательниц и всего такого. Они имели хоть какие-то шансы выходить "в свет". И чтобы сразу отличить их от свободных девушек, им запрещали покрывать свою голову тканью. Собственно. из древней Месопотамии известны ранние версии "хиджаба" (называлось оно по-другому, что сути не меняет). Вернее, это были платки и вуали, ставшие его прообразом. Они служили маркером, отличавшим свободную женщину от невольницы. А если последняя всё-таки одевала "хиджаб", то её ждали наказания вплоть до казни.
Набор рабынь
Кроме рабынь, покрытие головы в Ассирии было запрещено для лиц низших социальных групп (самая очевидная - проститутки). То есть, оно было призвано сразу отличить - где девушка с "хорошим" происхождением и отцом/братом/дядей/мужем за спиной, а где - чья-то бесправная собственность или "презренный" человек.
В те времена подобные ограничения были очень важны. Однако это, как видно, не носило религиозного характера и даже не было прямо связано ни с какой "нравственностью".
Хотя здесь отмечу, что бедная девушка или рабыня тогда были никак не защищены от насилия любого характера, в том числе интимного. Иными словами, они имели гораздо больше шансов стать "порчеными" многими мужчинами. А до изобретения тестов ДНК это имело важнейшее значение при выборе невесты. Таким образом, большая открытость их тел сигнализировала и о подобном аспекте, что создало многие живучие стереотипы о "развратных" женщинах
Вот такие нравы были у древних ассирийцев. Вероятнее всего, подобные представления первоначально имели место только на Ближнем Востоке, поскольку, скажем, среди минойцев, что в Бронзовом веке жили на острове Крит, некоторые стороны культуры являлись даже более свободными, чем сейчас (они не считали женскую грудь сексуальным объектом и не покрывали её).
Минойские девушки
Однако в I тысячелетии до нашей эры, с расширением контактов с востоком, в Южной Европе также начали развиваться практики покрытия женщин. В классической Греции и далее уже существовали такого рода ограничения, и с каждым веком они крепли. В Афинах для замужней дамы считалось правильным ходить в длинном платке, а его снятие на улице воспрещалось.
Аналогично дело происходило в античном Риме и во всём рабовладельческом Средиземноморье.
К моменту стремительного распространения христианства в Римской империи тем, что свободные и знатные особы покрывают свои головы с телами, было никого не удивить, а восточнее это и вовсе давно стало повсеместным.
Но религия, сменившая многие вариации язычества у народов описываемых земель, решила оседлать эту традицию и переосмыслить её - теперь она стала ещё и полноценной частью христианской доктрины. Женщин призывали покрываться, дабы показать свою "чистоту" и приверженность истинному учению. На многие века это закрепит данное правило в Восточно-римской империи - там знатные дамы стали оборачиваться во всё более шикарные ткани. Простые девушки так делать не могли, очевидно, поэтому покрывались более обыденно.
Как пример - икона с изображением императрицы Ирины (797-802), ставшей православной святой. Она, как идеальная христианка (по мнению Церкви), разумеется, носила много тканей всюду, кроме лица и ладоней
Да и как не носить, если в каждом храме прихожанки видели для себя образец - Богородицу, в соответствующем прикиде
Идентичное понимание железобетонно восприняли не только греки, но и ближневосточные христиане - к примеру, потомки тех же ассирийцев.
Этот народ существует по сей день. Он тоже христианский, ещё с I-II веков
Ассирийские женщины в традиционной одежде. Защита чести и статуса на месте, что неудивительно
Иными словами, с отмиранием классического рабовладения покрытие женщинами большей части тела стало переходить из чисто социальной в культурную и религиозную плоскости, что помогло ему дожить до современности, пусть и в урезанном виде.
Но то народы Христа, а что там про мусульман? То же самое? Не совсем. Как известно, ислам произошёл от христианства и иудаизма, следовательно, для него не было ничего удивительного в заимствовании той же концепции. Официально с самого VII века ношение хиджаба - то, что должна делать каждая мусульманка.
Но при этом, в отличие от христианского мира, масштабное рабовладение процветало среди магометан. Только невольниками чаще всего становились не братья и сёстры по вере (хотя это никуда не делось, просто встречалось нечасто ), а иноземцы, коих были две категории:
1) Проданные в Кордову, Багдад и прочие города славяне, финно-угры и кельты, которых ловили тюркские племена (хазары со товарищи) и викинги. Они, как язычники или христиане, шли там на ура, ибо Аллах их угнетением доволен, разумеется.
2) Такие же мерзкие кафиры из-за моря с юга, из Африки. Арабы и персы наладили с восточноафриканским побережьем активную торговлю живым товаром.
Соответственно, своё посконное значение покрытие женщин в исламском мире сохранит ещё не век и не два, а сильно дольше.
В каждом большом городе праведной державы были невольничьи рынки
Ещё одно арабское нововведение - всякие апгрейды вроде появления хиджаба в общепринятом понимании, и никаба. Это уже чисто аравийские штуки. Изначально нужны были для защиты тела от песчаных бурь, но со временем тоже стали ассоциироваться с религиозными подтекстами. Исламизация Ближнего Востока и северной Африки не принесла местным саму идею, но развила её до порой абсурдных форм.
Конечно, мусульманские говорящие головы утверждают, что хиджабы и прочее - то, что дано Богом и передано Пророком, но в реальности это лишь логическое продолжение того, что уже очень давно было в регионе.
Ради справедливости надо отметить, что к новейшему времени строгость правил относительно исламской женской моды поубавилась, поскольку ей начали следовать и рабыни. В целом же, тенденция на отрыв от изначальных корней описываемого явления характерна как для христианских, так (с заметным опозданием) и для исламских обществ.
Жером Жан-Леон, "Рынок рабов", 1871 год. Картину автор написал, будучи в Каире. Как можно увидеть, некоторые невольницы вполне покрыты, но не все, что как бы намекает на былые строжайшие запреты
Из-за наложения на ношение покрывающих почти всё женское тело тканей религиозных мотивов оно стало ассоциироваться с авраамическими учениями, что по сей день можно наиболее часто услышать. Также много где оно стало национальной традицией и теперь неотделимо от культуры народа.
Но как бы кто не считал, изначальный смысл тут именно в закреплении социального разделения, восходящего к эпохе древнего рабства. Религии примазались намного позднее, что, тем не менее, нисколько не помешало им использовать платки, вуали, хиджабы и никабы в своей риторике.
Посты, с которыми можно ознакомиться для лучшего понимания контекста:
В 1923 году завершилось длительное противостояние Греции и Турции. Оно крайне болезненно сказалось на греческом обществе, и не только потому, что было Афинами проиграно. Простое поражение не сказалось бы на стране так сильно, однако по нескольким ключевым причинам окончание этой войны стало невероятно тяжёлым для Греции:
- Победа Турции в Малой Азии означала крах основы тогдашнего греческого национализма - Великой идеи, которая подразумевала объединение всех грекоязычных областей в одном государстве. До 1920-х годов этот проект, фактически означавший реставрацию поздней Византийской империи, был реален и в него верили. С его провалом идеологические столпы Греции значительно пошатнулись.
Примерные границы после гипотетической реализации Великой идеи
Во многом они соответствуют группе греческих государств XIII-XV столетий, пределы которых, в свою очередь, по большей части совпадают с расселением греков по обе стороны Эгейского моря
-Вытеснение Греции из Анатолии стало возможно потому, что турецкие националисты организовали геноцид и депортации малоазийских и понтийских греков. В результате около полутора миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома и оказаться на Балканах и эгейских островах. Таким образом, Греция получила много нового населения, которое было измучено войной и страданиями, что накаляло социально-политическую обстановку в стране.
Хотя депортация большинства малоазийских эллинов вместо массового геноцида (как это случилось с их понтийскими собратьями) помогла сохранить их культурное наследие, это негативно сказалось на самой Греции. Кроме того, что балканские граждане были недовольны исходом войны и винили в нём правительство, к ним прибавились лишившиеся всего малоазиаты. Такой себе демографически "подарок" от турок.
Фиолетовый - расселение греков до и после этих событий
-Ну и самая очевидная проблема состояла в том, что Греция просто была истощена долгим конфликтом, как и все участвовавшие в заварушке европейские государства. Для неё она кончилась только в 1923 году, причём кончилась катастрофически.
Как и всюду на континенте, война обнажила основные проблемы страны. Для Греции, подобно её соседям по Южной Европе, это были слабая промышленность (или почти полное её отсутствие), аграрная экономика, повальная неграмотность населения, коррупция и неэффективное управление на всех властных уровнях, а также ущемлённое положение подавляющего большинства сельских жителей по отношению к крупным землевладельцам.
Как этого можно ожидать, после окончания боевых действий во всех вышеуказанных осложнениях греческие интеллектуалы стали винить старое правительство. Оно на тот момент было монархическим. Первоначально восставших против османской власти балканских греков возглавили республиканские лидеры, ими же была провозглашена Первая Греческая республика.
Однако долго она на прожила - великие державы, в первую очередь Британия и Россия, которые помогли повстанцам победить, решили, что правильнее установить в Элладе монархию как у них. Так в 1832 году появилось королевство Греция, возглавляемое немецкими династиями - сперва это были Виттельсбахи, затем - Глюксбурги. В 1922 году королём Греции стал представитель последних Георг II.
Флаг монархии
Георг Второй
Но правил он не очень долго - в начале 1924-го сторонники республиканства подняли головы, оседлав тяжёлое состояние государства и недоверие многих подданых, и в особенности интеллигенции, к властям. 23 марта 1923 года Учредительное национальное собрание провозгласило Грецию республикой. Новое правительство возглавил видный на национальном уровне политик и социолог Александрос Папанастасиу.
13 апреля постфактум был проведён референдум, на котором жителей страны спросили об отмене монархии. Более двух третей учувствовавших высказались "за". Так началась Вторая Греческая республика.
Вот её флаг. Те, кто составлял его, очень поленились и потому просто убрали корону с предыдущего
Обновлённое правительство издало ряд законов, касающихся отмены крупного полуфеодального землевладения и создания промышленной базы. Но оно так и не смогло их исполнить в полной мере- сельская реформа 1924-26 годов была слабой и не ликвидировала влияния важнейших помещиков, а предприятия, что постепенно строились, представляли лёгкую и пищевую промышленность, в то время как тяжёлой в Греции по-прежнему не появлялось.
А это грозило проблемами - с самого Версальского мира Европа жила в напряжении. Дальновидные политики понимали, что новая война точно будет, и совсем не в отдалённой перспективе. Все сильные державы запасались на этот случай ключевыми образцами вооружения в будущей драке - танками, самолётами, пулемётами и прочим в такой категории. Для этого, как ни крути, нужна тяжёлая индустрия. Соответственно, без неё Греция стала бы жалкой боксёрской грушей и полем боя тех, кто развил данную отрасль лучше.
Но республиканские власти не спешили проводить эффективных изменений. К тому же, долго они не продержались - в июне 1925 года произошёл государственный переворот, установивший режим генерала Теодороса Пангалоса.
Он объявил себя диктатором, причём буквально - титул такой. За время своего короткого правления указанный деятель успел начать широкие репрессии против коммунистов и провести девальвацию национальной валюты, но не более - уже в августе 1926-ого его самого отстранили от власти другие военные. Следующие девять лет пройдут не менее весело - политический раскол породит нестабильную политическую систему, которая так и не решит ни одной проблемы страны в значимой мере.
В какой-то момент греки в массе своей решили, что монархия - это не совсем и плохо, и лучше её вернуть, раз с республикой снова не задалось. 10 марта 1935 года руководящую должность в государстве занял Георгиос Кондилис, очередной вояка и вместе с тем монархист, который к концу года провёл повторный референдум, подобный тому, что случился в 1924-ом. Результаты были заявлены такие - 97,9 % граждан с придыханием ждут Георга обратно на трон. Король вернулся из изгнания, возглавив Грецию в ноябре.
Кондилис
Восстановление монархии не могло волшебным образом преобразить страну. Более того, шаткое положение власти осталось на месте, как и очень чёткий раскол на монархистов и республиканцев. 26 января 1936 состоялись выборы в парламент, после которых первые получили 143 места, а вторые - 142. В последующие месяцы представленная ситуация застопорит работу правительства и принятие законов, дело начнёт скатываться к гражданской войне.
В этих условиях военная верхушка решила "навести порядок", примерно также, как это сделали до того в Италии и Германии. Вокруг министра обороны Иоанниса Метаксаса сложилась группа крайне правых ребят, которые убедили Георга II в необходимости усиления авторитарных практик для сохранения королевства и недопущения распада страны.
Метаксас
Время для подобных актов в 1936 году наступило самое благоприятное - умерли многие культовые демократические политики, бывшие очень популярными в народе. Главная потеря - восьмикратный обладатель поста премьер-министра Элефтериос Венизелос. Его руководство в 1928-1932 годах являлось благоприятным, как и прошлые (1910-15, 1917-20 и пара мннее длительных). Но теперь Венизелос скончался (март 1936-го), старый всё-таки был. У республиканцев после этого позиции резко ослабели.
Чем Метасас с братией при поддержке короля и воспользовались. 4 августа того же года они организовали экстренное заседание кабинета министров, на котором было приостановлено действие важнейших статей Конституции. Затем были запрещены забастовки, рабочие и коммунистические организации и введена жестокая цензура в прессе. Установилась диктатура 4 августа, позиционировавшая себя как тоталитарный антипарламентский режим.
Она имела многие сходства с итальянским фашизмом, немецким нацизмом и католическим интегрализмом. Как и указанные идеологии, метаксизм (не самое оригинальное название) упирал на:
1)Корпоративизм, то есть совместную работу всех социальных слоёв ради общего блага
2)Воинствующий национализм. Метаксас продвигал концепцию Третьей Греческой цивилизации, наследующей античной и византийской. Он также подогревал сепаратизм греков в соседних балканских государствах, таких как Албания (северный Эпир). Логично, что подобные движения албанцев и болгар внутри самой Греции, напротив, сурово подавлялись.
3)Антикоммунизм и антилиберализм. Левые и умеренные правые движения находились под запретом.
4)Ещё одно сходство конкретно с нацистами - показательные акции сожжения книг, распространяющих "неверные" идеи.
Флаг Национальной молодёжной организации - явно вдохновлён аналогичными символами с Апеннин
Эмблема правительства 4 августа, тоже с националистическим оттенком
Но наличествовало и много отличий греческой диктатуры от прочих похожих того времени. Среди них ключевые:
Монархизм. Если в Италии король не обладал никаким реальным авторитетом, а Гитлер прямо презирал бывшего кайзера за проигрыш в Первой мировой войне, то Метаксас, наоборот, считал монархию фундаментом греческой государственности. Хотя король лишился большей части власти, он оставался неотъемлемой частью идеологии.
Антиимпериализм. Метаксисты не рассматривали для Греции возможности серьёзных внешних приобретений и сосредотачивались на защите страны от возможных завоеваний, что являлось особенно актуальным в ситуации второй половины тридцатых годов, когда возникали всякие аншлюсы и прочие судетские кризисы.
Отсутствие народной базы. Режим неактивно поддерживался большинством населения, не было энтузиазма и рукоплесканий великому лидеру, не наблюдалось желания невероятных свершений. Просто военные решили укрепить государство известным им способом, подсмотрев часть задумки у соседей по материку.
Но в Греции это не прошло так же, как в державах к северо-западу от неё - отсутствовал социальный запрос, что, в общем-то, роднит метаксизм с португальским интегрализмом, который тоже звёзд с неба не хватал.
Дружба с Альбионом. Метаксас считал Берлин и Рим скорее угрозами, чем потенциальными союзниками, и поддерживал близкие сношения с Лондоном. Греция ни разу не подумала вступить в Ось. Режим 4 августа видел в Британии ту силу, что может прикрыть Элладу от амбиций итало-германского блока.
В общем-то, опасения Метаксаса касаемо фашистов оказались более чем реальными - Муссолини, который по какой-то причине видел Италию способной взять контроль над всем побережьем Средиземного моря, сделал Грецию своей целью. На территории оккупированной ранее Албании он собрал крупную группировку и начал ей вторжение 28 октября 1940 года.
Ход войны. Сперва Италия заняла немного земли, а затем резко откатилась и даже потеряла нехилую часть Албании
Боевые действия показали подготовку греческих войск и слабость итальянских. В то время как греки чётко знали, за что сражаются, и действовали в знакомой местности, итальянская армия имела низкий боевой дух и была вынуждена пытаться наступать в горах, что не привело ни к чему, кроме больших потерь и позорного отступления.
Греческий военный плакат
Элладские бойцы
Именно Греция растоптала амбиции Муссолини. Она заставила его в полной мере столкнуться с реальностью, в которой Италия была совершенно не готова к сколь-нибудь серьёзной войне. Некомпетентное командование, отсутствие мотивации умирать за абстрактное "величие", коррупция, неукомплектованность войск и плохое планирование проявились здесь в ярких красках, быстро задвинув Италию на второй после Третьего Рейха план .
То есть, диктатура 4 августа нормально подготовила Грецию к войне? С этой перспективы, вполне. Эллада более чем достойно выдержала первый удар. Можно сказать, что важный фактор этого - слабость противника, но всё-таки без должной подготовки и греческая армия вряд ли хорошо бы себя показала.
Однако Метаксас заблаговременными действиями по обеспечению армии всем необходимым и налаживанию сотрудничества с Великобританией (которая предоставила воздушную поддержку) внёс весомый вклад в успехи.
Радость греческого народа была недолгой. 29 января 1941 года правитель внезапно умер, что создало угрозу стабильности в стране - как говорилось, установленная жёстко авторитарная власть не была особенно популярна среди простых людей. Но хуже было то, что дуче после поражений выпросил у фюрера помощь в виде группировки Люфтваффе, потеснившей англичан в небе на Грецией. Затем, в феврале, в Ось вступила Болгария, что заставило греческое командование отвести часть сил на восток.
Германия же вовсю разрабатывала план наступления на несговорчивые балканские страны - кроме Греции, в подчинении Берлину отказала Югославия. 6 апреля совместно германо-итало-болгарско-румынско-венгерская армия начала генеральную атаку на две страны. Белград капитулировал очень быстро - 17 апреля, а вот Эллада продержалась до 23 апреля. Это, правда, официально, поскольку даже после поднятия белого флага центральными властями греческие части вместе с британцами сопротивлялись вторжению до самого конца апреля (на континенте) и до 31 мая на эгейских островах и Крите.
Оккупационные зоны в Греции
Когда последние очаги сопротивления пали, бесповоротно пала и власть метаксистов. Король бежал в Египет и там продолжил быть монархом в изгнании под британским патронажем. После освобождения страны он создаст уже новый режим, который не будет пытаться играть в фашистские элементы.
Посмотрите на это полотно. Что вы видите?
Полагаю, вам в глаза сразу бросилась яркая фигура человека слева, смело разводящего руки. Среди всех на картине он наиболее обласкан светом. Однако и стоящие по обе стороны от мужчины господа тоже находятся на нём, равно как и лежащие под ними трупы. А вот справа темновато - там расположена группа безликих солдат, направивших свои дула в сторону экспрессивного героя и его братии.
Достаточно легко понять настроение, которое передаётся в произведении - противопоставление левой стороны, где персонаж в белой рубашке дерзко смотрит в лицо смерти, открывая грудь, с правой, на которой делают своё кровавое дело не имеющие индивидуальности бойцы. Смотрящий на картину легко понимает, где здесь добро, а где зло, и проникается тёплыми чувствами к мужчине в бело-жёлтом наряде.
Создал сей шедевр Франсиско Гойя (1746-1828), испанский художник, известный своим необычным и даже местами жутковатым творчеством.
Он оказал огромное влияние на европейскую изобразительную культуру, во многом опередив своё время. Но конкретно представленная выше работа Гойи интересна не только с художественной позиции - её можно рассматривать с перспективы тенденций, которые во второй половине жизни Гойи проявились в идеолого-политической жизни как самой Испании, так и всей Европы.
В конце 1700-х годов в Иберии, как и ныне, существовало всего два государства - Испания и Португалия. Но вот их внутренне устройство и международное положение были совсем не такими, как сейчас. Они обе тогда являлись абсолютными монархиями и одновременно колониальными империями. Их идеологической основой были Католическая церковь и представления о божественности абсолютистского строя, большинство населения составляло крестьянство, а правящим слоем являлось дворянство.
К тому времени Испания, как и её западная соседка, уже давно находилась в экономическом застое. Основные важные телодвижения в Европе происходили во Франции, Великобритании и Бенилюксе, тогда как за Пиренейскими горами процветал островок стабильности былой эпохи, без всяких парламентов и промышленных революций.
Испанская империя на исходе столетия. Тогда трон занимал король Карл IV
При дворе Карла работал Франсиско Гойя, бывший тогда жизнерадостным автором, писавшим виды народных праздников и портреты знатных особ.
Жатва, 1786-87
Дон Мануэль ( 1787)
Даже несмотря на то, что Франция уже свергла собственного монарха и годами вела войны с коалициями европейских держав, это не особенно заботило правительство Испании. Напротив, оно сотрудничало с Парижем, дабы нагадить Британии. В 1805 году испанский флот помогал французам в Трафальгарском морском сражении, а после заключения Тильзитского мира с Россией в 1807 году Наполеон совместно с испанцами готовил вторжение в зависимую от Лондона Португалию.
Вопреки союзу с вчерашней революционной страной во главе с поднявшимся после свержения абсолютизма правителем, сама Испания нисколько не переняла идеи французской революции. Её сотрудничество с северным соседом носило строго геополитический характер.
Франко-испанский союз в 1805 году
Но дело приняло иной оборот в конце 1807-го. Для завоевания Португалии в Испанию начали массово прибывать французике силы, которые занимали основные города страны. Наполеон решил, что для успешного удушения островной соперницы ему необходимо контролировать все иберийские порты.
Без них, очевидно, континентальная блокада стала бы неэффективной. Поэтому, как только на территории Испании оказалось достаточно имперских войск, французы оккупировали Мадрид и заставили Карла IV отречься от престола. Он перешёл к сыну короля, Фердинанду VII. С 23 марта 1808 года последний считался монархом, однако реально вместе с отцом был в плену во Франции, а правила страной оккупационная администрация.
Фердинанд VII
В начале мая Наполеон велел увезти из столицы последних членов королевской семьи, ещё бывших там - младшего сына и дочь Карла. Это глубочайше возмутило горожан и спровоцировало мадридское восстание 2 и 3 мая, которое оккупанты подавили, не чураясь казней и арестов. После того, как волнение пресекли, император французов объявил королём Испании своего брата Жозефа.
Именно свержение старой династии и приход к власти в столице Бонапарта является важнейшим моментом этой истории. Большинство испанцев очень враждебно отнеслось к новой власти и начало против французских армий партизанскую войну (герилью). Она продлится до конца 1813 года. За это время ещё недавно безмятежно жившая страна познает много крови и разрушений.
Карта боевых действий с 1808 по 1811 год
Испанские партизаны - герильясы
Горы Иберии станут самым настоящим Вьетнамом для Франции (хотя в отдалённом будущем подобное Париж познает и в настоящих джунглях Индокитая). Скалы и пещеры говорили по-испански, так и не дав Наполеону полного контроля над полуостровом.
На момент вторжения в Россию лишь в Иберии останутся прямые материковые противники Французской империи
Но наибольшее влияние этот конфликт окажет на саму Испанию. Хотя испанцы и ненавидели захватчиков, тем не менее именно французское вторжение расшевелило страну и дало ей повод задуматься над своим будущим. Посконное правление королей, каким бы нерушимым оно не казалось, не защитило Испанию от угрозы.
Более того, многие интеллектуалы винили неограниченную монархию в застое и поражениях. Они видели, что успех Франции, позволивший ей разбить центральное испанское правительство, лежит не только в формировании регулярной армии и индустриализации экономики, но и в появлении национального сознания, сменившего религиозную идентичность.
В Испании этого до 1808 года не было, а после начало потихоньку начинаться. Лидеры сопротивления, в частности, засевшие в южном порте Кадис у португальской границы, разработали первые концепции испанского республиканства и испанского национализма, приняв в марте 1812 года так называемую Кадисскую конституцию. Она вдохновлялась французскими образцами (чего, вероятнее всего, никто из составителей сего документа не признал бы).
Документ ограничил королевскую власть, дал кортесам (парламенту) законодательные полномочия, гарантировал всеобщие избирательные права мужчинам и провозгласил сам народ Испании источником власти, что отменяло божественное право.
Первая испанская конституция
Заседание кортесов в Кадисе
Таким образом, Испания прямой дорогой пошла к созданию национального государства и обновлению общества. Хотя с изгнанием французов Фердинанд VII возвратит власть и реставрирует абсолютизм, ему не удастся повернуть данные процессы вспять, и в 1820 году вспыхнет революция, которая, однако, провалится.
Разработать и ввести постоянный основной закон получится лишь в 1837 году. Тогда же начнётся стабильная работа парламента. Монархия не выдержит сопротивления и всё-таки сдаст позиции республиканским элементам, что значительно поспособствовало эволюции испанских государства и общества .
Разумеется, появление испанской нации, осознающей себя вне власти престола и Церкви, требует создания хорошего национального мифа. В случае Испании этого не было проблемой - основой послужила война 1808-1814 годов. Герильясы воспевались как герои, а французы представлялись беспощадными оккупантами.
Это имело особенные оттенки ввиду расцвета романтизма - направления в живописи, архитектуре и литературе, которое сосредотачивается на противостоянии одного субъекта (чаще всего - человека) каким-либо могущественным внешним силам. Начало XIX столетия - время романтизма в Европе.
Теперь следует снова вспомнить о Франсиско Гойе, который ещё в 1790-ые был очень популярным при дворе, но не самым выдающимся художником. На рубеже веков его, по всей видимости, сотряс какой-то личностный кризис, поскольку он стал гораздо более отстранённым и депрессивным человеком, а его творчество перешло из светлого режима на сторону весьма мрачных карикатур
Например эта, написанная около 1799 года
В общем, стиль творца начал резко меняться. Французское же вторжение оставило глубочайший след в сознании Гойи. Именно после его окончания он написал показанную в самом начале поста работу - "Третье мая 1808 года в Мадриде", посвящённую подавлению восстания, которое начало герилью.
Она создана так, как надо для нарождающегося национального сознания испанцев. Развивая свой поздний мрачный стиль, Франсиско показывал наполеоновских солдат не имеющими души и сердца (для этого они повёрнуты спиной и находятся в тени) приспешниками зла. Испанцы же, и в особенности центральный герой - светлые люди, достойно принимающие смерть, но не склоняющие голову перед врагом, несмотря на вид уже павших товарищей.
Вне всяких сомнений, здесь прослеживаются романтические и националистические мотивы. Сам Гойя, вполне возможно, хотел показать не столько это, сколько ужасы войны и оккупации как таковые, но он всё же был человеком, жившим в определённую эпоху, и предавал черты этой эпохи. Картина стала популярным символом национально-освободительного противостояния и, надо полагать, вдохновляла многих испанцев на борьбу за будущее своей страны.
С описанной стороны Франсиско Гойя изобразил весь XIX век, ведь это время полно схваток за построение наций не только в Испании, но и во всей Европе. Ещё будут греческая революция, весна народов, рисорджименто и тому подобные события, которые проложат дорогу к падению империй и изменят континент навсегда.
И если сейчас пропитанный романтикой национализм может показаться поверхностным, то тогда это была идея, сыгравшая важную роль в развитии народов старушки-Европы.