Краткая история Римской настенной живописи
В 1 веке до нашей эры внутренние помещения римских сооружений часто превращались в настоящие произведения искусства благодаря ярким цветам и узорам. На стенах общественных зданий, частных резиденций, храмов, гробниц и даже в военных постройках по всей Римской империи широко использовались настенные росписи, фрески и рельефные штукатурки.
Искусные рисунки могли варьироваться от сложных деталей до импрессионистических композиций, которые охватывали всю доступную поверхность стен, включая потолки. Сюжеты могли включать портреты, сцены из мифологии, архитектурные элементы с декоративными мотивами, а также изображения флоры, фауны, садов, пейзажей и городских видов, создавая захватывающие 360-градусные панорамы, которые погружали зрителя в мир воображения художника.
Материалы и техники
Настенные росписи, описанные Витрувием и Плинием Старшим, были результатом многоступенчатого искусного процесса, начиная с подготовки поверхности. Сначала на стену наносился грубый слой строительного раствора из извести и песка или вулканической пуццоланы, обычно в три слоя. Затем следовали еще три слоя, состоящие из смеси извести и мелкого мраморного щебня для создания более ровной поверхности. После этого поверхность полировалась с использованием стекла, мрамора и ткани, чтобы придать ей гладкость и готовность к покраске.
Когда поверхность была готова, художники приступали к нанесению красок. Фреска была одним из методов, но также использовалась темпера, позволявшая добавлять детали на уже высохшую поверхность. В случае, если стена была деревянной, краски могли быть растворены в воске и нанесены с помощью шпателя.
Рисунки
В истории настенной живописи римского периода происходило постоянное развитие, обусловленное изменениями в художественных предпочтениях и технологиях. С началом 1 века до н.э. мастера предпочитали использовать природные земляные оттенки, такие как темные красные, желтые и коричневые, для своих произведений. Однако археологические находки в Помпеях показывают, что в их распоряжении был широкий спектр цветов.
Настенные росписи включали разнообразные сюжеты, начиная от греческой мифологии до сцен из жизни гладиаторов, пейзажей и натюрмортов. Художники придавали особое внимание декоративным элементам, таким как треноги, фрукты, растения и архитектурные мотивы.
Этапы развития римской настенной живописи можно выделить в четыре основных стиля. В начале 2 века до н.э. начал получать популярность Первый стиль (Инкрустационный), отличавшийся строгими геометрическими формами и сценами из мифологии. Второй стиль (Архитектурно-перспективный), появившийся около 90 г. до н.э., представлял собой изображение перспективы и религиозных сцен, а также рамки вокруг центральных картин.
В эпоху Августа Третий стиль (Орнаментальный) стал более фантастическим и декоративным, с большим вниманием к симметрии. Четвертый стиль (Мифологический), который стал особенно популярен после землетрясения 62 года н.э., характеризовался более сложными деталями, цветочными орнаментами и увеличенными центральными панелями.
Вплоть до III века н.э. настенная живопись продолжала развиваться, хотя сохранившихся образцов стало меньше из-за предпочтения использовать мраморный шпон и темперную живопись. Христианские катакомбы III века н.э. предлагали новые сюжеты, связанные с Ветхим и Новым Заветом, а также новые тенденции в оформлении стен и потолков.
Выдающиеся примеры
В обеденной комнате величественной резиденции, известной как Вилла Ливии, принадлежащей жене Августа, расположенной в Риме, открывается удивительная панорама живописного сада, который окружает помещение со всех сторон, игнорируя углы комнаты. Этот сад, впечатляющий своим разнообразием и изобилием, оживляется растениями, цветами, фруктами, деревьями лаврового и пальмового типа, виноградными лозами, птицами и насекомыми, изображенными в естественную величину на фоне ярко-голубого неба. Используя мастерство перспективы, предметы на картине становятся мельче, когда они приближаются к зрителю, создавая ощущение глубины, в то время как те, что на заднем плане, изображены менее четко. На переднем плане создается иллюзия о саде благодати благодаря низкой изгороди из тростника и прутьев, придающей ощущение простора и открытости, несмотря на то, что комната на самом деле мала и не имеет окон, вызывая у зрителя ощущение тесноты.
В триклинии частной виллы из 1 века н.э. (Дом Веттиев) Помпеях, хранятся некоторые из наиболее известных произведений римской настенной живописи. Стены, окрашенные в глубокий красный цвет и разделенные черными полосами, украшены фресками, изображающими купидонов и психаев, занятых различными видами деятельности. Среди сцен можно увидеть религиозные обряды, стрельбу из лука, гонки на колесницах, торговлю цветами и парфюмерией, а также работы ювелиров, виноделов и пекарей. Важным элементом всей композиции является процессия в честь Диониса с повозками, запряженными козлами, а также изображение пасторального бога Пана.
Заключение
Таким образом, римская настенная живопись предоставляет уникальное окно в мир художественных вкусов и предпочтений древних римлян. Изящные фрески, уцелевшие с течением времени, не только позволяют нам заглянуть в религиозные и культурные традиции, архитектурные достижения, промышленные процессы и даже кулинарные предпочтения древнего римского мира, но и позволяют нам насладиться теми же видами, которым радовались жители этой эпохи, хотя от нас их отделяют два тысячелетия.
Больше интересных фактов об истории на нашем Дзене!








