nothingreally

nothingreally

Свет и Радость
Пикабушник
Дата рождения: 22 августа
рейтинг 54 подписчика 0 подписок 25 постов 2 в горячем

Как лукавый пытался посеять сомнения в вере

Несколько лет знаком с одним иудеем (поверхностно, не братались) из Москвы. Обратил на него внимание, ибо одевался в традиционную еврейскую одежду, носил традиционный головной убор, закручивал пейсы. Ну, я подошел, начал что-то на своем слабом иврите говорить, пусть и впоследствии общались только на русском. Так и познакомились. Как выяснилось, он частый гость в Беларуси.

Мы разных вероисповеданий, несмотря на то, что в жилах нас обоих течет кровь Авраамова племени, и это первое время никак особо не влияло на наше общение.

Но произошел на днях с диалог, который я расценил, как попытку лукавого пробить почву для сомнений в моем свободном выборе вероисповедания. Сначала он очень настойчиво попросил меня посетить протестантскую церковь пятидесятников в грядущее воскресенье, ибо "очень надо", потом диалог продолжился в таком духе:

— Элияhу*, ты пойми: ты иудей, и ты должен быть именно в молитвенном доме, чтобы Иешуа* просто прославился, потому что Православию... ты не православный, понимаешь? Ты — талмидим Иешуа*.

— Нет, я принял Православие осознанно. Я там. Там мой дом. Других не надо, — отвечаю я.

— Родной, ты, во-первых, иудей, понимаешь? И Иешуа хочет, чтобы ты был в молитвенном доме, в синагоге. В Иерушалаиме*, когда будут праздники Господни, именно в Третьем Храме* будет служение, и все будем там, и будем дом молитвы для всех народов. Поэтому все из Православия будут выходить... Главное — не поклоняться идолам: иконам и всем остальным.

Так у протестантов в молитвенном доме или в синагоге? Что-то мне втюхивают. Да и за Третий Храм и сравнение икон с идолами когда зашла речь, я тут точно понял, что диавол искушает через него. Потому что в отстроенном Третьем Храме, по пророчествам, будет восседать антихрист, в котором иудеи узрят своего долгожданного мессию, который даст каждому иудею по 2800 рабов согласно Талмуду.

Более того, иудаизм прозелитски неактивен. То ли иудей какой-то не тот, то ли не знаю. Мутная тема.

Я ему говорю: я по матери нееврей. Я Крещение принял в православном храме. Другого мне не нужно. Дал понять, что веру свою предавать не буду. А он пусть верит, как ему вздумается.

Для него это стало открытием (последние тысячелетия евреи определяют национальность строго по матери), и сей проповедник дал заднюю. Однако напоследок сказал, что Господь на мне явит Свою славу, и что я, видите ли, буду из Православия вытаскивать верных Господу людей. Ага, сейчас, сейчас. Отойди от меня, сатана.

В общем, "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении" (2 Пет. 2:1).

Словарик:

Элияhy — еврейское имя, от которого пошли такие имена, как русское "Илья", английское "Элайджа" и так далее.

Иешуа — еврейское имя, известное как "Иисус" в русскоязычной среде.

Талмидим Иешуа — "Апостолы Иисуса" на иврите.

Иерушалаим — Иерусалим.

Третий Храм — разрушенный в древности римлянами иудейский храм, который планируется быть отстроенным с целью прихода антихриста, в котором большая часть иудеев увидит мессию.

Показать полностью

Критика общих положений классической теории реинкарнации1

...данная концепция привлекательна, как своей рациональностью, так и реализацией принципа воздаяния, которых страстно жаждет человеческий ум. Но так ли на самом деле данная концепция рациональна и насколько она справедлива, по-крайней мере, в своем теоретическом виде?

Несмотря на обозначенные ранее причины распространения этих идей и, в частности, рационалистичность данного учения, следует заметить, что в учение о карме и реинкарнации изначально вмонтированы и такие элементы, имеющие, притом, для этого учения системообразующее значение, которые, как представляется, никак не могут быть приняты рационально мыслящими людьми, даже конфессионально не определившиеся.
Как уже отмечалось ранее, данное учение в различных философских и религиозных школах Востока имеет весьма серьезные различия, элементы которых зачастую совершенно несопоставимы друг с другом. Это относится к вопросам о том, что-же считать индивидуальной душой, о соотношении между дживой и "Я", о свободе воли, о создании или безначальности джив. Поскольку, в рамках данного доклада нет возможности подробно осуществить критический анализ концепций перевоплощения и кармы для каждой из даршан, ограничимся наиболее общими для этих школ представлениями, стараясь выявить характерные черты, не позволяющие принять эти концепции человеком рационального склада ума. В то-же время следует заметить, что современный искатель склонен воспроизводить картину перевоплощений, в большей степени свойственную системе адвайта-веданты, которая и нашла свое карикатурное "развитие" в теософских и оккультных системах.

— Проблематика "субъекта воздаяния":

В учении о карме заложена фундаментальная логическая лакуна, связанная прежде всего с неразрешимой ни в одном из трех основных индийских религиозных мировоззрений проблемой самого субъекта кармического воздаяния. Перед тем, кто захочет рационально осмыслить вопрос, что собственно перевоплощается согласно учению о трансмиграции, встают серьезные логико-семантические препятствия.
Ни одно из двух начал, которые в индийской мысли условно соответствуют душе, — бытийно совершенно разнородные Атман — "световая точка", мыслимая безначальной и неизменной, и психо-ментальный агрегат, сам по себе бессознательный и называемый "внутренний инструментом" (антах-карана) субъекта пере-воплощения не образует. Атман потому, что он по определению бытийно совершенно "внеположен" телу и, кроме того, будучи по природе неизменным, не может пройти той точки деградации (а перевоплощение мыслится как результат ниспадения духовного начала в неведение и страстность), которая ответственна за перевоплощения. Психо-ментальный же агрегат не может перевоплощаться потому, что он по природе бессознателен и бесчувствен (джада) и без Атмана неодушевлен. Образовать же субъекта перевоплощения два неспособные к тому начала не могут (подобно тому, как непротяженные атомы не образуют протяженности).

Атман адвайты не имеет никакого отношения к событиям жизни индивида, при которых он неизменно присутствует и которые он сопровождает. Занимая положение постоянного наблюдателя, Атман служит только экраном или основанием, на котором совершается игра духовных фактов. Нельзя даже сказать, что они вырастают из него, так как реальное не затрагивается тем, с чем оно смешивается.

В буддизме этот субъект уже прямо (как правомерно отмечали его брахманистские критики) демонтируется и замещается совершенно "анонимными" потоками групп мгновенных точечных дхарм, которые ни вместе, ни по отдельности не позволяют ответить на основной вопрос, "кто" собственно подвергается действию "закона кармы" (предполагающего и реципиента его механизма и определенную его "длительность") и даже "что". Согласно буддийской трактовке перевоплощения о перевоплощении могут говорить лишь заблуждающиеся, те, кто признают существование отрицаемого буддистами Атмана. Призрачный индивид буддистов (пудгала) есть сумма пяти "слоев"-скандх ("слои" материальности, сенсорности, представлений, интенциональных установок и сознания), которые собственно и не перевоплощаются, но образуют серии последовательностей, регулируемых "законом кармы". Этот закон регулирует трансмиграцию элементов, которые по-определению не могут быть ответственны за какие-либо поступки, а потому действия данного "закона" оказывается совершенно необъяснимыми.

Более других на роль субъекта воздаяния может претендовать активная и динамичная, душа – "джива" у джайнов, но и здесь возникает проблема, каким образом природно всемогущая, безначально всеведущая, совершенно свободная и нематериальная душа может подвергнуться воздействию неведения и аффектов во взаимосвязи с бытийно совершенно чуждой ей кармической материей, как может она закабалить саму себя непонятным образом производимым ею же тонкоматериальным кармическим веществом.

Таким образом, в самом общем варианте выходит, что субъектом, являющимся причиной появления кармы и тем, что ее "переносит", субъектом перевоплощения, субъектом кармического воздаяния и субъектом, несущим груз страдания является материя (пракрити), некий психо-физический механизм, именуемый в различных традициях как: характер, привычка, направление движения, сухой кармический остаток, совокупность психо-физических характеристик. Так, согласно адвайте, индивидуальное я представляет собой систему воспоминаний и ассоциаций, симпатий и антипатий, предпочтений и целей.
Но вопрос о том, каким образом, такие понятия как: воля, свобода, способность страдать и делать выводы, могут быть отнесены к упомянутым категориям, остается открытым и неразрешимым.

Итак, "экзотерический статус" данного учения в индийских философиях был связан в т.ч. и с принципиальной невозможностью дать рациональный ответы на вопросы о том, "кто" (или хотя бы, по крайней мере "что") и "как" может быть самим субъектом перевоплощений.

— Критика объяснения "проблемы зла и условий рождения":

Дальнейшие размышления приводят к парадаксальному выводу: теория реинкарнации не решает и не объясняет проблему зла, различие в условиях рождения и т.п.
Прежде чем пояснить эту мысль, необходимо вспомнить, что в разделах индийской философии есть два мнения по вопросу безначальности существования душ. Одни считают, что душа никогда не была сотворена и существует вечно (джайнизм, буддизм (свойство дхармических потоков быть безначальными), вишнуизм, ньяя, вайшешика, пурва-миманса, вишишта-адвайта, шайва-сиддхантха, и, в определенном смысле санкхъя). Этой точки зрения придерживается и большинство современных западных приверженцев теории реинкарнации. Чтобы объяснить проблему зла и несправедливости в этой жизни, они указывают на события прошлой жизни. А чтобы объяснить страдания в прошлой жизни, указывают в свою очередь, на ей предшествующую. Поскольку, считается что т.н. "первой жизни" никогда не было, результатом подобного метода является нескончаемый регресс, который только увековечивает проблему зла, не решая ее. Кроме-того, введение в космологическое описание мира понятия безначальности, вносит в логически-стройную "систему уравнений" неопределяемую переменную, которая сводит «на нет» всю рациональность системы.

Так буддизм отказывается отвечать на некоторые вопросы, носящие онтологический характер, например, на вопросы о начале и смысле Бытия, о связи между перерождающимися субъектами, о существовании Бога, о смысле человеческого существования и т.п. Считается, что поток дхарм безначален (либо их движение во времени не может быть адекватно описано в рамках представлений о времени и линейности) и невозможно говорить о начале существования любого существа. "Сансара безначальна, то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно пребывает в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания." (Торчинов Е.А.). Это обнаруживает определенный иррационализм буддизма, причем по ключевым вопросам. Но справедливость не может обрестись на почве иррационального, она по-определению объяснима и рациональна, сам термин «справедливость» есть плод размышлений рационального ума и нравственной логики.

Здесь также стоит отметить еще одно иррациональное затруднение, с которым сталкиваются сторонники "безначальности": если новые души не создаются, а часть душ при этом погружается в Абсолют, население Земли должно медленно, но неуклонно уменьшаться. Если рассуждать логически, то сейчас в циклах перевоплощения должно находиться меньше душ, чем их было тысячу лет назад. Очевидно, однако, что это не так. Население планеты сегодня превосходит по численности любое из предыдущих поколений. Более того, численность населения сегодня быстро растет.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о тех системах индуизма, которые предполагают творение или создание новых джив (индивидуальных душ). Такая космология автоматически ведет к пониманию того, что попытка теодицеи Абсолюта или нравственного оправдания различия условий жизни существ, на поверку оказывается совершенно несостоятельной и все различия сводятся, в лучшем случае, к простой случайности. Ведь если происходит создание новых существ, то эти существа заведомо попадают в определенные условия существования, которые обусловливают накопление всей их дальнейшей кармы и направление движения (эволюция или поступательная деградация): некие индивидуальные характеристики, среда, круг общения и т.п. Если предположить обратное, а именно, что все дживы (независимо от того, внедряются они в простейшие микроорганизмы или человеческие тела) создаются абсолютно равными, а стало быть одинаковыми, помещаются в совершенно равные условия существования и окружения (чем только и может быть осуществлен принцип "справедливости"), то есть, если исключить всякую возможность их изначального различия и «неравноправия», то элементарная логика подсказывает, что по истечении сколь угодно долгого времени, все эти существа должны продолжать находится в равных условиях и быть одинаковыми (вплоть до отсутствия любых индивидуальных черт и характеристик — тождественности). Но факты неумолимо говорят об обратном: все рождаются совершенно разными, пребывают в различных экономических, социальных, семейных и прочих условиях, и по-прежнему задаются извечным вопросом: "Почему сосед живет лучше, чем я?".
Такое изначально различное положение джив в системе, претендующей на рациональность, может быть объяснено только двумя путями: либо процесс их создания есть лишь случайность (в монистических системах), либо создающий их Брахман (в теистических системах), сознательно обрекает новоначальную душу на определенный сценарий её существования в течение многих тысяч калп, придавая ей начальные "импульс и массу". Ясно, что в этом случае реинкарнация не может дать ни рационального объяснения существующему положению дел, ни оправдать Брахмана.

— Бессмысленность круговорота сансары:

Космология таких учений как ведантизм, адвайта, санкхъя, буддизм не может быть признана вполне рациональной и по причине отсутствия онтологического смысла существования временной и иллюзорной индивидуальной души.

Один из самых распространенных примеров соотношения дживы и Брахмана в адвайте, это пример с "каплей", которая через множество перевоплощений возвращается в "океан" и становится неотличимой от него. Но принцип «космической игры» Брахмана с самим собой (санскр. – лила), принцип самопознания через разделение или как в санкхъе – за счет временного соединения с материей, не предполагает возможности отсутствия этих самых отдельных "капель", эта игра – бесконечна. Брахман постоянно воспроизводит миражи. Поэтому, если некая иллюзорная джива вдруг познает свое неотличие от Брахмана (Атман есть Брахман), то это совсем не означает, что Брахман прекратит процесс лилы.

Так в чем же смысл "освобождения"? В том, чтобы возвратившись к исходной точке, вновь впасть в состояние иллюзии отдельности, вновь стать просто инструментом Брахмана в познании себя? Все это не может не напоминать "дурную бесконечность". Т.о. лила означает бессмысленность существования, сводящуюся к беспричинному возникновению существ, их страданий, возвращения в Источник и наконец – нового разделения. Ведь вне такого разделения не может быть никакого познания, голый монизм Брахмана обречен на небытие. А мокша в этой схеме играет роль "морковки", которая не дает самим существам впасть в отчаяние от такого положения дел.

— Иллюзорность личности и страданий в адвайте:

Если всевышний Ишвара и индивидуальная джива соотносятся как целое и часть, то Ишвара должен испытывать страдание всякий раз; когда страдает душа. Чтобы преодолеть это затруднение, соотношение целого и части истолковывается как отношение оригинала и его отражения. Всякое нарушение отражения не влияет на оригинал. Атман ничего не испытывает, ничем не затрагивается. Он не имеет отношения к жизни индивида.

Атману нечего терять и нечего приобретать, а равно для него нет никакого мрака или беспорядка. Шанкара отрицает наличие активности у Атмана, поскольку активность по своей природе невечна

Индивидуальная душа — лишь отражение, мираж Брахмана. Единственная реальность — Атман, но он не волеизъявляет, ведь воля подразумевает изменение и является продуктом пракрити. Таким образом, в худшем случае, причина, субъект и объект страдания есть иллюзия, а в лучшем случае – некий материальный, механический объект, который не может и не должен претендовать на поиск оправдания ни своему существованию, ни условиям своего рождения и жизни, поскольку в этом случае этические категории превращаются в бессмыслицу: "порок и добродетель суть продукты, подобно купоросу или сахару".

Поскольку, в адвайта-веданте, нет ничего кроме Брахмана, то ценность иллюзорной человеческой индивидуальности и самой жизни не просто ничтожна, она и есть то самое онтологическое зло системы – неведение (авидья), которое должно быть устранено.

— Проблематика "зоологических воплощений":

В системах, признающих зоологические воплощения, считается, что более низшие формы жизни обладают способностью "автоматически" исчерпывать карму прошлых рождений, которая привела их к рождению в виде животного или обитателя ада и, соответственно, после уже рождаться в более высоких формах. Таким образом, именно рождение в более низкой форме обеспечивает невозможность поступательной, "самовоспроизводящейся" деградации. Поэтому, "низшие" формы жизни не накапливают карму так, как высшие, т.к. лишены полноценного сознания либо по своей природе (животные), либо по причине постоянных, помрачающих ум страданий (духи и обитатели ада), но наоборот - исчерпывают её.
При этом, "на выходе" из зоологического воплощения, джива не является полностью очищенной от прошлой кармы, а выносит с собой некий кармический остаток, который определяет дальнейшие условия существования индивида. Вопросы — от чего зависит этот остаток и каков он — остаются открытыми.

И здесь сомнению подвергается сам ретрибутивный принцип, составляющий raison d’etre данного учения: "падшие" люди наказываются воплощением среди демонов, животных и насекомых, при котором они, с одной стороны, не могут в их "новом" состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой — прочнейшим образом "закрепляются" в этих формах в своем падшем состоянии.
В самом деле, прошлый развратник, который стал свиньей, никак не может в своем "свинском искуплении" своего прошлого ни оценить меры неадекватности своей прошлой "карьеры", ни сделать для себя надлежащие выводы и, соответственно, исправиться. Становясь низшими животными и демонами, наказуемые, напротив, должны лишь закрепляться в своей деградации без малейших шансов выхода из нее. Потому совершенно здравая потребность человеческого духа в справедливом воздаянии за зло и воспитательных последствиях наказания в учении о карме-сансаре никак не может найти удовлетворения, и мы имеем дело лишь с фикцией ретрибутивного принципа.

— Критика с позиции нравственности и "педагогического" аспекта:

Реинкарнация позволяет отложить на неопределенный срок, и что еще важней — на неопределенную личность, целый ряд жизненно-важных вопросов, которые в христианской традиции требуют скорейшего и безотлагательного решения. Вера в метемпсихоз – это расслабление совести, покаянных чувств, всех духовных сил человека, создание иллюзии, что "все еще впереди", что можно отложить на неопределенный срок множество жизненно-важных вопросов. Но именно эти вопросы (исправление в делах и мыслях, готовность встречи с Богом-судией по окончании вполне конкретной жизни, решение важнейших экзистенциальных вопросов, которые ставит перед человеком его бытие), в христианской традиции требуют скорейшего решения. Для богатых людей теория реинкарнации – это удобный инструмент эксплуатации низших классов. Она учит угнетѐнное большинство принять свою бедность и лишения как наказание за прошлые грехи, поскольку бедные заслужили плохую жизнь. Люди Запада, включая жителей России, "играя" идеей реинкарнации, в то же время хотят пользоваться плодами христианства. Это попытка "убить двух зайцев одним выстрелом" успеха принести не может.

— Концепция кармы и Христианство

Учение о перевоплощении предполагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и, во-вторых, "свободный", "нефиксированный" характер ее связи с телесными образованиями, которые выполняют для нее функцию внешних одежд, в которые она без труда переодевается. Обе эти "позиции" совершенно несовместимы с основными христианскими догматами.

С догматом о творении — поскольку он означает, что нетварным, безначальным началом может быть только Бог, который является Творцом всего сущего, в том числе и души.

С догматом о творении человека в частности — поскольку уже первый человек был создан как неразделимое личностное единство одной души (отображающей образ Нетварного бытия, но тварной по природе) и одного тела, созданных вместе и “привязанных” друг к другу их общим Создателем, и передал это нераздельное единство всем своим потомкам.

С догматом о Боговоплощении — поскольку уже сам Бог "воспринимает" в свое личностное ипостасное единство одну человеческую душу нераздельно связанную с одним телом, а не меняет свои телесные формы подобно Протею языческих религий.

С догматом об Искуплении — поскольку оно предполагает, во-первых, глубинное, онтологическое единство человеческого рода, которое в свете учения о карме и сансаре совершенно “размывается”и, во-вторых, уникальную возможность "стереть рукописания" человеческих проступков, которая несовместима с самим принципом "закона кармы".

С догматом о Воскресении — поскольку вочеловечившийся Бог соединяется после своей смерти со своим единственным телом, а вслед за ним и человеческие души должны соединиться со своими единственными (а не бесконечными) телами в конце времен.

С догматом о Вознесении — поскольку воскресший Бог "подтверждает" здесь свое ипостасное единство со своим единственным телом навсегда для того, чтобы не только человеческая душа, но тело могло быть "обожено".

Поэтому конечной задаче человека, поставленной перед ним в христианстве — “обожению”, идеал, непосредственно следующий из учения о реинкарнациях — “освобождение” противостоит самым радикальным образом.
В первом случае речь идет о полном восстановлении личности в душевно-телесном единстве ее природы и о реализации в человеке "подобия" Божия.

Во втором — о полном разъединении того, что можно назвать душевными и телесными компонентами индивида посредством последовательного демонтирования личностного самосознания (результат которого и мыслится как окончательное выздоровление субъекта).
Поэтому вопрос о соотношении учения о перевоплощении с христианским мировоззрением может быть решен таким образом, что там, где есть христианство, нет этой доктрины, а где есть эта доктрина, там нет христианства. Неоднозначное же отношение к данной доктрине единичных мыслителей, которые в целом были христианскими (например, Оригена) объясняется всецело их увлечениями античной философией и тем, что процесс воцерковления этой философии в их эпоху лишь начинался. Христианские догматы, в которых, как мы уже убедились, не остается никакого пространства для идей кармы и сансары, представляют собой органическое единство. Это единство достаточно замкнуто и не склонно к "диалогу религий", но зато оно и вполне самодостаточно, что вполне исключает какую-либо недостаточность, которую следовало бы восполнять какими-либо мировоззренческими “синтезами”.

Учение о реинкарнациях есть, в конечном счете, лишь одна из попыток человеческого рассудка перехитрить человеческое сердце, безошибочно верящее в неизбежность посмертного над ним суда, соблазняя его мнимо удобной схемой, позволяющей откладывать этот суд на n-ные периоды времени — схемой вполне рассудочной, которая сама суда рассудка, как мы попытались выяснить, не выдерживает критики.

Показать полностью

Разбор ветхозаветного принципа "Око за око, зуб за зуб"1

В книге Исход можно видеть предписание, указывающее на необходимость наказания за нанесение телесных повреждений. Заметил, что трактуется это предписание неправильно, как христианами, так и иудеями, заявляющим, что в стихе говорится о денежном возмещении. Исключением может являться только момент из Исх. 21:18-19, где за непредумышленное нанесение травмы полагается денежная компенсация. Итак, сейчас поясню за "око за око".

Для начала — полная версия стиха. "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (Исх. 21:22–25).

Здесь, заметьте, не идет речь ни о каком денежном возмещении.

Также обратите внимание, что написано в книге Левит:

"Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти" (Лев 24:17–21).

Да, сурово. Дело в том, что в древности человеческая жестокость и ощущение вседозволенности не знали границ. Тогда месть порой бывала похлеще самого преступления; она вызывала самосуды и кровную месть. Мелкие с точки зрения современного обывателя раздоры перерастали в межплеменные разборки. Такое было характерно и для древних израильтян, которые были народом буйным (Исх. 32:22). И чтобы ограничить зло в среде людей, которых Бог избрал Себе, Он через Моисея учреждает тогдашнюю судебную систему. И в те времена это был, не побоюсь этого слова, значительный скачок в плане нравственности, поскольку данное предписание наглядно показывает нам, что виновник не должен подвергаться наказанию сверх меры.

Показать полностью

Про "отъем денег" в Православии

Я в шоке :)

И ведь находятся в век всеобщего доступа к информации особы, которые на полном серьезе заявляют, будто бы Церковь — это организация по отъему денег. Какая нелепость! Совсем люди не желают углубляться в вопрос. У вас представления о Церкви построены на мемчиках? Вроде неглупые люди, а такую околесицу несете... Короче, надобно развенчать мифы.

Итак, поехали.

Во-первых, Церковь не торгует таинствами. Да, в некоторых приходах есть рекомендуемые суммы пожертвований. Я подчеркиваю — рекомендуемые. То есть, человек может заплатить меньше, а может и не платить вовсе. Лично меня батюшка крестил безоплатно. Я выбрал день, пошел в храм, подождал, пока придет священник, изъявил ему желание принять Православие. Он назначил день и время бесед (вроде две таких было — не помню) после которой(их) мне он сказал прийти в субботу к назначенному времени в храм и совершить таинство, чем я благополучно воспользовался. О деньгах речь не шла.

Во-вторых, Церковь существует на пожертвования прихожан. Никто никого не обязывает платить за венчание или то же крещение, как в моем случае, о котором я писал выше; но единственный доход, который получает Церковь в светском государстве, — это пожертвования. Чтобы содержать здание храма, платить священникам, певчим и пономарям, нужны средства. Эти средства — добровольная жертва христианина.

В-третьих, предвещая возможное: "в лавках свечками и книгами торгуют — это бизнес!!!" — что худого в том, что Церковь получит деньги от продажи свечек и книг? Будем честны: получив душеспасительную литературу за просто так, большинство сразу же о ней забудет о ней или, не дай Бог, выбросит или чего хуже. А свечки — это и есть сама жертва на храм. Для красоты. Для вас.

Ранние христиане, к примеру, все, что требовалось для совершения богослужения — хлеб, вино, лампадки, свечи, — все доставали и приносили в храм самостоятельно. Таким образом они участвовали и в службе, и в пожертвовании одновременно. Умели раньше любить Церковь люди!

В заключение хочу процитировать Первое послание апостола Павла к коринфянам: "Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор. 9:13-14).

Показать полностью

В чем истинная причина разводов?2

Долго вынашивал эту мысль, но тем не менее.

Знаете, в чем истинная причина разводов в большинстве семей? В чем корень всех проблем?

Причина самая простая: на Руси уже давно не живут по христианским ценностям. Хотя нет, скажем так: Русь не имеет христианских ценностей как фундамента. Потому что, с другой стороны, в древности на Руси и свои были загоны: то муж жену колотил, то еще что. Христос бы не одобрил.

Ценности светского общества навязывают человеку извращенные, ложные ориентиры и ложное восприятие себя, людей, мира. Человек призывается к циничному потреблению, как вещей, так и других людей. Даже того, с кем он стал одной плотью (Еф. 5:31).

В обществе, где нет христианских ценностей как фундамента, такое общество обречено.

Пусть не за год, не за десять, но... будет то, что мы, друзья, имеем возможность наблюдать сейчас: медленное, но уверенное гниение.

И если бы супруги опирались на многовековую мудрость, соотносили бы свои действия с Евангелием, с заповедями Христа, — большую часть проблем можно было избежать. Семьи были бы крепче, и в них царила бы атмосфера взаимопомощи, поддержки и любви.

Тогда мужья бы любили своих жен, как свои тела, а жены бы любили мужей и вели бы себя разумно и кротко, что, несомненно, благо в очах Сотворившего нас.

Тогда не было бы нужды в брачных договорах; в страхе, что муж бросит и уйдет к той, у которой грудь больше; в страхе, что жена бросит к тому, кто больше зарабатывает. Стервы, бабники и прочие проходимцы обоих полов были бы в меньшинстве, и их образ жизни осуждались бы обществом.

Поэтому Россия, как никогда, нуждается в усилении роли культурообразующей религии, если хочет, чтобы общество было по-настоящему здоровым.

UPD:

...они и их образ жизни осуждались бы обществом*

Показать полностью

Корни политеизма. О том, как язычество заместило веру в истинного Бога

Что было первее: монотеизм или политеизм? Как вера во многих богов замещала собою веру в истинного Бога, Которого мы знаем по Библии? Откуда возникли разные народы, если все произошли от общих предков? На эти вопросы постараюсь ответить ниже.

Корни политеизма. О том, как язычество заместило веру в истинного Бога Бог, Религия, Атеизм, Факты, История (наука), Христианство, Цивилизация, Человек, Библия, Правда

Вавилонская башня

Итак, после всемирного потопа 1656 года от дня Сотворения мира, причиной которого послужило падение нравов людей, в живых остались только Ной и его семья, спасшиеся в Ковчеге. Со временем у сыновей Ноя — Сима, Иафета и Хама — появились свои потомки, а у них — свои, и так далее. Так образовывались племена. Эти люди, долгое время обитая в западной Азии, задумали однажды построить высокую башню, наподобие столба, как символ желания взойти на небеса. Бог, видя неугодное Ему намерение, наказал их, смешав их языки, и те перестали друг друга понимать. По этой причине люди оставили начатую работу и стали расселяться по всей земле. Потомки Сима остались в Азии, потомки Иафета ушли на запад и со временем расселились по Европе. Часть потомков Хама ушла в страны Африки, другая часть ушла искать себе место под солнцем на территориях современных Индии и Пакистана.

Расселившиеся по всей земле люди постепенно забывали свое родство и Творца. Почитание Бога заслонялось культом многочисленных племенных божков, почитаться стали животные и явления природы. Всем им посвящали те или иные обряды и песнопения, в их честь приносились жертвоприношения. Так сформировались самостоятельные племена и нации, со своими обычаями, традициями и языками.

Что интересно, знания о Боге-Творце у людей терялись, однако не всегда полностью утрачивались. Так, славяне почитали Род, как первобога, от которого произошло все. Индусы почитали безличного, пребывающего везде и во всем Творца (Параматма). Свойства Рода и Параматмы являются отголосками того, что, вероятно, из уст в уста людям передавались какие-то крупицы знаний об истинном Боге, однако это можно было сравнить с "испорченным телефоном", поскольку праведных людей становилось все меньше, и никто уже не обладал всей полнотой знаний о Нем.

И только в Азии, среди потомков Сима, жил человек по имени Аврам, сохранивший веру в истинного Бога. По этой причине Бог стал ему и впоследствии его потомкам открываться лично, через чудеса, пророков и, наконец, Иисуса Христа.

Показать полностью 1

Христианство создано для управления людьми?

Я, как христианин, часто сталкиваюсь с неверующими, говорящими, дескать, вашу религию создали, чтобы управлять людьми, держать их в узде, Бога нет и прочее, прочее. Заезженные такие фразочки, которые уже давным-давно в пух и прах разбиты людьми, действительно разбирающимися в истории христианства.

Ребят, первых христиан гнали, убивали, издевались, как могли, брали самих в рабство, заставляли признавать божественное происхождение императоров, поклоняться богам ложным... Все ученики Христа, кроме Иоанна, умерли мученической смертью: с кого кожу содрали, кого на кресте головой вниз распяли, кого копьем проткнули.

Да уж. Власти у христиан тогда много было. Кошмарили все, что могли и как могли. Прятались по подвалам, сами же боролись с рабством, проповедуя любовь к ближнему и смирение. Вот так религия для управления людьми, не так ли? Настолько идеальная, что именно благодаря ее наследию сейчас цивилизация имеет гуманизм, права и свободы человека и иные прелести. Конечно, цивилизация перегнула палку с правами и свободами человека, дав людям свободу деградировать, но речь не об этом.

Кстати, что меня удивляет до сих пор, так это то, что либеральное поколение, которое призывают к уважению чужого мнения, не проявляет уважения к мнениям верующих; более того, оно ищет повода лишний раз над нашей верой поглумиться, чурается тех, кто верует или, наоборот, начинает спорить, задавать каверзные вопросы, высмеивать тех, кто ходит в Церковь. Интересно, что самая агрессия обрушивается на христиан. Вы попробуйте мусульманам что-нибудь выкинуть. Нас обидеть можно — стерпим, а эти ребята спесь с атеистов сбивают несколько иными методами, которыми, правда, Иисус не учил.

Что тут скажешь? Люди возлюбили зло. Зла в сердцах людских больше, чем добра. Вот почему из всех религий именно христианство терпит постоянные нападки, насмешки и враждебное к себе отношение. Как предупреждал Христос: "Если мир возненавидит вас, помните, что он возненавидел Меня прежде вас" (Ин. 15:18).

Отличная работа, все прочитано!