Серия «Отношения»

55

Ответ Mr.calmdown в «Почему у айтишников проблемы с реальной жизнью и нормальным общением»27

Что имеем
Автор критикует идею, что часто свойственная тем же айтишникам необщительность - это вовсе не проблема и не результат каких-то их затруднений, а, якобы, даже некая позитивная черта, выгодно отличающая таких людей от остальных. Мол, айтишники не тратят время на бесполезную болтовню, стремятся говорить только по делу, только ради какой-то пользы, а потому их необщительность и малое количество друзей - результат того, что они отфильтровали всё "бесполезное" и оставили только полезное, содержательное. Вот, мол, какие прогрессивные и эффективные ребята!

Решил отреагировать, т.к. здесь скрыта одна довольно распространённая проблема

Дело в том, что якобы "бесполезное" обычное человеческое общение кажется таковым лишь с точки зрения информативности. Однако у общения, грубо говоря, есть две равноценные функции - эмоциональная и информационная. "Бесполезная" обыденная болтовня в основном выполняет именно эмоциональную функцию - с помощью неё люди обмениваются сигналами своей значимости друг для друга, получают эмоциональную реакцию на важные для них вещи, поддерживают социальные игры, лежащие к основе близких отношений и т.д.
Но у некоторых людей, обычно в результате дисфункционального воспитания, не формируются навыки правильно распознавать и использовать эмоциональные сигналы. Разумеется, мысль о том, что это с ними что-то не так, а окружающие - нормальны, этим людям неприятна. Потому они часто находят прибежище в мысли, что это с большинством окружающих что-то не так, что они зачем-то тратят время на бесполезную ерунду, "в отличие от меня, такого эффективного и ценящего своё время". Закономерным образом из-за этого возникает ловушка, консервирующая исходную проблему, мешающую человеку её осознать, признать, искать пути решения проблемы.

Но, допустим, меня сейчас читает как раз такой "айтишник" и он в этот момент закономерно задаётся вопросом - а, собственно, зачем мне эту проблему решать? чтобы стать одним из этих, кто тратит время на бесполезную ерунду?
Дело в том, что проблема "бесполезной болтовни" иллюстрирует другую, более глубокую проблему - выпадение части функций эмоционального взаимодействия. А это, в свою очередь, будет означать и то, что такому человеку в принципе будет сложно создавать и поддерживать близкие отношения, особенно с любимым человеком (ведь там не получится все разговоры делать умными и полезными, будет довольно много рутины, дистанцирование от которой будет приводит и к увеличению эмоциональной дистанции) + Такой человек будет хуже работать с собственными эмоциями, что важно для работы с потребностями, распознаванием кризисов, самоподдержки и т.д.
Зачем нам близкие отношения? Потому что на них завязано довольно много ключевых потребностей личности, неудовлетворённость которых сильно ослабляет психику, создаёт уязвимость для стресса, депрессий, психических расстройств. В конце концов, наши эмоциональные потребности и близкие отношения имеют довольно тесную связь с ощущением осмысленности нашей жизни и способности достигать счастья.

Вот и получается, что за отторжением "бесполезной болтовни" скрывается выпадение ключевых функций, нужных для полноценной благополучной жизни. Оправдание в виде "это они все неправильные, а я эффективен" даёт немного самоутверждения в моменте, но в целом консервирует проблему и создаёт предпосылки для нарастания кризиса.

Показать полностью
59

Ответ xxVIRUSxxThe1 в «Как психологи разрушают отношения и браки?»46

Это, конечно, просто ни на что не претендующий разбор пикабушной исповеди, но попробуем провести некоторую диагностику и подсказать автору суть его проблемы и возможное направление её решения. Заодно прокомментирую мысль про то, что психологи якобы культивируют одиночество\индивидуализм, в то время как люди "хотят простого человеческого совместного с кем-то счастья".
Внимание: Дальше будет много про жертвенность и немного про обиды.

Что имеем?
- Девушка изменяет, но не знает, что я знаю (предала). Остаюсь с ней только из-за её ребенка.
- Отказался от последнего друга, т.к. он практически разболтал то, что я знаю про её измены моей девушке (словом, предал доверие).
- С остальными друзьями повторялась история - они отваливались, как только я переставал проявлять инициативу в общении (предали дружбу?).
- Один друг "бил себя пяткой в грудь" и клялся в нерушимой дружбе, но в итоге крупно подставил (тоже предал).
- Сбил человека, пришлось продать квартиру из-за долгов, подвёл родителей (непонятно, связаны ли все эти события, но обратим внимание на то, что формулируются эти неприятности в разбитом на части виде).
- Настойчивая мысль-восклицание "Почему?" (читай "За что?").
- Имею разнообразный досуг (видимо, имеется в виду в основном одиночный досуг), стараюсь себя поддерживать и радовать, но это ничерта не помогает, т.к. очень одиноко, от чего идеи "Главное ты и твои эмоции"\"Жить надо для себя" только раздражают.
- Устал быть один, главное желание - иметь полноценную дружбу, любовь.
- [Предвзято судит о психологии по посту другого предвзятого к психологии человека, который сложил своё о ней представление, видимо, по тиктокам\шортсам и уже от этого пытался строить свою критику, за что его в комментах не пнул только ленивый].

Отметим некоторые важные детали:
- Идущая красной линией тема предательства окружающих;
- Тема собственной старательности и отзывчивости в дружбе\отношениях (ни разу ни на кого не ругался, ни с кем не ссорился, никогда не подводил, всегда охотно мчался всем на помощь, поддерживал);
- Растрепавший секреты друг почему-то считался достаточно надежным, чтобы доверить ему свои откровения, хотя он также был другом той самой девушки, которой и касались секреты, к тому же за ним неоднократно было замечено, что он треплется по пьяни;
- Бивший себя "пяткой в грудь" друг приводится в иллюстрацию мысли "Даже он в итоге подставил", хотя такого рода демонстративность (напускные клятвенные заверения в чем-либо) обычно являются скорее показателем ненадёжности человека, но автор, видимо, принимал это за чистую монету.

Каковы версии?
Выглядит так, будто автор каким-то образом окружил себя сплошь поверхностными, ненадёжными и не сильно в нём заинтересованными людьми и, руководствуясь идеями, что в любых отношениях нужно быть старательным, отзывчивым и "хорошим", закономерно получает от этих людей разочаровывающие результаты в виде равнодушия, пренебрежения, измен, подстав и т.д.
Параллельно с этим будто бы присутствует идея некой своей "проклятости" в духе "вечно мне не везет, я все про**ал, подвел важных мне людей".
Многого мы, конечно, не знаем - нет возможности тщательно расспросить автора по ключевым темам - но если отталкиваться от имеющейся картины, то самым вероятным объяснением будет проблематика самооценки, локализованная в сфере близких отношений через идею жертвенности. Мол, если я буду хорошим и делать для других хорошие вещи, то мне за это воздастся хорошим отношением окружающих. Когда обнаруживается, что это не так - возникает обида.
Как получается, что человек так часто сталкивается с предательствами?
Логично предположить как минимум "отрицательный отбор" тех, с кем этот человек решает сблизиться. Работает этот отбор примерно так:
Если есть проблематика самооценки, то человек в себе не очень уверен и не очень-то себе нравится, из-за чего он избегает полноценного межличностного контакта, предпочитая прятаться за своей жертвенностью\старательностью. Из-за этого он бессознательно отбирает для дружбы\отношений среди своего окружения именно тех, кто легко и охотно эту его жертвенность\старательность принимает.
Грубо говоря - нормального человека будет смущать, когда кто-то слишком много его делает, а вот поверхностный\эгоцентричный человек будет только рад такой "халяве". Отсюда и такой набор "друзей", которые легко могут обмануть, подставить, выдать секреты или иным образом предать, либо как минимум таких, которые быстро теряют интерес, стоит только "источнику халявы" иссякнуть (хотя, может быть, во втором случае там нормальные люди, невозможно об этом судить, не зная, как именно автор выстраивает дружбу - если он себя как личность слишком уж скрывает за своей старательностью, то чей-то возникший личностный интерес рано или поздно испаряется... что разумеется будет воспринято в подтверждение идеи "что для них не делай, всё равно все они меня бросают").

Собственно, обида здесь возникает и как результат первоначальной проблемы, и как её усложнение, мешающее осознать проблему и начать работать над ней. Обида позволяет частично переложить ответственность за собственное неблагополучие на других и немного даже поддерживает за счёт идеи "зато я не такой, зато я так ни с кем бы не поступил и по мере сил стараюсь быть хорошим". Жертвенность здесь уже начинает трансформироваться в "почетное мученичество". Однако иллюзорная бессознательная выгода от этого "мученичества" не способна перекрыть или существенно смягчить переживаемый кризис, постоянные предательства, недооценённость, равнодушие тех, кому положено быть "близкими", вгоняют в тоску и отчаяние, взращивают депрессию.
+ Никуда не пропадает та изначальная предвзятость человека к себе (проблематика самооценки), из-за которой он и пришел к модели жертвенности. Потому-то наверняка крепнет ощущение, что "и со мной тоже что-то не так", "всё против меня", "я никогда не смогу быть счастлив"... Иначе говоря - ощущение, что несёшь на себе какое-то неумолимое проклятье, в ответ на которое только и остаётся, что "героически нести крест своей жертвенности до конца".

Восклицания "Почему?"("За что?") иллюстрируют неотъемлемое качество любой жертвенности - подспудное (обычно крайне смутно осознаваемое) желание воздаяния. Иначе говоря, наша психика воспринимает жертву (даже самую благородную и альтруистичную) как нечто, что мы делаем в долг. А по любому долгу должна быть какая-то выплата. По-настоящему жертвенный человек разумеется этого не осознаёт и вряд ли осмелится хоть чего-то требовать от других, от мира, но он будет ждать, что мир хоть чем-то ему на его жертвы ответит. Но когда мы в ответ на все наши жертвы, нашу хорошесть и старательность, получаем только череду тяжелых неудач, предательств, отвержений, равнодушия, тут-то и возникает глубокое отчаяние - "Почему?? За что??"
Будучи жертвенными, мы может и не требуем для себя никаких особых благ, но уж точно не готовы получить за это нескончаемый град ударов судьбы. Это кажется чем-то глубоко несправедливым. Мы будто в глубине души ведём диалог с миром, как с этаким "супер-родителем", ожидая, что его к нам отношение улучшится в ответ на хорошее поведение. И глубоко разочаровываемся, когда мир вместо этого поворачивается к нам "задом".

Каков итог?
Скорее всего имеем проблематику самооценки, из-за которой автор избегает выстраивать равные отношения и пытается делать это через модель "жертвенности". Модель эта, с одной стороны, приводит к "отрицательному отбору" людей для близкого окружения, а с другой - ведёт только к разочарованию (все вложенные в других ресурсы раз за разом "не окупаются", не приводят к возникновению полноценных прочных связей). Это приводит к возникновению и усилению "обиды на мир", в то время как самооценка продолжает просаживаться, а общее состояние - ухудшаться.

Каковы рекомендации?
Найти специалиста, чтобы проработать пресловутую "модель жертвенности" и те скрытые идеи предвзятости к себе, которые и привели к её возникновению. Это позволит начать выстраивать полноценные отношения, воплотить главную мечту автора.

Что там насчет того, психология якобы культивирует одиночество?
Здесь недопонимание возникает из-за слишком прямолинейного толкования принципа "позаботься о себе (своих чувствах, потребностях)". На деле возникновение полноценных глубоких отношений здесь даже поощряется, но с одним существенным "но": Если человек не понимает своих чувств, границ и потребностей, не умеет их "обслуживать", он и не сможет выстроить полноценные надежные отношения. Именно потому консультативная психология так акцентируется на работу над собой, своей осознанностью и эмоциональной автономией. Это делается не для того, чтобы плодить одиночек, а чтобы формировать людей, способных к здоровым отношениям.
Вот и автор исходного поста пытается решать проблему одиночества через идею "что ещё сделать для других, чтобы они начали меня любить\ценить?" и уже впадает в отчаяние от нерезультативности этой установки. Он пока не готов воспринимать идею повышения своей важности для себя, т.к. всё ещё охвачен стремлением "убежать от себя в отношения", не готов и не желает принимать себя, пока не получил любовь и принятие других. Однако "нежелательная" истина здесь проста: прочные близкие отношения могут быть только межличностными, а чтобы образовать межличностные отношения, нужно присутствие собственно личностей партнёров. Проявлять свою личность можно, только если хотя бы минимально себя уважаешь, интересен себе, знаешь и понимаешь себя. Без проявления нашей личности наш партнер не обнаружит никакого внятного объекта для своего личностного интереса и либо быстро отвалится, либо будет видеть в нас лишь функцию (например того, на чью шею можно удобно усесться). А если есть какая-то проблематика, которая сделает наше превращение в функцию даже чем-то для нас желательным - получим ситуацию, наподобие той, что я разбирал выше.

Показать полностью
36

А почему бы и не полюбить из благодарности, собственно?

В продолжение постов про "неблагодарность супруга в ответ на великие жертвы" и "последствия эгоизма и не эгоизма в решении семейных кризисов" не могла не всплыть и такая тема:

А почему бы и не полюбить из благодарности, собственно?

Действительно - почему бы и не заставить себя полюбить из благодарности? Тем более, если это решение, как кажется, и "правильное", и не расстроит человека, который много для тебя сделал, и семью сохранит. Кругом преимущества будто бы.
Однако, не всё так просто и у такой идеи есть ряд серьёзнейших подводных камней.

Начну с лежащего на поверхности, но будто бы и самого неочевидного факта:

Необходимость "вечной благодарности" разрушительна для отношений

Как это работает?
"Благодарность" ставит партнёров в неравное положение. Один получает ультимативное моральное преимущество над другим. Если тебе нужно быть "благодарным", ты уже не можешь запрашивать удовлетворение своих потребностей, выстраивать границы, выражать недовольство и критику так же, как это возможно в равных отношениях. Это делает тебя неким образом более бесправным участником отношений. Любая попытка отстоять важные для тебя вещи легко может напороться на ультимативное "да ты мне благодарен быть должен!" И обычный человек вряд ли найдется, чем на это возразить - слишком уж подавляющим получается "аргумент благодарности" (особенно в случаях, когда обязан партнёру жизнью, как в исходном посте). Скорее всего и окружение всегда будет вставать на сторону Благодетеля, настолько сильно его моральное превосходство, никому нельзя будет даже пожаловаться на него. Уже имеем первое серьезное препятствие к тому, чтобы "просто заставить себя полюбить" - моральный дисбаланс до степени "морального бесправия".

Функционально в такой паре будет нарушена возможность нормально обрабатывать поступающие проблемы, вызовы и иные шероховатости, поддерживать равновесие. Ведь чтобы держать равновесие, нужна равная интенсивность обратной связи от всех частей "тела", а придавленный "обязательством благодарности" человек уже не может давать полную обратную связь. Следовательно, чувствительные для него проблемы (без его обратной связи), будут игнорироваться, обесцениваться, замалчиваться (в т.ч. и им самим). Приоритет здесь невольно переместится на "благодетеля", на его нужды и желания. Получаем второе серьезное препятствие к возможности выстроить гармонию на "благодарности" - функциональный дисбаланс.

Далее обращаем внимание на фразу "попробовать разбудить в себе благодарность и полюбить его (спасшего тебе жизнь благодетеля) заново" - это то, что нам предлагает @Zero.Zwno, .

Для начала - что значит "полюбить заново"? Какие бы ни были причины и чувства, которые послужили причиной для вступления мужчины из поста в брак - они не выдержали "стресс-тест". Кризис с болезнью как раз показал ложность или недостаточность причин для существования брака. "Полюбить заново" - здесь может значить только "заставить себя игнорировать чувства, говорящие тебе, что это ложный путь, что ты тратишь тут своё время зря (с т.з. ощущения осмысленности своей жизни и приближения к счастью)", убедить себя в существовании чувств, которых на самом деле не существует. Необходимость подобных ментальных кульбитов значимо подрывает психологическое здоровье.

Дальше будет уже по-сложнее, т.к. для раскрытия следующего тезиса нам придется немного углубиться в психодинамику.
Дело в том, что за чувство благодарности и за чувство любви у нас отвечают разные субличности. За любовь отвечает более примитивная, базовая и "сердцевинная" субличность "Ребёнок", за "благодарность" - социальная надстройка "Родителя", отвечающего за то наше поведение, которое позволяет соответствовать желаниям нашего окружения (это жизненно необходимо в детстве, когда мы полностью зависим от взрослых). Благодарность - как раз социально необходимое чувство, не способный к благодарности человек фактически асоциален. Проще говоря - "Ребенок" отвечает за наши базовые чувства и желания, а "Родитель" - за "правильное", "должное" (он же стоит и за моралью, и за совестью и т.д.). "Родитель", фактически, выступает этаким надсмотрщиком над "Ребенком" и следит за тем, чтобы он своими действиями не оттолкнул окружающих, он специализируется на том, чтобы подавлять, заставлять, критиковать, наказывать "Ребенка". В то же время, некоторые функции "Ребенка" никакому внешнему давлению не поддаются, т.к. по природе своей спонтанны.

Невозможно заставить кого-то радоваться, испытывать интерес или любопытство, любить. Давление здесь всегда вызывает прямо противоположный эффект

А формулировка "разбудить в себе благодарность к человеку и попытаться полюбить его заново" фактически считывается нашей психикой как обязательство "ты должен быть благодарен и потому ты должен любить этого человека". "Родитель" получает отмашку принуждать "Ребенка" испытывать чувство любви. Но поскольку любовь так не работает, эта команда никогда не сможет быть выполнена, внутреннее давление никогда не будет снято. Человек будет жить с чувством внутреннего несоответствия, своей неправильности, возможно даже испытывая чувство вины за то, что даёт партнеру фальшивые сигналы (фактически обманывая его). "Обязательство любить" невыполнимо в принципе. Всё, что оно создаёт - глубокий неизбывный внутренний конфликт.

Последнее, на чём здесь стоит остановиться - вопрос несчастья. Казалось бы - ну и потерпи небольшой внутренний конфликт, неужели так сложно? Мы же скрываем наши настоящие чувства от прохожих, коллег, прячем истинные импульсы за вежливостью, тактом, "деловым тоном" и т.д. Будто бы никто от этого не умер, неужели и в браке так нельзя?
В том-то и дело, что у нас не так много сфер, где мы можем проявлять свои настоящие чувства. Обычно это только семья и в какой-то мере друзья (но не все, не во всём и не всегда).

Если даже в семье, с партнёром мы не можем проявлять истинные чувства, то фактически это означает, что мы не можем их проявлять нигде

Это значит, что то единственное место, где, как подразумевается мы будем получать глубинное принятие, от нас отчуждено. А это выбивает крайне важную опору уже из под психического здоровья. А дальше рукой подать до депрессии. Возникает простая мыслительная цепочка "если даже здесь я не могу быть искренен, не могу рассчитывать на счастье, а вместо этого должен подчинять свои чувства обязательствам, значит я нигде не могу на это рассчитывать, значит я в принципе не имею права на счастье.
Подчинение сферы чувств моральным обязательствам приводит к подрыву критических опор мотивации человека к жизни, к развитию.

Потому-то на вопрос "неужели нельзя полюбить из чувства благодарности?" невозможно ответить иначе как "Нет, нельзя, потому что любовь так не работает". Можно только попытаться поломать себя ради "правильности", с тремя возможными вариантами развития событий:

1) Станет настолько тоскливо и невыносимо, что рано или поздно сбегаешь "неблагодарной сволочью" (промежуточный вариант - сбегание в измены, в надежде, что это не всплывёт);

2) Добросовестно пытаешься себя ломать, получаешь душевный кризис, а потом и заболевание - депрессия, алкоголизм, суицидальные мысли и т.д. Всё ещё высоки шансы, даже добросовестно загубив свою жизнь ради другого, всё ещё оказаться "неблагодарной сволочью" или кем похуже (например если спился с горя, никто не станет вникать в причину - подвёл семью!).

3) Сбрасывать своё неблагополучие на других. Пресловутое "если я несчастлив, значит и никто не должен быть счастлив" (разной степени осознанности и злокачественности). Отношения из "правильности" всегда подспудно воспринимаются как жертва, как отношения "в долг". И человек, внешне смирившись со своей несвободой, внутренне будет пытаться этот "долг" добрать откуда-то ещё. Собственно, это распространённая причина, почему у человека может внезапно "испортиться характер", почему он может начать вести себя невыносимо, начать много ревновать, всех контролировать или ко всем придираться и т.д.

Вариант, при котором благодарность успешно конвертируется в настоящую влюблённость невозможен. Только если влюблённость была изначально и никуда не делась (хотя и ей придется преодолеть "испытание благодарностью", которая легко может всё поломать, нарушив требуемый баланс развития отношений).

Показать полностью
46

Продолжение поста «О супружеской преданности...и»13

Ответ на коммент получился объемнее, чем планировалось изначально, к тому же охватил ещё одну важную тему, потому оставлю это здесь

Вот такой ко мне возник вопрос

Вот такой ко мне возник вопрос

Мой ответ (с дополнениями):

Как психолог, я смотрю на понятие "эгоизм" несколько иначе, чем остальные)
Т.к. знаю, что "эгоизма" и "альтруизма" не существует в том виде, в котором их представляют.
Абсолютно всё, что мы делаем, мы всегда делаем ради себя, ради удовлетворения какой-то части себя, получения важных нам сигналов, которые закроют какую-то нашу потребность (либо, от противного, позволят избежать какого-то самоштрафа). Любой, даже самый альтруистичный наш поступок всегда опосредуется этим базовым "эгоизмом".

К тому же, понятие "эгоизма" очень интересно преломляется через призму отношений, стоит только нам посмотреть на ситуацию чуть шире. Я попытался отразить это через пример с "ведром с крабами", но если этого примера было недостаточно - не будем далеко уходить от темы и возьмем историю из поста.

Допустим, муж не ушел из семьи, а остался жить с нелюбимой женой, с осознанием, что "пожить по-настоящему" уже не получится. Что произойдет дальше? Какое-то время ему удастся это в себе подавлять, натягивать улыбку, делать вид, что всё нормально. А потом?
Начнутся измены тайком, ложь, лицемерие, с неизбежным всплыванием правды рано или поздно?
Либо неблагополучие станет невыносимым и всё-таки произойдет разрыв?
Или же это неблагополучие уйдет в более глубокий кризис, в депрессию, алкоголизм, выгорание, апатию и т.д?
Сможет ли муж в таком состоянии выполнять функции супруга, отца? Нет. Семья всё равно развалится или будет существовать в полуживом состоянии. Как себя будет чувствовать жена в таком браке? Какими вырастут дети? Количество несчастных людей только умножится. Зато никто не оказался "эгоистом" в моменте, когда стало ясно, что чувствам супругов уже не по пути. "Табу" не нарушено, но кому от этого стало хорошо? Причем, выбор "не быть эгоистом" в начале никак не страхует мужа от того, чтобы не стать "эгоистом" позже, например когда он начнет спиваться или выгорит и начнет вообще избегать семью, пропадать на работе. Правда теперь к обвинению "я для тебя столько сделала, вытащила тебя с того света, а ты..!" добавится ещё и "я потратила на тебя лучшие годы жизни!", если, предположим, проблема вылезет лет через 10 после излечения болезни.

Случись разрыв на десять лет раньше - у супругов были бы куда лучшие шансы найти себе другую пару, завести другие семьи

Истина в том, что гармоничная семья невозможна в обход темы счастья. А счастья невозможно достичь, иначе как следуя за своими чувствами. А чувства живут по своим правилам, далеко не всегда следуя "правильному и справедливому". Без счастья (хотя бы стремления к нему) мы получим лишь вымученную семью, которая... непонятно, для чего нужна)
Чтобы мучить друг друга?
Сваливать друг на друга или на детей ответственность за собственное неблагополучие и нереализованность?
Ради подъема демографии?
Где-то в комментариях под недавним постом "Как психологи разрушают отношения и браки" кто-то хорошо сказал "можно любой ценой сохранять один несчастный брак, а можно не мучать друг друга, разойтись и получить вместо этого два счастливых брака" (не дословно). Т.е. с даже с точки зрения демографии выгоднее "эгоисты". Тем более, что детям нужна здоровая модель отношений перед глазами, иначе они сами будут испытывать трудности в отношениях, а то и вовсе будут их избегать, насмотревшись на несчастные отношения родителей.

Вывод: "справедливое и правильное" в ущерб чувствам, в таком тонком и сложном деле как построение семьи действует только во вред. Максимум, на какое-то время позволяет сохранить видимость "нормальности", но ценой выгорания важного внутреннего содержимого брака - любви, принятия и доверия, ценой психологического здоровья супругов и детей.
Лишний раз повторюсь - бросание супруги с детьми, кредитами и ипотекой (если так и было) из исходного поста я не одобряю и мужу здесь явно надо было свою часть финансовых обязательств продолжать выполнять (это как раз необходимая часть "правильности" с его стороны), однако сам концепт "оставаться на всю жизнь с нелюбимым человеком только потому, что он принес ради тебя большие жертвы" по сути своей разрушителен и никого счастливым не сделает.

Показать полностью
54

Ответ KZNalfiya в «О супружеской преданности...и»13

Скажу непопулярную вещь, но в ситуации "я приложила большие усилия, чтобы выходить мужа от смертельной болезни, а он, сволочь такая, посмел уйти к другой" действует то же общее правило, которое я подметил в предыдущем посте:

Человеческая природа не подчиняется морали

Многие вещи, которые кажутся нам морально правильными и справедливыми попросту не работают так, как это было бы "правильно и справедливо". В первую очередь это касается человеческих чувств, которые живут по своим собственным законам и далеко не всегда подчиняются "правильному".

Мораль может говорить "Ты должен любить и хотеть заботиться о своих стареньких родителях, ведь это же РОДИТЕЛИ!", а чувства, особенно если в детстве родители не позаботились о том, чтобы выстроить эмоциональные связи с ребенком, были заняты своими делами или уходили в работу, будут нашептывать "они обуза! мне не нравится с ними видеться и тратить на них своё время! вот бы сбагрить их кому-нибудь другому..."

Мораль может говорить "Ты должен уважать старших!", а чувства будут говорить "только не ту наглую бабку из очереди в супермаркете... и не того мерзкого деда с моего двора, который вечно цепляется со своим "очень ценным" мнением, когда я выгуливаю собаку".

Мораль говорит "Ты должен любить и обожать того, кто много для тебя сделал (спас твою жизнь)!", а чувства... Чувства могут быть любыми. Много сделавший для тебя человек не становится автоматически более привлекательным. Размер его жертвы далеко не обязательно конвертируется в силу любви к нему. Бывает, конечно, что люди путают любовь и благодарность, но то отдельная история, обычно с грустным концом.

Выходившая мужа от болезни жена конечно же хочет, чтобы она всё это делала не зря, "по справедливости" ей полагается какое-то вознаграждение за её жертвы, а уж точно не уход мужа из семьи. Если оставить за бортом момент с "оставил одну с кредитами и ипотекой", то перед мужем в этой истории наверняка встала следующая дилемма: Я оказался на грани смерти и это заставило меня многое переоценить в жизни, я понял, что чего-то важного мне не хватало и из-за хрупкости моей жизни я этого могу так никогда и не получить... Да, моя жена многое для меня сделала, но я понял, что не люблю её и не смогу быть с ней счастлив. Теперь у меня два варианта
1) Из благодарности изображать любящего мужа, лицемерить, забыв про идею быть счастливым (потому что так "правильно").
2) Выйти из отношений, оказаться "неблагодарной сволочью", но зато получить шанс на счастье, "настоящую жизнь".

Словом, выбор между "пожертвовать собой (своим счастьем)" и "оказаться проклятым, но всё-таки попытаться прожить полноценную жизнь".
Если человек из истории действительно "забыл" про денежный вопрос, ипотеки и кредиты - это его совершенно не красит, разумеется, но соль таких ситуаций в том, что такое может случится с ЛЮБЫМ, независимо от моральных качеств. И придется выбирать: Либо "правильное", но на себе придется ставить крест, либо всё-таки пытаться строить своё счастье. Очень трудный выбор, учитывая далеко идущие последствия, стоящие за каждым из вариантов. Те, кто выбирают уйти из отношений - вовсе не всегда "эгоисты", желающие своего счастья ценой чьих-то сломанных надежд и планов, ими могут оказаться и те, кто не приемлет лицемерия и фальши (требовательные к честности с собой и окружающими) или те, кто умеет заглянуть в будущее и понять, что ложь сейчас породит лишь ещё больше несчастья в будущем.

Неочевидное последствие культур, где настойчиво принуждают выбирать "правильное" - это семейные системы, где все "поставили крест" на своём счастье и ревниво следят, чтобы и никто вокруг не был счастлив, по модели "ведра с крабами". Потому что счастье кого-то другого, в т.ч. собственных детей, обессмыслит собственную великую жертву. Очень немногие и с большим трудом осмеливаются выйти из этой системы. Обычно будучи проклятыми всей "правильной" роднёй.

Показать полностью
65

Ответ на пост «Мужская депрессия»43

У логики "да какая у него может быть депрессия, если мне приходится намного хуже?!" (наподобие того, что подмечено в этом посте) есть один серьезный изъян, из-за непонимания которого распадается множество семей:

Если ты объявишь чей-то душевный кризис неуместным, неправильным, несправедливым, то это никуда сам кризис не денет, а лишь усугубит

Это касается всех попыток "отменить" чьё-то неблагополучие, но возьмем за пример ситуации, взятые в корневых постах. Предположим, муж жалуется на депрессию, а жена, замучавшаяся с ребенком, отвечает агрессией: "Ты думаешь, что тебе плохо?! Да ты просто не знаешь, насколько мне плохо!" Чего она тем самым добилась? Стало ли мужу лучше от новости, что кому-то хуже, чем ему? Вряд ли. Скорее он получил сигнал "твои переживания не стоят внимания", что он не только не получит никакой поддержки в семье, но и будет атакован критикой, обвинениями и обесцениванием в ответ на попытки таковую поддержку запросить.

Депрессия никуда не денется от понимания, что "кому-то хуже". От этого она лишь станет "незаконной", о ней нельзя будет вести диалог, запрашивать помощь и направлять ресурсы на борьбу с ней. Это просто оставляет человека наедине с его кризисом

Какие опции в таком случае есть у мужа? Он не получил поддержку в том месте, где логично в первую очередь искать поддержку (в семье), его кризис обесценили и объявили незаконным. Ему остается либо согласиться с тем, что он не имеет право на депрессию и подавить её симптомы (запереть кризис внутри себя, что чревато более серьезными последствиями), либо искать поддержку где-то ещё - у родителей, среди друзей, а то и в объятиях другой женщины (создается благодатная почва для измены). То есть - либо приносить себя "в жертву", либо задаться вопросом "зачем мне вообще нужна такая семья?" с выводами не в пользу семьи.

Идея "как тебе может быть плохо, если мне - хуже?" кажется правильной с моральной точки зрения, но абсолютно нежизнеспособна на практике. Отрицая кризис партнера, ты остаешься с ощущением собственной правоты, но создаешь предпосылки для того, чтобы он отдалялся от семьи или проваливался глубже в кризис. А кризис этот не смотрит на то, "кому хуже", он просто бьёт по тем, кто ослаблен, чей набор способов самоподдержки оказался более скуден. В посте, на который я уже ссылался правильно приведена и статистика самоубийств, с серьезным перевесом "в пользу" мужчин. Этот перевес в том числе иллюстрирует и то, что мужчины более уязвимы для депрессий. Отчасти из-за "культа суровой мужественности" в обществе, который будто подразумевает, что у мужчин и чувств-то толком нет, а если и есть - их можно игнорировать; отчасти - из-за того, что даже в ситуации "молодая семья с ребенком" общество уже приучено сочувствовать замотавшимся с ребенком матерям, а проблемы отцов мало кого интересуют (будто у них и не может быть никаких особых проблем - сплошная "лафа").

Истина в том, что в здоровой семье не идет соревнование "кому хуже", в ней у каждого есть "право на кризис" и каждый может рассчитывать на понимание и поддержку. "Соревнования" же - это про незрелость и созависимые отношения, такая семья будет испытывать большие трудности на каждом этапе своего развития и с высоким риском долго не проживёт, т.к. вместо совместного решения проблем будет направлять все силы на поиск виноватых и попытки сбросить друг на друга ответственность за семейные проблемы.

Показать полностью
78

Ответ на пост «Зачем мужчина хочет остаться "хорошими друзьями"?»8

Какой интересный мужчина) По описанным признакам - нарцисс или параноид. Склоняюсь скорее к первому (параноиды обычно неохотно выносят отношения на публику, в отличие от нарциссов, для которых это лишь ещё один способ очаровать партнершу). Отношения с такими поначалу очень красивые и "совпадения" (вкусы, интересы, предпочтения, привычки) всегда идеальные (подозреваю, что они просто подстраиваются в этом под партнершу), но потом они всё чаще начинают устраивать партнерше "ледяной душ", чтобы "знала своё место". Постоянное тыканье своими бывшими скорее всего тоже несёт целью "поставить её на место", "чтобы не вздумала считать себя особенной, чтобы постоянно помнила, что были женщины получше неё (и, если понадобится, ещё будут)". Цель тут - тоже "размягчение" самооценки партнёрши.
Часто тут складывается тенденция, когда с помощью комплиментов сперва создают у партнерши ощущение её "особенности", но потом жестко и неожиданно "приземляют" с противоположным посылом. Этакие качели получаются - в один момент с тобой нежны и ласковы, всячески восхваляют, в другой момент - унижают, кроют матом и всячески уничтожают самооценку (причем моменты "ледяного душа" всегда неожиданны и непредсказуемы)... а потом вкрадчиво объясняют, что "ты неправильно всё поняла, сейчас я расскажу, как всё было на самом деле".

Если я прав, то мужчина затаил сильную обиду на то, что его история была вынесена на публичное обозрение, но пока он затаится и попытается отыграться за это позже.

"Странная дружба", которую он предлагает, может объясняться тем, насколько легко автор согласилась с ним расстаться - это могло создать у него впечатление, что это не он бросает, а его бросают, а такого нарцисс\параноид никому не позволяет, это больно задевает их самолюбие. Тут в лучшем случае цель "попытаться влюбить в себя и уже потом бросить", в худшем - найти возможность как-то отомстить.

Приведенные в посте-продолжении скрины переписки скорее подтверждают впечатление: речь там довольно скрытная, он нигде явно не обозначает своих позиций, сбрасывает ответственность за все интерпретации на партнёршу (скорее всего зная о её сомнениях, неуверенности в себе, неумении принять твёрдое решение). Тем самым он "подвешивает" её в постоянной неизвестности и неоднозначности, дезориентирует её. Также пытается мягко газлайтить партнершу - там уже и "мат - не мат", "злость - не злость", и навязывать чувство вины (про "завязывай вампирить"). Обычно нарциссы как раз стремятся к тому, чтобы партнерша перестала доверять даже себе и своей памяти, чувствовала себя постоянно виноватой за свою "неадекватность", чувствовала себя единственной "плохой" в отношениях, где только она постоянно чем-то недовольна, постоянно "раздувает из мухи слона" и расстраивает своего мудрого и чуткого партнера, который всегда "просто хотел как лучше", а она, неблагодарная, огорчила его своим неразумным поведением. Если в дальнейшем общении его поведение будет ложиться в эту канву - будет ещё один веский повод считать его именно нарциссом.

Сразу отвечу потенциальным критикам:
Есть ли вероятность, что это ошибка и человек на самом деле не нарцисс? Конечно есть. Мы знаем точку зрения только одной стороны. Но, в то же время, есть и довольно много характерных маркеров. Дал бы вероятность процентов 80% для своей версии.
К тому же, даже если убрать из уравнения "нарцисса", то при таких исходных данных продолжение отношений в виде "странной дружбы" вряд ли будет хорошей идеей. Вон, автор даже пост запилила, т.к. чувствовала в этой идее какой-то подвох. Полноценно дружить после отношений могут только зрелые личности, а тут этого нет (у обоих как минимум табунок незалеченных тараканов). Следовательно, такая дружба выльется лишь в новые эксцессы и недопонимания.

Показать полностью
56

Ответ Jodin в «Встретил бывшую, потешил самолюбие»27

На самом деле, тут есть на удивление простое объяснение.

Возьмем классический тип таких историй примерно с таким набором "любил безумно", "души не чаял", "во всем похожи, думали одинаково, жили душа в душу", "внезапно бросила", "годами после этого глушу\глушил водку, не мог от этого отойти", "до сих пор не могу простить её за это, постоянно думаю, как бы её проучить" и т.д.

Из всего этого уже можно набросать что-то вроде "диагноза".

Вот возьмем хотя бы "жили душа в душу\думали одинаково". Но ведь если бы действительно думали одинаково, то тогда поступок партнёрши не был бы для человека чем-то необъяснимым - он бы мог проследить всю её мыслительную цепочку до принятия решения. Но этого нет. Следовательно, настоящего сходства мышления не было, но человек очень хотел думать, что оно было.
С "жили душа в душу" те же проблемы. Если действительно "душа в душу", то это значит, что партнерша тоже была счастлива, что вы делились друг с другом всеми переживаниями, желаниями и прочим. Как, в таком случае, охлаждение или расставание могло быть внезапным? Если "душа в душу", то ты должен быть в курсе текущего душевного состояния партнерши, на ранних стадиях заметить в ней какие-то перемены (не было бы именно внезапности бросания), а если партнерша была тоже счастлива - зачем ей тебя бросать? Не за чем. Следовательно, счастлива она не была. Но авторы таких историй зачем-то, игнорируя эти факты, убеждают себя в обратном.

Из этого следует простой вывод - авторам таких историй их партнерша не была интересна как личность. У них полностью было своё собственное видение того как идут их отношения (у нас все прекрасно), как чувствует себя партнерша (она счастлива!), в чем нуждается партнерша (она получает всё, что нужно, я же вон как стараюсь!), и они были готовы до последнего игнорировать реальность, игнорировать признаки, что "не все замечательно". Потому-то решение партнерши о расставании для них всегда внезапно - они полностью верили в картинку, которую себе придумали, а тут реальность вдруг вторглась в их мирок в таком виде, который уже невозможно игнорировать. Писал о подобной истории здесь, в этом посте сделаю несколько иные акценты.

Причем, даже если человек действительно старался в отношениях, то он делал это без согласования с потребностями партнёрши, а следуя лишь собственным представлениям о том, как нужно себя вести, чтобы в отношениях быть "хорошим", какими отношения должны быть, чтобы "всё было хорошо". Вот и получается, что такие люди в каком-то смысле зациклены на себе, из-за чего с ними сильно затруднён полноценный межличностный контакт. И в отношениях, где партнерша хочет настоящего "душа в душу", а не поверхностной видимости оного, она быстро перегорает в своих чувствах и в итоге принимает решение о разводе\расставании.

Почему так происходит? В предыдущем посте по теме постарался раскрыть причину.
В целом, очень большой кластер историй в интернете, где расписываются некие прекрасные отношения, который были прерваны подлым и немотивированным "предательством", за которое автор годами и десятилетиями не может простить обидчика, имеет подобную же психологическую подноготную. Такие люди вступают в отношения без желания строить настоящий межличностный контакт, они лишь строят красивую картинку самоуспокоения ("у меня всё замечательно"). Это касается и историй "настоящей дружбы", и историй "безумной любви". Везде примерно схожая фабула "я так старался, всё у нас было хорошо, но человек внезапно и без причины меня предал\бросил вот уже десять лет фантазирую о мести. Почему они так зацикливаются на своей обиде? Потому что на партнёршу проецируется обида на мир в целом, факт расставания становится для человека доказательством, что его "стратегия счастья" не работает, что она нежизнеспособна, но травма доверия мешает ему искать другие пути достижения счастья. Остаётся только "пенять на гонца, принесшего весть, которую я не готов принять".

Будь в исходном посте история действительной любви (а не самообмана), человек, как минимум, интересовался бы чувствами партнерши, смог бы понять и принять её причину к расставанию, отпустил бы её, вместо ухода в обиду. Обида же здесь - за то, что партнерша испортила стратегию самообмана так, что в него уже не получается теперь верить настолько же сильно, как раньше. Именно в этом её главная "вина".

Словом, истинная причина таких историй - неработающая стратегия компенсация травмы, в виде попыток строить отношения с "верой в лучшее", вместо опоры на реальность. Часто в жизни таких людей наблюдается целая цепочка трагичных "предательств", все-то его подло\необъяснимо бросают\предают, не смотря на всю силу его веры, что "уж на этого-то человека я точно могу полагаться!".

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!