Серия «СССР»

1

Как я начал писать

Недавно в личные сообщения одной известной социальной сети я отправил редактору литературного журнала необычную видеозапись. Я заснял гаражи и овраги на городской окраине. Именно это место имеет непосредственное отношение к зарождению моего творчества.

Каким образом? В советское время были какие-то небольшие предприятия. И одно из них находилось на городском пустыре. Вот как сейчас помню, это был деревянный забор с покосившимися воротами, за которыми стоял длинный- предлинный сарай. И вот в этот самый сарай со всего города привозили макулатуру.

Помните, как тогда сборы организовывались? В сарае всегда было прохладно, в тени стояли холодные на ощупь весы, большие и ржавые. На них взвешивали бумажные тюки, а потом складировали в огромнейшую кучу до самого потолка.

Здесь дежурил мой отец. У него была ещё и другая официальная работа, но он всегда находил какие-то подработки. Из-за этого моё общение с ним сводилось на нет. По сути я его очень редко видел. И тогда моя мама решила, что и у меня и у отца должно быть обязательным общение.

А где выкроить свободное время на него? А нет ничего проще, как отправить меня на дежурство, хотя бы часов на несколько. А мне там нравилось. Это была полнейшая свобода, отец позволял мне облазить практически все заборы. Иногда он готовил мне так называемую газировку, высыпая по микроскопической щепоти соды и лимонной кислоты в стакан с водой, или жарил кусочек хлебца над электроплиткой.

Меня же больше всего увлекало вот эта куча бумажного барахла. И я лазил по этим тюкам и иногда находил в них вполне целые ещё книжки с картинками. И вот по этим картинкам я сочинял свои первые сказки. Произведение мои получались, конечно, смешные и нелепые.

О своём желании стать писателем я заявил на выпускном в детском саду и очень долго смешил окружающих этим заявлением. А потом была типичная гулянка в бараке моего деда. Он был железнодорожником и в положенные шестьдесят отправился на пенсию. Собралась родня, соседи и коллеги по работе.

Дед привычно клюкнул рюмку другую и собрал свои шевроны и нашивки с железнодорожной символикой. В это время я сидел под столом с соседским мальчишкой, который был постарше меня, но не умел говорить, а лишь мычал и озирался по сторонам. Когда нам под стол сунули вот эту коллекцию, то моему приятелю она показалась неинтересной, а я же посчитал себя обладателем самого настоящего сокровища.

Дед рассмеялся и нахлобучил мне на голову свою железнодорожную фуражку с кокардой. А он был мужичок маленький, сам совсем как мальчишка. Потому шапка мне пришлась в пору. Вскоре все нашивки украсили мой костюмчик, в котором я, до ещё и в шапке железнодорожника, невероятно счастливый бегал по родному двору.

И вот однажды убежал чуть дальше детской площадки. И вижу: сидит мужик с баяном и поёт песню крокодила Гены. Я присаживаюсь рядом и начинаю с ним разговаривать. А я очень любил общение со взрослыми. Мне тогда было шесть, мужику под шестьдесят. И он оказался поэтом, коммунистом и педагогом.

Оказалось, что в моём дворе давно существует игровая комната для детей. Просто раньше так принято было, чтобы по дворам не шатались, а были делом заняты. И это при том, что буквально в квартале от этой игровой комнаты находился дом культуры, в котором было просто бесчисленное какое-то количество кружков и секций.

Ну а вечером обычно дети собирались в этой комнате, мужик там играл на баяне, рассказывал какие-то истории, рисовал буклеты. Мужика выслушивали, но подтрунивали (скорее всего переняли эту манеру от взрослых) А же из этой комнаты готов было не вылазить. Тем более он оказался первым, кого не смешило моё желание стать писателем. Именно ему я в свои шесть лет стал относить на суд свои сказки.

Потом под его влиянием взялся за написание каких-то статей героической тематики. А ещё он организовал мне выставку моих первых рисунков. И даже настаивал на том, чтобы я отправился ещё и в художественную школу. Но, к сожалению, когда мне удалось уговорить родителей идти записываться, игровая комната была закрыта, а все мои рисунки и статьи находились именно там.

Иногда этот педагог выступал со стихами в местном доме культуры. И я иногда даже устраивал своеобразный пранк. Позвоню с телефона-автомата в ДК, причём знаю прекрасно, что трубку возьмёт перепуганная бабушка-вахтёрша. А я серьёзно так отвечаю, что это из фабрики звонят и обязательно запишите, что скоро пройдёт поэтической встреча.

И, представляете, пройдёт несколько дней, как уже в местной газете появляется объявление об этом мероприятии. Но иногда и без моего участия такие встречи проходили. Правда, в летнюю жару, я как-то пришёл с этим педагогом в клуб, а зал был пуст. Битый час мы проторчали, так никого и не дождались.

Мне даже обидно стало, ведь видел сколько сил и труда вкладывает в подготовку к этому выступлению мой наставник. Так и разошлись не солона нахлебавшись. Зато это был мой первый урок, я наглядно увидел как люди относятся к литературному труду и насколько оно им надо. Потом я стал подрастать и однажды этот поэт стал подготавливать меня к поступлению в литературный институт. Учился я тогда в классе пятом. Но это, как говорит Каневский, совершенно другая история...

А что можете рассказать вы о своём первом литературном опыте? С чего всё начиналось? Что можно вспомнить?

Показать полностью
11

Хотел ещё рассказать про соседей из советских коммуналок

Я тут как-то писал уже, что больше полвека назад мои бабушка с дедушкой получили комнату на общей кухне и прожили там до конца своих дней.

Как рассказывают старики, в тридцатые годы прошлого столетия на месте микрорайона был вообще пустырь, на котором было несколько бараков. Это уж потом, когда фабрика заявила себе на весь союз, начали выстраивать дома.

Но первым самым был дом, в котором во время войны находился военный госпиталь. По тем временам дом, подобные которому есть аж в столице, выглядел не то что величественно, а практически казался целым небоскрёбом. Война закончилась, госпиталь закрылся, а здание осталось. Вот что с ним поделать? Решили заселять рабочих, выдавая по комнате на семью.

Потом постепенно стали расселять в отдельные апартаменты. Но не всем повезло, многие так и остались в тех же самых стенах, спустя десятки лет. И есть три примечательных случая, что запомнились мне на всю жизнь.

История первая. Вот в том же самом бывшем госпитале заселились в одной квартире молодые семьи. В каждой из этих семей были мальчишки примерно одного возраста, они вместе росли, наверняка в одну школу ходили, а может быть и в один класс. Не знаю что у них случилось в жизни, были браки и дети или нет, но остались они в бобылях. Родителей схоронили, квартиру разменивать не спешили. Жили практически как два брата, вроде даже бюджет них был общий и продукты на двоих покупали.

История вторая. Вот в нашей квартире были достаточно строгие правила. Мы имели право по неписаным законам пользоваться только двумя конфорками газовой плиты. То что у нас семья, соседку не волновало. Тем более она оплачивала счета за половину общей площади. Я сам с малых лет знал какая стена в коридоре наша, какая соседская. Чтобы не дай Бог не заняли её площадь, на кухне нам соседушка поставила под окном огромный сундук, под амбарным замком которого она прятала от нас бытовую химию, дуршлаг и стиральный порошок.

Но в нашем же доме была такая же семья. Правда, им досталось две комнаты. А в третьей комнате стояла кровать дочери. В эту комнату они могли зайти в любое время без стука и разрешения. И если к нам приходили гости, и не будучи в курсе правил советского общежития, разувались не у той стены, то, стоило только им зайти в нашу комнату, как их обувь обязательно была переброшена на другую сторону. А вот в той семье и этого не было.

И гости обычно удивлялись, когда узнавали, что в той квартире живут ни с какой-то бабушкой или родственницей, а просто с соседкой, которая помогает им вести хозяйство, да ещё готовит. У бабульки из другой квартиры, если мне не изменяет память были родственники, причём близкие. Но комнату свою она отписала соседям.

История третья. Тут вообще уникальный случай. Подруги жили в разных квартирах и в разных комнатах. Но продолжали общаться друг с другом до старости. Одна из подруг осталась в родительской квартире и повезло ей, что вторая комната в двушке осталась за ней, на то были причины: семья была огромная, вот как в деревне переехали всем семейством с бабушками, дедушками, прадедушками, дядьками, тётками, так и заселялись. По этой причине наверное им выдали одну квартиру на всех. Правда, как там все помещались непонятно.

А вот второй подруге повезло, она дождалась расселения и жила в отдельной квартире. Но, повторюсь, общение продолжалось. И вот недавно узнаю, что умерла наша знакомая. Осталась под старость лет одна, да и родственников у неё толком не было. Подруга её померла давно, но общение продолжалось уже с дочерью этой самой подруги. Вот этой дочери и досталась всё наследство от чужой по сути тётеньки.

Не знаю как для кого, но вот лично для меня все эти три случая показательные. Именно они как нельзя лучше показывают насколько же советские люди были другими. Лично я не представляю что в современном мире могут сохраниться настолько близкие доверительные отношения между чужими по сути людьми. Хотелось бы верить, что я не прав...

Показать полностью
9

Вот даже у тебя был такой педагог, который повлиял на всю твою жизнь. Что, не так?

И у меня такой был. Правда, он любил стучать на меня участковому. Часто меня выгонял из своего заведения с тегом окончательно. Ну а потом помогал мне уроки учить. Вот это был уникальный человек. Сейчас такие педагоги - редкость. Согласитесь?

Знаете как мы с ним познакомились? Это было вскоре после проводов на пенсию моего деда. Ну в то время в 60 провожали. А у меня дедулька на железке работал. Во время застолья я сидел под столом с соседским пацаном, который мычал.

У нас на улице раньше таких полно было, их учиться не отправляли. Хотя иногда куда-то увозили, но потом обычно забирали обратно. И, короче, дедуля пропустил рюмашек пару, снял свою фуражку железнодорожную и напялил на меня, и давай ржать, что та мне в пору.

Потом железнодорожники для прикола насыпали нам под стол всяких нашивок, шевронов. Для меня это типа сокровище. Дома мне нашили их на вельветовый костюмчик. И вот в таком виде я гонял по улицам, причём в этой же самой фуражке железнодорожной.

Все вокруг смотрят на меня, угорают, а я не парюсь. И вот смотрю, в соседнем дворе ещё один долбановт на лавочке сидит, играет на гармошке и поёт песню про крокодила Гену. Я к нему подошёл, мы познакомились. И вот началась наша дружба. Мне было шесть, я только в школу пошёл, ему под 60.

Дело в том, что в советское время вот вообще в каждом районе города был свой дом культуры. И там просто куча всяких кружков, секций и, летом халявный киносеанс, библиотека, из которой я готов был не вылазить. Под окнами библиотеки стадион, там пацаны до ночи пропадали.

Но кроме этого ещё в домах устраивали детские комнаты досуга. И вот там зарплату сидели за зарплату такие педагоги, которые ну по сути халявными репетиторами нашими были. Всё делалось для того, чтобы мы не шатались без дела по улицам. Прикиньте, иногда вообще бесплатно автобус выдавали, собирали во дворах и везли на какие-нибудь экскурсии.

Иногда они с нами какие-то концерты репетировали, чтобы вместе с самодеятельностью выступать. Вот этот педагог даже выставку моих детских рисунков сделал. В свои 6 лет я ему первые свои рассказы начал носить, стихи какие-то. Он сам был поэт, и находил время разбирать каракули моих первых произбредений.

Обычно над моим увлечением стебались все взрослые, а этот чувак серьёзно относился, и я доволен был. Наверное, я даже с ним больше чем с родным отцом общался. Но времена были такие, когда в каждой квартире по несколько семей жили, а детей в каждой семье по двое или больше.

Потому мы дружили исключительно подъездами. А вот с соседними дворами враждовали. Зимой особенно, снежные крепости настроим, с помойки ёлок принесём, загородим проход. Для устрашения какого-нибудь мычащего товарища первым в бой отправим.

А вот во двор, где досуговая комната находилась, вообще заходить было и страшно, и опасно. Там такие детки росли, которые материться начинали раньше чем говорить. Это был типичный советский союз: каких только национальностей там не было, и казахи, и армяне, кого только не было.

И вот обычно идёшь к своему любимому педагогу, а местные из этого двора толпой окружают, это ещё ладно, так они ещё трубы какие-нибудь ржавые возьмут, чтобы в их двор не проходили. Но всё-таки удаётся в кабинет этого педагога попасть.

И вот начинает он чесать, как он жил на Украине, как оттуда поехал в Москву, что видел во время Великой отечественной войны, как приехал в нашу глухомань с неграмотностью бороться, как во вспомогательной школе работал, как в вечерней преподавал.

И вот слушаю я про московский институт, уши развешу, для меня это вообще типа фэнтези - другой совсем мир. Мы ведь росли и знали, ничего кроме местных фабрик и заводов нас не ждёт. А тут полный расколбас: какие-то институты где-то существуют.

И так мне захотелось попасть в этот мир, который абсолютно не похож на привычную реальность. И вот когда уже в классе пятом учился, тогда ещё пионерская правда выходила. Конкурс какой-то в этой газете был, после которого получил приглашение для подготовки в столичный ВУЗ.

Родные мои сразу конечно зафыркали, а этот чужой дяденька начал меня готовить. Так мне это интересно было, ну а потом что-то мне в голове переключилась. Сейчас понимаю, причина проста: не любили его у нас, всё-таки чужой он был.

Начнёт детям он что-нибудь хорошее втирать, те придут домой, начнут кричать типа мама папа нам вот дяденька вот это вот рассказал. А те в ответ: да его к нам на стройку или за конвейер поставить, да посмотрели бы как он там себя повёл.

И после этого уже типа как отвращение к нему возникает. Вот, наверное, и у меня что-то подобное было. Всю какую-то злость, негатив я почему-то на него выплёскивал. Озоровать начал, дичь всякую творить.

И в итоге я его иногда так конкретно допекал, что ему ничего не оставалось, как на меня жалобу писать. Причём неоднократно это повторялось. Но всё равно меня как тянуло что к нему, ничего не смог с собой поделать, мне интересно было само общение с ним.

Я извинялся, возвращался, точнее он меня возвращал. До самого вечера проводил я время его кабинете и слушал его коммунистические байки. Ну а потом подошло время, когда ему уже на пенсию пора выходить, ДК у нас продали, эту комнату досуга вы закрыли. Пацаны как-то залазили туда посрать.

А так, если разобраться, то про этого педагога кроме меня может и вспомнить больше некому. До сих пор вспоминаются всякие моменты, то как в музей мы с ним ходили, то однажды как целую неделю он готовился к литературному вечеру, на который никто кроме меня не пришёл. Ну раз уж жаловался на меня в милицию, так ведь за дело. Верно же?

Показать полностью
8

Русские семейные фильмы: Душевное кино для просмотра

Здесь на Пикабу я тут уже рассказывал, что в советское время была одна замечательная традиция - коротать вечера всей семьёй за просмотром хорошего фильма. В целом и сейчас есть хорошие киноистории, составлял недавно подборку для БВ.

Отечественный кинематограф разочаровал, но иногда хорошие вещи проскальзывают. Например,

От печали до радости (2020) - молодой пацанчик с завода находит милфу постарше, родаки в шоке от такого романа

Мы с дедушкой (2014) - я тут уже писал, повторяться не буду, по типу второго «Бати», но намного круче

«Родители строгого режима» (2022) - самое крутое в этом фильме сцена, где бабулька устраивает спанкинг. Эх, круто же она отшлёпала ремнём мужика за то, что он взятки брал. Жалко, что эта сцена не завирусилась и не стала мемом

Русские семейные фильмы: Душевное кино для просмотра
Показать полностью 1
10

Семейный кинопросмотр в СССР

Сейчас современным зумерам не понять, что ностальгия по временам СССР у людей, заставших ту великой эпоху, связана прежде всего с человеческими отношениями. Да даже вот здесь на Пикабу стоило рассказать о семейных застольях и посиделках, как сразу появились вот такие комментарии:

Причём оставил это высказывание человек, явно не родившийся в нулевые. Но это очередной показатель того, как мы меняемся, как меняется наше отношение к близким и родным, как меняется наши отношения к семейной традиции. И вот именно ещё об одной семейной традиции мне хотелось бы поговорить.

Помимо застолья в советское время была ещё одна такая фишка, объединяющее поколения. Это телевизор. Я не застал времени, когда появились самые первые, если не ошибаюсь, КВН их называли. Но мои родители до сих пор любят вспоминать то ощущение праздника, что подарил им этот чудо-агрегат.

Как говорят, во время первого просмотра все соседи в гостях были. А я же как человек, заставший уже закат СССР, отлично помню вечерний кинопоказ. В то время фильмы показывали до программы "Время" (видимо, чтобы люди выспавшимися утром шли на работу). И это ещё было советское киноискусство, когда режиссёры умудрялись создавать фильмы без всяких спецэффектов, но зато такие, что их забыть было невозможно.

Причём это абсолютно не зависело от жанра. Вспомните какие книжные экранизации снимали? Чего только стоит сага о мушкетёрах режиссёра Георгия Юнгвальда-Хилькевич. А драмы, над которыми до прихода всяких Мануэл и Мариан, умылась слезами вся страна. История фронтовика Будулая, созданная Александром Бланком, останется навсегда культовым фильмом. Да, конечно, телевизор был тогда один в квартире. Нередко всей семьёй мы жили в одной комнате. Выбора у нас, детей, просто не было. Но нас не нужно было заставлять смотреть эти фильмы. Мы сами им радовались.

А сколько фильмов о животных снимали? Наверняка же, сейчас ведь каждый вспомнит свой советский фильм о четвероногих или пернатых друзьях. И это были не голливудские виртуальные роботы, а настоящие живые актёры, с которыми работали профессиональные дрессировщики. Я, например, навсегда запомнил историю про рысь Кунака режиссёра Агаси Бабаяна. Уже после первого фильма этой серии я, будучи детсадовцем, решил стать лесником. А если и писателем, то обязательно натуралистом.

Выбор фильмов банк невелик. Все советские блокбастеры, а уж тем более зарубежные, можно было просмотреть только в кинотеатрах. Потому мы смотрели, то что нам показывают. Но при этом прививали хороший вкус. И смотрели все вместе: дети разных возрастов, родители, бабушки, дедушки, даже представители более старшего поколения (а в некоторых семьях и такое бывало и считалось нормой). И, как ни странно, вечера у телевизора объединяли семьи. До сих пор вспоминаю, как при просмотре фильмов о войне моя бабушка вздрагивала, если слышался звук выстрела.

Сейчас, как уже писал, и жалость к героям исчезла, да даже к соседу не всегда испытываем эмпатию. А кино из искусства постепенно превратилось в жвачку. Смотреть его стало удобно, есть всё что угодно и любого жанра, смотри хоть с телефона, хоть с планшета, а хочешь по телеку врубай smart TV. Только вот смотрим-то с кем? Также всей роднёй? С дедушками и соседями? Иногда с женой. Иногда с детьми. Иногда с коллегами по работе, если те вдруг нагрянут на юбилей. Но чаще всего в одиночестве, что давно уже стало нормой...

Показать полностью 2
7

Плохо помню, как меня принимали в пионеры

Вроде бы было всё торжественно, стояли в ряд, многие расстроились, что зачем-то забирали октябрятские звёздочки, потому что многие хотели их оставить на память. А потом вдруг оказалось, что можно не одевать школьную форму и повязывать пионерский галстук

Кстати, пионерский галстук было почётно носить. Когда проводились выборы, некоторым пионером позволялось стоять возле урны для голосования. И это казалось какой-то даже роскошью. Тем более на выборы шли всей семьёй, никто не игнорил. В гардеробе раскладывали на столы всякие вкусняшки на продажу, это был настоящий праздник.

Будни октябрёнка мне больше запомнились. С соседкой по парте мы играли в танчики во время урока. Смешная игра: рисуешь танчики, потом со всей дури заштриховываюсь точку выстрела, переворачиваешь листок проводишь по месту выстрела обратной стороной ручки и проверяешь попал или нет.

Так вот за это меня наказали, мало того что простоял в углу возле умывальника, так пришлось ещё во время каникул ходить на дополнительные занятия, которые почему-то проходили в учительской. А потом я ещё что-то натворил, и октябрятскую звёздочку с моего пиджака сняли. В семье это было настоящей трагедией. А когда разрешили вернуть звёздочку, учительница её потеряла и велела купить в киоске союзпечати новую

Показать полностью
11

Кинопрокат СССР. Какие зарубежные фильмы были популярны?

На самом деле смотрели то, что разрешалось. На каждую новую афишу возле местного дома культуры смотрели, как на произведение искусства. Готовы были кружить вокруг неё целыми днями. Но были времена, когда у входа в кинотеатр стояла кассирша баба Валя, женщина мощная и зевластая, которую обычно все боялись. И вот она ещё не всех и пускала. Потому многим даже приходилось приходить на просмотр с родителями.

Вот детские киносеансы - они были халявные. И всё лето можно было бесконечное количество раз сходить на понравившееся кино. Правда, тоже дожидались подолгу. Нередко перед детским кинопоказом проводила какая-нибудь библиотекарша Аида Константиновна лекцию о подвиге Юрия Гагарина. Или могла неожиданно появиться какая-нибудь сказочница в народном костюме и устраивать свои марафоны желаний.

А то ещё могли привести какого-нибудь поэта, который на протяжении часа читал свои стихи. И вот только потом темнота в зале, и тишина такая, что слышится скрежет киноплёнки. И ещё полчаса терпения, потому что начинается обязательный просмотр новых серий Ералаша или польских мультиков про Рекса, Крота и Лёлика с Болеком.

Но вот на взрослое кино пробраться иногда хотелось, а видиомагнитофонов ещё не было, а уж то что фильмы со временем будут просматривать в телефоне, так это никому и в голову не могло прийти. Везуха, если во время выступлений самодеятельности на агитплощадке начинался вечерний киносеанс. Для любого советского пацана, просто счастье было, когда киномеханик дядя Гена звал в свою пропавшую пылью будку, в которой проецировал изображение на зеркало, а оттуда на засиженный мошкарой экран.

Но надо признать, что до отечественного зрителя доходило самое настоящее "мясо". Озвучка, благодаря гениальнейшим советским актёрам, была просто феноменальная. От просмотра реально дух захватывало. У нас даже свои франшизы были, сначала про Анжелику и Тарзана, а потом про Кинг Конга и Крокодила Данди. В лихие девяностые стали неожиданно показывать эти шедевры кинопроката на центральных каналах, но чаще всего отчего-то фильмы с Пьером Ришаром и Луи де Фюнесом. Как-то на досуге по настроению пересмотрел несколько фильмов, популярных в советское время.

И вот совсем кратко о чём они:

- Большие гонки (1965) - тупой и ещё тупее принимают участие в ралли

- Игрушка (1976) - чадо из ада во Франции

- Синьор Робинзон (1976) - забытое реалити-шоу "Остаться в живых" без камер

- Папаши (1983) - о трудностях того времени, когда невозможно было сделать тест ДНК

- Козерог один (1977) - история, как американцы разводят собственных граждан при помощи подтасовок фактов для телевидения

- Вожди Атлантиды (1978) - команда отважных супергероев раскрывает тайну исчезнувшей цивилизации

- 300 спартанцев (1962) - брутальные чувачки идут против системы

- Приключения Одиссея (1968) - экранизация классики всегда бессмертна

- Белый клык (1973) - вот реально крутой фильм с индейцами, собаками и ковбоями

- Зорро (1975) - здесь секретным супер оружием становится обычная шпага

- Большое приключение Зорро (1976) - мексиканская версия намного круче: здесь супергерой изучил восточные единоборства и за неимением бэтмобиля оседлал коня

- Золотое путешествие Синдбада (1974) и Седьмое путешествие Синдбада (1958) - здесь рассказывается ещё про одного супергероя времён СССР, который явился из мира арабских сказок

- Человек в железной маске (1977) - даже сейчас смотрится отлично, история Зиты и Гиты на европейский лад

- Викинги (1958) - реально красивый фильм про жизнь неотёсаных мужланов

- Спасите «Конкорд» (1979) - отчаянный журналист пытается выяснить неудобную правду и результат своего расследования предоставить на суд мировой общественности

- Смерть среди айсбергов (1977) - обалденный фильм, здесь кровожадный кит забивает стрелку спекулянту

- Генералы песчаных карьеров (1971) - в девяностые перепетая песня из этого фильма была хитом отечественных хит-парадов. Фильм о социальном неравенстве

- Крамер против Крамера (1979) - здесь без участия программы "Мужское / женское" решается вопрос об определение местожительства ребёнка

- Знахарь (1982) - повествование об уникальном случае амнезии

- Конвой (1978) - чуть не забыл такой крутой бестселлер, в котором американский мачо выступает против полицейского беспредела

А вам что запомнилось из зарубежного кино советского периода?

Показать полностью
68

В нашем советском детстве не было Халка, Бэтмена и Человека-Паука. Но у нас были пионеры-герои

На днях готовил статейку про них для другой площадки (БВ)
И достал из книжного шкафа вот такую коллекцию детских книг. Это книги, изданные в конце семидесятых - начале восьмидесятых. И, представляете, ведь именно эти книги можно было встретить на полках даже в детском саду. Впрочем, это было неудивительно: ведь каждый советский ребёнок, знал, например, как кучерявый Володя Ульянов сколотил скворечник. А это были герои настоящие, наши ровесники, те на кого, как тогда считалось, мы должны равняться. Для многих из нас они были круче тиктокеров или клиперов ВКонтакте. Вот, посмотрите, какую я коллекцию собрал:

И изображение этих юных партизан сопровождали нас всё своё детство. В школе в пионерской комнате всегда находилась либо книга, либо какой-то плакат про пионеров-героев. Тогда даже в рабочих общежитиях были когда-то игровые комнаты, ныне проданные, либо использующиеся уборщицами. Вот в этих комнатах тоже были плакаты с портретами этих ребят. Об их подвигах мы не всегда знали, хотя, вполне может быть, может быть какой-нибудь восторженный очкастый отличник смог бы их все перечислить. Но вот имена их всегда были на слуху и становились нарицательными. Согласитесь, практически в каждой дворовой компании находился какой-нибудь Марат с кличкой Казей. Вот супергерои моего детства:

А потом куда-то исчезли книги про них, стали популярными плакаты с изображением улыбающегося Шварца, либо голливудских красоток в бикини. Забылись и фильмы про друзей Яшки-цыгана; пришло время когда, все восхищались кульбитами Джеки Чана. Героями постепенно стали придуманные персонажи. Вроде бы находились настоящие герои, которые совершали какой-нибудь подвиг в мирное время, но про эти события принято было быстро забывать.
И вот совсем недавно я подумал: а ведь большинство этих мальчишек были родом из Украины. Например, Валя Котик, Вася Коробко, Петя Зайченко, Шура Кобер и Витя Хоменко. Про них не только книжки писали и плакаты рисовали, но и ставили памятники, снимали художественные фильмы, даже называли пароходы. Многие, думаю, сомневаются, что про них помнят на Украине. А в России-то кто помнит?

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!