Серия «Законы и ПДД, совет ЮРИСТА»

6

Порывистый ветер в Беларуси: как уберечься от буйства стихии

Пролетели выходные, которые, кроме похолодания, принесли еще и сильный ветер. МЧС разослало сообщения белорусам с предупреждением, так как разбушевавшаяся стихия ломала деревья и срывала элементы рекламных конструкций с фасадов зданий. К примеру, на трассе М6 в нескольких километрах от Минска ветер оборвал рекламное полотно – сейчас там стоит лишь голый столб, а в субботу 2 ноября сама конструкция полотна валялась рядом.

Хорошо еще, что его не вышвырнуло на дорогу. Увы, в это время везло не всем автомобилистам: некоторые элементы рекламных конструкций, фасадов домов упали на автомобили. На Партизанском проспекте в Минске сильный ветер снес световую конструкцию грузовика «МАЗ», она упала на проезжую часть. Как всегда, попробуем разобраться, кто в этом виноват и что делать.

Разные уровни опасности

Начнем с того, что у нас в стране определены несколько уровней опасности: желтый, оранжевый, красный. По силе ветра можно выделить опасные метеорологические явления – природные процессы, возникающие в атмосфере, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду.

В нашем случае важна характеристика ветра – очень сильный, порывистый (в том числе шквал и смерч) с максимальной скоростью 25 м/с и более.

Далее идут неблагоприятные гидрометеорологические явления. В нашем случае это сильный ветер (в том числе шквал).

Максимальная скорость ветра (включая порывы) – 15-24 м/с.

Если сила ветра превосходит 25 м/с, то событие считается стихийным бедствием, а повреждения, нанесенные им, – произошедшими вследствие непреодолимой силы.

Если вследствие воздействия ветра оторвало какие-либо конструкции с домов, рекламных щитов, то перво-наперво необходимо вызвать РОЧС, милицию для фиксации факта повреждения автомобиля. Потом установить владельца поврежденной конструкции или эксплуатирующую ее организацию.

После этого можно предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного автомобилю. Но тут надо учитывать некоторые моменты. Необходимо выяснить, на какую ветровую нагрузку были рассчитаны данные конструкции, обусловлено ли произошедшее строительным браком, неправильными расчетами.

И если будет установлено, что все было построено в соответствии со строительными нормами и правилами, своевременно проверялось и обслуживалось, то с высокой долей вероятности повреждение автомобиля сочтут результатом воздействия обстоятельств непреодолимой силы, или форс-мажора, за который никто ответственности не несет.

В данном случае здорово может выручить страховка КАСКО. Ущерб, причиненный автомобилю, покрывается страховкой, если она предусматривает именно такие сценарии, как повреждение автомобиля в результате стихийного бедствия.

***

Подводя итоги, скажем: от причуд небесной канцелярии никто не может быть застрахован. Поэтому, получив предупреждение от МЧС, посмотрев прогноз погоды, ставим свои автомобили подальше от зданий и сооружений, а также от деревьев. Сохранение своего имущества – исключительно наша забота, а не государственных органов и сторонних организаций.

Показать полностью 5
8

На машину упала отрезанная ветка: кто ответит

Осенью автомобилистов ждет еще одна особенность, на которую стоит обратить внимание при эксплуатации транспортного средства. Речь идет про обрезку деревьев, которую начинают коммунальщики и работники УП «Зеленстрой». Обрезку деревьев проводят в период с октября по апрель, кроме санитарной обрезки, которая осуществляется круглый год.

Обрезка деревьев и кустарников — это одно из основных мероприятий по уходу и правильному содержанию зеленых насаждений, которое производится для повышения жизнеспособности и декоративности растений. Но причем тут автомобили?

Для чего режут ветки

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О растительном мире», обрезка деревьев производится в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, устранения препятствий эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, а также повышения эстетической привлекательности зеленых насаждений (прореживание кроны, придание ей необходимой формы и др.). При этом получение разрешения местного исполнительного и распорядительного органа на это не требуется.

Порядок и особенности проведения работ по обрезке деревьев и кустарников определены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13.01.2020 г. №1 «Об утверждении Правил содержания озелененных территорий».

И если в Законе написано, что все это делается в «целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц», то в жизни все бывает с точностью до наоборот.

Мы не раз уже писали о том, что ситуация в наших дворах с парковками не самая хорошая. В старых районах белорусских городов места для парковок мало: в те времена, когда проектировались и строились улицы, архитекторы на такое количество автотранспорта просто не рассчитывали. А деревьев, наоборот, много. Поэтому во время проведения работ по обрезке тяжелые ветки при падении могут серьезно повредить автомобиль. Да и нетяжелые достаточно просто повреждают лакокрасочное покрытие.

Чья это ответственность

И вот неприятность случилась. Сразу возникают два извечных вопроса: кто виноват? и что делать?

Сразу оговоримся: во дворах жильцам окрестных домов парковаться можно. А вот при проведении работ коммунальщики обязаны соблюдать определенные правила. Так, согласно пункту 37 вышеуказанных Правил, территория, на которой проводятся работы по обрезке деревьев, кустарников, от начала и до завершения этих работ должна быть обозначена по периметру лентами или иным способом с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) и контактных данных лица, осуществляющего обрезку деревьев, кустарников.

Во время проведения работ по обрезке деревьев, кустарников на объектах озеленения размещается краткая информация о проводимых работах в зоне их проведения или на досках объявлений. На практике бывает так, что приехали бравые ребята, быстренько спилили ветки и уехали. При этом свои силы немного не рассчитали, и ветка упала за ограждение, повредив чей-то автомобиль.

По общему правилу вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Об этом говорит ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

***

Пострадавшему автовладельцу в данном случае необходимо обратиться письменно в организацию, которая проводила обрезку деревьев, с требованием о возмещении ущерба. К заявлению необходимо приложить расчет стоимости восстановительных работ. Также не лишним будет зафиксировать с помощью фото- или видеосъемки место происшествия. В случае отказа этот спор будет разрешен судом.

Показать полностью 4

Аренда автомобиля: как не потратить лишнего

С тех пор как каршеринг прочно вошел в нашу автомобильную действительность, в тень стал уходить другой способ временного пользования автомобилем – прокат авто, или, если говорить строго юридическим языком, аренда транспортного средства без экипажа. Если каршеринг появился относительно недавно, то прокат машин существует уже достаточно долго.

Лет 30 назад аренда автомобиля была распространена скорее для туристов, которым нужна некая мобильность в чужом городе. Сегодня прокатные авто в основном берут для обслуживания каких-либо мероприятий или для семейного путешествия на непродолжительное время. Ниже мы сравним два этих сервиса и налагаемую ими на пользователя ответственность.

Плюсы арендного автомобиля

Главное преимущество этого сервиса перед каршерингом – длительность пользования. Каршеринг предоставляет услуги поминутного пользования, тогда как прокат является долгосрочной арендой авто, где вы можете взять более выгодный по стоимости пакет на несколько часов, на сутки или на какое-то количество дней.

Кроме того, арендный автомобиль более удобен и существенно экономит ваше время. В критический момент каршеринговая машина может оказаться слишком далеко от вас. И вместо того, чтобы быстро домчаться до нужного пункта назначения, вам придется терять время, чтобы просто до нее добраться. Машина, взятая в аренду, будет стоять под окнами вашего дома/офиса, избавляя от необходимости поиска места, где ее оставил предыдущий арендатор. Вам не нужно считать минуты и торопиться, ведь машина уже находится в вашем распоряжении.

Также не будем забывать о столь важном нюансе, как программный сбой. Мы не хотим сказать, что службы каршеринга грешат этим, но иногда подобное все же случается, например, когда пользователь каршеринга оказывается вне зоны покрытия мобильной связи, из-за чего открыть/закрыть машину и разблокировать двигатель он не может, и сделать это способен лишь оператор дистанционно. В этот момент пользователю придется ждать, когда проблема уладится, даже если в машине остались личные вещи. Прокатный автомобиль открывается так же, как любая другая легковая машина, и совсем не зависит от операторов мобильной связи.

Подводные камни

И все же, арендуя авто, нужно быть внимательным, иначе это грозит непредвиденными расходами. Обратим внимание на основные нюансы пользования такими услугами и расскажем, как не выложить на ровном месте кругленькую сумму.

Первое и, пожалуй, самое главное, на что стоит обратить внимание, – это договор аренды авто, который обязательно нужно внимательно изучить. Отметим, что полагаться только на слова представителя прокатной компании не нужно: прочитав договор, не стесняйтесь задавать вопросы по каждому непонятному для вас пункту. Дело не в том, что вас могут банально обмануть: возможно, менеджер, не имея злого умысла, о чем-то забудет упомянуть, ведь людям свойственно ошибаться.

Вот те моменты, на которые нужно обратить внимание при изучении договора аренды авто:

• указаны ли конкретные сроки и стоимость аренды;
• определен ли суточный пробег;
• есть ли возможность передать право управления другому лицу;
• установлены ли границы территории, за которые транспортное средство не может выезжать;
• определены ли требования к внешнему виду ТС и количество топлива в баке при возврате;
• какая ответственность предусмотрена в случае нарушения тех или иных пунктов;
• не забываем получить на руки свой экземпляр договора и акта приемки/сдачи автомобиля.

Немаловажная часть договора – страховка

Компании, предоставляющие услугу проката автомобилей, как правило, включают страховку в стоимость. Вместе с этим, в большинстве случаев прописывается и франшиза – это сумма, которую возмещает клиент в случае нанесения ущерба, а страховая компания оплачивает все остальные издержки.

Если в процессе аренды с машиной случилась какая-то непредвиденная ситуация, в договоре прописана обязанность как можно скорее позвонить прокатчику и сообщить о проблеме. Он подскажет, как решить ваш вопрос правильно, максимально просто и быстро.

Конечно, мы берем машину не для того, чтобы ее разбить, но всякое случается. Да и в большинстве случаев базовая страховка, предлагаемая прокатной компанией, не подразумевает возмещения ущерба за повреждения арендованного авто.

Прием и сдача прокатного автомобиля

Прежде чем подписать договор и отправиться в путь на прокатной машине, ее нужно принять во временное пользование должным образом. Прием сопровождается составлением акта (это может быть приложение к договору и пр.). При этом тщательно осмотрите кузов, салон, подкапотное пространство и т.д. Все, что вызовет у вас подозрения (сколы и царапины на кузове, нехватка каких-то крепежных элементов или «неродной» крепеж, что-то где-то не работает и пр.), занесите в акт. Чем больше недостатков вы укажете, тем меньше поводов потом будет у прокатной компании для того, чтобы придраться к вам при возврате.

Мы рекомендуем сделать подробные фото и видео авто при приемке и при сдаче. Если вы не заметите какого-либо повреждения и не внесете его в схему осмотра, фото помогут разобраться в спорной ситуации.

Так же ответственно стоит подойти и к сдаче авто после окончания срока аренды. Возвращайте транспортное средство только представителю прокатной компании и заберите себе подписанный акт возврата.

Некоторые прокаты практикуют возврат ТС без непосредственного присутствия менеджера: клиент оставляет ключи в условленном месте и присылает фото/видео авто, а прокатчик забирает его в удобное время. В этом случае состояние машины отслеживается с помощью сопоставления фото и видео, которые делаются при выдаче и при приемке.

Как здесь обезопасить себя от необоснованных претензий? Очень просто. Сами делаете фото и видео при приемке и при сдаче, тщательно фиксируя все повреждения, чтобы можно было их сравнить.

***

В общем, арендовать машину и не нарваться на неприятности довольно просто. От вас требуется только внимательность к деталям, аккуратность и предельное спокойствие – делайте все пошагово, без ненужной спешки.

Показать полностью 3

Законно ли устанавливать шторки в авто

Мы любим свои автомобили. Бережем их, ухаживаем, содержим в чистоте и исправности. Часто балуем, покупая то или иное оборудование, дополняем, как и чем можем. Уже прошли те времена, когда в автомобиль устанавливали полукустарные китайские побрякушки. Сейчас практически каждый автобренд выпускает широкий спектр «наворотов» для своих моделей, от фирменной hi-fi акустики до ковриков, плечиков под пиджак и холодильников в багажник. Но сегодня мы поговорим о такой небезынтересной во всех смыслах вещи для автомобиля, как шторки…

От кого прячемся?

Хоть жаркое лето и сменилось золотой осенью, яркие солнечные лучи нет-нет, да и пробьются из-за туч, радуя прохожих и ослепляя водителей. Чтобы как-то защититься от этих неприятных сюрпризов, автомобилисты используют недорогой и полезный девайс – шторки. Однако, в нашей стране, согласно ПДД Республики Беларусь, подобные вещи поставлены вне закона.

Обратимся к сухому языку Правил дорожного движения. В приложении №4 «Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении», в главе 7 «прочие элементы транспортного средства» содержится следующее условие, запрещающее эксплуатацию автомобиля:

«На стеклах и (или) в оконных проемах транспортного средства установлены не предусмотренные его конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные»;

«Допускается только наличие жалюзи или шторок на заднем стекле легкового автомобиля при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».

Вот об эти формулировки не один год ломают копья сторонники и противники тонировки и шторок. Сам вопрос «предусмотрены они конструкцией или нет» обескураживает. Практически у всех производителей в линейке автомобилей есть премиальные люксовые авто, в которых одной из положенных им по статусу опций являются встроенные в дверные карты шторки. Более того, такую опцию можно заказать и дополнительно в автомобиль классом ниже. А можно вообще купить оригинальные шторки под конкретную модель автомобиля: завод изготавливает и выпускает солнцезащитные шторки, которые имеют индивидуальный каталожный номер. То есть сам производитель предусматривает возможность установки своих шторок в свои же автомобили, а значит допускает их использование автовладельцами.

На встроенные шторки ГАИ не обращает внимание, но по логике вещей они на безопасность влияют одинаково. Ведь именно этими вопросами Госавтоинспекция мотивирует запрет на такой элемент «обвеса». Там посчитали, что установка шторок является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влияет на безопасность, поскольку ограничивает обзорность.

Если мы обратимся к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», то там формулировка «внесение изменений в конструкцию транспортного средства» означает установку не предусмотренных конструкцией транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненная после выпуска транспортного средства в обращение и влияющая на безопасность дорожного движения.

В сухом остатке мы имеем ситуацию, когда заводскую запчасть сам завод называет элементом дополнительного оснащения и допускает ее использование, но по закону этот элемент использовать нельзя. Поэтому наше мнение однозначно – если закон запрещает, то устанавливать шторки на окна автомобиля не следует!

Но все же, если это сделать очень хочется, то ответственность за данное действие указана в ст. 18.11. Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства». Виновное лицо привлекут к ответственности по части вторая, а именно за управление транспортным средством, имеющим неисправности, перечисленные в Перечне (приложение № 4 к ПДД) к штрафу в размере до одной базовой величины. За повторное такое нарушение штраф уже будет от двух до пяти базовых величин.

***

Когда готовилась данная статья, в информационных сводках появилась информация о том, что опять в Минске загорелся автомобиль и виной тому было возгорание проводки из-за подключенного оборудования. Вот и получается: шторки в боковых проемах дверей такой опасности не несут, но их видно и риск привлечения к ответственности выше, чем при установленном кое-как сабвуфере и инверторе, так как их инспектор ГАИ не видит.

Показать полностью 4
10

Такси по-новому: что изменилось в законодательстве Беларуси

Автомобиль в семье – это не просто средство передвижения, но зачастую еще и возможность дополнительного, а то и основного заработка. Как говорится, копейка лишней не бывает, поэтому многие водители и подрабатывают извозом: кто-то легально, кто-то – на свой страх и риск в свободное от основной работы время. Однако с 1 ноября 2024 года условия работы в такси в Республике Беларусь изменятся, и довольно существенно…

Такси по-новому: что изменилось в законодательстве Беларуси

Основные изменения

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», который полностью вступит в силу 1 ноября 2024 г., для водителей-физических лиц, работающих или только собирающихся работать в такси, меняются условия исполнения такой деятельности.

С указанной даты деятельность в сфере автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси такие водители будут вправе осуществлять в качестве наемных работников у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих такие перевозки, или должны будут сами становиться индивидуальными предпринимателями.

Такси по-новому: что изменилось в законодательстве Беларуси

Кроме того, Совету Министров Республики Беларусь поручено определить порядок формирования и ведения государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». По новым правилам этим Реестром будет заниматься Государственное учреждение «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

Несмотря на то, что Указ вступает в силу с 1 ноября 2024 года, данные по автомобилю водителям можно вносить уже сейчас. Если сделать это до 31 октября 2024 года, то государственная пошлина за включение таких сведений в Реестр взиматься не будет. С 1 ноября пошлина за автомобиль составит 2 базовые величины, за водителя – 1 базовая величина. Отметим, что без включения в Реестр вышеуказанных сведений деятельность водителей автомобилей-такси является незаконной.

Доступ к реестру производится самостоятельно, путем создания личного кабинета с помощью ключа электронной цифровой подписи. В реестре можно разместить следующую информацию:

• об организации предрейсового медицинского осмотра;
• номер, дату заключения, сроки действия договора об оказании услуг по проведению контроля технического состояния транспортных средств;
• номера, даты заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами;
• сведения об автомобиле;
• сведения о водителе.

Такси по-новому: что изменилось в законодательстве Беларуси

То есть вся информация о фирме, осуществляющей перевозки, и о водителях будет на контроле. Теперь если машина работает в такси – она должна использоваться только как такси. Если у вас личный автомобиль, не зарегистрированный в Реестре в качестве транспорта для извоза, – «таксовать» на нем нельзя. Все нововведения мы в полной мере оценим в ближайшее время, когда будет наработана практика использования такси по новым условиям.

***

Но мы не можем пройти мимо еще одного неоднозначного нововведения в работе автомобиля-такси. Так, Указом Президента с 1 ноября 2024 года в салонах транспортных средств должны быть размещены технические средства, осуществляющие видеофиксацию выполнения автомобильных перевозок пассажиров, и информация о наличии в такси таких технических средств, проще говоря, видеорегистраторов.

В течение рабочей смены водитель обязан обеспечить видеофиксацию выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и хранение полученных данных. С одной стороны, поездки должны стать безопаснее, уменьшится количество конфликтов между водителем и пассажиром, но, с другой стороны, у нас в стране уже несколько лет пытаются решить проблему защиты персональных данных. Куда попадет видео такой поездки в долгосрочной перспективе – не может сказать никто.

Показать полностью 3
2

Розовый сигнал светофора: как накажут за проезд на желтый

Розовый сигнал светофора: как накажут за проезд на желтый

Автомобильное движение в большом городе сопряжено, помимо прочего, с большой интенсивностью потока. Участники дорожного движения, пытаясь объехать пробку в часы пик, нередко грешат тем, что ускоряются при мигающем зеленом сигнале светофора, а не замедляются, как это предписано ПДД. В народе такой маневр даже назвали проездом на «розовый»: это когда загорается желтый сигнал, но еще не горит красный. Наказуемо ли это? Давайте разбираться…

Маневр у стоп-линии

Иной раз, подъезжая к перекрестку, можем видеть, как один автомобиль резко ускорился, а другой, наоборот, начинает резко притормаживать у стоп-линии, хотя параллельно идущие с ним автомобили продолжают движение. Причина у столь разной манеры поведения за рулем одна – желтый сигнал светофора. Не будем гадать на кофейной гуще, кто прав, а кто нет – лучше обратимся к Правилам дорожного движения.

На поверку данный вопрос не столь прост, как кажется на первый взгляд. Согласно пункту 39.3, желтый сигнал светофора предупреждает о предстоящей смене сигналов и запрещает движение. Но также в указанном пункте ПДД присутствует оговорка: «кроме случаев, указанных в подпунктах 50.1, 50.2 пункта 50 и пункте 106 настоящих Правил». Что это значит?

Розовый сигнал светофора: как накажут за проезд на желтый

Пунктом 50.1 предписано, что при включении желтого сигнала светофора водителям, которые не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определенных пунктами 48 и 49 настоящих Правил, разрешается дальнейшее движение.

Да, желтый сигнал считается запрещающим. И за нарушение этого требования установлена административная ответственность. Частью 1 статьи 18.13. Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях устанавливается ответственность за невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов и указаний светофора или регулировщика в виде наложения штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.

Но оговорка про экстренное торможение фактически переворачивает представление об этом. Без проведения экспертизы бывает невозможно доказать, что водитель успел бы остановиться, не прибегнув к экстренному торможению. И тем более работник ГАИ не может однозначно и достоверно утверждать, что транспортное средство имело возможность остановиться без резкого торможения.

Розовый сигнал светофора: как накажут за проезд на желтый

Пункт 106 ПДД говорит, что водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка, при этом он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо. Таким образом, водителю разрешается движение, если на мигающий зеленый, но за секунду до включения желтого, он пересек стоп-линию.

Обратная сторона медали – это снижение скорости и остановка на желтый. Формально требования ПДД соблюдены, но это тоже может спровоцировать ДТП, так как автомобилист, едущий сзади, может оказаться не таким поборником буквального соблюдения ПДД.

***

Проезд на желтый свет опасен тем, что на перекресток могут выехать одновременно два и более автомобилей, чьи пути пересекаются, – а это уже создание аварийной обстановки. Доказывать чью-либо вину тут будет сложно, ведь как мы уже отмечали – выявить техническую возможность остановки автомобиля на глазок нельзя. Необходимо менять подход к работе светофоров. Уместно здесь будет вспомнить пример Польши, где зеленый сигнал на светофорах в принципе не моргает. Это не провоцирует водителей на ускорение, а вынуждает останавливаться.

Показать полностью 3

Сезонная переобувка: как можно вернуть бракованные шины

Хоть нынешняя осень продолжает нас радовать теплой летней погодой, почти каждый автовладелец уже задумывается о скорой необходимости смены резины. У кого-то она уже куплена и ждет замены, а кто-то в настоящий момент просматривает страницы интернет-магазинов в поиске нужного комплекта. Сегодняшняя тема в меньшей степени посвящена автомобилям, а в большей защите прав водителей как потребителей при покупке автомобильных шин.

Потребитель и продавец

Сразу оговоримся, противостояние между продавцами и покупателями идет давно, а у нас, конечно, нет цели занимать чью-либо сторону. Но факт есть факт – иногда радость от покупки нового или не очень нового комплекта шин омрачается такими признаками контрафакта, как «грыжи», трещины, неравномерный износ протектора, а то и боковыми разрывами. Как правило, после их выявления от покупателя поступает обращение в магазин и, если продавец признает гарантийный случай, все решается быстро, а главное мирно. А если нет?

Рассмотрим все по порядку. Обращается автовладелец с поврежденной шиной, а магазин ему отказывает, называя такой случай негарантийным. Как так? Видимо, продавец считает, что если у него купили шины, их всего-то и нужно, что установить на диск и ездить себе в удовольствие.

Любопытно, что такой ответ может и не содержать в себе злого умысла, намерения кого-то обмануть или переложить ответственность на чужие плечи. Что касается автовладельцев, то многие из них попросту не знают, что у шины, как и любого другого изделия, есть правила эксплуатации. О нарушении этих правил тоже редко кто думает, поэтому, когда происходят повреждения резины, им находится только одно объяснение – это производственный брак.

Алгоритм действия

При выявлении дефектов покупателю необходимо обратиться в магазин, продавший шину. Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на:

• замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
• соразмерного уменьшения покупной цены товара;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
• возмещения расходов по устранению недостатков товара;
• расторжение договора розничной купли-продажи и на требование возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Как правило, покупатель пользуется только первым или последним пунктами данного списка, требуя либо замены товара, либо возврата денег.

Во многих магазинах при явном заводском браке (например, чрезмерном дисбалансе, «булке» и т.п.) могут заменить шину без лишней волокиты. К тому же если это не первое обращение, то магазину данная проблема известна и вопрос решается, как уже было сказано выше, либо заменой шин, либо возвратом денег.

Если магазин не идет навстречу автовладельцу, тогда следует написать претензию на имя магазина (можно это сделать в Книгу замечаний и предложений), где необходимо указать:

• дату приобретения шин в данном магазине;
• выявленные недостатки;
• требования к магазину – заменить шину или вернуть деньги.

Пункт 11 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» обязывает Продавца принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации. Продавец обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проведении проверки качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара.

Если результат проверки качества шин не удовлетворил покупателя и продолжение спора от том, качественные шины или нет имеет место, то продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Если результатами экспертизы покупатель не удовлетворен (продавец, как правило, не оспаривает экспертизу), то он может оспорить результат экспертизы в судебном порядке. И это последняя инстанция, которая поставит точку в данном вопросе.

Если виноват сам покупатель

При том, что некачественный товар у нас на прилавках попадается, хороших шин продается все-таки больше, чем плохих. Часто случается и так, что после обращения покупателя с претензией выясняется, что шины были качественные, а «убила» их неправильная эксплуатация. Это достаточно болезненный вопрос для большинства автовладельцев, поскольку неправильную эксплуатацию еще надо доказать.

В республике Беларусь принят Технический кодекс установившейся практики ТКП299-2011(02190) «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ Нормы и правила обслуживания», согласно которому водитель должен знать и понимать, что при несоблюдении «Правил эксплуатации автомобильных шин» по гарантии никто эти шины менять не станет.

Сам водитель может определить, что дефекты возникли не в силу заводского брака, а в результате неправильной эксплуатации и хранения шин, в частности, когда имел место ряд эксплуатационных нарушений:

• превышение установленного скоростного режима;
• перегрузка транспортного средства;
• повреждение шины вследствие воздействия внешних факторов непреодолимой силы (наезда на препятствие, пореза, аварии, пожара, прокола и др.);
• езда с повышенным или пониженным давлением в шине;
• использование шины несоответствующего типа, размера, конструкции и т.п. для конкретного типа автомобиля;
• повреждение шины или её динамический дисбаланс в результате проведения неквалифицированного монтажа и балансировки;
• повреждение или интенсивный износ шины в результате использования её на транспортном средстве с нарушением геометрии оси (развал-схождение) или с неисправной подвеской;
• эксплуатация шин, не соответствующих сезону («зимних» – летом, а «летних» – зимой);
• повреждение шины в результате попадания на её поверхность химических активных веществ (нефтепродуктов и т.д.), разрушающих резину;
• повреждение шины вследствие неправильного хранения.

***

Подводя итог, необходимо отметить, что для минимизации негативных последствий автовладелец-покупатель шин должен потребовать, а продавец обязан предоставить кроме чека покупки еще и гарантийный талон, в котором должны быть подробно указаны действия, которые могут лишить водителя законного права на гарантийный ремонт или замену шин.

Сам же автовладелец имеет право по гарантии поменять купленные шины, но при этом он не должен злоупотреблять этим правом. Ведь эксперты достаточно легко установят истинную причину повреждения резины, и тогда, возможно, терпеть незапланированные убытки придется именно вам.

Показать полностью 7
2

Зверь на дороге: кто заплатит при столкновении с животным

Беларусь, помимо прочего, известна своей дикой природой. Много живности обитает в лесах вокруг городов. Самим доводилось встречать в лесистых окрестностях Минска молодых косуль. Так сложилось, что диких животных можно встретить не только в лесу, но и на автомобильных дорогах. Попадаются и довольно крупные экземпляры, к примеру, лоси. Встреча с этими животными не сулит ничего хорошего. Недавние трагические случаи подобных столкновений стали поводом для развития этой темы.

Разные сценарии

Полагаем, если на автомобиле совершен наезд на животное, то в любом случае причиняется вред и животному, и автомобилю, а возможно, и пассажирам. Следовательно, такая ситуация по всем признакам трактуется как дорожно-транспортное происшествие, а значит, водитель должен вести себя, как и при любом другом ДТП.

Здесь мы подробно разберем действия и последствия такого ДТП, когда водитель не виновен в аварии и, соответственно, когда виновен (да, такое тоже возможно).

Если водитель не виновен в ДТП, то этот факт, конечно же, ему будет морально легче перенести, хотя восстанавливать автомобиль придется за свой счет. Обязательная страховка гражданской ответственности в этой ситуации не работает, так как нет страхового случая согласно пунктам 157 и 158 Положения о страховой деятельности.

Деньги на ремонт транспортного средства возможно получить только при наличии договора комплексного внутреннего страхования, или, другими словами, при наличии КАСКО. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением в страховую организацию, с которой у вас заключен соответствующий договор страхования. К заявлению следует приложить письменные объяснения обстоятельств ДТП, а также справку, выданную ГАИ на месте ДТП (п. 194 Положения о страховой деятельности).

Дальнейшее развитие событий сильно зависит от того, дикое или домашнее животное стало причиной ДТП. Если животное домашнее и его хозяин нарушил правила его содержания, и это стало причиной ДТП, собственник автомобиля вправе требовать от хозяина животного возмещения причиненного в результате ДТП вреда согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Так, статьями 137, 211 и 933 регулируются вопросы возмещения вреда. Эти же правила работают и в том случае, когда водителя признают виновным в ДТП с участием домашнего животного: владелец животного может предъявить водителю требования о возмещении вреда. Например, это может быть стоимость лечения лошади или собаки.

Если под колеса попал дикий зверь

Теоретически у нас в стране тоже есть организации, в ведении которых находятся лесные угодья и дикие звери. Это государственные лесохозяйственные учреждения. Но привлечь их к гражданской ответственности практически невозможно. Позиция суда в данных делах следующая: дикое животное находится в местах своего естественного обитания, и за его поведение, в том числе переход дороги в неположенном месте, ответственность никто не несет.

Совсем другой оборот принимает дело, если водитель будет признан виновным в ДТП с диким животным. Тут сразу находятся и пострадавшие, и потерпевшие. Признанный виновным в ДТП водитель будет обязан возместить ущерб от гибели сбитого животного. Так говорит статья 63 Закона РБ о животном мире. Постановлением Совмина Республики Беларусь от 11.04.2022 № 219 установлен размер возмещения вреда. Например, если под колесами автомобиля погибнет лось, то сумма возмещения составит 300 БВ, или 12 000 BYN.

Наличие вины водителя в ДТП будет зависеть от ряда обстоятельств: отреагировал ли он на предупреждение о действии знака «Дикие животные», избрал ли безопасную для движения скорость, в каком состоянии он управлял автомобилем и т.п. В каждом случае все решается индивидуально.

Главное, ни в коем случае нельзя забирать себе тушу погибшего животного. Перемещение (транспортировка) и разделка диких животных, в т.ч. погибших, без предусмотренных законодательством документов запрещается согласно ч. 2 п. 105 Правил охоты. За нарушение этого правила предусмотрена ответственность в виде штрафа, а за нарушение в крупном размере – в виде лишения свободы согласно ч. 2 ст. 16.27 КоАП Республики Беларусь и ст. 282-1 УК Республики Беларусь.

***

Наверное, универсальных способов, как обезопасить себя от неприятной встречи с диким животным, не существует. Важно сохранять бдительность и еще раз бдительность, чтобы потом не остаться один на один со своим поврежденным автомобилем.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!