medovar.mtp

Пикабушник
Дата рождения: 01 января 1988
поставил 7 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
10К рейтинг 518 подписчиков 1 подписка 14 постов 6 в горячем

Как устроен завод по производству напитков

Привет, ребятушки.

В одном из своих последних постов я рассказывал о своем опыте выхода на маркетплейсы с газировкой на основе меда.

В комментах меня просили рассказать о производстве и заводе. Поэтому сегодня я вам поведаю о том, как собственно происходит процесс приготовления разных медовых напитков от приемки меда до розлива в тару и упаковки в паллеты.

Сразу прошу прощения, что не буду раскрывать некоторые свои секреты. Поэтому кому-то мой рассказ может показаться общим и не объясняющим какие-то детали.

Из чего состоит медовый напиток (без разницы медовуха это или газировка)? Это мед, вода и добавки: соки ягод и фруктов или экстракты. В случае с медовухой еще дрожжи, которые обеспечивают процесс брожения.

Основа производства - это мед. Его мы закупаем у пасечников по всему Черноземью. На мой взгляд, для медовых напитков подходит разнотравье, мед из подсолнечника, гречишный мед, цветочный. А вот рапс мы принципиально не используем. Мне не нравится его вкус, и напитки получаются не очень. Я не раз сталкивался с комментариями, что рапсовый мед полезный и вкусный. Может быть. На вкус и цвет все фломастеры разные. Но для себя я принял именно такое решение.

Мед приходит вот в таких куботейнерах.

Как устроен завод по производству напитков Малый бизнес, Напитки, Бизнес, Производство, Завод, Станок, Предпринимательство, Длиннопост

На самом деле, это очень удобно. Бывает, что мед приходит закристализованный. Тогда перед использованием его надо будет растопить до жидкого состояния.

Весь мед проверяется в несколько этапов, на каждом из которых кубик меда могут развернуть и не принять:

  1. Органолептика. На приемке пробуем мед на вкус, цвет, запах, консистенцию. Без вкусного меда не будет вкусных напитков.

  2. Лаборатория. Проверяем, чтобы в меде не было всяких добавок, следов антибиотиков и т.д.

  3. Документы. Хотя это, наверное, первый пункт. У пасечника должны быть в порядке все документы (паспорт пасеки, справка из сельсовета и т.д. и т.п.).

Вторая составляющая напитка - это сок.

Сок приходит в обычных железных бочках. Точнее, не совсем в обычных. Сам сок налит в специальные асептические пакеты, которые уже находятся в бочках. Так сок не будет соприкасаться с металлом, не скиснет, не забродит. В общем, все с ним будет хорошо.

Бочка самая обычная, железная, вот такая.

Как устроен завод по производству напитков Малый бизнес, Напитки, Бизнес, Производство, Завод, Станок, Предпринимательство, Длиннопост

Экстракты все в канистрах. Обычно они тоже жидкие, хотя бывают и сухие экстракты. Какой именно использовать, выбирает технолог в зависимости от производственной необходимости а.к.а. рецепта.

Итак мы разобрались с ингредиентами. Теперь идем дальше по производственным процессам.

Прежде чем начать варить большой объем напитков, мы делаем пробную партию. Сбраживание проходит в маленьких ЦКТ.

ЦКТ - это цилиндро-конический танк. Специальная емкость, где сбраживают алкогольные напитки. Такие используются для пива и даже вина. Но для вина немного другая форма. Однако суть та же самая.

После того, как мы протестировали пробную партию, начинаем приготовление в большом ЦКТ. Они бывают разные: на 8, на 10, на 16 тонн и так далее.

У нас вот такие.

Как устроен завод по производству напитков Малый бизнес, Напитки, Бизнес, Производство, Завод, Станок, Предпринимательство, Длиннопост

Теперь вся смесь бродит. Чем дольше брожение, тем суше получается продукт, потому что дрожжи съедают все сахара. Так, кстати, делают сухие или полусухие вина, медовухи, сидры и т.д. Выбраживают до конца, а потом регулируют сладость повторным добавлением меда.

После того, как напиток готов, разливаем по банкам или бутылкам. У нас вот такая линия розлива.

Как устроен завод по производству напитков Малый бизнес, Напитки, Бизнес, Производство, Завод, Станок, Предпринимательство, Длиннопост

В самом конце наклеивается этикетка и честный знак. Отдельные бутылки формируются в спайку, которая оборачивается термпоусадочной пленкой в специальной печке. На выходе получается вот такая спайка.

Как устроен завод по производству напитков Малый бизнес, Напитки, Бизнес, Производство, Завод, Станок, Предпринимательство, Длиннопост

Кто-то пакует в коробки, но спайка - наиболее практичный вариант. Спайки в паллеты. И вся эта красота уезжает на склад.

Как устроен завод по производству напитков Малый бизнес, Напитки, Бизнес, Производство, Завод, Станок, Предпринимательство, Длиннопост

Вот. По факту ничего сложного в самой технологии нет. Она известна сотни лет, отточена тысячами медоваров и пивоваров по всему миру от Аргентины до Камчатки.

Если есть какие вопросы, спрашивайте. Постараюсь на них ответить =)

Еще меня просили показать цифры с маркетплейсов. Это уже будет в новых постах.

Услышимся в следующих историях!

Показать полностью 6

Честный знак

Привет, ребятушки!

Вы вместе со мной недоумевали от моих косяков в бизнесе, читали про то, как часто я лажал, наставляли на путь истинный. Сегодня я хочу поделиться с вами своей настоящей болью, поговорить про обратную сторону бизнеса. Аспекты, которые не принято озвучивать.

Я предприниматель, и я за честный бизнес – чтобы товары были «белые», чтобы люди исправно платили налоги государству. Потому что я понимаю, что без налогов не будет новых дорог, школ, детских садов, программ помощи кому-либо. В том числе и предпринимателям. Таким как я.

В производстве мы используем натуральный мёд и соки. Мёд нам привозят с пасек со всей Курской области, иногда из Белгорода и Воронежа, а соки мы заказываем в Алтае и Карелии, раньше ещё везли их из Сербии и Адыгеи. А еще есть пробники, которые мы используем для придумывания новых рецептов, соль для водоподготовки и куча всякой мелочевки, без которой производство невозможно.

Мы рассчитываемся с поставщиками — они платят с этого налоги. Из того, что нам дали поставщики, мы делаем напитки, продаем их. С этих денег тоже платим налоги.

Но сегодня я хочу поговорить о тех «налогах» (хотя это, скорее, отчисления), которые идут в частные руки. Несколько лет назад пошли слухи о какой-то частной организации, которая обложила налогом абсолютно все товары в России, и уже начала подкрадываться к хмельному рынку. То есть какие-то люди, не от государства, обкладывают абсолютно всё налогом, все деньги уходят им в карман, а не в казну. Это уже странно.

Как работает рынок производителей алкогольной продукции: мы подаём отчёты в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынком. У нас есть система ЕГАИС, в которой мы сначала регистрируем нашу продукцию, а затем отгружаем её в торговые сети, магазины и бары. Это такая система, которая контролирует, чтобы не было произведённого левого алкоголя, потому все, у кого онлайн-кассы, должны работать с этой системой. Когда ввели ЕГАИС, рынок алкоголя вышел из тени, почти весь стал белым. В нашем городе система сработала: я помню момент, когда её внедрили, лет 7-8 тому назад, и у нас закрылся ликёро-водочный завод и две крупные базы алкоголя. Нет ЕГАИСА – нет акциза, нет акциза – товар дешевле. И так по всей России потекли налоги.

Попробую объяснить максимально просто, как именно все происходит.

Когда регистрируешь какую-то позицию в этой системе, ты начисляешь себе акцизную марку на каждую единицу продукции, таким образом отправляя государству налог. ЕГАИС учитывает, сколько товара произведено и куда он отгружен. И вот то ли 2 то ли 3 года назад начали ползти слухи о каком-то «честном знаке», и чтобы отправить напитки, например, в Казань, нам нужно было куда-то что-то приклеить. Куда, что, зачем? Никто не понимал.

Когда мы начали изучать вопрос, то зашли на сайт «честного знака» и начали смотреть, что это такое. «Система, которая предусматривает отсутствие нелегально произведённой продукции». Их задача – убрать контрафакт. Наверное, с точки зрения государства это правильно, создать какую-то структуру, которая убирает нелегальный продукт с рынка. Но, как говорится, есть нюанс. У нас уже есть подобная система, и это упомянутый выше ЕГАИС. Нам уже начисляют акцизную марку. А теперь появляется ещё кто-то с новыми непонятными налогами.

У них на сайте есть интересная тема: «кому же нужен «честный знак» – а именно, потребителю, государству и производителю. С точки зрения «честного знака» он помогает государству учитывать всё, чтобы было много налогов, потребителю – чтобы не было контрафактной продукции, и производителю... Чем-то полезен. И я, как производитель, не понимаю их пользу для себя.

Подразумевается, что с помощью «честного знака» люди перестанут покупать подделку. Но у меня вопрос – я производитель, у меня собственная продукция, и подделывать её я не буду, она у меня вся посчитана в ЕГАИСе. Не проще ли мне выдать со стороны государства сертификат о том, что я сам производитель, и вся продукция от моего юридического лица является неподдельной?

Но – нет. Чтобы я сам не подделывал свою продукцию, которая идёт у меня через ЕГАИС, мне нужно наклеить специальную марку, и за эту «честную» марку я заплачу 50 копеек в честные руки. Честные частные руки.

На сайте у них есть список документов. В них говорится о том, что вся продукция, которая участвует в товарообороте страны, должна быть каким-то образом промаркирована, и есть там формулировка интересная, что существует некий «оператор», который будет маркировать продукцию или выдавать маркировочный идентификатор. Также в этом законе говорится, что государство оставляет право выбора этого оператора за собой. Наверное, подразумевается государственная или окологосударственная организация, которая будет учитывать и контролировать весь товарооборот, и будет генерировать стабильный поток налога в казну.

В постановлении 620-р за подписью председателя правительства РФ от 3 апреля 2019 года сказано, что вот этим оператором будет ООО. И в соответствии с федеральным законом оно будет учитывать весь товарооборот и выдавать маркировочные штучки. И вот мы смотрим на это ООО и видим, что это частная организация, которая должна получать прибыль. Может, учредители – ВГУПы? Или государство является держателем большей части акций?

У нас есть система, через которую можно посмотреть контрагентов, Я их пробил, и в цепочке организаций нет ни одной государственной или окологосударственной структуры. Это комбинация из частных организаций: АО или ООО.

Следующий документ – устав ООО. В уставе: структура, организация, цель создания. И цель её – получение прибыли. Окей, вроде тоже ничего страшного. Государство заключило контракт или назначило контору за чем-то следить, а так как контора частная, она будет получать прибыть. Дальше, судя по этому сайту, они будут генерировать штрих-коды, один штрих-код – 50 коп. То есть мы, выпуская 100 тысяч бутылок в месяц, должны будем заплатить 100 тысяч раз по 50 копеек. Это 50 тысяч рублей в месяц. А это ещё всё нужно наклеить, для этого требуется оборудование, которое стоит немало.

Просто представьте себе объёмы. Это у нас 100 тысяч бутылок. А какой-нибудь гигант, который выпускает миллион бутылок? А также налог касается носков, штанов, духов, табака – всё, что надето, чем вы пользуетесь в повседневной, что видите в магазинах, будет обкладываться налогом. Ой, простите, маркироваться честным знаком. И все сборы будут уходить не государству.

Производители должны заплатить условные 50 копеек с бутылки, условные 50 копеек за наклейку производителю этикеток и ещё условные 50 на амортизацию оборудования и всё остальное. И так мы понимаем, что производителя обязали платить полтора рубля. Вот эти полтора рубля на каждом звене цепочки – производитель, дистрибьютор, ритейл – увеличиваются в цене.

Если мы продаём дистрибьютору, эти полтора рубля умножаем в полтора раза, и дальше наценивает ритейл с этих денег ещё свои полтора рубля. То есть на плечи конечного потребителя, когда в начальном звене положили сверху полтора рубля, это ложится в виде 4 рублей.

Эта система и этот закон подразумевают, что все товары должны пропускаться через «честный знак», и в итоге абсолютно каждая товарная единица вырастает в цене. А это мы ещё не говорим о том, что все производители должны покупать эти марки для упаковки не только каждой бутылки, но и каждой спайки, палеты, то есть там даже себестоимость чуть выше получается. То есть ты покупаешь марочку за 50 копеек, тратишь полтора рубля на каждую бутылку, а потом ещё полтора на каждую спаечку из 12 бутылок.

Кажется, что это мало, какие-то жалкие 3-4 рубля наценки. Но сколько товаров в месяц мы приобретаем? И вот эти незначительные траты могут вырасти и до 500 рублей, и до тысячи.

Ах, да! Еще чуть не забыл сказать про оборудование, которое тоже надо поставить, чтобы эти наклеечки клеились автоматически. А оборудование стоит совсем не дешево.

Налог ввели, цены выросли, все недовольны, но в целом налог идёт в бюджет государства, и может быть оно будет тратиться на что-то хорошее, полезное. А это простое повышение цен из-за отчисления, которое идёт в частные руки. С каждого товара, с каждого россиянина.

Система безумно красивая. Те, кто придумал её, молодцы. Но честный ли это рынок?

Услышимся в следующих историях!

Показать полностью

Как я открыл бизнес на маркетплейсах и что я понял

Привет, ребятушки!

Продолжаю рассказывать свои бизнес-истории.

Сегодня будет кулстори про маркетплейсы. Как я туда попал, на что рассчитывал и что получил.

Сейчас каждый второй коуч, блогер и инфоцыган рассказывает, как он ворвался на рынок с мегакрутым товаром за копейки, продал его в тыщу раз дороже, заработал кучу бабла на этом деле и теперь живёт себе припеваючи на сказочномбали. Всё возможно, конечно, я свечку не держал, спорить не буду.

Расскажу про свой опыт честно и без прикрас. Если где-то ошибся в терминах, прошу меня поправить в комментах.

В конце прошлого года мы наконец-то допилили новый интересный напиточек, совершенно уникальный на нашем рынке продукт - медовая газировка без сахара, которая полезна и для детей, и для взрослых.

Как я открыл бизнес на маркетплейсах и что я понял Бизнес, Маркетплейс, OZON, Wildberries, Малый бизнес, Продажа, Торговля, Предпринимательство, Клиенты, Длиннопост

Конечно, выставить ее на маркетплейсе было самым простым способом быстро запустить продукт в продажу.

Чтобы особенно не распыляться, мы выбрали 2 самых популярных, и начали готовиться к запуску.

Прикол в том, что у каждой площадки свои требования к изображениям и текстовому описанию. И свои штрафы. Например, вам может прилететь штраф в тысячу-другую за неверно указанные габариты упаковки, даже если вы ошиблись всего на 1,5 см.

Вообще, подводные камни начинаются сразу. Это договор с площадкой. Изменять в нём ничего нельзя, вы работаете исключительно на тех условиях, которые вам предлагают. Кроме того, маркетплейс может внести изменения в договор, которые вы можете лишь смиренно принять.

Далее - нормальная аналитика отсутствует как класс. Встроенная очень скудная, в основном только по вашим продажам. Поэтому вам потребуется сторонний сервис аналитики, чтобы понять, будет ли ваш товар качать в выбранной нише, или вы просто потратите деньги. А хороший сервис стоит около полтинника.

С требованиями к оформлению тоже свои приколы. Нет, в целом всё понятно – досконально выполняем все требования площадки к фотоматериалам и описанию карточки товара. Пока у тебя не очень много товаров, то заполнение карточек идёт нормально. Но чем больше ты размещаешься на разных маркетплейсах, тем сильнее паранойя — а то ли я указал? А это точно так пишется? А габариты??? Что такое «длина»? А «ширина»?! И всё такое.

Штука маркетплейсов в том, что ты никогда не знаешь, сработает твоя карточка или нет. Твой дизайнер может проделать отличную работу, но карточка не привлечёт достаточно внимания, не заставит человека купить твой продукт, потому что в твоей нише все сделали такие же карточки, а сделать концептуально другие никто не может из-за требований площадки.

Наверное, вы тоже видели, что по выбранным тегам все продукты выглядят плюс-минус одинаково.

Следующий подводный камень – это отгрузка товара. У вас могут не принять товар за неправильную упаковку, отсутствие одного штрих-кода, неправильно заполненные документы на водителя, габариты машины и так далее и тому подобное…

Когда вы работаете по системе ФБС, то есть отгружаете со своего склада, если вы опоздаете с отправкой товара покупателю, то к вам будут применены штрафные санкции. На разных площадках они разные: где-то вам понизят рейтинг и повысят комиссию, а где-то могут и забанить.

Например, если от вашего товара отказывались в 30% случаев по вашей вине, то вы можете улететь в бан на неделю – то есть не сможете ничего продавать. На целую неделю! Кажется, что неделя это немного, но для продаж это может стать критично.

Лично знаю ребят, которые каждую неделю переписываются с поддержкой, слезно умоляя не банить их магазин.

Страховка, брак, потери, возвраты, бой тары, логистика возвратов – всё это ляжет на ваши плечи. Грубо говоря, платить вам придётся за всё.

Например, слетел штрих-код, у вас не приняли партию на складе. И весь ваш груз едет обратно, а это лишние затраты на логистику.

Конечно, можно попробовать оспорить решение площадки, но, как показывает практика, вероятность успеха близка к нулю.

Отсюда вытекает ещё одна штука. Вы никогда точно не узнаете, какую сумму получите. Дело в том, что вы платите за хранение и логистику товара. Это понятная и просчитываемая сумма, но есть ещё коэффициент хранения, который зависит от загруженности склада, его удалённости и ещё кучи факторов. И вот этот коэффициент всегда меняется. И вы в один день можете получить разную сумму за один и тот же проданный товар.

Правильная настройка ключей на маркетплейсе тоже очень важна. Но иногда маркетплейс может над вами пошутить. Например, если вбить в поиск на ВБ «лимонад меда», то в топе выдачи будет не только наша газировка, но ещё и разные игрушки для любовных утех. И дело не в том, что кто-то плохо настроил ключи. Видимо, в ключах в числе прочего было указано «мед» (от медицинский). Ну а поиск сработал вот так. Можете сами проверить.

Как я открыл бизнес на маркетплейсах и что я понял Бизнес, Маркетплейс, OZON, Wildberries, Малый бизнес, Продажа, Торговля, Предпринимательство, Клиенты, Длиннопост

Еще прикол в том, что в интернете вы не найдете на 100% рабочих способов вывода своего товара в топ. Маркетплейсы внимательно следят за этим и периодически банят алгоритмы выхода в топ. Поэтому надо постоянно искать какие-то новые решения. Даже стандартная реклама через кабинет площадки часто не срабатывает.

Конечно, можно провести агрессивную рекламу, вырваться в топ. Но если не поддерживать темп, то карточка начнет падать. А это плохо. Падающая карточка — это очень-очень плохо.

Последнее — это отзывы. Для только что вышедшего на площадку товара нет ничего хуже, чем плохой отзыв. Он моментально рушит рейтинг. Это когда у вас тысячи покупок и отзывов, один негативный погоды не сделает. А когда у вас из 15 оценок одна двойка, это очень печально.

Вы сами знаете, какое отношение к товарам с рейтингом 4,6 — 4,7. А еще вы знаете, как у нас люди любят бахнуть единицу, если им что-то не понравилось.

Это всё цена, которую продавцы платят за возможность продать свои товары миллионам клиентов по всей России.

Мы решили рискнуть, и пока всё идёт ровно. Движемся маленькими шажочками, изучаем, тестируем. Но сказать, что я в каком-то неописуемом восторге, я не могу. Обычный рабочий инструмент.

Показать полностью 4

Поддержка для малого и среднего бизнеса от государства

Привет, ребятушки! Вот отгремел «Продэкспо», на котором мы снова удивили всех своим крутым стендом. Вот такой красивый он у нас получился. Те, кто приходил к нам в гости, наверняка запомнили.

Поддержка для малого и среднего бизнеса от государства Бизнес, Малый бизнес, Господдержка, Поддержка предпринимателей, Налоги, Социальные проекты, Государство, Субсидии, Предпринимательство, Национальные проекты, Длиннопост

Но об этом как-нибудь потом. Сегодня хочу рассказать о кое-чём полезном от нашего любимого государства.

У нас принято ругать государство, мол, деньги расхищают, бизнесы рушат, никак не помогают производителям и так далее и так далее. На самом деле, малому и среднему бизнесу оно помогает. Есть куча различных программ, в которых можно поучаствовать.

Просто нужно знать, где попросить и к кому обращаться. Ну, и правильно заполнить все заявки и документы. На этом, как оказывается, многие срезаются.

Кому-то в это трудно будет поверить, я понимаю, но наше государство заинтересовано в развитии бизнеса в стране, особенно сейчас, когда идёт активное импортозамещение.

Существует много программ поддержки и развития предпринимательства, субсидии, кредиты под низкий процент, аренда помещений за копейки.

Не верите? Просто зайдите на сайт корпорации МСП. Там есть раздел «Бизнесу», и целая россыпь разных программ.

Наверняка в каждом округе, области, городе или муниципалитете есть комитеты и департаменты, которые предоставляют госпомощь. Государству от тебя, как от предпринимателя, нужны налоги. А еще ему нужно, чтобы ты создавал рабочие места, где будут работать люди, зарабатывать деньги, тратить их в магазинах и тоже, конечно, платить налоги.

Государству нужно, чтобы создавалось как можно больше производств, предприятий и вообще разного рода бизнеса, поэтому придумываются различные программы для помощи бизнесу.

Таких программ помощи малому и среднему бизнесу очень много. Какие-то закрываются, какие-то начинают действовать. Я вам расскажу про те, которыми пользовался сам.

1. Комитет по управлению муниципальным имуществом. Я обратился к ним несколько лет назад, когда искал помещение для производства и офиса. Мне выдали целый список невостребованной городской недвижимости, который включал в себя более 150 вариантов, и все они были разные. Производственные помещения, офисные, складские, любое количество этажей. Главная ценность этих помещений заключалась в их дешевизне. Они стоят примерно в 3 раза ниже рыночной стоимости. И я арендовал здание, которое находится почти что в центре города, по 80 рублей за квадратный метр. Это было большой удачей.

Если вам нужно найти классное помещение, которое будет удовлетворять всем нуждам, то обратитесь в такой комитет в вашем городе, прочитайте у них всю информацию на сайте либо позвоните им. Единственный минус этих помещений — это советские старые здания, остатки ушедшей эпохи. Они часто разваливаются, поэтому нужно будет смотреть по их состоянию. Но во внешнем виде — обшарпанные кирпичные стены — есть и плюс. На гребне волны всего хипстерского и крафтового оно идеально впишется в стиль. Его нужно будет чуть украсить, и вот у вас современный модный офис или производство.

Поэтому, прежде чем опустошать кредитку за кредиткой в банке, можно зайти в такой комитет. Вероятно, придётся поучаствовать в торгах, но они чаще всего проходят быстро и без конкурентов.

2. Федеральная программа «Ты — предприниматель». Это бесплатные курсы, которые объясняют базу тем, кто не знает, с чего начать. Отличная поддержка для малого, среднего и даже микробизнеса. Подходит для лиц с 14 до 35 лет. Можно записаться, сходить, люди там говорят толковые штуки. Это всё полезные знания, которые можно будет успешно применить на практике.

3. Департамент развития предпринимательства. Сейчас он вроде называется иначе. Вроде как его функции взял на себя центр «Мой бизнес».

Но в мое время именно этот комитет выдавал субсидию микро- и малому бизнесу без возврата. Вопреки слухам, не столкнулся ни разу с попилом бабла в рамках этой программы.

Было все максимально просто. Я позвонил, сказал: «Хочу 300 косарей». Мне сказали: «Неси вот такие и такие документы». Я подготовил все бумаги, принес, отдал. Через некоторое время мне одобрили субсидию и вуаля.

Я знаю 4 человек, которым государство выдало эти деньги.

4. Центр поддержки предпринимательства. Вот тут боюсь сейчас соврать за давностью лет. Схожее название с прошлым департаментом, но это были разные комитеты и разные ведомства.

По-моему, сейчас это тоже «Мой бизнес».

Раньше такой центр выдавал различные субсидии на коммерческую недвижимость или автомобили под залог. Мы брали что-то вроде кредита на развитие бизнеса, кредит дешёвый, от 3% до 8%. Даже ипотека дороже. Мы взяли миллион на год, и через год отдали миллион сорок тысяч. Всего лишь сорок тысяч от этих процентов за год!

5. Комитет агропромышленного комплекса. У меня есть знакомый фермер, молочник, у него 22 коровы, коровник, 2 бочки с молоком и охладитель для молока. Он возит молоко в бочке по 200 литров каждый день на рынок и продаёт. Ему наше государство дало 3 миллиона на развитие сельскохозяйственного бизнеса, и это субсидирование, невозвратные деньги. Он на эти деньги построил коровник и купил ещё пару коров. Государство заинтересовано, чтобы у нас развивалось фермерство. Если фермер в деревне возле областного города получил такую субсидию, то у многих тоже есть такие же шансы.

6. Мой бизнес.

Поддержка для малого и среднего бизнеса от государства Бизнес, Малый бизнес, Господдержка, Поддержка предпринимателей, Налоги, Социальные проекты, Государство, Субсидии, Предпринимательство, Национальные проекты, Длиннопост

Картинка из сообщества Центра в ВК

Я подозреваю, что о его нынешних функциях я рассказал в предыдущих пунктах. Но вот именно «Мой бизнес» помогал нам с участием в «Продэкспо». Они оплатили нам часть взноса на участие, помогли с выставочным стендом. Вообще, отличные ребята, всегда идут навстречу. Всегда все по делу

Маленькая заметка. Конечно, обязательно нужно будет предоставить много разных документов, чтобы подтвердить, что вы действительно предприниматель, занимаетесь конкретным делом и деньги собираетесь тратить по назначению. Но тут их тоже можно понять. У них своя отчетность.

7. Ещё одна моя любовь — это Российский экспортный центр. Вот эти ребята всегда за любой движ. Если вы захотите продавать не только в России, но и за рубежом, этот Центр может вам помочь. Но заручиться их поддержкой достаточно сложный и долгий процесс, мы сами больше года пытались.

Как они помогают? Например, вы зарегистрировали на территории Китая торговую марку –Центр вам вернёт за это деньги. Или вы решили отправить партию в Китай, небольшую, самолётом. Они и это компенсируют. Не напрямую и не в полном объеме (там свои условия), но это очень хорошее подспорье в нелегком деле экспорта. Или вы хотите поучаствовать в международной выставке. РЭЦ тоже поможет. Вам подскажут, помогут и посодействуют. Потом, конечно, попросят отчет-презентацию.

Еще раз хочу заметить. Я писал про свой опыт. Мне жаль, если у кого-то общение с госструктурами не задалось.

Мне почти всегда шли навстречу, помогали, объясняли. Да, иногда приходилось несколько раз переделывать бумажки и ходить из кабинета в кабинет.

Но я считаю, что если есть такая возможность, то всевозможные субсидии и льготы нужно использовать.

Ребятушки, если у вас есть бизнес или предприятие — микро, макро, не стесняйтесь обращаться в такие центры в своем регионе. Узнавайте всю информацию, штудируйте сайты, звоните им. Ваша заинтересованность, ваш огонь — то, что нужно таким центрам. У них своя работа, своя отчетность.

Помните, что под лежачий камень вода не течет. Никогда не опускайте руки. И не забывайте, что у вас есть государство, которое может помочь вам в осуществлении задуманного — будь то организация фестиваля, закупка оборудования или аренда зданий.

До встречи в следующих историях!

Показать полностью 2

Как я делал выставочные стенды для “Продэкспо”

Привет, ребятушки! Из моих последних историй можно подумать, что бизнес – это постоянные факапы и попытки разгрести последствия. К счастью, помимо неудач у меня есть ещё и успешные кейсы.

Например, вот уже несколько лет мы ездим на «Продэкспо» и возим туда одни из самых необычных и запоминающихся стендов.

Каждый стенд готовится несколько месяцев. Мы начинаем обсуждать концепцию еще в конце августа, чтобы в декабре строители начали делать сборные конструкции, которые в конце января поедут в нескольких фурах в Москву.

То есть весь процесс занимает около 5 месяцев.

В 2020 году мы ехали на “Продэкспо” в первый раз. Деталей предстоящего мероприятия мы тогда не представляли, потому что до этого не участвовали в таких крупных мероприятиях.

Чтобы как-то выделиться на фоне других участников решили придумать красивый стенд. Но, как всегда, все упиралось в деньги. Больших возможностей тогда не было, выкручивались как могли.

На первое “Продэкспо” сделали огромный деревянный стенд, выложенный из длинных дощечек. Снизу они стоят ровно, но ближе к верху они накладываются одна на другую, создавая интересный 3D-эффект приближения к смотрящему.

На самом деле, такой стенд - это решение, которое позволяло нам вписаться в ограничения к конструкциям по весу и размеру.

Также мы смастерили выставочные полочки, на которых стояли деревянные бочки с продукцией и бутылочки в красивых упаковках и с яркими наклейками. Конечно же, не обошлось без щитов и меча. Всё-таки у нас скандинавская тематика! И мы это наглядно демонстрировали.

Наш первый стенд на Продэкспо

Через 2 года мы решили построить целую скалу в виде базальтовых столбов, иначе их ещё называют «дьявольскими столбами». Это гигантские шестигранные колонны правильной формы, сотворённые без влияния человека, природная аномалия.

Посмотреть, как все это выглядит в природе, можно по запросу basalt columns. Я вот как-то случайно наткнулся на ютубе и очень вдохновился.

Колонны в сечении напоминают медовые соты, а у нас как раз производство мёда, вот нам и пришла в голову идея собрать целую скалу – и выглядит интересно, и отсылка на наш род занятий прикольная.

Выглядит конструкция очень монументально, но, на самом деле, она очень легкая, а нужный эффект достигается благодаря свету и грамотной покраске.

Наверное, это мой самый любимый стенд. После окончания выставки мы всю конструкцию заботливо демонтировали и полностью перевезли обратно. Сейчас эта красота стоит в нашем обновлённом офисе и радует глаз. Все посетители в восторге, потому что это первое, что они видят, когда поднимаются к нам на второй этаж.

Как я делал выставочные стенды для “Продэкспо” Бизнес, Личный опыт, Продэкспо, Напитки, Выставка, Торговля, Малый бизнес, Рынок, Фестиваль, Опыт, Стенд, Длиннопост

Столбы дьявола в нашем исполнении

В прошедшем году мы повезли Дерево Иггдрасиль – то, на чём зиждется наша Вселенная,– но в стиле киберпанка. Центр экспозиции – стилизованное мировое Древо, покрытое мхом. «Ветки» и «крона» Иггдрасиля были украшены скандинавскими рунами, желая удачи, гармонии, защиты не только тем, кто стоит в тени могучего ясеня, но и каждому проходящему. Спасибо огромное ребятам, которые потратили кучу времени, чтобы вырезать каждую руну на каждой “ветке”.

С технической точки зрения это был самый сложный стенд, который мы делали. Сначала мы собрали его дома, полностью протестировали, а потом разобрали и отвезли в павильон в Москве, где собрали еще раз, уложили все провода, настроили электрику, украсили мхом. В общем, с прошлогодним стендом было очень много возни буквально на всех этапах.

Конечно же, мы не забыли захватить с собой и наш символ – молот Мьёльнир! Так сказать, показали, что мы достойны.

«Продэкспо» – крупнейшая международная выставка в России и Восточной Европе, посвященная товаропроизводителям в сфере пищевой индустрии. Это огромная выставочная площадка, на которой можно ознакомиться с сотнями видов интересных продуктов – от органического до экзотического, и классика, и эксклюзивы – всё, что душа пожелает.

Выставка проводится уже 26 лет. Ее смысл в обмене опытом, разведке ситуации на рынке пищевых товаров и просто приятное времяпрепровождение. Это встречи, возможность заведения новых деловых контактов, и вкусный перерыв.

На «Продэкспо» ходит реально много интересных закупщиков и представителей крупных федеральных торговых сетей. Если ваш товар необычный, интересный, и вы продаёте его по мелким торговым сетям, и на сто процентов уверены, что он просто классно зайдёт в федеральные торговые сети, и вы готовы к этому резкому скачку – вам нужно ехать на эту выставку, вообще на подобные форумы, потому что имеется отличная возможность подписать выгодный контракт с каким-нибудь дистрибьютором.

Большие федеральные сети приходят на «Продэкспо» искать товары, которые они захотели бы выставить на полки своих магазинов, расширить ассортимент и привлечь покупателей. Прогуливаясь между рядами, у представителя какой-нибудь сети может зацепиться глаз за ваш стенд или саму продукцию, и они захотят узнать о вас больше. А самое главное, пока они общаются с вами, то видят интерес на тот или иной товар от людского потока, который идёт мимо вашего стенда.

Конечно, участие в “Продэкспо” стоит денег и довольно больших. Но есть один лайфхак. Нам, например, со стендами и местом на выставке очень помогает наш курский Центр поддержки предпринимательства. Подобная помощь обычно предоставляется в рамках государственных программ и национальных проектов. У нас, например, активно идут навстречу и поддерживают подобные инициативы участия в разных профильных выставках и мероприятиях.

Поэтому, если хотите где-то поучаствовать, не поленитесь позвонить в такие центры в своем регионе и узнать, есть ли у них программы поддержки малых и средних предпринимателей.

Кстати-кстати, в этом году мы тоже собираемся посетить «Продэкспо». Приглашаем вас 5-9 февраля в Москву. Приходите, посмотрите на наш стенд – в этот раз будет что-то совсем необычное. Экспозицию мы готовили несколько месяцев, а собирать ее будем несколько дней.

До встречи на выставке и в следующих историях!

Показать полностью 6

Как я потерял 5,5 лямов за 3 дня

Привет, ребятушки. Продолжаю рассказывать вам о своих неудачах, неверных решениях и печальном опыте. Как мы все знаем, это всё точки роста, где ты можешь получить классный опыт и всё такое, но нафиг оно не нужно.

Поэтому сейчас я вам поведаю о том, как я потерял кучу денег за маленький промежуток времени и как это всё разгребал.

Итак. В 2013 году я потерял 5.5 миллионов рублей. Даже сейчас это очень много, а представьте, сколько это было 10 лет назад. Мне тогда было очень непросто, да и до сих пор тяжело об этом вспоминать. Но надеюсь, что мой рассказ убережёт вас от ошибок.

Когда у вас налажены продажи, сбыт, понятен объём производства, да и в целом вы на своём уровне делаете работу качественно, то в один момент к вам может прийти очень крупный клиент с заказом, который вы вряд ли сможете обеспечить, но желание взять его будет велико. Очень велико.

Но чтобы всё сделать, вам придётся резко вырасти, перепрыгнуть вверх через 3 ступеньки, чтобы выполнить такой заказ. И далеко не всегда это возможно по многим причинам.

Такой заказ попался и мне, и я подумал, что с ним справлюсь и заработаю много денег. Но вышло, как вышло.

В 2012 году я ещё ездил по фестивалям исторической реконструкции, кормил людей. Я рассказывал про это в истории про кейтеринг. И тогда же открыл «Скёль».

Это был небольшой ресторан, нам хватало его мощности, чтобы обеспечить потребности небольшого фестиваля всякой средневековой снедью.

Как я потерял 5,5 лямов за 3 дня Бизнес, Личный опыт, Ошибка, Факап, Долг, Торговля, Кризис, Рынок, Малый бизнес, Банкротство, Опыт, Фестиваль, Общепит, Ресторан, Длиннопост, Волна постов

И вот так случилось, что в 2013 году один московский клуб исторической реконструкции решил сделать массовое мероприятие по XIII веку, и нас пригласили как ЕДИНСТВЕННЫХ операторов еды.

Соблазн поднять бабла был велик, и естественно я решил, что готов взять это на себя и обеспечить всё питание на фестивале. И я подписал контракт с ними. Мероприятие должно было пройти в июне, но нас поздно поставили в известность, и только в марте мы начали подготовку. У нас было буквально 2 месяца на всё.

Обычно на выезде я строил площадку размером с маленький ресторан, а тут требовалось сделать в 5 раз больше и крупнее.

Пришлось придумывать новые конструкции. Наша таверна была сделана с любовью, но на коленке, а тут нужно было возвести средневековый «Макдак». И не один, а целый 5 павильонов, и работать они должны были в разных точках полигона, в километре друг от друга.

По факту надо было продумать не только как будут работать эти рестораны, но и как они будут сообщаться между собой, то есть продумать всю логистику, и ещё много всяких нюансов. Но задним умом мы все крепки.

Ничем подобным я до этого не занимался. Я был молод и горяч, уверен в своих силах. Как и любой начинающий предприниматель, я думал, что мне всё по плечу, и я со всем справлюсь.

В свое оправдание могу сказать, что отчасти на меня повлиял факт, что в том году помещение, в котором находился мой ресторан, было выставлено на торги за 20 миллионов рублей из-за того, что арендодатель обанкротился.

И я тогда испугался, что помещение продадут новому владельцу, и он меня выгонит, потому что договор аренды потеряет силу. Тогда я подумал, что этот фестиваль – отличный способ решить эту проблему. Я начал считать, что для того, чтобы заработать 20 миллионов, мне нужно поставить 5 ресторанов и где-то 13 розничных точек.

Мы начали готовиться. Нужно было посчитать, сколько денег нам это принесёт, и под планируемую выручку подготовить все: найти людей, закупить сырьё и подготовить оборудование, которого, по сути, не было, потому что мы выстраивали абсолютно новую систему.

Кстати, в тот год мы разработали те самые средневековые шатры с унифицированными конструкциями, о которых я рассказывал в истории про кейтеринг.

Итак, я посчитал лес, материал, металл, продукты – всё, чтобы обеспечить этим мероприятие. Вышло 8,5 миллионов рублей где-то.

У меня таких денег не было, поэтому я начал собирать по крупицам с поставщиков. С одними договорился за мясо, с другими за овощи, с третьими за мороженое и квас.

Кваса нужна была фура то ли 10, то ли 20 тонн. Я поехал на завод кваса в Москву, подписал с ними договор на сырьё, предоставление оборудования и холодильники. У меня не было большого финансового ресурса, но так как я со многими работал и исправно платил денежки, люди поверили, что я реализую проект, и дали всё необходимое.

Нам сразу предоставили строительные материалы, продукты, и мы начали работать в бешеном темпе, круглосуточно это всё делать. Строгать доски, делать столы, лавки, а нам тогда нужно было сделать 600 столов, 1200 лавок к этим столам и ещё кучу всего. Мы выкладывались полностью фактически 2 месяца подряд.

Как я потерял 5,5 лямов за 3 дня Бизнес, Личный опыт, Ошибка, Факап, Долг, Торговля, Кризис, Рынок, Малый бизнес, Банкротство, Опыт, Фестиваль, Общепит, Ресторан, Длиннопост, Волна постов

Нюансы начались ещё до фестиваля. Раньше я нанимал 10-20 человек, а тут, по-хорошему, надо целых 150. Мы наняли 3 фуры для оборудования, 1 фуру с продуктами, рефрижератор, 2 или 3 Икаруса для людей.

И вот, неделя до мероприятия, пора активно готовиться, загружать машины, собирать людей. Монтажники выехали всё собирать, а команда поваров осталась делать заготовки на базе ресторана. Мы решили сделать всё в городе, а потом просто впихнуть еду в фуру и привезти полуготовую на фестиваль, чтобы уже там доделать.

План был такой: монтажники заканчивают работать, приезжает сырьё, и повара берутся за дело.

И тут начинается.

Произошло сразу всё, что могло произойти. В каждом бизнес-процессе начались косяки. Сначала произошла беда с персоналом – начали отваливаться люди – нога заболела, бабушка просит помочь, кошка рожает – уже пошёл недобор.

Затем администрация парка, где проходил фестиваль, запретила фуре подъезжать ровно к месту выгрузки, чтобы всё смонтировать. А это, на минуту, 2 фуры материала, 80 кубов железа и дерева. И мы, все 34 человека, как дураки носили это всё 2 дня, таскали за километр от гравийной дорожки.

Это повлияло на время монтажа. В итоге, когда приехали продукты, рестораны ещё не были собраны, и мы начали работать круглосуточно. Так как людей приехало меньше, монтажникам пришлось стать ещё кухонными рабочими.

То есть люди, которые должны были отработать нормально на мероприятии, не отдыхают 3 сутки, спят по 4 часа. Времени на строительство 13 розничных точек уже не было, поэтому усиленно взялись хотя бы за рестораны.

И тут приезжают продукты. Мы положили их в заморозку, но не учли, что фура-рефрижератор работает на поддержание температуры, а не на заморозку. Достаём заготовки, сделанные в Курске, а это 5 тонн еды, и понимаем, что всё пропало.

Нам нужно кормить одну тысячу участников – только участников! – завтраком, обедом и ужином все 3 дня, а всё испортилось. Единственное, что у нас осталось, это порядка 10 тонн мяса и сырые овощи, которые должны были пойти в розницу. Мы не могли подвести организаторов, поэтому пришлось выкручиваться.

Мы начали эти продукты перерабатывать и резко настраивать кухню, которая должна была работать только на выдачу, на готовку. Это пятница, утро, через час выдавать еду, к нам придет тысяча человек, а их нечем кормить. Нам тогда помог старый ролевик, который работал шеф-поваром в одном московском ресторане. Добровольно батрачил трое суток, большое спасибо ему за неоценимую помощь. Естественно, даже с его помощью мы не успеваем. Прошло 2 часа с открытия фестиваля, а у нас стоит толпа на 100-200 метров из недовольных участников, потому что мы ещё готовим. Они начинают терзать организаторов, нас трепать, готовы были уже нас съесть. Мы даже начали отдавать некоторые напитки, которые привезли на продажу, чтобы хоть как-то их умаслить. Пятница для гостей мероприятия, туристов, для нас была потеряна полностью по выручке.

Все усугублялось тем, что из города приехал недобор людей, всего лишь 50 человек, вместо 100. А те 34 человека, которые были на мероприятии, не спали уже несколько дней. Мы отрабатываем день кое-как, понимаем, что дела плохи, остаётся один рабочий день, а впереди суббота, у нас ничего не готово, и вместо того, чтобы ложиться спать, мне пришлось объяснять людям, что нам теперь придется не спать 3 ночь подряд, работать и готовить еду на завтра. И в ночь с пятницы на субботу некоторые ребята уже не выдерживают и уходят. Минус еще 10 человек. От денег отказываются, просто уезжают.

Это было невероятно тяжелое мероприятие. Спасибо всем людям, которые со мной тогда это пережили.

Мы кое-как настраиваем торговлю в 4 ресторанах. Пятый, который должен был работать как магазин для гостей фестиваля, закрыт, потому что работники оттуда ушли в ресторан, который должен был отдавать еду для участников. У нас уже не стоит задача заработать, уже стоит задача не потерять ещё больше денег.

К тому же в субботу пришло 50 тысяч человек!!! У нас в каждом ресторане стояла очередь космическая. Люди из Москвы, если не покушают у нас, то поедят дома. Но это каждый упущенный клиент, это наша недополученная копеечка. Мы попытались выехать на медовухе.

Мы тогда впервые закупили пластиковые кеги, но никак не думали, что в ту же субботу у нас взорвётся 60 кег. Медовуха начала взрываться, потому что была живого брожения. Мы рассчитывали, что она простоит неделю, но из-за аномальной жары медовуха начала детонировать чуть ли не сразу. И мы начинаем пытаться перекинуть её в фуру, она взрывается у грузчиков в руках, это всё выливается, они все мокрые. В воскресенье рвануло ещё 60 кег, которые у нас оставались. За то мероприятие мы оросили московскую землю примерно 4-5 тоннами медовухи, которую готовили несколько месяцев.

В этот же день в лесочке возле местной церквушки я нашёл камень, сел на него и смотрел на фестиваль, на толпы гостей, как у меня люди не успевают продавать, обслуживать, как у меня пропало 5 тонн продукции. И я уже не говорю про то, что мороженое, которое мы купили для розничных точек, не продалось ни одной пачкой. Созерцаю это всё, а в голове только пустота.

Подсчитав выручку с субботы, понимаю, что вся затея с фестивалем - это потеря колоссального количества денег. Рестораны дорабатывают, участники разъезжаются, мы начинаем демонтаж всего этого дела. Мы должны были в воскресенье в 6 вечера заканчивать, складывать всё по машинам и уезжать. Но мы не успеваем с демонтажем, уже кончилось воскресенье, водители ругаются, что больше ждать не могут, люди уезжают, и остаются я и ещё 8 человек.

И вот, понедельник, утро, мы грузим в 2 фуры всё. Мозги уже не работали, я даже не подумал поискать помощи в Москве, чтобы переорганизоваться. Это была очень стрессовая ситуация для меня.

Всё собрали, едем на вокзал и домой. Лежу я на верхней полочке, головой на сумке с 3.5 миллионами рублей, а отдать надо почти 9 миллионов. Еду и думаю: «что мне делать?»

Вообще, когда предприниматель попадает на деньги, у него есть 2 выбора: первый – соскочить куда-нибудь, спрятаться и забыть про долги, либо второй вариант – работать и честно отдавать долги.

Мне потребовалось ТРИ года на моральное и финансовое восстановление. Когда приехал, я раздал сначала 3 миллиона, и 5 миллионов я отдавал со своего ресторана, который я тогда «задушил». Это повлияло на его развитие, а точнее на угасание, потому что я начал все деньги оттуда доставать.

За те 3 года я провёл очень много непростых разговоров, особенно в первый год, потому что нужно было отдавать крупные суммы, 800 тысяч, миллион, полтора. Я говорил поставщикам, что просто не могу отдать эти деньги сейчас, их нет. Они спрашивали, когда смогу, а я только и мог ответить: «Не знаю». Я не знал, что еще им говорить.

Бизнес – отношение двух людей. Говорят, если вы должны много денег конкретному человеку, и если вы никуда не пропадаете и объясняете, что всё отдадите, но нужно какое-то время конкретное, и вы это делаете, то, скорее всего, вам поверят.

Да нихрена никто не поверит. На вас будут орать, морально давить, оскорблять, унижать, но вам не остаётся ничего, кроме как терпеть, потому что нужно отдать эти деньги.

В этот момент важна поддержка близких вам людей. Меня поддержала моя жена. В один момент у меня не было сил ни на что, кроме как лежать, смотреть в потолок и страдать.

Жена могла просто встать и уйти, но она начала заниматься рестораном, восстанавливать его, продолжать работу, чтобы наш семейный бизнес не умер. Я очень ей благодарен. И всем тем близким людям, которые помогали, были рядом, которым я должен был денег, но они всё понимали и говорили: «ну ладно, что уж поделать, будем ждать». Им тоже спасибо большое.

Если вы решили связать жизнь с бизнесом, то помните, что бизнес, как правило, это не лежать на Бали в шезлонге под пальмой и лениво попивать напиточки из кокоса, живя на дивиденды. Бизнесмен это садомазохизм. Чем больше бизнес, тем больше садомазохизм. Это всегда тяжёлый, ишачий труд. Это череда взлётов и падений. Череда сложных, но очень интересных моментов.

Если вы не готовы к трудностям или падениям, подумайте внимательно, стоит ли вам заниматься бизнесом, потому что неудачи могут легко сломать, и вы просто исковеркаете себе жизнь. Такое тоже бывает. Не все бизнесы удачные.

Я совершил ошибку. Я взял бизнес-процессы, которыми руководствовался, работая на малом мероприятии, и просто их увеличил, решил, что этого будет достаточно, и что это сработает на большом мероприятии.

У нас были небольшие морозилки, мы кидали всё в них и везли на фестивали. Но при работе на большом мероприятии мы не учли, что нужно сначала заморозить мясо в шоковой камере, а потом всё транспортировать и организовать хранение на самом мероприятии.

Когда вы делаете новый проект или масштабируете старый, помните, что нужно давать запас прочности по каждому бизнес-процессу. Потому что вы не работали с таким объёмом, потому что вы не знаете, что может пойти не так. Форс-мажор по одному бизнес-процессу может развалить абсолютно всё, как произошло у меня.

Я не давал запаса, а позвал ровно 150 человек, а нужно было как минимум 170, потому что кто-нибудь, да отвалился бы в процессе. Как и произошло. Я на всех этапах работал как привык, и везде произошёл надрыв. Зачем переплачивать за людей, склады, сырьё? Хотелось же сэкономить.

Самый главный вывод, который стоит сделать, и ошибка, которую я допустил, и которую совершают многие люди: я принимал желаемое за действительное.

Я желал заработать 20 миллионов, очень желал, потому что мне нужно было выкупить моё помещение для ресторана. Но в действительности, если бы я сел с холодной головой и посчитал, я бы понял, что невозможно заработать на этом мероприятии 20 миллионов. Даже 10 невозможно.

Поэтому не бойтесь смотреть правде в глаза.

Я не единственный бизнесмен, который допускал ошибки на пути построения бизнеса. Если вы бизнесмен, то я думаю, что у вас тоже происходили курьёзы, вы совершали ошибки. Какие-то крупные, или же не очень. Если вы переживаете неудачи, то это закаляет вас, делает сильнее. Помните, опыт – сын ошибок. Но лучше, конечно, учиться на ошибках других.

До встречи в следующих историях, ребятушки!

Показать полностью 2

Пережил пожар. Как у меня полностью сгорел офис, и как все восстало из пепла

Привет, ребятушки! В прошлый раз рассказал о пожаре на медоварне, а сегодня решил немного рассказать о том, как мы восстанавливались и пытались грамотно сэкономить, но, в то же время, сделать безопасно и по максимуму пожароустойчиво.

Пережил пожар. Как у меня полностью сгорел офис, и как все восстало из пепла Пожар, Пожарная безопасность, Строительство, Восстановление, Ремонт, Офис, Производство, Бизнес, Длиннопост

Первое фото офиса после восстановления. Скоро будет совсем красиво

Сразу скажу, что в стройке я был не совсем полным, но всё же чайником. Я не читал «умных книжек», пришлось разбираться со всем прямо на месте. Уверен, те из вас, кто является профессиональными строителями, сделали бы по-другому, но нам нужно было выполнять строительные работы быстро и надёжно. Если вы знаете, как можно было бы сделать лучше, пишите в комментариях. Этот опыт нам очень понадобится, ведь рано или поздно мы будем расширяться. Поэтому делитесь своими мыслями, я буду рад каждому совету!

Благодаря огромной поддержке нашего сообщества, знакомым и неравнодушным, мы смогли собрать некоторую сумму, которая позволила относительно быстро разгрести погорелую кровлю и приступить к восстановлению. 20 человек разгребало пепел, шлак, погорелости и прочий мусор 5 дней. Считаю, что хороший результат для большой кровли. Тем более, что это не только крыша и перекрытия, но и сгоревший офис.

Пережил пожар. Как у меня полностью сгорел офис, и как все восстало из пепла Пожар, Пожарная безопасность, Строительство, Восстановление, Ремонт, Офис, Производство, Бизнес, Длиннопост

Через неделю у нас были средства, чтобы начать закупать материал, и примерно в это же время проектировщики сдали нам первые чертежи.

Стенку, которая защитила другую часть здания от пожара, мы решили укрепить, ну, и отгородиться от соседей, чтобы никто никому не мешал. Поэтому мы возвели пятиметровую стенку-ограду из аэробела толщиной в 400 мм. Вышло неплохо, своим выбором доволен.

Как я уже говорил, в строительных делах я хоть и был чайником, но все-таки с каким-то опытом. В 2012 году я строил ресторан и его отделывал, потом занялся офисом. Это было простое бытовое строительство. Даже больше отделка. Но в общих чертах я знал, как и что делать, и в целом понимал фронт работ. Конечно, какие-то строительные тонкости и выбор материалов мне подсказали знакомые ребята, а я внимал их советам. Сейчас я хочу поделиться своим опытом — как я пытался грамотно тратить деньги, на чём экономил и на чём не экономил.

Первым делом, я понял, что во все трудности надо вникать самостоятельно. Нужно самому знать, что нужно делать, понять, как хочешь и как нужно это сделать, чтобы потом уже суметь внятно объяснить подрядчикам и строителям, что от них требуется.

Это прям очень важно. Установить контакт, убедиться, чтобы они понимали, что нужно сделать.

Если затеял стройку, не начинай её без проекта. Как я уже упомянул, с 12 года я что-то по мелочи строил и отделывал, и поначалу действовал без проектов. Всё было хаотично, непонятно, но работало. И меня на тот момент вполне устраивало.

Однако подходить к делу так я, всё же, не рекомендую. В истории про ресторан я говорил, что я сделал очень-очень много лишних трат, которых можно было бы избежать, если бы у нас был чётко обозначенный план действий.

Проект офиса нам сделали хорошие ребята, которые очень любили наши напиточки. Много с нас не взяли, но подошли к делу со всей ответственностью и творчески. Я им объяснил, что хочу, они меня поняли, и в итоге всё вышло так, как и задумывалось.

Плюс проекта в упрощении процесса строительства. Вам всё посчитают, а также объяснят, можете ли вы использовать выбранные вами материалы или нет. Мы хотели надстроить мансардный этаж, но у нас сложная кровля из-за кирпичных колонн на первом этаже. Чтобы сделать это, нужно было всё тщательно продумать и рассчитать нагрузку. Мы заменили деревянно-стропильную систему, подняв кровлю и нарастив колонны. Это решение придало интересный вид внутрянке офиса, да и безопаснее так было. Ещё мы старались по максимуму уйти от дерева, где это было возможно.

Памятуя о произошедшем, придерживался железного правила: во время стройки не стоит экономить на важных элементах. Если вы сэкономите, например, на цементе, то в лучшем случае здание пойдёт трещинами, появятся точки холода, конденсат на окнах, плесень на подоконниках, а в худшем — строение развалится к хренам, потому что пожадничали и/или неправильно рассчитали нагрузку.

В общем, даже не допускал мысль о том, чтобы брать старые материалы, те же кирпичи, например. Новые стоят ненамного дороже, зато они будут надёжными. Если брать у правильных поставщиков, конечно же. Тут тоже важно не прогадать.

Пережил пожар. Как у меня полностью сгорел офис, и как все восстало из пепла Пожар, Пожарная безопасность, Строительство, Восстановление, Ремонт, Офис, Производство, Бизнес, Длиннопост

Пример выбора материала из личной практики. Мы решили взять газосиликат вместо шлакоблоков. Да, шлакоблоки дешевле, но рассыпаются в труху. Нижняя часть нашего здания замощена шлакоблоками, и они как песок стали сыпаться. А газосиликат будет покрепче. Я решил поступить так, в комментариях можете разъяснить, прав я или нет.

Грамотная смета и грамотная логистика тоже помогут немного сэкономить. Нам повезло, что в городе много людей строятся, да и заводы все рядом, поэтому не нужно было ничего везти через полстраны, всё было буквально под рукой. Все наши поставщики были надёжными — кого-то нам советовали, кого-то по знакомству смогли найти.

Смета покажет, что нужно купить: например, чёткое количество кирпича, условные 20 поддонов. А если подходить к делу с неопределённостью — «не знаю, сколько нужно кирпича», предполагая примерно — то и результат будет соответствующий. Возможно, повезёт, и случайно попадёте в нужное число. Но обычно происходит недобор или перебор материала, и в случае недобора придется тратиться не только на дополнительное количество кирпичей, но ещё и на машину и манипулятор. А это тысячи рублей.

Забыли дозаказать, дозакупить, неправильно посчитали материалы, решили сэкономить, а потом что-то сломалось, и нужно новое купить, или же, например, купили не то, что нужно — это всё дополнительные затраты. Изначально покупая столько материала, сколько нужно, получается экономить в будущем совокупно на всём объекте, который строится.

Грамотная логистика это не только транспортировка манипулятором. Например, вы кладёте кирпичные стены на втором этаже, привозят манипулятор, и вы по незнанию оставляете кирпичи снизу. Этим вы нагрузите строителей. Им придётся бегать за кирпичом, что является колоссальным объёмом трудозатрат и времени. Кажется очевидным, но, на самом деле, нифига не очевидно, что лучше СРАЗУ разместить материалы, те же кирпичи, там, где они будут нужны, а не просто скидывать их внизу.

Пережил пожар. Как у меня полностью сгорел офис, и как все восстало из пепла Пожар, Пожарная безопасность, Строительство, Восстановление, Ремонт, Офис, Производство, Бизнес, Длиннопост

Поэтому, если строите стену и понимаете, что на это пойдёт много кирпича, помогите вашим ребятам-строителям, потому что вы потом не будете тратить деньги на разнорабочих, а они не будут тратить лишнего времени на доставку стройматериалов, и вы сэкономите целый кучу времени на стройке, если сразу поставите кирпичи и смеси туда, куда нужно.

Возвращаемся к вопросу с подрядчиками: как не нарваться на горе-подрядчиков и не быть кинутым на деньги?

Пока наши ребята занимались разборами мусора, я думал, где купить кирпич подешевле и уже стал искать подрядчиков-каменщиков. Сделал кучу звонков, найти кого-то было нелегко, потому что лето, сезон. Но все звёзды сошлись, и я нашёл команду каменщиков, у которых бригадир вышел из отпуска, и они как раз искали новый объект.

С подрядчиками всегда есть опасения. А вдруг не так кирпич положат? Или обманут? Чтобы себя хоть как-то обезопасить, заключайте договор, подписывайте документы, ставьте печать. За невыполненные работы деньги не платите. Сначала принимаете работу, а потом платите, потому что работа может быть выполнена некачественно, халтурно, а вы потом деньги не заберёте назад. Может статься так, что каменщики, которых вы наймёте, сделали кладку, вы внесёте предоплату, кладка развалится, а они свалят в закат. Будьте внимательны. И если сразу требуют предоплату, то не давайте. Сделали работу — рассчитались. Боятся, что вы кинете? Заключаете договор.

Я пишу со стороны заказчика, ребят, и прекрасно понимаю, что сейчас каменщики и в целом рабочие начнут возмущаться. Прекрасно понимаю страхи и сомнения тех, кто выполняет работы: ты трудился, трудился, все сделал, а заказчик тебе: “Спасибо, мол, всего хорошего. Денег нет, но вы держитесь”. Мой совет неизменный — старайтесь работать по договору. По возможности. Так вы обезопасите себя и заказчика/исполнителя. Не нужно тратить время друг друга на споры и ругань, куда проще оформить всё на договорной основе.

У нас была подобная ситуация. Нужен был лес, мы поехали на лесопилку, нам обещали всё напилить и потребовали предоплату. Мы её дали, и через 2 недели приехали, стали просить свои 10 кубов леса, а их нет. Попросили вернуть деньги, а они их уже потратили. То есть ни леса, ни денег мы не получили. А нам фуру грузить на завтрашний фестиваль.

Нужно иметь чёткие и понятные договорные отношения. Это лучше всего обезопасит в будущем от косяков, потому что разбирательства съедают неимоверное количество времени.

Вот как-то так у нас всё происходило. Обычно в подобных ситуациях говорят, что разрешение проблемной ситуации — точка роста, но нет. Это вообще не здóрово. Это отнимает кучу нервов, сил, времени и денег. На самом деле, нам дико повезло, что помогали люди, что всё здорово получилось, но в большинстве случаев такие истории заканчиваются очень плачевно, и бизнес не восстанавливается.

Поэтому нафиг не нужны такие «точки роста», лучше, когда всё хорошо, ладненько и постепенно, чем вот такие стрессы по типу пожара и восстановления. Да, мы очень любим наш новый офис, он получился суперский и красивый, и мы постоянно продолжаем его улучшать. Вот думаем посадить бамбук для перегородок. Но то, какой ценой это нам досталось… я не посоветую никому пережить такое.

Пережил пожар. Как у меня полностью сгорел офис, и как все восстало из пепла Пожар, Пожарная безопасность, Строительство, Восстановление, Ремонт, Офис, Производство, Бизнес, Длиннопост

Если вы хотите поделиться своей историей строительства, то я с удовольствием всё прочитаю и, по возможности, отвечу. Надеюсь, и мой опыт кому-то поможет. До встречи в следующих историях!

Показать полностью 6

Пожар, или как у меня все сгорело...

Привет, ребятушки! С вами я, Андрей. Сегодня я хочу рассказать об одном из тяжёлых и неприятных моментов в истории нашей команды. А именно – пожар в офисе моей медоварни.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

В народе существует пословица: хочешь рассмешить бога – расскажи о своих планах. Буквально за полтора часа до пожара мы с оператором обсуждали план съёмок для моего ютуб-канала, а в итоге всё накрылось медным тазом, и следующие несколько видео были о пожаре и нашем восстановлении.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

Всё произошло 3 года назад – 3 сентября 2020 года. Как в знаменитой песне: «Третье сентября, день прощанья, день, когда горят костры рябин…». Всем офисом теперь эту песню не любим, ведь горели не только костры рябин, но и офис медоварни.

Мы сидели и спокойно работали, и вдруг почувствовали задымление. Кто-то из наших крикнул «пожар!», все начали стремительно выбегать на улицу, а я рванул отключать проводку. Щиток был закрыт, поэтому я выломал его, вырубил АПшник. Когда вернулся обратно в офис, языки пламени уже были везде, поглощая всё на своём пути: деньги в сейфе, документы, столы, стулья, технику и нашу прекрасную дубовую лестницу, залитую эпоксидкой…

Компания, которая отвечала за пожарную безопасность, вешала все датчики и должна была сигнализировать в МЧС, позвонила мне, когда у нас половина офиса уже догорала, и пожаловалась, что «у нас кто-то залез в щиток и сработала пожарная безопасность». «Выгоните оттуда всех, пусть не лазят!»

Я, честно говоря, ошалел, и, собрав в руки всё воспитание и самообладание, без матов, ответил: «барышня, у меня половина офиса уже сгорела!». МЧС они, конечно же, так и не вызвали. Зато позвонили всем моим сотрудникам, чтобы уведомить о неисправности в замке щитка.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

Сразу скажу, что потом мы стали разбираться с этой компанией, пытались получить компенсацию, добиться справедливости какой-никакой, но договоры, в том числе на охранные услуги, сгорели в пожаре. Мы попросили у них копию, но нам отказали, сославшись на потерю документа при перевозке в архив. Но когда мы подали на них в суд, то спустя некоторое время договор на охрану всё же нашёлся, а вот на пожарную систему так и остался потерянным.

Тушить нас приехало 4 пожарные машины, но только в одной была вода, из-за чего я очень сильно с ними ругался. Казалось, что моё возмущение было слышно даже в другой части города. Пожарные только развели руками, мол, ничего поделать не можем.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

Сохранившаяся капитальная стена заграждала наш офис от других зданий, поэтому они решили ждать, пока всё догорит у нас. Смотреть, как превращается в пепел твоё детище, было невероятно больно. Но паники не было. Только мысли, как успокоить ребят и как можно быстрее привести всё в порядок.

Само возгорание произошло за нашими помещениями. По-видимому, по причине короткого замыкания проводов, но провести грамотную экспертизу не удалось. Да даже неграмотную не удалось – нечего было экспертировать! Лаборатория увидела лишь очаг, на котором всё сгорело.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

За что я искренне благодарен, так это за сработавшую пожарку. Никто из ребят в офисе не сгорел. Пока все догорало, мы собрались около входа в полыхающий офис. Это был невероятно эмоциональный момент, переживал каждый. Мы смотрели на бушующий огонь, кто-то плакал, кто-то нервно кусал пальцы.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

В этот момент, думаю, многие совершенно не знали, что делать дальше. Но я же босс, я должен показать на своём примере, что уверенность терять нельзя. Несмотря на огромное напряжение, мы пытались разрядить обстановку шутками. Горит офис? Сейчас потушат, слегка подремонтируем – и нормально, как новенький будет! Я собрал ребят вокруг себя и произнёс, как мне кажется, воодушевляющую речь. Что мы со всем справимся, что новый офис будет ещё лучше и круче предыдущего. Спойлер: так и случилось! Но об этом чуть попозже.

Потерять офис было невероятно больно. Мы очень долго делали его, обживались, буквально только въехали и расположились, и через полтора месяца всё нахрен сгорело. Помимо денег и документов сгорели штуки, которыми мы украшали офис – много реконструкторских вещей, шлемы, щиты, одежда, а также всё, что мы использовали для съёмок. Сгорели также и пробники продукции, тестовые варианты. В общем, все, что было нажито непосильным трудом.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

Кадры с пожара до сих пор можно найти на ютубе. Мы были не виноваты, но в итоге пострадали больше всех, потому что сгорело практически всё. Нам очень сильно повезло, что не пострадало производство, и благодаря этому мы смогли выжить. Я хочу сказать большое спасибо всем своим менеджерам по продажам, закупщикам, которые работали непомерное количество времени, сидя буквально в своих машинах на следующий день после пожара, и они договаривались, продавали. Это очень многое для меня значит. Благодаря ребятам мы смогли достаточно быстро восстановиться.

Что бы я сделал иначе, если бы знал, что подобное может случиться? Скажу честно, помимо пожарной сигнализации, тревоги оповещения и дельты пожарки сделал бы ещё систему пожаротушения. Во-вторых, взял бы более пожаробезопасный сейф для документации и денег, потому что в моём сейфе лежала наличка, и почти вся она сгорела. Мы расклеивали всё по листикам, чтобы отдать в банк.

Что у меня было в голове, когда я понял, что всё в офисе сгорело? На первом этаже осталось производство, поэтому определённую уверенность в завтрашнем дне и будущих месяцах восстановления это вселило. Я понял, что нужно собрать команду, раздать задачи, объяснить, что делать, потому что на этом пожаре наша история не заканчивается. Нам предстоял огромный фронт работы: нужно было искать новый временный офис, деньги, думать, как сделать так, чтобы наше производство не остановило работу.

Благодаря работе всех ребят восстанавливались мы стремительно, но тогда мне казалось, что это время течёт быстро, а прогресс стоит на месте. Уже наступили холода, а мы только начали засыпать полы керамзитом и более-менее поддерживать температуру в цеху. Очень тяжело что-то производить в холоде, но мы накрыли цех пароизоляцией, чтобы дождик не мочил.

Пожар, или как у меня все сгорело... ЧП, Беда, Пожар, Пожарная безопасность, Офис, Бизнес, Длиннопост

Наш офис – старое здание с бетонными плитами. Когда мы думали, как ремонтировать пол, рассматривали вариант со стяжкой, но в итоге от него отказались. Перепад высот был примерно 15 см, а 15 см стяжки – достаточно серьёзная нагрузка на пол, плюс бетонные плиты и рельсы советские. Рельсы флексят от вибрации. Нагрузку выдержат, конечно, но со временем разобьют саму стяжку бетонную. Поэтому решено было делать каркас. Мы клали деревянную половую доску, лаковую. Это было дешевле всего. Хотелось сделать качественно и удобно, но также практично и дёшево, потому что у нас, всё-таки, было производство, которое тоже требовало денег.

Керамзит. Почему решили класть его? Раньше межэтажным перекрытием положили угольный шлак, он является хорошим утеплителем, пожаробезопасным. Именно шлак предотвратил проникновение пожара на первый этаж, что спасло наш цех. Керамзит – продукт кирпичной промышленности, керамические спец. штучки, которые появляются как побочный продукт изготовления кирпича, и он, как и шлак, достаточно безопасный, к тому же держит вибрацию. Хороший, дешёвый и практичный стройматериал.

К декабрю мы уже закончили все важные работы, а вернулись обратно в офис только в апреле следующего года. Всё это время мы снимали помещение в другом здании, параллельно делая ремонт. Пришлось там заново обживаться – обстановочку наводить, возвращать атмосферу работы и уюта. И следующие месяцы мы уже не в такой спешке творили красоту, ребята обвешивали свои рабочие места плакатами и заставляли столы канцеляркой и любимыми фигурками или игрушками. Жизнь потихоньку начала налаживаться.

Что могу сказать по этому поводу?

Начинающий или действующий предприниматель должен понимать, что бизнес – череда тяжёлых, непростых моментов. Иногда случается что-то совершенно невыносимое, но справиться почти со всем можно. Если поддадитесь панике, дадите слабину, то это делу не поможет. Вы должны воспринимать всё как задачу. Я так и сделал: что нужно делать? Как сделать кровлю к зиме? Сколько потребуется времени? Нам нужно было заново отстроить офис, до декабря поставить кровлю, сделать отопление – в общем, колоссальный объём работы. Требовалось найти помещение, где можно трудиться следующие 3-4 месяца, пока идёт восстановление этого.

Совет: страхуйте имущество. Если вы ведёте бизнес, то обязательно всё страхуйте. Есть риски и нужно понимать, что вы можете столкнуться с чрезвычайной ситуацией. Особенно, если у вас есть недвижимое имущество.

Существуют специальные профильные комитеты по поддержке малых и средних предпринимательств. К ним тоже можно смело обращаться. Мы проводили газ, отопление, и комитет профинансировал эти проекты. Так что немного средств мы отбили.

И самое главное: на пожарной безопасности нельзя экономить!

Ребята, даже если кажется, что всё потеряно, опускать руки нельзя. Боритесь за свою мечту и за своё дело. И храните деньги в сберегательной кассе.

Под роликом, где мы просили о помощи после пожара, кто-то написал: «На его месте вырастет новое и ещё лучше». Чувак, не знаю, кто ты и откуда ты, но ты был чертовски прав. Наш новый офис волшебный. Конечно, жаль, что такое произошло, никому не желаю пройти через подобное, но новый офис правда вышел лучше, больше, просторнее и красивее. И пожаробезопаснее.

В заключении своего рассказа я хочу выразить огромную благодарность нашим подписчикам, поклонникам, покупателям, которые приобретали нашу продукцию, тем, кто репостил и распространял видео, помогал денежкой в восстановлении офиса. Всем большое спасибо, ребят, я очень ценю вашу помощь и поддержку. Спасибо за слова поддержки, за помощь, за небезразличие.

Ещё услышимся!

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!