ferggg

Пикабушник
Дата рождения: 13 сентября
поставил 1737 плюсов и 261 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
За участие в Пикабу-Оскаре
32К рейтинг 62 подписчика 34 подписки 88 постов 48 в горячем

Названа точная сумма взятки, которую получил зам Шойгу

Взятка, вменяемая замминистру обороны Тимуру Иванову, в общей сумме составила 1,185 млрд рублей. Об этом сообщили источники в силовых структурах.

«В общей сложности сумма полученной замминистра обороны взятки за этот период, по версии следствия, составила 1,185 млрд рублей. При этом коррупционный доход предпринимателя мог оказаться в десять раз большим», — пишет «Коммерсант», ссылаясь на источники.

Иванов задержан 23 апреля по подозрению в совершении преступления коррупционной направленности. ему вменяют часть 5 статьи 290 УК РФ. Сейчас Иванов находится в следственном изоляторе. Глава Минобороны Сергей Шойгу уже отстранил его от должности. Позже суд арестовал имущество Иванова, рассказал защитник обвиняемого. В рамках дела силовики проводят следственные действия с экс-сотрудником военно-строительной компании и соучредителем подрядчика Минобороны «Олимпситистрой».

«Здесь будет много кривотолков и домыслов, потому что, скорее всего, адвокаты дадут подписку о неразглашении. Наверняка в деле будет секретная информация об объектах и суммах, — объясняет в беседе с «Газетой.Ru» адвокат Дмитрий Зацаринский. — Лица важнейшего государственного уровня не часто становятся фигурантами дел, в этом плане событие из ряда вон. Особенно сейчас, когда идет СВО и масштабные строительства».

https://news.rambler.ru/incidents/52668803-nazvana-tochnaya-...

https://news.rambler.ru/incidents/52663049-ego-ochen-tschate...

Дело Тимура Иванова: как и за что задержали замминистра обороны

Заместителя министра обороны России Тимура Иванова арестовали по делу о взятке в особо крупном размере. Иванов вину не признает, его защита настаивает, что обвинение основано на предположениях.

Дело Тимура Иванова: как и за что задержали замминистра обороны Политика, Военные, Новости, Коррупция, Министерство обороны, Негатив, Длиннопост, Telegram (ссылка)

В чем обвиняют Тимура Иванова

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов был задержан сотрудниками правоохранительных органов 23 апреля на рабочем месте. В этот день он участвовал в коллегии Министерства обороны, на которой обсуждалось развитие Ленинградского и Московского военных округов. Прямо в военной форме и при погонах замминистра предстал перед судом, который рассматривал вопрос о его аресте.

Почему замминистра отправили в «Лефортово»

В среду, 24 апреля, Басманный районный суд на два месяца отправил под арест заместителя министра обороны Тимура Иванова, который обвиняется в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК, от 8 до 15 лет лишения свободы). Вторым обвиняемым по делу проходит предприниматель Сергей Бородин, он также арестован на два месяца. Ему инкриминируется та же статья УК.

Дело Тимура Иванова: как и за что задержали замминистра обороны Политика, Военные, Новости, Коррупция, Министерство обороны, Негатив, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Сергей Бородин

По версии следствия, которую приводит официальный телеграм-канал судов Москвы, Иванов «вступил в преступный сговор с третьими лицами, заранее объединился с ними для совершения организованной группой преступления — получения взятки в особо крупном размере в виде оказания услуг имущественного характера при проведении подрядных и субподрядных работ для нужд Министерства обороны». Бородин, как следует из сообщения, находился с Ивановым в дружеских связях и тоже вступил в преступную группу. В деле есть еще по меньшей мере один подозреваемый, сообщили источник «Интерфакса» , знакомый с ходом расследования.

Адвокат Иванова Мурад Мусаев сказал «Интерфаксу», что, по версии следствия, фирмы-подрядчики Минобороны «безвозмездно выполняли строительно-ремонтные работы на объектах, якобы принадлежащих Иванову». Адвокат утверждает, что обвинение основано на предположениях, «что совершенно недопустимо».

Вину в получении взятки Иванов в суде не признал, сообщил другой его адвокат, Денис Балуев. Основанием для ареста, сказал Балуев, послужили доводы следствия, согласно которым Иванов с учетом занимаемой должности может оказать влияние на свидетелей, уничтожить доказательства или скрыться.

В ходе заседания суда Иванов попросил не заключать его под стражу, ссылаясь на то, что должен заботиться о детях. Известно, что у него две несовершеннолетние дочери. После ареста замминистра отправили в следственный изолятор ФСБ «Лефортово».

Об аресте Иванова стало известно из сообщения судебного телеграм-канала, хотя в большинстве случаев такие заседания анонсируются заранее. Пресс-секретарь Басманного суда Ольга Назарова уточнила, что заседание прошло после 9 утра.

Что связывает Иванова и Бородина

Фабула уголовного дела в отношении Иванова и Бородина пока неизвестна. В сообщении суда внимание акцентируется на том, что Иванов курировал вопросы строительства и капитального ремонта объектов Министерства обороны. Источник РБК, знакомый с ходом следствия, сообщил, что материалы уголовного дела имеют отношение к должностным обязанностям чиновника. «Дело может стать многоэпизодным, так как следствие опрашивает возможных участников преступной деятельности, которые дают показания», — рассказал источник.

Источник , знакомый с ходом следствия, сообщил, что Иванов давно находился в разработке спецслужб. По словам собеседника, в нескольких российских регионах, в том числе в Краснодарском и Ставропольском краях, силовики провели десятки обысков, связанных с делом замминистра.

По данным СПАРК, Сергей Бородин был или остается руководителем и учредителем 18 компаний. В настоящее время он занимает должность директора и совладельца зарегистрированной в Тверской области компании ООО «Волжский берег». Эта компания занимается покупкой и продажей собственного недвижимого имущества.

Бородин также руководит компаниями ООО «Гринэнерджи» (ведет научные исследования в области естественных наук), садоводческим кооперативом «Липка», спортивным клубом «Красные звезды» — такое же название носила хоккейная команда, капитаном которой был Тимур Иванов.

Бородин, кроме того, владеет 50% акций ООО «Агрокомплекс русское село», которое занимается переработкой овощей, и указан бенефициаром компании ООО «МФ групп», зарегистрированной в Чистом переулке Москвы. В особняке в этом же переулке проживает семья Ивановых.

До 2016 года Бородин был совладельцем ООО «Микрокредитная компания «Кредит Лайн». В базе данных СПАРК указано, что в 2016 году 51% акций этой компании владела Светлана Маниович, бывшая тогда женой Иванова (замминистра развелся с ней в 2022 году).

Ночь в ИВС

Тимура Иванова, занимающего пост заместителя министра обороны с 2016 года, задержали в служебном кабинете во вторник, 23 апреля, в 17 часов, сообщил источник РБК и подтвердил адвокат Балуев. Задержание провели сотрудники департамента военной контрразведки ФСБ. Они доставили замминистра в здание Следственного комитета в Техническом переулке, где он был допрошен. Ночь он провел в изоляторе временного содержания (ИВС).

Президент Владимир Путин заранее знал о задержании Иванова, рассказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков; в известность был поставлен и министр обороны Сергей Шойгу. Утром 23 апреля в Национальном центре управления обороной прошла коллегия Министерства обороны под руководством Шойгу, на которой Иванов присутствовал.

Карьера Тимура Иванова

Тимур Иванов — один из наиболее близких людей к министру обороны Сергею Шойгу и одно из публичных лиц военного ведомства, сказал в беседе с РБК политолог Евгений Минченко. Иванов и Шойгу работают вместе с 2012 года: когда Шойгу стал губернатором Московской области, Иванов занял пост заместителя председателя областного правительства. Оба проработали в области меньше года. В ноябре 2012 года Шойгу был назначен министром обороны, а Иванов в 2013 году возглавил «Оборонстрой» — крупнейший строительный холдинг оборонного ведомства. В его задачи входило строительство жилья для военнослужащих, а также социально значимых и стратегических объектов военного назначения.

Военный с гражданки

Тимуру Иванову 48 лет. В 1997-м он окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ по специальности «прикладная математика», в 2004 году — Международную академию маркетинга и менеджмента по специальности «экономика и финансы», в 2011-м стал кандидатом экономических наук, защитив диссертацию на тему «Финансово-организационные модели проектов сооружения АЭС».

Тема диссертации была связана с предшествующими местами работы Иванова. В 1999–2002 годах он был советником департамента сооружения атомных объектов Министерства по атомной энергии, с 2002 по 2006 год — советником первого заместителя гендиректора по экономике и финансам — исполнительного директора концерна «Росэнергоатом». После этого он четыре года был вице-президентом, а затем первым вице-президентом ЗАО «Атомстройэкспорт» — компании из госкорпорации «Росатом», которая занимается строительством объектов ядерной энергетики за рубежом. Во время работы Иванова «Атомстройэкспорт» строил АЭС в Китае, Индии и других странах.

С 2009 по 2012 год Иванов занимал должность гендиректора Российского энергетического агентства Минэнерго России.

Одной из задач Иванова стало возвращение в собственность государства оборонных объектов, проданных коммерческим структурам при министре обороны Анатолии Сердюкове, писал «Коммерсантъ». Возглавляя «Оборонстрой», Иванов выполнил несколько поручений особой важности, находившихся на контроле у президента России: в 2014 году за три месяца «Оборонстрой» построил Севастопольское президентское кадетское училище, а в 2015 году — завершил строительство парка «Патриот».

В 2016 году указом президента Иванов был назначен заместителем министра обороны, отвечающим за организацию управления имуществом, расквартирования войск, жилищного и медицинского обеспечения вооруженных сил. Он занимался строительством главного храма вооруженных сил в парке «Патриот», открытого в 2020 году. Во время пандемии COVID-19 отвечал за строительство 16 медицинских центров Минобороны, после перехода Мариуполя под контроль России — за его восстановление.

Дело Тимура Иванова: как и за что задержали замминистра обороны Политика, Военные, Новости, Коррупция, Министерство обороны, Негатив, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Собор Воскресения Христова -- главный храм Вооруженных сил России.

Пока декларации о доходах чиновников публиковались, Тимур Иванов с супругой входили в число самых богатых семейных пар министерства. В 2016 году они совместно заработали 69,7 млн руб. В 2019 году Иванов вошел в рейтинг Forbes «Богатейшие силовики России» — издание оценило его семейный доход в 136,7 млн руб.

Сам Шойгу арест и обвинение своего зама не комментировал, в среду он инспектировал космодром Плесецк в Архангельской области.

Раскрыто роскошное имущество замминистра обороны Тимура Иванова, которого арестовали 23 апреля на рабочем месте и обвинили в корупции. Соответствующий материал публикует «Пятый канал».

Журналисты изучили декларацию чиновника и его семьи от 2019 года. Согласно документам, в собственности у задержанного было 12 объектов недвижимости: две квартиры, принадлежащие лично ему, еще две записаны на супругу Светлану Захарову (на данный момент они разведены) и три — на ребенка.

Кроме того, бывшая жена Иванова на тот момент владела дачей в 192 квадратных метра и четырьмя земельными участками площадью от двух до трех тысяч квадратных метров. В списке транспортных средств чиновника и его родственников числятся мотоциклы М72 и Triumph Harley-Davidson, автомобили Chevrolet Suburban и Mercedes-Benz, Bentley Continental, Aston Martin и Hummer H2, а также грузовик Ford Transit.

При этом указано, что в 2019 году официальный годовой доход Иванова составлял порядка 14 миллионов рублей, а доход Захаровой — 55,5 миллиона рублей.

Экс-жена задержанного заместителя главы Минобороны России Тимура Иванова Светлана Захарова перестала выходить на связь с родственниками.

Пара официально развелась в 2022 году. 50-летнюю женщину могли задержать вместе с супругом. Официально эти данные не подтверждались.

Некоторые средства массовой информации утверждали, что Захарова вместе с отцом Тимура ИвановаВадимом Ивановым владеет компанией «Кристалл Девелопмент», производящей части электронных ламп, трубок и других компонентов. Ей также принадлежит доля в ООО «Частные технологии», — фирма занимается предоставлением рекламных услуг.

Помимо этого Захаровой принадлежали ООО «Ваш Дом», которая занималась управлением недвижимым имуществом, и ООО «МКК «Кредит Лайн», предоставлявшая займы потребителям.

"Это замминистра обороны, а его жена мотается по странам НАТО! Представьте, какие идеальные условия для шантажа высшего военного начальника появляются у противника. Стоит принять его жену и дочь с условными наркотиками и можно делать с ним, что угодно"

Александр Михайловгенерал-майор ФСБ России в отставке

ИСТОЧНИКИ

https://news.rambler.ru/incidents/52656693-eks-zhena-zaderzh...

https://news.rambler.ru/incidents/52662034-stal-izvesten-ekv...

https://news.rambler.ru/incidents/52655161-raskryto-roskoshn...

https://www.rbc.ru/society/24/04/2024/6628b20f9a794764780069...

https://news.rambler.ru/incidents/52659129-zaderzhanie-zammi...

Показать полностью 3

Советское наследие в плазме или была VERA, теперь — LENA

Когда-то у нашей страны была огромная фора в производстве плазменных ракетных двигателей. В наши дни, когда их устанавливают в том числе на спутники, обеспечивающие высокоскоростной широкополосный доступ в интернет, имеет смысл вспомнить о былом лидерстве и вернуть его.

Изобретение советскими учеными стационарного плазменного ракетного двигателя ознаменовало новую эру в освоении человечеством космического пространства.

В плазменных электрореактивных двигателях рабочее тело (плазма) разогревается с помощью электрической энергии. Затем на плазму воздействуют электромагнитным полем, при этом она движется, подобно тому как в электромоторе движется проводник, по которому течет ток. Отсюда вытекает возможность ускорения частиц рабочего тела до скоростей в десятки и сотни километров в секунду, недостижимых в двигателях, работающих на химическом топливе или сжатом газе.

Электроэнергию для питания плазменных электрореактивных двигателей можно брать в космосе от солнечных батарей или от специального источника электроэнергии. Тягу плазменных двигателей очень легко регулировать в широких пределах изменением параметров их электропитания. Такие двигатели обладают большим ресурсом работы. Все это делает плазменные двигатели очень перспективными для применения на космических объектах с длительным временем полета.

«30 ноября 1964 года Советский Союз запустил в направлении Марса межпланетную станцию «Зонд-2», впервые в мире на ней была установлена экспериментальная система ориентации на основе плазменных двигателей. Эта система отработала идеально, что стало первым в истории применением таких двигателей в космосе.

СССР начал использовать их на своих спутниках, а после распада страны уже российские стационарные плазменные двигатели (СПД) стали доступны на международном рынке, где они произвели настоящий фурор. Вскоре они стали мировым стандартом. Благодаря им удалось исследовать астероиды и карликовые планеты».

Советское наследие в плазме или была VERA, теперь — LENA Сделано в СССР, Двигатель, Плазменный двигатель, Космос, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

а) ИПДУ «Глобус», 1968 год; б) литиевый МПД, 500 кВт, 1974 год

Сейчас СПД является нормой для любого космического проекта, а в конце 1960-х годов это была разработка небывалых масштабов. Благодаря ей удалось улучшить существующие проекты и вывести изучение космоса на принципиально иной уровень.

Хронология событий истории космических СПД

1964 год Начало ЭРЫ космических электрореактивных двигателей. ИПД на КА «Зонд». Марсианские проекты транспортных модулей с ЭРД.

1972 – 1980 годы СПД РАБОТАЮТ В КОСМОСЕ. Первые испытания СПД в космосе на КА «Метеор». ЭРДУ для коррекции орбит КА «Метеор» на околоземной орбите.

1981…2012 годы СПД на российских геостационарных телекоммуникационных КА. Применение СПД в системе стабилизации углового положения на КА «Плазма».

1991…2012 годы Открытие российских СПД Америкой. Квалификация СПД по международным стандартам. СПД на американских и европейских КА. ХХI век Новые вызовы: Транспортные энергетические модули. ЭРДУ для малых КА. 3

Советское наследие в плазме или была VERA, теперь — LENA Сделано в СССР, Двигатель, Плазменный двигатель, Космос, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

а) Первый макет СПД, ИАЭ, 1968 год; б) СПД-60, Факел, 1974 год; в) СПД-50, Факел, 1978 год

«По производству электроракетных двигателей наша страна когда-то опережала весь мир примерно на 30 лет, — говорил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Натан Эйсмонт. — Их серийное производство было налажено на ОКБ „Факел“ в Калининграде, в других странах таких разработок в те годы не было. Достаточно сказать, что Европейское космическое агентство для запуска своих аппаратов к другим планетам и к Луне закупало продукцию ОКБ „Факел“. Сейчас спутники Илона Маска Starlink тоже летают на электроракетных двигателях, где используется криптон. Российские работают на ксеноне, но особой разницы нет».

По словам Натана Эйсмонта, электроракетные двигатели (а плазменные являются их разновидностью) в других странах мира появились лишь в последние десятилетия. Поэтому Россия вполне могла создать орбитальные группировки наподобие Starlink, обеспечивающие высокоскоростной широкополосный доступ в интернет, раньше других и сейчас иметь преимущество в этой сфере. Но для этого надо было вовремя разглядеть перспективу таких аппаратов, а вот с этим у нас напряжёнка.

Тем не менее сейчас в России ведутся продвинутые разработки электроракетных двигателей: их серийно выпускает всё то же калининградское ОКБ «Факел», а ионные двигатели делают в ГНЦ «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша». Кроме того, в НИЦ «Курчатовский институт» ведутся работы по безэлектродному плазменному ракетному двигателю.

Наконец, благодаря молодым командам учёных и инженеров, подобно той, что сейчас проводит испытания в Институте ЛаПлаз МИФИ, у нас есть надежда, что лидерство в этих технологиях останется за Россией.

Сегодня - была VERA, теперь — LENA

Как сообщает Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», в Институте ЛаПлаз, входящем в его структуру, начались огневые испытания первого прототипа нового плазменного ракетного двигателя LENA. Он будет на порядок мощнее существующих сегодня двигателей и спроектирован для применения на микроспутниках — космических аппаратах массой от 10 до 100 килограмм.

До этого учёные и инженеры разрабатывали двигательную установку VERA, предназначенную для наноспутников (масса — от 1 до 10 килограмм). У нового движка будет больше не только мощность, но и тяга, запас рабочего тела, удельный импульс.

«В двигателях подобного типа плазма ускоряется вдоль электродов за счёт взаимодействия протекающего через неё тока с магнитным полем. В традиционных двигателях магнитное поле создаётся исключительно только током, протекающим через электроды и плазму. Новизна разработки LENA в том, что в нашем двигателе есть магнитная система, создающая дополнительное поле, что повышает эффективность разгона», — сообщил старший преподаватель кафедры «Физика плазмы» Института ЛаПлаз Игорь Егоров, возглавляющий лабораторию «Плазменные ионные ракетные двигатели».

По его словам, в перспективе этот двигатель может быть установлен в системах ориентации более крупных космических аппаратов, массой до тонны.

https://journals.ioffe.ru/articles/viewPDF/41475

https://www.osnmedia.ru/1000/pervyj-plazmennyj-raketnyj-dvig...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Электрический_ракетный_двигате...

Показать полностью 2 1

Как Россия осталась без лития

После публикации поста Нужны ли России редкие металлы для современных технологий? в комментариях просили подробнее рассказать о ситуации на сегодня, начнем с лития (поскольку тема слишком обширная для одного поста).

Как Россия осталась без лития Производство, Российское производство, Импортозамещение, Промышленность, Завод, Сделано в СССР, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

Литий — самый легкий в мире металл, большая часть которого уходит на производство незаменимого в производстве аккумуляторов карбоната лития. Литий-ионные аккумуляторы широко используются в смартфонах, ноутбуках и электромобилях и т.д. Сегодня на производство батарей уходит около 74% добываемого лития. Еще 14% направляют на изготовление люминесцентных стекол для солнечных панелей. 12% используется в металлургии, ядерной энергетике и других отраслях.

Крупнейшие месторождения лития расположены в Чили, Боливии — здесь расположен крупнейший в мире солончак Уюни, запасы которого исчисляются в 21 млн тонн, а также в США, Аргентине, Конго, Китае (озеро Чабьер-Цака), Бразилии, Сербии, Австралии и прочих странах.

С 1941-го его добывали рудным способом на Завитинском месторождении в Забайкалье. По объемам производства СССР уступал только Соединенным Штатам. Ещё с конца 40-х годов 20-ого века велась серьёзная геологоразведка по всему СССР, в результате чего было обнаружено несколько 14 месторождений лития, от Кольского полуострова, до Байкала и Алтая.

Как Россия осталась без лития Производство, Российское производство, Импортозамещение, Промышленность, Завод, Сделано в СССР, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

Атомный проект СССР https://elib.biblioatom.ru/text/atomny-proekt-sssr_t3_kn2_20...

Последние 26 лет Россия литий не добывает — до 1997 года в Красноярском крае работал единственный в России рудник на территории Завитинского месторождения. Причина — наличие дешевого импорта. В прошлом году заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов заявил в Совете федерации о перспективе дефицита лития в России. Ранее сырье привозили из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. В начале 2022-го Чили и Аргентина заморозили поставки в нашу страну. Если не будет сырья, могут возникнуть проблемы с обеспечением промышленности литий-ионными аккумуляторами, заявил Демидов.

В то же время Китай сам столкнулся с нехваткой стратегически важного металла из-за резкого скачка в производстве электромобилей — с 2020 по 2022 годы доля КНР на этом рынке выросла с 3,5% до 20,3%, и она продолжает увеличиваться. В 2021-м страна находилась на третьем месте по добыче лития, его производство составляло около 12 тыс. т в год. На втором месте — Чили (26 тыс. т). Лидером по добыче и выпуску лития значилась Австралия (55,4 тыс. т). Добыча металла в Боливии, несмотря на крупнейшие запасы, не превышала 600 т. При этом мощность боливийского месторождения, тендер на разработку которого достался компании из КНР, составляет около 25 тыс. т в год.

Потребность же России в литии — около 2 тыс. т в год. По данным Геологической службы США (USGS), прогнозные запасы этого металла в России достигают почти 1 млн т, однако их освоение может оказаться менее выгодно, чем разработка боливийских месторождений. Для сравнения: ресурсы Боливии оцениваются в 21 млн т, Аргентины — в 18 млн т, Чили — в 9,8 млн т. Австралия и Китай — на четвертом и пятом местах: их резервы могут составлять около 7,3 млн т и 5,1 млн т соответственно.

Существует несколько способов добычи лития, применяемых в зависимости от вида залегания сырья. Наибольшая концентрация металла содержится в растворенном состоянии в природных солевых озерах (солончаках). Его разрабатывают гидроминеральным способом — воду закачивают в бассейны и выпаривают. Из образующегося концентрата получают карбонат лития, который используется в производстве аккумуляторов. Кроме того, металл может содержаться в горных породах. Его добывают рудным способом — посредством извлечения породы из шахт и переработки. Однако это дорого и менее эффективно. Также литий можно получать из отвалов отработанной руды и посредством переработки старых аккумуляторов.

Как Россия осталась без лития Производство, Российское производство, Импортозамещение, Промышленность, Завод, Сделано в СССР, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

Искусственные водоемы на литиевой шахте SQM, пустыня Атакама, Чили. Почти три четверти литиевого сырья в мире поступает из шахт в Австралии или соленых озер в Чили.

На фоне остановки поставок из Южной Америки металлургическая компания "Норильникель" в апреле 2022 года объявила о намерении создать совместное добывающее предприятие с Росатомом на крупнейшем в стране Колмозерском месторождении в Мурманской области. Оно богато пегматитами — горной породой, содержащей литий (18,9% запасов в РФ). Аукцион на месторождение пройден в 2023 году. (Колмозерское месторождение получило СП Росатома и Норникеля, Полмостундровское - ХАЛМЕК и ХМЗ.)

Как Россия осталась без лития Производство, Российское производство, Импортозамещение, Промышленность, Завод, Сделано в СССР, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

Еще один проект по производству лития намерены запустить «Иркутская нефтяная компания" и «Газпром" - они хотят добывать металл из минерализованных подземных вод в Иркутской области.

Проект разработки Колмозерского месторождения

Колмозерское месторождение — крупнейшее в стране по запасам лития (почти 19%). Прогнозные ресурсы Колмозерского — 13,5 млн тонн руды и 152,6 тыс. тонн оксида лития. На участке также содержатся бериллий, ниобий и тантал.

Разработкой Колмозерского участка займется совместное предприятие «Полярный литий», оно заплатило за лицензию 1,56 млрд руб. Срок пользования участком — 20 лет.

ГРР выполнят Норникель Технические сервисы и Русбурмаш (входит в горнорудный дивизион Росатома).
Проектирование и геологоразведочные работы планируют завершить через несколько лет.
Выход на проектную мощность ожидается к 2030 г.

СП Полярный литий намерен создать масштабное производство - от горнорудных работ и переработки до выпуска высокотехнологичной продукции.
На месторождении планируется перерабатывать 1,96 млн т/год руды и выпускать 45 тыс. т/год карбоната и гидроксида лития.
Освоение Колмозерского месторождения даст возможность создать первое российское производство литийсодержащего сырья.
Это позволит заместить импорт в Россию как литиевого сырья, так и батарейных компонентов для производства аккумуляторных батарей.
Напомним, что РЭНЕРА, отраслевой интегратор Росатома по накопителям энергии (входит в ТВЭЛ, топливный дивизион Росатома) строит завод по производству литий-ионных батарей в Калининградской области. Партнеры не раскрывают объем инвестиций, но, как сообщал “Ъ”, размер вложений может превысить 50 млрд руб.

«За счет дополнения возможностей и активов друг друга взаимодействие "Росатома" и "Норникеля" позволит ускорить построение отрасли полного цикла: от руды до накопителей энергии»,— отметил гендиректор «Полярного лития» Игорь Демидов. Гигафабрика «Росатома» в Калининградской области мощностью 4 ГВт•ч в год (примерно 50 тыс. электромобилей) должна заработать уже осенью 2025 года, а значит, компании придется продолжать первые годы импортировать сырье для изготовления ячеек. По оценкам Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, для потребностей гигафабрики «Росатома» потребуется около 360 тонн карбоната лития в год.

У России есть проблемы с поставками карбоната лития. Весной 2022 года в Минпромторге говорили, что Чили, Аргентина и Китай приостанавливали экспорт в РФ после начала военных действий на Украине. Поставки продолжала только Боливия. Весной прошлого года первый замглавы «Росатома» Кирилл Комаров отмечал, что России стоит «активно скупать за рубежом» месторождения с дешевым литием. Госкорпорация, в частности, сообщала об участии в тендере на месторождение в Боливии.

Проект разработки Полмостундровского месторождения

Открыто в 1952 году и разведывалось с 1954 по 1964 г.

Победитель - Арктический литий (ТД ХАЛМЕК и Химико-металлургический завод (ХМЗ) начнет добычу лития на этом месторождении в режиме опытно-промышленной эксплуатации уже в 2023 г. Началась ли добыча, пока неизвестно.
Объем добычи в режиме ОПЭ составит до 1 тыс. т/год с переработкой на ХМЗ с увеличением объема добычи до 20 тыс. т/год (в эквиваленте карбоната лития) к 2026 г.
Сейчас инициаторы проекта совместно с профильными институтами (ВИМС, Гиредмет) прорабатывают окончательную технологию и проводят подбор технологического оборудования.

«В 2023-2024 гг. планируется предоставление в пользование семи месторождений (кроме двух, на которые уже выданы лицензии — Полмострундровское и Колмозёрское), содержащих литиевые руды, а также иные стратегические дефицитные виды минерального сырья такие как ниобий, бериллий и тантал. Месторождения находятся на территории Мурманской и Иркутской областей, Республики Тыва, Республики Бурятия и Забайкальского края.

Россия располагает одной из крупнейших сырьевых баз лития в мире, входя в первую пятерку стран-держателей запасов. Запасы российского лития, учтенные в рудах 14 месторождений, составляют 3,5 млн т оксида лития. Причем, ряд месторождений не уступают объектам мирового класса, например, такие как недавно лицензированные Колмозерское и Полмостундровское в Мурманской области.»

Главное, на что я бы обратил внимание, в ответе Минприроды приводятся конкретные данные - 14 месторождений, которые содержат ~3,5 млн. тонн оксида лития, что позволяет России войти в 5-ку мировых лидеров по запасам столько важного сегодня для электромобилей строения и энергетике сырья.

P.S.

И конечно немного печального. Почему когда-то самый богатый посёлок Забайкалья не сможет достичь прежнего уровня? Как живёт Первомайский без денег и кадров?

Игорь Номоконов управляет администрацией Первомайского 10 лет. Всё это время и ещё 20 лет до его избрания один из крупнейших посёлков Забайкалья отходит от травматического шока после закрытия градообразующего горно-обогатительного комбината, который был единственным производителем литиевой продукции в советской России.

Беды предприятия начались с консервации в 1990 г. Ермаковского месторождения, когда была остановлена наиболее рентабельная часть производства. Предприятие срочно приступило к освоению Эгитинского флюоритового месторождения для замещения бериллиевого производства. Началось постоянное падение объемов производства. Инфляции уничтожили оборотные средства комбината.

В 1994 г. по распоряжению Госкомимущества России комбинат был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Забайкальский ГОК». К середине 90-х годов численность работающих на комбинате упала с семи до полутора тысяч человек. Трудящиеся по несколько месяцев не получали заработной платы.

Все, что было создано за долгие годы становления предприятия не одним поколением, перешло в руки людей, часто не имеющих никакого отношения к производству к трудной истории предприятия. Многое стало частной собственностью предпринимателей.

У того ЗабГОКа, который был, и тех цехов, которые были, никакой перспективы нет. В своё время предприятие обанкротили, несколько раз перепродавали. Все здания и сооружения находятся в частных руках, они разграблены, оттуда всё вывозится. Повлиять на эту ситуацию администрация никак не может.

- А что с самими месторождениями лития и бериллия? До 2027 года были планы открыть здесь производство карбоната лития технического сорта у красноярского завода, они в силе?

- По бериллию я вам пока ничего сказать не могу. По литию, да, добыча будет, к нам заходит химико-металлургический завод из Красноярска, куда как раз наш ГОК раньше поставлял карбонат. Сейчас направление работы одно – отработка отвалов. Уже проведены изыскательские работы, около 23 миллионов инвестировано. Запасы они подтвердили, в этом году планируется уже какое-то движение. Будем выбирать площадку. Это должна быть мини-модульная фабрика, но проекта мы ещё не видели. Специалисты решают, какой будет вид работ, с флотацией (метод обогащения литиевых минералов в кислой или щелочной среде – авт.) или без.

Мы надеемся, что наши специалисты, которые здесь остались, смогут работать там (планируемое число рабочих – 137 .).

https://vims-geo.ru/ru/documents/764/Ворогушин_Высоцкий_Сиби...

https://marketing.rbc.ru/articles/12651/

Показать полностью 4 1

Нужны ли России редкие металлы для современных технологий?


«Реформирование» нашей страны сопровождалось развалом промышленности, что особенно проявилось в деградации высоких технологий. В частности, Россия прекратила или резко со-кратила добычу и производство большинства редких металлов, необходимых для разработки и производства технологических новинок. Масштабы потребления этих металлов являются точным индикатором научно-технического развития страны. Не надо говорить о «развитии нано-технологий», если страна не производит и не потребляет редкие элементы. Кратко остановлюсь на трагической судьбе «редких» в современной России.

Бериллий - это металл необыкновенной твердости и легкости. Сплав бериллия с медью обла-дает свойствами стальной пружины (Он используется практически везде, где используется медь ,самое распространенные применения пружинные механизмы и бериллиевые бронзы как токопроводящие элементы). Металл необходим атомной, электронной, электротехнической, авиационной, аэрокосмической, нефтегазовой промышленности. Но уже много лет уникальное, стратегического значения, Малышевское месторождение бериллия и изумрудов на Урале переходит из рук в руки, в том числе и зарубежных, хозяев, шахты полузатоплены, бериллий не добывается. Прочие месторождения бериллия законсервированы.
Что сегодня «Ростех» в течение трех лет начнет производство бериллия https://www.vedomosti.ru/business/news/2023/07/10/984614-ros...


Ниобий увеличивает срок службы стальных труб в десять раз. Россия, покрытая сетью ржавых нефте- и газопроводов теряет за счет аварий трубопроводов миллионы тонн нефти и более 1% ВВП в год! По запасам ниобия Россия занимает первое место в мире. Но производство ниобия резко сокращено, по потреблению этого ценнейшего легирующего металла на душу населения мы отстаем от Японии и США в десятки раз. Попросту говоря, Россия производит некачественный металл, и наши дельцы предпочитают ввозить нержавеющие трубы из-за границы.

Ниобий всегда встречается в рудах вместе с другим ценным металлом танталом. Тантал используется в электротехнике для производства конденсаторов, для производства сверхтвердых и химически устойчивых сплавов, похожих по свойствам на платину. СССР был мировым лидером по производству тантала, который добывался вместе с ниобием в Ловозерском месторождении на Кольском полуострове. Сейчас получение тантала практически прекращено.


Производством ниобия в России занималась также фирма "Стальмаг". Она разрабатывала татарское месторождение этой руды, однако в 2010 году была закрыта.

Также можно добавить, что Соликамский магниевый завод занимается производством оксида ниобия. Его они получают, перерабатывая лопаритовый концентрат. Это предприятие вырабатывает от 400 до 450 тонн этого вещества, большая часть из которого уходит на экспорт в такие страны, как США и Германия. Часть оставшегося оксида уходит на Чепецкий механический завод, который производит как чистый ниобий, так и его сплавы. Там располагаются значительные мощности, позволяющие производить до 100 тонн материала в год.

Весной прошлого года отечественная металлургия испытала неприятный шок: бразильская компания CBMM, основными акционерами которой оказались американцы, внезапно прекратила поставки в Россию. А поставляла она феррониобий, широко применяемый для легирования нержавеющих и жаропрочных сталей.

По экспертным оценкам, в феврале 2023 года импорт феррониобия в РФ составил 312,5 тонн, что на 34% больше, чем в январе, но на 2% меньше, чем год назад. Импортная цена составила $32 за кг. Основными поставщиками ферронибия в Россию были следующие страны: Литва (170,4 т; +55% за месяц), Турция (40 т), Германия (21,6 т), Грузия (40,7 т; +92%), Корея (20 т) и Ирландия (19,8 т). Всего за январь-февраль 2023 года объем импорта феррониобия в РФ составил 545,1 тонны, что на 44% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В денежном выражении с начала года импорт стал меньше на 28%. Между тем, за 2021 год в целом импорт феррониобия в РФ составлял 3280 тонн. Иными словам, временно проблему удалось решить. Но кто знает, что будет дальше?

https://metallplace.ru/news180423_8/


Литий, стратегический металл для оборонной промышленности, необходимый для производства водородных бомб, эмалей, стекла, аккумуляторов, батареек. «До распада СССР наша страна занимала второе место по добыче лития после США. Тогда этот металл добывали только из твёрдого сырья - сподуменовых руд, - рассказывает директор Института Дмитрий Гладкочуб. До 20 000 тонн этого металла производят США, Чили, Австралия, Китай и другие страны. В России добыча лития прекращена. Заводы Красноярска и Новосибирска ввозят соединения лития из Чили и США. Вместе с литием в СССР добывались также цезий и рубидий. Сейчас эти металлы у нас не добываются, потребителей нет, «реформаторам» они не нужны.
https://irk.aif.ru/money/batareyka_sdohla_smozhet_li_prianga...


Цирконий широко используется в ядерной энергетике, оборонной промышленности, для про-изводства огнеупоров, легирования стали, эмалей, керамики, газопоглотителей, синтетических самоцветов. Мировое производство циркониевых концентратов – более миллиона тонн в год. На долю России сейчас приходится не более 1% от мирового потребления. Это значит, что по сравнению с СССР потребление циркония уменьшилось более чем на порядок. Месторождения циркония, хрома, марганца, титана остались за рубежом и утрачены при распаде СССР.

По последним доступным данным, годовая добыча циркониевых руд в России составляет 2,4 тыс. тонн, что эквивалентно менее 0,2% мирового объёма.

В РФ выпуском этого металла на данный момент занимается одно единственное предприятие - Чепецкий механический завод, расположенный в г. Глазове (Удмуртия). Первые его цеха были построены в начале ВОВ. К 1942 году завод вышел на полную проектную мощность. В то время здесь выпускались в основном патроны. В 1946 г. предприятие было переквалифицировано в завод по производству металлического урана. Позднее (в 1957 г.) здесь начали выпускать цирконий, а затем сверхпроводящие металлы, кальций и титан. https://fb.ru/article/270186/tsirkoniy-proizvodstvo-v-rossii

Иттрий, лантан, церий, самарий, гадолиний, европий и другие, всего 15 элементов, занимают особое место в таблице Д. И. Менделеева. Каждый из них обладает уникальными свойствами, которые проявляются преимущественно в высокотехнологиче-ских видах производства. Редкоземельные элементы используются в электронике, атомной и военной технике, металлургии, при производстве бензина и качественной оптики.

В СССР производилось до 3000 тонн этих металлов, сейчас их получение практически прекращено: низкоуровенным технологиям стратегические разработки не требуются. В то же время в Сибири разведаны грандиозные запасы руд редкоземельных элементов. Видимо, они заинтересуют лишь возможных будущих «хозяев» Сибири, например, китайцев, японцев или американцев, которые используют в своих высоких технологиях десятки тысяч тонн редкоземельных элементов.

Судьба скандия

В 1879 году шведский химик Л. Нильсон открыл в скандинавских минералах гадолините и эвксените новый элемент, названный им скандием. Скандий занял в таблице Менделеева заранее приготовленную для него клетку, где под названием «экабор» гениальный русский химик предсказал свойства этого редкого металла.

Скандий оказался типичным рассеянным элементом, в тонне гранита его содержалось 5-6 граммов, но месторождения отсутствовали. Редкость и дороговизна скандия мешали его ис-пользованию в технике. Тем не менее, оказалось, что этот элемент весьма полезен, прежде все-го, в металлургии алюминия. Например, примесь 0,1-0,3% скандия увеличивала прочность и теплостойкость алюминиевых сплавов в три-четыре раза, причем они становились способными к свариванию.

Обшивка советского космического челнока «Буран» была сделана из алюминий-скандиевого сплава. Такой сплав очень удобен в конструкциях самолетов, ракет, скоростных поездов и автомобилей. Он обладает также радиационной стойкостью, что позволяет использовать его в атомных реакторах. Для производства ЭВМ нового поколения используют синтетические гранаты германий-гадолиний-скандиевого состава. Эти же гранаты, но с добавкой неодимия и меди, являются лазерами. Оксиды циркония и скандия дают высококачественную керамику, сплав магния и скандия используют в водородной энергетике.

СССР, развивая высокие технологии и глядя в будущее, еще в начале 1960-х годов начал поиски, разведку и добычу скандиевого сырья. В итоге в течение многих лет СССР занимал первое место в мире по получению скандия. Если во всем мире добывались сотни килограммов, то в СССР ежегодная добыча достигала 10 тонн! Согласно советской программе, предусматривалось ежегодное производство 1000 тонн высококачественных алюминий-скандиевых сплавов. Это позволило бы совершить технический прорыв в самолето- и ракетостроении. Потребителями скандия были ВПК и авиакосмические отрасли, металл также шел на экспорт, но в гражданском хозяйстве его использовали мало.

После распада СССР интерес к скандию упал, хотя возник новый, уже спекулятивный спрос на скандий в связи с попыткой банков использовать его в качестве валютного металла. В итоге цена оксида скандия в 1995 году достигла 2500 долларов за килограмм. Сейчас она упала втрое. В связи с возрождением российского производства и намерениями развивать высоки технологии о скандии вспомнили вновь.

Откуда добывался советский скандий? Металл этот рассеянный, но он отчетливо концентрируется в рудах урана, титана, железа, алюминия, редкоземельных элементов, а также фосфорного сырья. Содержание скандия в них достигает 100-500 граммов на тонну, что значительно превышает его среднее содержание в земной коре. Хотя собственных руд скандий не образует, но при комплексной переработке многих типов сырья его можно получать в промышленных количествах.

Скандий накапливается в урановых рудах, бокситах, магнетитовых железных рудах, в ильменитовых и рутиловых титановых концентратах, в касситерите, вольфрамите, цирконе, берилле, пироксенах. В СССР он добывался, в основном, при переработке урановых и титановых руд, в которых его содержание колебалось от 50 до 150 граммов на тонну. На урановом Прикаспийском комбинате (ныне АО «Каскор») в год производилось до 9 тонн оксида скандия. Сейчас производство остановлено из-за истощения урановых руд.

На базе железо-уранового Желтореченского месторождения Украины был построен рудник, который в зарубежной печати называли самым крупным производителем скандиевого сырья. После распада СССР предприятие было акционировано и треть его акций принадлежала американской компании Ashurst Technology Ltd. С 1993 года предприятие призводило алюминий-скандиевый сплав, производственная мощность оценивалась в 900 тонн, но реальный выпуск не превышал десятков тонн. В 1995 году предприятие закрылось. Очевидно, американцы умыш-ленно прикрыли уникальный комбинат.

Титановый минерал ильменит из россыпей Украины также частично использовался для получения скандия. Много скандия находится в красном шламе, остающемся после переработки бокситов. Например, только в 1990 году из бокситов, добытых на Урале, можно было извлечь 46 тонн скандия. Но весь скандий алюминиевых, железных, вольфрамовых, оловянных, берил-лиевых и частично титановых руд идет в отвалы.

Сейчас к потенциальным источникам скандия добавились руды Томторского месторождения Восточной Сибири, уникального по запасам ниобия, редкоземельных, редких и рассеянных элементов. Этот объект возник за счет выветривания мраморной лавы древнего вулкана, богатой церием, лантаном, неодимием, иттрием и другими редкоземельными элементами в сочетании с ниобием и танталом. Содержание скандия в руде достигает 800 г на тонну. Запасы здесь так велики, что месторождение могло бы стать главным мировым источником скандия, выпуская более 20 тонн оксида скандия ежегодно.

Скандий сейчас накапливается в многочисленных отходах производства. Например, в красном шламе, остающемся при переработке бокситов, на тонну сырья остается 100 граммов скандия, в пироксеновых хвостах железорудных месторождений – 150 граммов, в титановых шлаках – 200 граммов, в шлаках вольфрамового и оловянного производства – 250 граммов. При отработанной технологии и цене оксида 800 долларов за килограмм дополнительное получение скандия может резко увеличить рентабельность производства алюминия, железа, вольфрама, олова, урана. Но для развития скандиевой промышленности нужны умные потребители.

Трагедия высокотехнологичной промышленности России заключается в том, что она получила в наследство от СССР строгую секретность и келейную замкнутость производства, принадлежащего ВПК. Высокие технологии использовались в производстве ракет, истребителей, подводных лодок, атомных бомб, термоядерных зарядов. Но высокотехнологичные разработки гражданского назначения отсутствовали. Поэтому развал СССР и отечественного ВПК привел к массовой гибели разнообразных высоких технологий и потере десятков тысяч классных специалистов.

В то же время за рубежом продолжается настойчивая работа по изучению свойств редких элементов, особенно в нанотехнологиях. Например, использование вместо кремния диоксида гафния в качестве подложки позволило на два порядка увеличить и без того фантастическую плотность ячеек памяти для компьютерных микросхем. Но такой уровень технологии для России – сегодня недосягаемая вершина.
Нелишне вспомнить, что многие сверхсекретные разработки Пентагона быстро уходили «на гражданку» и давали ошеломляющий «взрыв» обилия информационных технологий. В их числе Интернет, микросхемы, глобальная спутниковая навигация, картографирование из космоса и многое другое.

Излишняя секретность губительна: в СССР были засекречены топографические карты М 1:200000 (в сантиметре два километра), а американцы свободно продавали спутниковые фото-графии всего мира М 1:15000 (в сантиметре – 150 метров!). В СССР я пользовался такими фо-тографиями на геологической съемке, а в полевой сумке у меня лежали скверные секретные карты Генштаба, за утерю которых я бы считался почти врагом народа. Поэтому американцы сохраняют лидерство в многочисленных научных разработках, приносящих им огромные доходы.

Скандий в этом отношении – одна из «жертв» гибели СССР и ВПК. Ведь алюминий-скандиевые сплавы были для своего времени абсолютно пионерскими разработками, и могли бы вывести Россию в лидеры высокотехнологичного производства гражданских авиалайнеров. Свои самолеты России необходимы. Но отечественный авиапром последовательно и на радость зарубежным конкурентам уничтожался.

Сейчас требуется сменить две тысячи устаревших самолетов, построенных прошлым поколением советских специалистов, замены которым тоже нет. Российские компании массово закупают «Боинги» и «Эрбасы», хотя на эти десятки миллиардов долларов можно было развернуть отечественное оригинальное производство, в том числе на основе алюминий-магний-скандиевых сплавов.

Возьмем другой пример – производство труб. Российские трубы давно изношены, прохудились, из них текут фекалии, кипяток и нефть, взрывается газ… Потребность в трубах огромна. И вот на Каменск-Уральском металлургическом заводе получена в опытном порядке партия труб из алюминий-магний-скандиевого сплава. Их использование на газоконденсатном нефтяном месторождении показало большую коррозионную стойкость. Стоимость трубы длиной 12 метров в три раза меньше, чем такой же импортной, а вес ее меньше в 2, 5 раза! Выгода несомненна. Но заказов нет!

В России имеются месторождения всех типов редкоземельных, редких, рассеянных элементов. Но для их добычи необходимо воссоздание уничтоженной инфраструктуры потребления. Не надо забывать, что «реформированная» Россия с ее отсталым производством свалилась в списке из 73 стран по ВВП – на 64 место, а по уровню конкурентоспособности – на 67 место в мире.
.
Забытый стронций

Основоположник науки о геохимии академик А. Е. Ферсман называл стронций «металлом красных огней». Действительно, стоит только бросить в пламя щепотку соли стронция, как пламя тотчас окрасится в яркий карминово-красный цвет. Поэтому соли стронция издавна использовались в пиротехнике.

Сейчас применение стронция гораздо разнообразней. Сотни тысяч тонн карбоната стронция расходуются для производства специального стекла экранов цветных телевизоров, компьютеров, радаров и различных дисплеев. Добавка стронция необходима, поскольку она задерживает смертельно опасные для человека рентгеновские лучи, проникающие через обычное стекло. На каждый цветной телевизор приходится до килограмма оксида стронция. Десятки тысяч тонн идут на производство высококачественных ферритов – керамических магнитов, необходимых в электротехнике для производства портативных электромоторов.

Стронций широко используется также в электронике, как добавка при производстве титаната бария, из которого делают современные многослойные керамические конденсаторы. Стронцие-вые глазури украшают изделия из фарфора и в отличие от свинцовых глазурей они безвредны. Добавка стронция повышает твердость алюминия и меди. Соли стронция по-прежнему окрашивают огни ракет для салютов.

Хлорид стронция – ключевой компонент зубной пасты. Карбонат стронция необходим в производстве высокочистого цинка для устранения примеси свинца. Алюминат стронция используют для изготовления светящихся красок. Хромат стронция является антикоррозионным покрытием для цинка, алюминия и магниевых авиационных сплавов. Короче говоря, стронций – необходимый металл в современной высокотехнологической промышленности.

Для России стронций имеет особое значение, поскольку это уникальная легирующая присадка для производства морозостойкой стали. Опытные промышленные плавки, проведенные еще в 1991 году на Иркутском заводе тяжелого машиностроения, а также на Магнитогорском и Тульском (ОАО «Ванадий») металлургических комбинатах показали, что легированная стронцием сталь не ломается при низких температурах. А ведь в России тысячи километров железнодорожных путей проходят по Сибири с ее знаменитыми морозами. Для катастрофы достаточно одного лопнувшего на морозе рельса… Многочисленные машины, экскаваторы, бульдозеры работают у нас за Полярным кругом, где зимой обычная сталь становится хрупкой.

Потребление карбоната стронция в мире оценивается в 400 тысяч тонн, используют его исклю-чительно высокоразвитые страны. В их число входил и СССР, который добывал и потреблял ежегодно 20 тысяч тонн стронциевых солей. Добыча минерала целестина, сульфата стронция, шла на месторождениях Средней Азии. В современной России добыча стронция прекращена, потребителей нет.

По формальным данным справочников все не так уж плохо: по Российской Федерации про-гнозные ресурсы составляют миллиарды тонн. Только на Кольском полуострове при переработке апатитового концентрата Хибинских месторождений можно ежегодно получать 12 тыс. т оксида стронция. Стронций содержится также в редкоземельно-ниобиевом лопаритовом концентрате расположенного по соседству Ловозерского месторождения.

Но прогнозные ресурсы резко отличаются от разведанных запасов. Почти весь «прогнозный» стронций теряется, поскольку экономически приемлемые технологические схемы его извлечения из апатита не разработаны. При добыче лопарита десятки тысяч тонн стронция также шли в отвал.

За рубежом стронций добывается из стронциевых месторождений, нередко с примесью бария, где руда представлена сульфатом стронция - целестином или карбонатом стронция – стронцианитом. Крупными месторождениями целестина с запасами в миллионы тонн располагают Испания, Турция, Иран, Китай, Мексика, Канада. Стронцианит добывают на юго-востоке Африки, в Малави.

В России тоже имеются собственно стронциевые (преимущественно целестиновые) месторож-дения. Вместе со стронцием часто присутствует барий. Прогнозные ресурсы по оксиду стронция на начало 2007 года оценивались в 161 млн. т. Наиболее перспективные по содержанию стронция и технологическим свойствам целестиновые руды выявлены на месторождении «Синие камни» в горах Дагестана, среди известняков верхнеюрского-мелового возраста. Руды со-держат от 10 до 18% SrO, хорошо обогащаются, разведанные запасы по категории С2 состав-ляют 680 тыс. т., район весьма перспективен для дальнейшей разведки. Однако сложная геополитическая обстановка мешает освоению месторождения.

В Пермской области у деревни Мазуевка разведано Мазуевское месторождение целестина в виде вкрапленности в глинисто-карбонатной брекчии пермского возраста. Содержание оксида стронция от 2 до 32%. Балансовые запасы – 270 тыс. т., забалансовые – около 1,5 млн. т, про-гнозные – до 7 млн. т. По экономическим показателям, значительным запасам, хорошей обога-тимости руд, небольшой мощности вскрыши. Мазуевское месторождение является наиболее перспективным для разработки.
Крупные месторождения целестина известны также в Центральной России, в Тульско-Рязанской провинции, среди доломитов и известняков верхнего девона. Здесь в Кимовском районе Тульской области предварительно разведано очень крупное Табольское месторождение с запасами до трех млн. т целестина, с содержанием в рудах 5-6% оксида стронция и без вредной примеси бария. Руды хорошо обогащаются, но добыча для экономической эффективности должна быть комплексной – с использованием попутно добываемого известняка и доломита.

В этом районе располагаются также Арсеньевский, Верхнеупьевский и Гайский участки с про-гнозными ресурсами целестиновых руд около 230 млн. т. при содержании целестина от 5 до 20%. Разработка целестиновых руд в центре России весьма перспективна - повысится занятость населения, а Тульский и Липецкий металлургические комбинаты получат ценную леги-рующую присадку для морозостойкой стали рельсов, бульдозеров, самосвалов.

Разведанные запасы оксида стронция достигают здесь сотен тысяч тонн при довольно высоком качестве руды и могут использоваться для нужд Кузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов. Последний выпускает 70% объема железнодорожных рельсов России. В Иркутске действует завод тяжелого машиностроения, производящий драги и навесное оборудование для бульдозеров, для которых пригодилась бы морозостойкая стронциевая сталь.

На примере Китая видно, что стронций – металл для бурно развивающейся промышленности. Сотни тысяч тонн целестинового концентрата ввозят для переработки Германия, США, Япония, Южная Корея. Безусловно, это дальновидная политика, свидетельствующая об экономиче-ском развитии стран и наличии там высоких технологий.

Когда говорят о необходимости развития современного производства и нанотехнологий, словно забывают, что наша страна вывозит на экспорт не только нефть и газ, но также почти все стратегически ценные металлы – алюминий, титан, никель, сталь, медь, платиноиды, золото, серебро, кобальт, молибден и др. Россия стала крупнейшим экспортером минерального сырья.

Но Россия – не СССР, она уже не имеет, как прежде, собственных богатых месторождений хрома, марганца и титана. Заброшены месторождения олова и вольфрама. В стране с атомной энергетикой – резкий дефицит урана. Надо помнить, что Россия прекратила добычу и использование важнейших редких металлов, таких, как бериллий, литий, рубидий, цезий, тантал, ниобий, лантан, церий, европий, скандий, иттрий и др.

Однако без добычи и использования редких металлов бессмысленны разговоры о «нанотехнологиях». В числе этих отсутствующих, но абсолютно необходимых для развития России элементов, находится стронций.

Наследник крылатого металла

Имеются элементы, производство которых – индикатор развития страны. Таким элементом долгое время являлся «крылатый металл» алюминий, без которого было невозможно развитие авиации. Теперь, в эпоху скоростных самолетов и поездов, атомных подводных лодок и прочнейших конструкционных деталей его постепенно вытесняет титан. Производство титана – тоже показатель уровня экономического развития государства и его обороноспособности. Металлический титан необходим для производства современных истребителей и гигантских самолетов, космических и военных ракет, подводных лодок, скоростных поездов, турбин, нержавеющих легких труб со свойствами стали.

На основе диоксида титана получают лучшие по качеству белила, используемые в производстве бумаги, резины, пластмасс, керамики, а также для стойких покрытий автомобилей, морских судов и самолетов. Мировое производство пигмент-ной двуокиси титана превышает 4 миллиона тонн, металлического титана – 100 тысяч тонн. Тонна диоксида титана стоит 2500 долларов, титанового металлического проката – до 30 тысяч долларов, и суммарно годовое производство такого титанового полуфабриката оценивается в 14 миллиардов долларов, что вдвое превосходит стоимость мировой добычи сырых алмазов.

Советский Союз 20 лет назад производил ежегодно 100 тысяч тонн металлического титана - в полтора раза больше, чем США, Япония, Китай и Европа вместе взятые. Это огромное количе-ство не продавалось за рубеж, а расходовалось на нужды бурно развивавшейся отечественной промышленности: 55% шло в авиацию, 25% - на флот, 15% - на космос и ракетостроение. Сейчас мощное гражданское авиастроение России практически уничтожено. Производство боевых истребителей и работа авиазаводов зависят уже не от нужд разоренной армии с обветшалой техникой советского времени, а от планов закупки наших военных самолетов министерствами обороны Китая, Индии, Венесуэлы и других стран. Наш флот многократно сократился и его былая потребность в титане - в далеком прошлом.

Поэтому производство и использование титана на нашем внутреннем рынке резко снизилось: в 2006 г. было произведено всего 32 тысячи тонн титановой губки. Внутреннее потребление титанового проката многократно уменьшилось и составляет лишь… 3 тысячи тонн, т. е. 3% от времен «застойной» эпохи. Остальной металл продается за рубеж в качестве полуфабриката.


Ясно, что бизнесу «реформированной» России титан уже не нужен. Этот металл разделил судьбу российского алюминия, который также почти не находит применения в собственной стране и миллионами тонн вывозится за рубеж в виде сырья – металлических слитков. Зато более тре-ти всего титанового проката, который сейчас используют США, привозится из России. В плане снабжения зарубежья этим сырьем у России «светлое будущее», поскольку нужда в металличе-ском титане в развитых странах быстро растет.

В 2007 году США, Европа, Япония и Китай планируют использовать только в авиации около 80 тысяч тонн титанового проката: для произ-водства «Боингов», «Аэробусов» и новейших гигантов А-380 на 560 пассажиров.


Части корпусов американских «Боингов» будут строить в России с использованием русского титана. Американские самолеты заменят авиалайнеры советской постройки, эксплуатировав-шиеся долгие годы на износ, без всякой замены. А куда еще девать титан, если пока не все со-ветские заводы по производству титана разобрали на металлолом, а о строительстве отечественных самолетов забыли?


Очевидно, что нашей стране на очередном празднике зарубежной авиации показывать будет нечего - финансирование отечественной авиапромышленности в нужном объеме реформаторы прекратили 17 лет назад. Зато новые хозяева российских титановых заводов не останутся внакладе, снабжая металлом развитые страны, ведущие многократный передел титанового сырья с резким увеличением стоимости из него изделий.


Россия могла бы получать значительную прибыль, производя из твердого, прочного и легкого титана хотя бы такие дефицитные изделия, как клюшки для хоккея и гольфа, рамы велосипедов, горные лыжи, лыжные палки, оправы для очков, корпусы часов, альпинистское снаряжение – карабины, крючья, ледорубы. Цинковый лист, легированный титаном (титанцинк), является надежным кровельным материалом, проектный срок его службы более 80 лет! Листами с золотистым устойчивым нитридом титана можно было бы покрыть не только храм Христа Спасителя в Москве.

Специфика титанового производства в России заключается в том, что титановую руду у нас не добывают, и почти весь металл и краску производят из импортного сырья. Концентрат поступает на заводы из россыпных месторождений Украины, хотя по запасам титановых руд Россия занимает одно из ведущих мест в мире. С распадом СССР вкладывать деньги в организацию добычи руды в России у новых хозяев желания не возникло. Ведь вместо геологической разведки гораздо выгоднее прокручивать деньги за рубежом.

Титан в России добывается только на Ловозерском месторождении в Мурманской области. Руда здесь комплексная, в ней содержатся церий, лантан, ниобий, тантал и титан. Из концентрата получают около двух тысяч тонн двуокиси титана в год. Все остальные крупные месторождения титана России не используются, так как нуждаются в детальной разведке, технологических ис-пытаниях и геолого-экономической оценке.
Для добычи титанового концентрата обычно используются древние речные или морские россыпи с примесью титанового минерала ильменита (FeTiO3). Залежи ильменитовых песков, возникших при выветривании основных магматических пород типа габбро и базальтов, имеются в Тамбовской, Нижегородской, Новосибирской, Томской и Омской областях.

Ильменит содержится также в кристаллических сланцах, среди которых залегают крупные месторождения золота. В ильменитовых сланцах расположено, например, гигантское золоторуд-ное месторождение Сухой лог в Ленском золотоносном районе. При выветривании сланцев возникают золотоносные россыпи, где вместе с золотом накапливается ильменит.


Ежегодно в России при разработке золотоносных россыпей промываются десятки миллионов кубометров песков, из которых можно извлечь сотни тысяч тонн ильменитового концентрата с содержанием 50 процентов двуокиси титана. Из кристаллических сланцев в россыпи переходит также более ценный титановый минерал рутил (ТiO2). Попутное извлечение титана при добыче россыпного золота может повысить эффективность работ на золото и избавить Россию от не-хватки титановой руды.

Кроме Ленского золотоносного района, титансодержащие сланцы в ассоциации с месторожде-ниями золота имеются на Енисейском кряже, на Алдане и в других районах России. Титановые минералы золотоносных россыпей уходят в отвал, хотя они являются важным и явно недооце-ненным источником титана.

Таковы итоги этих грустных размышлений о судьбе редких металлов в России.

Александр Портнов

доктор геолого-минералогических наук,

профессор

https://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1577

Показать полностью

Неприступный Кёнигсберг был взят за четыре дня

Неприступный Кёнигсберг был взят за четыре дня Военная история, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Герои, Военные, СССР, Война, Нацизм, Калининград, Видео, YouTube, Длиннопост

Крепость обороняли подразделения вермахта и фольксштурма общей численностью, по разным оценкам, от 100 до 130 тысяч человек, имевшие на вооружении около 4000 тысяч орудий и миномётов, более 100 танков и 170 самолётов.

Задача по взятию Кёнигсберга была поручена 3-му Белорусскому фронту маршалу Александру Василевскому, вступившему в командование фронтом после гибели 18 февраля генерала армии Ивана Черняховского.

Для штурма Кёнигсберга была сосредоточена группировка войск численностью более 106 тысяч человек, 5200 орудий и миномётов, 538 танков и самоходных артиллерийских установок, 2174 самолётов.

Для штурма укреплений были созданы 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы — как из состава стрелковых частей, так и из инженерных войск — десяти инженерно-сапёрных бригад, трёх штурмовых инженерно-сапёрных бригад, двух моторизованных инженерных бригад и одной понтонной бригады.

Кроме того, в штурме участвовали химические войска — 7 отдельных огнемётных батальонов, рота фугасных огнемётов и 5 отдельных рот ранцевых огнемётов. Эти подразделения были распределены по штурмовым отрядам и штурмовым группам.

В штурмовые группы привлекали в первую очередь тех, кто имел за плечами опыт уличных боёв, в частности участников Сталинградской битвы.

Неприступный Кёнигсберг был взят за четыре дня Военная история, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Герои, Военные, СССР, Война, Нацизм, Калининград, Видео, YouTube, Длиннопост

Интересно, что гитлеровское командование, вдохновляя своих солдат, апеллировало к… советскому опыту. «Русские, опираясь на слабые сухопутные укрепления Севастополя, защищали город 250 дней. Солдаты фюрера обязаны столько же времени продержаться на мощных укреплениях Кёнигсберга!», — восклицали нацистские пропагандисты.

8 апреля немцы были отброшены к центру города. Маршал Василевский обратился к коменданту Кёнигсберга с предложением о капитуляции.

К вечеру 9 апреля в руках советских войск были северо-запад, запад и юг Кёнигсберга, немцы продолжали удерживать позиции в центре и частично на востоке города. В 21:30 Отто фон Ляшу был передан новый ультиматум советского командования. Поколебавшись, комендант Кёнигсберга отдал приказ о прекращении сопротивления.

Неприступный Кёнигсберг был взят за четыре дня Военная история, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Герои, Военные, СССР, Война, Нацизм, Калининград, Видео, YouTube, Длиннопост

Операция по взятию Кёнигсберга была осуществлена за считанные дни с минимальными потерями. По данным штаба 3-го Белорусского фронта, с 1 по 10 апреля 1945 года убито было 3506 человек, пропало без вести 215, ранено 13 177.

Потери оборонявшихся, по разным данным, составили от 34 до 42 тысяч убитыми. По сообщению Совинформбюро, в плен было взято 92 тысячи немецких солдат и офицеров, однако, по мнению многих историков, в это число вошло до 20 тысяч гитлеровцев, пленённых ранее, а непосредственно при штурме Кёнигсберга в плену оказались более 70 тысяч немецких солдат и офицеров.

Взятие Кёнигсберга было отмечено в Москве салютом высшей категории — 324 орудия совершили 24 артиллерийских залпа. Помимо учреждения медали «За взятие Кёнигсберга», которой, как уже говорилось, было награждено 760 000 человек, 216 солдат и офицеров Красной армии за штурм Кёнигсберга были удостоены звания Героя Советского Союза, 98 воинских частей получили название «Кёнигсбергские».

Немецкая история столицы Восточной Пруссии подошла к концу — Кёнигсберг после войны стал советским городом, который в 1946 году был переименован в Калининград. Воинственный прусский дух был сокрушён окончательно.

Кенигсберг - это единственный город, не являющийся столицей государства, за взятие которого в СССР была учреждена медаль.

https://topwar.ru/169831-shturm-kenigsberga-nepristupnuju-kr...

https://aif.ru/society/history/vziatie_Kenigsberga

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кёнигсбергская_операция

UPD:

по тексту ошибка 4000 орудий и минометов

Показать полностью 2 1

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или «Советские раллисты вышли из таксистов»

Никто не верил в их успех в 68-м и 70-м. У конкурентов были целые штаты механиков и вертолеты, а у них — только две "технички" с запчастями. Они спали в машинах, сбивали кенгуру, спасались от мафии, чуть не погибли, но в итоге финишировали на подиуме.

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

Всего из Лондона стартовало 98 машин от двенадцати заводских команд ведущих мировых автопроизводителей, к финишу пришло же только 23 машины. Дойти до финиша в Сиднее в полном составе, не потеряв ни одной машины, удалось лишь четырем командам: австралийской (Ford 1-е место), двум английским (ВМСAustin 2-е место, ВМС Morris 3-е место) и нашей. Советские гонщики заняли третье место в командном зачёте, 12, 17, и 20 места в общем зачете и 2, 3, 4 места в личном зачете в своем классе. Итогом обоих супермарафонов стало признание «Москвича» как надежного, крепкого автомобиля, а ведь наши гонщики ездили на машинах, которые по сути ничем не отличались от стандартных. В 1968-ом «Москвичи» обошли многие, известные уже в то время, автомобильные компании!

Тяжелейшие международные марафоны "Лондон — Сидней" и "Лондон — Мехико" 1968 г. и 1970 г. современники назвали "Ралли века". Команды советских "Москвичей" были в числе немногих успешно дошедших до финиша. Составляющей успеха были не только сами автомобили — героизм пилотов, штурманов и механиков отмечали даже соперники.

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

До начала соревнований никто из именитых людей мирового автоспорта и организаторов гонки "Москвичи" всерьез не воспринимал. Когда перед стартом марафона в Лондоне проходил светский раут и всех участников попросили выбрать три потенциальные команды-лидера, лишь польский гонщик Собеслав Засада точно подметил, что советские машины еще себя покажут.

Казусы в ходе гонки

В бразильском Сан-Паулу неприятная история с хорошим концом приключилась с одним из наших экипажей. На какой-то из улиц города две машины вдруг блокировали "Москвич". Два человека, вооруженных автоматическим оружием, попытались вломиться в салон 412-го. Один из членов экипажа, проходивший срочную службу в советских ВДВ, дал отпор, крепко ударив нападавшего, затем успел закрыть окно и дверь на замок. Вокруг машины собралась толпа, пытавшаяся ее перевернуть. Но один молодой человек на ломаном английском поинтересовался национальностью гонщиков. Узнав, что команда советская и Гагарин в самом деле советский космонавт, нападавшие сняли осаду, и "Москвич" продолжил гонку. Позднее выяснилось, что один из английских экипажей, незадолго до того промчавшийся по этой улице, чуть не сбил мальчика. Его отец и пытался напасть на автомобиль — горячие бразильцы решили отомстить тем, кто попался под их горячую руку.

На австралийском этапе первого пробега гонщики одного из "Москвичей" не поставили на передок защиту от кенгуру — хотели сэкономить в весе, не перегружая передок. По иронии судьбы именно экипаж этого автомобиля оказался единственным из нашей команды, кто сбил взрослого кенгуру. Большое животное помяло облицовку передка, оказалась разбитой фара, а главное — пробило радиатор. На ремонт потратили более получаса.

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

В гонке 1970 года советская команда из-за азарта борьбы даже потеряла одну машину. Несмотря на то что внутренняя конкуренция в команде жестко пресекалась, полностью ее побороть не удалось. Во время смены водителя мимо "Москвича" под номером 21 промчался другой наш экипаж. Пилот кинулся догонять коллег по команде и в горячке, прыгнув за руль, не пристегнулся ремнем. Как на грех, сразу после этого на одном из крутых виражей гонщик не справился с управлением и отправил "Москвич" под откос. Машина пошла кубарем, при перевороте водитель вылетел через дверь и сломал семь ребер.

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

Экипаж следовавшей в конце пелотона нашей "технички" увидел на обочине горной дороги местных ребятишек, играющих табличкой со стартовым номером 21, и почуял неладное. "Дознание" привело к месту аварии, и соотечественники пришли на помощь пострадавшим. Ближайший город, где можно было получить медицинскую помощь, находился в 500 километрах. Туда и отправилась "техничка", принявшая на борт раненого, а потерпевший аварию "Москвич" поставили на колеса, и он продолжил гонку.

Правда, судьи все-таки сняли 21-й номер с соревнований, но не по техническим причинам, а из-за потери члена экипажа, оставшегося в больнице. Дальше остальным экипажам "Москвичей" пришлось ехать гораздо медленнее, перестраховываясь, чтобы наверняка довести до финиша оставшиеся три зачетные машины — именно столько требовалось, чтобы зафиксировать в Мехико финиш "Москвичей" в командном зачете.

Ремонт в полевых условиях

Можно смело сказать, что советская команда добилась высоких результатов вопреки скромной поддержке и экономному финансированию. Заводские команды Ford, Peugeot, Citroen, British Leyland и прочие обладали десятками "техничек" и даже вертолетами поддержки, а команды механиков встречали "своих" на каждом бивуаке.

Наши же "боевые" седаны могли ждать помощь только от двух "техничек" — по окна загруженных запчастями универсалов "Москвич-427", вес которых без людей составлял около 2 500 кг. Кстати, о людях: не зря в экипаж марафонских "четыреста двенадцатых" входило по три человека вместо привычных для европейцев двух, потому что наши гонщики одновременно являлись и механиками.

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

И зачастую по ночам, вместо отдыха, они обслуживали и ремонтировали потрепанные за день "Москвичи". Отсыпались потом прямо на трассе, покрепче пристегнувшись к сиденью своей несущейся по спецучастку машины. Да и то высыпались далеко не всегда, ведь самые нешуточные ремонты на маршруте экипажи часто успевали закончить своими силами еще до того, как прибывала помощь "технички". Запасные узлы и детали везли прямо в багажниках "боевых" машин.

О трассе

Значительную часть маршрутов обоих марафонов составляли провинциальные дороги без какого-либо покрытия, горные серпантины, каменистые тропы. По воспоминаниям участников, были этапы, когда наши "четыреста двенадцатые" целый день двигались не выше чем на второй передаче. С другой стороны, на некоторых спецучастках, в том числе и в горах, средняя скорость "Москвичей" составляла 100, а то и 120 км/ч! Даже при сегодняшнем уровне техники и навигации трудно представить себе, как можно вести перегруженную легковушку (не джип, не кроссовер!) по пересеченной местности в таких условиях.

О сложности трассы, качестве нашей техники и машин соперников говорит, к примеру, интересная статистика второго марафона. Из 12 авто марки Peugeot к финишу добрался только 1, из 9 "Фордов" черно-белый клетчатый флаг увидели экипажи всего 4 машин, заводская команда Citroen у финиша встречала один свой автомобиль (стартовало 6), из 6 британских Triumph в конечный пункт марафона доехали 2. "Москвичей" же стартовало 5, а финишировало 3, как ни крути — лучшая статистика в гонке!

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

А авто таких марок, как Porsche, Mercedes, BMW, Hillman вообще не пересекли финишную отметку. И если бы нашим парням такую техподдержку, какая была у вышеупомянутых команд маститых марок, они наверняка дошли бы до Мехико без потерь, заняв в командном зачете не третье, а более высокое место. Но такой результат "Автоэкспорту" и советскому автопрому не очень-то был и нужен: производственных мощностей АЗЛК и без того едва хватало для удовлетворения спроса, а 60% выпущенных "Москвичей" уходило на экспорт…

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

Проведение второго марафона в 1970 году инициировали издатели британского таблоида The Daily Mirror, увидев определенный символизм. Все дело в том, что в 1966 году сборная Англии по футболу выиграла Чемпионат мира у себя дома. Следующим хозяином мундиаля являлась Мексика, поэтому было решено соединить трансконтинентальным пробегом стадионы "Уэмбли" (Лондон) и "Ацтека" (Мехико). В багажнике одного из гоночных автомобилей даже находился фрагмент лондонского газона, который посадили на стадионе по прибытии в столицу Мексики.

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

Успешные выступления на международной арене сделали Москвич 412 самым продаваемым советским автомобилем за границей. Относительно успешно отечественные пилоты выступали до середины семидесятых годов. Однако автоспорт развивался, трассы стали делать все короче, ставя во главу угла скорость. Машины конкурентов были все мощнее, а Москвич оставался все таким же: простым, выносливым и надежным автомобилем.

P.S. Многие западные издания не оставили без внимания тот факт, что «Москвич» №98 пришёл к финишу практически без царапин и вмятин. В то время как на всех 55 дошедших автомобилях были следы дорожных битв. В интервью журналу «Вокруг света» (№12, 1970) Юрий Лесовский так прокомментировал этот факт:

«Прежде всего, везением. Ведь никто из гонщиков не стремился получить эти, как вы говорите, рубцы. Просто им не везло в их взаимоотношениях с кенгуру, с телеграфными столбами и выбоинами. А в ралли такие опасности подстерегают на каждом шагу. Это ведь не трековая гонка, где крутишься по замкнутой кривой, проходя ее по сто раз и изучив, как собственную квартиру. В ралли каждый километр для тебя - неизвестность. Это обычная дорога, не закрытая, кстати, для других машин, только ехать по ней раллисту надо побыстрее, да еще и не сбиться с пути. Сидишь за рулем, пялишь глаза на дорожные указатели или в темноту, которая то и дело готовит тебе сюрприз».

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

«Ралли века»: от приключений — с приключениями или  «Советские раллисты вышли из таксистов» СССР, Ралли, Авто, Сделано в СССР, 60-е, 70-е, Спорт, Ретроавтомобиль, Видео, YouTube, Длиннопост

"Идеальный финиш" в Сиднее


Источник: https://novate.ru/blogs/220618/46759/

https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4473/

http://automasterskay.ru/baza-znaniy/entsiklopediya/374560-n...

Показать полностью 10 3

Сильнейшее за 25 лет землетрясение произошло близ Тайваня. Цунами достигло Японии

У берегов восточной части Тайваня произошло землетрясение магнитудой 7,5, в связи с чем объявлена угроза цунами около южных островов Окинава и Мияко, сообщает национальное метеорологическое управление Японии в среду, 3 апреля 2024 года.

Эпицентр землетрясения располагался вблизи восточного побережья Тайваня. В связи с этим население японской префектуры Окинава предупредили об угрозе цунами. По оценкам экспертов, высота волн может достигать трех метров.

После землетрясения метеорологическое агентство выпустило предупреждение об образовании цунами. В районе города Вудзима наблюдались волны высотой более 120 сантиметров, а Канадзавы - около 90 сантиметров.

На острове зафиксированы перебои в работе интернета. Более 87 тысяч домохозяйств на Тайване остались без электричества, сообщает «Саньли» со ссылкой на данные энергетической компании Taipower.

Кроме того, крупнейший тайваньский производитель полупроводников TSMC начал эвакуацию заводов на острове. Фирма сотрудничает с такими корпорациями, как Apple и Nvidia, и малейшие вибрации способны уничтожить целые партии создаваемых с высокой точностью полупроводников.

В Токио пообещали в случае необходимости оказать помощь Тайваню после землетрясения, заявил японский премьер Фумио Кисида.

https://ria.ru/20240403/yaponiya-1937477982.html

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!