VadimVadimych

VadimVadimych

Пикабушник
Дата рождения: 25 мая
1046 рейтинг 20 подписчиков 3 подписки 10 постов 2 в горячем
1

Магазины "Лемана Про" как пример использования методов подчинения в капиталистической системе 21-го века, или просто мой отзыв о работе

Начать хотелось бы с того, что недавно мне довелось поработать в магазине «Лемана Про» на должности продавец-консультант. Работал относительно недолго, но за это время успел изучить многие происходящие в организации процессы, а также пообщаться с опытными сотрудниками, которые работают уже долгие годы в этой системе. Я редко пишу отзывы о работе где-либо, так как понимаю, что это будет мало кому интересно, и еще меньше будет тех, кому бы это было действительно полезно. Тут, на мой взгляд, ситуация несколько иная, так как сеть очень крупная, и магазины находятся почти по всей стране. Но что более важно, они используют крайне интересный подход к вовлечению сотрудников в работу. Я его оцениваю, скорее, негативно, но допускаю, что для кого-то такой подход может быть приемлемым. Поэтому пусть каждый решит для себя сам. Я лишь опишу то, что увидел и смог понять за время работы в данной сети. Сразу оговорюсь, что тут представлены данные, которые можно найти в любом источнике. Не будет никаких цифр и имен, составляющих коммерческую тайну данной организации. Естественно, мое взгляд является субъективным и вы можете быть с ним не согласны.

Система в данной организации выстроена таким образом, чтобы полностью подчинить интересы работника интересам компании. Казалось бы, ну и что в этом такого? Большинство организаций стремится к этому. А интересно тут то, что «Лемана Про» в этом достигли определенных успехов. Но эти успехи достигнуты некоторыми манипуляциями, которые, по моему мнению, наносят некоторый вред личности самих сотрудников. Кроме того, некоторые их методы работают таким образом, что кроме непосредственно главного интереса корпорации, дополнительно все же имеют более или менее позитивные эффекты для самих сотрудников, что несколько затрудняет понимание негативных последствий.

Для простоты восприятия я выделил два основных метода воздействия компании на личность работника:

  • Подчинение воли. Сюда входит все то, что может заставить человека действовать и мыслить в интересах корпорации. Следовать шаблонам мышления, которые она пытается заложить в умы своих сотрудников. Строго говоря, веру в то, что компания движется в правильном направлении, и подчиняясь и действуя только в ее интересах, вы вместе с ней будете двигаться по верному пути.

  • Подчинение времени. Это не переработки, как можно было подумать из названия. Здесь собрано все то, что помогает компании замкнуть коллектив на самом себе и в некоторой мере оградить вас от внешнего мира. Все то, что поможет увеличить влияние компании на мысли и жизнь сотрудника, путем затруднения или ограничения взаимодействия с внешним миром через конкретные обстоятельства, а не путем воздействия на умы работников как в предыдущем методе.

Итак, какие же пункты используют корпорация для достижения своих целей:

1. График работы 5/2 с неопределенным временем, который полностью составляет ваш руководитель. Ваше же влияние на собственный график работы крайне ограничено.

Всего существует три вида графика:

А) 07:30 – 16:30;

Б) 10:30 – 19:30;

В) 13:15 – 22:15.

Все они чередуются различным образом в течение недели. Причем графики «А» и «В» будут составлять 80-90% всех рабочих дней.

Также замечу, что в выходные идет основной поток клиентов, а потому в лучшем случае выходной в конце недели у вас будет только один, а иногда оба будут в начале или середине недели.

Конечно, в отдельных частных случаях можно поменяться временем с другим сотрудником, но в целом, график заранее определяется руководителем, а вам остается лишь его подписать. Для себя я выделил три основных подпункта в данном пункте:

1) Непостоянный режим сна. Из-за того, что в случае варианта «В» вы попадаете домой только после 23:00, затем какое-то время уходит на бытовые дела и нужды, спать приходится ложиться уже ближе к часу ночи. Из-за чего режим сна переориентируется на более поздний. И если следующие несколько дней ваш рабочий день начинается с 07:30, это становится крайне затруднительно. Этот подпункт, как вы могли догадаться, не служит интересам компании, но является определенным минусом для работника.

2) Невозможность полноценно распоряжаться своим временем. Несмотря на то, что в редких случаях вы можете поменяться графиком с другим сотрудником, вам в основном остается лишь подстраивать свои планы под график, который ваш руководитель поставил вам на текущий месяц. И хотя данный подпункт в определенной мере присутствует на большинстве рабочих мест, тут вы будете вынуждены делать это регулярно. Как самый простой пример: если вы привыкли в определенные дни недели вечером посещать спортзал, тут с этой привычкой придется распрощаться. Либо выбирать только те вечера, которые будут свободны. При том, что от недели к неделе они будут различаться. Этот подпункт служит методу «Подчинение воли».

3) Минимальное совпадение свободного времени с близкими людьми. Это происходит как раз из-за того, что большая часть работы приходится на выходные дни и графики «А» и «В», из-за чего совпадение с людьми, работающими по стандартному графику (пн-пт 09:00 – 18:00) будет минимальным. И даже с теми людьми, кто работает по сменному графику (2/2 по 12 ч.), совпадение получится совершенно случайным и крайне неудобным. Из-за чего на общение с родственниками и друзьями остается крайне мало времени. Этот подпункт служит методу «Подчинение времени».

Выводы по пункту: Как мы видим, этот пункт полностью удовлетворяет интересы компании в использовании своих методов. Из плюсов – отсутствие принудительных переработок (не считая редких ночных смен во время инвентаризации), а также то, что ваш график известен заранее. Тут мне не совсем понятен следующий момент: магазин работает с 08:00 до 22:00. В первый и последний часы работы людей обычно довольно мало. А потому изменив график работы магазина с 09:00 до 21:00 – больших потерь не было бы, а значит можно было бы сделать стандартный сменный график 2/2, что, на мой взгляд, было бы гораздо удобнее для сотрудников. Однако, в угоду удобства тех немногих клиентов, что приходят ближе к закрытию магазина, максимизации прибыли корпорации, а также использования вышеназванных методов, данный график и практикуется. И судя по всему, будет практиковаться и дальше.

2. Корпоративный транспорт. Я понимаю, что этот пункт может быть наиболее противоречивым, но все же решил включить его в состав данного отзыва. Так как помимо очевидного плюса для сотрудника – сокращение неудобства и времени пути до рабочего места. Плюса для самой компании – минимизации денежных потерь из-за опозданий работников, данный пункт еще и отлично служит методу «Подчинение времени». Как раз из-за того, что даже внутри определенного маршрута корпоративного транспорта формируется некий мини-коллектив из сотрудников данной организации (во время ожидания и самой поездки). То есть таким образом, вы проводите еще больше времени с сотрудниками компании, что еще больше увеличивает замкнутость рабочего коллектива на самом себе и уменьшает ваше взаимодействие с внешним миром.

3. Навязывание ценностей компании. Это, по моему мнению, является самым важным пунктом из всех перечисленных. Потому как он наиболее эффективно служит методу «Подчинение воли». Тут стоит начать с того, что каждый новый сотрудник пришедший в компанию должен проходить крайне объемное обучение, в котором смешаны как базовые знания о товаре, который предстоит продавать, так и ценности, принципы, трехлетние планы и культура компании. И вот на второй части я бы хотел остановиться подробнее. Я бы представил всю корпоративную культуру компании как айсберг, состоящий из трех частей. Первая часть – вершина. Тут лежат в основном базовые человеческие понятия о морали и обществе, которых компания придерживается. Вершина практически не несет никакого принуждения или манипуляций, и служит для усыпления бдительности и создания видимости правильного вектора направления. Середина айсберга это то, что безусловно, имеет определенный здравый смысл, но при этом уже несет в себе элементы принуждения. И наконец его нижняя часть – те вещи, которые несут минимальный смысл в общечеловеческом понятии (или не несут его вообще), но служат интересам компании и часто содержат в себе элементы ненасильственного принуждения.

  • Вершина айсберга. Внушение того, что корпорация борется за гуманистические идеалы и экологию. Немалая часть материалов состоит из пояснений про дискриминацию, сексизм, миссию по улучшению жизни клиентов и прочие, по своей сути, положительные вещи. Этот верхний слой служит усыплению бдительности, и внушения новоиспеченному сотруднику, что работник, отдавая себя компании будет двигаться в правильном направлении. Тут пока нет особого принуждения, но меня смутило то, что часто вам пытаются навязать ценности и взгляд на разного рода явления, достаточно далекие от непосредственно самой работы.

  • Середина. Также, в этой части обучения очень много внимания уделяется темам безопасности. Конечно, никто не будет спорить о том, что безопасность – это важно. И поэтому тут уже полноценно вам расскажут, что делать можно, а что нет. Причем иногда доходит до абсурда, по типу «Не смотрите в телефон, пока идете по лестнице». Также, тут упоминается принцип «Коллективного воспитания», которому следует корпорация. Причем наиболее активно он используется как в моментах из нижней части айсберга, однако прямо об этом говорится только в главе про безопасность, так как тут он звучит наименее противоречиво. Вот тезисы, которые тут используются: "если работник нарушает технику безопасности, то другой работник должен подойти к нему и сообщить, что он должен перестать действовать подобным образом". Или: "если 80% работников соблюдают технику безопасности, то и другие, глядя на них, начнут это делать".

  • Нижняя часть. И вот мы подошли к нижней части данного айсберга. Тут используются различные приемы. Как несущественные, почти незаметные, так и более глобальные. Однако в совокупности они составляют общую картину, которая и заставляет этот механизм работать. Предлагаю этот подпункт также разделить на составные части:

3.1) Ритуалы. Некоторые ритуалы используются во множестве корпораций, поэтому основной вопрос заключается в их количестве и разновидностях. Тут помимо более-менее стандартных утренних собраний с директором, где рассказывают о результатах работы предыдущего периода, и «заряжают мотивацией» для работы на следующий, используются и ритуалы наподобие награждения грамотами отделов за определенный результат. Чаще всего результат сравнивается с другими магазинами «Лемана Про», но иногда могут наградить и просто условный склад «за разгруженные 5000 машин». Это именно грамоты. К премиальной части они прямого отношения не имеют. Все это сопровождается бурными овациями и радостными возгласами. Кроме того, к ритуалам можно отнести вечернее фотографирование результатов вашего отдела в сравнении с результатами аналогичных отделов в других магазинах, отправка фотографии корзины с крупными покупками и прочие им подобные. Данные ритуалы в первую очередь призваны дать сотруднику почувствовать принадлежность к общему делу, что само по себе, в общем-то не является чем-то негативным. Однако в совокупности с низким доходом и отсутствия возможности для сотрудника не то, что влиять на решения, принимаемые в магазине (львиная доля из них принимается либо в местном, либо в центральном офисе), но часто даже, исходя из пункта с графиком, и на то, как строить свою жизнь.

3.2) Соревнования. Соревнования здесь тоже очень любят. Здесь есть соревнования между отделами, которые очень сильно напоминают происходящее в сериале «Разделение». Соревнования между магазинами, где заранее есть несколько магазинов, чаще всего из того же региона, с которыми ваш магазин соревнуется. И соревнования между сотрудниками. Часто проводятся различные конкурсы, где приз выдается либо на отдел (даже в случае соревнования между сотрудниками), либо на весь магазин. И если из доли отдела сотрудник еще может получить какую-то, пусть и совсем небольшую сумму за победу (но не факт, что получит, сумма может уйти на очередной корпоратив), то в случае с победой магазина – это, как правило, «всем большое спасибо» на следующем утреннем собрании.

3.3) Новояз. Этот пункт может показаться не столь существенным, но тут это не просто удобный сленг, а именно официальные термины, которые существуют только в этой компании. Такие слова, как: «борд», «аллея» или «трином» вы вряд ли услышите где-то еще. Но главное, что новояз хорошо работает с подходом «мы научим вас жить». Конечно, прямо об этом подходе нигде не сообщается, но из пункта с обучением (где часто вас пытаются научить совсем уж базовым вещам, далеким от работы, и не всегда однозначным), а также общей атмосферой в коллективе, данный посыл прослеживается довольно ясно. И вот уже в связке с этим подходом, новояз и начинает работать по-настоящему. Ведь чтобы новый сотрудник полностью пропитался корпоративными ценностями и принял их как новую религию, нужно чтобы:

  • Он поверил в то, что в компании присутствуют «здоровые отношения внутри коллектива» и тут все иначе, чем во многих других организациях.

  • Корпорация руководствуется правильными ценностями, а значит ей можно доверять.

  • Он понял, что его многие его старые понятия о базовых вещах тут не работают, работают не правильно, либо работают плохо. И даже по-другому называются. Вследствие чего, он начнет пересматривать свой взгляд на некоторые вещи, а новояз и обучение научат его мыслить «правильно», то есть в интересах корпорации.

Выводы по пункту: Одним из главных стимулов сотрудников для победы является, так называемый, «борд». Беседа с руководителем, которая проходит каждые полгода, где рассматриваются результаты работника. И если результаты хорошие, то могут например, повысить зарплату. Однако недостатки тут в том, что повышение, как правило, совсем небольшое, но главное – оно зависит от роста бизнеса корпорации. То есть если объем продаж и прибыль магазина (не отдела, а именно всего магазина) не выросла, или выросла незначительно – никакого повышения, чаще всего, не будет. Причем независимо от результатов самого сотрудника. Что, на мой взгляд, сильно обесценивает, неплохую по изначальному замыслу, идею.

4. Коллектив и «коллективное воспитание». Теперь хотелось бы поговорить про коллектив и принцип коллективного воспитания. Конечно, он в некотором роде действительно проявляется в вопросах безопасности, как и было упомянуто ранее. Но что более интересно, он находит свое применение и в вопросах внутренней идеологии компании. Какими же способами это достигается:

  • За каждым новым работником организации закрепляется опытный сотрудник, который уже глубоко вовлечен в процессы и культуру компании. Они месяц работают в абсолютно идентичном графике. Тут, как и в п.2 «Корпоративный транспорт», это явление имеет позитивную сторону для работника (более быстрое и простое обучение), позитивную сторону для компании (минимизация потерь от неправильных действий и консультаций), а также служит для закрепления «правильных» мыслительных шаблонов нового сотрудника, путем коррекции его мировоззрения. Проще говоря, происходит закрепление мыслей про важность принятия корпоративной культуры, принципов и ценностей компании (описанных в вышеупомянутом обучении). Кроме того, в некотором роде корректируется почти любое внесистемное мышление, причем независимо от того приносит оно вред или даже некоторую пользу самой компании.

  • Интеграция обучения и коллектива. Тут уже напрямую происходит подкрепление теории, путем практических задач из обучения по ценностям, принципам и планам, выполняемых вместе с другим работником («Пригласите опытного сотрудника и вместе с ним составьте...», «Позовите опытного сотрудника и напишите с ним...», и т.д.).

  • Коллективная ответственность. И хотя тут есть некоторые индивидуальные планы для каждого работника, они происходят в основном для оценки результатов его работы на «борде». Большую роль здесь играет возложение ответственности на каждого сотрудника за общий результат конкретного отдела или всего магазина в целом. И возможно, в этом есть какой-то позитивный посыл, однако та ответственность, которая возлагается на каждого сотрудника за общий результат, несоизмерима с теми возможностями, которые ему доступны для влияния на эту самую результативность. Особенно если речь идет о результатах магазина в целом. Но в любом случае, в итоге коллективная ответственность действительно приносит свои результаты в рамках коллективного воспитания. Так как обеспечивает необходимое давление на каждого, отдельно взятого работника со стороны коллектива, и таким образом закрепляет всю теоретическую базу.

Выводы по пункту. Исходя из всего вышесказанного, считаю, что данный пункт служит некоторым силовым (в ненасильственном смысле) приемом для увеличения эффективности метода «Подчинение воли».

Итоговые выводы: Я не хочу сказать, что мыслить в интересах какого-либо сообщества – это однозначно неверный способ мышления. Но, по моему мнению, всегда стоит учитывать и негативное влияние от подобного подхода и разбирать каждый случай индивидуально. В данном случае я вижу два наиболее существенных минуса для самого работника:

  1. Полное подчинение личности сотрудника интересам корпорации. Это, на мой взгляд, наиболее негативный момент, который в первую очередь и обслуживают два вышеназванных метода «Подчинение воли» и «Подчинение времени». Плюсы подхода данного метода для организации очевидны – это не просто беспрекословное подчинение, но и стопроцентная самоотдача, которая обеспечивает минимизацию издержек и максимизацию прибыли корпорации, чего не сможет дать никакое материальное поощрение. Минусы для работника я тут вижу в том, что теряется некоторая самостоятельность и гибкость мышления. Плюс, в совокупности со второй частью вывода, притупляется критическое мышление. К тому же, уменьшение сторонних социальных связей сильно сужает кругозор. Основной же общей проблемой я вижу здесь то, что все вышеназванные факторы создают барьер для всестороннего и полноценного развития человека как осознанной личности, так как нарушают некоторый баланс в объективном восприятии действительности.

  2. Подмена истинных интересов компании. Все обязанности сотрудника направлены на увеличение прибыли и уменьшение издержек для магазина, из которых ему поступает только скромный оклад и некоторые небольшие бонусы. Почти все действия руководства и организации направлены на максимизацию выручки и снижение издержек. При всем при этом, работнику пытаются продать как можно больше «нематериальной мотивации». Возложение ответственности за общие результаты, «правильные» ценности, корпоративная культура, грамоты и ритуалы. Это все, по моему субъективному мнению, может быть куда более уместно в случаях, когда стремления организации также направлены в первую очередь на достижение нематериальных результатов. На этом фоне, даже та самая система работы за проценты от продаж выглядит более честной по отношению к человеку. И порождает меньше внутренних конфликтов, так как не пытается подменить истинное стремление корпорации. Что, конечно, по-прежнему не решает множества других проблем.

Можно ли изменить текущее положение дел? Наверное, в текущей системе это сделать крайне затруднительно, так как корпорация не будет так просто усложнять свой путь на пути к главной цели – увеличению прибыли. Как минимум нужны законы, институты, а главное желание работников отстаивать свои интересы и развиваться по собственному пути, независимо от интересов корпораций.

Показать полностью
19

Топ самых кассовых кинофраншиз в истории

Предлагаю поговорить о кино с точки зрения финансов. Так уж сложилось, что в 21 веке самым коммерчески успешным направлением в Голливуде является не какой-то отдельный жанр, а полноценные кинофраншизы. Которые, как правило, сложно отнести к конкретному жанру и они являются некоей смесью из боевика, приключений, фантастики (либо фэнтези), драмы и некоторых других жанров.

🧮 Поэтому встречайте — топ самых кассовых кинофраншиз на сегодняшний день:

1. Кинематографическая вселенная Marvel (2008 — настоящее время).

Общие сборы — Почти 30 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

Мстители: Финал (2019) — 2,8 млрд долларов.

Более 30 фильмов, всемирная популярность и народное признание. Разве мог кто-нибудь еще оказаться на первом месте?

2. Звездные войны (1977 — настоящее время).

Общие сборы — 10,3 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

Звёздные войны: Пробуждение силы (2015) — 2,1 млрд долларов.

Франшиза находится на втором месте. Однако с учетом того, что в ней всего 12 фильмов, то по средним кассовым сборам на 1 фильм - данная франшиза находится примерно на одном уровне с лидером.

3. Волшебный мир Гарри Поттера (2001 — 2022).

Общие сборы — 9,6 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

"Гарри Поттер и дары смерти: Часть 2" (2011) — 1,3 млрд долларов.

На данный момент вышло всего 11 фильмов, большинство из которых, это история про Гарри Поттера, закончившаяся еще в 2011 году. С тех пор вышло всего 3 фильма по Фантастическим тварям, которые однако (за исключением первого фильма) собирают куда меньшую кассу.

4. Человек-паук (2002 - настоящее время).

Общие сборы — 9 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

"Человек-паук: Нет пути домой" (2021) — 1,9 млрд долларов.

Всего вышло 10 полноценных фильмов посвященных Человеку-пауку (а точнее 9 фильмов и 1 мультфильм). Сегодня его по праву можно назвать самым коммерчески успешным супергероем.

5. Джеймс Бонд (1963 — 2021).

Общие сборы — 7,9 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

"007: Координаты Скайфолл" (2012) — 1,1 млрд долларов.

Самая долгоживущая кинофраншиза, история которой насчитывает вот уже 60 лет. С 1960-х годов не было ни одного десятилетия, в котором не вышло хотя бы 1 фильма о великом шпионе.

6. Форсаж (2001 - 2023).

Общие сборы - 7,3 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

Форсаж 7 (2015) — 1,5 млрд долларов.

Перецитируя Доминика Торетто можно сказать:

«Миллионы приходят и уходят, не в них счастье.

А вот миллиарды — это совсем другое дело.»

7. Бэтмен (1966 — настоящее время).

Общие сборы — 6,8 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

"Тёмный рыцарь: Возрождение легенды" (2012) — 1,1 млрд долларов.

Второй по кассовой составляющей супергерой в этом списке. Однако если сравнивать супергероев в рамках студий, можно с уверенностью сказать, что Бэтмен для киновселенной DC сейчас значит гораздо больше чем Человек-паук для Marvel.

8. Расширенная вселенная DC (2013 — настоящее время).

Общие сборы — 6,7 млрд долларов.

Самый кассовый фильм:

"Аквамэн" (2018) — более 1,1 млрд долларов.

Зак Снайдер считает, что DC пошли по пути Marvel, вместе с чем и лишились своего стиля. И ладно это хотя бы коммерческим успехом фильмов компенсировалось. Но и тут последнее время всё не слишком гладко.

Примечания:

Все последние фильмы о Человеке-пауке (которого Холланд играет) входят в киновселенную Marvel. При этом фильмы о Бэтмене (за исключением "Бэтмен против Супермена") не входят в Расширенную вселенную DC. По крайней мере сборы точно считаются отдельно. Фильмы "Женщина-кошка" (2004) и "Джокер" (2019) находятся во франшизе о Бэтмене, а не в расширенной вселенной DC.

Все данные взяты с сайта www.the-numbers.com.

Если было интересно, ставьте лайки. 👍

Продолжим разбирать не только кино, но и другие медиапроекты с финансовой стороны вопроса.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и группу Вконтакте. Там вас ждут интересные обзоры, разборы компаний, аналитика, а также множество интересных статей по финансам, рынкам, инвестициям и заработку.

Показать полностью 2
1

Когда брат – Губернатор

Когда брат – Губернатор

Стоит брат за брата,

Такое и детям понятно.

Эта старая догма

Давно за основу уж взята.

Коль обидит кто брата когда-то,

Приедет с ним разбираться бригада.

А если у всех есть по брату?

Тогда как нам понять, кто же не прав тут?

Дело другое, когда брат – губернатор.

Это можно сказать счастливая карта.

Она кардинально меняет расклады,

Шероховатости делая гладкими.

Когда твой брат губернатор –

Он не только твой брат, ещё и приятель,

Что щедро одарит мандатом

За дела благородных понятий.

Но и строгий родитель,

Что ударить может поддатым.

А также мудрый учитель,

Который покажет как надо.

А как делать вроде и можно,

Но лучше не надо.

Кстати папа у нас голосОм депутатов,

Председателем избран Нижней палаты.

Ходят легенды мол несметно богат он,

И словно дракон восседает над златом

В замке огромном в семи кругах МКАДа.

Что похоже на вымысел, правда.

Ведь работает он как и мы – за зарплату,

Но работает видимо знатно.

Папа вчера получил госнаграду,

Дяде помог получить госконтракты,

Мама выиграла конкурс на гранты.

Вот такой вот у нас славный папа.

Кроме того – когда брат губернатор,

Что для других окажется платным,

Для тебя лёгким взмахом станет бесплатным.

И ход что был черным – вдруг станет парадным.

И пусть всякие лживые гады,

Называют его казнокрадом.

Слухи пускают о грязных откатах –

Это все напускная бравада.

Не хватает по жизни им трезвого взгляда.

Значит и за рулём они будто бы пьяные.

Получается, что представляют опасность!

Как же внести в их мышление ясность?

Вероятно товарищи скоро присядут.

За деяния злобные ждёт их расплата,

Ведь карма – она и есть карма.

Никто не отменит закон бумеранга.

Когда брат губернатор,

Не сидеть вам в окопах с лопатой.

Не стоять стройным рядом,

В каске, по форме и с автоматом.

Когда брат вылезает из "Прадо",

Когда называет всех стадом.

Он не спешит никого оскорбить,

Он вас просто взывает к порядку!

Когда брат губернатор,

А ты брат губернатора,

Значит тоже почти терминатор.

И тогда твоя правда –

Правдивей любой другой правды.

Пусть он бывает не самым приятным,

Называет себя самым главным.

На работе забудет зайти за окладом,

Ведь этот оклад он съедает на завтрак.

Но пока он всегда где-то рядом,

Коль попался ты в цепкие лапы

Злых полицейских отрядов.

Набери его номер и расскажи,

Что любишь как старшего брата.

Сразу оттают злые ребята.

Отпустят тебя, ведь они тоже знают,

Что нет никого важней брата.

Показать полностью 1
743

Простая бухгалтерия. Как Галина и бандиты в видах прибыли разбирались

На дворе 1993 год. Жила и работала в стране одна женщина, звали её Галина. Всю жизнь она проработала экономистом на заводе, но началась перестройка, зарплата всё снижалась, а потом Галину и вовсе сократили. А выживать как-то надо. Вот и решила она блузки да носки вязать и на центральном рынке продавать. Сначала торговля шла бойко, деньги ручьем текли, но оказалось, что на рынке всё не так просто как кажется на первый взгляд.

И вот подошли однажды к ней бандиты и говорят: «Теперь мы твоя крыша, охраняем тебя, а ты, Галина — нам платишь. А откажешься — прострелим тебе чего-нибудь.» — Испугалась Галина, но делать нечего, придется платить.

—  «А сколько платить?» — Поинтересовалась женщина.

—  «А вот будешь нам половину от прибыли отдавать, ясно? Будет меньше — мало тебе не покажется.»

— Понятно то оно понятно, да не совсем. Половину от какой прибыли? Чистой? Маржинальной? Валовой? Они и слов то таких не знают — поняла Галина, но все же решила поинтересоваться:

— «Уважаемые господа, а половину от какой прибыли я вам отдавать должна?»

— «Ты нам голову не морочь» — говорит один из бандитов, — «Вот сколько тебе денег дают твои покупатели, половину от них и плати.»

— «Все деньги которые мне дают покупатели — это выручка, она около 100 000 рублей в месяц у меня. Но если я половину вам отдам, завтра и закроюсь. Мне же тогда пряжу, иголки и спицы не на что покупать будет.»

—  «Тогда от прибыли давай, за минусом там вот этих твоих ниток, иголок и остального.»

—  «Ну если пряжу, иголки и спицы (переменные расходы) убрать, это уже маржинальная прибыль называется. 80 000 рублей в месяц у меня где-то выходит. Но если я вам буду половину от неё отдавать — то послезавтра и закроюсь. Мне же ещё аренду места оплачивать надо.»

—  Почесали парни затылок и говорят: — «Вокруг пальца ты нас водишь. Ну ладно, давай аренду тоже убирай, сколько остается?»

— «Ой, хорошие мои. За вычетом переменных расходов и аренды (постоянные расходы) всего 50 000 рублей остается. Это моя валовая прибыль. Но если я вам половину отдам, то через неделю и закроюсь. А оно вам надо что ли? Я ведь могла бы круглый год вам деньги приносить.»

—  «Чего ты придумываешь? И так все расходы тебе уже простили.»

—  «Все да не все. Я же еще студентке одной плачу, чтобы она людей ко мне зазывала (коммерческие расходы на рекламу и маркетинг). И за вычетом её зарплаты, у меня всего 30 000 остается. Это моя операционная прибыль. А ежели я ей платить не смогу — клиентов не будет, и денег у нас с вами тоже не будет.»

—  «Ладно, студентке своей плати пока, потом придумаем что-нибудь. 30 000 — это сколько ты каждый месяц чистыми имеешь?»

—  «Ой сынок, да если бы. Я с кредитом на палатку до сих пор расплачиваюсь. А ещё и налоги платить приходится. Вот и получается 20 000 в месяц всего. Это и есть моя чистая прибыль

—  «Хитрая ты Галина, и умная походу. Ладно, можешь ничего нам не платить. Будешь у нас бухгалтерию вести, чтобы другие коммерсы нас кидать не вздумали. А хорошо кидал вычислять будешь — еще и денег получишь.»

Вот так, благодаря своим знаниям экономики, Галина не только не стала платить бандитам, но и получила дополнительный источник дохода. Который она запишет в свои «Прочие доходы». Но вот налоговой об этих прочих доходах знать совсем не обязательно.

История вымышленная, все совпадения случайны.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и группу Вконтакте. Там вас ждут интересные обзоры, разборы компаний, аналитика, а также множество интересных статей по финансам, рынкам, инвестициям и заработку.

Показать полностью 2
170

Простая бухгалтерия. Составляем баланс на примере ларька с шаурмой1

Начал замечать, что многие не до конца понимают важность бухгалтерии в целом, и баланса в частности.
Считают это всё оторванной от реальности блажью бюрократов. А меж тем история бухучета насчитывает уже порядка шести тысяч лет.


Сегодня поговорим про баланс. Имеет ли он отношение к "реальному бизнесу" или это бестолковая бумажная волокита, которую придумали злые налоговики, чтобы им было чем заняться? Давайте разбираться.

Предыстория.

Итак, давайте представим, что есть такой товарищ – Армен.

Однажды надоело ему работать на дядю и решил он открыть свой бизнес. Дядя пожелал ему удачи, сказав напоследок, что дело надо выбирать такое, чтобы оно могло всегда тебя прокормить. Армен воспринял этот совет буквально, поэтому твердо решил, что его дело должно быть связано с едой. А так как лучше всего у него получалось готовить именно шаурму, то выбирать долго не пришлось.

Сказано – сделано. Собрал Армен документы, зарегистрировал фирму, и теперь он Генеральный директор и владелец бизнеса в одном лице.

Жаль правда только на бумаге, так как кроме идеи, грандиозных планов и нулевой фирмы у Армена пока ничего нет.

Собрал наш герой все имеющиеся у него средства. А их оказалось немало, аж 10 000 рублей, которые он откладывал для лучших времен.

Видимо лучшие времена наступили — подумал Армен, и решил, что на эти деньги он и запустит свой малый бизнес. Однако посчитав все расходы, оказалось что 10 000 рублей для начала будет маловато. Путем нехитрых расчетов он выяснил, что для старта ему нужно хотя бы 60 000 рублей. Поэтому пришлось взять ещё 20 000 в долг у дяди на пару месяцев (больше дядя не дал, на море летит) и на 30 000 рублей взял кредит в “Спёрбанке” на два года.

Составляем баланс. Актив.

После того, как необходимая сумма была собрана, Армен купил сам киоск, а также зашёл на Озон и заказал там тарелки, гриль, стол, холодильник и два шкафа. Всё это его бухгалтер (и по совместительству его жена) внесëт в первую часть бухгалтерского баланса под названием "Внеоборотные активы", в подраздел "Основные средства".

После чего Армен пошел на рынок и купил там лаваш, свинину, овощи и соус. А это (опять же по совету его жены/бухгалтера) мы запишем уже во вторую часть баланса – "Оборотные средства", в подраздел "Запасы".

С активом баланса закончили. Итоговая стоимость нашего имущества составила 60 000 рублей.
Теперь составим пассив баланса, чтобы понять, откуда у нас взялись эти 60 000 на покупку имущества.

Составляем баланс. Пассив.

Но его не обязательно вносить деньгами. Армен, например, купил холодильник за 10 000 рублей и внес его на баланс фирмы как уставный капитал.

30 000 рублей, которые он взял в банке на два года будут отражены в подразделе "Заемные средства", который находится в четвёртой части баланса под названием "Долгосрочные обязательства".

Ну и наконец те 20 000, которые он взял у дяди, запишем в пятый раздел – "Краткосрочные обязательства."

Отлично, пассив баланса тоже закрыли. Он равен активу, а значит все сошлось. Баланс составлен верно.

Что же у нас (а точнее у Армена) получилось в итоге?

А в итоге у нас получился работающий бизнес, который приносит какой-никакой доход. А ещë промежуточная бухгалтерская отчетность, которую можно использовать при заключении договоров, получении банковских кредитов, анализа финансовых результатов бизнеса и многого другого.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и группу Вконтакте. Там вас ждут интересные обзоры, разборы компаний, аналитика, а также множество интересных статей по финансам, рынкам, инвестициям и заработку.

Показать полностью 7

5 Причин рассмотреть акции «Черкизово» для покупки

💸 1. Стабильные дивиденды. На протяжении последних лет компания стабильно выплачивает дивиденды в размере 5—8%. При этом совет директоров рекомендует направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли. (По итогам 2022 года дивиденды решено не выплачивать, прибыль планируется направить на погашение долга. Ожидаемые дивиденды за первое полугодие 2023 года составляют около 4%).

📊 2. Растущие финансовые показатели. Выручка и активы «Черкизово» за последние пять лет выросли более чем на 80%, что для столь крупной компании можно считать высоким показателем.

💰 3. Стабильная прибыль даже в сложные периоды. Прибыль
компании хоть и не показывает такой устойчивой тенденции к росту как выручка и активы, даже в кризисных 2020 и 2022 годах держалась на достаточно хорошем уровне. А в случае с 2020 годом даже увеличилась более чем на 50%.

📈 4. Цены акций компании показывают устойчивую тенденцию к росту на протяжении долгих лет. Цена акций с 2013 года выросла в 6 раз. И как можно увидеть из графика выше, глубоких просадок за всё это время, за исключением сентября 2022 года, практически не было.

🏗 5. Реализация масштабного проекта. В конце этого года ГК «Черкизово» планирует начать строительство индустриально-логистического комплекса "Бекасово" общей площадью 2,5 миллиона квадратных метров. Ожидаемая сумма инвестиций в проект составит порядка 200—250 миллиардов рублей. В состав комплекса войдут производственные помещения, склады и гостиница.

Не является инвестиционной рекомендацией.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и группу Вконтакте. Там вас ждут интересные обзоры, разборы компаний, аналитика, а также множество интересных статей по финансам, рынкам, инвестициям и заработку.

Показать полностью 2
3

Анализ эффективности бизнеса «Сбера» за последние 5 лет в сравнении с конкурентами

Крупнейший банк России, активы которого составляют треть всех банковских активов страны. Банк, с клиентской базой больше, чем всё население РФ. Банк, в котором хранится почти половина всех депозитов граждан России. Как вы уже могли догадаться, сегодня речь пойдет о «Сбере».

В декабре этого года, руководство банка планирует представить стратегию развития на ближайшие несколько лет вплоть до 2026 года. А пока давайте разберем насколько эффективно велась деятельность в течении последних 5 лет, с 2018 по 2022 год. Срок достаточный для того, чтобы оценить заданный курс по которому движется организация. И заодно узнаем, стоит ли рассматривать «зеленый банк» как потенциально интересную инвестиционную идею, или все же лучше обратить внимание на другие компании. Проведем анализ именно с точки зрения показателей эффективности работы финансово-кредитного учреждения. Возьмем только самые наглядные показатели для данного сектора. Пора заглянуть в финансовую отчетность.

Условия расчетов.

Расчет средних значений показателей по банковскому сектору на Московской бирже производился путем вычисления каждого показателя отдельно по каждому из 7 крупнейших по капитализации и объему торгов банков РФ (Сбер, ВТБ, Тинькофф, МКБ Банк, Банк Санкт-Петербург, Росбанк, Уралсиб). После чего, все показатели были приведены к единому среднему значению по каждому году с 2018 по 2022.

Доходы и капитал.

1. Среднегодовой рост чистого процентного дохода банка составил 6,8%. В 2018,2019 и 2022 годах рост был небольшой – менее 5% по сравнению с предыдущим годом. Самый бурный рост наблюдался в 2020 и 2021 годах. Он составил 12% и 13% соответственно.

2. Среднегодовой рост чистого комиссионного дохода банка составил 12,1%.  Показатель стабильно увеличивался на 10–13% ежегодно.

3. Чистая прибыль не показывает устойчивой тенденции к росту или снижению. В 2018, 2019 и 2021 годах мы наблюдали рост на 11%, 2% и 64% соответственно. в 2020 году снижение на 10 % произошло из-за того, что банку пришлось увеличить резерв под кредитные убытки в 4,5 раза. В 2022 году чистая прибыль снизилась на 78%. Это обусловлено как ростом расходом на резервы более чем в 3 раза, так и существенным снижением стоимости финансовых активов.

4. Собственный капитал банка рос в среднем на 11,1% ежегодно.  В 2018–2021 годах рост был достаточно быстрый — по 12–16% ежегодно. В 2022 году рост замедлился и составил всего 3%.

5. Кредитный портфель банка рос в среднем на 8,6% в год. В 2018, 2019 и 2022 годах рост кредитный портфель увеличивался на 4–8% ежегодно. В 2020 и 2021 годах наблюдался заметный рост на 13 и 14% соответственно. Наибольший удельный вес в кредитном портфеле занимают кредиты юридическим лицам, за ними следует жилищное кредитование.

6. Среднегодовой рост депозитов составил 8,6%. В 2018,2019 и 2022 годах количество средств на депозитах увеличивалось на 3—6% в год. В 2021 году прирост составил 10%, а в 2020 объем депозитов вырос на 19%. Наибольший удельный вес в депозитах — счета и вклады физических лиц. На следующей строчке находятся срочные депозиты корпоративных клиентов.

Расчетные показатели.

LTD — Отношение выданных банком кредитов к депозитам.

Среднее значение LTD составило 94,6%. Нормой в РФ считается интервал от 70% до 100%. Можно сделать вывод, что банк сохраняет хороший баланс выданных кредитов и принятых депозитов.

CIR — Отношение операционных расходов к операционным доходам.

Среднее значение CIR составило 43,3%. Чем ниже этот показатель, тем меньше своей прибыли банк тратит на административные расходы и зарплату персонала.

Оптимальным считается значение в пределах 50%. В нашем случае цифры не выходили за пределы этого показателя, за исключением 2022 года, где расходы составили почти 60%.

ROA — Рентабельность активов.

Среднее значение ROA составило 2,3%. Этот показатель характеризует отдачу от использования всех активов организации. Для банков 2—5% считается хорошим показателем. В нашем случае значение ближе к нижней планке нормы, однако все еще находится в её пределах.

В 2018-2021 годах значение показателя не имело конкретно выраженной направленности к росту или падению, и составляло 2-3%. Однако из-за резкого падения прибыли, в 2022 году значение снизилось до 0,65%.

ROE — Рентабельность собственного капитала.

Среднее значение ROE составило 16,5%. Он отображает отдачу на вложенные акционерами денежные средства. В странах с развитой экономикой нормальным показателем считается 10%. Для развивающихся стран рассматривается цифра 10—20% и более. В нашем случае показатель находится ближе к верхней границе нормы, что можно оценивать положительно.

В динамике, значения показателя с 2018 постепенно снижаются. Только в 2021 году произошло возвращение до впечатляющего уровня 21-22%. Однако уже в 2022 году мы вновь увидели резкое снижение более чем на 15%, и составил 4,7%.

NIM — Чистая процентная маржа.

Среднее значение NIM составило 4,7%. Показатель измеряет, насколько успешно банк реализует свою кредитную политику в текущих рыночных условиях относительно конкурентов. То есть на каждые 100 рублей активов, банк генерировал примерно 4,7 рубля дохода. В динамике последних лет значения показатели были стабильны и колебались в пределах 4,5—4,8%.

Средняя величина показателя по банковскому сектору на бирже составила 5,1%, и в среднем находилась несколько выше значения «Сбера». Из этого можно сделать вывод, что кредитная политика конкурентов была более эффективна.

Коэффициенты инвестиционной привлекательности.

Средняя величина мультипликатора P/E составила 7,2. Это значит, что вложения будут окупаться чуть более 7 лет. Значения коэффициента лучше среднего по отрасли, так как среднее значение окупаемости инвестиций по банковскому сектору на бирже составляет около 11,5 лет.

При прогнозируемой прибыли в 1,1-1,2 трлн за 2023 год, прогнозное значение P/E составляет около 4,5. Можно сказать, что при нынешних ценах акции определенно недооценены. И при стабильной макроэкономической ситуации имеют потенциал роста порядка 60%.

Средняя величина P/B составила 1,1. Это значит, что рассматриваемую компанию обычно оценивают немного дороже стоимости её собственного капитала. Среднее значение P/B по банковскому сектору на бирже — 1,2. Текущее значение P/B у «Сбера» составляет 0,88. Это говорит нам о том, что даже при нынешнем размере капитала у акций есть потенциал роста примерно в 25—30%.

Выводы:

По итогу можно сказать, что наибольшими темпами росли комиссионный доход банка и собственный капитал. Кредитный портфель и депозиты также достаточно быстро увеличивались, причем примерно в равном объеме, что несомненно говорит об адекватной оценке собственных финансовых возможностей банком. Более медленными, однако тоже относительно неплохими темпами увеличивался чистый процентный доход. Единственным показателем из рассмотренных, который не показал роста — это чистая прибыль. По большей части это обусловлено макроэкономической ситуацией, так как основные просадки были в 2020 и 2022 годах.

Что касается расчетных показателей (LTD, CIR, ROA, ROE), то все они находятся в пределах нормы, что несомненно является положительным фактором. К негативным факторам можно отнести более низкую чем у конкурентов чистую процентную маржу, но отставание не критичное.

Инвестиционная привлекательность банка находится на высоком уровне. Значения мультипликатора P/E у «Сбера» куда лучше чем в среднем у конкурентов, а срок окупаемости инвестиций меньше на 35%. Согласно прогнозному P/E, потенциал роста акций составляет порядка 60%. Текущие значения коэффициента P/B также далеки от средних значений «Сбера» и значений по сектору в целом, и отстают примерно на 25—30%.

В целом, согласно коэффициентам, можно ожидать роста акций «Сбера» на 30—40% от нынешних цен.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и группу Вконтакте. Там вас ждут интересные обзоры, разборы компаний, аналитика, а также множество интересных статей по финансам, рынкам, инвестициям и заработку.

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!