
Рыбалка
10 постов
10 постов
21 пост
12 постов
6 постов
5 постов
4 поста
9 постов
3 поста
Откуда ты взялся такой, криткик-хуитик?
М. Елизаров
Стараюсь не писать гадости о людях, ну разве что в комментах на Пикабу, и то в полушутливой манере, чтобы на всякий случай не обидеть ненароком очередного умственно отсталого, упрекнув его в содомии или иных постыдных перверсиях.
Указанного в заголовке человека я никоим образом не хочу обидеть, с ним я не знаком. Судя по информации из сети, он - писатель и в свободное от творчества время подвизается ресторанным критиком. Судя по всему, критик он опытный, потому как более двадцати лет в этом деле, так что всё написанное ниже стоит оценивать не более чем мою личную рефлексию и задетое за живое восприятие реальности, в которой сторонний взгляд подмечает то, что ты видишь сквозь призму приятных переживаний и двух литров пива совсем по-иному.
Так или иначе, я, нелепая душа человеческая, посчитал нужным осмелиться и разразиться жалким письменным лепетом, ибо не могу молчать.
Третьего дня гуглил сайт Рюмочной Зюзино, уж не помню с какой целью. Это нетипично для нового времени, но посмотрел ссылки дальше первых трёх из поисковой выдачи.
Внимание моё в тот момент блуждало и, повинуясь невидимой силе, отчего-то кликнул сюда:
Целый сайт с обзорами московских ресторанов, созданный одним человеком, и там родная "Рюмка" два года назад удостоилась отдельной страницы! Жадно впился глазами в статью и минут через пять-восемь, когда обрел душевное равновесие, решил записать некое ответное, запоздавшее послание.
Опытный ресторанный критик, а ещё опытный писатель. Я не могу судить о его писательском таланте, потому как не читал ни "Хроники Этории", ни "Живое и мёртвое" и полагаю, это не имеет решительного значения, тем не менее мне показалось, что автор специально ли, случайно ли, но два раза (я нашел дубль этой рецензии в ЖЖ автора https://mkostin.livejournal.com/299889.html ) написал не про то.
Почему не про то? Сейчас с небольшими цитатами автора и моими комментариями я пытаюсь объяснить, что я имею в виду.
Начинает автор с подхода к заведению:
Поход по Азовской улице мимо госучреждений и ММКЦ «Коммунарка» к нагромождению зданий, вывесок, дверей и окон в дыму и грязи.
Ну понятно там рай, а здесь ад. Михаил провел юность за рубежом, наши родные грязи и дым отечества организм принимает не просто.
Серое советское здание-стекляшка. Впереди белый забор, сверху красная надпись, сбоку дверь в хостел. Справа подъездная дверь в наклейках и мусоре. Вокруг бычки, недопитые напитки, черные снежные весенние ямы-кочки и разбитый асфальт.
Ад в лице Рюмочной только маячит на горизонте, но мерзость запустения уже проступила. Асфальт не уложили, не успели. Никто же не знал, что ревизор "кродеться" аки тать в ночи.
Окна грязные, их не мыли месяцами, а может, и годами. Ощущение такое, что место закрыли и забыли. С опаской дернул за ручку.
Я вообще уже начал чувствовать себя игроком Diablo 2 где-то у входа то ли на Кладбище сестёр, то ли в Адскую кузницу. Там точно будут наливать и кормить?
Сим-сим алкоголизма «Зюзино» открылся, а там рай для бомжей-алкашей (как выразился бы мой друг Вадим).
Сим-сим алкоголизма, горох наркомании и пшено блуда - они такие. Если уж запустили в себя, назад дороги нет. Странно, почему Вадим считает местом, где не пускают на ночлег и не отпускают алкоголь бесплатно, раем именно для бомжей и алкашей. Возможно, это какие-то личные представления о том, кто такие бомжи-алкаши, и в каких местах они обитают. Я-то в Рюмке вижу обычный люд вполне благородных профессий. Лично свел там знакомство с филологами, философами, психологом, психиатром, археологом и кучей технарей из разных областей IT.
Но картина уже создана изрядная. Когда в Голливуде снимают про СССР/Россию, как мы уже знаем, всегда цвета подкручены в серо-синий спектр. Фото, кстати, дополняет текст:
Но пора критику заглянуть внутрь:
...большой серый потертый зал со сценой... В центре зона кухни, холодильники, стойка бара, пивные краны и металлический ящик с портвешком «777», .... Сверху над туалетами в плакатах ящики с пустыми бутылками, под потолком вытяжки и окна, заклеенные газетами. Напротив сцены всему происходящему улыбается, хотя скорее ухмыляется, черно-белый Юрий Гагарин.
Амбар, сарай, мумия деда, ветошь и хлам. Даже портрет Гагарина, как высшее мерило праведности, как икона в колдовской избе, смотрит на это всё и теряет благолепный лик. Холодильники, безусловно, с человечиной.
Вокруг него и вдоль окон местная живопись уровня произведений арбатских художников. В зале основная посадка за дощатыми коммунальными столами, сложенными из обычных палет. Сбоку ряды высоких столов на двоих, а у бара строительная катушка для людей стоячих.
...
У кассы бара можно купить майки-футболки и компакт-диски – да-да, там они еще продаются (интересно, а как дела с кассетами?). Над головами висят граненые стаканы и лампы-прожекторы. Вовсю шумит вытяжка.
Тяжко, очень тяжко. Плохо сидят культурные ягодицы на тоталитарно-совковых стульях за коммунальными столами из поддонов. CD у этих дикарей, опять же. Там, кстати, ещё и винил продают (отдельная тусовка филофонистов собирается раз в месяц), и книги, но это отголосок культуры, к чему про это говорить.
Но картина изрядная. Как только кусок в горло тут приличному человеку полезет (спойлер: с омерзением)? Кстати, мы вплотную подходим к еде.
Меню на пластике.
...
Еда простая, советская. В воскресный обед части блюд нет...
Холодные закуски из стеклянного ящика. Вид сомнительный. Цены низкие.
...
Оплата только наликом или переводом на карту... Предупреждают на словах, в письменной форме информации нет.
Тут стоит упомянуть, что автор пришел в Рюмку в воскресенье в обед. С одной стороны, не запрещено, с другой стороны, это как прийти утром понедельника в ночной клуб (если пустят) и попытаться съесть чего-то свеженького.
Далее автор пригубил:
Борщ.... бледная вода, в которой сидели видавшие несколько разогревов овощи. Готовили, если судить по состоянию ингредиентов, включая мясо, в начале недели...
Самса с говядиной...Тесто потное снизу, в разломах. Внутри лук и жир. Вкус намекал на тяжкие последствия.
Хлеб... два куска старого сухого ржаного хлеба с белесым налетом на срезах.
Домашние котлеты... две серые печали из микроволновки. Во вкусе больше хлеба, чем мяса, и много соли
Сосиски с картофельным пюре... вместе с ложкой баночного горошка. Сосиски неказистые, разноцветные, маленькие, местами в воде, с оттенком дешевизны. Пюре – желтый сухой картофель без определенного возраста, который поднимался единым пластом. Хуже, чем в самом суровом советском общепите.
Сало... теплые неряшливые полосы салопродукта с хрящами плюс чеснок, и все это под полиэтиленом.
Пельмени ручной лепки... вид и вкус покупного продукта, причем самого низкого качества. Тесто странное, рваное, толстое. Начинка сухая, твердая как камень, перечная. Единственная радость – готовили-варили, а не разогревали, но все равно на выброс.
Чебурек с мясом... на салфетке, которая прилипла, в цвете фритюра. На вид опять покупной, замороженный, но готовили тоже сами. На вкус – грубое толстое тесто и пласт пресной белой мясной смеси без всяких специй.
Господи, как автор выжил-то? Есть эти блюда - как побеждать боссов из того же Диабло со звучными именами. Дамблдор так не мучался, когда пил из чаши, добывая крестраж. Сосиски ему маленькие... тебе их есть или куда? Я всё ждал, когда же автор возьмет то, ради чего все ходят в Рюмку, чтобы отхлебнуть, крякнуть и сказать: "Да! Губит людей не пиво...". Но нет, этого не было. Здесь вторая аналогия. Не выпить в рюмочной, это как прийти в городскую баню и просто попить чаю на баре, попутно возмущаясь, отчего это тут голые мужики вокруг ходят.
Но, побив "монстров", автор дошел до колодца жизни, чтобы восстановить ХП.
Даже окружающий и забравшийся в нутро автора "Совок" не смог испортить минеральную воду, не пробрался за PET оболочку этого оплота культуры.
Проехался автор и по персоналу:
Обслуживания нет, а есть заказ у кассы в легкой утренней женской грубости. В воскресное утро на кухне и в баре две дамы....
Что делать с грязной посудой – непонятно. Оставил на красном подносе у стола. Естественно, никаких рассказов или разъяснений – что им какие-то там гости.
Служительницы черного культа изволили слегка грубить, да ещё не сказали куда деть посуду, а без этого автор разочарован и нервен. Куда уж тут наслаждаться потреблением пищи.
Ну и выводы:
...Об этой рюмочной восторженно стонали многие обозреватели. Разные шеф-повара, включая маэстро на пенсии Анатолия Комма, давали там званые ужины.
...
И, как обычно, везде восхищение. Мне, видимо, повезло меньше. Я попал в некую сурово-микрорайонную «зюзю», где качество еды, сервиса и интерьера никого уже не интересует.
Нынешнюю любовь столичной публики к грязному, рваному, ломаному, дешевому и свалочному я объяснить не могу, но она существует и набирает обороты. Судя по возрасту, у истоков этого бомж-движения стоит как раз рюмочная «Зюзино».....
Однако здесь важна разница: можно просто недорого, но продуманно, аккуратно и как минимум съедобно, а можно как в «Зюзино»… хорошо еще, что пыром по копчику с разбега при выходе не дали, хотя за весь вечер я не ручаюсь.
Да, попутно мазнув хорошего человека (к чему тут "на пенсии", когда шеф хорош вне зависимости от возраста), автор недоумевает: как "вот это" может вызывать некие чувства.
Почему не дали по копчику, вопрос философский. Во-первых, в этом месте в спину обычно не бьют. Бывает, дерутся у входа, но обходилось без тяжких телесных. Во-вторых, к человеку присматриваются, если не оценил заведение, но повёл себя прилично - Господь с тобой, у каждого свой вкус. Вот если поел тихо, а потом, обмакнув перо в навоз, не постеснялся в эпитетах на безопасном расстоянии, тут могут не понять, и если вдруг, по какому-то стечению злого рока, окажешься в заведении ещё раз - могут спросить. Ну и в-третьих, в воскресенье утром (кстати я так и не понял, вначале пишет что в обед пришел, а потом что утром) просто некому этим заняться, даже если сильно напрашиваешься.
На этом часть с цитатами автора я закругляю и дальше будет мой длинный вывод.
Типичный завсегдатай Рюмки может подумать, что критик просто мудак. Здесь я в корне не согласен. Я даже больше скажу - по гамбургскому счету автор прав в деталях. Вход обшарпан, внутренний дизайн прост, меню непритязательно. С этим спорить невозможно.
В чем же автор неправ в корне и почему он не понял Рюмку? Да, собственно, во всём остальном. Касательно внешнего вида - Рюмка относится к небольшому количеству заведений, которые я бы охарактеризовал фразой: "быть, а не казаться". Беда современных стилизаций под что-то старое, заброшенное, советское как раз в том, что это стилизации. Обшарпанное кафе китайской кухни — это не состояние кафе, это такой стиль. Чебуречная "Советские времена" на Покровке только спекулирует набором плакатов и реквизита, как и "Вареничная №1" повсеместно, но это тоже стилизация. А вот Рюмка произрастает такой, какая она есть. В этом заслуга, безусловно, и Виктора Пузо — главного массовика-затейника этого места, и многих других, вложивших часть себя в антураж заведения. Там и советскость, и андеграунд, и панки, и своя философия. Критик ругает Зюзичную за настоящесть потому, что на его взгляд быть настоящим непрофессионально, а рулит крутая стилизация. Что до меня, то лучше пусть будут настоящие, но обшарпанные полуразрушенные египетские Пирамиды, чем красиво сделанная уменьшенная копия из пенопласта, покрашенная под старину.
Ну а теперь о главном. В Рюмку ходят на концерты (и не только) и не столько есть, сколько закусывать. Место это с момента основания было прибежищем довольно интересных имён. Здесь и нишевые исполнители, которые не собирают больших площадок или принципиально их избегают, и артисты, у которых "уже всё было", и дикий панк, и еврейская музыка в стиле клезмер, и лондонский блюз 60-х, и выдающиеся барды современности, всех не перечтёшь. На каждом исполнителе своя атмосфера, и именно ради этой атмосферы сюда и ходят. Тусовка 45+ вспоминает юность под "Ном" или Александра Ливера, а может быть "Бахыт Компот". Любители гностического шансона приходят к Бранимиру. За веселым регги 90-х приходят слушать "Манго-манго" или "Запрещенных барабанщиков". Отдельной глыбой стоит Михаил Елизаров, который как вратарь являет собой половину команды исполнителей Рюмочной и даёт концерты 2-3 раза в месяц, и всегда на его концерт не пробиться.
В общем, в Рюмке происходит всегда нечто трансцендентное, нечто большее, чем её внешний вид и простецкая еда. Через внешнее нужно пробраться, как через шкаф в Нарнию, и тогда откроется, почему её так любят. Может и ты её полюбишь, мой юный читатель.
А сейчас на глазах изумленной публики я расскажу, как же правильно заходить в это прекрасное заведение.
Первое - подберите исполнителя. Афиша Рюмки известна на месяц вперёд, найдите там того (тех), с кем хотите провести вечер. Атмосфера в рюмочной доверительная, исполнитель не оторван от слушателей, некоторые даже опрокидывают рюмку между песнями, чокаясь с ближайшим столом.
Тем, кто смел и духом молод, - идите сразу на Михаила Елизарова. Это главный дух Рюмки, её вайб. Это как Синатра, поющий в Лас-Вегасе. Существует целая каста завсегдатаев, которые вообще на других исполнителей не ходят, это костяк фан-сообщества Михаила Юрьевича. Чего греха таить, половина моих посещений пришлась тоже на его концерты, но в отличие от фанатов и при всём уважении к песенному и писательскому таланту Михаила Юрьевича, я поклонник не только исполнителя, но больше самого места. Не знаю, были бы его концерты столь атмосферными в другом заведении, и уж точно не спрашивайте меня, как достать билеты с местами на Елизарова. Эту тайну мы храним бережно и выдаём не всякому.
Кстати, можно прийти вообще не на концерт. В Зюзино проходит литературный клуб, художественные мастер-классы, выставки, лекции и всякое разное немузыкальное.
Второе - оденьтесь сообразно. Видал я там и граждан после работы в костюмах и платьях. Так тоже катит, но загляните внутрь себя. Есть ли гарантия, что вы, поддавшись чувствам, не начнете плясать на том самом коммунальном столе из поддонов? Такие случаи бывали. Ну а ежели драка случится, а вы в двубортном. В этом сейчас никто не воюет, засмеют.
Третье - приходите в добром расположении духа или приведите себя в него на месте. Можно заранее размяться красненьким по пути. Главное, чтобы было легко и приятно, а организм готов к открытиям. Если собрались приходить в кондицию уже в Рюмке, то ни в коем случае не делайте так, как это сделал уважаемый критик. Набор для поднятия духа должен выглядеть примерно так:
От себя рекомендую вариант, который я назвал "Хэппи мил": два чебурека - один с мясом, другой с сыром, бутерброды с селёдкой, шесть куриных крыльев, гренки черного хлеба, литровая банка тёмного пива и две рюмки хреновухи (местного производства). В случае чего можно сходить на раздачу ещё раз, но этот набор уже гарантирует приятное настроение.
Четвёртое - берите хороших друзей или ситуативно знакомьтесь. Это наилучшее место, чтобы компанией раскатать пару трёхлитровых банок пива. Опять же, иной раз одному страшновато в незнакомом месте, особенно начитавшись критических статей, а тут есть кому подставить дружеский стакан.
Пятое - можно смело забить на все предыдущие правила и приходить как угодно, на кого угодно и с кем угодно. Рюмка всё равно оставит след в вашей душе.
Критик не виноват, но на мой, весьма субъективный, взгляд, рассказал про то, что видел. Я же счел необходимым прокомментировать его рецензию и написать поверх неё свою правду про душу и про суть Рюмочной Зюзино. Надеюсь, получилось не оскорбительно. Может быть мой рассказ подтолкнёт кого-то к посещению этого весьма занятного места. Подмигните мне в комментариях и я, может быть, составлю вам компанию.
А завершить этот лонгрид я хочу тем, с чего я его начал, - песней Михаила Елизарова, которая стала своеобразным эпиграфом к этому посту.
На этом всё, спасибо за внимание!
У нас в школе были классы с А до Г, но потом мы стремительно преобразовались в гимназию и класс Г исчез. Кого-то из хороших учеников распределили, а остальных разбросали по обычным школам. Классы до 9го не тасовали, а после него из А класса часть ушла к нам в Б, но как раз в нашей параллели класс А считался слабее и нашего Б и В, а у нас было некое противостояние на эту тему.
Но пока мы ещё были простой школой - существовал у нас один такой заповедник под названием 7Д класс. Вот в него-то и аккумулировали, малолетних бандитов, трудновоспитуемых, многократных второгодников, дебилов и прочих прекрасных ребят. Перспектива у них была простая - тех, кто за год смог себя взять в руки, так сказать creme de la creme этого цветника - восстанавливали в звании гомосапиенса и возвращали в Г-класс и они пытались доучиваться, наравне с остальными. Те что нормальные, но не повезло по жизни с мозгами - отправляли в путягу, получать рабочую профессию. Ну а те, кто так и оставался антисоциальным элементом, те и сами как правило успевали уехать по малолетке в закрытое учебное заведение. Там даже одна девочка как-то была, но тоже из таких... трудных, вроде смогла вернуться в обычный класс даже, но как судьба сложилась - не знаю.
Всю свою сознательную жизнь я как-то обходил стороной электрогитары. Играл в юности на басе, но это было непродолжительно и там было всё понятно. В остальном же жил с аккустикой, классикой, несколькими укулеле. И тут нежданно негадано на день рождения друзья дарят электрогитару....ну как гитару:
Электрическое укулеле. Как гитара только в два раза меньше, с четырьмя струнами и на кварту выше (как гитара без 5й и 6й струн с каподастром на 5м ладу). Корпус формой Лес Пол, два хомбакера, выглядит красиво.
Товарищ один, из даривших, еще подогнал в бессрочное пользование комбик и процессор, которыми сам уже лет 15-17 не пользовался:
Я это все соединил, подключил и даже пошел разнообразный звук.
Одно меня опечалило, совершенно не умею на электрогитаре играть.
Чтоб рубать металл (хоть и на укулеле) нужно чего-то в этом понимать.
В Лиге Металла же есть знающие люди, может подскажете какой-нибудь доступный курс для начинающих, чтобы немного обрести понимание, с оборудованием, с эффектами всякими. Я пока что кручу этот процессор интуитивно чисто "нравится" или "не нравится" выходящий звук, а хотелось бы понять детально, что эти слова в эффектах обозначают. Ну и плюс саму игру на электроинструменте хорошо бы освоить.
Буду благодарен за любую помощь.
Я вот в комментах критиковал, а вот решил образумиться и предложить что-то взамен.
Давай я попробую перефразировать пару вопросов, чтобы было красивей и по ЧГКшному.
Например:
"В 1942 году Александр Вертинский связал себя узами брака с Лидией Циргава и до последних дней горячо любил супругу, называя себя ИМ. "ОН" выходил в свет в 1820, 1872 и даже в 1996 годах каждый раз в новом жанре. Назовите его двумя словами."
Здесь смысл в том, что ОН и "ОН" это одно и то же, но поскольку второй в кавычках, это подсказка на то, что это некое произведение. Плюс в ЧГК приняты неявные подсказки, вот "связал узами" это одна из них связанная с пленом :) на мой взгляд, это дурацкие подсказки, которые становятся понятными, когда ты уже понял правильный ответ и просто помогают остановиться на одной версии
"Трёхзначный телефонный код мыса Канаверал (Флорида, США) будто бы отражает основное назначение этой территории последние 60 лет. Напишите этот код и постарайтесь успеть до последнего сигнала."
Вопрос получился детский, ну и факт довольно известный, а для тех кто не знает есть мощный пас "до конца отсчета". В спортивном ЧГК после минуты обсуждения дают ещё отсчет 10 секунд, чтобы капитаны записали ответ.
Вопрос про Кубу плохой, как минимум потому что в США отправляли не только опасных преступников, а как максимум потому что там зацепиться сложно. Его исправлять не буду.
Вопрос про Мечникова лучше развернуть в другую сторону и опять через литературу.
"Дворянин Илья Ильич Мечников для НЕЁ предложил два стакана. "ОНА" Чехова опубликована в 1891 году и происходит на Кавказе, а на "НЕЙ" Репина запечатлён ЕЁ финал. Назовите ЕЁ"
Может и просто выглядит, но более гармонично.
Бескрылку про песни Цоя не исправляю, она тоже не очень. Вижу её в 2018 году на фейсбучном канале BRAINDO. она и там была не очень.
Young man, there's no need to feel down, I said
Увидев живой отклик на мою статью о христианском сионизме (ссылка), я решил попробовать написать и про другие религиозно-культурные движения, ставшие заметными в западном христианстве нового времени и так или иначе повлиявшие на современность.
Одному из таких движений мы обязаны появлением современных олимпийских игр, образа «сильного духом и телом» героя (условного Рокки Бальбоа и прочих «духовных воинов»), весёлой песни ВИА «Люди из деревни», эпического трека Вангелиса из «Огненных колесниц», а также мемасиков на тему «Сколько бы ты ни жал – Иисус жмёт больше, но всё равно будет тебя страховать».
Итак, мускулистое христианство!
Словосочетание это у нас звучит довольно забавно, но так оно звучит и на английском – Muscular Christianity. Появилось оно, как и большинство движений в современном западном христианстве, уже в относительно новое время, в середине 19 века.
Да, в эпоху Возрождения тоже рисовали Христа довольно-таки атлетичным.
Микеланджело, Рубенс и Караваджо, например, изображали Христа вполне атлетичным
Но тут совсем иной посыл. В Возрождение возрождалось всякое античное в плане культуры и искусства, поэтому черты античных статуй перешли и на картины с евангельскими сюжетами.
Вряд ли с Возрождением связана статуя Христа в Южной Корее, которую поставили около 10 лет назад:
Полагаю, корейцы вкладывали свои смыслы в эту мышечную массу Господа. Возможно, с их точки зрения богочеловек не может пропускать день ног.
Скорее источник вдохновения этой статуи тот же, что и у многих современных артов:
И вот тут мы переходим к истории мускулистого христианства.
Шел 19-й век. Отгремели наполеоновские войны и продолжали греметь прочие. Европа стремительно урбанизировалась и механизировалась. Строились заводы, на которые съезжались работать большие человеческие массы бывших крестьян. И как-то так незаметно оказалось, что у фабричных рабочих время на церковь и всякую культуру практически отсутствует. До коммунистов с их стачками ещё полвека и отвоевывать восьмичасовой рабочий день никто не думает, поэтому жизнь рабочего трудна и однообразна: работа, короткий заход в кабак и домой отсыпаться перед работой, ну а выходные – ещё работа, чтобы как-то сводить эти самые концы друг с другом.
Внезапно обнаружилось, что в церквях в наличии практически поголовно женский контингент. Сейчас-то этим никого не удивишь, потому как женщины составляют львиную долю прихожан, но в том обществе это было в новинку и многих церковных деятелей ставило в тупик. Образовалась цепная реакция, христианство с его кротостью и набожностью предыдущих веков эпохи Просвещения, где оно ассоциировалось с постом, аскезой и страданиями святых, и так-то было не самым привлекательным делом с точки зрения среднего работяги 19 века, а когда церкви «обабились» (да простят меня прекрасные дамы за этот вульгарный термин), они стали ещё менее интересны мужчинам.
И вот, с одной стороны, у нас мужчины теряют здоровье: тяжелые работы, индустриализация, пьянство – как известно сельские всегда в среднем здоровее городских, не то, чтобы условия сильно лучше, но хотя бы воздух чище, а это в эпоху угольных печей очень важный фактор. С другой же стороны нарастает бездуховность, потому как в церкви одни женщины, а культ силы и прочее романтическое рыцарское никуда не делись из мужского дискурса.
Как обычно, роль личности в истории сработала. Даже двух личностей.
Первый - это Томас Хьюз, писатель. Его роман «Tom Brown’s School Days» о взрослении мальчика Тома Брауна и его учебе в школе-интернате Регби стал своеобразным манифестом движения.
Юноша занимается физическим и нравственным воспитанием себя через спорт, борется с хулиганами. Честен, смел, ценит товарищество, соблюдает дня режим, знает спорт необходим, и даже опытный пират будет в схватке с ним не рад. За Томасом приглядывает директор школы Альбус Арнольд, который является мудрым, но строгим наставником.
В сиквеле Томас идёт в Оксфорд и там продолжает нагнетать духовность и мышцы. Вот цитата из романа (приблизительный перевод):
«…мускулистые христиане придерживаются старой рыцарской и христианской веры в то, что тело человека дано ему для того, чтобы его тренировать и подчинять, а затем использовать для защиты слабых, продвижения всех праведных дел и покорения земли, которую Бог дал сынам человеческим».
Ну как такого мальчиша не сделать примером для подражания?
И вот перед нами зарождение нового движения, у которого глобально было две цели: побудить мужчин к мужественности и активному спорту и посредством дисциплинирования себя и работы над телом прославить Господа (тело это и подарившего).
Подхватил идею священник и писатель Чарльз Кингсли, который выводил в трудах и проповедях образ «Христианского воина», у которого всё прекрасно - и тело, и вера.
Следует заметить, что само «движение» мускулистого христианства не было организованным с четкими границами и являлось культурным течением, которое захватило широкие народные массы и проявлялось совершенно по-разному в разных церквях (преимущественно протестантских и католических) в англоговорящем (а потом и не только) мире.
Общие характерные для движения принципы, которые можно выделить:
Тело как храм Божий — забота о физическом здоровье как долг перед Богом.
Дисциплина и самоконтроль — спорт и труд как средства воспитания характера.
Социальная активность — помощь ближним, борьба с несправедливостью.
Мужское благочестие — отказ от «изнеженности», культ силы в служении вере.
Скажем честно, набор добродетелей достойный не только своей эпохи. Но и не без недостатков этой самой эпохи, но об этом позже.
Из доктрины мускулистого христианства возникли очень многие знаковые и по сей день вещи, люди и организации.
Например, книгой о Томе Брауне вдохновлялся не кто иной, как Пьер де Кубертен. Отчасти эта книга и принципы физического совершенствования вдохновили барона на возрождение Олимпийских игр.
В США, куда идеи мускулистого христианства стремительно проникли, возникает ассоциация молодых мужчин христиан, она же Young Men’s Christian Association, она же YMCA. Это у нас аббревиатура известна в основном по песне и весёлым и не совсем традиционным парням:
В реальности это крупнейшая организация, посвятившая себя популяризации спорта и ЗОЖ в рамках христианских ценностей
Делай раз, делай два, а не вот эта вся гомосятина!
Такие себе «Трудовые резервы» в рамках капиталистическо-христианского дискурса середины 19 века.
Из YMCA в 1910 году вышла организация бойскаутов.
Как бы не совсем наша культура (несмотря на то, что организация появилась в Российской Империи ещё в 1912 году), но её форму и местами содержание брали при создании, ни много ни мало, а всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Вот такой мостик от книжного Тома Брауна ко вполне реальным пионерам-героям. Не было бы скаутской организации до революции у нас, полагаю, некий аналог пионерии все равно бы возник, может назывался бы по-другому, но давайте обойдемся без сослагательных наклонений.
А еще в YMCA работал Джеймс Нейсмит, который, пока там работал, взял и придумал баскетбол.
Так что без христианских мышц не было бы ни крюка Джаббара, ни сальто Делчева, ни воздушного Джордана, ни понтовитого Леброна (и наши бы не вздрючили сборную США на олимпиаде в 1972).
А ещё встречалась информация, что первый координатор физического воспитания YMCA в городе Бостон, Роберт. Дж. Робертс, придумал термин «бодибилдинг», в значении физподготовки в широком смысле. Ну тут я уже на святое покушаюсь, не знаю, насколько это правдивая информация.
Вообще YMCA достойна отдельного рассказа, но это как-нибудь потом.
Христианские церкви активно подхватили дух и букву мускулистого христианства с целью возврата мужчин в лоно церкви. Среди служителей и прихожан поощрялись мужество и добродетель, призывали приводить мужчин, для которых создавали церковные братства, и поощряли мужскую миссионерскую деятельность среди других мужчин в их коллективах на работе. Церковные гимны стали более мужественными и брутальными, например англиканский епископ William Walsham How написал широко известный гимн «For All The Saints».
Приведу пару строф:
Тут уже и мощь, и войны, и сражения. Мужик на церковном собрании должен чувствовать себя мужиком, а не некоей абстрактной «паствой», и вокруг должны быть другие такие же воины господни.
Что характерно, даже образ Христа преобразился. Я сейчас не про ту корейскую статую, а про картину «Голова Христа», которую нарисовал в 1940 году Уорнер Саллман.
Никакого «страдающего средневековья», мужественное, чёткое, правильное европеизированное лицо.
Есть мнение, что движение пришло в упадок после Первой Мировой. Возможно, в изначальном виде так и есть. Мужественность в полной мере выплеснулась на фронтах, а потом было несколько не до того с кризисами, революциями, депрессией и прочими радостями 20 века.
Тем не менее это не совсем так. Идеи мужественного и спортивного христианина привели к развитию спорта в США в целом и спортивных клубов и лиг при церквях в частности. Возможно, кто-нибудь слышал про христианскую футбольную лигу. ХФЛ — это прямое продолжение идей из 19 века.
Сейчас в тех же США при мегацерквях (о которых я вскользь упомянул в прошлой статье) существуют фитнес-центры и спортивные площадки.
В кинематографе помимо героев в колготках есть и вполне известные образы «духовных воинов»: это и снайпер из «Спасти рядового Райана», и разные герои из фильмов Мела Гибсона («По соображениям совести», «Храброе сердце»), и в целом образ человека, который побеждает не только физической силой, но и духом, и готов восстать из нокдауна и навалять Ивану Драго.
При, в целом, многих позитивных моментах, которые принесло мускулистое христианство, нужно оговориться и о существенных проблемах, сопровождавших движение.
Само собой, самосовершенствование тела и духа прекрасно, однако не нужно забывать, что мы живём в обществе в рамках государства.
С точки зрения государства, это очень полезная идея. Одухотворенный воин в одном шаге от того, чтобы стать воином настоящим и идти сеять доброе-вечное куда пошлют, нужно только добавить чуть-чуть патриотического национализма и объяснить, кто тут ближний, а кого можно обнулять. Во времена империализма-колониализма эти воины несли власть империй в другие страны, попутно истребляя коренное население.
В Германии немного подкрутили дух, поменяли вектор (с 1934 по 1947 гг. немецкая разновидность YMCA была вообще запрещена), и результат встречи с этими «духовными воинами» мы знаем как никто.
Другой момент – гендерный. Занимаясь привлечением мужчин, как-то вначале забыли про женщин. Порой в церквях мужчины были в более приятном положении и ценились больше, чем женщины. Ну а чего ими заниматься, раз их и так в церквях много.
Опять же в аббревиатуре YMCA буква M означает men’s, то есть это мужская организация изначально. Через некоторое время возникла организация для девочек YWCA, (там ещё и YMHA была - Young Men's Hebrew Association, она же «организация молодых евреев»), которая пыталась исправить положение, чтобы женщины тоже организовывались для спорта.
Тогда эту проблему окончательно не решили, как будет сейчас, когда эти идеи всё ещё присутствуют в западном мире с гендерным перекосом в обратную сторону, – не знаю, может быть, придут к среднему со временем. Вообще, поскреби любую западную идею или культурный феномен и найдешь там христианство или ценности, которые из него произросли.
А так-то сама идея хорошая. Развивать тело и дух одновременно. Физическое развитие не самоцель, а средство для достижения гармонии с самим собой и возможности помогать другим.
На этом всё, спасибо за внимание!
То, что происходит на Ближнем Востоке, безусловно, кошмарно, как по размаху, так и по потенциальным последствиям. Сама неизвестность будущего пугает сильнее любых текущих ракетных обстрелов.
Но я не о будущем и настоящем хотел бы написать. Мне интересно прошлое как причина настоящего. Почему, например, европейский и американский миры поддерживают Израиль и иудеев, а не Иран и мусульман? Почему европейцы-христиане из в целом недружественного евреям и даже довольно антисемитского средневековья и первой половины Возрождения стали чуть ли не бóльшими сионистами, чем сами евреи? Хочу, в конце концов, тиснуть статейку на злободневную тему, не плюсцов ради, а чтоб не расслабляться.
Не могу претендовать на всесторонний обзор, да и не хочу этого делать, но расскажу про такое явление, как христианский сионизм.
Как довольно маргинальное течение протестантизма 17 века стало мощным политическим движением с большими последствиями, которые мы видим в современности? Почему это получилось? С вашего позволения, тридцать секунд на маленькую историческую справку.
Заместить евреев
Начнем с того, что до Реформации христиане в основном исповедовали так называемую теологию замещения. Суть такова, что, с точки зрения богословов того времени, христианская церковь заменила собой Израиль в завете с Богом, евреи утратили избранность, а спасутся только христиане. Были некие отдельные мыслители (Иоахим Флорский в XII веке, например), которые допускали, что евреи тоже имеют возможность спасения души и даже может быть вернутся в Святую Землю, хоть это и не имеет смысла (согласно «Откровению», старая Земля полностью уничтожится, а Господь создаст Новое небо и Новую Землю).
Реформация изменила всё, но далеко не сразу, и даже при товарище Лютере такой фигни не было. Он вообще был довольно мощным антисемитом и юдофобом (и это при том, что католическая церковь считала именно евреев виновниками начала Реформации и Лютера называли «оевреевшимся»).
Вначале Мартин, конечно, хотел поменять общий взгляд на евреев, потому как вот то предыдущее средневековое христианство, преследующее евреев, оно далеко от Евангелия, а мы – прогрессивные реформаторы — вот это отрицаем и поэтому мы к евреям со всей душой. В конце концов от евреев у нас и Ветхий Завет, и Дева Мария, и сам наш друг Иисус Христос. Каждого христианина Лютер призывал научить знакомых евреев Евангелию, чтоб и они спаслись. И вот тут евреи не согласились, хоть в целом Лютера вначале и поддерживали. У него была цель миссионерская в первую очередь, а у них в основном социальная – перестать быть изгоями, оставаясь иудеями.
Потом были протестантские войны Томаса Мюнцера и очень много всякого сопутствующего насилия. Некоторые идеи Лютера потерпели крах, в том числе и тема с евреями. Лютер, наоборот, стал видеть в них идеологических оппонентов не менее упорных в своей вере, чем молодые протестанты. И пошел Мартин писать и говорить про них всякое.
В «Застольных беседах» (изречения Лютера с 1531 по 1544 гг., опубликованы в 1566 г.) промелькнули такие мысли: «Если я найду еврея, желающего креститься, я отведу его на мост через Эльбу, повешу ему на шею камень и столкну в воду. Эти канальи смеются над нами и над нашей религией. У них нет постоянного местожительства, они прозябают в нищете и, как последние бездельники, все ожидают прихода Мессии. И тут же кичатся своим величием и особой ролью, которую возложил на них Бог, выделив их из всех прочих народов».
В своем трактате «О евреях и их лжи» 1542-43 г. Лютер пишет, что «…синагоги и школы евреев нужно поджечь, их молитвенники уничтожить, раввинам запретить проповедовать, жилища разрушить, а имущество и деньги конфисковать…. К евреям нельзя проявлять какого-либо милосердия или дружелюбия. Мы совершаем ошибку, не убивая их»,
«Они не понимают, что за это они прокляты Богом. Упорствуя, они умножают свои мучения: до сих пор у них нет своего государства, они скитаются по земле, оставаясь всем чуждыми».
Там было написано много “чудесного” про евреев, что легло в основу всех гонений вплоть до Холокоста. Однако, спустя каких-то 200 лет ситуация постепенно начала меняться, потому что начало меняться протестантское богословие. Появился пиетизм.
Личные взаимоотношения с Богом
Если кто-то помнит и любит песню «Личный Иисус» в исполнении ВИА «Вестник моды» (и многих других перепевших её), то вот тот самый «Personal Jesus» взят из современного понимания взаимоотношений с Богом у евангелических христиан. Это детище пиетизма в христианстве.
Когда лютеранская жизнь устоялась к 17 веку, то период религиозного рвения, свойственный молодым движениям, сменился становлением и последующим застоем, когда уже несколько поколений христиан пришло и ушло в лоне новой традиции, канон сформирован, реформы кончились, здравствуй ортодоксия. Такие вещи приводят к стабильности, но вместе с тем и к понижению духовного градуса, и кто-то просто живет в этих условиях, ходит в церковь раз в неделю, молится перед едой и ничем не выделяется из общей паствы. Но есть те, кто считает, что это полный упадок веры и нужно что-то делать. Вот так и возник пиетизм. Суть движения была в том, что догматика — это конечно хорошо, но главное, это происходящее внутри человека. Главная работа происходит над собой: самосовершенствование, покаяние, разговор с Богом и уже потом догматика. Для этого прихожане собирались по домам, где проводили время в изучении Библии и поучительных беседах.
Ключевое, что можно выделить в этом учении:
Самостоятельное (и малыми группами) изучение Библии вне церкви.
Акцент на личные взаимоотношения (в молитве и жизни) с Богом. Вот тут Personal Jesus и возник.
Духовные переживания – личные эмоции, которые ты, испытав от контакта с трансцендентным Творцом, конвертируешь и в свой духовный рост, и во внешнюю христианскую жизнь.
Исходя из предыдущего пункта, каждый сам себе (и другим) священник и миссионер. Постиг что-то новое – иди научи своих. Везде, где найдешь нехристиан – пытайся обратить в веру.
Когда такой человек начинает сам изучать Библию, да ещё и молитвенно общаться с Богом, переживая разное, новые интересные откровения – это дело времени.
Вернуть евреев в Палестину
Долго ли, коротко ли, но стихи из ветхозаветных книг (а именно, Бытие 12:1–3, 15:18–21, Иезекиль 36–37, Исайя 11:11–12, Иеремия 31:35–37) были трактованы как обязательство Бога собрать народ Израиля в Земле Обетованной после их рассеяния в первом веке нашей эры. Новый же Завет несколько навёл резкость, что произойдет возвращение евреев незадолго до конца времён:
"И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Луки 21:24);
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей... что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется" (Римлянам 11:25-26);
"А жена убежала в пустыню... где питалась тысячу двести шестьдесят дней"... "И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в своё место" (Откровение 12:6, 14);
"Иерусалим!.. не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!" (Матфея 23:37-39).
Пусть не смутит вас некая образность отдельных приведенных отрывков. Символическая и аллегорическая трактовка священных текстов всегда была в моде наравне с буквализмом.
Так, ещё в 17-м веке появилась идея о том, что возвращение евреев в Палестину – необходимое условие Второго пришествия Христа. Уже тогда теологи, проповедники и просто просвещённые люди не хотели пускать ситуацию на самотек и дожидаться самопроизвольного возвращения евреев (они же так никогда не вернутся). Наоборот, этот процесс хотели взять в свои руки и переселить еврейский народ. Если всё получится, значит на то была воля божья и концу света уже ничто не должно помешать.
В 17-м веке за это топили, в частности, политик и пастор Генри Финч и священник Томас Брайтман. Оливер Кромвель разрешил возвращение евреев в Англию как первый шаг к их возвращению в Святую Землю.
В конце 18-го века Наполеон Бонапарт предлагал создать еврейское государство в Палестине под протекторатом Франции. Ну а там уже настал 19-й век и факел, поднятый пиетистами, понесли дальше диспенсационалисты.
Ещё одно сложное слово
Диспенсационализм - это когда с богословской точки зрения история человечества делится на периоды (диспенции). Нужно это было, как обычно, чтобы точно определить, что конец всему придет вот-вот и непременно при нас. Например: от Адама до Авраама прошло 2 тысячи лет, от Авраама до Иисуса 2 тысячи лет и вот от Иисуса до нас тоже 2 тысячи лет, значит конец света — вот где-то тут. Так вот с точки зрения диспенсационализма (как учение он возник где-то в 30-е годы 19-го века и делил историю человечества, кажется, на 7 частей), возвращение евреев в Израиль — это однозначный признак конца света, который неумолимо приближается.
Под влиянием этих идей тут же кинулись писать лорду Пальмерстону, чтобы тот санкционировал заселение Палестины евреями. Лорд откликнулся и, по сути, в середине 19-го века начался процесс, который вылился в первую массовую иммиграцию в Палестину в 1882 году (гуглить «первая алия»). Закончилось всё декларацией Бальфура 1917 года, в которой правительство Его Величества «благосклонно рассматривало создание еврейского национального дома» в Палестине.
В США были те же тенденции. С пуританами эти идеи пришли и окрепли в Северной Америке и там развивались аналогично. Местные проповедники собирали петиции президенту США Гаррисону на создание еврейского государства.
Бурный рост евангелического движения приводит к тому, что президентами США становятся приверженцы идей возврата евреев в Палестину, что приводит к деятельной работе по восстановлению Израиля и провозглашению его независимости. Шестидневная война была вообще воспринята как исполнение пророчеств Библии. Шутка ли, евреи возвращают себе Иерусалим!
Современность
С ростом политического влияния США в информационном поле стали заметны современные пятидесятнические мегацеркви (есть такой термин, это когда на воскресном собрании одномоментно больше 2000 прихожан), и пасторы, исповедующие христианский сионизм и про-израильскую повестку, стали вещать на широкую аудиторию в сети и на ТВ.
Также возникли крупные организации вроде Christians United for Israel (CUFI), которые понесли сионистское христианство по миру, и рост этого течения произошел и в Южной Америке, и в Африке, и даже в Южной Корее.
Так что сейчас христианский сионизм — это довольно мощная идея, которая владеет умами миллионов людей, среди которых немало сильных мира сего от политики и бизнеса.
Конец света, это здорово!
Совсем забыл рассказать, зачем вообще нужно приближать конец времен. В конце концов это не кино про супергероев, где суперзлодей хочет всех уничтожить ради самого процесса. С точки зрения христианина, ожидающего конца света, он ожидает приход Иисуса, истребление всех плохих, награду всем хорошим, новое небо, новая Земля, вечная жизнь, сам Господь на троне, нет бедных, больных, все живут вечно. Сплошная справедливость торжествует.
Ради этого можно и 7 лет помучиться, ну или не помучиться - в зависимости от того, поддерживает ли христианин доктрину о восхищении церкви (но это уже совсем другая история).
Так вот, с точки зрения современного евангелического христианина, этого события нужно ждать с радостью, максимально готовиться к нему (например, обращая в христианство всех родных и знакомых, чтоб они тоже спаслись), а некоторые считают, что нужно по мере возможностей этот день приближать.
Здесь стоит отметить, что судьба самих евреев согласно книге Откровения (в трактовке христиан сионистов) будет несколько незавидна. Последовательность событий выглядит приблизительно так:
Евреи восстанавливают третий храм (возможно на месте мечети Аль-Акса).
Заключают договор с антихристом, которого будут считать мессией или просто великим человеком (он и создаст условия для восстановления храма то ли разгромив, то ли примирив евреев и мусульман).
Со временем антихрист нарушит договор, обманет евреев, и устроит гонения на тех, кто отказывается преклониться перед ним.
Армии мира соберутся против Израиля, последняя битва Армагеддон.
Второе пришествие, где Христос вернётся, чтобы защитить выживших евреев.
Оставшиеся евреи поймут, как они ошибались, и уверуют в Христа.
Мессианская эра, тысячелетнее царство, где евреям отведена тоже почетная роль.
В общем все эти гонения и массовое истребление - это потом, а пока что, евреи, — езжайте в Палестину и восстанавливайте храм, нет времени объяснять.
Кого же будут в таких условиях поддерживать западные зрители в арабо-израильском конфликте?
Конечно, помимо высоких религиозных мотивов, очевидно, что большинство политиков - сущие прагматики и делают это ради низменного политико-бизнесового гешефта. Политический аспект доминирует, но он, как и многое в культуре, произрастает из аспекта религиозного. Политики будут апеллировать к религии для привлечения электората и действовать сообразно духовных пожеланий этого самого электората. Поэтому США и Европа тяготеют к Израилю, а не к некоей исламской силе. Ситуативно, при выгодных условиях США может поддерживать и поддерживает исламские государства (та же Саудовская Аравия тому пример), но с ними в любой момент можно будет начать воевать, а с Израилем потомки пуритан не будут. Так что в этом случае политика и религия друг без друга не могут.
Какой бы из всего этого хотел сделать вывод? Честно говоря, никакого. Вначале, хотел написать что-то про корни веры современных протестантов в целом, но вышло только про один из камней в фундаменте этой веры. Суть в том, что любой христианин считает, что его верования неизменны с первого века нашей эры, но это в принципе не так. Та религия, которая не менялась сообразно обстановке, просто не выжила в историческом процессе. Так что не важно, протестант, православный, католик, эфиоп, армянин, ассириец, монофизит… вера всегда про “сейчас”, хоть и с оглядкой на “тогда”.
Безусловно, статья не полная, я прошелся по верхам, если вам интересна эта тема – можете написать в комментариях, и я смогу немного углубиться в детали по тому или иному вопросу. В конце концов, мы свободные люди и каждый из нас может, не стесняясь, запрашивать искусственный интеллект, а староверы могут по привычке идти в гугл (правда там ИИ уже встроен).
На этом всё, спасибо за внимание!
Вы чё, псы!
Рюкзак - элемент выпендрёжа! Нельзя на нём экономить.
Ещё с прошлого года откладываешь денег, чтобы в складчину с родителями себе найти. За лето оббегаешь все рынки города, чтобы приметить точки с рюкзаками. В августе уже ведёшь родителей по местам и изучаешь пристально. Ключевое, что у правильного рюкзака должно быть:
1. Крутой принт или цвет. не должно быть во всей школе одинакового рюкзака
2. Карманы - минимум три, желательно чтоб был внутренний, где нужно прятать что-нибудь приватное или не разрешенное в школе.
3. Одно большое или два средних общих отделения,
4. Рюкзак должен круто смотреться при ношении как на двух плечах, так и на одном. Вообще - носить на двух плечах не тру, всегда носишь на одном, но если нужно удирать - надеваешь второе плечо и даешь по тапкам!
Убиваешь рюкзак за год и повторяешь цикл.
Ну а повзрослев, проверяешь самые приличные рюкзаки из заношенных в школе, отбираешь самые нормальные и ходишь с ними в институт и дальше. Школьное же старьё находит себя в гаражах и кладовках. Там хранятся инструменты, метизы, провода и коллекции разных штук из детства. Это всё ты передашь дальше детям и внукам. Что-то выкинут, что-то продадут, а что-то передадут дальше.
Нельзя без рюкзака, это капсула времени потомкам.
Речь в посте пойдет не про Уэсли Берри, известного, как "Две ложечки" (олды, смотревшие шоу International gladiators в 90е должны вспомнить и всплакнуть), а про реальные две ложечки из дерева.
Началась эта история где-то в марте сего года. В мужской раздевалке тренажерного зала я обнаружил на полу маленькую пластиковую игрушечную ложечку. Что она там делала, для меня остается загадкой до сих пор. Сама ложечка вмещает, ну от силы 1-1,5. Для спортпита она бесполезна, качок из такой ложечки сможет разве что кокаинум нюхать.
Тем не менее, розовая ложечка привлекла мой взгляд и на второй день (а она там валялась всё это время) я, повинуясь древнему инстинкту, сунул её в карман и уволок домой.
Помыл, рассмотрел как следует и тут же решил, что хочу повторить её из дерева.
Выбор материала остановился на плашке американского дуба.
Вот, что по итогу получилось:
Вышло не полное сходство, а "по мотивам".
Вначале хотел повторить узор с пластиковой ложки, но потом передумал и просто вырезал небольшую рыбку на ручке.
Мини-кукса, которую я тоже когда-то вырезал оказалась слишком мини для этой ложки🙂.
Вторая ложка поджидала в неожиданном месте. Где-то в мае, гостили у друзей и их дочка шести лет от роду инспектировала фото на моем телефоне и там обнаружила эту ложечку.
Тут же в голове ребёнка созрел план. Метнулась к игрушкам, притащила свою ложечку и наказала сделать такую же из дерева.
Образец для творчества
Ну что нам – весёлым ложкарям, вызов принят!
В этот раз решил без понтов с дубом, трудно он режется. Благо, осталась часть березового черенка от граблей, часть которого пошла на совочек для чая (был такой пост у меня Как я совок вырезал ), вот его и употребил.
По итогу образовалась вторая ложечка. Мне не трудно, а ребёнку приятно.
Поразмыслив, я решил отдать заказчице сразу все четыре ложки, потому как они очень круто смотрятся у меня на полке, но как-то безыдейно и бессмысленно, а теперь найдется им достойное хозяйственно-кукольное применение.
Вырезать какую-нибудь мелочь и унять творческий зуд – это прекрасно, подарить радость ребенку – бесценно.