Должны ли дети "носить мебель" в школе или не должны?
Итак, мы имеем важный вопрос, у которого есть множество нюансов. Однозначно на него ответить нельзя, по моему мнению. Я постараюсь рассмотреть проблему с разных сторон и коснуться некоторых важных вопросов.
Во, первых, есть такая вещь, как общественно полезный труд. И это здорово. Приучать детей к труду, к тому, что вокруг все просто так не бывает и за любым комфортом и красотой стоит тяжелая работа. И вообще трудиться полезно - приобретаешь определенные навыки, которые могут пригодиться в жизни. Но на данный момент, такой труд школьников хоть и условно-принудительный, но ответственности за отказ от него нет никакой. Ну учитель поругает, ну и что? Кроме этого, бывали такие учителя, которые просили помочь им, а помогать этим мегерам-климатичкам вообще не хотелось. Сейчас ты ей парты перетаскиваешь со шкафами, а потом на уроке выслушиваешь "Какая ты бездарность, из тебя ничего не выйдет"..
Плохо, что у нас в школах вообще нет дисциплинарной ответственности для учеников, которая могла бы сказаться на их дальнейшей жизни. Учеников "тянут". Есть дети, которые реально учатся на трояк. А есть те, кто гораздо хуже, но они имеют тот же трояк и переходят в другой класс. Понятие "оставить на второй год" осталось в прошлом, хотя очень зря. Нет спецшкол для хулиганов с усиленным дисциплинарным контролем учеников. Учитель никак не защищен. В итоге мы имеем детей, которые вольны делать что хотят. Из простых общеобразовательных школ исключать нельзя, а надо бы. Но для этого нужны спецшколы с более строгими условиями, увеличение штата инпекторов ПДН, которые прямо будут работать с этими детьми, а так же штат психологов. Кстати, нормальный кабинет психолога должен быть в каждой школе и учитель должен иметь право отправлять учеников с явными девиациями поведения в этот кабинет, где психолог после беседы может сделать заключение и отправить ребенка на комиссию для решения о переводе в спецшколу. Ну и плюсом ко всему такой кабинет должен работать еще как кабинет психологической помощи.
Что касается, общественно-полезного труда, то его можно было бы внедрять, в качестве дисциплинарных взысканий. Школьники балуются, не все из них законченые хулиганы и кандидаты в спецшколу. Это простые дети, кого-то поймали за раскрашиванием стены, кого то за выплевыванием шелухи семечек на пол или жвачки. И вот после таких "правонарушений" можно было бы отправлять на общественно-полезнный труд. Сегодня плюнул жвачку - иди вымой кабинет, перебери архив и тд. Не хочешь? Ну, сходи в кабинет к психологу. Такие методы уже давно используются в других странах.
Когда дети будут осознавать, что их действия могут иметь серьезные последствия, ситуация поменяется. Не для всех, но поменяется. Плюс родителей, которые своего дитятку любят и говорят, что "он не мог так сделать", ситуация с комиссией и психологом приведет в чувство и заставит заняться воспитанием. При этом, детей с откровенно маргинальными наклонностями, такая система будет переводить в другие учреждения для коррекции. Полностью я все не могу расписать в одном посте, но такие реформы в образовании, в целом, можно устроить.
Теперь самое главное. Общественно-полезный труд должен быть регламентирован. Дети должны иметь не только обязанность выполнять такой труд, но и право на его регламентирование. Регламент может быть любой, либо по времени, либо по объему работы, но он должен быть установлен.
Кроме того, сами работы должны быть перечислены и регламентированы, а так же прописана техника безопасности. Если школьник уронит шкаф на себя - учителю мало не покажется. Если ребенок будет красить что-то, то помещение должно быть проветриваемое, а время нахождения ученика в этом помещении строго ограничены. Если школьник убирается с использованием специальных моющих, то учитель должен выдать ему перчатки и присутствовать для контроля, чтобы этот балбес, условно, не выпил эту жидкость (да, учителю тоже должны выдать и моющее и перчатки, а не заставлять покупать все это за свой счет).
Все это требует комплексной проработки, новых глобальных реформ в сфере школьного образования, требует так же подготовки и переподготовки кадров, огромных финансовых вливаний проведения всех этих мероприятий.
Вывод сделайте сами, на данном этапе развития системы образования нельзя точно ответить должны ли что-то делать дети или нет. Все сводится к желанию самих детей и уровню риска учителя, так как в случае чего отвечать ему.