Механик-водитель танка Т-80БВМ с позывным «Стрела» заявил, что танковый минный трал ТМТ-К, который устанавливается на российские боевые машины, имеет возможность выдерживать подрыв сразу нескольких противотанковых мин, сообщает издание «Известия».
Наряду с защитными экранами, этот танк также оснастили современным тралом. В условиях боя ВС РФ уже использовали колонну и опускали трал. Он демонстрирует хорошие результаты – выдерживает до восьми противотанковых мин.
«Конечно, танк не является неуязвимым. Важно поддерживать высокую скорость и работать в динамике, чтобы успешно выполнять поставленные боевые задачи», — говорит танкист.
Отмечается, что трал, разработанный на заводе «Станкомаш», весит около семи тонн. Удельное давление ТМТ-К составляет 1,5 тонны, что практически в два раза превышает показатели аналогичных тралов предыдущих поколений.
Кроме того, изделие оснащено устройством для траления противобортовых мин, а также электромагнитной и сетевой приставками.
Атомная подводная лодка Северного флота К-561 «Казань» входит в порт Гаваны. Фото: Reuters, Alexandre Meneghini
В Гавану для учений прибыл отряд кораблей Северного флота в составе фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», проекта 22350, атомной подводной лодки «Казань», проекта 885М «Ясень-М», буксира «Николай Чикер» и танкера «Академик Пашин».
Придворные «Телеграм»-каналы и СМИ уже воспели эти учения «под брюхом» у США.
На самом деле этот поход – «выстрел в ногу» в чистом виде, и единственным значимым его результатом будет нанесение вреда обороноспособности страны.
Не значимым – американцы будут смеяться над нами. Опять.
И это при том, что идея учений была неплохая, за исключением одного нюанса – отправки подлодки в зону господства противолодочной обороны США – с утратой основного тактического свойства ПЛ – скрытности.
Подводные лодки и их обнаружение
США и НАТО имеют весьма эффективные средства для обнаружения наших подлодок, пытающихся пройти в Атлантический океан.
Во-первых, это различные донные системы обнаружения, как американские, так и натовские в близких к нам морях – Баренцевом и Норвежском.
Во-вторых, подобные же системы, перегораживающие Фареро-Исландский рубеж и пролив Нэрис между Канадой и Гренландией.
В-третьих – маневренные противолодочные силы, и в первую очередь крайне эффективная и имеющая с современными средствами поиска очень хорошую поисковую производительность базовая патрульная авиация.
Других выходов у наших подлодок в Атлантику нет, и даже если бы вблизи наших баз не было бы дежурной американской атомной ПЛ, сам факт перехода нашей подлодки в Атлантический океан без проведения специальных мероприятий не скрыть.
В обычных условиях НАТО и США после такого кидают на поиск свои дежурные силы ВМС в Северной Атлантике, но сейчас другой случай – русские проанонсировали отправку в Атлантику новейшей субмарины, совсем недавно принятой в боевой состав.
Итак, лодку можно обнаружить в основном акустическими методами.
Первый из них – пассивное шумопеленгование, обнаружение шума, в том числе и на частотах, недоступных для человеческого слуха (низкочастотные волны распространяются куда дальше, чем звук в слышимом человеком диапазоне частот).
Второй – активная гидролокация, когда сначала гидроакустическая станция отправляет «посылку» в толщу воды, а потом принимает сигнал, отражённый от корпуса лодки. Разновидностью такого метода является выполнение так называемого «низкочастотного подсвета», излучения в воду колебаний с низкой частотой и большой длинной волны, способных распространяться на огромные расстояния, и с этих расстояний возвращать отражённый сигнал на приёмную антенну, либо же этот отражённый сигнал может принять другая тактическая единица.
Оба эти подхода используются и в стационарных системах гидроакустической разведки, и надводными кораблями.
Стационарные системы могут и пассивно пеленговать шумы и работать от подводных источников низкочастотных акустических сигналов.
Корабли также могут пользоваться обоими способами, но в силу огромной дальности обнаружения, которую даёт сочетание низкочастотного излучателя и буксируемой гидроакустической станции (чаще всего с гибкой протяжённой акустической антенной, ГПБА) – это сегодня основной способ обнаружить подлодку. Скрыться от него в силу физики распространения акустических волн невозможно – даже бесшумная подлодка отразит пришедшую ей на корпус низкочастотную волну.
Другое дело, когда подлодке надо найти другую подлодку. Здесь всё это не работает.
Уровень подводного шума отечественных подлодок не позволяет обнаруживать их на малошумных режимах движения.
При этом наличие как «портретных», так и «поведенческих» (в зависимости от условий) особенностей портрета ПЛ-цели позволяет резко улучшить условия выделения ее шума на фоне помех (а проблемой низкочастотного дальнего обнаружения как раз и является высокий уровень помех в океане на низких частотах).
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Адмирал Горшков» и атомная подводная лодка К-561 «Казань» перед входом в порт Гаваны. Фото: Adalberto Roque, AFP
Долгое время ВМС США (а наш ВМФ – и сейчас) работали по следующей схеме: обнаружение цели или чего-то похожего на неё, потом классификация, то есть выявление признаков, характеризующих какой-то конкретный тип подлодки. Напугавшись советской активности в океане и столкнувшись с постоянными разрывами контакта, американцы сменили подход. Сначала в течение нескольких десятилетий они старались сблизиться на минимальную дистанцию с советскими ПЛ и записать их акустические параметры вблизи.
Та волна столкновений, которая имела место между нашими и американскими подлодками в прошлые годы, была обусловлена именно этим: попытками американцев пристроиться к нашим лодкам буквально в десятках метров и списать шумы. С 1968 по 2000 год было 25 столкновений, 12 из которых произошли вблизи наших берегов: американцы шли на риск ради получения нужной информации.
Затем эти данные, как и собранные ранее записи (например, упомянутая выше история со слежением за РПКСН), были использованы для создания так называемых «гидроакустических портретов» – совокупности акустических спектров, характерных для того или иного типа нашей ПЛ, записанных в таком формате, в котором вычислительные подсистемы гидроакустических комплексов (ГАК) подлодок могли бы их опознавать и сличать с получаемыми с антенн спектрами шумов водной среды вокруг лодки.
И когда это получилось, произошла революция. Теперь из акустического хаоса мирового океана ЭВМ выделяла те «куски» спектра, которые относились именно к подлодке. ЭВМ могла разложить сложный спектр и найти в нём то, что относилось именно к ПЛ, и отсечь всё остальное.
Теперь ситуация поменялась. Больше не надо было лихорадочно вслушиваться в подводный мир, теперь весь шум океана разлагался и анализировался в автоматическом режиме, и если акустики обнаруживали, что в массиве снятых данных есть характерные для вражеской подлодки частоты, они определяли (по возможности) её тип, и уже потом начинали её искать. Классификация и обнаружение цели теперь зачастую менялись местами и сначала с огромного расстояния американская ПЛ засекала конкретные дискретные составляющие конкретной подлодки.
Если по широкополосным уровням взаимные дальности обнаружения отечественных и американских ПЛА второго поколения соотносились примерно как 1,5:2, то при работе акустиков ПЛА ВМС США по дискретам это соотношение менялось практически на порядок (не в нашу пользу).
Цитата описывает обстановку на конец 70-х – начало 80-х годов прошлого века, сейчас всё стало существенно сложнее, но значение указанных выше данных о подлодке-цели по-прежнему имеют определяющее значение для её успешного обнаружения.
Почему это так важно?
Для США принципиальной является возможность безнаказанно или почти безнаказанно нанести по России или Китаю массированный ракетно-ядерный удар.
А они, во-первых, на Северном флоте действуют подо льдом (что в случаях его торошения дает весьма значительную акустическую помеху), а во-вторых, на обоих флотах их прикрывают многоцелевые ПЛА, с которыми американскому «охотнику» надо будет выиграть бой. Именно такую задачу, скорее всего, будет выполнять «Казань».
В условиях подлёдного боя, американской подлодке не может помочь никто: ни корабли, ни авиация. В Атлантике лодке могут дать координаты цели надводные корабли или авиация, подо льдом – никто. Ей придётся побеждать самостоятельно, а значит самостоятельно найти цель.
Сейчас, в силу отсутствия в ВМФ современных приборов гидроакустического противодействия, антиторпед и полноценного телеуправления своими торпедами, а для старых лодок и даже новейших «Бореев» и из-за отсутствия современных торпед в принципе (а у современных торпед похоже есть проблемы с освоением), это небольшая проблема.
Но эта ситуация может быстро измениться, особенно в свете замены в нашей стране министра обороны.
И тогда и американским подводникам придётся действовать подо льдом «с максимальным напряжением сил». И здесь наличие «портрета» будет огромным преимуществом, позволяющим скрытно сблизиться с целью и издалека её атаковать с безопасной для себя позиции.
Но для этого надо этот «портрет» списать, причем в самых разных условиях и при выполнении нашей ПЛ различных тактических действий.
Долгие годы именно сбор таких данных был основой деятельности американского подплава. После окончания холодной войны методы изменились – теперь американской подлодке не надо нарезать круги вокруг нашей, списывая все её шумы в упор, то же самое делается с помощью лодочной ГПБА.
Но дело в том, что это возможно далеко не всегда и недолго – флот таким вещам пытается противодействовать, и иногда успешно. Данные собираются понемногу, это зачастую не информация, а её обрывки, которые потом надо сводить воедино. За той же норвежской «Марьяттой» следят, и технически возможно выводить лодки в море тогда, когда она в базе и т. д.
Вот если бы взять и зажать русскую подлодку рядом со своим берегом, поставив на параллельный ей курс ПЛА с выпущенной ГПБА, иметь в резерве вторую свою лодку, на случай попытки лодки-цели оторваться или на случай боестолкновения, и «повесив» над ней дежурный противолодочный самолёт, который тоже может «писать» все шумы через радиогидроакустические буи, и тоже может не дать лодке-цели оторваться от слежения. И записать там буквально каждый подшипник, да ещё и на разной скорости и на разных глубинах.
Но кто же даст такую возможность, для того, чтобы подставить свою лодку под такое, надо быть самоубийцей...
В июне 2024 года российское политическое руководство и командование ВМФ дали американцам такую возможность. Сами.
Состав сил противника и их задачи
Для слежения за нашим отрядом США и НАТО выделили следующие силы:
– судно гидроакустической разведки (СГАР) «Рэд Рок» (HOS Red Rock), зафрахтовано ВМС США для этой операции;
– судно гидроакустической разведки «Рэд Доун» (HOS Red Dawn), зафрахтовано ВМС США для этой операции;
– многоцелевая атомная поводная лодка «Вашингтон» (USS Washington), типа «Вирджиния»;
– многоцелевая атомная подводная лодка «Хайман Риковер» (USS Hyman Rickover), типа «Вирджиния»;
– многоцелевая атомная подводная лодка «Пасадина» (USS Pasadena), типа «Лос-Анджелес» (вторая серия, с УВП для крылатых ракет).
Для слежения за танкером и буксиром привлекались:
– эсминец «Дональд Кук» (USS Donald Cook), типа «Арли Бёрк»;
– эсминец «Тракстан» (USS Truxtun), типа «Арли Бёрк»;
– эсминец «Делберт Блэк» (USS Delbert D. Black), типа «Арли Бёрк»;
– корабль Береговой охраны США «Стоун» (USCGC Stone), типа «Легенд».
Да этого к слежению привлекался французский патрульный корабль «Teriieroo A Teriierooiterai» (P780).
Также в районе, через который осуществлял переход отряд, находился фрегат ВМС Канады «Виль де Квебек» (HMCS Ville de Quebec, VDQ), типа «Галифакс», в России часто именуется просто «Квебек».
Кроме кораблей, к слежению привлекалась базовая патрульная авиация США.
Буксир «Николай Чикер» в Гаване. Фото: Yamil Lage, AFP
Обращает на себя внимание то, что все эти единицы были направлены против наших кораблей без ущерба по прочей деятельности США и НАТО в море, то есть у ВМС США есть большой наличный резерв кораблей и подлодок.
Первичное подтверждение прохода подлодки в Атлантику могли дать стационарные системы освещения подводной обстановки, наследники систем SOSUS/IUSS. Бытует мнение, что они больше неактивны, но мгновенное обнаружение места гибели батискафа «Титан» американцами показало, что это, мягко говоря, не так.
Подробнее – в статье«Гибель батискафа вскрыла работу секретной системы ВМС США», последнее хвалебное предложение в ней подписала редакция, чтобы это прошло цензуру – в официальных СМИ даже просто информация о реальных возможностях противника не приветствуется – иначе народ может начать задавать вопросы. Тем не менее тема в ней раскрыта.
Какая вырисовывается картина относительно действий противника?
Американцы прекрасно понимают, что никакой опасности для них наш фрегат не представляет, он один, и Россия не воюет с США (пока – это важно помнить, так будет не всегда). Поэтому своей главной задачей они видят сбор разведывательных данных о нашей подводной лодке.
Сообщения отечественных СМИ и заявление Реввоенсовета Кубы показало им, куда она идёт. Для того, чтобы точно знать местоположение «Казани» в любой момент времени, привлекаются СГАР. Эти суда оснащены контейнерными буксируемыми гидроакустическими станциями SURTASS-E, имеющими как совершенную ГПБА, так и источник низкочастотного акустического подсвета.
Действуя на запад и юго-запад от южной оконечности полуострова Флорида, эти суда обеспечат точное обнаружение местонахождения нашей ПЛ. Отражаемый «Казанью» низкочастотный сигнал смогут принимать и американские подлодки.
Если «Казань» окажется слишком близко к СГАР (надо понимать, что «близко» – это десятки или сотни километров, в зависимости от гидрологии), то они смогут также сами списывать её гидроакустический портрет с помощью ГПБА.
Если по какой-то причине «Казани» удастся ускользнуть от всех трёх американских ПЛА после выхода из Гаваны, то СГАР сразу же определяет её местоположение с помощью низкочастотного подсвета, и при следующем выходе американских подлодок на связь им это местоположение дадут.
На схеме судна гидроразведки: LFA – низкочастотный излучатель для дальнего обнаружения подводных объектов; Receive array – приёмная гибкая антенна.
Но, вероятнее всего, было то, что лодку просто перехватят на выходе из базы, после чего одна-две американских подлодки будут писать её портрет, а оставшаяся – страховать эти две или следить за фрегатом.
Весь отряд кораблей ВМФ на спутниковом фото. Слежение за нашими кораблями не прекращалось ни на секунду. Фото: Maxar technologies
Аккомпанировать им были должны самолёты патрульной авиации, имеющие как неакустические (радиолокационные и тепловизионные) средства поиска подлодок, о которых говорилось в статье «Скрытности больше нет: подлодки привычного нам вида обречены», так и радиогидроакустические буи, и возможность списать шумы самостоятельно.
Также нельзя не упомянуть, что американские радиогидроакустические буи работают и на приём при внешнем подсвете, и сами маломощный подсвет дают тоже.
Так и вышло.
Лодка вышла из Гаваны 17 июня, и за несколько часов до её выхода из территориальных вод Кубы над местом выхода барражировал американский патрульный «Посейдон», три подлодки были на позициях, а ещё на перехват пошли три эсминца, ранее сопровождавшие буксир и танкер – «Дональд Кук», «Тракстан» и «Делберт Блэк». В то же время из Майами вышел находившийся там канадский фрегат, который, видимо, тоже будет участвовать в охоте.
17 июня 2024 года, наш фрегат выходит из Гаваны. Фото: CNN via WarShipCam/Twitter
17 июня 2024 года, наша подлодка выходит из Гаваны. Фото: CNN via WarShipCam/Twitter
Опубликованные треки полётов «Посейдона» говорят о том, что лодку плотно вели, и мы даже знаем, какими самолётами – двумя американскими «Посейдонами» и канадским патрульным самолётом «Аврора» (CP-140 Aurora – фактически канадский «Орион»). Если каким-то чудом «Казань» всё же оторвётся от слежения и подлодок, и кораблей, и авиации (последнее почти невозможно, но представим себе), то в дело опять пойдут СГАР, скрыться от которых невозможно в принципе. Впрочем, в реальности и от авиации оторваться невозможно.
Треки двух противолодочных «Посейдонов» ВМС США, самолёты курсируют над районом нахождения нашей ПЛА, записывая акустические данные с помощью буёв. По мере того, как подлодка идёт на север, район работы патрульной авиации тоже смещается к северу
С учётом длительности наблюдения, вероятных попыток «Казани» оторваться, в том числе ходом и меняя глубины, можно гарантировать, что весь ГАП «Казани» будет списан полностью, для разных ходов и глубин.
ВМС США получат исчерпывающую информацию о нашей подлодке, которая будет им нужна для того, чтобы в будущей войне легко её обнаружить (а вместе с ней, возможно, и охраняемый РПКСН) и уничтожить своими многоцелевыми атомными подлодками.
Сложившаяся тактическая обстановка вокруг фрегата «Горшков» приводит к ситуации, когда ВМФ или соглашается на спокойное движение на прицеле, в т. ч. ПЛА противника, либо (в случае активного противодействия этому) на вскрытие противником особенностей работы наших поисковых средств (в т. ч. их слабых сторон).
А для страховки на случай какого-то инцидента – рядом американские эсминцы.
В общем, ВМФ опять можно поздравить, причём на этот раз получилось куда жестче, чем обычно.
Что теперь делать – вопрос интересный. В силу чувствительности темы, здесь он подниматься не будет, но очень хочется надеяться, что он будет поднят в Главкомате. Именно хочется надеяться, потому что просто надежды уже нет.
Как можно было поступить?
В самой идее учений у берега противника нет ничего неправильного, но нужно, чтобы вместо «демонстрации флага», на которой у отечественного военно-политического руководства заклинило голову в ущерб реальным делам, была проведена отработка реальных боевых задач, и, соответственно, демонстрация конкретных возможностей.
Зайдём немного издалека.
Отрыв от кораблей непосредственного слежения очень сложен, а для кораблей со скоростью хода меньшей, чем имеет корабль слежения, вообще выглядит невозможным. Но примеры есть, ниже воспоминания американского офицера с американского атомного ракетного крейсера «Бейнбридж» (USS Bainbridge):
Мой брат был техником-электронщиком на «Лефтвиче» (DD-984, тип «Спрюанс»), и мы были развернуты в западном Тихом Океане (1980–1981, если не ошибаюсь) в одно время. «Лефтвич» устроил с нами небольшую гонку во время нашего похода. «Кушинг» (DD-985, тип «Спрюанс») был третьим кораблем в нашей группе. Потом к нам примкнул канадский фрегат, превратив наше трио в квартет. С «Кушингом» мы гонки не устраивали. На обратном пути мы устроили гонку с «Сакраменто», кто быстрее придет домой.
«Лефтвич» (собственно, все «Спрюэнсы») маневрировал лучше, чем любой корабль, который мне доводилось видеть. Когда мы возвращались с развертывания на станции Гонза, в Арабском Море, на входе в Персидский залив, чтобы сменить там сломавшийся «Ингланд» (DLG-22), мы встретились там с «Лефтвичем», «Кушингом» и канадским фрегатом, которые шли вместе с шестью японскими эсминцами и фрегатами. И советский крейсер, который тенью следовал за «Бэйнбриджем», куда бы мы ни пошли.
Так что мы якобы организовали пожарные учения, и отстали от группы (под предлогом потери хода), пуская дымовые шашки из рулевого отделения. Я был в одном из пожарных расчетов (мы в то время думали, что это действительно учения, а не настоящая дымовая завеса), и моя команда перешла из рулевого отделения на летную палубу, чтобы проветриться. Меньше чем в полумиле от нас торчал этот большой советский крейсер, чуть не сгорая от любопытства – что у нас там происходит? «Лефтвич» вклинился между нами, и без малейшего труда переманеврировал советский корабль, надежно прикрывая нас. Я никогда не видел ничего подобного! Наверное, это лучший по маневренности тип в истории (имеется в виду тип «Спрюэнс» – Прим. переводчика).
Внезапно, мы «дали по газам» и на полной скорости устремились прочь от русских и от нашей группы – надеясь, что русские последуют за нами. Советский крейсер выкашлянул черный дым и попытался догнать нас. «Лефтвичу» пришлось в буквальном смысле уступить и дать им пройти – советский корабль не мог иначе его переманеврировать. Мы довольно быстро избавились от нашего советского сопровождающего, улизнув за горизонт (как обычно), выписали циркуляцию, и пошли обратно. Потребовалось несколько дней (и патрульному советскому «Медведю»), чтобы снова отыскать нашу группу.
К этому времени, группа завершила все секретные процедуры. «Бэйнбридж» пошел в залив Субик, на Филиппинах, в то время как остальная группа умудрилась пройти прямо через область рыболовства, порвав сети японским рыбакам. Японцы были очень недовольны, но зато я видел, как «Лефтвич» танцевал с «Медведем» и победил.
То есть просто за счёт хитрости американцы сначала оттянули на пару крейсер-эсминец советский корабль слежения, а потом повели его за крейсером-приманкой, обеспечив отрыв… «Лефтвичу».
Важный момент – в выходе «Лефтвича» из-под слежения отсутствовал фактор скорости, фактически американцы сработали на психологии. А значит, что будь у «Лефтвича» недобор скорости, будь он медленнее советского корабля слежения, он бы оторвался всё равно.
Что дало американцам разыгрывать такие трюки?
Численное превосходство, наш корабль был один.
А вот теперь переходим к нашим делам.
Наши корабли уступают в скорости американцам. Но мы могли пригнать их под американский берег в большом количестве. Мы могли бы вывести часть кораблей в Атлантику задолго до учений и озадачить их там какой-то рутиной, дать противнику привыкнуть к их присутствию, и потом собрать один большой отряд в Карибском море. Корабли для этого пока есть.
Дальше – по обстановке. Удался бы отрыв одного или двух носителей крылатых ракет, и можно было бы по согласованию с Кубинским правительством отработать по учебным целям на кубинских полигонах, причём не только «Калибрами». Такое послание до американцев бы дошло однозначно, для этого есть серьёзные причины.
Не смогли бы, значит надо было бы просто «задёргать» американцев постоянными попытками отрыва, разделениями и соединениями отряда, нагло вести поиск подлодок у их баз, отрабатывать артиллерийскую стрельбу недалеко от границы их тервод, сделать через них пару-тройку «мирных проходов».
Это, конечно, привело бы США в ярость и спровоцировало их на «ответный жест вежливости», но мы и там могли бы с ними поиграться, возвращая в практику старые недобрые методы холодной войны, которая и так уже идёт, и не совсем холодная. Главным было бы отработать ракетный удар, и именно извне видимости с американских кораблей, даже не выходя из-под наблюдения авиации и космической разведки.
Вот что нужно было показать американцам. Фото: кадр из видео МО РФ.
И, конечно, в составе отряда не должно было быть подлодок.
А вот смогли бы они скрытно проскользнуть в Атлантику «под шумок», когда все американские свободные силы будут заняты слежением за нашими кораблями – вопрос интересный. А так получилось как получилось.
Корень всех проблем
Стоит привести типовую реакцию моряков на указанные выше соображения:
«Нда, странные рассуждения. Если экипаж не плавает, а гниёт у причальной стенки, то экипажа – нет. Каждый выход в разные акватории – это новый опыт и развитие. Опыт плавания в новых акваториях, гидрологическая картина... Если просто на бытовом уровне, то представьте, что вы на своей машине поехали из Москвы за Урал, какие ощущения первый раз, даже если вы – супер ас и все спланировали, и уже по известной дороге... А вы не один на машине, а на машине с 7-этажный дом, и вас там народу».
Цитируется дословно.
Что из этого следует?
А то, о чём уже давно говорилось. У командования ВМФ и значительной части офицерского состава отсутствует понимание того, что флот нужен для войны, его задача не демонстрация флага, не военная дипломатия, не поднятие престижа страны, не плавания, а уничтожение людей, ликвидация кораблей, самолётов и подлодок, выжигание дотла береговых объектов, минные постановки, блокада, организация массового голода в блокированных странах и в пределе – массированные ядерные удары, в случае удара возмездия – по городам.
Вот для чего в первую очередь нужен флот. А визиты вежливости и прочее – это лишь напоминание о том, какие разрушения и потери флот может принести врагу в случае войны.
Утраченное понимание предназначения сбивает прицел и флотским адмиралам, и политикам. Они просто не понимают, что с высокой степенью вероятности «Казань»на самом деле будут топить, что это не угроза, не американский понт, не игра и не психологическое давление, что это реально так и будет.
Именно влияние этого мировоззрения мы видим сейчас на Чёрном море, где наш Черноморский флот, имея все возможности нанести Украине тяжёлый вред, просто убивается об неё вместо этого, став на грань военного поражения против страны, не имеющей ни флота вообще, ни морской авиации.
И пока это будет так, мы будем продолжать наносить своей обороноспособности ущерб за бешеные деньги, продолжая следовать традиционному для Минобороны 2012–2024 годов курсу «казаться, а не быть, причём любой ценой».
У ВМФ более чем полно задач для атомных подлодок на домашних ТВД. Но флот этого, похоже, не понимает, продолжая парадно-демонстрационную деятельность. И причина именно в непонимании своего предназначения.
Это именно тот корень, из которого растут все наши флотские проблемы и который нашей стране надо вырвать как можно скорее, если мы хотим существовать и дальше. Но пока нет никаких серьёзных признаков оздоровления обстановки.
А между тем следующая мировая война всё ближе и ближе.
На прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин сказал, что Россия пока не поставляет дальнобойное оружие противникам Запада, но оставляет за собой право это сделать. О каком оружии говорил президент?
Око за око
Это заявление стало ответом на разрешение Украине использовать дальнобойное оружие западного производства для ударов по так называемой исторической территории РФ. «Если они поставляют в зону боевых действий и призывают использовать по нашей территории это оружие, почему же мы не имеем права делать то же самое, зеркально на это отвечать», — сказал президент.
Это означает, что враг нашего врага может стать если и не нашим другом, то как минимум получателем нашего дальнобойного оружия. Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев пошел еще дальше и в своем Телеграм-канале заявил: «Они боятся передачи нашего оружия врагам западного мира? Надо передать им все возможные виды вооружений, кроме ядерного (пока)». И добавил библейское: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал, так и ему должно сделать».
Понятно, что первые лица государства просто так подобными фразами не разбрасываются, поэтому многие военные эксперты сразу же кинулись гадать, на какие страны или организации намекал президент и какое дальнобойное оружие готова им передать Россия? Военные базы стран НАТО располагаются по всему земному шару, во многих регионах эти страны откровенно недолюбливают. А кое-где ситуация дошла до прямого вооруженного конфликта.
Речь идет о Йемене, который вступил в открытое вооруженное противостояние с США и Великобританией и обстреливает корабли этих стран, как гражданские, так и военные. По неподтвержденной информации, йеменские хуситы смогли поразить ракетой американский атомный авианосец «Дуайт Эйзенхауэр», чего никогда ранее не было в истории американского флота. Правда, сами американцы отрицают атаку на свой авианосец и тем более попадание в него ракеты. Но сам факт, что хуситы не боятся бросать вызов американскому могуществу, говорит о многом.
Фото: МО РФ / Ракетный комплекс «Базальт»
Бойтесь наших ракет
В любом случае хуситы открыто конфликтуют с НАТО, то есть, формально они попадают в разряд тех стран, которые могут стать получателями российского дальнобойного оружия. Тем более что России есть что им передать без ущерба для своей обороноспособности.
В первую очередь это относится к противокорабельным ракетам, которые Россия не использует в зоне СВО по причине отсутствия надводных целей. Этих ракет еще советского производства в российских арсеналах немало. И вместо того чтобы тратить деньги на их неизбежную в будущем утилизацию, не проще ли передать их врагам наших врагов?
Тем же хуситам противокорабельные ракеты нужны позарез. Потому что только ими они сейчас и воюют, обстреливая корабли недружественных стран. Но из-за их дефицита они производят одиночные пуски, которые крупному кораблю нанести серьезный урон не могут. Но будет совсем другое дело, если хуситы выпустят по цели 10–20 ракет.
Если вспомнить англо-аргентинскую войну 1982 года за Фолклендские острова, то несомненным ее героем стала французская противокорабельная ракета Exocet. Одна ракета попала в британский эсминец Sheffield и потопила его, несмотря на то, что даже не взорвалась. А еще две ракеты потопили английский корабль снабжения водоизмещением 15 000 тонн, то есть на дно Атлантики отправился корабль точно такого же водоизмещения, как крейсер.
Если таких успехов смогла добиться ракета Exocet, дальность стрельбы которой не превышала в 1982 году 50 километров, несущая всего 165 кг взрывчатого вещества, то сколько шороха может наделать советская противокорабельная ракета П-500 «Базальт», летящая на 550 километров и несущая полтонны взрывчатки. Кроме того, ракета «Базальт» оснащена станцией установки помех, что затрудняет ее перехват. Эти ракеты в настоящее время считаются устаревшими, сняты с вооружения, но, как говорится, не пропадать же добру. Для российского ВМФ они, может, и устарели, а вот хуситы однозначно будут рады такому подарку.
Опасные игры
А ведь кроме П-500 «Базальт» у России есть более современные и дальнобойные ракеты. Так что если будет принято решение о передаче оружия врагам наших врагов, то это наверняка вызовет серьезную озабоченность у наших бывших западных партнеров. Одно дело сбивать одиночные беспилотники и противокорабельные ракеты хуситов, совсем другое — получить пару мощных ракет в борт корабля там, где этого совсем не ожидаешь.
А случится это может где угодно, зная «горячую любовь» многих стран к американцам и их союзникам. Раз уж страны НАТО решили увеличить накал противостояния на Украине, то пусть знают, что в эту опасную и непредсказуемую игру можно играть вдвоем.
Ну что же, практически весь мир уже высказался относительно визита российских кораблей на Кубу с целью нанесения дружественного визита и участия в совместных учениях. Были высказаны разные мнения в плане целесообразности этого мероприятия, но я хотел заострить ваше внимание на том, как это было воспринято там, на другом конце света, у наших непартнеров, которые с каждым днем все больше похожи на врагов.
Надо сказать, что визит интерес вызвал. Соцсети, особенно те, которые у нас не пользуются популярностью в силу своей не совсем нормальной ориентации, просто взорвались шквалом эмоций в комментариях. И, надо сказать, что, читая комментарии, заботливо переведенные «Яндексом», понимаешь, что основная их часть просто прекрасно срежиссирована.
И то же самое можно сказать про часть комментариев на нашей стороне. Ну не может быть так, чтобы американские и русские мозги самостоятельно выдавали такие схожие перлы. Они (мозги) слишком разные. Не верю, если по старине Станиславскому.
Но бог с ним, с нашими организмами, больше интересуют американские господа. А они на все лады обсуждали… состав группы (ну не группировка это, согласитесь) российских кораблей. Больше всего американские организмы возбудил буксир «Николай Чикер». Просто взрыв эмоций на эту тему.
Реально поглумились от души. Дескать, буксир – самое главное судно в отряде, будет здорово, если он сможет тащить два корабля и все в таком духе.
Кто не в курсе: группа российских кораблей состоит из фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (2018 г.), атомной подводной лодки проекта «Ясень-М» «Казань» (2021 год), танкера «Академик Пашин» (2021 год) и океанского буксира «Николай Чикер» (1989 год).
Танкер «Академик Пашин»
Вот «Николай Чикер» и вызвал бурю эмоций у американцев. Дескать, старый, ржавый буксир должен будет тащить такие же старые корабли куда-то туда.
Но корабли-то никак не старые!
Давайте для себя поставим точки над той самой буквой: отправлены весьма новые корабли, которые вполне себе современны. Особенно, извините, «Ясень-М». Это не «Борей», но тоже корабль, способный натворить нешуточных дел.
Но всем не дает покоя буксир… Ладно, как говорится, получите и распишитесь.
От российских портов до Кубы от 9 до 10 тысяч километров. И на этом пути как-то нет пары десятков баз, как у американцев. Поэтому наличие буксира на всякий случай – это не недоверие к собственным кораблям, а реальное стремление избежать любых неприятностей на довольно приличном переходе.
У американцев проблема: очень короткая память. И они уже как-то подзабыли, как бывшая краса и гордость судостроения «Замволт», который в 2018 году раскорячился в Карибском море, полностью лишившись хода. И ничего, из Панамы пришел самый обыкновенный буксир и «за ноздрю» утащил суперэсминец в ремонт развалившейся турбины.
Никого ничего не смущает, нет?
То, что российским кораблям надо пройти 10 тысяч километров, а для этого нужно топливо (кроме АПЛ, конечно), вода, еда – это нормально. У «Горшкова» дальность плавания – 4500 миль на 14 узлах. И это больше половины пути, но весь путь займет больше двух недель. И дозаправка обязательна. А вот с соляроколонками посередине Атлантического океана дело обстоит не очень. Потому колонка и следует в кильватере вместе с буксиром-рембазой. Ни для кого не секрет, что буксир – это еще и плавучая ремонтная мастерская.
Так что все просто очевидно: три надводных корабля, из которых два вспомогательных, идут на другой конец земли участвовать в учениях и наносить визиты. Атомная субмарина совершенно не в счет: у нее автономности на полгода.
Какова цель таких походов?
Даже в наших сегментах Интернета можно слышать нытье о том, что никакого толка от этой возни не будет, что они там ничего не смогут сделать полезного и эффективного. А что могли сделать американские или британские эсминцы и фрегаты, ошивавшиеся у наших берегов на Чёрном море до начала СВО? Тоже сомнительное времяпрепровождение, но тем не менее, их из Черного моря было очень сложно выставить.
Фрегат или эсминец – это не только ударный корабль, но и инструмент разведки, способный увидеть многое с помощью своих систем. Так что и корабли НАТО в Черном море, и российский фрегат в Карибском – это не столько дружественные визиты, сколько учения и маневры, суть которых – изучение прибрежных зон противника. Причем, не только на морской поверхности, но и под, и над ней.
Впрочем, над ней – уже было. Помните такие очень теплые и дружественные визиты российских Ту-160 в Венесуэлу? В 2018 году? Тогда в США подняли весьма приличный крик на тему того, что российские стратегические бомбардировщики могут получить базу вблизи границ Соединенных Штатов.
На самом деле да: час полета и можно делать пуск в упор из нейтральных вод рядом с Кубой. Есть от чего забеспокоиться. А можно и практически сразу после взлета, вопрос только в том, что запускать.
И, кстати, коль с венесуэльскими аэродромами наши летчики стратегической авиации уже знакомы, почему не познакомиться с кубинскими или никарагуанскими взлетно-посадочными полосами?
Но вернемся к кораблям. «Адмирал Горшков» и «Казань» - современные боевые корабли, способные нести различное вооружение, в том числе и ядерное. И если «Калибры» - ракеты весьма неплохие, то «Цирконы» и «Ониксы» зарекомендовали себя в СВО более чем достойно, и, пожалуй, даже лучше. И фрегат, и подводная лодка имеют в распоряжении ячейки вертикального пуска, из которых можно запускать практически всю номенклатуру российского ракетного оружия.
«Ясень-М» является гораздо более универсальным кораблем, а не просто платформой для пуска крылатых ракет, эти подводные лодки способны работать как ударные лодки общего назначения, но по некоторым данным их можно использовать как платформы для специальных миссий по сбору различной информации разведывательного характера.
Американские генералы и адмиралы из различных командований весьма серьезно относятся к лодкам проекта «Ясень-М», что уже не раз проскакивало в различных интервью и заявлениях. Настолько серьезно, что считают «Ясеней» «не уступающим американским подводным лодкам», что само по себе весьма более чем достойная похвала. Это как надо оценить «Ясень», чтобы поставить его в один ряд со своими лодками американцу?
Хорошо они их ценят.
Российская сторона заранее объявила, что корабли не несут ядерного вооружения, способного представлять угрозу безопасности Соединенных Штатов, в Вашингтоне также сделали аналогичные заявления. И раз так, то командование американского флота тут же отрядило для наблюдения отряд кораблей, втрое превосходящий российский.
За «Адмиралом Горшковым» (ну не за буксиром же!) следить будет эсминец класса «Арли Берк» и патрульный корабль береговой охраны типа «Легенда» (сопоставимый по размерам с фрегатом, хотя именуется катером).
Эсминец типа «Арли Берк»
Патрульный корабль типа «Легенда»
«Казань» уважили еще сильнее: два эсминца и два корабля Береговой охраны дополнительно оснащенные буксируемыми гидролокаторами.
Вообще, конечно, предоставлять «Ясень-М» для всестороннего изучения в относительно спокойной обстановке противнику – многим идея не очень понравилась, Интернет прямо кипнул негодованием, однако, что сделано, то сделано.
Конечно, американцы постараются извлечь максимум выгоды для себя из этого визита, но так как в самом начале мы начали с обсуждения реакций, то вот какая происходит несостыковка: то, что все эти выпады и вопли в адрес российский «ржавых» кораблей не тщательно срежиссированы, то простите, а зачем тогда такая толпа кораблей будет за нашими шататься?
Если российская подводная лодка и фрегат вообще не стоят внимания, если они «старые и ржавые», то чего тогда американские адмиралы отряжают шпионить за ними отряд кораблей, во много раз превосходящий по силам? Три, нет, ТРИ эсминца «Арли Берк» - это не многовато для «трех ржавых корыт», нет?
Получается, что сперва подняли волну в Интернете, потом посмеялись в эфирах над тем, что русские без буксира через Атлантику не ходоки, обсудили вдоль и поперек все достоинства российских кораблей (которых, естественно, не было), а потом…
А потом отправили шакалить за фрегатом и подводной лодкой три корабля размером и водоизмещением с тот самый фрегат проекта 22350 (4500 тонн), и три эсминца «Арли Берк», которые вполовину больше.
Знаете, не захочешь, а начнешь гордиться. Такая мощь против двух «никчемных» русских кораблей…
Правда, заткнулась бы ты, Америка. И спокойно следила за нашими кораблями. Без такого позорного шума.
Российская армия окончательно развенчала ранее существовавший миф о якобы высокой неуязвимости западной техники, массово поставленной Киеву в основном в преддверии прошлогоднего наступления. Самым обидным для вражеских военных и экспертов стало даже не то, сколько брони уничтожили или сильно повредили наши бойцы, а то, что очень часто как минимум существенные повреждения очень дорогие бронемашины, в особенности танки получают от несопоставимых по цене ударных беспилотников, включая FPV-дроны.
Ознакомиться с успехами военнослужащих ВС РФ в уничтожении натовских машин можно на Поклонной горе в Москве, но не только. В частности, вторая после московской экспозиция сильно покореженных западных боевых машин начала работать в городе Верхняя Пышма Свердловской области, это практически пригород административного центра.
Выставка развернута с 8 июня по 18 июля у Дворца спорта. Вход бесплатный. На выставке представлены 14 единиц техники ВСУ, добытые бойцами ВС РФ в основном в боях под Авдеевкой в ДНР.
Итак, в Верхней Пышме всем интересующимся представлены: самый массовый на вооружении армии США гусеничный бронетранспортер БТР М113 А2, К слову, разработки 60-х годов прошлого века, но украинцам от западных союзников получать утиль фактически как способ сэкономить на консервации и утилизации — не привыкать. Машину, кстати, или хорошо подлатали, или ее просто бросил экипаж — выглядит так, что можно прямо сейчас в бой.
Ну, БМП М2 «Брэдли» — это, можно сказать, уже классика, причем расходная. Сколько их подбито на Украине, пожалуй, точно не сосчитать. Впрочем, у американцев их еще много осталось. Были бы деньги, а то Конгресс в последнее время как-то охладел к оплате помощи Украине. Видно, что машина в боях сильно пострадала, но ее наши умельцы, что называется, подшаманили.
Особое внимание обращает американский ОБТ Abrams, особенно то, как «ввернули» обратно утраченную им в бою пушку...
Судя, кстати, о «дружественных» странах, у турецкого бронеавтомобиля спущены только колеса. Зато его британскому коллеге, бронеавтомобилю Mastiff досталось серьезнее: лобового стекла нет вообще, при этом антидроновая защита над водительской кабиной отсутствует. Ну, или ее снесло. Вполне приличен по внешнему виду украинский «Козак», а американский HMMWV вообще целехонький, даже со всеми стеклами. Остальное можно не описывать — картинки примерно похожие, лучше воочию увидеть «мощь» НАТО. Кстати, на бортах наклейки национальных флагов стран-производителей бронетехники.
Кроме того, сегодня, в День России, здесь же откроется выставка вражеских БПЛА, элементов немецкой РСЗО MARS II и еще кое-чего.
Выставка трофейной западной военной техники западных стран в Верхней Пышме организована при поддержке полпреда президента России в УрФО Владимира Якушева и проводится силами Центрального военного округа. Трофейные танки и вездеходы НАТО впервые выставят в Свердловской области.
Как вообще выглядит американское противодействие Российской Армии на юге?
Все просто: в нейтральные воды Черного моря, поближе к границе нашей территориальной зоны, заходит летающая неприятность типа RQ-4B и начинает там спокойно нарезать круги.
Жирно подчеркнем – в соответствии с международным законодательством.
Вот схема, показывающая разделение морских территориальных зон. Воздушное пространство делится абсолютно так же, как и морское. То есть 12 миль территориальных вод – неприкосновенны, это территория государства. 12 миль прилежащей зоны, ее еще называют таможенной или санитарной – это фактически продолжение территориальных вод, в этой зоне государство имеет право осуществлять контроль за судами других стран. В общем – тоже зона контроля, и в том числе и в воздухе, если бы для этого были соответствующие средства.
Но это 12+12=24 мили или около 45 километров. А вот дальше начинается особая экономическая зона. И так как нас добыча нефти, газа и рыбы не интересует, что касается наших дел, то в соответствии с международным правом летать и плавать там может кто угодно, лишь бы не нарушать международных сводов правил.
То есть разведывательный БПЛА может запросто летать в ОЭЗ, а это 370 км от линии наибольшего отлива. И если в первых двух зонах вопрос «Валить?» не стоит совершенно, потому что надо валить без разговоров, то вот в третьей, экономической, пусть и особой, с этим проблемы. Так как БПЛА не ловит рыбу, не добывает нефть, газ и другие полезные ископаемые, то он как бы ничего и не нарушает! Особенно если шатается, не мешая гражданским и военным самолетам.
И вот в ОЭЗ Российской Федерации на Черном море залетает такой головастик, как RQ-4B или MQ-9 и начинает летать. На приличной высоте – 15–17 км, то есть совершенно не мешая гражданским самолетам, которые курсируют много ниже.
Получается в воздухе такой ретранслятор, который в состоянии висеть чуть ли не сутки, мало того, что смотрящий на приличное расстояние своими системами, так еще и способный обрабатывать получаемую информацию и с помощью своих систем связи передавать различные сведения тем, кому они очень необходимы.
Крайне нужны они, например, операторам безэкипажных катеров ВСУ, которые в этот момент идут к Севастополю. Или наводчикам БПЛА, летящим к Феодосии.
«Ястреб» и «Жнец» вполне в состоянии видеть эти аппараты и вести их к цели. И делать это довольно точно. Причем с такой высоты головастик прекрасно наблюдает, например, корабли, находящиеся у пирсов или на рейде, и отлично корректирует курс БЭКа. Мы все видели, при помощи чего это происходит, антенны «Старлинка» присутствовали у всех обезвреженных катеров.
Но это только половина апельсина.
Одновременно с наводкой БЭК или БПЛА «Ястреб» может прекрасно просматривать всю прибрежную зону и отмечать реакцию российской стороны. Откуда и когда, в каком направлении вышли корабли для перехвата катеров, сколько было поднято вертолетов, а сколько самолетов и на какие курсы они легли.
Вот в этом главнейшая задача «Ястреба» и «Жнеца» – давать информацию о тактической обстановке в регионе работы. Самолеты, вертолеты, ракетные комплексы, корабли – все, что смогут захватить датчики беспилотника, будет пережевано процессором и передано через спутники в информационный центр.
Все в реальном времени и с точными координатами: радар с синтезированной апертурой – это весьма серьезный компонент БРЭО, а подсистема SAR/MTI обеспечивает сканирование и обнаружение движущихся целей в радиусе 100 км.
Вообще эта SAR/MTI дает возможность наблюдения с разрешением 6 метров за полосой шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км.
То есть «Ястреб» вполне нормально может отслеживать практически все способы противодействия с нашей стороны: пуски ракет ПВО, взлеты истребителей, вертолетов, перемещения боевых кораблей. После чего можно ожидать самых разных способов развития ситуации, от смены курса теми же БЭКами до удара крылатыми ракетами или ATAKMS по позициям ЗРК. Или любые комбинации, тут уже не так важно.
На приведенной схеме от картографической студии «Цветные карандаши «Тактика» Александра Зимовского можно оценить, как «Ястреб» RQ-4B практически беспрепятственно отработал 16 часов в зоне прямой видимости своей аппаратуры ДРЛО в южной части Черного моря на высоте около 16 000 метров.
Плюс стоит заметить, что порой аппарат подходил к нашим границам на грани фола в районе Сочи. Сколько информации он смог обработать и передать за это время – вопрос, собственно, весьма жизненный.
Абсолютно ясно и понятно, что этот аппарат, спокойно летающий вдоль нашей границы и смотрящий за всем происходящим на нашей стороне, да еще и передающий все увиденное через спутники куда угодно – это совершенно не на руку России. И его действительно нужно ронять в волны нашего теплого Черного моря.
Вопрос – как?
Давайте обдумаем какими методами можно сковырнуть того же «Ястреба» с высоты, на которую он забирается, да так, чтобы за это не было ничего в политическом плане?
Вообще, конечно, вой будет в любом случае, но весь вопрос чисто в последствиях.
Начнем снизу вверх.
6. Корабль
Корабль в точке Х с ракетам, способными выполнить такую задачу.
Потому и последнее место, что у нас в этом плане все печально. Учитывая такого грозного противника, как то самое подразделение ВСУ с безэкипажными катерами, столь неплохо себя показавшее – все совсем печально. Да и кораблей с морским аналогом С-300 у нас как-то совсем мало на Черном море. Правда, можно запросто уповать на «Штиль-1», штука донельзя вредная, ибо «Буку» просто подойти чуть ближе надо. И все.
Значит, единственные, кто может что-то такое осмысленное изобразить, это старые и новые «Буревестники», коих на Черном море аж целых пять. А учитывая, что «Григорович» в Средиземном море выполняет какие-то задачи, то и все четыре.
Но корабль – большая и четко лоцируемая цель. Выход и любые перемещения корабля не будут являться секретом, тем более что его еще шикарно видно со спутников. Что делать, небыстрая штука – корабль. И ничего тут не поделать.
Никаких, собственно, претензий, просто констатация факта: мерзкая пакость типа «Ястреба» или «Жнеца» легко и непринужденно облетит любой корабль за пределами досягаемости его ПВО.
Кроме того, пуск ракеты с корабля просто прекрасно отслеживается и становится достоянием гласности и предметом разборок. И так как корабль очень четко привязывается к точке в пространстве, очень сложно отмазать экипаж, которому показалось, что беспилотник находится в нашем пространстве.
В общем, кораблей у нас мало, и с ними все как-то напряжно. И это не самый хороший способ противодействия.
5. Береговые ЗРК
Береговые ЗРК, пусть и вынесенные на самый передовой рубеж, не очень эффективны по такой цели, как пусть и крупный беспилотник. Большое удаление порождает неприятные моменты с возможностью перенацеливания ракет, как это было уже в том же Черном море или в Средиземном, когда сирийские «специалисты» сбили наш Ил-20.
Допустить даже теоретически, что наша ракета перенацелится на какой-либо гражданский самолет, как это в свое время сделала украинская – вероятность весьма небольшая, но даже ее стоит исключить, а значит – от применения ракет ПВО на максимальных для них дистанциях стоит отказаться.
Да и стрельба ракетой по беспилотнику, который находится в нейтральном пространстве – это точно обеспечить вой и стон повсюду, начиная от СМИ и заканчивая Совбезом ООН. И ведь никто не станет выслушивать доводы российской стороны, да и дипломаты у нас не очень, не докажут, что БПЛА представлял своими действиями угрозу безопасности. И дальше всяческие резолюции и очередные санкции. Все как всегда.
Однако сбрасывать со счетов такой вариант действий не стоит.
Авиация
Здесь очень интересно. Есть несколько способов использования самолетов для уничтожения БПЛА. Точнее – речь идет о применении различных видов вооружений.
4. Ракеты
Ракеты – они и в Африке ракеты, а потому применение истребителями ракетного вооружения вполне сопоставимо с предыдущими пунктами. То есть пуск вполне можно отследить (причем камерами того же БПЛА) и закатить на основании полученных доказательств просто роскошный скандал.
И потом меры будут приняты, скорее всего. Смех смехом, а когда у нашего самолета аварийно сошла ракета, даже не совсем в сторону британского самолета, на протяжении довольно приличного времени в Черноморском регионе все соответствующие самолеты НАТО летали с истребительным прикрытием. Прикрывать беспилотник, который может летать чуть ли не сутки, конечно, то еще удовольствие, но можно применить иные способы защиты. Политические и финансовые.
В целом же применение ракет слишком заметное дело, однозначно влекущее за собой не самые приятные последствия. Потому стоит действовать тоньше и не так заметно.
3. Маневр
Маневр – это вполне себе неплохое дело. И облако керосина, вываленное по маршруту движения БПЛА, и струя раскаленных газов из сопел двигателей, работающих на форсаже – это неплохо. И действенно. Но вот беда – это уже было, и помните, сколько было криков на тему того, что русские летчики не соблюдают международных правил безопасности полетов?
Видимо, работает, потому что последнее время воздушных инцидентов не отмечалось. Летают разведывательные головастики, как у себя дома.
2. Артиллерия
Более интересное дело. И тем, что у «Ястреба» и «Жнеца» нет камер заднего обзора (не проблема, конечно, но пока нет), можно спокойно подойти с задней полусферы и выпустить какое-то количество снарядов. По такой здоровенной штуковине промазать можно, но сложно, особенно если пилот обученный.
И очередь из пушки – не такое заметное дело, как ракета. Тем более, кто видел, как происходит «фррр» из 20 снарядов – быстро и почти незаметно.
Здесь, конечно, вопрос будет только в том, смогут ли оперативно выловить натовские господа вещественные доказательства изрешеченного характера из воды. Выловят – хай, конечно, поднимут вселенский, а нет – на нет и суда нет.
1. РЭБ
Это действительно вершина нашего хит-парада. Вообще, что может быть лучше, чем самолет, пролетевший в километре-двух от беспилотника?
Не нарушающий никаких международных сводов и правил, после чего БПЛА либо летит не туда, либо совсем летит вниз?
Причем оба варианта – рабочие. И для них не надо изобретать велосипед. Подвесные контейнеры есть. От той же «Герани»/«Сирени». Но запихнуть в них придется несколько иной набор блоков.
Шикарно подошли бы потроха «Жителя», та его часть, что душит навигацию, потому что вот что-что, а это станция делает просто шикарно. Плюс вся аппаратура «Жителя» не такая уж громоздкая. Разведывательный БПЛА, который не знает, куда летит – это неприятно. Потому что залететь он может куда угодно, а вот там (смотри пункты выше), в наших территориальных водах, уже никого не волнует, что у него навигация засбоила.
Либо что-то совсем эпохальное, типа «Рычага». Да, здесь придется очень сильно поработать, «Рычаг» – он тяжелый. И сектор захвата у него не 180 градусов, много меньше, зато, как говорится, летающая микроволновка из любого процессора кисель приготовит.
Применение станций радиоэлектронного подавления выглядит с политической точки зрения наиболее предпочтительно. Кто знает, что в баклажке под брюхом у самолета, керосин или радиоэлектронные блоки? И очень сложно будет предъявить сгоревший процессор в качестве доказательства. Мало ли от чего он сгорел? Может, китайский был…
Почему так много внимания уделяется политической составляющей конфликта? А почему американские дроны не сбиваются за исключением двух совсем уж акробатических трюков в исполнении российских летчиков?
Потому что политика – она двигатель и тормоз всего в мире. Начиная от военных конфликтов и заканчивая олимпийским посмешищем. За всем стоит она. И потому, да, приходится действовать с оглядкой на то, что скажут в мире.
С одной стороны, понимаю, что вроде так надо, а с другой…
А с другой – взял бы и сдал в аренду хуситам бурильную установку в районе, который предпочитают операторы «Ястребов» для полетов. Снабдив их всем необходимым для жизни. Ну, вы понимаете, о чем идет речь. Этим ребяткам политика вообще вдоль халата легла, у них авторитетов на Западе нет. А потому авианосец ли, беспилотник…
Надо брать пример. Хорошо, Россия – цивилизованная страна, но даже цивилизованной стране необходима определенная толика наглости. А то получается порой, как в мультфильме советском – мыши лютуют, а кот все долбит свое «Давайте жить дружно». Как наши дипломаты обеспокоенность выражают, примерно так.
Нет, мир наш сегодня не такой. Уважают только тогда, когда к милой улыбке и бантику на шее прилагается дубина. Большая и узловатая, плюс демонстрируется желание этой дубиной отходить того, кто не понимает, где берега.
Странная война с постоянной оглядкой на Запад и демонстрацией готовности к переговорам – ну где здесь сила и уверенность?
Продвижение к Харькову? Да, согласен. Это лучше тысячи слов о переговорах, потому что у нас в стране, к сожалению, все, кроме безоговорочной капитуляции, заканчивается не то Брестским миром, не то Хасавюртом. И вечно не в нашу пользу.
Так что, да, тут реально только до Карлсхорста, а что делать, если по-другому не получается?
Возможно, термин «наглость» не совсем правильный, речь идет скорее о демонстрации силы и уверенности в своих действиях, но какая разница, если заплатить за это должны США своими «Ястребами», которые работают на Украину?
Если уронить какое-то количество RQ-4 Global Hawk, а каждый стоит 140 миллионов долларов, то есть немного больше, чем F-16 Fighting Falcon (34 млн за Блок 52), в мозгах должно наступить просветление. Потерянные миллионы долларов этому весьма способствуют.
Кроме того, ну чем еще, какими санкциями можно нас напугать? Поставить в санкционный список титан? Ага, «Боинг» первым в сенат примчится с колотушками.
Чем еще можно напугать уже и так нас всех таких напуганных? Нет, конечно, если речь идет о личных санкциях, типа там лужаек для гольфа в Европе и гостиниц в Дубае, то, конечно, да. Тут против лома нет приема.
Но если речь идет о том, как продемонстрировать мощь и уверенность в себе – лучше пары-тройки «Ястребов», улетевших на отдых в Черное море, придумать вряд ли получится. Ведь как ни крути, ущерб чисто финансовый, люди никоим образом не пострадают. А значит – все вышеперечисленные пункты хороши.
В конце концов, рано или поздно, но начинать придется. Так, может, все-таки бахнем? Пусть не весь мир в труху, но пару «Ястребов» – очень нужно...
А вот действительно, вопрос… Только в наше время звучит он несколько иначе: валить или не валить? Вопрос в том, кого…
Здесь надо все хорошо продумать, если не хотим бахнуться в очередной замкнутый круг.
Проблема: у нас Черное море чем-то похоже на помойку, только не под, а над волнами. Какого там только не летает, что только не ошивается. Причем, реально с деловым видом и не совсем красивыми задачами.
На самом деле, прилеты по кораблям в различных портах, весьма точные попадания по НПЗ и прочей инфраструктуре вплоть до РЛС дальнего наблюдения «Воронеж» - это не просто так. Большие расстояния требуют больших точностей, а значит – корректировки, и не как в старые добрые времена, а с применением современных средств целеуказания.
Например таких, как стратегические разведывательные беспилотники, способные выдавать корректировки курсов ракетам и целеуказания ничуть не хуже спутников. Да и в целом, работа таких беспилотников-ретрансляторов не менее, а даже местами более эффективна, чем работа спутников. Спутник, в отличие от БПЛА, не заставишь висеть в определенном квадрате, это понятно.
Инерциальная система отсчета на ракете или ином средстве доставке боеголовки, конечно, дело хорошее, да вот проблема – не очень точное. С одной стороны, когда надо 500-кг зарядом по заводу засветить – это, конечно, просто. А вот такая цель, скажем, как корабль, которая перемещается в трех измерениях (вверх и вниз, вперед и назад) даже стоя на якоре, требует более пристального внимания.
Но, как показывает практика, нет ничего невозможного.
Основная проблема весьма точных попаданий кроется, на мой взгляд, в наличии беспилотников-ретрансляторов, корректирующих полет ракет всех типов, от «Нептунов» до ATACAMS.
Что можно сделать для того, чтобы решить эту проблему?
Самое простое – признать или сделать акваторию Черного моря бесполетной зоной. Это совершенно разные понятия.
Признать бесполетную зону над Черным морем сложно. Чтобы оттуда исчезли все разведывательные беспилотники, это весьма непросто, все страны-участницы в регионе должны как бы признать необходимость данного действия и одобрить введение этой самой бесполетной зоны. Можно на уровне ООН, а можно и коллегиально. Так скажем, устроить междусобойчик и договориться. Естественно, не просто так.
Однако если мы посмотрим на карту Черноморского региона, то увидим, что кроме России и Украины, являющимися участниками военного конфликта, все остальные являются участниками блока НАТО. Болгария, Турция, Румыния. Ах, да, есть еще Грузия. Но у кого-то есть сомнения в том, что грузинскому правительству на все эти перипетии, мягко говоря, плевать, и оно поступит так, как ему подскажут свыше?
Ну а то, что страны НАТО, поддерживающие киевский режим, никогда не пойдут на одобрение бесполетной зоны, это понятно.
Второй вариант – это устроить бесполетную зону самим.
Для этого в принципе есть все: авиация флота, авиация ВКС, корабли, зенитные комплексы на берегу. Последние, правда, особенной роли не сыграют, потому что основные маршруты полетов БПЛА проходят явно вне зоны действия береговых ЗРК. Только старейшие С-200 да новейшие С-400 могут достигнуть целей на расстоянии 250 км, скажем, от Севастополя. Все остальные – увы.
Не самое большое расстояние. Фрегат с теми же С-300Ф был бы более полезен, но… Фрегат должен быть в определенном районе, не опасаясь воздействий со стороны противника.
Впрочем, учитывая, что практически все потери Черноморский флот понес на своих базах, в далеком море появление украинских безэкипажных катеров несколько проблематично, потому что их туда необходимо доставить. Значит, нужны корабли, которые тоже неплохо отслеживаются и поражаются.
Отследить такой корабль для нормального флота несложно. С авиацией – тем более. Но есть проблема несколько иного плана, она называется «нейтральные воды».
Тут все четко, ясно и понятно. Естественно, что все эти тяжелые беспилотники, которые могут часами висеть в заданном районе, они и висят. И наводят ракеты и БЭКи украинской армии на цели. Но летают они исключительно в нейтральных водах, над которыми, ожидаемо, находятся и нейтральные небеса.
И тут в дело вступает международное право, которое запрещает закрывать на продолжительное время воздушное пространство без необходимости. Вообще там все очень сильно размыто, как положено в дипломатии, понять, что есть «продолжительное время» и как его измерить в стандартных единицах непросто. Можно закрыть воздушное пространство района на период военных манёвров или ликвидации чрезвычайных ситуаций, но опять же, как это выразить в часах/сутках?
Ну и на самом деле, бесполетная зона надолго не вводится. В 2011 году в Ливии ввели всего на полгода, чего с лихвой хватило для того, чтобы разнести страну вдребезги, убить правителя и устроить хаос гражданской войны.
Кстати, пример Ливии можно продолжить: в 2018 году была объявлена бесполетная зона на юге страны во время наступления ЛНА (Ливийская национальная армия), в 2019 году на 10 дней остановили полеты, когда ЛНА брала под контроль нефтяные месторождения, плюс еще на 14 дней в 2019 году во время наступления в Западной Ливии.
Неплохой инструмент получения преимущества, надо сказать.
В нашем случае все длится уже два с половиной года и как-то окончания не видать. Поэтому вариант с легальным политическим введением бесполетной зоны – он ни о чем. Несмотря на практику. В мире есть постоянно действующая бесполетная зона в Тихом океане, в районе, куда роняют отслужившее свое спутники и космические корабли. Но Тихий океан и без того не популярное место для полетов.
Но Черное море – это весьма оживленный перекресток и вводить там ограничения на столь длительное время – так себе идея.
Но если отправить туда самолеты… Это будет несколько проще, чем с кораблями, и не менее эффективно. Беспилотники должны будут начать падать в волны Черного моря как… как осенние листья. При условии, что эти БПЛА будут обнаружены. Учитывая, что даже у старых флотских Су-27 радары вполне себе, обнаружат. И уронят.
Конечно, это не панацея, уничтожение БПЛА при помощи самолетов. Чуть хуже, но беспилотники будут работать из воздушного пространства стран-участниц НАТО, например, Румынии или Болгарии. И все эти MQ-9 Reaper и RQ-4B Global Hawk продолжат наносить ущерб интересам России в регионе, наводя ракеты и беспилотники на Крым и Краснодарский край.
Что получается?
Политическим путем Россия не сможет «продавить» вопрос о бесполетной зоне никаким образом. Вариант устроить бесполетную зону самостоятельно более реален, но… Как на это посмотрят «партнеры»? Разве можно вот так запросто поднять самолеты и сбить к чертовой матери «Жнецов»?
«Подержите наш шахи халиб», сказали хуситы и сбили уже 5 штук MQ-9 Reaper. Каждый стоимостью 30 миллионов долларов. То есть, всего наколотили на 150 миллионов. И ничего им за это не было. Равно как и за раскуроченные ракетами корабли.
Есть, с кого брать пример.
Конечно, поступать так, как делают мужики из Йемена – это круто. Мы для начала могли бы просто известить руководство НАТО, что принято четкое политическое решение – сбивать все без исключения беспилотники, которые могут представлять угрозу для безопасности России.
RQ-4B Global Hawk, оборудованный системой HISAR с радаром SAR/MTI хорошо «видит» на 400 километров, поэтому спокойно может просматривать необходимую территорию из нейтральных черноморских вод, да еще и за пределами действия российских зенитных комплексов. Поэтому ни к чему вести глупые разговоры об «отодвигании границ полетной зоны» и все такое. Проходили.
Сбить американский беспилотник в нейтральных водах – это не то чтобы casus belli, но думать надо. С одной стороны, как-то Йемену войну не объявили, с другой – такое дело тонкое, эти границы… Чуть влево или вправо – одного же «Жнеца» наши сбили, когда он не пойми чем у границы занимался. Или даже вроде бы что-то там нарушил…
Вообще, наконец, можно было бы провести настоящую «красную линию» и вдоль нее сшибать беспилотники, пока там, за океаном, наконец не дойдет, что это дело – себе дороже. В конце концов, мы что, хуже хуситов? Мы лучше. Потому можем сбить не одного «Жнеца», а десяток.
В конце концов, все эти международные документы и уставы – ничего не стоящая бумага. Последние приколы с Международным уголовным судом – лучший тому пример. На одних можно ордера выписывать, а у других иммунитет, потому что они вроде как на стороне сил добра. Ну так себе подход, хотя Нетаньяху должен в принципе гордиться, что его в один ряд с Путиным поставили и ордер выписали. Это теперь как в старые времена на «Миротворец» попасть было. Почетно и престижно, значит, делом человек занимался. Вот и ордер от МУС тоже что-то такое.
Фактически, многие страны НАТО уже являются участниками конфликта между Украиной и Россией, а потому работа американских БПЛА, наводящих ракеты и БЭКи на Крым и Краснодарский край – это такой же акт агрессии против России. И ликвидация таких беспилотников совершенно не станет поводом к войне, так как наведение ракет на российские города – ничуть не меньший повод.
Не для войны, для сбития БПЛА.
Нейтральные воды Черного моря – сложное место. Да, у нас не так много кораблей осталось, чтобы изобразить перекрытие районов, хотя можно было бы перебросить с Балтики подкрепление. Но есть авиация, которая могла бы стать не щитом, но мечом, точнее, метлой, которая выметет все эти беспилотники, действительно мешающие нам.
Вопрос исключительно в принятии соответствующих решений и отдании соответствующих приказов.
Украинские военные лишились еще одной дефицитной западной бронемашины. Сообщается, что наши артиллеристы уничтожили очередной американский тяжелый (в прямом смысле слова, танк весит более 60 тонн) основной боевой танк (ОБТ) M1 Abrams. Машина была обнаружена средствами аэроразведки ВС РФ, после чего по ней ударил высокоточный корректируемый артиллерийский боеприпас «Краснополь». Ранее этим же снарядом в начале мая был подбит другой «Абрамс», о чем тогда сообщило российское Минобороны.
Всего США поставили Киеву 31 «Абрамс», причем сделали это осенью прошлого года, когда уже стало очевидно, что хваленое контрнаступление ВСУ, в котором было уничтожено немало натовской бронетехники, окончательно провалилось. Из танков наши подбили различными средствами поражения более всего немецких «Леопардов».
Американские ОБТ долгое время не появлялись на передовой. Первый M1 Abrams был подбит неподалеку от уже освобожденной к тому времени Авдеевки в районе Бердычей в конце февраля этого года. Известно, что танк принадлежал 47-й бригаде ВСУ «Магура». Российские бойцы подбили его с помощью беспилотника-камикадзе, после чего добили из ручного гранатомета. Один из американских ОБТ взят в качестве трофея и с начала мая доступен для осмотра всеми желающими на Поклонной горе в Москве, где выставлены образцы и другой западной бронетехники.
Российская пресса сообщает, что наши военные инженеры внимательно изучили все трофейные образцы натовской бронетехники. Ничего особо нового там обнаружено не было. Тем более что США, вопреки более ранним обещаниям, передали Киеву танки Abrams в модификации M1 образца 80-х годов прошлого века, а не более современные M2. Да еще предварительно сняли с машин все, что могло действительно представлять интерес для наших военных.
По последним данным, всего бойцы ВС РФ разными средствами поражения, включая недорогие FPV-дроны, полностью уничтожили и повредили в различной степени примерно семь американских танков (пять эпизодов подтверждены точно по состоянию на конец прошлого месяца). Этот «Абрамс», получается, стал восьмым.
Кадры его поражения высокоточным снарядом «Краснополь» сняты с большого удаления, но даже по ним можно предположить, что после попадания сдетонировал боекомплект. Так что этот танк, скорее всего, восстановлению уже не подлежит. Российские источники уточняют, что очередной ОБТ, переданный ВСУ Штатами, был поражен накануне артиллеристами 41-й армии группировки войск «Центр» ВС РФ («Отважные») и вновь в ходе наступления на Авдеевском направлении.
Высокоточные корректируемые артиллерийские снаряды «Краснополь» калибра 152 или 155 мм были разработаны тульскими оружейниками еще в середине 1980-х годов. Снаряд с полуактивной лазерной головкой самонаведения предназначен для поражения неподвижных и движущихся бронированных и небронированных целей, а также инженерных сооружений на расстоянии до 25 км, причем с первого выстрела. Однако тогда этот боеприпас выпускался малыми партиями, отношение к нему у артиллеристов было весьма скептическим. Так за весь период многолетней антитеррористической борьбы на Северном Кавказе его не применяли ни разу. Все изменилось с началом спецоперации.
Реальные бои с равным противником сразу показали все неоспоримые преимущества «Краснополя» уже в первые месяцы СВО. Сейчас предприятия российского ВПК значительно нарастили выпуск этих боеприпасов. Что примечательно, натовский калибр 155-мм позволяет применять эти снаряды и из трофейных орудий, тех же американских гаубиц М777 или французских САУ Caesar. Правда, о подобных случаях пока ничего неизвестно.