Серия «NON-FICTION»

284

Станислав Дробышевский «Палеонтология антрополога. Книга 1. Докембрий и палеозой»

Книга Станислава Дробышевского, известного российского антрополога, популяризатора науки и доцента МГУ, – это масштабный проект, целью которого является ни много ни мало – описание всей истории жизни на Земле через призму нашего, человеческого, места в ней. Первый том, посвященный докембрию и палеозою, задает высочайшую точку для всей серии.

Главная идея книги, отраженная в названии «Палеонтология антрополога», – это нестандартный подход. Дробышевский смотрит на древних существ не как на «веточки» эволюционного древа, а как на наших далёких предков или, по крайней мере, родственников. Он постоянно проводит параллели: какая косточка современного млекопитающего развилась из какой структуры у панцирной рыбы; как эволюция челюстей из жаберных дуг позволила в будущем развиться сложному слуху.

Книга строго структурирована по геохронологическому принципу:

  • Докембрий (архей и протерозой): от зарождения жизни до эдиакарской биоты.

  • Палеозой: от кембрийского взрыва до великого пермского вымирания.

Каждая глава соответствует определенному геохронологическому периоду. Сначала дается краткая справка о геологии, климате и составе атмосферы, а затем подробно разбираются ключевые группы организмов, их анатомия, экология и эволюционные тенденции.

Дробышевский начинает с самого начала – с гипотез возникновения жизни, первых бактерий и архей. Тут стоит заметить, что он не слишком углубляется в этот процесс, предлагая обратиться к книге Михаила Никитина «Происхождение жизни. От туманности до клетки» за более развернутой информацией. Затем автор объясняет сложнейшие процессы, такие как появление эукариот и многоклеточности, возникновение фотосинтеза и аэробного дыхания, делая их понятными и наглядными.

Особого внимания заслуживают страницы, посвященные кембрийскому взрыву. Автор подробно и с огромным энтузиазмом описывает фауну сланцев Бёрджес и Чэнцзян. Мы буквально видим перед собой этих причудливых существ: аномалокариса, галлюцигению, опабинию, халкиерию и многих других. Дробышевский не просто перечисляет их, а объясняет, какие эволюционные «эксперименты» они представляли, и почему большинство из них оказались тупиковыми.

Далее книга проводит нас через выход жизни на сушу: от первых растений и членистоногих до появления тетрапод. Описание перехода от кистеперых рипидистий к первым земноводным – отличный пример научного повествования, где каждая косточка, каждый сустав находит свое объяснение в контексте смены среды обитания.

Кульминацией тома, безусловно, является рассказ о пермском периоде, когда сушу населяли терапсиды – прямые предки млекопитающих. Дробышевский с нескрываемой симпатией пишет о диноцефалах, горгонопсах и цинодонтах, подчеркивая, как в их скелетах и, возможно, физиологии уже зарождались черты, которые миллионы лет спустя станут определяющими для нас самих. Описание величайшего в истории Земли Пермского вымирания звучит как трагичный и в то же время закономерный финал эры, расчистивший дорогу для новой жизни.

Книга насыщена конкретными палеонтологическими терминами, названиями родов и видов, описаниями анатомических особенностей. Она опирается на самые современные научные данные и гипотезы. Однако, несмотря на научную глубину, Дробышевский – прирожденный популяризатор. Он объясняет сложные вещи простым языком, использует яркие сравнения, его текст полон остроумных и ироничных комментариев. Книга богато иллюстрирована, что помогает визуализировать материал и лучше представить себе всех этих доисторических существ. Честно признаться, при этом я нередко гуглил реконструкции некоторых существ, иллюстрации которых отсутствовали в самой книге. Автор не останавливается на простом описании животных и растений, а показывает экологические связи, трофические цепи и глобальные эволюционные тенденции. Мы понимаем не только «кто это», но и «почему он таким стал» и «какую роль играл в экосистеме». Особенно запомнился мне один из Великих законов эволюции. Закон невзрачности Великих Предков – все самое крутое появляется из самого убогого. Эволюция самых значимых групп живых организмов – это эволюция серости, а самые эффектные живые существа радуют глаз очень недолго, не получая развития.

Любовь автора к палеонтологии и эволюционной биологии заразительна. Он умеет передать то чувство удивления и восхищения перед грандиозностью эволюционного процесса. Немало способствуют этому и вставки с дополнительной информацией. «Маленькие тонкости» раскрывают вопрос более детально, «Как вы там, потомки?» рассказывает о современниках исследуемых существ и погружают в детали современной нам биологии, «Работа над ошибками» исправляет неточности, допущенные палеонтологами прошлого.

Итог: «Палеонтология антрополога» – выдающееся явление в российской научно-популярной литературе. Это фундаментальный, глубокий, но при этом увлекательный и живой труд, который делает историю жизни на протяжении миллиардов лет цельной, логичной и невероятно захватывающей. Рекомендую тем, кто, как и я хочет понять, как из первичного бульона за четыре миллиарда лет эволюции получился человек. Книга показывает, что мы – не случайные гости на этой планете, а закономерный продукт её долгой и великой истории.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 5
13

Карстен Бренсинг «Скрытая цивилизация. О сексе, культуре, чувствах и зависимостях животных в дикой природе»

Книга немецкого биолога и научного журналиста Карстена Бренсинга «Скрытая цивилизация» – смелый и увлекательный труд, который ломает устоявшийся стереотип о мире дикой природы. Если вы думаете, что животные руководствуются лишь инстинктами в бесконечной борьбе за выживание, Бренсинг готов доказать вам, что их жизнь невероятно сложна и насыщена.

Ключевой тезис Бренсинга заключается в том, что животные – не просто биологические автоматы. Они обладают собственным внутренним миром, сложными социальными структурами, своими «культурными» традициями и даже пороками, которые мы привыкли считать исключительно человеческими. Автор на множестве примеров показывает, что такие понятия, как любовь, дружба, скорбь, ревность, культура, мода, и даже зависимость, имеют прямые аналоги в животном мире.

Структурно книга построена вокруг этих ключевых тем, каждая из которых раскрывается через истории из жизни самых разных существ – от дельфинов и птиц до насекомых и рыб. Несмотря на популяризаторский стиль изложения, Бренсинг опирается на солидную научную базу. В книге цитируются десятки исследований, проведенных ведущими этологами, приматологами и нейробиологами. Это не сборник забавных баек, а серьезный обзор современных достижений науки о поведении животных. Автор, например, подробно разбирает роль окситоцина (гормона «любви и привязанности») не только у людей, но и у животных, или механизмы работы системы вознаграждения в мозгу, которая приводит к зависимостям.

Книга эффективно борется с двумя главными, по мнению автора, заблуждениями. Во-первых, мы склонны считать себя венцом творения и мерить всех животных по себе. Бренсинг показывает, что у животных есть свои, подчас более сложные и эффективные, способы коммуникации, социального устройства и восприятия мира. Во-вторых, идея о «благородных дикарях», живущих в гармонии с природой, – это миф. Животный мир полон жестокости, обмана, извращений и пороков, что, как ни парадоксально, лишь, подтверждает его сложность и сходство с человеческим обществом.

В книге огромное количество интересных примеров, благодаря чему она превращается в череду открытий. Мы узнаем о дельфинах, практикующих нетрадиционные отношения и образующих «банды холостяков» для похищения самок; о сложных брачных ритуалах, где важную роль играет не только сила, но и красота. Шимпанзе, передающие навыки использования орудий труда из поколения в поколение; дельфины, имеющие уникальные «имена», птицы, научившиеся вскрывать крышки бутылок – все это примеры культурной передачи знаний. Бесспорно, что животные способны испытывать чувства: слоны, «оплакивающие» своих мертвых сородичей и навещающие их «могилы»; вороны, способные держать обиду годами; собаки, испытывающие чувство вины. Не обошлось в мире животных и без зависимостей: птицы намеренно поедают забродившие фрукты, чтобы опьянеть; дельфины играют с рыбой-фугу, получая дозу тетродотоксина.

Книга заставляет серьезно задуматься о нашем отношении к животным. Если они так похожи на нас в своих проявлениях чувств, социальной жизни, и даже слабостях, то насколько этично содержать их в зоопарках, использовать в экспериментах или просто считать «ресурсом»? Автор не читает мораль, но его факты говорят сами за себя.

Моя главная претензия к книге – риск антропоморфизма. Описывая поведение животных в терминах человеческих эмоций и понятий, автор всегда балансирует на грани. Хотя он и оговаривается в самом начале, что не проецирует человеческие чувства напрямую, а лишь использует эти слова для описания схожих поведенческих паттернов, местами он все же отходит от своей же концепции.

Ещё одна моя придирка – это некоторый хаос в изложении. Иногда переходы между примерами и темами могут быть резкими. Книга написана в энергичном, журналистском стиле, что подразумевает динамику, но иногда в ущерб систематичности. Например, идёт рассказ о дельфинах, затем фокус повествования перескакивает на птиц, с пропиской «а вот об этой особенности поведения дельфинов вы узнаете в другой главе». Подобная фрагментарность явно не идёт книге на пользу.

Итог: «Скрытая цивилизация» – это интересное путешествие в мир, который находится ближе, чем мы думали. Книга, несомненно, расширяет кругозор. После нее вы уже не сможете смотреть на ворон за окном, любимого котика на диване или слонов в документальном фильме прежним взглядом. Вы увидите в них личности со своей судьбой, чувствами и культурным багажом.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 2
10

Соня Шах «Пандемия. Всемирная история смертельных вирусов»

Соня Шах – американская журналистка и писательница, специализирующаяся на науке, правах человека и политике. В книге «Пандемия» она предпринимает попытку понять природу возникновения новых смертельно опасных заболеваний, используя в качестве «путеводной нити» историю холеры. Книга вышла за несколько лет до пандемии COVID-19, что сделало ее почти пророческой и невероятно актуальной.

Это не сухой научный трактат, а скорее захватывающее журналистское расследование. Автор удачно переплетает исторические экскурсы, репортажи с «горячих точек» зарождения инфекции и анализ современных тенденций.

Книга построена вокруг шести стадий развития пандемии, которые Шах применяет к различным заболеваниям (в первую очередь к холере):

  • Появление возбудителя: патоген перескакивает с животного на человека (зооноз).

  • Приспособление к человеку: вирус или бактерия мутируют, чтобы эффективно распространяться среди людей.

  • Внедрение в сообщество: первые вспышки, которые часто остаются незамеченными.

  • Распространение: как глобализация, торговля и путешествия разносят болезнь по миру.

  • Затишье: период, когда болезнь отступает, но патоген никуда не девается.

  • Повторное появление и пандемия: новая волна, часто более мощная и смертоносная.

Из всех болезней главный акцент Соня Шах делает именно на холере. Подробно, с архивными материалами и деталями, она описывает семь пандемий холеры, начиная с первой в дельте Ганга в XIX веке. Это отличный ход, позволяющий показать, как человечество столетиями наступает на одни и те же грабли.

Автор активно критикует современную систему здравоохранения. В первую очередь досталось реактивному подходу ВОЗ и национальным системам здравоохранения, которые начинают действовать только тогда, когда болезнь уже вырвалась наружу. Книга показывает бюрократизм, нехватку ресурсов и политические игры, мешающие быстрому реагированию. Шах делает главный акцент на том, что корень проблемы не в самих патогенах, а в нашей деятельности. Уничтожение природных экосистем, индустриальное животноводство, антисанитария в трущобах мегаполисов, глобальное потепление – все это создаёт идеальные условия для появления новых патогенов. Отдельное место автор уделяет восточным рынкам экзотических животных, как отличному месту для возникновения новых заболеваний. И пандемия COVID-19 это доказала. В книге подробно разбираются недавние вспышки атипичной пневмонии, лихорадки Эбола и ближневосточного респираторного синдрома.

После 2020 года книга читается как триллер-предупреждение. Шах с пугающей точностью описала сценарий, который разыгрался на наших глазах. Это делает ее книгу актуальной для понимания современного мира и его проблем. Автор не ограничивается медициной. Она привлекает данные из экологии, социологии, экономики и истории, создавая целостную и убедительную картину. При этом ей удается сделать сложные научные концепции доступными и увлекательными для широкого круга читателей. К плюсам также я бы отнес убедительную аргументацию. Главный посыл книги – «виноваты не патогены, а мы» – подкреплён огромным количеством фактов и примеров. Это заставляет задуматься о глобальных проблемах, которые кажутся далёкими, но на самом деле напрямую влияют на нашу жизнь.

К минусам я бы отнес отчасти паникерский настрой. В стремлении донести важность проблемы, автор иногда сгущает краски и создаёт ощущение почти неизбежной апокалиптической пандемии. Помимо этого, отмечу некоторую поверхностность изложения. В попытке охватить все аспекты, некоторые темы раскрыты довольно бедно. Книга даёт отличный обзор, но для глубокого погружения в специфические темы потребуются другие источники.

Итог: «Пандемия» – важная и тревожная книга. Это не только история болезней, но и история человечества, на протяжении всего своего существования шагающего бок о бок с патогенами. Книга оставляет острое ощущение: следующая пандемия – это не вопрос «если», а вопрос «когда». И наша единственная защита – это знания, честность и готовность действовать сообща, пока не стало слишком поздно.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 2
14

Юваль Ной Харари «Homo Deus: Краткая история будущего»

«Homo Deus» – это смелая попытка осмыслить возможное будущее человечества, исходя из его прошлого и настоящего. Харари, израильский историк и автор книги «Sapiens. Краткая история человечества», строит свои рассуждения на фундаменте, заложенном в предыдущей книге. Если «Sapiens» объяснял, как человек стал доминирующим видом, преодолев голод, болезни и войны (с последним можно поспорить), то «Homo Deus» задаётся вопросом: «К чему мы будем стремиться, когда в основном решим эти проблемы? И чем станет человек в мире, где технологии перекраивают саму его сущность?»

Харари утверждает, что современный мир основан на «религии» гуманизма, где высшими ценностями являются человеческий опыт, чувства и желания. Однако достижения в биотехнологии, ИИ и нейронауках подрывают эту основу. К чему же пришли современные достижения науки? Человек – это алгоритм. Наши решения, чувства и даже сознание могут быть сведены к биохимическим процессам и обработке данных. Таким образом, если мозг – это сложный биологический компьютер, то «свободная воля» также оказывается под вопросом. Даже сама индивидуальность оказывается под угрозой. Технологии «взлома человека» (от генной инженерии до мозговых имплантов) могут сделать понятие уникальности личности устаревшими. Подобные открытия угрожают сделать человека «ненужным» с экономической и военной точек зрения. Что будет с понятиями равенства, свободы, демократии, если биотехнологии создадут биологическое неравенство, а алгоритмы будут знать нас лучше, чем мы сами?

Оплодотворение in vitro: власть над творением

Оплодотворение in vitro: власть над творением

Один из самых мрачных прогнозов – возникновение огромного социального слоя людей, экономически и политически бесполезных в мире, где ИИ и автоматизация выполняют почти всю работу, а решения принимают алгоритмы. Что будет с их жизнью, смыслом существования?

Ещё один неутешительный прогноз – разделение человечества на виды. Биоинженерия и киберинтеграция могут привести не к единому «улучшенному» человечеству, а к его расколу на биологические касты: бессмертные «боги» (Homo Deus) с невероятными способностями и «обычные» люди, ставшие бесполезным пережитком прошлого. Тут в качестве примера из фантастики можно привести «Видоизмененный углерод» Ричарда Моргана с его долгоживущими мафами или «Князя Света» Роджера Желязны, где колонисты с Земли стали новыми богами.

Средневековым людям Черная смерть представлялась страшной демонической силой, неукротимой и непонятной

Средневековым людям Черная смерть представлялась страшной демонической силой, неукротимой и непонятной

Освободившись от пут голода, болезней и войн, человечество обратится к новым, гораздо более амбициозным и рискованным проектам. Во-первых, бессмертие. Преодоление старения и смерти как величайшего вызова биологии. Во-вторых, вечное блаженство. Поиск способов постоянного поддержания состояния счастья, возможно, химическими или нейротехнологическими средствами. Тут нельзя не вспомнить «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. В-третьих, божественные способности. Усиление физических и когнитивных возможностей человека до уровня, который ранее приписывался богам с помощью биоинженерии, киберинтеграции и искусственного интеллекта.

Один из самых провокационных тезисов Харари – возникновение новой глобальной религии или идеологии – Датаизма. Ее догма: ценность любого явления или процесса определяется его вкладом в обработку информации (данных). Цель – создание всеобъемлющей системы обработки данных (подобно «интернету всего на свете» на стероидах), а смысл жизни в свободном потоке информации. Самое страшное преступление по мнению датаистов – ограничение свободы информации.

Мозг как компьютер – компьютер как мозг. Что будет, когда искусственный интеллект превзойдет интеллект человека?

Мозг как компьютер – компьютер как мозг. Что будет, когда искусственный интеллект превзойдет интеллект человека?

К плюсам книги я бы отнес масштабность мышления. Харари отлично соединяет историю, биологию, философию, экономику и теологию, создавая панорамную картину возможного будущего. Книга не даёт готовых ответов, но задаёт критически важные вопросы, заставляя читателя задуматься о фундаментальных ценностях, смысле жизни и направлении развития цивилизации. При этом автор не утверждает, что будущее обязательно будет таким. Он исследует возможности, основанные на текущих трендах, чтобы предупредить о потенциальных ловушках и побудить к осознанному выбору пути.

Ну и куда же без минусов. Харари излишне верит в силу технологий, недооценивая роль социальных, политических, культурных факторов и способность человечества к регуляции и сопротивлению. Также автор игнорирует и адаптивность. Книга рисует довольно мрачную картину будущего для большинства людей (того самого «ненужного класса»). Однако человечество исторически демонстрировало способность адаптироваться к радикальным изменениям, находить новые мысли и социальные модели. Ну и самая моя главная придирка – повторение идей. Многие концепции уже были представлены в «Sapiens» и здесь лишь развиваются, но не всегда принципиально ново. Автор будто бы раз за разом возвращается к одним и тем же постулатам, из-за чего грешит самоповторами.

Итог: «Homo Deus» – не прогноз, а предупреждение и приглашение к размышлению. Сам Харари отнюдь не футуролог, а историк. Некоторые его размышления показались мне занятными, иные спорными, но сама книга страдает от вторичности. Если убрать из книги лишнюю воду, могла бы выйти ещё одна часть к «Sapiens». Слишком мало в ней нового для тех, кто уже прочел первую часть.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 4
16

Юваль Ной Харари «Sapiens. Краткая история человечества»1

Слава об этой книге гремела буквально из каждого утюга. Многие называли ее бестселлером и одной из лучших книг в принципе. Даже на обложке красуется хвалебная цитата Билла Гейтса. Признаться честно, меня подобные заявления всегда смущали, т.к. книги, ставшие бестселлерами на западе, мне зачастую не нравились. Однако ранее я уже прочел одну книгу автора, «21 урок для XXI века», и она оставила после прочтения приятное впечатление. Не без опасений я все же взялся за самый известный труд автора. Что же я получил по итогу? «Sapiens» – масштабное исследование того, как один из многих видов животных стал доминировать на планете и пришел к нынешнему состоянию. Как же такое случилось?

История покорения планеты (числа — время появления Homo sapiens, до наших дней).

История покорения планеты (числа — время появления Homo sapiens, до наших дней).

Книга структурирована вокруг трёх ключевых революций, изменивших траекторию развития человечества. Во-первых, Когнитивная революция (примерно 70000 лет назад). У человека появилась способность к языку (Харари приводит несколько возможных теорий его появления), позволяющему передавать информацию о вещах, несуществующих в реальности. Это породило «воображаемый порядок» –  способность создавать и верить в общие мифы. Под мифами автор понимает не только верования в богов и духов, но и веру в деньги, нации, права человека и т.д. Эта способность к коллективному воображению стала ключом к массовому сотрудничеству незнакомцев в огромных масштабах, что дало человечеству решающее преимущество над другими видами людей (неандертальцами, денисовцами и «хоббитами» с острова Флорес) и животными.

Теории происхождения речи

Теории происхождения речи

Во-вторых, Аграрная революция (примерно 12000 лет назад) – переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Харари представляет этот переход не как прогресс, а как «величайший обман». Он утверждает, что земледелие привязало человека к одному месту, привело к ухудшению питания, эпидемиям, социальному расслоению, войнам и экологическим проблемам, увеличив количество людей за счёт ухудшения качества жизни индивида. Культивируемые растения (например, пшеница и рис) «приручили» человека и заставили служить себе, а не наоборот.

Характерные сельскохозяйственные сцены на стенной росписи из египетской гробницы, примерно 3500 год до н.э.

Характерные сельскохозяйственные сцены на стенной росписи из египетской гробницы, примерно 3500 год до н.э.

И, в-третьих, Научная революция (последние 500 лет) – появление современной науки, основанной на признании невежества и стремлении к новым знаниям через наблюдение и эксперименты. Наука тесно переплелась с империализмом (стремление к новым территориям было неотделимо от получения новых знаний о мире) и капитализмом (наука требовала постоянного вложения средств и давала новые источники прибыли). Эта революция привела не только к беспрецедентному росту могущества человечества, но и к глобальным угрозам (например, ядерное оружие и экологический кризис). Харари ставит вопрос: сделала ли нас наука счастливее? Сам вопрос субъективного счастья разбирается довольно подробно.

Аламогордо, 16 июля 1945 года, 5:29:53 утра. Только что была взорвана первая атомная бомба. При виде атомного гриба физик Роберт Оппенгеймер процитировал строку из Бхагават-гиты: «Ныне я — Смерть, сокрушитель миров»

Аламогордо, 16 июля 1945 года, 5:29:53 утра. Только что была взорвана первая атомная бомба. При виде атомного гриба физик Роберт Оппенгеймер процитировал строку из Бхагават-гиты: «Ныне я — Смерть, сокрушитель миров»

Через все повествование проходит несколько ключевых тем. Во-первых, это власть мифов. Деньги, религия, права человека, законы, корпорации – все это основано на коллективно разделяемых мифах, которые существуют только в нашем воображении, но имеют огромную материальную силу. Во-вторых, единство человечества. Харари подчеркивает, что все человеческие культуры и общества основаны на одних и тех же когнитивных способностях и механизмах мифотворчества, несмотря на сильные внешние различия. В-третьих, сомнения в прогрессе. Книга ставит под сомнение линейное представление о прогрессе. Улучшились ли условия жизни современного индивида по сравнению с охотниками-собирателями? Стали ли мы счастливее? Автор часто обращается к эволюционной биологии, психофизиологии и психологии, чтобы объяснить наши поступки и социальные структуры. В самом конце Харари развивает мысль о будущем человечества, научная революция может привести к концу эры человека через биоинженерию, создание киборгов и искусственного интеллекта, что ставит под сомнение саму природу человека будущего.

Мышь, на спине которой ученые вырастили «ухо» из хрящевых клеток коровы.

Мышь, на спине которой ученые вырастили «ухо» из хрящевых клеток коровы.

Харари берется за невероятную по масштабу задачу – охватить всю историю человечества к одной книге. Его способность синтезировать знания из антропологии, истории, биологии, социологии и экономики впечатляет. Не откажешь автору и в смелости взглядов. Он бросает вызов устоявшимся представлениям (например, о прогрессе аграрной революции, о «естественности» наций, религии и денег). Это заставляет мыслить критически и пересматривать свои взгляды. Концепция «воображаемого порядка» – очень мощная идея книги. Она даёт инструмент для понимания абстрактности социальных конструктов, лежащих в основе человеческого общества.

Несмотря на сложность затронутых тем, Харари пишет ясно, образно и увлекательно. Он грамотно использует примеры и метафоры, делая сложные идеи понятными для широкой аудитории. Книга заставляет нас задуматься о фундаментальных вопросах. Что делает нас людьми? Что такое счастье? Куда мы идём? Каковы последствия нашего могущества?

Сражение в Наваринской бухте в 1827 году.

Сражение в Наваринской бухте в 1827 году.

Однако не обошлось и без минусов. Чтобы охватить такой огромный период, автор неизбежно упрощает сложные исторические процессы и явления. Помимо этого, некоторые его тезисы могут вызвать споры. Иногда он приводит факты неточно или выборочно, чтобы подтвердить свою точку зрения. А иногда создаётся впечатление, что история человечества представлена как неизбежное движение к современному глобальному капитализму, что не учитывает роль случайности и альтернативные пути развития. Хотя его критика аграрной революции свежа, она видится мне излишне односторонней, т.к. игнорирует ее позитивные аспекты (стабильность, создание государств, развитие ремесел и искусства). Надо понимать, что часто автор излагает именно свою субъективную позицию на излагаемые события, зачастую пренебрегая академической объективностью. Некоторые аспекты нацелены именно на то, чтобы книга стала бестселлером среди западных читателей, а вот российского читателя может оттолкнуть.

Итог: «Sapiens» – крайне амбициозная книга. Она не является академически безупречным историческим исследованием и содержит спорные упрощения. Харари создаёт нарратив, который объясняет современный мир через призму глубокого прошлого. Книга безусловно интересна, даже если с некоторыми ее выводами можно поспорить. Читать ее я рекомендую, но читать критически, не принимая все тезисы на веру, понимая, что это скорее философское эссе и грандиозный рассказ о человечестве, чем строго научный труд.

Так же подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного!

Показать полностью 7
47

Александр Панчин «Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений»

Александр Панчин, известный российский биолог и популяризатор науки, в своей книге «Защита от темных искусств» обращается к актуальной теме борьбы с лженаукой и иррациональным мышлением. Название, отсылающее к вселенной «Гарри Поттера», метафорически противопоставляет научный метод «темным искусствам» – псевдонаучным практикам, мистике и манипуляциям сознанием. Книга выступает как руководство по критическому мышлению, призванное вооружить читателя инструментами для распознавания и противостояния заблуждениям.

Панчин анализирует широкий спектр «темных искусств»: от гомеопатии и астрологии до теорий заговора и креационизма. Он разбирает их, опираясь на данные научных исследований, логику и принципы рационального мышления. Например, автор объясняет, почему гомеопатия не может работать (кроме эффекта плацебо), или как когнитивные искажения (например, склонность к подтверждению своей точки зрения) делают людей уязвимыми для псевдонаучных идей.

Особую ценность представляют моменты, посвященные методам аргументации. Панчин не только критикует, но и учит читателя выявлять логические ошибки, проверять источники информации и отличать науку от её имитации. Он приводит конкретные примеры, такие как разоблачение мифов о ГМО или вакцинации, что делает его доводы наглядными и убедительными.

Язык книги сочетает научную строгость с иронией и юмором, что делает её доступной для широкой аудитории. Панчин активно использует отсылки к поп-культуре (например, параллели с «Гарри Поттером» или «Звёздными войнами»), что оживляет текст и помогает удерживать внимание. Особенностью книги является то, что автор цитирует минимально, стараясь рассказывать всё своими словами, просто прикрепляя к ним сразу ссылку на исследования. Однако некоторые метафоры могут показаться натянутыми, а сатирический тон — излишне резким для читателей, симпатизирующих альтернативным подходам. Сторонникам альтернативной медицины лучше пройти мимо!

Текст отлично структурирован и разбит на 13 глав, названия которых, опять же, отсылают нас к Гарри Поттеру. Думаю, что и число глав не случайно – мы же про «темные искусства» говорим. Каждая из глав посвящена не столько отдельной теме, сколько общим правилам работы человеческой психики или причинам нашей веры в это, а то и заболеваниям, из-за которых мы склонны поддерживать то или иное заблуждение. Последние главы посвящены по большей части не тому, что изучается, а тому, как проводятся сами исследования. Оказывается, в этой теме есть немало проблем. Дело в том, что некоторые ученые дискредитируют сами себя, выдавая выгодные для исследователей ложноположительные результаты и совершенно не освещая провалы, когда ожидания и чаяния после эксперимента не оправдались. Даже цели и задачи зачастую прописываются постфактум.

В эпоху фейковых новостей и роста популярности эзотерики книга служит своевременным напоминанием о важности научной грамотности. Панчин не ограничивается теорией, предлагая конкретные инструменты для критического анализа информации.  Присутствуют в книге и интересные примеры задач на логику и статистику. Автор показывает глубокое погружение в тему: свободно оперирует примерами из биологии, физики, психологии, подкрепляя свои аргументы междисциплинарным подходом.

Итог: «Защита от темных искусств» – важная книга для всех, кто хочет научиться отделять факты от мифов. Она будет особенно полезна подросткам и молодым людям, только формирующим своё мировоззрение, а также тем, кто ищет аргументы в спорах с адептами лженауки. Работа Панчина вносит значительный вклад в популяризацию научного мышления, оставаясь увлекательной и познавательной.  Книга заслуживает внимания как актуальный манифест в защиту рациональности. Читайте её, чтобы не попасть под чары современных «тёмных искусств».

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 2
51

Сергей Ястребов «От атомов к древу. Введение в современную биологию»

«Мы живём на острове, окруженном морем нашей неосведомленности. По мере того, как растет остров знаний, растет и береговая линия соприкосновения с неведомым». Именно этой фразой знаменитого американского физика-теоретика Джона Арчибальда Уилера я бы хотел начать данный обзор. А теперь немного пояснений. Я был искренне уверен, что довольно неплохо знаю биологию, которой и посвящена эта книга. При обзорах на многие научно-популярные труды естественнонаучного направления я замечал, что встретил в них не особенно много нового для себя. Поначалу, от книги Сергея Ястребова я тоже не ожидал каких-то особых откровений, т.к. на обложке значится – «Введение в современную науку о жизни». Я и не догадывался, что ключевое слово здесь не «введение», а «современная». Дело в том, что биология в наше время стремительно развивается, и знания, которые нам дают в школе и даже университете, устарели на десятилетия, если не больше. Цель книги, по словам самого автора, – дать самые фундаментальные основы, на которые уже можно было бы наращивать новые знания. Стоит признать, что для неподготовленного читателя книга может показаться сложной из-за обилия терминов и формул. Однако все термины автор довольно подробно объясняет в дальнейшем, поэтому пугаться не стоит. Формулы же практически всегда изображены на иллюстрациях с подробными подписями и пояснениями. Несмотря на это, книгу читать непросто, но связано это не со сложностью языка автора, а со сложностью излагаемой информации. Все же мы читаем научно-популярную книгу, а не беллетристику.

«От атомов к древу» поделена на четыре части, каждая из которых посвящена определенной теме. Изучать биологию невозможно без знания химии, химию – без знания физики, а физику – без математики. Пробел в одной из этих наук приведет к тому, что знания будут базироваться на очень хлипком фундаменте – вере в изложенные факты без понимания их причины, а это, в свою очередь, противоречит научному подходу. С другой стороны, знать досконально все науки попросту невозможно. Поэтому нужно иметь какую-то базовую книгу, где основа этих знаний собрана воедино. Именно такую книгу и написал Сергей Ястребов. При этом, он сам утверждает, что охватить все важные темы в формате одной книги просто невозможно, поэтому часть тем дана в несколько упрощённом формате. Первая часть носит название «Химия жизни», и, как нетрудно догадаться, речь в ней идёт о химическом составе живых организмов. В этой главе автор подробно разбирает особенности углерода (элемента, лежащего в основе любого органического вещества), воды, типов симметрии молекул, белков, липидов, углеводов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот. Причем начинается все с основ, знакомых нам ещё со школы, постепенно все больше вдаваясь в детали. Многое из этого даётся в школьном курсе биологии, но без нужных пояснений. Например, мы знаем, что белки состоят из альфа-аминокислот, но что это значит? И куда делись бета- и гамма-аминокислоты и существуют ли они? Автор же даёт подробное объяснение. И таких примеров множество. То, что в школьной программе даётся, как провозглашенный факт, Сергей Ястребов разбирает на составляющие.

Вторая часть, «Механизм жизни», рассказывает о том, как клетка и целый организм работает. Подробно автор разбирает передачу наследственной информации, механизмы матричного синтеза и генетический код. Немало места уделено и теориям появления эукариотической клетки (да-да, их несколько, и какая из них верна сказать с уверенностью пока нельзя). Вероятно, самая большая глава книги посвящена методам получения энергии. Особенно завораживает принцип работы фермента АТФ-синтетазы и протонного потенциала. Много нового я узнал и о вирусах. Например, в школьной программе упоминаются два типа вирусов: ДНК- и РНК-содержащих. На самом же деле их минимум семь! Особую группу составляют полиднавирусы, чей геном встроен в ДНК ос-наездников. Получается этакий симбиоз, уходящий своими корнями вглубь веков. Конечно же, автор не обошел стороной и проблему, можно ли считать вирусы живыми существами.

Третья часть, «Древо жизни», стала для меня самой богатой на открытия. Начинается все с истории становления систематики как науки. Мы видим, как разные учёные вносили в нее свой вклад, тем самым меняя сами основы этой науки, что в итоге привело к возникновению филогенетики. В современной биологии таксоны определяются не на основе сходства организмов, а по общности их происхождения. Мы привыкли, что эукариоты делятся на царства животных, растений и грибов, но данное деление давным-давно устарело, т.к. есть множество организмов, которых невозможно отнести ни к одной из вышеперечисленных групп. За основу современной систематики Сергей Ястребов берет эволюционное древо Аластера Симпсона и Эндрю Роджера, опубликованное в 2004 году. В нем выделяется шесть супергрупп (название «царства» сейчас практически не используется) и среди них вы не найдете ни одного знакомого названия. При этом автор подчеркивает, что за прошедшие годы в эту систему вносились изменения, ведь филогенетика – одна из самых быстроразвивающихся наук.

И наконец, заключительная часть, «История жизни», повествует нам о пути, который прошла жизнь за миллиарды лет своего существования на планете Земля. Эта часть получилась самой короткой, но не менее интересной. Всю историю жизни можно поделить на два периода: Криптозой (скрытая жизнь) и Фанерозой (явная жизнь). Названы они так по количеству обнаруженных находок. Чтобы подробно рассказать обо всем происходившем за 3,5 миллиарда лет (это по самым скромным прикидкам, ведь есть основания утверждать, что жизнь зародилась 4,1 миллиард лет назад) нужно написать несколько объемных томов. Поэтому автор заостряет внимание на самых значимых событиях, вроде появления фотосинтеза, эукариот и многоклеточности, эпохи Земли-снежка, Кембрийского взрыва, Великого вымирания и возникновения эусоциальности. Все это подаётся не просто как устоявшиеся в науке факты – автор подробно рассказывает о причинах данных явлений.

Книгу приятно читать, так как каждая часть, состоит из глав, которые делятся на небольшие по объему подглавы. От этого не возникает ощущения, что на нас разом хотят свалить гору информации. Автор пишет лёгким и приятным языком, благодаря чему не приходится продираться сквозь текст. Заметно украшают книгу и многочисленные отсылки к работам и цитатам разных учёных: Ричарда Фейнмана, Феодосия Добржанского, Ричарда Докинза и др. Помимо этого автор вставляет и цитаты из фантастических романов Станислава Лема и братьев Стругацких.

Итог: «От атомов к древу» – это огромный труд, потрясающий объемом информации, которую автор сумел в нем уместить. Сергей Ястребов охватил такое разнообразие тем, что даже их перечисление может занять несколько страниц. На мой скромный взгляд, «От атомов к древу» вполне заслуживает стать настольной книгой для тех, кто хочет понять современную науку о жизни.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 6
50

Кристоф Гальфар «Простая сложная Вселенная»

Кристоф Гальфар «Простая сложная Вселенная»

Книга «Простая сложная Вселенная» Кристофа Гальфара, бывшего ученика Стивена Хокинга, – это увлекательное путешествие в мир современной физики и космологии, предназначенное для тех, кто хочет понять фундаментальные законы мироздания без погружения в математические дебри. Гальфар мастерски балансирует между научной точностью и доступностью, превращая сложные концепции в истории, которые захватывают воображение.

Книга начинается с базовых вопросов – что такое пространство, время, материя – и постепенно переходит к более сложным темам: теории относительности, квантовой механике, черным дырам, которые оказываются «серыми», мультивселенным, темной материи и темной энергии. Автор избегает формул, заменяя их яркими метафорами. Строго говоря в книге всего одна формула – E=mc². Например, искривление пространства-времени он сравнивает с растянутым прорезиненным полотном, а квантовую неопределенность – с «игрой в прятки» частиц. Эти образы не только упрощают понимание, но и делают текст живым и запоминающимся.

Кристоф Гальфар обладает редким даром – говорить о науке как о приключении. Он вовлекает читателя в диалог, задавая вопросы и предлагая мысленные эксперименты. Именно подобные эксперименты – тот инструмент, при помощи которого автор помогает нам разобраться в сложных темах. Мы будем путешествовать к краю Вселенной, подкидывать в вакууме хрустальную вазу, и даже погружаться в черную дыру. Особенно удачны главы о черных дырах и Большом взрыве, где автор объясняет, как учёные реконструируют события, происходившие миллиарды лет назад. Личные истории, например, воспоминания о работе с Хокингом, добавляют книге теплоту и человечность. Его стиль лёгкий, ироничный, временами почти разговорный, что создаёт ощущение диалога с автором, а не лекции. Достаточно в книге и юмора, немалая часть которого связана с его двоюродной бабушкой, коллекционирующей хрустальные вазы.

С каждой новой главой я осознавал, что теперь-то все точно встало на свои места, и я начал понимать, как же работает Вселенная. Однако раз за разом автор указывал на нестыковки, и предлагал рассмотреть вопрос под новым углом. Экспериментально подтвержденные факты Гальфар сочетает со смелыми гипотезами. Мы постоянно видим имена учёных, кто внёс свой вклад в современную картину мироздания.

Автор избегает формул и сложных терминов, заменяя их историями и образами. Это идеально для новичка, мечтающего погрузиться в тайны вселенной. Книга охватывает многие современные теории (например, «теорию струн») и не боится обсуждать нерешённые вопросы науки. Гальфар не просто объясняет факты – он передает восторг перед тайной. Чувствуется его страсть к науке, которая заразительна.

Некоторые читатели с хорошим физическим бэкграундом могут найти объяснения излишне упрощёнными, но это плата за доступность. Отчасти мне не хватило схем и иллюстраций, что могло бы упростить восприятие. Да-да, хотя книга и подаётся, как простое объяснение сложных вещей, читать ее все же было непросто. Я знаком с физикой весьма поверхностно, поэтому в книге для меня было много новых фактов, требующих осмысления. Почти после каждой главы, приходилось прерываться, чтобы разложить новый материал по полочкам. Плохо ли это? Совсем нет. Это именно научная литература, и она требует от читателя некоторых усилий. Это не та книга, которую можно прочитать за вечерок для отдыха мозга. Конечно же, если вы действительно хотите ее понять.

Итог: «Простая сложная Вселенная» – это мост между обывательским любопытством и научным знанием. Гальфар доказывает, что сложное может быть относительно простым, а скучное – потрясающе интересным. После этой книги ночное небо перестает быть просто точками света – оно становится историей, написанной законами физики, и читатель неизбежно захочет узнать ещё больше о нашем мире.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!