Gargamelshvostom
«Когда умолкнут все песни»
Ребят, Бутусов, похоже, обьявил о распаде «Наутилуса». Это что же, всё, получается? Сначала Цой, теперь «Нау»? Неужто и Шевчук скоро выйдут из строя? :(
Не случайно у них последний альбом такой странный, грустный был.
Вроде тут вышел какой-то фильм
с их песнями, там ещё сам Бутусов в эпизоде мелькает, от какого-то артхаусного режиссёра. Но я не смотрел пока. Как оно, есть смысл глянуть?
Ну, будем надеяться что Бутусов с Кормильцевым нас скоро порадуют новыми песнями.
Замечательная музыка из видеоигр, часть 1
За относительно недолгий срок разгула игровой индустрии успел накопиться достойный пласт примечательных музыкальных тем, не уступающий кинематографическому наследию.
Обширную их часть и будет предложено сегодня вспомнить читателю. Обширную, но отнюдь не исчерпывающую. От джаза до пафосных симфоний, от эмбиента до минималистичного фолка.
Главная тема гангстерской саги обязана погружать в пучины задумчивости и тоски о судьбе - так пошло со времён "Крёстного отца" и "Однажды в Америке". Ведущая композиция пресловутой "Mafia" вполне способна стать с ними вровень.
Эпоха волюнтаристской кинематографичности начала 2000-х принесла и одну из самых узнаваемых нуар-тем современности.
Вроде бы та же мелодия, только вместо пылающей трагедии - затаённая боль.
Ну и дать стартовый толчок популярности "Poets of the fall", одного из наиболее известных коллективов Финляндии, Макс Пейн не забыл.
Хоть нуар в Grim Fandango и юмористический, LucasArts считают, что эстетика пародии не должна уступать классике жанра. Поклонники, если что, согласны.
Тремя короткими пьесами его саундтрек, понятно, не ограничивается. Любителям посоветую ознакомиться с альбомом целиком, он ровный, ненавязчивый и талантливый, а рафинированный джаз к середине третьего десятка плейлиста обогащается мексиканскими мотивами.
Хоть шутеры и не были профилем легендарной лукасовской студии, к музыкальному обрамлению "стрелялки" Outlaws авторы подошли с соответствующим им артистизмом.
(Перечень официально не может считаться исчерпывающим).
Очень напоминающую вестерн музыку написал и Густаво Сантаолалья, двукратный лауреат премии "Оскар", но гораздо более пронзительную, тёрпкую и балансирующую на грани отчаяния и надежды.
Ещё одно гитарное творение с амбивалентным настроем. Минималистичные гитарные переборы Даррена Корба, записывавшего песню в чулане своей Нью-Йоркской квартиры, могут как транслировать слушателю тепло солнечных лучей, так и обдавать неуютным холодом.
А вот работа Хосе Гонсалеса из Red Dead Redemption - просто депрессивная и давящая. Но и дарующая трудно уловимое чувство свободы.
Ещё одна безраздельно горькая композиция от петербургских представителей игрового артхауса.
Чтобы окончательно утопить душу в родной тоске, в памяти настойчиво всплывают туманные звуки из одного памятного бара:
Едва ли эту скромную тему можно счесть выдающейся, но во всех поклонниках чернобыльской серии наверняка скрываются к ней тёплые чувства:
И ещё одна характерная мелодия, угрожающая, тревожная и очень атмосферная. И, по иронии, в самих играх так и не представленная.
В принципе, вся трилогия могла похвастаться сильным эмбиентом, тепло вспоминаемым любителями серии, но перебирать его сейчас целиком было бы безумием.
Ещё одна напоминающая бурный поток мелодия, хоть и отображающая совершенно другой сеттинг и контекст. Изящно и непринуждённо сочетающая симфоничность и электрогитару, патетичную первую половину и сонную вторую, она гарантированно цепляет и людей, далёких как от "Ведьмака", так и от фэнтези в принципе.
Продолжая тему фэнтези, "Legend of Grimrock" тоже пытается поразить аудиторию музыкой, совершенно неожиданной для камерной и почти бессюжетной "dungeon-бродилки". И хотя подражание "Игре престолов" едва ли скроется от кого-либо, заслуживает ли порицания ученик, сравнявшийся с мастером?
Не менее величественная, и в тоже время избегающая пафоса, удивительно трогательная музыка скрывается в стародавней Shenmue:
Но чу - ограничение в 25 видео уже выглядывает из-за угла, а значит, второй части - быть!
Или лучше не надо?…
Ещё несколько не самых известных фильмов
В самом начале надо уточнить, что самое интересное осталось в первой части, сегодня справляющей свой первый день рождения. Правда в этот раз описания должны были быть не настолько толстовских масштабов, но в процессе что-то пошло не так. Никаких спец. критериев, никаких категорий - просто несколько достойных картин, которые читатель ещё мог не видеть.
Носители (Carriers), 2008
Бюджетная, но тянущая лямку постапокалиптика с рейтингом 6.1 на Кинопоиске
Полностью укладываясь в каноны жанра и не предлагая ничего свежего ни с постановочной, ни с сюжетной точки зрения, кино вполне старательно отрабатывает ожидаемую программу.
Происходящее не скупясь снабжает героев моральными дилеммами, как бы проверяя, на что ещё они готовы пойти, что бы выжить, и в этом "Носители" смахивают на, внезапно, "Жить" Юрия Быкова. Понятно, что дело это привычное для жанра, но "Носители" особенно настойчивы и методичны, вынуждая героев раздвигать "окно" своей морали. Не забывает фильм и о лаконичных, но внушающих мазках для изображения умирающего мира.
Разумеется, если вы видели "Лихорадку" или "28 дней спустя", то вы видели и "Носителей". Благо, создатели и сами это понимают, поэтому не затягивают свой фильм, умещая в 80 минут внушительное количество встреч, перемещений и конфликтов, нигде не стопорясь. К тому же, у фильма вполне можно разглядеть простенький, но симпатичный подтекст, служащий метафорой взросления (кто сказал "28 days later"?) и оставляющий в конце задумчивое меланхоличное послевкусие.
Непритязательная, лаконичная и качественная работа для любителей пост-апока. Так что, если на десятый просмотр "Дороги" у вас сломался проигрыватель, то можно "подкормиться" и "Носителями".
Идеальный день (Perfect day), 2015
"Смех сквозь слёзы" про национальную трагедию
Ещё одно "роуд-муви" по разорённой территории, только вместо постапокалипсиса - недавняя история, а вместо триллера - отчётливый привкус трагикомедии.
Своеобразный аналог "Грязных прелестей" из предыдущей подборки - кино, рассказывающее о тяжёлых и скользких темах ярким и открытым для зрителей языком. В данном случае - о работниках гуманитарной помощи, помогающих восстановлению покалеченной Югославии.
Лента о нескольких отличных друг от друга людей, не теряющих оптимизма, несмотря на царящий вокруг абсурд.
Удачный юмор, не заслоняющий и дружно уживающийся с очень горьким контекстом, подкрепляется роскошным, не ожидаемым от такого специфического кино, кастингом. Естественные парадоксы любого общества, переживающего сильные катаклизмы, приводят к сумасбродным и вместе с тем логичным сюжетным поворотам. Яркая операторская работа удерживает хрупкий баланс между депрессивностью и красотой.
Да и когда ещё в ближайшем времени вы увидите:
a) Дружный коллектив, состоящий из человечных хиппи, испанца, русской, француженки и югослава, вместо героического "all-american" отряда в главной роли?
б) Подавляющие и захватывающие пейзажи Югославии под хит Velvet Underground о прелестях садомазохизма, сидящий на них как влитой?
Вполне душевное высказывание на необычную тему, чем-то напоминающее недавних "Рыцарей справедливости".
Страна садов (Garden state), 2003
Меланхоличная и очень личная трагикомедия на любителя
В унисон двойственному духу "Идеального дня" выступает и "Страна садов", авторский проект Зака Браффа из не требующей представления "Клиники". Получивший полную творческую свободу молодой актёр, однако, не стал идти на поводу у ожиданий зрителей и, в пику ожидаемым скетчам и буффонаде, выдал нечто более неброское и самобытное.
"Страну садов" можно назвать одним из тех фильмов, что раскрываются постепенно. По началу картина влёгкую может показаться чем-то "молодёжным" и с невнятным жанром, но постепенно она раскрывается с лучших сторон и набирает глубину. В происходящее, вроде бы непримечательное и бесцельное, втягиваешься, атмосфера напитывается "ламповостью", а за персонажами начинает проступать серьёзные драматические предпосылки.
"Страна" - очень приятный, уютный и душевный фильм, хоть эти качества и не проявляются сразу. Забавные сценки и диалоги между персонажами нагоняют на лицо улыбку умиления, а к "исповедям" героев хочется прислушаться повнимательнее. Помимо всего прочего, это ещё и возможность увидеть Натали Портман в достаточно нетипичной для себя роли. Вы видели её в образе отчаянной нимфетки, вы видели её в образе мужественной воительницы, теперь узрейте её образе наивной и неуклюжей растяпы, все нелепые черты которой, кажется, делают её лишь более милой.
И вместе с тем фильм не стесняется изредка показаться грязноватым. Ведь картина временами - ещё и неплохая сатира на пригородную маргинальную среду. На людей, в свои почти 30 перебивающихся с одной непыльной подработки на другую, влезающих в авантюры и пирамиды и верящих, что их жизнь вот-вот должна измениться. Впрочем, взгляд ленты на этих людей - не взгляд циника сверху вниз, а скорее грустный, но дружеский взгляд. И посреди этого "странствует" главный герой, растерянный и чувствующий необходимость что-то изменить, но сам не понимающий, что именно.
Впрочем, возможно, я заблуждаюсь, и это просто сносный фильм на один раз. А может и вовсе чушь ни о чем. Вердикт в любом случае всегда остаётся за конечным зрителем.
Прошлой ночью (The Night Before), 1988
Нуарно-молодёжная комедия
Чтобы дать отдохнуть после сразу двух трагикомедий, из тёмной реки времени выплыла древняя картина с ещё совсем юным любимцем публики (если получилось узнать его на постере). Гораздо более чистый образец комедийного жанра, но тоже не лишённый своих "тараканов".
"Прошлой ночью" можно назвать юмористическим побратимом "Беги без оглядки", разобранного год назад. И лихой сюжет, строящийся на множащихся обстоятельствах, гоняющих героя по всему городу и кидающих его из огня да в полымя, и образ ночного города как тёмного леса, населённого странными "существами" из криминального мира, и дедлайн, сжимающий всю жизнь персонажа до одной ночи. И сама манера подачи, не стесняющаяся сочетать бойкую "жанровость" с лёгким привкусом тёмного сюрреализма.
К сожалению, до конца выдержать столь привлекательное настроение авторам не удалось, и последние 20 минут фильма, когда с экрана сходит ночь, "расплескивают" своё своеобразие и начинают напоминать кондовейшую комедию. (Вспоминая пресловутый "Беги без оглядки"... Плохой пример не менее заразителен, чем хороший). Но комедии существуют для того, чтобы поднимать настроение, а в приподнятом состоянии духа на несовершенствах едва ли хочется зацикливаться.
P.S. К сожалению, единственная найденная озвучка едва разборчива, а русских субтитров, похоже, нет в природе. Поэтому не владеющие английским оказываются в незавидном положении.
Ч/б (2014)
Бойкая и приятная комедия из России
И закрывает тему комедий отечественный фильм "Ч/б", сумевший урвать себе немного больше киноманского внимания, чем ему было бы написано на роду, благодаря похвале одного черноволосого эксперта российского кино. И тем не менее он вполне подпадает под определение в заголовке.
"Ч/б" едва ли можно назвать безупречным фильмом, в нём хватает моментов, годящихся на придирки:
- и несколько топорная постановка драматических сцен (с нарочитыми фильтрами и неловким муз. сопровождением в традициях "России 1"),
- и сыроватый мистический аспект (о сверхъестественной подоплёке происходящего в какой-то момент можно и забыть),
- и скороспелый финал.
Но и достоинств у него хватает, причём конкретных, подмечаемых не лишь из-за поблажек авторам-соотечественникам. Сценарий подкупает желанием создателей вплести как можно больше сюжетных поворотов (не всегда ровных и оригинальных, но в основном радующих) и остроумно (по мере сил) разрешать ситуации, а отличный темп идёт однозначным плюсом в табель режиссёру. Течение сюжета выверено чуть ли не по минутам, и именно замечательный ритм удерживает зрителя до того момента, пока и если не увлечёт история.
Некоторым, наверняка, костью в горле станет наивность, с которой фильм подходит к раскрытию очень колючих тем (легко видных из синопсиса). Но ему идёт наивность. Те решения, которые в другом случае выглядели бы чушью (вроде страшных игрищ в полицейском участке), в "Ч/б" смотрятся на удивление органично. А значит, как и в прошлый раз, место найдётся и для одной отечественной картины.
Лимб (Haunter), 2013
Мрачная сказка, прикидывающаяся хоррором
От создателя беспощадного "Куба" вновь ожидали нечто жёсткое и шокирующее, и именно это, вероятно, послужило причиной зрительского разочарования. "Лимб" - кино так же мрачное и фантасмагоричное, но по меркам жанра достаточно мягкое. Отсутствие графичного насилия,
девочка-подросток в главной роли и общая стилистика "страшной сказки".
Кино напоминает игровую версию "Коралины в стране кошмаров" (тайная дверца за стиральной машиной лукаво к ней отсылает). История про девочку, догадывающуюся, что мир вокруг не такой, каким выглядит, радует относительной вольницей авторской фантазии.
Плутать с героиней по дому, вмещающему в себя гораздо больше, чем могло бы показаться, вполне увлекательно, а персонажи в центре истории, хоть и не представляют из себя выдающихся личностей, достаточно располагают к себе, чтобы заставить за себя переживать.
В качестве дополнительных бонусов подыгрывают магнетичный "ночной гость" от Стивена Макхэтти и (чистый субъективизм) неожиданно трогательная концовка.
Лента не завоёвывает статус "мастерской работы", но вполне позволяет "мозговым шестерёнкам" аудитории не застаиваться и легонько размяться.
P.S. Скримеры присутствуют. Гордиться нечем, но как есть.
Связь (Coherence), 2013
Фантастика экспериментальная, любительская и замудрённая
"Связь" неоднократно встречалась в соответствующих подборках, даже на этом ресурсе, и тем не менее её рекомендация всё ещё может оказаться кому-то полезной.
Фантастика логично считается одним из самых ресурсоёмких жанров, и вместе с тем упорно привлекает начинающих и безденежных авторов. «Темные бездны непознанного» сулят им обширные творческие горизонты. “Coherence” 2013 года можно изучать как лабораторный пример этого явления со всеми его достоинствами и недостатками.
История о нескольких обычных людях, оказавшихся в эпицентре странных явлений, требует от зрителя серьёзной концентрации внимания, что очевидно редкое качество для высокобюджетных представителей жанра. Попытки героев осознать происходящее и удержать расползающуюся реальность напоминают диковинную шахматную партию или решение неизвестной науке математической формулы. Хоть действие почти не выбирается за пределы одного дома и его окрестностей (или всё же выбирается слишком далеко?), любители запутанной sci-fi и атмосферы парализующей тревоги от столкновения с необъяснимым и угрожающим смогут выдавить из картины искомые ими ценности.
И драматической "подкладкой" служит ординарная, но уместная мораль о том, что "самый страшный враг людей - они сами". Едва ли этот постулат раскрыт хоть сколько-то искусно, тем не менее погрязшему в межличностных дрязгах зрителю он вполне может приглянуться.
И вместе с тем выгодная задумка и увлекательный сюжет облачены в не столь привлекательную форму. Помимо всего прочего, "Связь" также была обозначена своим автором как эксперимент по созданию фильма в ограниченных временных рамках (лента была заснята всего за пять дней в доме постановщика) без обширной съёмочной команды. И это чётко ощущается. Визуальный ряд получился слишком быстрым и мельтешащим с первых же сцен нейтрального дружеского ужина, кажется, будто оператор с монтажёром никак не могут успокоиться и привести мысли в порядок. Даже простое наблюдение за картинкой требует напряжения и усилий, и в данном случае это уже не получается отметить как заслуживающее уважения достоинство.
Как киногерои, сталкивающиеся с неведомыми обстоятельствами, так и киноманы, выуживающие малобюджетную фантастику, рискуют в своём исследовании неизвестного. Но ведь и в Зону сталкеры шастали, так ведь?
История призрака (Ghost story), 2017
"Современное искусство"
Понятия "артхаус" и "авангард" обладают очень неоднозначной репутацией среди зрительской аудитории, зачастую поминаемые с откровенной иронией. И творение Дэвида Лоури, которое случаем занесло в эту подборку, полностью соответствует всем самым саркастичным ожиданиям.
"История призрака" - максимально медленное, молчаливое и наверное даже невнятное кино, в чём достигает чуть ли не "тарковских" вершин.
Оно действительно будто документирует существование приведения, оставшегося в собственном опустевшем доме после своей преждевременной смерти. Его легко можно расценить утомительным и бессмысленным, и тем не менее замолвить о нём пару слов стоит.
В чувства заброшенности и одиночества, источаемые происходящим, очень легко погрузиться. Будто вся предыдущая жизнь в мгновение стала сном, а вечный сон стал единственной реальностью.
Выразительная, временами даже симфоническая, музыка и минималистичный визуальный ряд порой превращают фильм в своеобразный видеоклип, что-то вроде инструмента для медитации.
И, хоть его и можно наречь бессюжетным, кино не лишено определённых сценарных достоинств, если их разглядеть. Фильм иногда остроумно обыгрывает законы "привиденческого" кино, и создаёт приятный простор для неоднозначного толкования, относящегося ко многим аспектам истории.
Даже эмоции и реакции центрового персонажа скрыты от зрителя, и смотрящий может легко сам наполнить этот "эмоциональный сосуд" своими собственными ощущениями.
Самое специфичное кино этого списка, скорее созерцательное и гипнотичное, нежели сюжетное. И тем не менее определённый интерес оно представлять способно, иначе было ли бы оно здесь?
P.S. Не путать с "Историями призраков" тоже 2017-го!
Двойник (Assignment), 1997
Качественный триллер про "двойного агента", не лишённый выдумки
Кино, очень зрительское при всей своей непопулярности. Вольно трактуя сюжет советских "Джентльменов удачи", оно весьма изобретательно обращается с идеей "подмены человека" и развивает замечательную динамику.
"Двойник" не чурается "киношности", не гонясь за чистым реализмом, и это, в целом, идёт ему на пользу. И конечно на зрительскую симпатию работает трио харизматичнейших артистов, наверняка знакомых зрителю: Эйден Куинн из "Легенд Осени", Дональд Сазерленд и Бен Кингсли.
При всех своих шероховатостях, "Assignment" - очень привлекательный проект, заковыристый в мелочах и эффектный в целом.
Исчезновение Сидни Холла (Vanishing of Sydney Hall), 2018
Классическая драма с хитрой подачей и хитрым сюжетом
Продолжая парад параллелей, можно сравнить "Исчезновение Сидни Холла" с освещённым ранее "Рассказом" - ещё одной драмой, обращающейся со зрителем, будто бы она была заправским детективом. Обе картины весьма хитроумно выстраивают свои вроде бы простые истории, заставляя смотрящего плутать по их тропкам. Только вместо игр с субъективным восприятием на сей раз не новые, но всё ещё способные разжечь воображение игры с хронологией.
История рано прославившегося писателя, на пике карьеры пропавшего в неизвестном направлении, плетётся сразу в трёх временных периодах. Постепенно в каждой из линий проступают зияющие "белые дыры", вынуждая выжидать ответа. И поскольку самой драматичной частью любого кинофильма традиционно считается финал, разделение сюжета сразу на три ветки позволяет автором предательски представить сразу три кульминации вместо одной, выступающих, словно три последовательных электрических разряда.
Конечно, работа начинающего постановщика Шона Кристенсена немного напоминает судьбу самого Сидни Холла - зелёного юнца, откусившего больший кусок, чем мог бы проглотить. Но, хоть временами обращение ленты к болезненным темам и выглядит малость неуклюжим и незрелым, умение подать сценарий и увлечь зрителя режиссёр освоил замечательно. Два часа хронометража пролетают очень легко, а окупит ли итог затраченное внимание - ответит для себя уже конечный зритель.
Не говори никому (Ne le dis à personne), 2006
Детективный триллер цепкой хватки
Про данную постановку парадоксально будет сказано меньше всего, но не стоит воспринимать это как упрёк к её уровню.
"Не говори никому" вызывает ассоциации со стереотипным "отличником" из американских фильмов - разносторонне развитого, во всём собранного и не позволяющего себе показать ни признака слабости.
Максимально крепко собранный детективный триллер, достаточно запутанный, чтобы будоражить аудиторию;
достаточно правдоподобный, чтобы не отрываться от земли и оставаться эмоционально понятным зрителю;
достаточно быстрый, что бы удерживать даже не самых вдумчивых.
Наконец, не давящий морально, как многие жанровые аналоги, хотя бы за счёт более светлой цветовой гаммы, но и не лишённый острых углов и тяжёлых чувств.
Пожалуй, самый универсальный фильм из представленных здесь, легко добивающийся расположения самой разной аудитории, что показывают сетевые отзывы.
Секрета нет (Bimileun eopda), 2017
Многогранная японская корейская жесть про психически травмированных обнаглевших людей, ч.2
Прокладывая мостик от японских "Признаний" из всё того же первого текста, исследовать самые уродливые стороны человеческой душы берётся "Секрета нет", заодно выступая в качестве тёмного двойника "Не говори никому".
Плотно выстроенный сценарий держит мозги смотрящих в тонусе, а постановка радует обилием выразительных визуальных решений.
Конечно, "Секрета нет" - не настолько свежая работа, как родственные азиатские "Олдбой", "Кинопроба", "Признания" или "Паразиты", и не вызывает немедленного желания протолкнуть её в анналы. Фильм в значительной степени держится в рамках западного драматического детектива, пусть и держит особую, восточную, планку экстремальности происходящего.
И тем не менее это способный представитель жанра, у которого "всё при себе", и который очень старается для того, чтобы в один момент вы крикнули героям в экран: "Люди, вы что, блядь, творите?!"
Уна (Una), 2016
Горькая пьеса на больную тему
А вот "Уна" - уже более чем прямой аналог "Рассказа", максимально роднящийся с ним тематикой, стилистикой и чуть ли не общими генами.
В отличие от творения Дженнифер Фокс, "Уна" - работа менее зрительская и изобретательная. В отличие от "Рассказа", на всём пути балансировавшего на грани, она с самого порога постулирует свою болезненную артхаусную энергетику, а ошеломительно оригинальных решений ожидать не стоит.
Поэтому с самого начала следует оставить у экранов лишь любителей тяжёлых и тягучих психологических драм. Эта публика вполне способна найти для себя здесь пищу - чувство удавки, сдавливающейся на шее всех действующих лиц, вязнущих в будто загустевающем воздухе, передано замечательно. Уважения заслуживают и работы ведущих актёров. Да и, при простоте сюжетной линии, она умудряется оставить небольшой простор для двусмысленного толкования и домысливания.
Безусловно, "Уна" - не самый идеальный фильм в мире. Если первые две трети выглядят безукоризненными и "искрят" (для любителей, само собой разумеется), то финал кажется смазанным и не особо оригинальным. (Дальше - размытые спойлеры). Но, с другой стороны, именно так, как зачастую бывает и в жизни, и должны завершаться подобные сюжеты. Всё незаметно возвращается на круги своя, колющие недомолвки так и остаются сдавленными внутри, а маячивший было прорыв, грозящий хоть изменить всё к лучшему, хоть разрушить, оборачивается миражом...
Под прицелом (Silent trigger), 1996
"Бэшка" с мечтой о большем
"Под прицелом" - не самый блистательный фильм из представленных, и легко вывести причины, по которым его рейтинг на IMDb и "Кинопоиске" не поражает воображение - сюжетные линии сшиты белыми нитками, а основной конфликт с момента выхода превратился в клише. Ну, и не замолвить пару слов про "плохих русских", видно, было просто нельзя.
Но то, что Вы читаете о нём именно здесь, намекает, считает ли его автор этих строк плохим фильмом.
Хоть VHS-эпоха среди прочего и принесла волну безыдейных, бесконечных боевиков, в пику многим собратьям по жанру, "Под прицелом" пытается делать ставку на тревожное ожидание и психологическое напряжение, лишь изредка переводя всё в действие. Хотя попытка выходит неровной, кино вполне способно удержать внимание. Мрачный урбанистический сеттинг придётся по вкусу любителям подобного антуража, а аккуратная реализация уместных сцен действия обращает внимание на хватку постановщика.
И, кто бы не шутил про актёрские способности Лундгрена, но здесь вполне можно поверить, что этот человек... думает. И сомневается.
Так, что если кому-то требуется не самый очевидный вариант для "вечера ностальгии" по VHS-эпохе - то вот вам один.
Идентификация (Identity), 2003
"Десять негритят", поставленные с ног на голову
Возможно, фильм не дотягивает до определения "малоизвестный", но, поскольку это один из лучших фильмов подборки, загадочная сила заставила его быть здесь.
"Идентификация" - один из самых лихих представителей жанра "психологический триллер". В своём стремлении удивить публику авторы заходят дальше, нежели многие аналоги, и позволяют себе больше. Что-то вроде американских горок, где совы не совы, а очень даже волки, готовые в любой момент откусить голову.
Накал лишь усиливают единственно правильная в данном случае атмосфера (дождь, непроглядная темень и пустоши вокруг) и максимально сжатый хронометраж меньше полутора часов, превращающий действие в одну неразрывную пружину.
Нравится советовать людям это кино.
Вне конкурса
Белый олеандр (White Oleander), 2002
Сильная и своеобразная психологическая драма
Эта картина проходит отдельным пунктом, поскольку свою долю известности она снискала. И тем не менее от значительной части киноманов кино легко может "пролететь", поскольку образующийся вокруг него ореол может дезинформировать и оттолкнуть возможного зрителя.
Беспечная и счастливая калифорнийская жизнь молодой девушки Астрид и её матери Ингрид заканчивается с приходом загадочного Барри Колкера. Страсть, разгоревшаяся между Ингрид и Барри, вскоре угасает. Сердце Ингрид разбито, она жаждет мести и решает отравить возлюбленного ядом своего любимого цветка - белого олеандра.
Постер, название и официальная аннотация создают образ "девчачьей" романтической драмы, посвящённой любовным экивокам и под конец доползающей до "шекспировского финала". На деле же итоговое кино очень быстро оборачивается совершенно иным зрелищем.
Непосредственное отравление к удивлению смотрящего происходит спустя 15 минут от начала, и вся дальнейшая история посвящена попыткам девочки-подростка, осиротевшей после заключения матери, отыскать новый дом. "Олеандр" - общедоступная история о необходимости найти пристанище, прибиться к какому-то берегу, свалившейся на человека, вынужденного рано повзрослеть. Виляющие и непредсказуемые жизненные перипетии вынуждают и саму девушку меняться и приспосабливаться.
Замечательная меланхолическая драма с сильной, вкрадчивой атмосферой и многогранным сюжетом. История зачастую выглядит причудливой, при этом ничуть не выбиваясь из реалистического русла, ведь всё её "причуды" проистекают из совершенно жизненного абсурда человеческих характеров. Амбивалентность и неоднозначность персонажей - одна из сильных сторон сценария, поскольку и главным героям не всегда хватает силы, что бы поступать правильно, и отталкивающие индивиды не лишены человечности, а иные люди так и вовсе оставляют в глубокой задумчивости после просмотра.
"Белый олеандр" выходит далеко за границы того сюжета, которого с большой вероятностью нарисует себе зритель на основании "обложки". И поэтому, хоть и с большой оговоркой, он и замыкает этот перечень "незаметного".
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Напоследок не стоит забывать, что многие вышеперечисленные фильмы не добились высокого среднего балла на кинобазах, и с определённой вероятностью уже читатель этого текста в будущем пополнит список недовольных. Но для любителей кино подобная вероятность - всегда нечто само собой разумеющееся.
Всех с праздниками.
Несколько малоизвестных фильмов, стоящих ознакомления
Нижеследующее - не топ и даже не подборка, а всего лишь несколько картин, не объединённых ни жанром, ни тематикой, ни преследуемыми целями. Единственное, что их объединяет - они не могут похвастаться значительной популярностью, хотя есть среди них и работы небезызвестных режиссёров, и "широко известные в узких кругах" проекты. Тем не менее, они необычны и, на мой взгляд, стоят того, чтобы попробовать их на зуб. Но не забывайте, что, в случае кинематографа, то, что предстало перед одним алмазом, в руках другого вздымется противной пылью, и только.
Словом, удовольствие никто не гарантирует.
Не хорроры, но около того
Рипо! Генетическая опера (Repo! The Genetic Opera), 2008
Антиутопичный готический треш-комикс-мюзикл с элементами сплаттерпанка, чёрной комедии, семейной драмы и социальной сатиры.
Проект с удивительной судьбой. Несмотря на Даррена Линна Боусмана, зарекомендовавшего себя прибыльными сиквелами "Пилы" и некоторые известные имена в касте, релиз фильма пал жертвой студийных интриг. Выпав на смену руководства и связанную с ней "смену приоритетов", лента оказалась не особо нужна студии и была выпущена. В 8 (восьми) кинотеатрах. На 10 дней. Собрав $150,000 при вложенных $8,000,000. Success.
Несмотря на свой эклектичный стиль, агрессивный китч и гротеск, фильм ни разу не производит впечатление безвкусицы и остаётся на удивление цельным. Вероятно, благодаря парадоксальному чувству вкуса авторов и стильному визуальному ряду. А также сюжету, хоть и намеренно апеллирующему к целому массиву готических и сказочных штампов, но не дающему картине превратиться в маргинальную и бессмысленную мясорубку.
Сердце жанра - музыкальные номера и заключённая в них энергия - однозначно не разочаровывают. Ритм фильма очень пластичен, разные музыкальные стили перетекают один в другой, умело избегая чувства монотонности. А это крайне важно при 90% хронометража, заполненных музыкой. Песни изобретательно вписаны в контрастных персонажей и темп их диалога, легко заражают драйвом и более возвышенными эмоциями.
Всё это обвито весьма специфическим юмором. При отсутствии классических комедийных сценок, фильм вызывает нервические смешки на всём своём протяжении карикатурными персонажами и, частенько, крайним чувством неловкости. Пару раз изначально благопристойные сцены выворачиваются в такое, что даже и не знаешь, как на ЭТО реагировать. Во время первого просмотра - прикрыть лицо рукой. На последующих - хохотать. Сквозь руку.
"Генетическая опера" сделана с размахом и шиком, несмотря на некоторые ощутимые шероховатости постановки. Впрочем, даже они помогают созданию ощущения реального мюзикла на реальной сцене. "Рипо!" может зацепить в том числе и не жалующего мюзиклы зрителя, ибо далёк от сентиментальности жанра (хотя порой и не стесняется её). И не коситесь на "Золотую малину" у Перис Хилтон за участие в фильме - премия явно сработала по инерции. У неё здесь крайне самоироничная роль.
Последние девушки (Final girls), 2015
Пародия на слэшеры, раздвигающая границы жанра.
Когда речь заходит о хоррор-пародиях, обычно вспоминают "Очень страшное кино", набор похабных скетчей, или "Хижину в лесу", пошедшую по более интересному и хитровыдуманному пути. Заключался он в выстраивании в рамках сюжета чёткой постмодернисткой концепции, позволявшей свободно играться с архетипичными жанровыми последовательностями и иронизировать над ними.
Аналогичную дорогу избрали для себя и создатели "Последних девушек", но с существенными оговорками: в отличие от циничных и кровавых "Убойных каникул" или той же "Хижины", его авторы сняли весьма мягкий и чуть ли не "мимимишный" фильм, как бы говоря "Слэшеры - это мило и трогательно. Вы разве не знали?"
Сюжет о молодёжи из нашей с вами вселенной, угодивших прямиком в дурацкий старый ужастик, позволяет создателям весьма вольно обращаться с реальностью происходящего и реализовывать нестандартные ходы. И в то же время действие ни разу не скатывается в бред, ведь существующий на экране мир подчиняется чётким законам, фантасмагоричным, но до умиления знакомым фанатам слэшеров и просто киноманам.
И нельзя не отметить пёстрый, но ласкающий глаза визуал и замечательную операторскую работу. Вернее, можно, но это будет преступление, за которое может прийти и маньяк...
Однако, несмотря на абсурд сюжета, в какой-то мере "Девушки" являются самой настоящей драмой. Непародийной. Сопровождающая весь фильм линия переживаний героини очень изящно встроена в контекст сценария, умело реализована актёрами и крайне трогательно завершается. В кульминации даже пробивает на слезу. Кроме шуток.
Да, некоторые юморески и персонажи "Девушек" могут показаться глуповатыми и недоработанными, но их легко простить за 3 почти гениальных сцены. Неглупая и трогательная молодёжная пародия. Да, такое тоже бывает.
Магия, магия (Magic, magic), 2013
Гнетущая и пугающая психологическая драма про подростков с рейтингом 5,5 на Кинопоиске.
В последние годы сформировалось течение так называемого "elevated horror". Или "прогрессивного хоррора". Такие фильмы показательно избегают скримеров, выбирают для себя медленный и тягучий темп и заворачиваются в одеяло артхауса. Даже принципы построения сюжета подчиняются очень схожим критериям: финальная трагедия проистекает из чёрствости героев друг к другу и душевного отдаления между ними. В таком контексте злые силы или являются метафорой психологической надломленности персонажей, или просто легко овладевают ослабленными людишками. "Бабадук", "Ведьма", "Февраль", "Реинкарнация", "Солнцестояние", "Коко-ди Коко-да", даже Каримовская "Чёрная вода" - параллели между этими фильмами совершенно явны. И центром истории часто оказываются хрупкие женские образы.
"Магия, магия" оседлала эту волну ещё до её появления, при этом хоррором, по сути, не являясь. На первый взгляд кажущаяся кондовым слешером про компанию молодёжи и "последнюю девушку", она может как разочаровать, так и привести в восторг ожидающих банальный ужастик зрителей.
Это кино о том, как много мелких отдельных неприятностей могут связаться в нечто ужасное, если выпадут на долю неподходящего человека, и о непрочности человеческого разума в таких случаях. Влажное, промозглое, болезненное, тревожное, жуткое (пара сцен просто... "Бррр...". В хорошем смысле этого междометия) и в чём-то на удивление жизненное кино. Автор этих строк обнаружил немало знакомого в психологическом срезе картины, при том, что никогда не был в подобной ситуации (и планирует и дальше не оказываться). При этом определённые предпосылки истории, как мне кажется, прикрыты от зрителя, но для внимательного зрителя могут добавить дополнительное измерение всему сценарию фильма.
И пару слов о концовке. В последние 15 минут фильм хватает зрителя и особенно сильно вбивает по мозгам. А завершается «Магия, магия» очень своеобразно. Финальный ход получился издевательски простым, до тошноты циничным и по-своему очень реальным. И при всём том - коррелирующим с основной темой фильма. Я читал мнение, что фильм стоило завершить сразу после момента условного "прыжка". Не соглашусь - после него начинается самое интересное.
Только не верьте синопсису на "Кинопоиске" - он неуместно пафосный.
Летний лагерь (Summer camp), 2015
Изобретательная "бэшка" с рейтингом 4,6 на Кинопоиске.
Простое жанровое кино для того, чтобы отдохнуть от концептуальных и амбициозных соседей по списку. Есть такое расхожее сравнение - "фильм-бутерброд". Работы, не замахивающиеся ни на что особенное, но развлекающие и оставляющие удовлетворёнными своих зрителей. "Летний лагерь" - как раз из таких.
По началу выглядящий абсолютно третьесортной и дешевой поделкой, с какого-то момента фильм увлекает и раскрывается своими положительными сторонами. Создавая по форме и в целом типичный фильм своего жанра, авторы находят способы немножко изменить правила игры, любопытно закрутить действие, поиграть с ожиданиями зрителя. Фильм похож на шахматную партию с неотесанной доской и знакомыми фигурами, создателям которой хватило фантазии интересно её разыграть.
И если первые полчаса фильм смотрится с ощутимым скепсисом, то затем он уже вовлекает в происходящее и в кульминации даже заставляет мысленно хлопать в ладоши некоторым поворотам.
Только едва ли "Лагерь" можно назвать серьёзным хоррором. Фильм не особо пугает, скорее заражает азартом и саспенсом. Тем более, что зрелище получилось компактным (80 минут) и нигде не провисающим. Но только для не чурающихся "категории Б".
Но синопсис на Кинопоиске не читайте - он спойлерный. Чуть-чуть. Самую малость.
Неонуар
Преследование (Following), 1998
Холодный и запутанный малобюджетный нуар.
"Что? Фильм Нолана, да в списке малоизвестных? Это анекдот?" - спросит читатель. Тем не менее, фильм оказался тут не случайно. В отличие от всех без исключения других работ режиссёра, его дебют в основном "проходит под радарами" большинства киноманов. Что не удивительно - в широкий прокат он не выходил, а снят был за жалкие $7,000. Это самый низкий бюджет полнометражного фильма на моей памяти, поэтому команду дебютанту пришлось подтягивать из друзей и знакомых. Для сьёмок даже потребовалось разбить окно в квартире родителей режиссёра. Тем не менее, "Преследование" - это Кино. Без скидок.
Больше всего по манере съёмки и стилистике "Following" напоминает "Помни" - картины похожи на братьев. Однако в плане атмосферы первый фильм Кристофера даже превосходит его более дорогие и масштабные работы. "Преследование" с первых же секунд с лёгкостью погружает зрителя в тоскливое, отрешённое, одинокое состояние разума. Хитрый нелинейный монтаж рождает ощущение блуждания в тёмном лабиринте, а саундтрек идеально ухватывает это настроение расфокусированного сознания, которое словно покрыло дымкой:
Сценарий также с успехом вытаскивает фильм из любительской категории в чуть ли не высшую лигу. И хотя невнимательному зрителю может почудиться, будто сюжета в картине почти нет, но это впечатление обманчиво. После кидающего в холодную воду финала хочется вновь пересмотреть "Преследование" (благо хронометраж в 70 минут этому способствует), и тогда понимаешь, что на деле все сцены играют на сюжет, а каждая деталь протягивает ниточку к финалу. Многие мелочи вдруг предстают в не столь уж невинном свете. Вдобавок надо отметить замечательно написанные диалоги - полные иронии, интересных наблюдений и ощущения словесной игры между персонажами.
Яркий пример того, как авторский талант и фантазия перемалывают бюджеты и ресурсы.
Кирпич (Brick), 2006
Холодный и запутанный малобюджетный нуар. Про школьников.
В прошлом году снявший "Достать ножи" Райан Джонсон начал свою карьеру 15 лет назад с фильма "Кирпич", точно также смешивающего в себе нуар и иронию. Правда, первого тут значительно больше, а второе пробивается лишь иногда, мимоходом, не сбивая вдумчивых интонаций.
Несмотря на гораздо больший бюджет, чем у "Преследования", привкус любительского кино ощущается здесь даже явственнее. Выбравшись за рамки "дебюта с тремя актёрами и одним зданием", "Кирпич" оказывается "дебютом с шестью актёрами и тремя зданиями". Постановка и правда в какой-то мере воспринимается междусобойчиком единомышленников, играющих в нуар на небольшом клочке земли.
И в то же время, некоторая нелепость и наигранность картины ни разу не мешает получать от неё удовольствие. Каждая деталь фильма чуть ли не искрится от авторской увлечённости и веры в серьёзность происходящего, и эти чувства вскоре заражают и самого зрителя. Как герои, так и авторы ленты во многом движимы азартом и ощущением игры, что проявляется хотя бы в тех же диалогах - персонажи изъясняются очень живо и остро, в разговорах чувствуется "плотная" прописанность и постоянный ход мысли персонажей, что побуждает смотреть в оригинале.
При этом, сомневающимся скажу сразу - нет, это не подростковая драма. И не пародия на детектив. Просто детективный нуар. Со школьниками. No shit.
Не нуар, но тоже мрачно
Признания (Kokuhaku), 2010
Многогранная японская жесть про психически травмированных людей
Азиатские фильмы, как известно, отличаются оригинальностью, гротескностью и отмороженностью. Разумеется, это очень условное обобщение, освещающее лишь одну грань явления, тем не менее многие фильмы оттуда более чем соответствуют этим критериям.
Представленная в фильме история, начавшаяся на одном частном уроке, быстро закапывается вглубь. И персонажей, и времени. Сценарий постоянно обращается к прошлому и воспоминаниям персонажей, не забывая двигать при этом настоящее, перепрыгивает с одного героя на другого, уточняет и ставит с ног на голову уже известные факты, и раскрывает картину во всём её пиз*еце. При этом никакого сумбура.
Всего в сюжет включен под десяток активных персонажей, ни одного из них нельзя назвать хорошим или приятным человеком (зачастую это такие индивиды, что хоть за голову хватайся), при этом каждого из них в какой-то момент фильма становится по-человечески жалко.
Сама подача сюжета тоже зажигает как может. Карикатурная, кавайная сцена со стройно распевающими школьниками может за несколько секунд вывернуться во что-то настолько больное, что глаза из орбит вылезут. А в моменты пика жести и вовсе начинает пробивать на смех, при том, что ничего смешного в происходящем нет. Защитная реакция, как она есть. Какой "Олдбой"? Какая "Кинопроба"? Вы вообще о чём?
При всём том, несмотря на чисто азиатский гротеск и очень акцентированную, театральную манеру съёмки, фильм аккуратно вплетает в ткань повествования немало мыслей и тем, крайне актуальных и в нашей с вами действительности. Неподсудность 13-летних, травля во имя благих намерений, "язвы" воспитания и образовательной системы - будто "Пикабу" читаешь, ей-богу.
11:14, 2003
Экспериментальный триллер о том, что "нет мозга - считай калека".
Ещё один фильм, летающий меж множества героев и "точек обзора" на историю и смешивающий в себе страшное и смешное. Но, в отличие от "Признаний" - гораздо менее жестяной и более общеупотребимый. Его часто характеризуют, как "чёрную комедию", но я не соглашусь с таким "однобоким" определением.
11:14 - это определённый момент времени на протяжении обычной ночи в американском захолустье, с которого начинается фильм. Не успела закончиться короткая сценка, грустная, нелепая и простая, как пьяный человек, с ходу настраивающая на нужный лад, как действие проносится на совсем незначительный промежуток времени в прошлое, в другой конец городка, к незнакомому нам до этого персонажу. У всех - свои косяки и цены, которые они вынуждены заплатить за них. Иногда персонажи как бы по касательной "цепляются" в своём движении, отталкивая друг друга в ином направлении. Спустя час, 20 минут, все истории замкнутся в кольцо.
При том, что большинство историй представляют собой анекдоты чистой воды, картину бессмысленно и даже вредно смотреть для поднятия настроения и зарядки позитивом. Почти все герои погибают или страдают из-за своей глупости, амбициозности или пороков. Фильм как бы говорит: "Не будь идиотом! Думай, что делаешь! Не воображай, будто умнее всех!" Да и можно ли считать комичным то, чем закончилась история блудливой девочки?
В сухом остатке - "Расёмон" Куросавы, изложенный в рамках анекдота:
" - Василь Палыч, я вашу Машку... того...
- Ну, раз "того", так женись...
- Так я её трактором... того..."
Беги без оглядки (Running scared), 2006
Брутальный криминальный триллер со своими особенностями
Помимо принёсшей ему известность франшизы "Форсаж", покойный Пол Уокер выступил экшен-героем ещё и в другом фильме, тоже неправдоподобном, но куда более скромном, жёстком и самобытном.
Кажущийся по началу очередным безмозглым "B-movie" про разборки и стрельбу во все стороны, на деле кино оказывается несколько более интересным. Встречая зрителей бешеной, безобразной перестрелкой, "Running scared" по большей части делает ставку не столько на грубую силу, сколько на неиссякаемый саспенс, хитросплетённое действие и особую подачу. Впрочем, на недостаток грубой силы и криков сквозь зубы здесь тоже жаловаться грех, ибо "добрым словом и пистолетом можно добиться больше, чем просто добрым словом" (с).
Начавшись с пропажи одного маленького, но очень важного для героев револьвера, пружина сюжета вскоре разжимается и отправляет и героев, и зрителя в свободный полёт. Проблемы лавинообразно нарастают со всех сторон, искомый предмет начинает ходить из рук в руки, постоянно ускользая от героев и увлекая их вглубь "каменных джунглей", а обстоятельства не перестают развязываться и вновь завязываться в узлы на шеях героев.
Подстёгивает действие и оператор, с чьей руки камера то устраивает зрителям коллапс мозга, разрывая кадр мерцаниями, цветофильтрами и размытием, то твердеет и выписывает филигранные пируэты.
При этом есть у «Беги без оглядки» ещё одна концептуальная особенность, неочевидная для большинства зрителей, но очень точно подмеченная некоторыми критиками. По сути своей картина представляет собой классическую сказку (да, да!), крепко заключённую в обличье криминального городского триллера. Многие сюжетные перипетии являют собой отражение тех или иных сказочных тропов (серый волк-отчим, от которого маленький мальчик сбегает в тёмный лес, представленный городским парком, пряничный домик, таящий в себе опасность), а отдельные эпизоды приобретают лёгкий привкус сюрреализма. Отсюда же проистекает и не всегда естественное поведение персонажей. Всё это придаёт фильму весьма специфический привкус. И если такие сравнения кажутся вам глупыми, просто посмотрите финальные титры самого фильма:
За это "Беги без оглядки" можно простить и не самые удачные первые 20 минут вкупе с последними двадцатью, и некоторые топорные ходы, и судорожную постановку экшена, и вновь "рашн мафию". Просто в него вложено чуть больше фантазии и стиля, чем содержится в основном массиве жанра.
Про жизнь
Как я провёл этим летом, 2010
Триллер про выживание на севере о том, что "нет худшего врага человеку, чем он сам"
Первый российский фильм в списке. Его присутствие здесь - вопрос спорный, его трудно назвать "затерянным бриллиантом", поскольку он и не бриллиант, да и не затеривался. Тем не менее, его не так часто можно видеть в подборках с самым банальным названием на свете "Российские фильмы, за которые не стыдно", но я склонен оценить его положительно.
Обманывая то впечатление, которое может сложиться у случайного прохожего от пафосного слогана "Не ври, не бойся, не беги" и названия с не самой удачной попыткой игры слов, конечный продукт оказывается почти свободным от типичных хворей отечественных "блокбастеров".
И в то же время фильм нельзя с чистым сердцем положить в коробку к большинству отечественного же артхауса, ибо фильм лишён каких-либо политических заявлений, которые так любят Звягинцев, Быков и другие представители авторского кино России. Нет здесь ни чернухи как таковой, ни натужного символизма, ни искусственной попытки нагнать туману элитарности. Фильм встал ровно между мейнстримом и артхаусом, не желая присоединяться ни к одному лагерю.
Жанрово фильм стоит между survival-триллером о человеке в дикой природе и психологическом триллере о людских конфликтах, при этом мотором сюжета безусловно является второе. Оба единственных представленных в фильме актёра хоть и не демонстрируют поражающий уровень игры, но создают вполне узнаваемых и живых героев, отражающих два противоположных типажа. В картине нет плоских злодеев, напряжение зарождается в основном из-за мелочи, нелепой случайности, недопонимания. Противоречивые натуры адекватных, в целом, людей приводят к тому, чего ни герои, ни зрители не хотели. Сам сеттинг полярного севера и его особенности также влияют на сюжет, делая происходящее интереснее.
При этом в фильме нет явных глупостей (кроме глупости самой жизни), проросшей почти во все жанры рус. кино водки замечено не было, а возможный пафос выжат досуха.
Пожалуй, в этом и заключается основной минус картины - постановка чересчур суховатая, холодная, отстранённая. Во многом фильм банально затянут. Доходит до того, что непосредственная завязка происходит минуте на 30-й, а основное действие и того позже. Учитывая то, что западные критики проводят параллели с Тарковским и нахваливают, понятно, куда метил постановщик. Словом, для того, чтобы оценить авторскую задумку, требуется значительная усидчивость.
Тем не менее - это здравое кино, к тому же избегающее штампов. Неплохая идея, аккуратный сценарий и умелая реализация. Такого должно быть больше.
Грязные прелести (Dirty pretty things), 2002
Драма о жизни лондонских иммигрантов, голливудская на 25%
Создатели "Прелестей" языком форматного, зрительского кино обращаются к теме, которою массовый кинематограф в основном обходит. О жизни двух героев, которые тянут лямку на трёх работах сразу, запинаются при виде иммиграционной полиции и ложатся спать, смотря на открытку с прекрасным далёко. Обычно такое кино снимается ручной камерой, размазывается в кашу, и существует в параллельном от зрителей мире. На этом фоне попытку "Грязных прелестей", "окунающих" зрителя в реальность посредством канонов мейнстримного кино, можно оценить по-разному.
С одной стороны, это фильм, которой рассчитан на вполне широкие зрительские массы. Он, что трудно было ожидать от жанра, весьма динамичен, старательно выстроен по принципам зрительского кино и не стесняется лёгкой иронии. Но преждевременно обольщаться не стоит - в фильме хватает нелицеприятных деталей, а общий тон его - холодный и грустный. Но не лишённый надежды и человечности.
С другой стороны, именно прибегание к некоторым голливудским шаблонам (даром, что "Прелести" британские) делает фильм несколько хуже, чем он мог бы быть. Развязка сюжета воспринимается достаточно наивно (благо финальная сцена нареканий не вызывает), а некоторые персонажи (в основном антагонисты) вышли несколько карикатурными.
И, да - это тот самый случай, когда смотреть фильм в дубляже строго противопоказано. С трудом получается воспринимать героев реальными людьми, когда они говорят теми же голосами, что в десятках виденных мультиков и комедий. В данном случае русская озвучка ставит подножку всему впечатлению.
Рассказ (The tale), 2018
Эээээ...
Я понимаю, что рекомендация фильма с таким сюжетом требует от меня определённых разъяснений, поэтому позволю себе небольшое вступление. И кстати, сразу отговорю вас читать пресловутый синопсис на "Кинопоиске" - там главный твист сюжета заспойлерен. Я серьёзен.
Лучше перескажу своими словами:
Фильм о вполне успешной журналистке, которая нисколько не жалуется на жизнь. По стечению обстоятельств она находит свой собственный рассказ, свои воспоминания, написанные ей в 13 лет. На вопрос бойфренда, "О чём он?.." она кратко отвечает, что о её первом парне, которой был старше неё. Правда не уточняет, насколько старше...
Автор этих строк узнал об этой ленте из сводок о вышедших независимых лентах, "пролетевших" мимо российского проката (была на одном популярном киносайте такая рубрика). Вызвал "Рассказ" мой интерес из-за провокационной тематики и участия не самых последних актёров. Словом, это выглядело явно не снятым каким-нибудь извращенцем в далёком японском подвале трэшем. На меня напало чисто культурологическое любопытство узнать, как в рамках относительно студийного проекта кто-то решится раскрывать подобные темы, в каком ключе и, главное, зачем.
И, на удивление, открыв "кота в мешке", постепенно обнаружил весьма концептуальное и осмысленное кино.
Фильм необычен с той точки зрения, что в нём одновременно есть интрига, но в то же время её может там и не оказаться - зависит от восприятия зрителя. По форме "The tale" представляет собой классическую психологическую драму, неторопливую, обстоятельную и даже чинную. Но в тоже время картина содержит в себе некоторые нестандартные нарративные решения.
Поскольку половина фильма - исключительно ретроспектива, воспоминания о событиях 30-летней давности, повествование отражает субъективность, ненадёжность человеческой памяти. Героиня копается в своём прошлом, блуждает по его закоулкам, и зритель вместе с ней. Рядовой флешбек может без предупреждения корректироваться, изменяться прямо на глазах. Появляются новые персонажи, существенные детали истории преображаются, ведь время исказило их. В этом и заключён смысл названия "The Tale" - не только "рассказ", но ещё и "сказка". "Миф".
Применяется эта фишка не так уж и часто, точечно. Тем не менее, каждый такой ход не просто так, добавлен не "выпендрёжа" ради, а служит чёткой цели в контексте фильма и реализован со стилем. Ближайший ориентир - внезапно, видеоигра "Call of Juarez: Gunslinger". Но здесь - тоньше.
Подобная подача рождает интересный эффект - ты начинаешь видеть подвох даже там, где его нет. Начинаешь сам себе на ровном месте усложнять сюжет. Но так было со мной, и не факт, что другой зритель ухватит это ощущение.
Другой интересный приём - периодически возникающие на экране персонажи из далёкого прошлого, сидящие на софе и обсуждающие с героиней, находящейся за кадром, её прошлое. Они как бы дают ей интервью, что перекликается с профессией и образом мысли ГГ. Казалось бы - персонаж размусоливает сюжет, предваряя флешбек - что необычного? Но, если задуматься, это не персонажи. Это образы тех людей, которых героиня не видела уже десятки лет. Людей, которых давно уже нет, а может и не было никогда. Проекции личностей, по большей части придуманные. И это не раз подчёркивается и героиней, и сюжетом. И это осознание вызывает очень специфические ощущения.
Все эти режиссёрские "навороты" переплетаются между собой, подкрепляются добротным психологизмом и чётко играют на идею фильма. При этом конечный результат ни разу не воспринимается тяжеловесным или избыточным. Всё сконструировано очень точно и аккуратно. И не стоит бояться, будто фильм пытается извратить систему ориентиров зрителя. Хотя у особо фанатичных зрителей может остаться очень (ОЧЕНЬ) превратное впечатление, стоит досмотреть до конца. После него разночтений или спекуляций быть не может.
Более всего "Рассказ" похож на "Virgin suicides" Копполы - своей субъективно-ретроспективной подачей (которую, однако, они реализуют разными дорожками) и очень схожей атмосферой. Ностальгическим летом, юностью, мечтами и светлым антуражем одноэтажной Америки. И в то же время - разлитой в воздухе замолчанной, горькой грустью и просочившимся в персонажей ядом, который очень скоро приведёт их к катастрофе. После просмотра остаешься наедине с собственными неоднозначными мыслями, не снующими, а ворочающимися в твоей голове, будто человек во время лихорадочного, болезненного сна.
Но, да - сильно восприимчивым или агрессивно нравственным зрителям лучше сразу забыть, что такой фильм вообще был.
И, я понимаю, что написал о "Рассказе" в 2 раза больше, чем о других членах списка, но, уверяю вас, это исключительно из-за своеобразности самого фильма. Товарищ майор...
Вне конкурса
Под Сильвер-Лейк (Under the Silver Lake), 2018
Эээээ..., гл.2
Есть широкая прослойка фильмов, сюжет который представляет из себя сплошной сюрреализм и нагромождение странностей, а зрителю не нужно и даже вредно понимать, к чему вообще всё это было. Королём направления считается, конечно же, Дэвид Линч, хотя в его фильмах, как правило, психоделика подчинена чёткому смыслу, просто требующему раскопки. До кучи можно вспомнить и "Антихрист" Триера, и "Обед нагишом" Кроненберга, и много чего ещё. Любители закапываются, остальные страдают. И как же здорово, что и сегодня молодые режиссёры следуют традициям классиков.
"Под Сильвер-Лейк" - кино настолько переусложнённое, загадочное, на ровном месте наводящее тень на плетень и множащее совершенно несусветные теории заговора, что превращается в совершенно потрясающее зрелище. Зрителю остаётся только удерживаться, что бы не улететь во время сюжетных поворотов, да смаковать мистично-конспирологичную атмосферу, густую до нездоровья.
При этом изначальная загадка ("Куда пропала моя соседка?") получит свой ответ, не беспокойтесь. Раскрытый и даже в чём-то логичный. Но такой упоротый, что хоть стой, хоть падай.
Но значения это иметь уже не будет, ибо там по ходу навертится ещё с десяток вопросов. Которые никто и не думал объяснять.
А обрамляется всё это похождениями сказочного долбо*ба Энди Гарфилда, бурлением Лос-Анджелесской богемы, и кучей сцен, подошедших бы скорее молодёжной комедии, из-за чего возникает вопрос: "Это всё всерьёз, или это такая бесстыдная пародия на весь "конспирологический" сегмент кино?" Два года спустя я так и не могу дать ответ.
Хотя есть в фильме один монолог, который произносит друг ГГ. Очень самоироничный монолог...
А, и не стоит забывать, что снял фильм Дэвид Роберт Митчелл, начавший карьеру с обласканного критиками хоррора "It follows" (ещё до того, как сошёл с ума). Поэтому, несмотря на весь абсурд, есть в фильме очень пугающие, некомфортные сцены. Ваш покорный слуга потом всю неделю полночи сову выглядывал в коридоре. Вы поймёте, о чём я...
Фееричное зрелище. "На втором часу наступило чувство лёгкого отупения от увлекательности происходящего, но расслабляться было рано..." (с)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Я и так занял достаточно вашего времени, поэтому заключения не будет. Надеюсь, что-то из этого пригодится на праздниках.
Взглянем в глаза правде
Революция - худшее, что могло случиться с Россией на протяжении всей её истории. Кучка маргиналов без роду и племени устроили беспрецедентный срач и начали гнать интеллигентных и образованных. Именно из-за этого противоестественного процесса у нас в стране всё по пизде с тех пор. Слава богу, хотя бы девяностые пришли и убрали этот позор с глаз долой, но кардинально это ничего не поменяло. Всё остальное - маргинальные сказочки для глупеньких. Это факт.
Как я попал впросак
Вспомнилась тут история из студенческой молодости. В общем, сидим с друзьями по молодости квасим. К нам подтягивается один товарищ, Витёк его звали, явно не в духе. Ну мы его начинаем расспрашивать, дескать, в чём дело, случилось чё итд. Он сначала тушевался, но потом раскололся, что его тогдашняя пассия, оказывается, в тайне блядовала с другими мужиками, и он её застал прям там на потрахушках прямо в его квартире. Подавленный, он пошёл прямо к нам. Говорит, полчаса назад это было, он ушёл сразу к нам. Мы, разгорячённые, решаем, что это ебанатство так оставить нельзя, посадили товарища отпаивать, а сами компанией 7 человек направились к его дому, благо он от нас был два квартала. Сами мы его бабу не знали, но товарищу решили помочь.
Подходим к двери его квартиры и стучим. Открывает нам дверь какой-то поц, а за ним эта поблядушка. Дальше происходит следующий диалог, воспроизведу по памяти:
- "Вам кого?"
- "Чё блядь?"
Мы заталкиваем его в квартиру и начинаем месить горе-любовника. Его блядь начинает орать и мы начинаем её пиздить тоже. Ибо нехуй, блядь, блядовать. И в этот момент этот самый Витёк, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор возвращается в квартиру и начинает орать. Короче, мы перепутали квартиры. Он жил, говорит, в 43-ей, а мы вломились в 46-ую. Говорит, мол, мы животные, хули вы блядь, отморозки, делаете. Мы, раздосадованные, начинаем месить и его за то, что нас хуй знает во что втянул, ибо, блядь, думать надо, что говоришь. Мне в этот момент приспичило отойти поссать. Захожу я в туалет (а там окошко было), и вижу - менты во дворе. Видать вызвали соседи. Я очканул и по-тихому свалил из дома. Подхожу к ментам и говорю, мол, там драка, "спасите, помогите, накажите". Денег им сунул, типо, спасибо, что приехали, а сам такой тихонько - тик-тик-тик оттуда. Ну и вот.
На следующий день всё пошло как было. Я за ними в обезъянник не ходил, но они, видать, не просекли, что я свалил вчера, поэтому никаких обидок не было. Заявление, вроде было, но чё-то там не пошло, а мне и похуй было продолжили мы бухать, как и раньше, но больше не барагозили особо, так, прохожих только, было, попугивали. А с этим товарищом мы как-то больше не пересекались. Вот, только вчера его встретил, он мне сразу претензии какие-то кидать начал, я его и послал, ибо нехуй. Нет, действительно, нехуй.
Мораль? Выбирайте себе нормальных друзей. И девок.