zalpun

zalpun

Пикабушник
Дата рождения: 20 февраля
kamaschik
kamaschik оставил первый донат
6301 рейтинг 31 подписчик 75 подписок 85 постов 15 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу

«Криминальное чтиво» Николая Гоголя

Или наоборот? «Вий» Квентина Тарантино. Да, можно сказать, Тарантино «подрезал» сюжет одной из историй, показанных в одноимённом фильме из «Вия». Но это некультурно, поэтому скажем просто, что в них рассматривается одна и таже тема.

Хому Брута все почему-то описывают, как жизнелюба, имеющего к тому же и весёлый нрав. Но если подумать, напрашивается совсем другое вульгарное слово. Но, как говорили в рекламе про жидкий стул: «мы не будем его показывать»*. В приличной статье будет уместнее слово попроще: болван.
Но «на его месте должен был быть я», воспитанный на фильмах, крутившихся в 90-е по ТВ. Такие персонажи, как Хома Брут мне нравились и даже хотелось им подражать. Этакий незадачливый недотёпа, но в целом симпатичный, славный парень. Весьма распространённый образ в кино. У французов — Пьер Ришар, у итальянцев — Адриано Челентано, у американцев — Джим Керри. Но вернёмся к Хоме Бруту. Сколько же у Брута жизнелюбия?

На слове «жизнелюбие» вспоминается могильщик из «Гамлета» Уильяма Шекспира. Интересно, что бы он мог сказать о жизнелюбии? А то, что жизнелюбие — дело троякое. Это, во-первых, умение соображать, во-вторых, умение чувствовать и, в-третьих, проявлять волю. Есть ли эти качества у Хомы? И что в конце концов общего в его истории с «Криминальным чтивом»?

«Криминальное чтиво» Николая Гоголя Что почитать?, Рецензия, Книги, Психология, Вий, Николай Гоголь, Квентин Тарантино, Литература, Чтение, Видео, RUTUBE, Длиннопост

Отец панночки — богатый польский воевода — поручает Хоме отпевать свою погибшую дочку. Весьма схожее задание в «Криминальном чтиве» получает от главаря банды Винсент Вега. Правда, не отпевать, а «гулять» и не дочь, а жену. Но и панночка была не совсем мертва. А «подопечную» Траволты пришлось возвращать с того света после передоза. Итак, в обоих случаях: молодая женщина, ревностно оберегаемая богатыми и влиятельными мужиками. Если не хочешь неприятностей, лучше не связываться.

По сюжету фильма напарник рассказывает Винсенту Веги, что предыдущего парня, который исполнял аналогичное поручение босса, постигла нелёгкая участь — он вылетел с четвёртого этажа. Похожие слухи ходили и о панночке.

И сотник из «Вия», и главарь банды из «Чтива» очевидно не в первый раз проворачивали обряд «отпевания панночки». Подобные фантазии на грани смерти, описываются и в других произведениях. У богатых, как говорится, свои причуды. Вот, к примеру, кадр из фильма «Дневная красавица».

«Криминальное чтиво» Николая Гоголя Что почитать?, Рецензия, Книги, Психология, Вий, Николай Гоголь, Квентин Тарантино, Литература, Чтение, Видео, RUTUBE, Длиннопост

Всё та же «эротическая» фантазия: в гробу «панночка» (живая), подле неё некий «господин герцог». А в «Вие» всё это безобразие ещё и происходило во храме божьем. Как видим и персонажи, и ситуация, по сути, очень близки. И Брут, и Винсент вляпались в одну и ту же структуру.

Но интересна не панночка, а аналог Брута, в исполнении актёра Джона Траволты. О его умственных способностях судить проще, чем по Бруту в исполнении Куравлёва. С поручениями Винсент Вега справляется плохо. По дороге к боссу размазал чьи-то мозги по салону машины и говорит, что пистолет у него выстрелил сам. Кроме того, много и совсем без причины хамит. Сначала боксёру Бутчу, затем и вообще мужику явно старше себя, который ему помогает вылезти из щекотливой ситуации. Поведение тупого подростка, хотя на вид ему уже не меньше 35-40 лет..

«Криминальное чтиво» Николая Гоголя Что почитать?, Рецензия, Книги, Психология, Вий, Николай Гоголь, Квентин Тарантино, Литература, Чтение, Видео, RUTUBE, Длиннопост

Таким клоунам только молоденьких панночек и развлекать. Он даже не понимает, что поручение организовать досуг жены — это списание его в утиль, а не особое доверие босса. В утиль, как барахло, над которым можно проделать всё, что её душе угодно. А в душе всякой среднестатистической панночки, если ей дать волю, можно найти и упырей, и вурдалаков, и разных прочих тайных фантазий, вроде нереального прихода на грани смерти. И это, может, ещё самое безобидное, о чём она мечтает. Вот обдолбанная панночка с «упырями и вурдалаками» и потешается над «философом».

Итак, мало того, что Винсент тупица, но он ещё и не чувствует абсолютно никакой опасности. Взять, к примеру, его действия перед смертью. Задание босса в чужой квартире. Пошёл в толчок и оставил оружие на кухне.

Так же и Хома, куда-то попёрся ночью по хуторам, а мог бы и заранее при свете дня найти себе ночлег в приличном доме. Но ноги или что ещё привели его в дом неприличный — хотя никто не заставлял. Как и Винсент тоже ничего не почувствовал. Тот, чтобы не ничего чувствовать перед встречей с женой босса вмазывается наркотой. А Хома Брут во храме божьем — табачку занюхал. После чего, кстати, его панночка из гроба и встаёт.

«Криминальное чтиво» Николая Гоголя Что почитать?, Рецензия, Книги, Психология, Вий, Николай Гоголь, Квентин Тарантино, Литература, Чтение, Видео, RUTUBE, Длиннопост

В церковных обычаях тоже есть метод по обретению бесчувственности. Называется умерщвлением плоти. Хома Брут видать, если не физически, то психически на этот принцип чересчур налегал, из лучших побуждений, конечно, в желании достичь душевного равновесия и покоя — всё мол ни по чём, никакой бес не соблазнит. На деле же такой святоша для «бесов» самый сладкий объект. Был бы Хома поумнее, нашёл бы в Писании принципы психокатарсиса и написал бы об этом трактат, как это сделал бывший переводчик церковных текстов, а ныне писатель и шекспировед Алексей Меняйлов, автор психоаналитической эпопеи «Катарсис-1. Подноготная любви».

Ведь исторически из среды монашества нередко выходили весьма одарённые и образованные люди. Например, выдающийся учёный Михаил Ломоносов начинал постижение наук с церковного образования. Ломоносов к тому же с детства был «терроризирован» мачехой, третьей женой отца. Мальчику приходилось идеально выполнять все её поручения, чтобы наконец-то заняться любимым делом — почитать книги. Но из Брута не вышло ничего, ни маму, ни мачеху он не слушал. «Выпадал на мороз», как говорится. Тем самым пробуждая в ней «панночку»-ведьму и обрекая себя в последствии на подобные отношения и со всеми прочими женщинами.

Для прикола можно ещё упомянуть фильм «Тупой и ещё тупее». Здесь два идиота тоже активно развлекают богатенькую дамочку. Но, как часто бывает в американских фильмах для низов — заканчивается он хэппи эндом. Ни один Брут не пострадал. Ну и напоследок видеоролик о том, как некоторые богатые "панночки" предпочитают умирать.

Показать полностью 4 1
2

Что мешает слышать друг друга?

Книга Арсеньева «Дерсу Узала» знакомит нас с особенностями жизни в тайге. Всякая смена обстановки освежает восприятие. А путешествовать в компании мудреца, носителя обычаев коренных народов, и не праздно, а имея определённую задачу, — это большое счастье и удача. Это как путешествие со сталкером в Зону — другой, отдельный мир, где среди ловушек, испытаний и опасностей, из человеческого нутра рвутся наружу сокровенные желания.

Дерсу Узала, встретив на своём пути экспедицию Арсеньева, передаёт нам традиционные ценности своих предков. Самая простая мысль, которой мы можем научиться у гольдов, — необходимость развивать в себе наблюдательность. Нельзя игнорировать какие-то свои ассоциации, опасения. На них ты вынужден реагировать и пытаться объяснить максимально близко к действительности. Иначе в этих условиях просто не выживешь.

Что мешает слышать друг друга? Психология, Любовь, Книги, Дерсу Узала, Что почитать?, Агата Кристи, Есть контакт

Ваша тайга живи — сразу пропадай

Отсюда и берутся традиции коренных народов не понятные обычному человеку. Над которыми он даже смеётся. Люди сейчас не очень-то наблюдательны и наблюдают в телефонах ленты. Когда же необходимо подумать своей головой — теряются. Пытаются угадать как бы поступили те, кто диктует модные манеры поведения в обществе. На жизнь люди смотрят глазами коучей успеха и говорящих голов. Своё собственное восприятие задавлено. Доходит до того, что человек теряет собственный голос и инстанции, подменяя его неестественно звучащими стандартами сценической речи.

Какой позор, какой позор! Клянусь, честное слово! Понимаете ли, на весь район! На весь район…

У Агаты Кристи есть прекрасный пример того, что из себя представляют люди, которые пытаются соответствовать модным стандартам, играющие в угадайку. Это пьеса «Десять негритят». Каждый «негритёнок» в точности угадал, как должен умереть, согласно воле и плану их собственного убийцы. Угадайка не всегда заканчивается смертью — это крайний случай. Этим он и хорош для дательного изучения. Чтобы обезопасить себя от реализации подобного сюжета в собственной жизни, можно посмотреть семинары «Агата Кристи "Десять негритят"» писателя Алексея Меняйлова.

Наблюдательность важна не только потому, что интересно постичь те или иные явления природы, а потому что выявленные в природе закономерности можно перенести и на взаимоотношения людей. И здесь становятся возможными явления, существование которых мы можем представить только в каком-то другом мире. В Зоне. Например, когда Дерсу Узала находясь на охоте в тайге тяжело заболел, его жена почувствовала опасность и смогла его отыскать за 200 километров от дома! И тем спасла ему жизнь. Как она услышала его голос?

Вернёмся пока из другого мира в наш примитивный, некрасивый. Что же мешает мужчинам установить контакт с женщиной такой как у Дерсу Узала? Мужчины ещё с юных лет убивают в себе понимание того, что если женщина ищет любви за углом, то ей плохо. Те, кто принимает её посылы, её душевную боль видеть не хотят. На эту боль им плевать. Они видят только возможность воспользоваться «халявой» и избежать ответственности. Рассуждают примерно так: сама навязывается, значит дешёвка и сама виновата; раз навязывается ко мне, то и к другим тоже, а почему я должен отвечать?

Халява конечно же мнимая. Отвечать за свои действия всё равно придётся. Если тебе плевать на боль женщины, то в спутницы ты неизбежно выберешь себе такую, которой плевать на боль мужчин. Если тебе будет плохо, она не то что не пойдёт в тайгу за 200 километров, она сделает тебе ещё больнее. В лучшем случае проигнорирует. Точно так же, как мужчина делает ещё больнее женщине, когда хочет воспользоваться её уязвимым положением «ищущей любви».

Показать полностью 1
9

Две ревности в «Ребекке» Дафны дю Морье

В статьях пишут, что основная тема романа — ревность. После первого прочтения и просмотра экранизации я эту тему не заметил. Не назвал бы её основной, но она всё же присутствует.
Во-первых, отмечают ревность второй жены де Винтера к Ребекке, спровоцированную поведением Максима. Новая жена постоянно себя сравнивала с погибшей и думала, что муж её не любит. Во-вторых, указывают на ревность, продуцируемую Ребеккой. Пишут, что Максим испытывал ревность к её двоюродному брату — Джеку Фавеллу.

Две ревности в «Ребекке» Дафны дю Морье Рецензия, Книги, Психология, Любовь, Что почитать?, Литература, Критика, Экранизация, Видео, RUTUBE, Длиннопост

Никаких различий в этих двух случаях ревности не приводят: ревность, она и в Африке ревность. Но результат совершенно разный. Ревность, продуцируемая Ребеккой, разрушительна по своей природе. Речь не только о её двоюродном брате или де Винтере. Она заставляет ревновать всех и не только мужчин. Об этом нам торжествуя сообщает экономка миссис Дэнверс, считая это качеством прекрасным атрибутом сильной женщины. По этому поводу есть и другое мнение, что ревность — качество, которого следует опасаться:

Берегитесь ревности, синьор.
То — чудище с зелеными глазами,
Глумящееся над своей добычей.

Шекспир «Отелло»

Это слова Яго, который пытается пробудить ревность в Мавре. А Дездемона, заигрывающая с Кассио, не замечает, что её муж Отелло в это время корчится от боли. Будем считать, что она делает это неумышленно, так как за руку её никто не поймал. А вот для Ребекки — это способ развлечения, она это делает умышленно и с удовольствием. Глумится над своей добычей. От ревности, которую генерирует Ребекка, мужчины теряют психическую устойчивость, душат своих жён, как Отелло, и так далее.

Две ревности в «Ребекке» Дафны дю Морье Рецензия, Книги, Психология, Любовь, Что почитать?, Литература, Критика, Экранизация, Видео, RUTUBE, Длиннопост

Совсем другое дело — ревность, возникшая у второй жены к Ребекке. Это чувство было вызвано странным поведением де Винтера. Всем казалось, что он страдает от беззаветной любви к погибшей первой жене. На самом деле никакой любви не было, была боль от невозможности справиться в одиночку. Невозможности кого-то ещё посвятить в суть щекотливой ситуации вокруг его первого брака.

Ревность, рождённая де Винтером, как говорят физики, жёстко детерминирована. Она имеет конкретную причину и не направлена на всех подряд. Она сконцентрирована на одном человеке и в одном месте — усадьбе Мендерли. Здесь, как в библиотеке, всё собрано воедино. Только книги — это люди, населяющие и связанные с Мендерли, каждый из которых может что-то на эту тему рассказать.

Чувство, называемое ревностью к мёртвой Ребекке, и вынужденная необходимость разобраться в ситуации, пробудили в молодой жене де Винтера не желание его задушить, а наоборот, ответственность за психологическое здоровье мужа в теме женских манипуляций.

От женщины, обладающей таким навыком, муж не уйдёт никогда. Новая миссис де Винтер всеми силами пыталась понять, чем Ребекка так заякорила её мужа. Причём поначалу считая качества, присущие этому «зеленоглазому чудовищу», чем-то прекрасным, чему надо подражать. Вторая миссис де Винтер на некоторое время перевоплотилась в Ребекку, чтобы угодить, как ей казалось любовным вкусам своего мужа. Затем случился момент истины и открылась правда, что муж никогда Ребекку не любил. А все её «чудовищные» качества были причиной его угнетённого состояния.

В результате у второй жены появился мотив не только не повторять того, чем занималась Ребекка, но и искоренить в себе, в своём поведении всё, чем Ребекка изводила мужчин.

Итак, если Ребекка со своей ревностью семьи разрушала, то де Винтер, наоборот семейные узы укреплял.

С детальным анализом сюжета «Ребекки» с привлечением исторических архетипов можно ознакомиться в работе писателя Алексея Меняйлова: «Арго» и мачеха, лодка и собаки. В том числе там, проводятся параллели между фильмами «Ребекка» и «Обливион».

Для справки

Роман «Ребекка» был написал в 1938 году. Предпосылкой к его написанию стала интимная переписка мужа Дафны дю Морье с его предыдущей невестой Джейн Рикардо. Муж продолжал обмениваться с ней письмами и после женитьбы на писательнице. Джейн Рикардо, как и персонаж главной злодейки из романа, подписывалась в своих письмах буквой «Р», но в результате покончила с собой бросившись под поезд. Сама же писательница, судя по всему, с вопросами нравственности, затронутыми ею в «Ребекке», не разобралась и в итоге стала лесбиянкой. Хотя, возможно, это ещё не самое страшное, на фоне инцеста с отцом. Что ж — такова цена популярности…

Показать полностью 2 1
8

Трагические повороты в жизни Артура Бертона («Овод», Э. Войнич)

Я молод был, любил,
Жениться собирался,
Я молод, весел был,
Мне шуткой мир казался…[1]

«Гамлет», У. Шекспир (первый могильщик)

В этой истории смущают многие моменты. Больше всего хочется прояснить два. Присутствует ли хоть что-то возвышенное в любовной линии? И был ли рост главного персонажа в осмыслении жизни?

Соберём воедино основные детали его биографии, относящиеся к первой части повествования.

Когда Артур был ещё ребёнком, умер мистер Бертон — богатый судовладелец, давший ему свою фамилию. Мать Артура умерла, когда ему было 17 лет. В семье Бертонов было пятеро детей, четверо из которых были от прошлого брака мистера Бертона. Артур был не родным сыном, а результатом измены жены со священником Монтанелли. За четыре месяца до его рождения мать Артура призналась мужу в измене. Мистер Бертон не стал разводиться с женой, только предложил священнику, наставившему ему рога, убраться из страны. Тот отправился миссионером в Китай. Перед смертью мистер Бертон раздобрел и после возвращения Монтанелли разрешил ему заниматься с Артуром науками, далёкими, правда, от традиционно мужских занятий.

После смерти мистера Бертона, его старший сын Джеймс женился на Джули — тётке со скверным характером. Она стала в доме хозяйкой, учитывая неловкое положение матери Артура. Джули для Артура стала мачехой, которую он больше всех в семье и не любил. Защиту от неё Артур находил в общении со священником.

На первых страницах мы встречаем 17-летнего парня, полного радужных надежд. Который и не догадывается с чего это вдруг к нему так добр и любезен его духовник. Как-будто все духовники такие, беззаветно любят незнакомых мальчиков. Кроме этого пустяка вроде бы всё неплохо. Учёба, дружба с девочкой, мечты о революции. Докучает только семейный прагматизм: замечания и наставления, нарушающие идиллию.

Казалось бы, ничто не предвещало резких поворотов. От богатого, образованного, праведного христианина до роли уродца в цирке…

Бродячий цирк

В различные профессии люди попадают не случайно, а вследствие определённого мировоззрения. «Случай царствует в жизни тех, кто сам в этой жизни случаен» — как говорит современный писатель и шекспировед Алексей Меняйлов. В цирк попадают также по определённой схеме. Феличе Риварес, оказавшийся в бродячем цирке на роли уродца-горбуна, говорит сам о себе так:

Я был самонадеянным мальчишкой. Я рос в богатой семье, меня до невозможности баловали, и я вообразил, что весь мир сделан из розовой ваты и засахаренного миндаля
<…> Я был молод, самонадеян и верил, что лжецов ожидает ад. Поэтому я решил: будь что будет — и убежал в Южную Америку, без денег, не зная ни слова по-испански, будучи белоручкой, привыкшим жить на всем готовом

Итак, самонадеянность. Вера в то, что всего ты можешь добиться сам, без посторонней помощи и никому не помогая. Это мировоззрение тех, которые пользуются структурой и не видят, что их власть или положение, зависят исключительно от структуры, а не от морально-нравственных качеств, умения разбираться в людях, взаимопомощи и поддержки.

Обратный пример — Аль Капоне. Его знаменитые слова: «Я знаю людей — это моя работа». Или дон Корлеоне из «Крестного отца». Умение разбираться в людях — обязанность всякого, кто хочет стать дельным начальником. Отец Артура стал большой шишкой в церкви, но не научил своего сына разбираться в людях. Этим и подвёл под священника-провокатора. А может сам такого провокатора и выбрал себе на замену на время командировки? И умыл руки, как Понтий Пилат. А ведь наверняка должен был знать, как представитель духовенства, про тайны церковнослужителей, и как там всё устроено.

Трагические повороты в жизни Артура Бертона («Овод», Э. Войнич) Что почитать?, Книги, Эссе, Рецензия, Обзор книг, Психология, Любовь, Длиннопост

Сейчас слушай... Тот, кто придёт к тебе, чтобы договориться о встрече с Барзини, тот и предатель.

«Крестный отец»

Монтанелли не просто прелюбодей и клятвопреступник, он влез в чужую семью и позволяет себе заниматься нравоучениями. Это тот негодяй, который под видом задушевных разговоров набивал голову мальчика «розовой ватой и засахаренным миндалём». Сына подставил, а сам в карьере попёр, опять-таки за счёт структуры. Если бы не наличие такого «доброжелателя», увеличивающего в сыне самонадеянность, Артуру бы пришлось мириться и считаться со своей приёмной семьёй, общаться с ними и находить компромиссы. Пришлось бы понять своё весьма зависимое в мире положение.

По части самонадеянности можно провести некоторые параллели с фильмом о цирке «Воды слонам». Здесь родители парня чересчур лелеяли своё чадо. Так старались дать ему образование, что семья влезла в кромешные долги, а потом родители и вовсе умерли в результате несчастного случая. После того как сын студент узнаёт о трагедии, он, будучи хорошо подготовленным, бросает экзамен и не получает диплом. Хотя, казалось бы, если в его образование вложено столько ресурсов, то первое и главное, что необходимо сделать — экзамен сдать. Но студент бросает и попадает в бродячий цирк. То есть всё, что в него было вложено родителями, он не оценил, решил, что ничего не должен и может сам выбрать свою судьбу.
Здесь надо пояснить, что имеется ввиду вклад в умение ориентироваться в жизни. В этом смысле о вкладе Монтанелли в воспитание Артура говорить не приходится, имеется ввиду вклад его приёмной семьи.
Отличие в том, что Овод о цирке вспоминал с содроганием, а студент из фильма вспоминает с удовольствием. В цирке он остался на всю жизнь.

Но есть люди, которые вклад своих родителей уважают и не отдав долг родителям, не принимают кардинальных решений в своей жизни.
Если брать женщин, то кардинальное решение для них, это в большей степени замужество, чем карьера или что-то другое. Например, Эмма из одноимённого романа Джейн Остин на замужество решалась довольно долго, учитывая в этом вопросе прежде всего удобство отца. Или Эдит Претти из романа Джона Престона «Раскопки». 17 лет подряд она отказывала полковнику, который ежегодно в день её рождения делал предложение выйти за него замуж. Отказывала, потому что не могла бросить больного отца.

Инсценировка самоубийства

Ключевое событие в биографии Артура, после которого жизнь разделяется на «до» и «после» — это инсценировка самоубийства. Не понятно, что больше на это решение повлияло? Разлад с возлюбленной или правда о своём рождении? События происходят день в день.

После первой отсидки Артура в тюрьме, на воле его встречает Джемма. Почему же он подробно не рассказал ей ситуацию на исповеди у священника-провокатора? Почему в ответ на её слова о предположении Боллы, что в тюрьме его заложил Артур, рассказав о контрабанде на пароходах, он лишь бросил ей: «это правда.»? Как говорилось в пьесе «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли: «Это правда, но не вся». Или, говоря словами священника-провокатора: «Вы не всё открыли, сын мой». Почему же провокатору он легко сливает все подробности, а любимой девушке объяснить всё по порядку не смог или не захотел?

Конечно, если вруна и прелюбодея Монтанелли посчитать образцом человека, достойного полного доверия, то девушке, лишённой таких «заслуг», доверять не следует. Честность — это ещё и способность признавать свои недостатки. То есть Артур мог полностью доверять только таким добрым-предобрым кардиналам, которых считал честнейшими людьми на земле, а не обманщиками с чёрной душой, нахально блистающими святостью. Более простым и понятным людям с недостатками он доверять не мог. Либо ожидал от Джеммы, что она, как Монтанелли, угадает его мысли и поймёт с полуслова, что он априори лучший на свете, как бы не поступал.

Король
Для нас с вами пустяк, потому что мы люди, как люди, а моя бедная дочь упала в обморок. "Папа сказал неправду!" С этого всё и началось. Стала скучать и задумываться.

«Обыкновенное чудо»

Отсюда получается, что ни в приёмной семье Артур ни с кем не дружил, ни в учебных заведениях, ни в той же организации «Молодая Италия» — тоже. Друзей, которым бы мог доверять, не нашел. Не с кем было обсуждать свои проблемы, кроме обещающих свято блюсти тайны исповеди. Помимо этих, оставался единственный человек, к которому он был привязан: девушка, ждущая у тюрьмы. Но и эту соломинку он обрывает. За что получает от неё по шее.

По описанию из книги в момент решения инсценировать свою смерть Артур о Джемме совсем не думал, а думал о том, как отомстить ненавистной ему семье Бертонов, которая его полностью обеспечивала. И правду о его рождении открыла. А не родной отец. То есть приёмная семья относилась к Артуру более честно.

В похожей ситуации оказался Гарри Фивершем — персонаж романа Альфреда Мейсона «Четыре пера».

Трагические повороты в жизни Артура Бертона («Овод», Э. Войнич) Что почитать?, Книги, Эссе, Рецензия, Обзор книг, Психология, Любовь, Длиннопост

Но у Гарри были друзья-сослуживцы. Он был интересен и наблюдательному лейтенанту Сатчу, который приходил в гости в дом отца. Друзья в кризисной ситуации понять Гарри не захотели, но у Гарри хватило смелости рассказать всё в подробностях свой невесте. И перед тем, как кардинально изменить свою жизнь, отправившись в Африку, Гарри рассказал обо всём и лейтенанту Сатчу.
Артур — наоборот — сделал так, что не было ни одного человека, кому бы он рассказал о своей идее инсценировать самоубийство и отправиться в Северную Америку. Никому ничего не сказал, оборвал все связи. Намертво закопал эту ситуацию на много лет.

Что бы сказала Агата Кристи?

Писатели, драматурги, режиссёры занимаются тем, что «откапывают» разные интересные истории и их описывают. В этом смысле их можно сравнить с археологами или палеонтологами, выставляющими на общее обозрение чьи-то «скелеты в шкафу».

Вы — спрятали, я — нашел, старое здание, четвертый бункер.

«Сталкер»

А может быть и свои скелеты. И никакой тайны исповеди — проверьте, сколько есть произведений, уже только в названиях которых дословно фигурирует «исповедь».

Агата Кристи в этой роли превосходна. Она же и жена археолога. Проблемы Артура Бертона напрямую касается её произведение «Убийство в Месопотамии».
Если настоящие писатели и археологи тайные истории и связанные с ними артефакты откапывают, то фальшивые наоборот — стараются закопать. В упомянутом романе описывается псевдо-археолог — доктор Ляйднер.

Трагические повороты в жизни Артура Бертона («Овод», Э. Войнич) Что почитать?, Книги, Эссе, Рецензия, Обзор книг, Психология, Любовь, Длиннопост

В сферу его особого внимания, например, входят примитивные элементы бытовой жизни: жернова для помола — большие круглые каменные блины, которые он откапывает и складирует на чердаке. Ценные артефакты он обходит стороной, теряет или позволяет украсть чёрным копателям. Всем этим он занимается потому, что имеет тайное прошлое. Свою позорную историю он закопал и никому о ней не рассказывал в течение многих лет. Много лет пустой и никому не нужной работы, много лет бессмысленных издевательств над своей женой. И в конце концов его коронная фраза: «как я устал». На такой работёнке устанешь. Ещё как! И жену, кстати, этим каменным блином и убил.

Возможно, увлечение геологией и палеонтологией накладывает на человека некоторые особые обязанности. Как и любое занятие, которым занимаешься всерьёз. Но тут особый случай. Тайны, властвующие и управляющие. То есть человек с большим количеством тайн с этой профессией не совместим. А если он всё же настырно пытается совместиться, то жизнь его сильно корёжит. Например, есть такой писатель Иван Ефремов, который прежде был палеонтологом, но вдруг резко стал писателем-фантастом. О том, какую историю из своей биографии он скрыл и закопал, можно прочитать в книге «Жреческая палеонтология».
Вместо фантастики интересной, задорной, вдохновляющей, как например в сериале «Светлячок», у Ефремова нравоучения и космос, холодный и мёртвый.

Смерть как невесту встречу я![2]

Хочется сказать: это слова достойного мужа! Они из пьесы Шекспира «Мера за меру». Овод произносит их в разговоре с Мартини — другом Джеммы и коллегой по партии — перед тем как пойти на последнее задание, сулящее ему арест и смертную казнь. В разговорах Овод цитирует и другие пьесы: «Король Лир», «Венецианский купец».

Каким образом недавний ревностный почитатель церкви превратился в любителя Шекспира? К тому же, Феличе Риварес стал не просто читателем, но и превосходным мастером перевоплощения и импровизации. Играл свои роли так, что и родной отец не мог в нём заподозрить актёра. И даже снискал славу в среде революционеров:

Риварес надел старый солдатский мундир и бродил по стране под видом раненого карабинера, отыскивающего свою часть. Во время этих странствований он наткнулся на отряд, посланный Спинолой на его же розыски, и целый день ехал с солдатами в одной повозке и рассказывал душераздирающие истории о том, как бунтовщики взяли его в плен, затащили в свой притон в горах и подвергли ужасным пыткам. Солдаты показали ему бумагу с описанием его примет, и он наговорил им всякого вздору о «дьяволе», которого прозвали Оводом. Потом ночью, когда все улеглись спать, Риварес вылил им в порох ведро воды и дал тягу, набив карманы провизией и патронами. <…> Особые приметы: прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостаёт двух пальцев. Шрам на лице. Заикается…

– Удивительная вещь! Как он их обманул с таким списком примет?

Как-то раз мне довелось задать батюшке вопрос о его мнении относительно профессии могильщика, в связи с тем, что в пьесе Шекспира «Гамлет» есть несколько сцен с могильщиками. На что он задал встречный вопрос: это же Гёте написал «Гамлета»?

В Древней Греции и Риме актеры пользовались почетом и уважением. Более того, театрализованные мистерии были частью религиозных таинств. Когда возникло христианство, театральная культура и религия не сошлись характерами. То, что было таинством и пищей для ума ушло в подполье, зрелище для развлечения заняло большую сцену. До сих пор театр и церковь не совмещаются. Мольера отлучили от церкви. Льва Толстого тоже. Осмелюсь предположить, что и священник Монтанелли, занимавшийся образованием Артура, пьесы Шекспира не изучал. Откуда же тогда любовь к театру?

За те 13 лет, которыми разделяются части повествования, помимо путешествий по странам Южной Америки, Риварес объездил и всю Европу, овладел в совершенстве по крайней мере пятью-шестью языками.

Девушка
…Вы говорите, что много бродили по свету?

Медведь
Да. Я всё учился да учился, и в Сорбонне, и в Лейдене, и в Праге. Мне казалось, что человеку жить очень трудно, и я совсем загрустил. И тогда я стал учиться.

Девушка
Ну и как?

Медведь
Не помогло.

Девушка
Вы грустите по-прежнему?

Медведь
Не все время, но грущу.

Девушка
Как странно! А мне-то казалось, что вы такой спокойный, радостный, простой!

Медведь
Это оттого, что я здоров, как медведь.

«Обыкновенное чудо»

Всестороннее образование для обуздания страстей, в отличие от молитвенных надежд, способ более действенный. Расширение круга общения для поиска решений насущных вопросов — тоже способ. Левин у Толстого не только штудировал философов, но и обсуждал свои проблемы с людьми различных социальных слоёв и профессий, наблюдал за ними. И напротив: для ярых приверженцев церковных канонов Священное Писание — истина в последней инстанции. Прочие формы образования отвергаются, как ересь и занятия бесполезные. Страстотерпцы, такие как Монтанелли, предпочитают страсти терпеть, а не освобождаться от них.

К среде революционеров Артур Бертон примкнул ещё в юности, вступив в организацию «Молодая Италия». После инсценировки своей смерти и череды мытарств к этой же среде он примкнул и в Южной Америке. Революционеры были людьми весьма образованными, постоянно стремились к новым знаниям, старались привлечь к делу и малограмотное население. Российскому читателю должно быть знакомо «хождение в народ». Риварес в своей революционной деятельности тоже опирался во многом на простых людей, которых интеллигенты считали чуть ли не сбродом. Хотя с актёрскими перевоплощениями, с целью объегорить шпиков, они справлялись на ура.

Разрешению той же проблемы, что и у Артура Бертона посвящен сюжет романа Рафаэля Сабатини «Скарамуш».

Трагические повороты в жизни Артура Бертона («Овод», Э. Войнич) Что почитать?, Книги, Эссе, Рецензия, Обзор книг, Психология, Любовь, Длиннопост

Персонаж Андре-Луи Моро должен узнать тайну своего рождения. И способы его схожи с Риваресом — и революционная среда, и театр. В итальянской комедии скарамуш — это шут. У Овода похожая роль. Краткое описание жанра комедии можно выразить фразой: хочешь рассмешить богов — расскажи им о своих планах. В церкви же напротив — тайна исповеди и каменное лицо духовника. Но смеяться наверняка будут. За глаза. Проиграть на сцене свои страстные желания — это тоже способ. Возможность осознать их глупость и над ними посмеяться.

Он появился на свет с обострённым чувством юмора и врождённым ощущением того, что мир безумен

Так начинается роман Сабатини. Те же слова стали эпитафией на его надгробии. Мольер тоже работал в жанре комедии. Вообще, шут — частый персонаж в пьесах Шекспира, но здесь он элемент трагедии. Устами шута произносятся, возможно, самые глубокие мысли. Мольер — тоже не просто комедиант, он ещё с юношества увлекался идеями философа Пьера Гассенди. К двадцати одному году стал во главе театральной труппы, а через два года отправился путешествовать с друзьями-актёрами по провинциям.

Трагические повороты в жизни Артура Бертона («Овод», Э. Войнич) Что почитать?, Книги, Эссе, Рецензия, Обзор книг, Психология, Любовь, Длиннопост

Да, сначала Артур потерял всех друзей и оказался в цирке — на обочине жизни — изуродованным и физически, и психологически. Это не комедия а, может, и не драма, а трагедия.

У него там не закрытый, а открытый перелом!

«Бриллиантовая рука»

Что заставило его вернуться к нормальной жизни? С засахаренным миндалём и сладкой ватой было покончено. Огульно бросившись в омут самостоятельной жизни, он, кажется, остался идеалистом и обращался за помощью к другим только в случае крайней нужды, сам же в помощи никому не отказывал. Но как минимум один человек думал о нём всё это время, даже считая погибшим. Не Монтанелли. Он, несмотря на все формально-добродетельные поступки, думал только о себе и о своей карьере. И стал не спасителем, а палачом. Речь о девушке, которая и встречала его из тюрьмы в первый раз, и провожала в тюрьму в последний. Её, кстати, Риварес называет Минервой. У древних римлян это богиня мудрости, покровительница искусств, наук и ремёсел.

Потратив остаток жизни на то, чтобы освободиться от своих страстей, Риварес проявил в этом львиную волю. Любимый философ Мольра — Пьер Гассенди говорил, что страсть — это желание, основанное на данных воображения. Воля — желание, основанное на данных разума. Страсти, если их вынуть из души, — лишь игра воображения.

Стоит их назвать, и их смысл исчезает, тает, растворяется…

«Сталкер»

Страсти кратковременны, любовь разумная — вечна. В таком случае, смерть, как обещание новой жизни, очищенной от тянущих в небытие страстей, действительно, можно воспринимать, как встречу с невестой. С той, которая желала вернуться к их последнему разговору и рано или поздно разрешить все противоречия, несмотря ни на что.


[1] Вольный поэтический перевод

[2] «Уж если суждено мне умереть, смерть, как невесту, встречу я!» — слова Клавдио из драмы Шекспира «Мера за меру», акт III, сцена I.

Показать полностью 5
14

От любви спился и застрелился... («Живой труп» Льва Толстого)

Один из мужских критериев хорошей жены — готовность женщины пойти за мужчиной в огонь и в воду. На практике такая самопожертвенность часто понимается превратно. Недобропорядочные мужчины могут на этой теме спекулировать. Его тянет деградировать, шляться по кабакам и помойкам, втыкать в телевизор, но раз она его любит, то — должна эти его помойные интересы разделять. Примерно так ведёт себя Протасов из пьесы Л.Н. Толстого «Живой труп».

От любви спился и застрелился... («Живой труп» Льва Толстого) Психология, Книги, Что почитать?, Рецензия, Лев Толстой, Русская литература, Помойка, Театр, Фильмы, Любовь, Длиннопост

Краткий сюжет:

Центральный персонаж пьесы, Фёдор Протасов, мучается убеждением, что его жена Лиза никогда не выбирала между ним и Виктором Карениным, претендентом на её руку. Он хочет убить себя, но у него не хватает смелости. Убегая от своей жизни, он попадает к цыганам и вступает в отношения с певицей Машей. Однако он бежит и от этой жизни в связи с неодобрением родителей Маши. Он снова хочет убить себя, но ему не хватает сил.

Протасов — сволочь. Но с первого прочтения его не раскусить. Кажется, какого чёрта вдруг мужик начал чудить? Дворянин, при жене, при деньгах. Однако, его, видите ли, мучает вопрос, что жена его, выходя за него замуж не любила, а больше любит друга семьи — Каренина. От такого, понимаете ли, лицемерия бедная душа Протасова не выдерживает и начинает гулять по кабакам, кутить с цыганками, соблазнять молоденьких дурочек. Как раз таких, которые за ним готовы в огонь и в воду. И при прочтении удивляет, вот тебе, Протасов, женщина, готова за тобой куда угодно, но нет — ты её посылаешь на фиг. Как так?

Казалось бы, вот есть у тебя подозрения, что жена твоя в кого-то левого влюбилась. — Чем это не повод разобраться: действительно ли это достойный мужик и, если так, то чем конкретно он лучше тебя, или это всего лишь очередная женская фантазия, приписавшая ему немереные заслуги и достоинства? В обоих случая ты только в выигрыше. Если у мужика есть какое-то хорошее качество, почему бы и самому это качество не освоить? Тем более, если Каренин друг, — ещё проще у него научиться. Если же объект, наоборот, недостойный — избавишь жену от нелепых фантазий.

Но Протасов эту беспроигрышную ситуацию позорно сливает. Отсюда мы видим, что на самом деле интересы Протасова — это «божественный декаданс», как говорила Лайза Миннелли в фильме «Кабаре». И за что он хочет, чтобы его любили? А что он про лицемерие трезвонит, высокие идеалы, рыцарские страдания — всё это чушь собачья. И всё его поведение из этого вытекающее — это не жертва, это — подстава.

Не каждый мужик, затормозивший в развитии, стремиться в помойку буквально, помойка может быть и в голове. Например, как в фильме «Игра» (1997) с Майклом Дугласом в главной роли. Здесь мужик, в общем-то, как и дворянин Протасов, вполне состоятельный — довольно крупный банкир. Но в отличие от Протасова, своё состояние он бережёт, а не проматывает, и вообще, как руководитель, понимает, что от его работы зависит благосостояние и других людей: рабочие места, клиенты.

Проблема у него в другом. Его отец, тоже человек состоятельный, закончил жизнь самоубийством в 48 лет. Не понятно по какой причине. И вся жизнь Николаса Ван Ортона — так зовут главного персонажа — катится то тому же сценарию. До тех пор, пока младший брат не сделал ему на день рождения оригинальный подарок. Фильм очень достойный и зрелищный поэтому сюжет в целом раскрывать не буду. Для темы статьи интересен всё тот же символизм: мужик катится в помойку, а женщина прыгает за ним — это довольно короткий эпизод в фильме.

От любви спился и застрелился... («Живой труп» Льва Толстого) Психология, Книги, Что почитать?, Рецензия, Лев Толстой, Русская литература, Помойка, Театр, Фильмы, Любовь, Длиннопост

Однако здесь этот сценарий проигрывается немного в другом ключе. Во-первых, чтобы клиента охмурить, ведь многие мужчины оценили бы такой поступок женщины. Это довольно ломовой приём кадрёжки и он используется в фильме наряду с приёмами попроще. Во-вторых, Ван Ортона, этим поступком подвели к мысли, что если ты клюёшь на такой приём, то и будешь к себе притягивать женщин определённого сорта. Тех, что с радостью тебя закопают в могилу, предварительно обчистив до нитки.

От любви спился и застрелился... («Живой труп» Льва Толстого) Психология, Книги, Что почитать?, Рецензия, Лев Толстой, Русская литература, Помойка, Театр, Фильмы, Любовь, Длиннопост

То есть тех женщин, которые усиливают твою, так сказать, тёмную сторону. Посчитав такой поступок чем-то альтруистическим, в дальнейшем будешь искать более сильные проявление такого «альтруизма»: женщин, которые сводят в могилу профессионально. Но Ван Ортон, в отличии от Протасова, оказался человеком волевым и из своей могилы благополучно вылез.

Есть женщины, которые могут усиливать в мужчине и положительные качества, даже несмотря на то, что мужчина может быть «не в лучшей своей форме». Такой пример показан в фильме «Невыносимая жестокость» (2003). Мужик-продюсер, после того как узнал об изменах жены, проиграл в суде бракоразводный процесс, потерял все деньги и работу и оказался на помойке.

От любви спился и застрелился... («Живой труп» Льва Толстого) Психология, Книги, Что почитать?, Рецензия, Лев Толстой, Русская литература, Помойка, Театр, Фильмы, Любовь, Длиннопост

Кэтрин Зета-Джонс в роли Мэрилин Рексрот чудачества своего мужа в виде игры в «паровозики» не одобряла, не одобряла она и в целом стремление некоторых мужчин оказаться на помойке. Никакого желания туда лезть у неё не было. В мужчинах Мэрелин разбирается и определённо в состоянии разглядеть в них профессиональные умения, которыми сама не обладает. Поэтому продюсеру с помойки она предлагает взаимовыгодную сделку. В результате продюсер из мусорного контейнера вылезает и находит новую интересную работу. Он делает шоу как раз на тему волнующей его проблемы супружеских измен.

А вот жена Протасова только кудахтала, охала и ахала, — не могла найти на своего мужа управу. Почему? — Из текста пьесы не ясно. Толи не могла разглядеть в нём ничего хорошего, толи Протасов был диванным дворянином и ничего не умел.

Итак. Что же делать женщине, у которой мужчина начинает чудить или опускаться, как Протасов? Вариантов как минимум два. Либо как Мэрилин постараться увидеть в нём те здоровые способности, которые ещё сохранились и дать ему все возможности этим заниматься. Дать ему вторую жизнь. Либо, как в фильме «Игра», прокрутить сценарий жизни, по которому он идёт к пропасти. Но сделать такое в одиночку, конечно же не получится — тут нужны хорошие помощники.

Оказаться в обществе с такими интересами, как агентство CRS в фильме «Игра», большая удача и привилегия, многим недоступная. Для начала надо оторваться от массовой точки зрения, что литература, театр и кино — это исключительно средства развлечения и досуга, и все описываемые там сюжеты — сплошной вымысел и не имеют ничего общего с жизнью. Затем можно уже потихоньку приобщаться к высокому искусству драматургов. Здесь, кстати, могут быть полезны работы шекспироведа Алексея Меняйлова, члена Российского философского общества, благодаря которым можно взглянуть на кино и театр с другой, отличной от большинства точки зрения.

Показать полностью 4
12

Миледи: был ли секс с д’Артаньяном? («Д`Артаньян и три мушкетера»)

Массовая точка зрения на взаимоотношения д’Артаньяна и Миледи следующая. Её очень-очень глупая служанка по ошибке сунула любовную записку от Миледи, предназначенную некому графу де Варду, слуге д’Артаньяна. Озорной и ловкий д’Артаньян решает использовать этот подарок судьбы в своих интересах. В его голове созрел план. Хитрейшей хитростью прикинуться этим самым де Вардом, влезть в постель Миледи, обескуражить феерическим сексом и узнать все её тайны. Единственный в своём роде гений на столько обворожителен, что Миледи, влюблённая в де Варда, на следующий же день влюбляется в д’Артаньяна. А живот её служанки так вообще взрывается от бабочек. На пике вызванной молодым и соблазнительным мушкетёром экзальтации она уже не служит своей хозяйке, а всецело помогает д’Артаньяну — тайно даёт ему читать любовные записки и подслушивать разговоры Миледи. Хитрец мастерски исполняет свой план. Тут можно было бы и закончить, ответив словом из трёх букв: был.

Это описание, в котором центром вселенной является д’Артаньян. Теперь попробуем описать события от лица Миледи и кардинала Ришелье.

Миледи является агентом спецслужб кардинала, выполняющим задания государственной важности. У такой женщины тупой служанки быть просто не может. Например, при дворе королевы Елизаветы I английской собирались самые умные и образованные женщины Англии, а если они изначально и не были таковыми, то повышали свой уровень во время своего служения. Ясно как день, что умная женщина хочет проводить время в обществе образованных дам, с которыми есть о чём поговорить. Держать дуру и предательницу, которая не справляется со своей работой смысла нет никакого. Тем более такую, которая влюбляется в клиента и не рассказывает об этом хозяйке. Миледи же довольно откровенные рабочие моменты со своей служанкой обсуждает. У служанки при этом нет никакого резона потерять хорошо оплачиваемую и интересную работу ради пяти минут сомнительного удовольствия с напыщенным конюхом в подворотне, только что прибывшем из деревни в провинции Гасконь. Но причина не только в работе, а и в том, что престижно иметь такую старшую подругу как Миледи. Это первый повод подумать, была ли передача записки слуге д’Артаньяна ошибкой или же так и было спланировано?

Во-вторых, нет никаких подтверждений реального существования некоего графа де Варда. Какой-то человек может быть и был, и, помогая Миледи, играл эту роль статусного кавалера, тем самым провоцируя и подманивая молодого мушкетёрчика, как-бы наставить графу вымышленные рога. У таких мальчиков, как д’Артаньян наставить рога — это идея фикс и весомый мотив активности. Тем же самым д’Артаньян с удовольствием занимался и с четой Бонасье, и тоже самое покрывал у королевы Франции с Бекингемом. В таком случае и с де Вардом никакой изобретательной хитрости д’Артаньяна нет и в помине — просто «клиент прибыл», как рыба приплывает на точку с вкусной прикормкой.

Итого: все важные детали поведения служанки были заранее спланированы и оговорены с начальницей и делались исключительно с её ведома, начиная с якобы ошибочной передачи любовной записки д’Артаньяну.

Таким образом сам собой отпадает вопрос о том, могла ли Миледи не отличить в постели двух разных мужчин: графа и деревенского конюха д’Артаньяна. Никакого графа она и не ждала, ждала клиента. И скорее уж д’Артаньян не смог отличить в постели Миледи от её служанки, которую наверняка первой и подложила д’Артаньяну Миледи, чтобы предварительно собрать о нём побольше информации и на примере служанки отрепетировать уже своё с ним поведение. Такая же практика подкладывания фрейлин под видом королевы была и при дворе Елизаветы I английской. И с теми же целями: изучить и проверить клиента, кричащего о своей верности короне. Д’Артаньян же гордо носил звание королевского мушкетёра. А кто жене изменяет, тот и Родину продаст. Да, формально жене он не изменял, т.к. не был женат. Изменяла с ним чужая жена — Констанция Бонасье. Но и этой своей «любови всей жизни» д’Артаньян тоже изменял.

Итак, случайных сексов в работе на кардинала у Миледи быть просто не могло. Всё было спланированно заранее. Да и был ли на самом деле этот самый «трах» Миледи и д’Артаньяна? Чтобы ответить на этот вопрос надо сначала определить от чьего лица Александром Дюма рассказаны произошедшие события. Посчитаем для начала все лица, могшие лично принимать участие в оном действии: д’Артаньян, Миледи, её служанка. Женщины о своих сексуальных похождениях мужчинам особенно не распространяются, тем более во всех подробностях. Остаётся только одно лицо, которое и растрепало всем и вся, включая какого-нибудь случайно зашедшего в трактир писателя, о своих «виртуозных» приключениях в чужой постели. Как вы поняли, это наш уважаемый д’Артаньян. Теперь нужно ещё сильнее напрячь мозги и решить, мог ли он свой рассказ немного приукрасить? Или даже, не дай бог, приврать? Вопросы чести и честности д’Артаньяна оставим на личное усмотрение каждого и вернёмся к Миледи.

Как известно по сюжету, Миледи передаёт д’Артаньяну, «загримированному» темнотой ночи под графа де Варда, перстень, подаренный бывшим мужем графом де Ля Фер, а ныне просто Атосом. Странный какой-то поступок. Видели ли вы когда-нибудь, чтобы женщина дарила мужику драгоценный перстень на первом же свидании? Это раз. Теперь вспомним, что перстень этот не простой, и подарен не просто бывшим мужем, а мужем, который решил свою жену повесить. Сделать так, чтобы она не дышала, убить то есть. Будет ли женщина дарить любимому человеку, подразумеваем графа де Варда, перстень с такой «прекрасной» историей? А вот втюхать его д’Артаньяну, который обязательно передаст его своему другану Атосу — в самый раз.

Деталь сюжета вторая: случайная демонстрация д’Артаньяну клейма на плече. Вспомним тот самый случай на охоте с графом де Ля Фер и его молодой женой Миледи, а на то время Анной де Бейль. Жена упала с лошади и лишилась чувств. Тут то граф и обнаруживает клеймо. Опять, конечно же, случайно. Так же случайно, как и д’Артаньян, дёрнув за нужный рукав. Остаётся только догадываться всем ли мужикам Миледи случайно подставляет своё левое плечо и демонстрирует клеймо или только избранным? Интересный жест. Перстень и клеймо — детали действительно важные, а то, что там трезвонил о своих похождениях д’Артаньян — наплевать и забыть. Как правило, чем смачнее рассказ о похождениях, тем позорнее всё было на самом деле. Уснул лицом в салате, или у него вообще не встал. А найти способ подсунуть ему под нос клеймо — для женщины легче-легкого.

Проанализировать ситуацию можно и с точки зрения психологии. Согласно последним исследованиям, сексуальное возбуждение в ряде случаев, может рассматриваться как сигнал подсознания, сообщающий об обмане. Так что д’Артаньян, обманутый в этой ситуации как минимум дважды (с де Вардом и служанкой), действительно должен был быть обуян невиданным возбуждением и считать себя мастерским сердцеедом. Типа на ловца и зверь бежит. Только у него от обмана зашевелилась пипирка — как женщины пачками кидаются к нему в объятия. От такой дозы «виагры» можно и диван впотьмах трахнуть, а потом рассказывать, как имел принцессу.

Дважды, под разными ликами, сначала как де Вард, потом как д’Артаньян.

Также легко возбуждение можно и обрубить — достаточно обман раскрыть, если уж не словами, то действиями. Возможно, кому-то было бы достаточно и просто клеймо показать. Но особо одарённым, как д’Артаньян, нужно ещё и словами объяснить, читая по слогам. Что Миледи и делает, заранее давая ему подслушать свой разговор со служанкой, выдающий её реальное отношение к д’Артаньяну. Так что у него, захмелевшего под чарами обмана, встать мог только на служанку, куда уважаемого «графа де Варда и всея Франции» и направили, под покровом темноты. А с Миледи случился конфуз. Но какой уважающий себя гасконец посмеет об этом рассказать? И чем не мотив отомстить за свой позор впоследствии, приняв участие в казни Миледи?

Стоит отметить, что в историко-художественной литературе случаи аномальной женской неразборчивости встречаются. Например, у писателя-фольклориста Томаса Мелори описано, как Игрейна — мать будущего короля Артура, якобы из-за темноты не смогла отличить в постели мужа от царя Утера Пендрагона. Тот же прикол есть и у Булгакова в «Иване Васильевиче…», когда Ульяна Андреевна не может отличить мужа Буншу от царя, но уже при дневном свете. Но это женщины совсем из другого теста, с абсолютно другими вкусами и предпочтениями, чем у Миледи, психика которых ориентирована совсем не на помощь таким, как кардинал Ришелье. Какой перед ними мужчина для Игрейны и Андревны действительно не имеет значения и не видят разницы.

Была ли Миледи такой уж злодейкой, можно понять ещё и через фигуру лильского палача и других палачей, описываемых в художественных произведениях.

Показать полностью 5
3

Интимные детали жизни двух инженеров-механиков

В фантастических фильмах «Обливион» и «Пассажиры» есть два похожих персонажа. Оба механики, оба отправляются в космическую экспедицию, оба в итоге спасают мир. Джек и Джим! Чьё имя лучше? «Произнеси их, — оба так же звучны». Но есть нюансы. Один в депрессии и выпивает. Второй наоборот — бодрячком.

Интимные детали жизни двух инженеров-механиков Рецензия, Фильмы, Психология, Инженер, Механик, Обзор фильмов, Семья, Брак (супружество), Критическое мышление, Видео, YouTube, Длиннопост

Слева направо: Джим и Джек

Джим на Земле по карьере не продвинулся и летит гол, как сокол, в классе эконом. Джек, наоборот, вылетел с Земли с высокой исследовательской миссией, в ранге командира своего «пепелаца» со всеми привилегиями, да ещё и с женой на борту. Лучшие представители человечества летят к новой жизни в кольцах Сатурна. И попадают прямиком в станцию ТЭТ — в лапы инопланетных захватчиков... Так ли уж прекрасен Джек, хотя бы как механик? Хороший механик в состоянии представить себе судьбу своего изделия, и эта судьба его волнует. Самое позорное — это сделать так, что изделие сломается при первой возможности. «Расколется, редиска, при первом же шухере». Именно так и ремонтирует дрона Джек — лепит деталь на жвачку.

Интимные детали жизни двух инженеров-механиков Рецензия, Фильмы, Психология, Инженер, Механик, Обзор фильмов, Семья, Брак (супружество), Критическое мышление, Видео, YouTube, Длиннопост

А вы думали креатив инженерной мысли? И бывший начальник называет его лучшим в НАСА. Кто же тогда остальные? Почему-то не удивительно, что космическая программа по освоению Титана — спутника Сатурна — заканчивается выкачиванием ресурсов из Земли и почти полным уничтожением человеческой популяции. Освоение бюджета, возведённое в абсолют.

А что с Джимом? Джим, как механик, явно интересовался судьбой своих изделий. Это видно хотя бы из того, что он обращает внимание на сбои в космическом корабле и его интересует причина этих сбоев. Т.е. он способен на сбои откликаться, а не проходить мимо. В таком случае, можно сказать, что его пробуждение из дельта сна само по себе уже естественная реакция на поломку корабля. Мало того, этот принцип интересоваться судьбой изделий, Джим применяет не только на неодушевлённые предметы, но распространяет и на людей. Это стало частью его мировоззрения. Во время своей годовой «отсидки» среди спящих, он не только бухал, а может и не столько бухал, сколько читал биографии пассажиров. Особенно одной из пассажирок.

Интимные детали жизни двух инженеров-механиков Рецензия, Фильмы, Психология, Инженер, Механик, Обзор фильмов, Семья, Брак (супружество), Критическое мышление, Видео, YouTube, Длиннопост

Джек же умудрился свою жену Юлию забыть практически напрочь. А это только значит, что ни одним сбоем в её мировоззрении он за всё время их знакомства так и не заинтересовался. Ничего для неё не сделал. Поступал с ней как с дроном — лепил на жвачку. Вёл успокоительные речи или просто отмахивался. Не хотел ничего знать, чтобы у самого «голова не болела». Вот и забыл, легко. Легко стал путаться с другой тёткой. И, как и с предыдущей у него ничего не болело, так не болело и с новой.

Любой мастер помнит изделия бывшие у него в ремонте. В случае неодушевлённых предметов память, конечно, можно и стереть. Но в случае людей остаётся ещё и душевная боль, напоминающая о взятой на себя ответственности, которую никаким ТЭТом стереть невозможно. А Джек вышел после ТЭТа молодцом, довольным самим собой, своим обедом и новой женой Викой. И жил так не один год и ничего у него не болело. Никакой боли после ТЭТа не осталось, потому что и не было. Можно даже сказать, что усилия ТЭТа по его «обращению» были минимальны, — просто выбрали самый подходящий для этого материал. Инопланетяне фактически только воплотили в жизнь его же подсознательную мечту об идеальной супружеской жизни на платформе в небе над облаками.

Для любителей фильма «Обливион» есть ещё более детальный обзор биографии Джека.

В судьбе Джима из «Пассажиров» есть и ещё один плюс по сравнению с Джеком. На космическом корабле он находится в полном одиночестве, не считая робота бармена. По опыту тюрем огромный процент заключенных в одиночках сходили с ума. Только единицы, вроде Николая Морозова могли сохранить рассудок. Морозов нашёл выход в самообразовании, читал книги, осваивал науки, писал свои собственные труды. Схожей деятельностью занимался и Джим — он как минимум осваивал новое в своей профессии, изучал устройство корабля. Иначе бы не смог бы даже пробудить заинтересовавшую его женщину из дельта сна. Плюс ситуации, в которой оказался Джим, в том, что над тобой не довлеют оценки окружающих — никому ты на фиг не нужен, не перед кем выделываться, некому угождать, некого винить, не на кого обижаться, некому мстить и т.д. То есть твои действия во многом очищены от левых мотивов, и можно найти единственно правильный выход из ситуации. Что Джим и делает. С другими деталями судьбы Джима можно ознакомиться здесь:

Показать полностью 2 2
Отличная работа, все прочитано!