HOMASTI

На Пикабу
поставил 3 плюса и 0 минусов
Награды:
5 лет на Пикабу
687 рейтинг 3 подписчика 1 подписка 13 постов 5 в горячем

АЭС: казнить нельзя помиловать

Сильная и трогательная книга о вымышленной катастрофе на АЭС в Германии, которая по масштабам трагедии и заражению превзошла ЧАЭС. Повествование ведется от лица 15-летней девочки, все события и персонажей мы видим глазами подростка, достаточно серьезного и думающего для своих лет. Особенно понравилось, как автор достоверно показала немецкое общество в разгар апокалипсиса - поведение некогда прагматичных, дисциплинированных и порядочных немцев превратилось в первобытный хаос. Случись апокалипсис в России, Германии или любой другой самой цивилизованной стране Европы, картина будет одна и та же - мародеры, убийства, беспредел, человеческая жадность и жестокость, полный бардак и истерия на дорогах. Если уж в Германии при эвакуации дурдом и пробки на шоссе, случаи разбоя, изнасилования и убийства, то видимо такова природа человека. Часто у европейских авторов сквозит "Уж мы-то точно такими не будем! А вот они...". Автору спасибо за честность и адекватность.

АЭС: казнить нельзя помиловать Рецензия, Обзор книг, Книги, Что почитать?, Постапокалипсис, АЭС, Подростковая литература, Катастрофа, Длиннопост

В книге много сильных и трогательных эпизодов связанных со спасением главной героини, с ее переживаниями лучевой болезни. Хорошо показаны взаимоотношения внутри семьи и в трудной момент и социальные проблемы общества, разделенного на непострадавших и тех, кто облучился. Очень точно подмечено, что после любой катастрофы или войны социум и власть стараются как можно быстрее все забыть, замять, загнать в темный угол как неудобную правду, так и неудобных искалеченных людей, которые будут требовать помощи и сочувствия. Не понравилось, что слишком видна категоричная позиция автора как противника ядерной энергетики. Это однобокий взгляд на проблему мирного атома и его использования, автор не дает никакого альтернативного решения, не рассуждает о других вариантах, а только текстово протестует и обвиняет во всем чиновников и политиков. Объективно замены атомной энергии на данный момент не существует – природные ископаемые исчерпаемы, солнечной энергии и энергии ветра не хватает на все нужды, а силу воды не везде можно использовать. Но мир уже знаком с серьезными последствиями трагедий на АЭС, показанный в книге сценарий выглядит достаточно правдоподобно, поэтому человечеству стоит стремиться к том, чтобы атомные станции были как можно более безопасны. Финал книги оборван на самом интересном месте и поражает до глубины души.

Что понравилось:

- легкий язык
- тема АЭС и техногенной катастрофы
- о подростках серьезно и по-взрослому
- атмосфера постапокалипсиса
- хлесткие замечая о политиках и чиновниках
- сильные, трогательные моменты
- хорошо показаны взаимоотношения внутри семьи
- взгляд на мир и события глазами 15-летней девочки
- достоверно показано паническое и хаотичное поведение немецкого общества в условиях апокалипсиса
- тема школы, дружбы, познания мира
- социальные проблемы, сегрегация общества на здоровых и заразных
- описание лучевой болезни и ее последствий

Минусы:

- слишком видна категоричная позиция автора как противника ядерной энергетики
- однобокий взгляд на проблему мирного атома и его использования
- местами слишком политично и протестно
- спорное упоминание фактов о ЧАЭС

Моя оценка: 8/10

АЭС: казнить нельзя помиловать Рецензия, Обзор книг, Книги, Что почитать?, Постапокалипсис, АЭС, Подростковая литература, Катастрофа, Длиннопост

Цитаты:
«Когда вопрос стоит: жить или не жить, вся шелуха цивилизации отпадает»
•«Мы живем в демократическом обществе и имеем таких политиков, которых заслуживаем»
•«Тому, кто спасся, видно, не очень приятно вечное напоминание, что другим повезло меньше. Что им без помощи не обойтись. И что они имеют право на помощь!»
•«Он еще не похоронен. Это не дает мне покоя. Будто его ночью в холодной комнате не укрыли»
•«Мы, выжившие, из зоны бедствия, — сказала Альмут, — рано или поздно станем отдельной прослойкой общества — прослойкой немощных бедняков. Бесполезных для народного хозяйства, которых лучше задвинуть куда подальше. Ведь мы неудобные — мы вызываем чувство вины, мешаем всё забыть и не думать об этом»

- - - - - - -
Интересности:
- хибакуся - так называли выживших после бомбардировки Хиросимы

Показать полностью 2

Тоска по человечности

Сильное произведение. На мой взгляд, одно из лучших у Чехова. Так описать ощущение горя от потери близкого человека и нежелание окружающих соприкасаться с этим горем, да еще в таком коротком рассказе, может только гений. Как писал Лев Толстой, «Чехов — несравненный художник жизни». Он искренен и правдив по отношению к своим героям. А самую большую ценность чеховских работ представляет их удивительная злободневность и актуальность.

Тоска по человечности Обзор книг, Рецензия, Человек, Тоска, Рассказ, Классика, Русская литература, Книги, Что почитать?, Литература, Длиннопост, Одиночество

Разве извозчик Иона, столкнувшийся со стеной людского равнодушия, чувствующий себя одиноким среди толпы, не герой нашего времени? Раздавленное сердце Ионы раздирает желание найти хоть одну понимающую душу, кому можно рассказать о смерти сына. Необходимость хотя бы словесно разделить эту тупую боль с ближним, потому как одному ее тяжесть не по плечу. Но все пассажиры Ионы отвечают ему лишь черствостью, безразличием и высокомерием. Кто такой этот извозчик? Вошь, блоха. Любой студентишка и маломальский проходимец считает своим долгом указать на его низкое положение — люди относятся к Ионе как к скотине, и от него требуют того же по отношению к его лошади. Ну-ка хлестни ее кнутом, быстрей поедет. А я тебе по шее дам, что ты ты тоже не медлил. Нет дела до проблем старика и простому дворнику — у того свои хлопоты и заботы. И это в 19 веке, когда темп жизни и общий ритм города был гораздо ниже, чем сейчас. Что уж говорить про современное общество с его спешкой и бешеной суетой.

Тоска по человечности Обзор книг, Рецензия, Человек, Тоска, Рассказ, Классика, Русская литература, Книги, Что почитать?, Литература, Длиннопост, Одиночество

Тоска. По ком тоскует извозчик? По умершему сыну? По человечности? Тоска — это острая нехватка чего-то и в то же время переполненность чем-то другим. В мире полых людей единственным сочувствующим слушателем для Ионы стала его лошаденка...

Проходит день, второй, а после чтения этого рассказа на душе лежит глубокая печаль. Аж ощутимо больно, горько, жаль...

Показать полностью 2

Узнай в себе жертву/манипулятора

Простенький по рисовке комикс на непростую тему. Автобиографический самоанализ того, как героиня выбралась из сложной и изматывающей любви с манипулятором. Сначала история, потом мини-исследование. История, рассказанная Софи, поразила меня тем, сколько общего между нами. Начиная от общей картины нездоровых отношений и заканчивая невероятными совпадениями характеров, деталей внешнего вида и жизненных ситуаций. Даже прозвище у нас одинаковое... Как-то жутко. Будто кто-то за мной подсматривал и описал эпизод из моей личной жизни. Поэтому эмоциональное содержание комикса во мне сильно откликнулось.

Краткая зарисовка того, как жизнь и постоянный контакт с человеком-манипулятором, будь то партнер, родители или друзья, нарушает психическое равновесие и превращает сознание в кипящий котел сомнений, тревожностей и нервов.

Узнай в себе жертву/манипулятора Психология, Книги, Рецензия, Обзор книг, Что почитать?, Комиксы, Графические новеллы, Длиннопост, Любовь, Отношения, Проблемы в отношениях, Манипуляция

Самое страшное, что делают такие люди - это вызывают у тебя чувство вины и неуверенности, заставляют видеть в себе проблему, искать ошибку, воспринимать себя как нечто бракованное, никчемное.

В книге это очень хорошо показано. Любой конфликт с манипулятором заканчивается тем, что он своими фразами сваливает вину и ответственность за ссоры на другого человека, буквально подменяет твою память, где ты уже сомневаешься в своих прошлых действиях и не можешь точно вспомнить, с чего начался скандал и кто был его разжигателем. Больше всего орал и истерил он, но чувство будет, будто это делала ты.

В конце автор проводит некую психологическую терапию с читателем и дает несколько советов и инструкцию, как не стать жертвой манипулятора и как себя вести, если уже попал к нему в сети. Не могу сказать, что эти методики особо ценные или рабочие, возможно кому-то помогут, но спасение утопающих дело рук самих утопающих. Также мне не близки все эти новомодные словечки по типу абьюзер, виктимизация, газлайтинг, хуверинг... Мне кажется это лишним - придумывать и облачать нездоровые манипуляции в отдельные термины. Все гораздо проще - либо человек адекватный, либо м*дак. А уж какой там букет психологических приемов и как это называется - дело третье. Самое полезное и достоверное - список характеристик, которые практически 100% есть у потенциальной жертвы манипуляций, причем сразу несколько.

Узнай в себе жертву/манипулятора Психология, Книги, Рецензия, Обзор книг, Что почитать?, Комиксы, Графические новеллы, Длиннопост, Любовь, Отношения, Проблемы в отношениях, Манипуляция

Кто чаще всего становится жертвой манипулятора?
- Сверхчувствительные люди
- Они испытывают более сильные эмоции
- Синдром самозванца
- Эмпатичные до крайности
- Не такой как все
- Боятся конфликта, страдают от критики
- Внушает чувство вины
- Бунтари
- Постоянно тревожатся
- Думают и любят без меры
- Во власти сомнений
- Правда любой ценой
- Боятся одиночества
- Уязвимые и самокритичные

Отметьте соответствующие пункты и получите БИНГО!

Показать полностью 2

Влажные мечты Лавкрафта

Первый рассказ "Двор" получился достаточно неплохим и атмосферным с поворотом в финале. Спецагент ФБР под прикрытием внедряется в клоаку трущоб и притонов, чтобы расследовать дело о серийных убийствах и выйти на след местных культистов. В рисовке чувствуется налет нуара, она детализированная, мрачная и объемная. Интересно разглядывать каждую страницу в поиске каких-то зацепок и отсылок. Короткая законченная история в духе лавкрафтовских рассказов на современный манер. Хотя решение сделать речь одного из персонажей шепелявой на тексте спорное... Читать было дико неудобно.

Влажные мечты Лавкрафта Рецензия, Обзор книг, Книги, Говард Филлипс Лавкрафт, Алан Мур, Комиксы, Длиннопост, Графические новеллы

Но серия Неономикон ужасно не понравилась. Грязь, разврат и порнуха на ровном месте. Как мы до этого дошли? Ведь сюжетно и логически Неономикон продолжает Двор. Я совсем не ожидала, что история уйдет в ТАКОЕ русло...

Больше самого присутствия таких чернушных сцен совокупления всех со всеми меня выбесило то, как автор додумывает за Лавкрафта и ищет в его книгах то, что сам хочет там увидеть. Алан Мур считает, что Говард якобы был тот еще скрытый извращенец и в его текстах буквально везде сквозит тема секса, фетиша и желаний, но ввиду своей скромности и характера времени он этого в книги не добавил. Но имел в виду, слышите! Я не большой знаток Лавкрафта, но уверена, что это был человек своей эпохи и воспитания, и даже если подобные намеки есть в его книгах, это явно не должно интерпретироваться как оргия, изнасилования и групповухи. Как минимум такая вычурная пошлость прямым текстом это не стиль Лавкрафта. Это человек высокого слога, мастер завуалированности и метафоры. А автор просто взял и какие-то сексуальные подтексты из рассказов оформил в откровенные сиськи-письки. В Неономиконе показаны вещи, которые Лавкрафт никогда бы не добавил в свои произведения, по разным причинам.

Хотел бы Лавкрафт в своих работах видеть героиню, которой лицо заливают рыбьей спермой? Алан Мур считает, что хотел бы. О времена, о нравы...

Влажные мечты Лавкрафта Рецензия, Обзор книг, Книги, Говард Филлипс Лавкрафт, Алан Мур, Комиксы, Длиннопост, Графические новеллы

Также абсолютно потеряна концепция космического древнего ужаса, отсутствует атмосфера, нет интересных противоречивых персонажей. Нет глубины, вдумчивости, проработанности. Поверхностная пустышка с кучей отсылок, черного юмора и сценами 21+. Главная героиня нимфоманка. Надо же, как удачно сложилось, у нас как раз тут ихтиандр с огромным хе...

В общем, неуместная и низкопробная адаптация. Что неудивительно, ведь Алан Мур в самом начале признается, что этот цикл комиксов появился лишь потому, что ему нужны были деньги. Коммерческий заказ. А порнушка хорошо продается. Вот и весь секрет.

Показать полностью 2

Географ днище пробил

Редкостная дрянь. Ощущение, что меня макнули в лохань с помоями. Замучилась читать, было ужасное желание поскорее сбежать из этого притона.
Зачем эта книга была написана? Показать эпоху 90-х через призму человеческих отношений? Глядя на персонажей Иванова, у меня сложился только один вывод. Что это не трудности 90-х в виде разрухи и упадка сделали жизнь людей дерьмовой, а сами люди, все эти алкаши, быдло, изменщики и моральные уроды, сделали свою жизнь дерьмовой и загнали 90-е в вонючее болото. Где хоть какой-то исторический контекст? Прочитав "Географ глобус пропил", вы так и не узнаете, что же это было за время. Какие были экономические, социальные, политические факторы, с какими бытовыми трудностями и проблемами сталкивались люди ИМЕННО ТОЙ эпохи. Яркие зарисовки повседневности, детали, из которых складывался бы глубокий образ исторического периода. Ничего этого здесь нет. Никакого ощущения времени.

Географ днище пробил Книги, Географ глобус пропил, Алексей Иванов, Рецензия, Обзор книг, Длиннопост

Служкины, Будкины - они бухают не потому что на дворе 90-е, а потому что по-другому не могут. Они изменяют и шляются по девкам всего города, потому что ОНИ по-другому НЕ МОГУТ. Все эти люди сидят в смердящем болоте, потому что НЕ ХОТЯТ ничего менять. За их алкоголизмом и дерьмовым характером не стоит никая личная трагедия или драма. Да, в русской глубинке на севере люди спиваются. Но не от хорошей жизни, а потому что заняться больше нечем. А у главного героя Служкина есть работа. Работа Учителем, на которую он пришел, не имея на то никакого профессионального или человеческого права. Потому что он - в крайней степени безответственный человек, неумеющий себя контролировать. Который позволяет себе пить с учениками водку, бить их в лицо, брататься с ними, вести детей в поход, в котором они чуть не погибли, напиваться в этом походе до потери сознания. Который позволяет себе лапать 14-летнюю ученицу за грудь, смеет говорить о какой-то любви, когда недавно побывал у 3-4 баб дома, абсолютно без разбора. Который забыл забрать маленькую дочку из садика, потому что увильнуть за бывшей одноклассницей в расчете на поцелуй ему важнее.

Впрочем, главный герой отдает отчет своей никчемности и емко описал свою жизнь в 1 предложении: "Никакой точки опоры в жизни, болтаюсь туда-сюда… "
Действительно, болтается как говно в проруби и не может никуда прибиться.

Говорить, что эта книга жизненная, о каждом из нас, о простом человеке - значит признавать в себе беспомощного алкоголика-философа и романтизировать безнадежное расеянство. О каждом из вас? Значит вы тоже из числа жен-терпил, которые жалеют, что не сделали аборт, волочат десятилетиями бремя "лишь бы сохранить семью", "пусть хоть какой, но муж"? Значит вы тоже из числа тех учителей, которые взращивают новое поколение дегенератов, оставивших критическое мышление на дне бутылки? Значит вы тоже привыкли мотаться по постелям бывших одноклассниц и коллег? Нет уж, увольте. То, что такие типы нас окружают - это правда. Но с каких пор это стало нормой и обычной реальностью? Даже в северных глухоманях можно найти хоть что-то светлое. И опять же - все эти Служкины при работе, имеют семьи, живут не на улице - у них нет объективной причины становиться такими уродами.

И в этой книге ВСЕ герои такие. Отвратительные быдловатые хамы, безответственные отбросы общества, которые только бухают, трахаются и размышляют о смысле жизни. Недобитки 90-х, самые удачливые из которых сейчас занимают управленческие должности и разводят коррупцию. Недобитки 90-х, превратившиеся сейчас в 50-летних мужиков, которые ездят на рыбалку побухать и бросают бутылки из окна машины. Ничего кроме отвращения, брезгливости и раздражения они у меня не вызывают. Постоянные присказки и поговорки Служкина просто выводили меня из себя.

Географ днище пробил Книги, Географ глобус пропил, Алексей Иванов, Рецензия, Обзор книг, Длиннопост

Подчеркиваю - я сейчас говорю не о всем поколении 90-х, а конкретно о том типаже людей, который автор показал в книге. И я не против отрицательных героев в литературе. Более того, я люблю книги, где нет ни одного положительного персонажа и их гнилые характеры показаны так психологично и глубоко, что я просто аплодирую стоя. Но это не тот случай! Персонажи Алексея Иванова не вызывают восхищения своей проработкой, потому что они не имеют под собой психологической базы. Они отвратительные люди, потому что другими они быть не могут. Потому что автор их сделал такими.

Единственное хорошее, за что я могла зацепиться - это школьная тематика. И в начале было интересно посмотреть, как новый учитель будет справляться с трудными учениками. Некоторые моменты отдают ностальгией и напомнили мне о моем детстве: сделать солнышко на качелях, кататься с горки на куске линолеума - все это такое знакомое, наше. Но потом началась какая-то дичь. Даже любовная линия между учителем и ученицей (что могло мне понравиться, но в меру) меня отвратила. Настолько нелепо и низменно это показано. Автору не удалось показать и разницу поколений: что 30-летний Служкин, что 14-летний Градусов - все одно. Разговаривают на одном языке, мыслят в одной плоскости, как-будто даже жизненный опыт имеют одинаковый. Эпизод с походом, где можно было развернуться и выделить Служкина как наставника и лидера, тем более что он "заядлый" походник и ему есть чему научить ребят, превратился в попойку на лужайке.

Никаких оправданий происходящему у меня нет. И я искренне не понимаю, что полезного, хорошего или приятного может дать чтение этой грязи.

Показать полностью 2

На Change.org создали петицию против CD Project Red - самой русофобской студии разработчиков

CD Project Red остановила продажу своих игр в России и Белоруссии из-за вооруженного конфликта на Украине. Серия The Witcher, а также Cyberpunk 2077 больше недоступны к покупке российским геймерам только ПОТОМУ, ЧТО ОНИ ИЗ РОССИИ!

На Change.org создали петицию против CD Project Red - самой русофобской студии разработчиков Политика, Санкции, CD Projekt, Ведьмак, Steam, Change org, Петиция, Русофобия, Cyberpunk 2077

Российское комьюнити все эти годы оказывало ОГРОМНУЮ ПОДДЕРЖКУ CD Project, покупая их игры, заступаясь за них перед лицом общественного давления, считая их "разработчиком от народа". Мы были самым преданным сообществом Проджектов, на нашей любви студия сделала огромную выручку и подняла высокие рейтинги.


https://www.change.org/p/русофобы-из-cd-project-red-прощайте


Наказывать обычный народ, население целой страны, огромное игровое сообщество за то, что их ПРАВИТЕЛЬСТВО ведет "военную""спецоперацию" - это стричь всех под одну гребенку. И тех, кто выступает против войны, и тех, кто выходит на митинги, и тех, кто финансово или гуманитарно помогает Украине, и тех, у кого просто болит душа за мирных жителей соседней страны. Польская студия не хочет видеть в российских геймерах ЛЮДЕЙ. У вас было много способов ввести санкции против российских геймеров, например, средства от продаж игр пожертвовать пострадавшим в конфликте на Украине. Но вы выбрали БОЛЬШЕЕ ЗЛО.


Хорошо, мы это принимаем. Не хотите, чтобы русские и белорусы покупали ваши игры? Не хотите больше видеть новых игроков из России? Ваше право! Это ваш выбор. Мы же не хотим, чтобы вы ПРОДАВАЛИ ВАШИ ИГРЫ В РОССИИ. МЫ НЕ ХОТИМ ВИДЕТЬ ВАШЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАШЕЙ СТРАНЕ, это страницы магазинов, официальные аккаунты и тех.поддержку.


P. S. Для особо одаренных, кто будет говорить про "лучше бы эту энергию направили против войны", "выходите на митинги" - уже 1 миллион 100 тыс подписей на петиции "Нет войне" и больше 6к задержанных на протестах по всей России.


P.P.S Петиции, как и митинги ничего не решают. И здесь это не больше чем призыв задуматься о том, кто такие CD PROJECT RED и как лицемерен капитализм. Лучшее, что могут сделать российские геймеры, это обрушить рейтинги игр CDPR. Итальянцы занизили оценки Dying Light 2 за отсутствие озвучки, а мы чем хуже?

Показать полностью

Детектив, где Викторианская Англия - не просто декорации, а исторически достоверное место действия

Странно, ничего не ожидала от этой книги, судя по оценкам. Но это действительно хороший английский детектив! Удивительно, что многие пишут про любовную линию, которой здесь нет. Я все ждала, когда же начнутся романтические страсти и хоть какая-то интрижка, но получила лишь намеки на это в самом финале. Здесь даже нет ни одной сцены поцелуя! Все-таки это в первую очередь добротное детективное расследование с элементами социальной драмы и сильным историческим фоном. Расскажу подробнее.

Детектив, где Викторианская Англия - не просто декорации, а исторически достоверное место действия Книги, Что почитать?, Рецензия, Детектив, Викторианская эпоха, Англия, 19 век, Длиннопост

Историческая часть. «Убийство в старом доме» можно было бы назвать банальной стилизацией под английскую классику с декорациями викторианского Лондона. Но на самом деле роман оказался отлично проработанным в историческом плане. Видно, что автор подкована в теме историко-культурного прошлого Англии. Повседневную жизнь Лондона XIX в. Энн Грэнджер воссоздала очень правдоподобно, с большим количеством интересных деталей. И это уже не просто декорации и атмосферный антураж, а достоверная историческая реальность того времени с соответствующими отсылками на события, даты и личности викторианской эпохи. Хотя напрямую не указывается, в каком году происходит действие романа, это легко вычислить по оставленным «подсказкам».

Когда главная героиня приезжает в столицу, первое, что она замечает — это грандиозное строительство нового вокзала. Будущего Сент-Панкраса с крытым дебаркадером и роскошным отелем, который открылся в 1860-х. Также упоминаются другие нововведения Лондона: дренажная система Базалгетта (1860-е), которая должна была избавить город от холеры; полицейская реформа 1863 г., заменившая униформу с цилиндрами на привычные нам шлемы констебля; закон об угольных шахтах 1842 г., запрещающий детям до 10 лет работать под землей. Показаны и многие бытовые предметы: последняя новинка — газовые рожки; безопасные спички вместо фосфорных, которые могли зажечься сами и становились причиной домашних пожаров; «волшебные фонари» — первые прототипы кинематографа; жардиньерки как подставка для цветов и незаменимый атрибут на викторианских фотографиях. И, конечно же, вечные спутники лондонских улиц — шумные кэбы, грязные канавы, брусчатка, лавки в тесных улочках, омнибусы с пассажирами. Из всего многообразия деталей читатель видит, что действие происходит во второй половине XIX в., а точнее где-то в 1860-х. Чуточку внимания и книга буквально оживает перед глазами шумным викторианским Лондоном!

Детектив, где Викторианская Англия - не просто декорации, а исторически достоверное место действия Книги, Что почитать?, Рецензия, Детектив, Викторианская эпоха, Англия, 19 век, Длиннопост

Социальная часть. То, что больше всего зацепило меня в этой книге наравне с историчностью — социальная проблематика. Несвойственная для данного жанра вещь — вдаваться в подробности жизни общества. Но автор решила вплести в канву сюжета остросоциальные вопросы, хорошо сочетающиеся с историей убийства. Какова была роль женщины в обществе и государстве? Какие были мнения и взгляды на это? Пути женской судьбы и опасные ловушки, поджидающие молодую девушку на пороге. Проблема сирот и детей из приюта. Пороки и грехи «высшего света», лицемерие морали и двойные стандарты. Доктор богословия, чванливо следящий за нравственностью окружающих, впадает в разврат и старческие извращения. Молодой перспективный палеонтолог находится во власти авторитарной матери, полностью подавляющей его личность. Закулисная жизнь лондонских трущоб и особенности работы речной полиции. Грандиозная стройка века — новые железные дороги и вокзалы индустриальной Англии ценой жизней и здоровья простых рабочих. И основная тема — эксплуатация детского труда на шахтах. Описания тяжкой, буквально беспросветной жизни детей, работающих в угольных шахтах на кошельки толстосумов. Когда жители шахтерского поселка не могут позволить себе отапливать дома углем, добытым их собственными руками.

Детектив, где Викторианская Англия - не просто декорации, а исторически достоверное место действия Книги, Что почитать?, Рецензия, Детектив, Викторианская эпоха, Англия, 19 век, Длиннопост

Детективная часть. Криминальная история довольно проста и в чем-то банальна. Хотя стоит отдать должное, претендентов на роль убийцы много, подозрения постоянно скачут с одного на другого, это интересно. В одном из домов, готовящихся под снос для строительства вокзала, находят труп молодой девушки. Очевидно, что преступник надеялся на то, что под обломками разрушенных зданий тело никто не найдет. Выясняется, что бедную женщину держали где-то в подвале несколько дней без еды и воды. Как она попала в трущобы? Вокруг этого события образуется большая шумиха, в нее оказываются вовлечены многие жители города, в том числе только что прибывшая в Лондон Элизабет Мартин. Расследование ведется как бы параллельно двумя героями: инспектором Россом и инициативной Элизабет, которая отличается проницательным взглядом и дерзким характером. Интрига раскручивается неспешно, основные действия детектива — это сбор сведений у очевидцев, знакомых жертвы, постоянные разъезды по гостям и споры с заинтересованными лицами. Но эта простота и незамысловатость расследования подкупает — мне это напомнило детективные квесты и игры про Шерлока Холмса. Кропотливый труд сыщика, которому не все дается легко, когда приходится сталкиваться с нежеланием людей сотрудничать, когда жители заведомо воспринимают полицейского в штыки, а со всех сторон давит чье-нибудь начальство.

Кроме того, в книге неплохо прописана атмосфера неуютного Лондона. Неприветливого, местами опасного, с желтоватым густым туманом. Не скажу, что кто-либо из персонажей меня чем-то зацепил, намеки на романтичные отношения в конце тоже не особо воодушевили, хотя я рада, что полноценной любовной линии не было.


«Убийство в старом доме» необычный пример детектива — с одной стороны пытающегося быть классикой, с другой стороны имеющий элементы социальной драмы, исторического романа и даже какой-то любовной истории. Но книга интересная и заслуживает рекомендаций, особенно тем, кто любит Лондон XIX в. и повседневную историю викторианской Англии.

Показать полностью 3

"Существует ли такой город, в котором начальники не пожирали бы средства к существованию вдов и сирот?"

Письмо древнеримского священника Сальвиана, пугающее своей актуальностью.


РАССУЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННИКА-ОЧЕВИДЦА О ПРИЧИНАХ ПАДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (около 450 г.)

Мы (то есть римляне) заботимся об обращении в христианство готов и вандалов, но чем мы сами лучше их? В отношении взаимной любви и милосердия, почти все варвары, принадлежа к одному племени и управляемые одним королем, связаны друг с другом, а у римлян почти все преследуются обоюдно. Какой гражданин у нас не ненавидит другого гражданина? Кто вполне расположен к своему соседу? Все далеки друг от друга если не местом, то сердцем: живут в одном доме, а в мыслях разделены. О, если б это худшее из всех зол ограничивалось согражданами и соседями! Родственники не чтут уз родства. Кто бывает близок со своими близкими? Кто считает себя обязанным к милосердию хотя бы по имени? Кто из родственников по сердцу или по крови не снедается злобой, у кого чувство не облито желчью, кто не казнится благополучием другого? Кто не считает чужого счастья своим бедствием? Кто доволен своим счастьем настолько, чтобы пожелать того же и другому? Большая часть людей заражена новым и неизмеримым злом: никто не считает себя счастливым, пока не видит других несчастными. А то жестокое зло, которое рождается из того же источника и которое столько же чуждо варварам, сколько привычно для римлян, то зло, что они разоряют друг друга налогами? Впрочем, и не друг друга: было бы гораздо сноснее, если бы каждый заставлял другого терпеть то, что он сам переносит; но хуже всего то, что большинство обирается меньшинством, и общественные подати обратились в частную добычу; так смотрят не только высшие сановники, но и всякая мелочь, не только судьи, но и им подчиненные чиновники.


Найдется ли город, община или село, где не было бы столько же тиранов, сколько куриалов (то есть граждан, несущих повинности)? Чиновники гордятся таким прозвищем, потому что оно дает силу и почесть; подобно тому, и воры радуются и торжествуют, когда их считают более ужасными, нежели каковы они на деле. Еще раз повторяю: существует ли такой город, в котором начальники не пожирали бы средства к существованию вдов и сирот, а вместе с тем и всякую святыню? Духовные имеют ту же участь; они не хотят защищать себя или потому, что по своему званию презирают земные блага, или потому, что не могут, не имея другой опоры, кроме своей невинности и смирения. Таким образом, у нас никто не считает себя в безопасности; и если вы исключите тех, которые по своей власти и связям стоят вне грабежа или сами участвуют в нем, то ни один человек не ускользает от жадности этого особенного рода воров. Дело дошло до того, что только тот и безопасен, кто имеет силу подвергать другого опасности.

"Существует ли такой город, в котором начальники не пожирали бы средства к существованию вдов и сирот?" Римская империя, Древний Рим, Актуальное, Политика, Цитаты, История, Длинное, Длиннопост

Но неужели среди этого множества злодеев не найдется людей добродетельных, которые оказали бы покровительство честным людям, которые, по выражению писания, исторгнули бы бедного и нищего от рук грешников? Нет человека, который сделал бы добро; нет, или всего только один. Так мало добрых, что сказано: всего только один. На самом деле, находят ли несчастные где-нибудь помощь для себя, когда даже пастыри церкви не имеют довольно твердости, чтобы удерживать от насилия угнетателей. Между этими пастырями одни хранят молчание, а другие говорят так, что лучше бы они молчали; нельзя сказать, чтоб им недоставало смелости, но их удерживает расчет и политика. Они не хотят высказывать горькую истину, потому что бесчестные люди не в состоянии вынести ее; их избегают и преследуют ненавистью и проклятиями. Не уважая и не боясь слова пастыря, они презирают его по своей необузданной гордости. И потому молчат те, которые могли бы говорить, пока не трогают их самих. Они не осмеливаются открыто противопоставлять им силу истины, по страху уколоть их истиной и возбудить к большим преступлениям. А между тем бедные разграбляются, вдовы стонут, сироты угнетены до того, что многие, принадлежа к известной фамилии и получив хорошее воспитание, бывают вынуждены искать убежища у неприятелей римского народа (германцев), чтобы не сделаться жертвой несправедливых преследований; они идут искать у варваров римского человеколюбия, потому что не могут перенести у римлян варварской бесчеловечности. Хотя они чужды варварам, к которым бегут, и по нравам, и по языку, хотя их поражает грязный образ жизни варваров, но, несмотря на все то, им легче привыкнуть к варварскому быту, нежели переносить несправедливую жестокость римлян. Они идут на службу к готам или бакаудам, или к каким-нибудь другим повсюду господствующим варварам, и не раскаиваются в своем поступке. Они предпочитают жить свободно, нося звание рабов, нежели быть рабами, сохраняя одно имя свободных. В прежнее время высоко ценилось и дорого покупалось звание римского гражданина; теперь же от него отказываются, так как оно сделалось презренным и отвратительным. Итак, я спрашиваю, какое мы могли бы представить более сильное доказательство римской несправедливости, как то, что лучшие люди, которым Рим обязан своей славой и честью, доводятся до того, что не хотят быть римлянами? По той же самой причине и те, которые не бегут к варварам, стараются на месте сделаться варварами: таким образом, большая часть Испании и не малая часть Галлии, наконец, все те, которые на римском шаре оскорблены римской несправедливостью, перестали называть себя римлянами.


Теперь поговорим о бакаудах: с ними обращались жестоко, их грабили и казнили несправедливые и кровожадные судьи; потеряв право римской свободы, они не дорожили честью римского имени. И мы вменяем им в преступление их несчастье, даем им ненавистное имя, которое сами сделали. Мы считаем их мятежниками, называем потерянными людьми, после того как сами принудили их к преступлению. Что же сделало их бакаудами, как не наши насилия и неправда наших судей, как не пени и грабежи со стороны тех, которые обратили общественные подати в свой частный доход и сделали налоги своей добычей? Они, наподобие хищных зверей, не жуют, но глотают свою жертву; они не только грабят, как разбойники, одно имущество, но раздирают жертву и, так сказать, пьют ее кровь; вот каким образом люди, задушенные и раздавленные разбоем судей, обратились в варваров; им не было позволено оставаться римлянами. Пришлось привыкнуть быть тем, чем не были, когда не позволяли быть тем, чем прежде были; им остается защищать жизнь, потому что свобода давно уже потеряна. Теперь продолжается то же, а именно, что те, которые еще не сделались бакаудами, вынуждены скоро сделаться ими. Мы своими насилиями побуждаем их к бакаудству, и только по малодушию некоторые из них не решаются на последний шаг. Они стонут под игом своих врагов и переносят насилия по необходимости, а не по охоте; в душе они желают свободы, но изнемогают под тяжестью рабства. Так бывает со всеми униженными; одно и то же обстоятельство производит в них двоякое явление: насилие, испытываемое ими, побуждает их искать средств сделаться свободными; но в то же время это же самое насилие ставит их в невозможность привести свое намерение в исполнение. Напрасно обвиняют таких людей в том, что они желают иногда того, чего не пожелали бы, если бы их не принудили к тому. Действительно, они часто желают того, что может составить их несчастье; но они не пожелали бы, если бы не были к тому вынуждены. Чего же могут желать эти несчастные при угнетениях их беспрестанными налогами, когда над ними висит тяжелая и нежданная проскрипция, и они покидают свои дома из страха найти в них место своих мучений, так что изгнание представляется им единственным средством против угнетения? Даже сами неприятели кажутся им менее ужасными, чем те, которые разоряют их поборами; опыт убеждает их в справедливости этого: у неприятеля они спасаются от насилия. Как все это ни бесчеловечно и ни жестоко, не было бы менее тягостно, если бы все одинаково и сообща терпели; всего же недостойнее то, что общая тяжесть выносится не всеми; налоги падают даже на самых бедных людей в пользу богатых, и слабейшие служат опорой сильнейшим. Причина же, почему они не могут выносить такого состояния, заключается в том, что тяжесть, несомая бедными, превышает их силы. Потому-то они вызывают против себя двух весьма различных врагов – корысть и бедность: корысть вооружается против них, потому что они отказываются платить; бедность угнетает их, потому что ставит в невозможность удовлетворять чужой корысти. Судя по тому, что они должны платить, ты сочтешь их богатыми, а по их действительному имуществу ты примешь их за нищих. Кто может одобрить дело такой несправедливости?

Но вот обстоятельство еще более вопиющее. Люди богатые увеличивают налоги, а бедные их платят. Ты скажешь: но богатые принадлежат к высшему цензу, каким же образом они захотят увеличить и свои налоги? Я не говорил, что они себе увеличивают, они именно увеличивают другим, потому что могут в то же самое время не увеличивать себе. Объясню, как это бывает возможно. Являются, например, в провинцию новые посланцы или секретари, присланные из высших сфер; они снабжены рекомендацией к местным властям, и вот источник всеобщего разорения. Гостям нужно поднести новые подарки, а для того нужно сделать новый побор. Власти и назначают сколько должны внести бедные, и таким образом толпа нищих осуждается заплатить за любезность богатых к своим гостям. Во всех таких случаях богатые назначают количество побора, не испытывая сами его тяжести.


Но ты скажешь, можно ли не почтить и не принять щедро посланного от высших лиц? Пусть так; но вы, богатые, бывая первыми при назначении налогов, будьте первыми и при взносе их. Будьте первыми в щедрости, как вы бываете первыми при расточении комплиментов. Ты даешь из моего кармана, дай и из своего. Было бы даже весьма справедливо, чтобы расходы на всякого рода торжественные приемы падали исключительно на тех, которые рассчитывают при этом на благоволение. Но мы, бедные, повинуемся вашей воле; что вы, немногие, повелеваете, то мы все исполняем. Что же в этом, однако, справедливого и человечного? Над нами тяготеют подати, определенные вашими декретами. Мы желаем не больше как того, чтобы подати были общи и для нас, и для вас. Что может быть несправедливее и недостойнее, как то, что вы освобождаете себя от податей, вы, которые других осуждаете на плату. При этом несчастные бедняки, внося подати, совершенно не знают, для чего и почему они платят. Кому позволено рассуждать, для чего он платит, или кто может исследовать вопрос, сколько платить? Но все это делается очевидным, когда богатые вздумают поссориться друг с другом, когда некоторые из них сочтут себя обиженными тем, что какое-нибудь постановление сделано без их ведома и согласия. Тогда такие сами кричат: «О недостойное дело! Двое или трое определяют то, что давит многих; несколько знатных назначают налог, который придется нести всем беднякам». Но такие люди только по самолюбию протестуют, потому что не спросили их при издании постановления, а не по чувству справедливости, которое не позволило бы им ни в каком случае согласиться на несправедливое. Потом эти же самые люди делают то же, что осуждали в других, или по желанию выместить за оказанное им прежде неуважение, или по заразительности власти. Вследствие того, несчастнейшие бедняки видят себя всегда между двух столкнувшихся бурь среди моря: сегодня на них обрушиваются волны с одной стороны, а завтра – с другой.

При увеличении налогов бедных угнетают первыми, и последними вспомнят, когда дело идет об облегчении. Еще недавно, когда бедствия городов принудили высшую власть уменьшить налоги, это облегчение, которое должно было распространяться одинаково на всех, было отнесено к одним богатым. Кто вспомнил при этом о бедных? Кто пригласил униженных и нуждающихся в облегчении налогов? Их первых вспоминают при увеличении, а при уменьшении они остаются позади всех. Короче, о податных бедняках вспоминают только при увеличении налогов; но при облегчении их выключают из числа податных. И мы думаем, обращаясь с бедными с такой жестокостью, что мы не заслуживаем Божеского наказания, и верим, что нам позволено быть несправедливыми, а Бог не будет справедлив в отношении нас. Где и у кого, как не у римлян, можно найти такое зло? Чья несправедливость превышает нашу? Франки не знают такого зла; его нельзя встретить и у гуннов. Ничего подобного у вандалов, ничего подобного у готов. Это зло чуждо готам до того, что даже римляне, живущие среди них, не испытывают его на себе. Единственное желание всех римлян состоит в том, чтобы не пришлось опять когда-нибудь подпасть под римские законы. Единственная и всеобщая мечта римского простолюдина относится к тому, чтобы жить с варварами. И мы еще удивляемся, что не можем победить готов, когда сами римляне предпочитают быть с ними, нежели с нами. Итак, наши братья не только не желают перейти от готов к нам, но еще к ним бегут и нас покидают. По этому поводу меня удивляет только одно обстоятельство: отчего не все наши податные бедные и несчастные обращаются к этому средству, чтобы спастись от угнетения? Их удерживает одна трудность перенести с собой в чужую землю свою рухлядь, свои хижины и свое семейство. Многие оставляют свои огородишки и домишки, чтобы спастись от притеснений, и как им не желать уйти оттуда, откуда их гонят, и унести с собой что-нибудь, если откроется к тому возможность. В случае же совершенной невозможности того, чего они так сильно желают, они обращаются к последнему средству. Они отдают себя под покровительство и защиту богатых, делаются их крепостными, и, так сказать, предают себя их власти и суду. Я не осуждаю, впрочем, эту меру; я был бы даже готов похвалить богатых, в руки которых предают себя бедные, если бы они предлагали защиту бедным по человеколюбию, а не по своекорыстию, и не торговали бы своим покровительством (patrocinia). Но то ужасно и бесчеловечно, что своим покровительством они грабят бедных и, защищая несчастных, делают их тем еще более несчастными. Всякий для приобретения защиты должен предварительно отдать своему защитнику почти все свое достояние, так что отцы получают защиту ценой лишения наследства детей. Безопасность отцов приобретается нищетой их потомства. Вот какова помощь и покровительство богатых. Получая, они ничего не дают и все берут себе. Этими договорами облегчается временно участь родителей, но в будущем все отнимается у детей. Итак, богатые продают свои услуги за высокую цену. Я говорю: продают; о, если бы они только продавали по общепринятому в торговле обычаю, тогда что-нибудь осталось бы и покупателю; но они изобрели новый род покупки и продажи, по которому продавец ничего не продает, а все получает, покупатель же ничего не получает и почти всего лишается. При всякой торговой сделке у покупателя увеличивается число вещей, у продавца оказывается недочет, потому что покупатель приобретает для умножения имущества, а продавец лишается проданной вещи; но что это за неслыханный род торговли: у продавца увеличивается имущество, а покупатель остается при нищенской суме! Что сказать о другом нестерпимом и чудовищном зле, которое не только ум человека не может переварить, но и слух не может вынести: эти бедные и несчастные, потеряв имущество, не теряют обязанности платить за него подати; отказавшись от права владения, несут подушный оклад. Имущества уже нет, но налоги гнетут. Кто может себе представить такое зло? Их имуществом владеют злоупотребители, а бедные несут за них подати. Дети, по смерти отца, не наследуют его полей, но угнетаются теми же полевыми повинностями. Вследствие таких злодеяний они от частного грабежа теряют имущество, а от общественных повинностей – жизнь: грабеж отнимает достояние, а подати – живот. Вот почему некоторые из тех, о которых мы говорим, или будучи благоразумнее, или наученные опытом, после того как они потеряли свои дома и поля или от частного завладения, или спасаясь бегством от сборщиков и бросая свое достояние, которое не могли сохранить,– берут землю у знатных в аренду и делаются фермерами богатых. Таким образом, подобно тем, которые при вторжении неприятеля ищут спасения в крепости, или тем, которые, потеряв защиту законов, с отчаянием прибегают в места убежища, фермеры не ищут родного очага, не домогаются достоинства предков, но налагают на себя ярмо и доводятся до такой крайности, что теряют права и имущества и состояния, изгоняются не только из имения, но, так сказать, из самих себя, и, лишаясь всего, лишаются и собственности, и права свободы.


Но ко всему этому вынуждает необходимость, и участь их была бы еще сносной, если бы к ней не присоединялось самое последнее бедствие. Это-то и ужасно, и горько, что с этим злом сопряжено еще большее зло. Фермеров принимают как гостей, но скоро их обращают в туземцев; как одна злая волшебница превращала людей в животных, так и эти несчастные, взявшие аренду у богатых, подвергаются известной метаморфозе, совершенной напитком Цирцеи. В самом деле, богатые собственники, приняв фермеров как поселенцев, начинают с ними обращаться как с крепостными; люди свободные обращаются в рабов. И мы удивляемся, как варвары могут брать нас в плен, когда мы сами полоним своих братьев? Нет ничего удивительного, что наши неприятели (германцы) так легко опустошают и грабят целые страны.


De Gubernatione Dei, кн. V, 4–9. Ист.: Хрестоматия Стасюлевича, т. 1. С. 68-74.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!