Серия «Мировая классика»

Вашингтон Ирвинг «Легенда о Сонной Лощине»

Вашингтон Ирвинг «Легенда о Сонной Лощине» Рецензия, Обзор книг, Мистика, Сонная лощина, Всадник без головы, Рассказ

Рассказом «Легенда о Сонной Лощине» я заинтересовался после просмотра одноименного фильма Тима Бёртона. Сразу стоит оговориться, что первоисточник и кинокартина имеют довольно мало общего. Лично я ожидал много пугающего и мистического, но всего этого в рассказе практически нет. Вместо этого произведение получилось забавным, остроумным и очень реалистичным. В нём тонко и иронично высмеивают верования людей во всё потустороннее. Людям просто нравится пощекотать себе нервы: им не хватает остроты в повседневной жизни, вот они и придумывают себе «призраков».

Главный герой, Икабот Крейг, получился ярким и запоминающимся. Подробно описан как он сам, так и его образ жизни. Икабот – сельский учитель, постоянно кочующий от одного фермера, желающего предоставить ему жильё, к другому. Живёт он довольно неплохо, жизнью, в принципе, доволен, а больше всего на свете любит плотно поесть. Переломный момент наступает, когда он встречает прекрасную дочь богатого фермера. Однако красотой ли девушки пленён он? Совсем нет, больше бедного учителя привлекает богатство её отца. На пути к сердцу красавицы стоит множество ухажеров, главный из которых – местный задира и весельчак, внушающий страх окружающим. Этот конфликт приведёт к неожиданной развязке.

Рассказ написан красивым образным языком, читать легко и приятно. Например, главный герой по описанию выглядит довольно отталкивающе, но из-за того как это написано, вызывает невольную симпатию. Порадовали живописные картины сельского быта. Чего лично мне не хватило – так это диалогов, которые лучше бы помогли понять героев.

Итог: Хороший рассказ, с простым, но довольно интересным сюжетом. Мои ожидания изначально были несколько завышены, поэтому мне не хватило некоторых моментов. При всем при этом могу однозначно рекомендовать рассказ к прочтению.

Показать полностью 1

Владимир Набоков «Лолита»

Владимир Набоков «Лолита» Обзор книг, Рецензия, Владимир Набоков, Лолита, Реализм, Литература, Любовь, Педофилия, Длиннопост

«Лолита» – одна из самых скандальных книг XX века. Владимир Набоков был одновременно и российским и американским писателем, творил на двух языках. В его произведениях сочетаются сложная техника написания, глубокий эмоциональный анализ персонажей и непредсказуемый сюжет. В «Лолите», принёсшей мировую известность, Набоков попытался сочетать эротику, любовную линию и социально-критическое нравоописание.

Одной из центральных проблем романа становится проблема эгоизма, разрушающего силу любви. Повествование ведётся от лица писателя из Европы Гумберта Гумберта, страдающего патологической тягой к нимфеткам. Так главный герой называет девочек 8-12 лет. Зародилась эта порочная любовь ещё в далёком детстве, после интимной связи со знакомой девочкой-ровесницей.

Изначально книга была написана на английском языке и впервые вышла в свет в 1955 году в парижском издательстве «Олимпия-пресс». В 60-е годы Набоков перевел книгу на русский. По понятным причинам роман был запрещён в ряде стран, т.к. многие считали её порнографической и пропагандирующей педофилию. Тема взрослого человека, учёного Гумберта Гумберта, увлёкшегося двенадцатилетней девочкой, была просто немыслимой для того времени. По словам Набокова, он сам боялся темы собственного произведения и даже намеревался сжечь рукопись, но в последствие решил опубликовать его анонимно. Однако в итоге книга вышла под настоящим именем автора, и на карьере писателя это никак не сказалось.

Владимир Набоков «Лолита» Обзор книг, Рецензия, Владимир Набоков, Лолита, Реализм, Литература, Любовь, Педофилия, Длиннопост

На меня книга произвела неоднозначное впечатление. С одной стороны, язык написания романа очень красив и изыскан. В то же время благодаря ему через слог автора приходится буквально продираться. Витиеватость и метафоричность порой превосходили разумные пределы. Вначале, тем не менее, читалось относительно быстро, но вот описываемые события вызывали недоумение и отторжение. Затем подобных действий стало чуть меньше, но темп чтения снизился ещё больше, т.к. динамика практически исчезла, события топчутся на месте, и лишь самый финал вносит хоть какое-то разнообразие.

Сюжет заключается в том, что Гумберт Гумберт поначалу рассуждает о своей жизни, о собственных отношениях с женщинами и объясняет свою болезненную любовь к меленьким девочкам. На мой взгляд, перед нами человек с явными психическими отклонениями, которого нужно лечить. Он не был опасен для окружающих: его страсть никогда не выходила за пределы мечтаний до тех пор, пока Лолита сама не проявила активное участие в их физической близости. Свою юную спутницу Гумберт встречает в доме, который решает снять на некоторое время для работы. После же встречи он напрочь теряет голову от переполнявших его любви, страсти и желания. Цепь событий приводит к тому, что Лолита с Гумбертом, в роли её опекуна, отправляются в путешествие по Америке, в ходе которого становятся любовниками. Если поведение Гумберта ещё как-то можно списать на психическое заболевание, то для Лолиты подобного оправдания нет. Она сама раз за разом провоцировала взрослого мужчину и манипулировала его манией, используя в своих целях. По правде говоря, меня она раздражала не меньше, чем сам её взрослый любовник. Гумберт на публике играет роль заботливого отца, который пытается хорошо воспитать довольно проблемную приёмную дочь. Постепенно он замечает странное поведение Лолиты и ожидает её побега, который в конце концов и происходит.

На мой взгляд, финал вышел максимально удачным для подобной истории. Любовная линия Гумберта была заранее обречена на провал, хороший исход был просто невозможен. У Лолиты после всего пережитого шансов начать нормальную счастливую жизнь также практически не было.

Итог: Я не жалею о прочтении данного романа. Подобные скандальные книги нужно читать хотя бы для того, чтобы составить о них собственное мнение, а не уподобляться «серой массе», которая «не читала, но осуждает». Порадовали витиеватый слог автора и яркая речь, оттолкнули главные герои. Набоков поступил смело, взявшись за такую сложную и неоднозначную тему. Ближе к концу нам показан эгоизм Гумберта, который в угоду своей больной страсти безвозвратно поломал жизнь девочки. Однако и сама эта девочка являет собой вместилище множества пороков. Кто же из них в итоге жертва? Ответ каждый найдёт для себя сам.

Показать полностью 2

Майн Рид «Всадник без головы»

Майн Рид «Всадник без головы» Обзор книг, Рецензия, Майн рид, Приключения, Латинская Америка, Лошади, Всадник без головы, Детектив, Классика, Длиннопост

«Всадника без головы» можно отнести к тем книгам, которые нужно прочитать каждому. Хотя её и относят к юношеской литературе, взрослый читатель также не будет разочарован. В романе имеется всё необходимое для формирования достойного человека: неудержимый бурный романтизм, отвага, честность, благородный Моррис-мустангер в роли главного героя, прекрасная Луиза Пойндекстер – его дама сердца, их бескомпромиссная любовь, а также остросюжетные приключения в прерии. Получается целая сокровищница правильных идей для подрастающего поколения. Подобные книги помогают привить хороший читательский вкус.

Порадовало описание пейзажей. Прерии Техаса предстают перед нами настолько сочными и яркими, что легко перенестись мыслями туда, где пасутся стада мустангов, растут кактусы и агава, а в зарослях поджидает коварный ягуар.

Майн Рид «Всадник без головы» Обзор книг, Рецензия, Майн рид, Приключения, Латинская Америка, Лошади, Всадник без головы, Детектив, Классика, Длиннопост

В романе можно выделить несколько составляющих: приключение, любовная линия и детектив с лёгким налётом мистики. Каждый компонент раскрыт отлично. Погони в прерии, перестрелки, дуэли, где всё решает знаменитый кольт, команчи, вышедшие на тропу войны – всё это отвечает лучшим канонам приключенческой литературы. Любовь Луизы и Морриса чиста и безгрешна, влюблённые готовы на любые жертвы, чтобы быть вместе. Однако не всё так просто. У влюблённых много противников, которые пытаются помешать этим отношениям, и выходит целый любовный многоугольник. Умелый следопыт Зеб Стумп, подобно знаменитому Шерлоку Холмсу, идёт по следу неизвестного преступника, и от его взора не укроется ни одна деталь. Лично для меня, сразу было очевидно, что в происходящем не замешаны потусторонние силы, а таинственный всадник без головы создан стараниями людей. Несмотря на это, узнать детали происходящего было интересно.

Взрослый читатель также сможет найти для себя немало интересного. Ориентированный на подростков роман, тем не менее, вышел правдивым и, временами, жестоким. Реалии Техаса того времени показаны довольно-таки достоверно. Гордый и расточительный плантатор Вудли Пойндекстер разоряется из-за излишней заносчивости и влезает в долги. Ему гораздо проще рисковать будущим семьи, чем изменить привычный уклад жизни. Коварный Кассий Колхаун – пьяница и дебошир – нажил богатство не совсем честным путём. Вот типичные представители высшего сословия того времени. К ним можно добавить офицеров гарнизона, изнывающих от безделья, и землевладельцев, не способных мыслить широко. К простым людям, вроде мустангеров и фермеров, не говоря уже о рабах, подобные личности относятся пренебрежительно, считая людьми второго сорта. Пресловутая «демократия» работает не всегда так, как положено, и «регуляторы» голодные до скандалов готовы устроить «суд Линча» над каждым неугодным обществу. Под влиянием новых поселенцев гибнет исконно американская культура: индейцы и мексиканцы удостаиваются лишь презрения и неприязни. Счастливый исход любовной истории стал возможен только благодаря обнаруженному за морем наследству Морриса. Будь он и в самом деле обычным мустангером, всё могло завершиться совсем иначе.

Майн Рид «Всадник без головы» Обзор книг, Рецензия, Майн рид, Приключения, Латинская Америка, Лошади, Всадник без головы, Детектив, Классика, Длиннопост

Итог: Прекрасный приключенческий роман с социальным подтекстом. Искушенному читателю, знакомому с творчеством современных писателей вроде Мартина или Аберкромби, сюжет может показаться наивным, но прекрасный язык повествования буквально не даёт оторваться от чтения. Прочитай я «Всадника без головы» лет в 12-16, думаю, получил бы ещё больше приятных эмоций, но и сейчас роман доставил массу удовольствия. Всем советую.

Показать полностью 3

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» Обзор книг, Рецензия, Мистика, Классика, Оскар Уайльд, Портрет Дориана Грея, Англия, Философия, Совесть, Искусство, Длиннопост

«Портрет Дориана Грея» по праву относят к классике мировой литературы. Это произведение широко известно, его включают в различные топы и часто цитируют. Сам я решил прочитать роман в рамках планомерного и постепенного знакомства с классикой литературы.

Чтобы лучше понять роман, я сначала поискал информацию о его авторе. Оскар Уайльд родился в 1854 году в Ирландии. Это были времена заката Викторианской эпохи, что в свою очередь не могло не сказаться на творчестве писателя. С самого детства Оскар Уайльд попадает в высшее общество, и получает все возможности для раскрытия своего литературного таланта. В юношестве писатель переезжает в Лондон, где становится завсегдатаем светских вечеров и кумиром молодежи. Только после тридцати Уайльд начинает заниматься серьезной литературой, а в тридцать шесть пишет свой знаменитый «Портрет Дориана Грея».

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» Обзор книг, Рецензия, Мистика, Классика, Оскар Уайльд, Портрет Дориана Грея, Англия, Философия, Совесть, Искусство, Длиннопост

Главный герой романа – прекрасный и обеспеченный юноша. Он вырос вдали от светского общества и поначалу чувствует себя в нем неуютно. Дориан дружит с художником Бэзилом Холлуордом, который просто очарован юношей. Однажды художник пишет своё лучшее произведение – портрет, который не менее красив, чем сам молодой человек. Дориан же опечален этой великолепной работой – сейчас они оба прекрасны, но со временем юноша будет стареть, а портрет – нет. Вот бы портрет мог стареть вместо него! Эта мысль и отражает основную концепцию произведения.

Бэзил Холлуорд во время одного из сеансов живописи знакомит Дориана со своим другом – лордом Генри Уоттоном, который пользуется в Лондоне довольно противоречивой славой. Лорд Генри играет для юноши роль некоего искусителя, а Дориан с радостью бросается на темную сторону жизни. На какое-то время юноша становится своеобразным олицетворением идей Генри, постепенно проваливаясь в пучину пороков и разврата. Главное богатство – это красота и молодость, а и тем и другим Дориан щедро одарен. Для того чтобы эти богатства были с ним всегда, он готов на все, даже на сделку с дьяволом. Не совсем понятно, как, но юноше это удается. Отныне портрет становится отражением истинного облика Дориана, а внешность всегда остаётся безупречной. Теперь, потеряв последние ограничения, Дориан без остатка отдает себя порокам, находя каждый раз все новые и новые удовольствия. В то время считалось, что все качества человека будут отражаться на его внешности, а юноша при помощи портрета оказался неуязвим для этого явления. Таким образом Дориан освободился от связывающих его совести и морали. Для окружающих он прекрасен и невинен, многие просто отказываются верить в его дурную репутацию.

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» Обзор книг, Рецензия, Мистика, Классика, Оскар Уайльд, Портрет Дориана Грея, Англия, Философия, Совесть, Искусство, Длиннопост

Однако постепенно главный герой становится заложником собственной свободы. Все его попытки стать лучше ни к чему не приводят. Из раза в раз Дориан сталкивается с пороками, за что постепенно начинает себя ненавидеть. Он осознает насколько его душа гнилая, но все его попытки борьбы с грехами выглядят не очень убедительно. Он скорее пытается прятаться от самого себя, в чем, конечно же, обречён на поражение. Единственный способ освободиться от этого «дара» приведет Дориана к тому, что ему придется стать тем, кого он видит на портрете. Стать истинным собой, кого он спрятал на чердаке от всего мира. Главный герой не может принять самого себя, он ненавидит и боится свое истинное отражение. Дориану нравится, что люди им восхищаются, нравится смотреть на этих людей свысока, нравится тешить своё самолюбие.

На мой взгляд, автор хотел донести мысль, что не нужно зацикливаться на видимом, а оценивать именно поступки людей. Вечная молодость не несёт счастья, а к собственным желаниям нужно относиться осторожно.

Довольно интересно автор описывает жизнь аристократов Викторианской эпохи. По сути, большинство из описанных людей не занимаются в жизни ничем. Они имеют высокий пассивный доход и не заботятся о том, чтобы обеспечивать свою жизнь. Кто-то из них посвящает жизнь искусству, музыке, науке, а кто-то по уши вязнет в светской жизни с ее пороками.

В романе были некоторые очень удачные сюжетные ходы, например, происшествие с первой любовью Дориана, а затем рассказ о судьбе ее брата. Подробно описывать их не буду, дабы избежать спойлеров.

Итог: При чтении романа меня не покидало чувство недосказанности. С одной стороны я вижу отличный образный язык и глубокий психологизм. С другой же, автор постоянно упоминает моральное падение, разложение и пороки. В чем же они заключается? Дориан пьет, курит, вступает в беспорядочные половые связи (а зачастую все ограничивается простым флиртом), и выпивает в дешёвых забегаловках с простолюдинами. Для нашего времени это стало обыденностью. В литературе и кинематографе сейчас мы нередко видим вещи и похуже. Для своего времени роман, безусловно, был скандальным, но сейчас ему не хватает некой перчинки.

Показать полностью 3

Арчибальд Кронин «Замок Броуди»

Арчибальд Кронин «Замок Броуди» Рецензия, Обзор книг, Роман, Психология, Домашнее насилие, Абьюз, Самодурство, Тирания, Длиннопост

«Замок Броуди» – дебютный роман британского писателя Арчибальда Кронина. До того как заняться писательским ремеслом, Кронин был довольно успешным врачом. Поражает тот факт, что роман столь немалого объёма был написан всего за три месяца. «Замок Броуди» настолько продуман, сюжетно закручен, психологичен и сбалансирован, что сразу же не возникает ни малейшего сомнения в таланте автора.


Крайне сложно в обзоре на данный роман обойтись без грубых спойлеров: характеры героев раскрываются именно через их поступки в тех или иных событиях. Действие происходит в небольшом шотландском городке Ливенфорде. Всего в романе три части, каждая из которых посвящена одному из членов семьи. Первая больше всего напоминает классические любовные романы того времени, вторая и третья ближе к семейным сагам. Однако в центре всего этого один человек – Джемс Броуди. Он, как некое стихийное бедствие, оказывает негативное влияние на всех, кто его окружает. Мы не увидим историю того, как он стал настолько порочным человеком – трагическую историю его непростой жизни. Нет, он с самого начала предстаёт перед нами таким, и ему нет оправдания. Его самое выразительное качество – гордыня, которая портит жизнь всем окружающим. То, насколько Джемс Броуди отвратительный и мерзкий человек, показывается через его отношение к близким. Главный герой буквально упивается их страданиями, требуя к себе почтения, граничащего с поклонением.


Тема домашнего насилия и абьюза в романе показана очень достоверно. Насилие далеко не всегда выражается в физической форме, порой психологическое давление может быть даже страшнее. Жена Броуди – Маргарет – практически всю свою жизнь провела под гнётом мужа, выслушивая постоянные упреки и унижения. Для неё со временем это стало уже нормой, и она готова пойти на всё, чтобы не вызвать его гнев больше обычного. Маргарет – измождённый и морально сломленный человек, низведённый до уровня безропотного раба. У Броуди трое детей. Старший сын – Мэтью – мамин любимец. Джемс сына ни во что не ставит, считая тряпкой и размазнёй. Отец только радуется, отправляя сына на службу в Индию. Под гнётом авторитарного отца и гиперопекой матери Мэтью становится совершенно безвольным и ведомым молодым человеком без собственных моральных ориентиров. Средняя дочь – Мэри – один из самых положительных персонажей, этакая золушка, которой отец запрещает общаться со сверстниками. Она добрая и заботливая, имеет все шансы стать хорошим человеком, однако излишне простодушна и мало знает об окружающем мире. Из всех детей именно Мэри унаследовала от отца силу характера. Младшая дочь – Несси – любимица Джемса. Однако эта любовь, тяжелая и требовательная, не менее губительна для дочери, чем презрение к остальным детям. Для отца Несси – что-то вроде выставочного питомца. Она не обделена интеллектом, хорошо учится и в будущем может получить престижную стипендию. Именно это и является предметом постоянного хвастовства Броуди. Грубо говоря, Джемс любит не Несси, а то, что она может ему в дальнейшем принести. У девочки просто нет выбора – она должна быть в учёбе лучшей. В ином случае отец будет сердиться… И по классике жанра, Броуди считает, что всё лучшее у детей от него, а худшее безусловно от матери. Также в доме живёт престарелая мать Броуди, у которой можно наблюдать признаки старческой деменции. Поначалу она вызывала раздражение, но со временем становится понятно, что она такой же заложник деспота, как и все остальные.

Арчибальд Кронин «Замок Броуди» Рецензия, Обзор книг, Роман, Психология, Домашнее насилие, Абьюз, Самодурство, Тирания, Длиннопост

Гордыня Джемса строится на том, что он считает себя родственником герцога (без особых оснований). Следовательно, обычные горожане ниже его по рангу и должны воздавать ему всевозможные почести. Например, когда за Мэри начинает ухаживать молодой человек, Денис Фойль, Броуди даже слышать об этом не хочет, т.к. ухажер – сын обычного трактирщика, да в придачу ещё и ирландец. И всё бы ничего, но сам Джемс – простой торговец шляпами. Главный герой считает, что это дело недостойно такой великой личности, как он, но кто-то же должен этим заниматься. Стоит упомянуть, что как торговец Броуди не представляет собой ничего выдающегося, а успех его магазина объясняется лишь полным отсутствием конкуренции. Джемс – заядлый консерватор, и противится всему новому и современному. Как понимаете, в бизнесе это не самое полезное качество. Большинство горожан находят гордыню Броуди занятной и частенько потакают ей. Его дурной нрав вошел в легенды, и нет практически никого, кто мог бы дать ему отпор. Весомым дополнением к его скверному характеру служит могучее телосложение и высокий рост. Если над главным героем и посмеиваются, то исключительно украдкой. К гордыне Броуди так же добавляется неадекватное восприятие себя, полнейшее отсутствие самокритики и неумение слышать окружающих. При всё при этом Броуди последователен во всех своих действиях, а поэтому достоверен. Вот такой грустный портрет получается.


Название «Замок Броуди» довольно символично. Дом Броуди был создан по его собственному чертежу. Подрядчик поначалу даже не хотел браться за этот проект – настолько дом казался нелепым. По сути это относительно небольшое здание, но по желанию Броуди туда добавили остроконечные шпили, башенки и прочую атрибутику замка настоящего лорда. Необычное строение вызывает у горожан смех, но лишь пока не слышит хозяин «замка» (все же помнят про габариты Броуди).


Итог: «Замок Броуди» – замечательный роман. Он отличается увлекательным сюжетом, лёгким языком и продуманными персонажами. Несмотря на то, что роман написан в начале ХХ века, его мотив весьма актуален и по сей день. Всегда в нашем обществе будут такие тираны как Джемс Броуди, которые из-за завышенного чувства собственной важности будут отравлять жизнь окружающим. Этот роман можно советовать всем независимо от литературных предпочтений!

Показать полностью 2

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Роман «Человек-невидимка» был написан в 1897 году, а его автор, Герберт Уэллс, стоит у истоков самого жанра фантастики. Таким образом, данный роман с полной уверенностью можно отнести к классике научной фантастики. Творчество Уэллса повлияло на многих выдающихся писателей, и «Человек-невидимка» не стал исключением. Образ невидимого человека, как и образ безумного ученого появлялся в литературе и кинематографе огромное количество раз. Да и кто из нас с вами никогда не хотел стать невидимым? В своем произведении автор показывает нам обратную сторону этой суперспособности.

В центре сюжета история Гриффина – гениального ученого-физика, совершившего великое открытие, чем и превратил себя в безумца, опасного для общества.

История начинается с того, что в гостиницу в небольшом провинциальном городке заселяется странный постоялец. Он с ног до головы закутан в одежду настолько, что не видно ни единого кусочка его кожи. Длинное пальто, широкополая шляпа, шарф, закрывающий лицо, и огромные очки-консервы – всё это составляет образ незнакомца. К странному внешнему виду добавляется не менее странное поведение. Хозяева гостиницы и соседи очень хотят узнать побольше об этом загадочном незнакомце, а слухи наполняют городок. Кто-то предполагает, что незнакомец сильно изуродован и поэтому скрывает лицо, иные же видят в нём беглого преступника. Постепенно из-за череды случайностей жителям начинает казаться, что под одеждой и бинтами ничего нет, а постоялец не иначе как призрак. В это же время одного из жителей городка обворовывают, а грабитель буквально растворяется в воздухе. Всё это заставляет горожан всерьез взяться за загадочного человека.

Герберт Уэллс «Человек-невидимка» Обзор книг, Рецензия, Герберт Уэллс, Человек-невидимка, Фантастика, Научная фантастика, Безумный ученый, Эксперименты над людьми, Классика, Длиннопост

Постепенно мы узнаём историю Гриффина. Из-за определённых неприятностей ему пришлось использовать своё изобретение на себе и стать невидимым. Поначалу, он совершенно не видел минусов в таком преображении, но реальность оказалась довольно суровой. При правильном подходе невидимость можно использовать во благо, но Гриффин решает пойти по совершенно иному пути. Ведёт он себя довольно мерзко и не гнушается противоправными поступками. Зачастую всему виной его взрывной характер. Несмотря на всё его поведение, временами ему сопереживаешь и даже жалеешь его. Его повсюду преследует гнетущее одиночество и непонимание. Он единственный в своём роде, и отовсюду гоним. Люди не примут того, кто на них не похож. Да и как остаться в рамках человечности, обладая нечеловеческими способностями? Общество часто было несправедливо к человеку-невидимке, непризнанному гению, и он жаждет мести.

Хоть формально роман и можно отнести к научной фантастике, не обошлось без грубых ляпов. Сейчас науке точно известно, что невидимый человек сам не сможет видеть, из-за особенностей нашего зрительного анализатора. Спишем это на то, что роману больше ста лет, и уровень познаний с тех пор заметно вырос. Меня также насторожил момент с одеждой Гриффина. Чтобы быть полностью невидимым ему нужно ходить голым. Согласитесь, не самый удачный наряд для покорения мира! Да и ведёт себя главный герой несколько странно для того, кто хочет оставаться инкогнито. Очень часто он действует необдуманно, что приводит к печальным последствиям. Так же хотел бы отметить картонность персонажей, которая вытекает из малого объёма.

Итог: Герберт Уэллс был первым, кто облёк идею невидимости в формат художественной литературы. По современным меркам роман кажется немного простоватым и наивным, но тем не менее рекомендую к ознакомлению. 

Герберт Уэллс «Человек-невидимка» Обзор книг, Рецензия, Герберт Уэллс, Человек-невидимка, Фантастика, Научная фантастика, Безумный ученый, Эксперименты над людьми, Классика, Длиннопост
Показать полностью 2

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

«Повелитель мух» – моё первое знакомство с замечательным писателем Уильямом Голдингом. После прочтения мне сразу стало понятно, за что писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Книга, однозначно, очень крутая, но обо всём по порядку.


В результате авиакатастрофы на необитаемом острове оказалась группа мальчиков. Все они выросли в благородных семьях в просвещённой Англии. Взрослых нет рядом, и им предстоит самим выживать в тяжелых условиях. Поначалу их жизнь протекает вполне цивилизованно: дети распределяют обязанности, налаживают свой быт, вводят свод правил, по которому стараются жить. Поначалу кажется, что такое мы уже видели неоднократно в романах других именитых писателей, но Голдинг пошёл по другому пути. Он не стал создавать романтическую робинзонаду, как это было у Дефо. Автор не идеализирует поведение человека, который попал в экстремальные условия. Скорее наоборот: с мальчиков постепенно стирается налет цивилизации и они шаг за шагом превращаются в дикарей, отринувших всё человеческое.


Сам Голдинг участвовал в войне, и именно она навела его на мысль о том, что каждый человек способен на зло. В его стране, многие считали, что фашизм – это зло в чистом виде, а люди, борющиеся с ним, представляют сторону добра. Автор же увидел своими глазами, как его соотечественники творили не менее плохие вещи, прикрываясь долгом и приказом. Сложно оставаться человеком, попадая в нечеловеческие условия.


В романе присутствует загадочный Зверь, который обитает на вершине горы. Это существо очень пугает мальчиков. Однако по Голдингу более страшен зверь, который живёт в их душах. Разум человека подобен тёмному лесу, в котором обитают ужасные монстры, и, если дать им волю, результат может быть ужасен. Человеческая жестокость сдерживается лишь правилами и законами, моральными устоями общества. Стоит этим рамкам, навязанным извне, исчезнуть, и наружу выходит дикий зверь. Название «Повелитель мух» является отсылкой к древнему демону, дьяволу, скрывающемуся в душе каждого человека.


Самым страшным является то, что герои романа – дети, у которых налёт цивилизованности ещё очень тонок. Голдинг довольно много работал с детьми и не понаслышке знает о детской наивности и жестокости. Эта стайка мальчиков является аллюзией на наше общество, где всё также действует право сильного.

Уильям Голдинг «Повелитель мух» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Робинзонада, Выживание, Антиутопия, Бестселлер, Уильям Голдинг, Дети, Жестокость, Философия, Длиннопост

Главными персонажами романа являются Ральф, Джек и Хрюша. Ральф и Хрюша находят на берегу огромную ракушку, в которую можно трубить – своего рода символ власти. В неё трубят, чтобы созвать всех на общее собрание. Так как в любой группе нужен лидер, проводится голосование, в ходе которого главным выбирают Ральфа. Однако Джеку такое положение вещей пришлось не по нраву. Каждому Ральф распределяет обязанности, но главная цель – поддержание костра. Так они пытаются подать сигнал, чтобы их заметили и спасли. Джек до катастрофы был главным в группе хористов, и теперь эти ребята объявляют себя охотниками, ответственными за добычу еды. Постепенно Джек всё больше выходит из под контроля – власть над охотниками затуманивает его разум. Мальчики отделяются от основной группы и создают собственное племя, живущее по собственным законам. В новом племени больше свободы и меньше обязанностей, поэтому всё больше мальчиков переходят с одной стороны на другую. По сути, на острове два лидера. Для Ральфа главное – выбраться с острова обратно в лоно цивилизации. Костер – символ, который должен в этом помочь. Ральф не злоупотребляет своей властью, а лишь хочет вытащить всех с острова. Джек, напротив, хотел лишь править, зачастую прибегая к физической силе. Для него власть – самоцель. О спасении ребят он не думает. Третьим важным персонажем является Хрюша. Зачастую он выступает в роли советника Ральфа. Он толст и носит очки, недостаточно силен и харизматичен, поэтому мальчики за ним не идут. Часто он становится целью злых насмешек из-за своей полноты. Однако он даёт умные советы, добр, умен и рассудителен. Такой человек нужен рядом с любым лидером.

Уильям Голдинг «Повелитель мух» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Робинзонада, Выживание, Антиутопия, Бестселлер, Уильям Голдинг, Дети, Жестокость, Философия, Длиннопост

В романе мы видим упоминания о том, что в мире бушует война. Однако мы практически ничего не знаем о том, что творится в мире. Есть даже намеки на ядерную войну, и непонятно, есть ли другие выжившие. Возможно, мальчиков просто некому спасать.


Многие критики находят в романе массу религиозных отсылок, я же предпочитаю не лезть в ту область, в которой недостаточно хорошо разбираюсь.


Тема детской жестокости довольно часто поднимается в романах современных писателей и для нас она не нова. Однако в середине ХХ века, думаю, читать это было довольно дико. Например, Кинг неоднократно восхищался «Повелителем мух», и влияние Голдинга можно увидеть во многих его романах.


Язык романа довольно простой и в какой-то мере стилизован под речь детей. Любителей высокого слога это может оттолкнуть. Диалоги также довольно просты и схематичны. Это явно не Аберкромби. Сделав акцент на загадках человеческой души, Голдинг не вдаётся в подробности выживания ребят на острове. Складывается ощущение, что перед нами опытные бойскауты, а не мальчики 6-12 лет. Возможно, на роман и не нужно смотреть через призму реализма, а стоит воспринимать как своеобразную притчу.


Итог: Хорошие книги должны заставлять задуматься, и «Повелитель мух» с этой задачей полностью справляется. Это своего рода роман-предупреждение, которое уже немного запоздало. Важные темы, неплохой экшен, пища для размышлений – всё это можно найти в романе. Финал, хоть и не стал неожиданным, раскрыл основную идею с новой стороны. Простым «Повелителя мух» назвать нельзя – он больше подойдет для искушённых читателей. Несмотря на это, однозначно рекомендую роман к прочтению.

Уильям Голдинг «Повелитель мух» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Робинзонада, Выживание, Антиутопия, Бестселлер, Уильям Голдинг, Дети, Жестокость, Философия, Длиннопост
Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!