Серия «О смерти. Тема, которой не стоит избегать»

Мне еще рано смотреть на смерть!

Мне еще рано смотреть на смерть! Судьба, Рассказ, Авторский рассказ, Ситуация, Истории из жизни, Страшные истории, Человек, Инсульт, Смерть, Господь, Длиннопост, Telegram (ссылка), Негатив

...её убило молнией. После вскрытия выяснилось, что она была беременна…

Это было года четыре назад, но я хорошо помню тот день.
Я гуляла по нашему подворью с коляской. А в храме шло отпевание.

Меня окликнули две женщины, которые сидели на лавочке. Я их никогда раньше здесь не видела. Одна — лет пятидесяти. Стильная, ухоженная дама, со всеми атрибутами достаточно обеспеченного человека. Вторая — молодая, тоже модная и очень симпатичная девушка. Её дочь.

Я подошла.

— Не подскажете, когда все это закончится? — Махнула старшая рукой в сторону храма. — Свечку нужно поставить.

— Вы и сейчас можете зайти, — ответила я. — Во время отпевания не запрещено. Только они справа, а вы лучше идите к подсвечникам, которые с левой стороны, чтобы не мешать. Там свободно.

— Нет! Мы не пойдём. Подождём.

— Вам долго придётся ждать. Отпевание недавно началось.

— Ничего. МНЕ ЕЩЁ РАНО на все это смотреть — смерть, гробы… И даже думать о таком рано. А ей тем более, — с нотками раздражения в голосе сказала женщина. И дочка с какой-то виноватой улыбкой закивала.

***

В храме в это время отпевали трехлетнего мальчика.

«Мне ещё рано», — навязчиво вертелось у меня в голове.

…Я видела, как чёрные от горя отец с дедом сами на руках несли по подворью крохотный гробик, обитый нежно-голубой тканью. Не доверили сотрудникам ритуальной службы. Как будто боялись, что их сынишке даже сейчас кто-то сделает больно.

Как какие-то люди под руки вели мать, которая была почти без сознания.

Я слышала, как голосила бабушка: «Как нам теперь жить?»

И видела, как тяжело батюшке — к смерти детей невозможно привыкнуть.

Потом церковные старушки, которые всё всегда знают, расскажут, что малыш выпал из открытого окна. Родители оставили его с бабушкой, а она на секунду отвернулась. Её крик в храме я не забуду никогда…

***

…Я помню 9-летнего Славика. Он алтарничал в храме в маленьком городке, куда мы ездили на лето. Веселый, приветливый мальчуган. Единственный и любимый сын в семье. Потом у него нашли опухоль мозга.

Он знал, что умирает и, конечно, не хотел. Он любил своих родителей, церковь, школу, друзей и мечтал, что, когда вырастет, поступит в семинарию. Но умирал он тихо, терпеливо, без истерик. И молился. «Я сам удивлялся, — рассказывал батюшка, — это был уход верующего человека».

Умирая, Славик больше всего хотел дождаться своего братика. Мама на тот момент была беременна. Чтобы увидеть, успеть поздороваться.

Не дождался. Но оставил ему свои рисунки — где он сам, ещё здоровый, и малыш — каким он его себе представлял.

***

Почему так решил Господь? Почему Славику и тому трехлетнему мальчику было «не рано»? Я не знаю.

…Не забуду, какой счастливой была моя знакомая Маша, когда забеременела первым ребёнком. Она нежно гладила живот и пела ему песенки. С улыбкой рассказывала, как муж, придя с работы, шептал ей в пупок: «Привет, малышка! Ну как ты там без меня? Мама не обижала?»

Роды прошли легко, без осложнений. Девочку даже дали подержать плачущему от радости папе, который тоже был там.

Через неделю кроха умрет в реанимации. Двусторонняя пневмония.

И папа так же, как и тот, первый, будет на руках нести в храм крошечный гробик. И его не сразу смогут забрать у него. Он будет прижимать его к себе и бормотать: «Отдайте мне мою дочь…»

***

А сколько молодых и здоровых, полных сил, уходят в самый неожиданный момент! Когда кажется, что впереди ещё целая жизнь и бесконечное море счастья…

Ирка, которую сбила машина, когда она бежала в садик за сыном. А дома их ждали гости — у мальчика был день рождения…

Настя, молодая мама с нашего прихода. Чудная, смешная, не от мира сего, но очень милая и добрая. У них с мужем была дочка, и они очень хотели второго ребёнка, но долго не получалось. Настя переживала и много говорила со мной об этом. А летом на отдыхе её убило молнией. После вскрытия выяснилось, что она была беременна…

***

Я бродила в тот день по подворью со своей коляской и вспоминала всех этих людей.

В храме все ещё отпевали мальчика. Двое мужчин вынесли на руках его маму и вызвали «Скорую». Женщина была без сознания.

Я хотела подойти к той женщине, которая хотела поставить свечку и боялась, что-то ей сказать. Но что? Что мы не знаем, когда придёт наш день? Что батюшка мне говорил: «Живи так, как будто каждый день — последний»? Что не бывает рано, а бывает поздно? А хочет ли она это слушать? И имею ли я право?

И я не подошла.

***

Прошёл, наверное, год. Я также гуляла у храма, и меня окликнула молодая девушка. Она меня узнала. Это была дочь той красивой женщины.

— Сейчас можно поставить свечку? — спросила она тихим голосом.

— Да, конечно… Как мама?

— Мама умерла. Месяц назад. Инсульт. Они с отцом только купили новую машину, мы вместе собирались в путешествие по Европе. И вот…

— Я… Я вам очень сочувствую, — промямлила я.

Девушка кивнула и пошла в сторону храма. А у меня в голове назойливой мухой завертелось: «Мне ещё рано обо всем этом думать…»

Елена Кучеренко

 P.S.

✒️ Я перестал читать комментарии к своим постам и соответственно не отвечаю на них здесь. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост:

О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 1

О смысле человеческой жизни

О смысле человеческой жизни Человек, Смысл жизни, Смысл, Бог, Религия, Спокойствие, Православие, Христианство, Иисус Христос, Смерть, Правда, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Вопрос о жизни и смерти во все времена был первостепенным. Даже было сказано кем-то: «Для чего человек рождается? Чтобы умереть». Я думаю, это высказывание не совсем верно, или, точнее, оно не закончено. В общем-то, в каждом высказывании есть какая-то доля правды, смотря как их понимать.

Я, будучи в Греции, в одном монастыре, увидел надпись, которая на русском языке звучит так: «Если умрешь прежде, чем умрешь, то не умрешь, когда умрешь». То есть имеется в виду - умереть для греха. Поэтому высказывание «Человек рождается, чтобы умереть...» можно было бы дополнить: «Человек рождается для того, чтобы умереть для греха». Таким образом, человек рождается для того, чтобы после физической смерти стать бессмертным, рождается для вечной жизни.

Поэтому этот вопрос, который возникает во все времена и у всех народов - это, в общем-то, вопрос о смысле человеческой жизни. И если стараться ответить на этот вопрос по судьбам человеческим, то без будущей жизни некоторые земные вещи просто безсмысленны. Нет смысла в том, например, что рождается больной человек, всю жизнь больным, или, может, даже недоразвитым живет и потом умирает. Но в этом есть какая-то непостижимая тайна! На самом деле, почему один человек рождается здоровым, а другой больным? Это неисповедимые пути Промысла Божиего. Поэтому разрешение всех этих вопросов возможно только в свете будущей жизни, а в этой жизни на большинство вопросов мы не можем получить ответа. Ведь даже то, что происходит в видимой жизни, - это только «надводная часть айсберга. А надводная часть айсберга, как сейчас говорят - подсознание, наша духовная область, которая в каждом человеке существует, - она невидима и большинству людей непонятна.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Можно понять только взглядом оттуда». И без познания той жизни, без познания смысла будущей жизни, на многие вопросы здесь, на земле, нет ответа. Почему один умирает в младенчестве, а другой живет, хотя негодяй, и даже благоденствует.

Почему часто умирают люди молодые и хорошие, а плохие, наоборот, остаются? На это мы, правда, имеем ответы, ещё в Библии: Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия... (Прем. 4,13,14). То есть он хороший, но дальнейшая жизнь может его развратить, и он сейчас наиболее готов. Владыка Арсений (Жадановский) говорил, что Господь ни мгновения не медлит, если человек готов для будущей жизни.

Есть такая книга - «Невероятное для многих, но истинное происшествие». В ней рассказывается о душе некоего человека, которая вышла из тела и почти через полтора дня вернулась, когда тело было уже в гробу. Так вот, когда его Ангелы внесли в свет, в котором он как бы ослеп, ничего не видел, он услышал голос, который величественно, без гнева, властно сказал: «Не готов». И Ангелы понесли его назад, поднесли к телу, лежащему в гробу, и Ангел ему сказал: «Ты слышал повеление Божие? Войди в тело и готовься».

Кстати, почивший старец отец Николай с острова Залит меня как-то спросил: «А ты боишься умирать?» Я говорю: «Батюшка, я как-то не думаю об этом. Конечно, всё равно не миновать, только я не готов ещё умирать». - «Значит, долго жить будешь. Потому что готовиться нужно много».

Так что, я думаю, наше жительство здесь, на земле, зависит от того, как мы будем готовиться. И, конечно, нужно постоянно помнить, что смерти не миновать. Некоторые монашествующие даже вешают себе над кроватью такие поучительные картинки - на них изображен гроб и надпись: «Этого никто не избежит».

Христианское восприятие смерти не мрачное. К христианской кончине, пожалуй, больше относятся слова, которые мы каждую вечерню слышим, - «изведи из темницы душу мою», то есть человек живет в этой жизни, как в темнице, во мраке.

Мой отец рассказывал, что во время его пребывания в лагерях, - а он даже в Коми и на Соловках побывал, - когда он как-то обдумывал свои мрачные перспективы, ему как бы открылось небо, и он увидел тот мир, и понял, что тот мир более реальный, чем наш. Он мне часто об этом рассказывал. Видимо, ему было дано такое духовное подкрепление, чтобы он не думал только о всяких неприятностях, которые здесь нас подстерегают или даже преследуют, а больше помнил о будущем.

Так что вопрос жизни и смерти, конечно, для православного человека, вопрос естественный и неизбежный. И человек должен себя правильно настраивать, по крайней мере, на богослужении в просительной ектений на прошение: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим» - человек должен обратить свое внимание и призадуматься. Некоторые даже, когда слышат это прошение, кладут земной поклон.

Конечно, для человека не свойственно думать о смерти как о небытии. Мне мой батюшка говорил, что человеку не свойственно думать о смерти как о небытии, потому что у него душа безсмертная. И то, что мы называем здесь смертью, - это смерть тела, душа не умирает, а переходит в иной мир. Правда, со всем тем, что она приобрела в этой жизни. Об этом как раз и сказано, что если умрешь прежде, чем умрешь, в смысле - для греха, то не умрешь, когда умрешь, то есть со смертью тела не постигнет тебя ещё и смерть души.

Если существование загробного мира, безсмертия души, будущей жизни отрицается, то жизнь становится безсмысленной и жестокой. Потому что тогда получается, что можно, как говорится, творить всё, что угодно, а там конец - и всё. А когда человек забывает о безсмертии души, о будущей жизни и воздаянии - это может привести к самоубийству, страшному греху.

Святые отцы много говорили о душе, о духовном мире, о будущей жизни, но современная жизнь старается от всего этого человека отвлечь.

Многозаботливость, множество всяких так называемых проблем отвлекают сейчас человека от этих мыслей и заставляют его в суете проводить свою жизнь. Как сказал Соломон в конце жизни: все суета сует и томление духа. И вот всё суета сует, а дух-то томится, потому что ему не остается места в этой жизни. Получается, что человек суть плоть. Когда случаются в этом круговороте жизни кончины, особенно трагические, то это вызывает в людях страх и растерянность. Поэтому для человека, не живущего духовной жизнью, не помышляющего о загробном мире, час смертный особенно страшен.

С одной стороны, конечно, если вспомнить, что даже святые отцы перед кончиной страшились её и говорили: «Не знаю, угодна ли жизнь моя и положил ли я начало покаянию», - то что нам говорить. Даже страшно подумать. Но и нам всё-таки есть утешение. Ведь много записано от древности до наших дней случаев явления умерших.

Они, пожалуй, не менее важны и для повседневной жизни. Потому что, во-первых, если мы бываем в каких-то особенно тяжелых ситуациях, стоит только вспомнить, что наша земная жизнь не вечна - и уже становится легче. То есть мысль о том, что эта жизнь кончится и будет переход в иную жизнь, помогает жить. Некоторые думают, что мысли о смерти, о загробном мире уводят от этой жизни. Но, во-первых, человек всё равно уйдет от этой жизни к другой, а во-вторых, они не уводят - они ведут по этой жизни, они помогают идти по этой жизни. Потому что видишь временность всего, непостоянство, непрочность. Видишь, что то, за что мы хватаемся, часто от нас ускользает. И вообще человек живет мгновением. Видимо, когда-то не зря Фауст всё искал этого момента, чтобы воскликнуть: «Мгновение, остановись!»

Но оно не остановится в этой жизни. Оно остановится, может быть, в будущей жизни, потому что там времени не будет. Здесь всё преходящее, и память смертная только помогает жить. Она, во-первых, опять же, когда что-то очень трудное, сложное, утешает, что это не вечно. И, кроме того, она помогает не прилепляться к земному. Потому что когда человек с чем-то дорогим расстается, ему это тяжело, а когда время от времени память смертная напоминает, что всё равно со всем придется расстаться, то от этой мысли становится несколько легче.

Вообще тайна смерти - она во всей своей полноте для нас непостижима. Непостижимо, почему даже Господь наш Иисус Христос - Богочеловек! - тоже прошел вратами смерти. Непостижимо, почему все обязательно должны пройти через смерть. Даже, видимо, при Втором Пришествии изменение живущих будет подобно смертному моменту. Ведь во время Пришествия будут живущие на земле, но, наверное, всё-таки они тоже как-то соприкоснутся со смертью. Потому что, если даже пророки Илия и Енох, взятые живыми на Небо, придут на землю для того, чтобы пройти всё-таки вратами смерти, - значит, это обязательно для всех. По преданию, и Иоанн Богослов тоже должен прийти, ведь в Евангелии не сказано, что он умрет, а сказано: аще хощу, да той пребывает, дондеже прийду, что к тебе? Ты по Мне гряди (Ин. 21, 22). Так что если Сам Спаситель и Матерь Божия прошли смертными вратами, то уж, наверное, и всем остальным этого не миновать.

Много известно случаев, когда в момент опасности перед мысленным взором человека за минуты или даже секунды проносилась вся его жизнь. То есть понятие времени существует только здесь, на земле, оно касается нас, а у Бога оно особенное. В какое-то мгновение произойдет, что весь род человеческий во время Страшного Пришествия Господня падет ниц - как апостолы: падоша ницы, и убояшася зело (Мф. 17,6), когда Господь явился при Преображении. А когда Господь воскрес, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые, то есть не мертвы, а были яко мертви (Мф. 28,4). Так что смерть - она великое таинство.

Тайна смерти всегда, во все времена занимала умы человеческие: «А что потом? Где мы будем?» Всегда люди чувствовали, что что-то здесь не просто. Наша Православная вера - Богооткровенная, а другие религии - языческие, религии человеческие, человеческого мышления. Человек чувствует, что он сотворен по образу Божию, не сознавая этого, и поэтому, естественно, пытается по своему этому образу представить себе своего Творца. Откуда появился весь этот пантеон богов - аполлонов, зевсов, артемид всяких? Потому что люди по своему падшему образу пытались представить себе свой первообраз, и этот первообраз был отражением их падшего образа. Поэтому эти боги грешили, воевали между собой, убивали.

Представление о загробном мире они имеют того же падшего характера, что там гаремы какие-то, всяческие плотские наслаждения. На самом же деле: не видел того глаз, не слышало ухо... что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9) - то есть такое состояние, которое человек здесь не может себе даже представить. Очень хорошо на эту тему сказал святитель Николай Сербский: в видимом мире всё только символы того, что есть в невидимом мире. Поэтому всё вроде бы подобно, но не совсем то. Ведь видимый мир все эти символы так запачкал своей греховностью, что по ним трудно представить себе, что там.

Видения умерших очень интересны. Иногда, например, они говорят с живущими, а потом вдруг останавливаются: «Больше нельзя говорить, это тебе трудно объяснить». Очень интересные есть примеры, когда здесь живущие, встречаясь с пришельцами из того, загробного мира, пытались расспросить о чем-то, и те отвечали на вопросы, а потом говорили: «Я больше не могу говорить, мне нужно уходить». То есть они должны вернуться, они были отпущены на какое-то время. И вообще, то, что мы знаем здесь, – это то, что якоже можаху: насколько мы можем, насколько нам позволено - настолько и открывается нам мир загробный. Потому что от людей, реанимированных после клинической смерти, часто можно услышать, что им там было легко и радостно. Это верно в том смысле, что там - мир вечного блаженства. Но, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), как люди есть и хорошие и плохие, так и там, оказывается, есть мир и такой и такой. И люди, которые видели тот мир, они чувствуют, что там хорошо, но это не есть полнота того, что есть на самом деле, потому что там им ещё не всё открыто, а только приоткрыто настолько, насколько нам можно и полезно.

Где-то я читал о каком-то явлении, что один из явившихся из того мира сказал, что им запрещено являться, чтобы не напугать живущих здесь. Почему редко являются умершие? Потому что, оказывается, там есть правило, что если они нас напугают, то они не будут иметь права появляться в этот мир. И чтобы не потерять эту возможность, они очень редко являются. Они берегут возможность прийти в этот мир, когда это будет крайне необходимо, чтобы здесь что-то важное сделать, о чем-то напомнить или предупредить.

Вот пример. Умерла жена, осталось двое детишек. Муж выдержал траур, как подобает, но потом из-за детей, да и не стар ещё был, он решил всё-таки вступить во второй брак. Кстати, второй брак допускается в таком случае, но всё равно, по-настоящему, полагается епитимия. И вот ему, вместо епитимий, была большая неприятность - какая-то растрата на службе. Он был очень расстроен и пришел в комнату к деткам, как это бывает иногда в таком состоянии. Сидит там, детки спят, они маленькие ещё были. Вдруг открылась дверь, и вошла умершая жена. Он настолько был потрясен своей неприятностью, что даже сразу не подумал, что она умерла, и спрашивает её: «Ты знаешь, что у меня случилось?»

Она говорит: «Знаю».

- Что мне делать?

- Ничего. Помолись, всё пройдет, всё обойдется.

- А знаешь, кто это сделал?

- Знаю. - Кто?

- Это тебе не нужно знать. Всё обойдется, достаточно только улучить момент.

Потом он говорит:

- Знаешь, я ведь второй раз женился, ты не обижаешься?

- Нет, - говорит жена, - напротив, ты это правильно сделал.

Для неё не было уже плотской ревности. У неё было другое понимание всего: рядом с её семьей, с её любимым человеком, с её детьми есть другой человек, который их тоже любит, о них заботится. И этого достаточно.

Муж говорит: «Вот детишки наши, посмотри». «Я, - говорит жена, - сегодня уже у них была». В это время теща его, уже вторая, слыша какой-то разговор, пошла к их комнате, её шаги раздались, и жена говорит: «Нас не должны вместе видеть», - и ушла. Она была со свечой, и интересно, что остались капли воска, которые капали со свечи, а её уже не было. Тоже пример интересный - то есть наши умершие посещают нас, заботятся о нас, предупреждают, поэтому иногда являются перед какими-то важными событиями. И отношение у них к нам уже другое, не земное, полная духовная связь.

П.С. Исходя из прочитанного, нужно понять простую вещь, что будущее России может состояться только на идеалах Православного Христианства.

Протоиерей Валериан Кречетов

О смысле человеческой жизни Человек, Смысл жизни, Смысл, Бог, Религия, Спокойствие, Православие, Христианство, Иисус Христос, Смерть, Правда, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 2

Смерть, бессмертие, Воскресение

Смерть, бессмертие, Воскресение Бог, Человек, Религия, Философия, Бессмертие, Смерть, Воскресение, Правда, Критическое мышление, Христианство, Православие, Истина, Длиннопост, Негатив

О смерти и бессмертии

Жизнь наша невероятно коротка: не успела ладья отплыть от берега, уже должна причалить к противоположному. Если «дней наших семьдесят лет» — хотя очень многие не доживают до этого возраста — то из них 23 года проводится во сне, 10 лет безрассудного детства и 10 лет на учение. Остается всего 27 лет самостоятельной, сознательной жизни, но и эти немногие годы мы проводим впустую — так, словно смерти никогда не будет.

Но она неизбежно приходит и попирает все, чему мы поклонялись в этом мире — красоту, талант, богатство, власть. Она всех уравнивает. Человек рождается и умирает с пустыми руками: «как вышел нагим из утробы матери своей, таким и отходит» (Еккл. 5:14).

Каждый год смерть уносит с лица земли около 60 миллионов человеческих жизней. Не успеет секундная стрелка обежать круг циферблата, как около 100 человек оставляют этот мир. Ежегодно в землю кладется полтора миллиона тонн человеческого мяса, костей, крови, чтобы они, как ненужные отбросы, разложились они на первоначальные элементы. Так неужели это все, что остается от человека — разумного, мыслящего существа?! Человек за время своей жизни получает колоссальные знания. Для чего? Если Бог, Существо бессмертное, не передал бессмертия Своей твари, созданной по Его подобию, то зачем Ему было тогда вообще создавать человека? Зачем нужно было одаривать его способностями, талантами, мудростью? Может ли отец, взрастивший сына, воспитавший его, давший ему образование, делать это для того, чтобы, в конце концов, похоронить свое чадо?

Нет, человеческая душа бессмертна, никогда не умирает, она вечно молодая. Почему не умирает? Потому что она не материальна, а духовна. Все, что человек приобрел за время своей духовной жизни, пойдет с ним в тот мир; это его багаж, приобретенный жизненным опытом. Гроб — дверь в будущую вечную жизнь: тело хоронят, зарывают в землю, и оно рассыпается в прах; душа же не умирает, она живет вечно. Человек создан Богом не для того, чтобы быть навозом для будущих поколений, а для вечной радости, для вечного блаженства. Душе естественно верить в невидимое, она не чувствует себя на земле дома, она тоскует по небесной отчизне.

Человек, живущий без Бога, пытается это вечное стремление к загробной жизни перенести на жизнь земную, продлить ее: он верит, что наука поможет ему одержать победу над физической смертью. Но если бы человек рождался в этот мир для того, чтобы наслаждаться им, вкушать его радости, если бы только в этом была цель жизни — то он и не умирал бы.

О Воскресении мертвых

«Бог создал два мира, один настоящий, другой — будущий, один чувственный, другой духовный, один на опыте, другой в надеждах, один для нас — поприще, другой — место награды, одному быть в борьбе, в труде и подвиге, другому — венцы, награды и воздаяния, один сделал морем, другой — пристанью» (святитель Иоанн Златоуст).

Придет такое время, когда будет Страшный Суд. Все люди от первого и до последнего человека оживут, и вся эта священная могила восстанет, и будет «вечная весна, новая жизнь».

Как будет происходить воскресение мертвых? Это тайна, которая полностью не может быть нам открыта, лишь немногое известно из священных книг. «Так говорит Господь Бог костям сим, — пророчествует Иезекииль, — вот Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:5-6,10). По откровению, данному святому Иоанну Богослову, воскрешение тел предварит звук труб ангельских и голос Самого Господа, грядущего с неба (Ин. 5:28). От этого гласа Господня, подобного которому не было в мире от его создания и который отзовется во всей вселенной, земля восколеблется, падут надгробные памятники, откроются могилы, сухие кости облекутся плотью, составленной из тех же частей, на которые она разложилась. Что было съедено червями и зверями, птицами и рыбами, что было испепелено огнем, превратилось в воздух и землю — все это будет возвращено, так что ни на один волос не будет недостатка в настоящем теле. Тела соединятся со своими душами, то есть души из рая и ада войдут в свои тела, и выйдут из могил как бы после глубокого, продолжительного сна.

Представьте себе такую картину. Батальон после сражения расположился на ночлег на опушке леса. Ночью выпал снег, и при лунном свете эта опушка казалась кладбищем, а каждый спящий солдат — могильным бугорком. Но утром дали сигнал подъема, и каждый солдат — могильный бугорок — зашевелился, приподнялся; началась жизнь, и все кладбище восстало.

Это только приблизительно может изобразить будущее воскресение мертвых в день Страшного Суда.

Видим мы и в природе: осенью жизнь замирает, затихает, но придет весна, дохнет теплом, и все пробудится, оживет, и те растения, которые сохранили в себе жизнь, будут цвести и благоухать. Так наступит время, и все человечество оживет, люди воскреснут в одно мгновение, люди всех времен и поколений: воскреснут добрые и злые, а те, кто останется жив, изменятся.

Если человек на земле жил с Богом, верил в Него, молился, то в нем сохранилась благодать Духа Святого, и в день Воскресения он оживет для жизни в Боге. «В воскресение тела христиан прославятся и просветятся по мере благочестия души», — говорит преподобный Макарий Великий. А тот человек, который духовно был мертв и неспособен любить Бога и ближних, делать добро и молиться и умер без покаяния, — он не воскреснет для вечной жизни, но оживет для вечного мучения, для геенского огня.

Повестка на Страшный Суд дается человеку, как только он рождается, и вся земная жизнь — лишь подготовка к ответу, который в день Страшного Суда придется дать каждому из нас. Поэтому надо почаще ходить на кладбище — наш будущий городок — и готовить себя, свою душу к переходу в другой мир.

Главное, надо знать вот что: у человека, который был верен Богу до смерти, любил Его, исполнял Его заповеди, любил ближних, тело будет чистым, и душа свободно войдет в него. Человек воскреснет светлым, святым, будет сиять, как солнце. А у того человека, который не любил Бога, людей, нарушал святые заповеди и умер без покаяния, тело будет страшное, черное, от него будет исходить смрад, и душа устрашится, побоится войти в это тело, не захочет, но сила Божия заставит.

«Тела частью тлеют и гниют и у святых, но восстают, какими они посеяны, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов. — Тела грешных восстают, какими они посеяны на земле: грязевидными, зловонными, плевелами зла, совершенно мрачными, как со-делавшие дела тьмы и бывшие орудиями всевозможного зла лукавого сеятеля».

Как Бог из небытия привел в бытие весь мир, так Ему ничего не стоит всех воскресить. Ученого Ньютона как-то спросили, как Бог может оживить все человечество, когда тела истлели, рассыпались в прах, перемешались с землей. Ньютон сделал такой опыт: взял землю, насыпал в нее треть мелкой металлической пыли и перемешал. Как отделить землю от металла? Он взял магнит, отделил металл и сказал: «Если нам, людям, легко это сделать, то Богу, Который из небытия в бытие привел весь мир, нет никаких затруднений воскресить людей».

И вот человек станет бессмертным: в это время у него откроются такие способности памяти, что он будет помнить все свои грехи, которые он совершал делом, словом, мыслью — все это откроется в последний день.

Мало того, человек будет знать, сколько людей в мире, от первого до последнего, кого как зовут, даже год рождения и все дела каждого, все слова, мысли — грешники увидят свои дела, как в зеркале, и придут в ужас. Люди скажут: «Горы, покройте нас!», — но смерти никогда не будет. Каждого человека обличит совесть, и каждому Бог воздаст по делам его: праведнику вечное блаженство, а грешнику вечное мучение, в зависимости от того, как человек прожил жизнь свою на земле. Если человек здесь любил наслаждаться, упивался вином, блудил, ненавидел, то есть совершал все грехи и умер без покаяния, то в раю ему нет места, потому что в Царство Небесное ничто нечистое не войдет.

Что посеешь, то и пожнешь: посеешь пшеницу — пожнешь небесную радость; посеешь полынь — пожнешь вечную горечь. Жил на земле с Богом — будешь с Богом и на небе; жил здесь с сатаной — будешь с ним мучиться в аду.

Человек попал в ад; пройдут миллионы лет страданий, но это только начало, а конца никогда не будет. Если взять огромную гору мелкого песка и каждый год отбрасывать по одной песчинке, в конце концов, когда-то наступит конец, но адским мукам — никогда. Если взять большую хрустальную гору, от земли до неба, и ласточка будет прилетать туда раз в год, чтобы почистить свой клювик, то когда-нибудь она сотрет эту гору; адские же муки никогда не кончатся.

Вот мы кратко сказали о Боге, о душе, о цели и смысле жизни. Пусть эта беседа не будет для нас бесплодной! Пусть семя, которое попало в нашу душу, принесет плод сторицей, ибо настанет время, когда каждому Господь воздаст по делам его. И мы должны постоянно готовить себя к переходу в иной мир, готовить свои души, чтобы они были чистые, святые, чтобы не остался в душе ни один грех, который помешал бы нам войти в обители рая, куда мы и призваны Господом.

 P.S.

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Я почти перестал читать комментарии к своим постам. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: Prostets2024

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на "Пикабу". Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Смерть, бессмертие, Воскресение Бог, Человек, Религия, Философия, Бессмертие, Смерть, Воскресение, Правда, Критическое мышление, Христианство, Православие, Истина, Длиннопост, Негатив
Показать полностью 1

Путь посмертного восхождения человеческого духа к Богу

Путь посмертного восхождения человеческого духа к Богу Бог, Религия, Человек, Мытарства, Иисус Христос, Смерть, Мир, Философия, Бесы, Длиннопост

Размышление над посмертным состоянием человеческого духа

«И возвратится прах
в землю, чем он и был;
а дух возвратился к Богу,
Который дал его»
(Еккл.12:7)

Помню, владыка лет 20 назад давал послушать аудиозапись человека, который был в коме (если не ошибаюсь) долгое время, и во время этой комы он проходил мытарства.
Не поклонница подобных рассказов, но именно этот рассказ выделяется из остальных, какие были и весьма распространены сегодня. Я бы даже сказала, он единственный в своём роде, где всё по сути, нет экзальтированных описаний, как у К.Устюжаниной и остальных, которые просто рассказывают вариации мытарств блж.Феодоры на свой лад.

Рассказчик говорил мало, чётко и просто.
Его мытарства были простым восхождением души, без всяких ступеней - условных разделений по грехам.

И самая важная мысль, которая прослеживалась на протяжении всего рассказа - это предупреждение Ангела не смущаться, что бы ни говорили бесы, даже если и правду - на него ли самого или же на близких, родных, друзей.

Не реагировать.
Не отвечать.
Не слушать наветов.

И всякий раз, как они лгали и клеветали, он молчал.

Но вот один стал говорить гадости про родных, дошёл до матери, стал клеветать на нее, и тут душа не выдержала и стала прекословить, защищать мать, но бес стал показывать доказательства. И душа в ужасе стала терять мир и падать, терять лёгкость восхождения.

За давностью времени я уже не помню подробностей, кажется ангелы, которые сопровождали душу, но отстояли на расстоянии, помогли этой душе и сказали, что показанное бесом лишь часть правды, не показано раскаяние. В этом и есть ложь диавола, бесовского духа - извращать всё, представлять в неистинном свете.

Поэтому, к слову, как бы ни хотелось защищать кого-то и даже себя в распрях, пока идёт накал страстей, это не просто бесполезно, но и вредно для души, которая ко всему прочему становится ответственной за усиление раздражения и злобы клеветника или говорящего неправду, по своим страстям.

Мытарства - это неправедные выкрики из зала во время праведного суда.

Мытарства - это именно НЕОБЩЕНИЕ на «таможнях», неотчётность перед бесами - не они судии! Они - лжецы искони и завистники, расхитители и похитители, потому, всяческими способами, в т.ч и устроением мытарств в подвластном им пространстве, крадут души у Бога.

Мытарства - это когда свора наглых журналистов всеми правдами и неправдами добиваются интервью от тебя, пока ты идёшь на прямой эфир.

Мытарства - это препятствия на пути восхождения к суду Божию, ибо прямо сказано: «дух возвратится к Богу, Который дал его» - т.е душа не должна останавливаться на этом пути к Богу, но помнить: мытарства - Божье Попущение, а вовсе не Божье установление.

Бесы же, как всегда, предлагают сорвать плод у них, показывают, устрашая и ужасая, свою ложную власть над душой, чтобы похитить таким образом душу на этом этапе у Бога, ведь это единственное пространство и время, где они могут это сделать - поднебесье. Это и случается, если душа не стяжала мира и устойчивости при жизни, не избавилась от страха воспитанием в себе доверия Богу, потому, будучи смущена не только жутким видом бесов, но и от собственного маловерия, верит их наветам.

«Дух возвратится к Богу», сказано, - т.е душа должна при жизни настолько сократить расстояние греховного повреждения в себе, как бы притянуть к себе небо (духовное), сделать его своим по духу, чтобы после смерти как молния взойти на него по созданному притяжению - возвратиться к Богу, а не как петарда - лететь, искрить и дымить, не долетев, но свалившись в ад...

Собственно, весьма показательна икона «Видение лествицы», где души падают с нее, потому что вступили в общение с бесами на мытарстве, поверили в то, что они говорят.

Путь посмертного восхождения человеческого духа к Богу Бог, Религия, Человек, Мытарства, Иисус Христос, Смерть, Мир, Философия, Бесы, Длиннопост

Они уклонили свой взор от Бога, потому, вмиг утратили надежду и лишились равновесия. Как некогда апостол Пётр, когда стал тонуть...

Из видения Иакова мы можем понять, что Лествица - это Ангельский путь, прообраз Матери Божией, неподвластная бесам тропочка снисхождения Бога к Человеку во владениях диавольских, как красная дорожка Каннского Фестиваля, если хотите. Потому, наша душа должна усвоить при жизни, что остановиться и прислушаться к гнусным выкрикам журналистов за ограждением этой дорожки - это можно ещё и тухлым помидором схлопотать от сталкеров...

Что бы ни представляли бесы, даже и реально совершённые нами согрешения, душа призывается молчать и не реагировать ни на клевету, ни на правду о себе или о ком-то.
Для этого она и обучается на земле, пока в теле, хранить мир, покой, не принимать помыслы лукавых духов. Учится не реагировать на клевету, ложь, не оправдываться перед лжецами, но заботиться лишь о том, какова она пред Богом - Ему приносить покаяние исповеданием, в бездну Его милосердия ввергнуть свои грехи. Потому Апостол и говорит, что не важно, что о нем мыслят другие, ибо ему важно, как о нем мыслит Бог.

На мытарствах душа так же начнёт препираться и оправдываться, как и при жизни, защищаться перед клеветой бесовской и будет уловлена в этот страх перед ложью о себе.

Стяжать мир души, дух мирен, как говорит прп.Серафим - важное делание, которое привлекает благодать Духа Святаго, с помощью которой дух человеческий и сможет беспрепятственно пройти воздушное царство диавола, возвратившись к Богу, Судии Праведному.

Потому так важны наши молитвы об умершем в первые 40 дней - Церкви, родных, близких, друзей - мы помогаем этой душе хранить мир, чтобы она не впала в страх и не подпала под разбойничий суд бесовский прежде суда Божия. Своими молитвами за душу мы помогаем ей духовно ИГНОРИРОВАТЬ эту бесовскую препону и восходить к Богу беспрепятственно, не вступая в общение с мытярями-разбойниками и лжецами, духами злобы поднебесной, но памятуя, что только Богу известна истина о душе.

Иными словами, учение Церкви о мытарствах - это учение о том, как их промолчать, пока восходит твоя душа к Богу, возносимая Ангелом Хранителем.

Если абстрагироваться от стереотипного понимания мытарств по описанию образа мытарств блж.Феодоры, то можно встретить у свв.оо подтверждение вышеозначенного размышления.

Более того, описание мытарств, вложенные кем-то в уста блж.Феодоры, не соответствует Писанию, где говорится, что суд - прерогатива Бога, а не бесов. Пытаясь достигнуть нравственного назидания, не следует допускать подобные погрешности.

«Тема о "мытарствах" не есть, собственно, предмет православного христианского богословия: она не догмат Церкви в точном смысле. Она составляет материал нравоучительного, воспитательного свойства, можно бы сказать - педагогического характера. Чтобы правильно подойти к ней, необходимо понимать основы и дух православного миропонимания.»

(Догматическое Богословие, Помазанский)

Писание ясно указывает на власть бесовской силы в области поднебесной, предлагая при жизни облекаться во всеоружие, чтобы противостоять нападкам - не бороться, не препираться и не пререкаться в спорах, ибо по смерти душа лишена воли, а именно противостоять молчанием, нереагированием, что возможно достичь лишь при жизни, облекшись в мир благодатного Духа:

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, ГОСПОДСТВУЮЩЕГО В ВОЗДУХЕ, духа, действующего ныне в сынах противления..»

И далее:

«...укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.»

Речь о мытарствах в т.ч., ибо в область поднебесную нам возможно попасть после смерти в момент восхождения к Богу на суд.

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.»

День злый - это наша жизнь, включая мытарства на пути восхождения к Богу, день, который мы находимся на территории подвластной князю бесовскому.

«Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

и обув ноги в готовность благовествовать мир»

Благовествовать мир - это и есть дух мира, готовности жить по Евангелию, стяжание духа мирна. Только этим духом можно побеждать в молчании все нападки. Именно о смерти предлагает апостол помнить, как говорит Златоуст - о том моменте, когда важен будет этот дух мира, его сила и власть в нашем духе.

Дух евангельского мира - дух Царства Небесного в душе при жизни, а, значит, и по смерти, как говорит свт.Феофан Затворник, «кто таков, тот не досязаем для стрел вражиих» включая момент восхождения души к Богу через поднебесное пространство.»
И далее, он же:

«Препоясав воина духовного истиною, он преобразовал его ум; облекши его в броню правды — он преобразовал его волю. Ожидается, что скажет о преобразовании сердца. Указанное нами настроение и есть действительное его преобразование и вместе с первыми двумя — самое сильное средство к отражению врага. Но что все эти три орудия должно истолковать так, чтобы понятия, в них влагаемые, состояли в соответствии (были координаты), этого требует образ выражения: — препоясавше, — оболкшеся, - обувше.
Применим к обуви указанное настроение сердца.»

«...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых...»

Всё это апостол в общем назвал: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его», - чтобы молниеносно пройти лукавые таможни разбойников на пути к Богу и его суду праведному.

И, наконец, свт.Игнатий (Брянчанинов):

«Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы. Это учение находим в древнейшем церковном Предании и в церковных молитвословиях. Пресвятая Дева, Богоматерь, извещенная архангелом Гавриилом о приближающемся своем преставлении, принесла слезные молитвы Господу о избавлении Ее души от лукавых духов поднебесной. Когда настал самый час Ее честного успения, когда нисшел к ней Сам Сын и Бог Ее с тьмами ангелов и праведных духов, Она, прежде нежели предала пресвятую душу Свою во всесвятые руки Христовы, произнесла в молитве к Нему и следующие слова: “Приими ныне в мире дух Мой и огради Меня от области темной, чтоб не встретило Меня какое-либо устремление сатаны”» (Четьи-Минеи, 15 августа).

Мытарства - это кордон разбойников, препятствие на пути человеческого духа к Богу. Бесы хотят предвосхитить у Бога власть судить.

Учение Церкви о мытарствах - не положительное, а отрицательное.

Отрицательное учение Церкви - это не про отрицание мытарств, а учение о том, что мытарства суть препятствия, а не Божественное установление.

Достигшие при жизни святости единения с Богом, мытарств не касаются никак, но силой Духа Святаго, Которого они стяжали при жизни, возводятся молниеносно к Престолу Судии. Ибо чем больше единства с Богом, тем сильнее притяжение.

Путь посмертного восхождения человеческого духа к Богу Бог, Религия, Человек, Мытарства, Иисус Христос, Смерть, Мир, Философия, Бесы, Длиннопост

Потому, подвижникам и не приходится мытарства проходить, они и на суд не придут по слову Христа: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (Ин.5:24)

©Olga Bright

Показать полностью 3

Почему Бог забирает маленьких детей?

Почему Бог забирает маленьких детей? Смерть, Бог, Человек, Судьба, Жизнь, Религия, Жизнь после смерти

Человек, которого забирают в младенчестве или юности — приобретает больше благ, чем потерь.

Когда малыш покидает этот мир, Господь берёт его к себе, как маленького ангела. Родители должны помнить, что с того момента, как у них забирают ребёнка, у них появляется молитвенник в раю. Эти дети не становятся святыми, но их чистые души пребывают в постоянной радости и имеют дерзновение перед Богом.

Когда родители поминают своего ребёнка в молитве, это очень радует его душу. И он взаимно просит Бога о своих родителях, помогая им, таким образом, в их земной жизни.

Для родителей, которые потеряли своих детей, важно не только поминать их в молитвах, но и вести христианский образ жизни, борясь с недостатками и очищая душу.

Важно относиться к смерти правильно. Смерть — это переход из одной жизни в иную. Представьте, что если родной человек уезжает на несколько лет заграницу, то его близкие сильно расстраиваются из-за расставания.

Точно так же следует относиться к той разлуке, которая наступает, когда ваш близкий умирает. К примеру, если у людей в преклонном возрасте умирает родственник, то его родные могут сказать: «Лет через пятнадцать мы обязательно встретимся».

Если у молодых людей умирает родитель, то пусть они скажут: «Мы снова увидимся лет через пятьдесят».

У тех, кто перестаёт видеть вещи мирскими глазами, душа обретает покой. А как ещё можно утешиться человеку, если он не верит ни в Бога, ни в жизнь после смерти?

Итак, следует помнить, что в вечной жизни родители встретятся со своими детьми и будут находиться с ними постоянно, и уже ничто не разлучит их.

Почему Бог забирает маленьких детей? Смерть, Бог, Человек, Судьба, Жизнь, Религия, Жизнь после смерти

Преподобный Паисий Святогорец

Показать полностью 1

Беседа убитого младенца с его убийцей

Беседа убитого младенца с его убийцей Человек, Убийство, Аборт, Смерть, Насилие, Религия, Философия, Бог, Мама, Правда, Желание, Мир, Негатив

Я человек, лишенный человеческого имени. Я ребенок, не имеющий родителей. Меня похитила смерть прежде, чем я родился. Из тьмы я перешел во тьму, не увидев света. И все-таки я обращаюсь к тебе со словом «мать», – к той, которая носила меня в своем чреве, а затем бросила на костлявые руки смерти, как будто, переходя реку, швырнула меня посередине потока.

Я хочу сказать тебе, что я любил тебя еще прежде своего рождения, которое оказалось смертью. В тот час, когда железные когти приблизились к моему телу, то я беззвучно закричал: «Мама, спаси меня». Когда они впились в мое тело, как зубы хищников, я закричал: «Мамочка, не убивай меня, мамочка, пощади меня», но все было напрасно, и чрево матери стало для меня местом казни.

Мать, за что ты убила меня? Наверно, ты не знала, как я любил тебя, когда был единым телом с тобою. Я хотел обвить своими руками твою шею, но они отрублены палачом. Я хотел прижаться к твоей груди своим сердцем, но его пронзило железо. Я хотел, чтобы ты носила меня на своих руках, но ты бросила меня в холод вечной ночи. Младенцев кладут в колыбель, а мое тело, расчлененное на части, бросили в мусорную яму среди бинтов, пропитанных кровью, и гниющих отбросов. Никто не плакал над моим телом, никто не положил его в гробик. Я нашел свою могилу в зубах крыс, которые рыскают на свалке. Мать читает молитвы над своим спящим ребенком, а кто здесь найдет и приголубит меня? А я даже боюсь сказать слово «мать», когда вспоминаю когти, которые разрывали мое тело, и когда в этот час тело матери стало для меня телом холодной змеи.

Есть два святых слова, это Бог и мать. Бог не оставил меня Своей милостью, но глаза мои, не просвещенные крещением, не видят Его, а другое святое слово – мать – я потерял, тебе оказалась ненужной моя любовь.

Ребенок в минуту опасности кричит «мама». Пока жива мать, человек не одинок, он не оставлен, он знает, что сердце матери не отвернется от него, хотя бы весь мир восстал на него, что мать согреет его своей любовью. Я – сирота при живой матери. Она бросила меня в ночь вечности, даже не взглянув мне в лицо. Она без вины осудила меня на казнь, она без суда предала меня смерти. Но она более несчастна, чем я. В то время, когда клинок убийцы резал мое тело, он умертвил ее сердце, и она, потеряв свое сердце, не знает об этом.

Ты не только лишила меня земной жизни, ты лишила меня Церкви. Я нахожусь у ее ограды, но не в ней. Я вижу свет, льющийся из нее, но не могу войти в нее. Поэтому, мать, ты стала убийцей не только моего тела, но и моей души. Помни, мать, что в убийстве невинного повторяется суд над Христом. Иуда продал Невинную Душу за 30 сребреников. Ты продала меня за право быть свободной от своего же дитя, и сама заплатила за мою смерть. Ты поступила как Иуда. Каиафа осудил невинного. Он сказал, что пусть погибнет один человек, чем народ. А ты решила, что пусть лучше умрет твой невинный ребенок, якобы для блага своей семьи, как будто я не твой ребенок. Христа распяли на Кресте, и ты приговорила меня к распятию. Теперь я хотя не вижу Лица Божьего, но знаю, что Он хочет всем спасения.

Ты не услышала моих слов, когда я кричал от ужаса в твоем чреве: «Мама, пощади меня», теперь хотя бы услышь другие слова: «Мать, пощади себя, пощади свою душу, омой ее слезами покаяния», а если будет у тебя другой ребенок, то отдай ему ту любовь, которую должна была мне, пусть он чувствует тепло материнских рук, пусть он слышит молитву над своей колыбелью. Просвети его крещением, чтобы он не вошел в тот мир слепым, как я. Чтобы, если он умрет в младенчестве, услышал над своим гробом песнопения Церкви, а в небе ангельское пение, – то, чего ты лишила меня. И все-таки, в той жизни я не лишен отблеска света Христова, хотя бы струящегося издалека, и в лучах этого света я люблю тебя, моя несчастная мать...

Показать полностью

Смерть, которой ждут

Смерть, которой ждут Человек, Смерть, Религия, Бог, Философия, Спокойствие, Мышление, Реальность, Жизнь после смерти, Жизнь, Православие, Время, Люди, Мир, Длиннопост, Негатив

Победа над смертью, способность жить вечно — идея, которая владеет умами человечества на протяжении всей его истории. Смерть отнимает у человека все, сводит на нет любые его достижения, смыслы превращает в бессмыслицу. Каждый человек приближается к ней со скоростью 60 секунд в минуту. И вряд ли найдется тот, кто сказал бы, что эта грядущая встреча со смертью его радует. Человеку свойственна тоска о бессмертии. Но возможно ли победить этого страшного и неумолимого врага? Что люди понимают под словом «бессмертие» сегодня? Каково христианское видение смерти?

Смириться с исчезновением?

— Каким был Ваш первый опыт соприкосновения со смертью?

— Когда мне было шесть лет, умерла моя бабушка. Я уезжал на дачу летом и когда вернулся, то не сразу заметил, что нет моей бабушки, которая жила с нами. Была уже осень, потому что я помню, что папа топил печку. И вот около этой печки я у него спрашиваю: «Пап, а где бабушка?» Он говорит: «Она умерла». — «А как это умерла?» — «Ну, она уснула». — «Раз уснула, то когда она проснется?» — «Она никогда не проснется.» Мне стало немножко страшно, и я спросил: «И что?» Ее, говорит папа, закопали. Мне стало совсем не по себе: «Как же это?...» Отец стал объяснять: «Ну как, сынок, все же умирают». Тут мне сделалось еще страшнее! Я тогда уже с замиранием сердца спрашиваю: «А я?..» — «И ты тоже умрешь, только это будет не скоро, не бойся.»

И с тех пор я стал над этим задумываться. Меня очень любили родители, поэтому я рос самовлюбленным, эгоцентричным человеком, и отчасти по этой причине меня волновала собственная смерть, вопрос моего собственного абсолютного исчезновения. С этой мыслью я не мог смириться, ужас смерти мучил меня очень долгое время. Помню, как ребенком прибегал к маме на коммунальную кухню, где она стирала или готовила, и спрашивал: «Мама, я умру?» Она меня утешала тем, что это будет очень не скоро. Эти слова, конечно, не могли меня утешить, но сама будничная обстановка кухни, голос мамы успокаивали меня и отвлекали от страшных мыслей. Уже будучи совершеннолетним, я, бывало, ночью не мог уснуть, просто готов был кричать, кусал подушку, чуть ли не головой об стенку бился, потому что представление, что тебя не будет, и все кончится, было ужасающим!

После этих приступов, которые случались периодически, я, конечно, начинал очень дорожить тем, что у меня было, старался совершать какие-то хорошие поступки. Но все равно ужас возвращался — до тех пор, пока я не пришел к вере.

— Приход к вере был связан с этим страхом смерти?

— Нет, к вере я пришел, поняв, что существует другая реальность, помимо той, в которой я живу. Причем я узнал об одной стороне этого другого мира — ощутил реальность ада. И от противного стал рассуждать: если есть адское состояние, то есть и Бог. И тогда крестился. После этого страх смерти от меня ушел.

— Атеистическая пропаганда утверждала, что страх смерти — это именно то, что приводит людей к религии, так как вера в «сказки о загробной жизни» — способ успокоить человека, побороть этот страх. Что на это можно сказать?

— Есть такой анекдот: в лаборатории сидят, привязанные, две подопытные собачки, и новенькая спрашивает другую: «Что такое условный рефлекс?». Та отвечает: «А вон, видишь, стоят два болвана в белых халатах? Как только загорится та лампочка, они сразу же принесут нам поесть...». Вот такая для нее причинно-следственная связь.

Так и тут: причинно-следственная связь обратная. Человек боится смерти, потому что смерть противоестественна. Даже Господь страшился смертных страданий и молился Отцу: Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк 14:36).

— Мысль о том, что смерть противоестественна, неочевидна для многих людей. Почему христиане считают иначе?

— Человек ведь не телевизор: выключили, и он погас. Телевизор просто функционирует, он не осознает, что с ним происходит. Но я же понимаю, кто я, обладаю какой-то степенью свободы. Зачем эта свобода мне дана, зачем мне дана способность мыслить, осознавать себя? Как с этим быть? Даже когда человек видит, как умирают другие люди, он не понимает, не может осознать, как это возможно в отношении него самого.

— Поэтому люди зачастую вытесняют из сознания мысли о смерти, о конечности земной жизни…

— Конечно. Почему, например, на Западе сегодня отпевают и хоронят в закрытых гробах? Смерти как бы нет. Страдания как бы нет — поэтому у нас не любят посещать одиноких людей, больных, видеть инвалидов… Получается, такой человек не соприкасается с реальностью на самом деле — вся жизнь превращается в какой-то сон, непрерывное стремление к удовольствиям и бегству от всего, что может быть неприятным. Современные люди закрывают глаза на смерть, они хотят жить вечно той суетой, тем опьянением страстями, в котором они пребывают (тщеславие, погоня за карьерой — это тоже род пьянства). Но рано или поздно они протрезвеют.

Страх: нормально ли бояться смерти?

— О своей смерти можно думать абстрактно, и она может не вызывать особых эмоций, поскольку кажется человеку слишком нереальной, далекой…

— Смерть действительно становится страшна тогда, когда ты видишь, как умирают твои близкие. Для санитаров, которые работают в морге, покойник — это объект, они не видели его живым, не слышали его голоса, не видели его глаз, не испытывали к нему никаких чувств. А когда умирает кто-то близкий, бывает страшно, бывает тяжело перенести.

Хотя, конечно, нормальный человек не может отнестись спокойно к телу мертвому, холодному, недвижимому. Я помню свой первый подобный опыт: когда я пошел работать в больницу санитаром, и ночью меня вызвали выносить покойника — это было еще тогда, когда я не знал Бога и не верил в Него. Я помню эту ночь как одну из самых страшных ночей в моей жизни. Я не мог заснуть и думал: лишь бы больше не было вызовов. Потому что снова пойти в этот морг, где лежат эти голые тела на цинковых столах, нести туда еще одного покойника — мне было ужасно тяжело об этом даже подумать.

Хотя люди разные: один мой друг, который позже стал священником, иногда приходил специально в этот морг работать санитаром, чтобы вспомнить о смерти.

— А для христианина нормально бояться собственной смерти?

— Существует разный страх смерти. Есть страх такой, какой был у меня: для человека самовлюбленного и к тому же неверующего смерть — конец всему, и этот конец не может быть оправдан никаким самопожертвованием ради других. Есть страх, что ты исчезнешь, — и он естественный: ну как же смириться с тем, что тебя не будет? А есть страх смерти, о котором говорится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7:39). Этот страх ответа за свои поступки, за свои слова помогает человеку становиться лучше. Конечно, Бог есть Любовь, Он милостив, но Он же есть и Судия праведный. Поэтому, конечно, бояться смерти как ответа перед Ним — это нормально и полезно.

— Но апостол Павел говорил, что не может дождаться дня, когда разрешится и будет со Христом…

— Верующий человек относится к смерти двояко. С одной стороны, первые христиане писали на могилах: «Радуйся!», воспринимали смерть как конец земных мучений, торжество. Современный нам старец Паисий Святогорец, когда узнал, что у него рак, чуть ли не в пляс пустился: обрадовался, что кончается эта жизнь, и впереди — вечность. И когда умирала моя супруга, она говорила, что не боится смерти, потому что верит, что это будет встреча с милостивым Богом. И даже не боялась оставлять своих детей, поскольку верила, что если Господь ее призывает, значит, Он Сам позаботится о детях, Матерь Божья поможет.

Но, с другой стороны, в смерти есть, конечно, и скорбь, и ужас. Ведь Христос плакал у гроба своего друга Лазаря...

Это удивительным образом как-то совмещается в человеке: ощущение противоестественности смерти, с которой он не может смириться (и это правильно, с этим не надо мириться!), и понимание того, что смерть — это переход к другой, лучшей жизни, встреча с Богом. Последнее помогает ему этот естественный перед смертью страх преодолевать.

— Вы видели когда-нибудь, как умирает настоящий христианин?

— Меня поразила смерть мамы протоиерея Владимира Воробьева. Я был при ее кончине, она знала, что умирает, попрощалась со всеми, благословила своих внуков, передала какие-то свои пожелания. Ей было трудно умирать, каждый вдох давался тяжело, но с ней рядом находились два ее сына, которые поддерживали маму с двух сторон, и мы все вместе молились Богу. А после ее смерти я чувствовал, что осталась открытой дверь туда, куда ушла Евгения Павловна. Это было удивительное чувство!

Моя жена тоже умирала, окруженная детьми, друзьями, мы видели, что она умирает, молились все о ней. Я помню, что пережил после ее смерти, — этого нельзя никак описать или объяснить. Мы жили на даче у отца Владимира, и я пошел в сад, сел на стул и долго сидел в каком-то состоянии, когда не было ни мыслей, ни чувств, но было странное, необыкновенное ощущение какой-то свободы от всего. Я понимал, что сейчас душа моей жены переходит в другой мир, оставляет всё земное. Я отчасти как бы сопутствовал ей.

В смерти есть величие... Когда умирает христианин, когда он осознает, что с ним происходит, а близкие сопровождают его на этом пути, — в этом некая тайна, которая приоткрывается тем, кто остается на земле.

Таким образом, умирание сопряжено и со страхом, и с грустью расставания, и с безобразием разлагающегося тела, но вместе с тем — чего часто не хотят видеть — есть в этом моменте и радость от ожидания полноты бытия, и некое таинство, и величие.

Уверенность: откуда она?

— Что нам дает уверенность в том, что будет воскресение из мертвых, будущая жизнь?

— Уверенность в том, что есть жизнь после смерти, нам дает факт воскресения из мертвых Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В XXI веке людям особенно легко в это верить, поскольку у нас есть Плащаница, исследованная учеными множество раз, — подлинная ткань, в которую было завернуто тело Христа. Ее подлинность не раз ставилась под сомнение, но сегодня она доказана. Невозможно иначе объяснить ее появление, как только тем, что Господь действительно умер на кресте за нас, как написано в Евангелии, воскрес из мертвых и теперь жив.

— Но разве вера опирается только на Плащаницу?…

— Нет, конечно. Есть еще внутренняя уверенность, убежденность. Например, митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, что решил раз и навсегда честно убедиться, что Евангелие — это сказки, сел читать и вдруг почувствовал присутствие Христа, хотя не верил в Него. И он понял тогда, что Евангелие — правда, и что раз Христос жив и вполне реально присутствует перед ним, значит Он действительно воскрес и смерть побеждена.

— Поэтому православные и празднуют дни кончины святых, например, Успение Богородицы?

— Именно потому и празднуют, что кончилась эта суета и началась настоящая жизнь! Успение — это рождение в жизнь вечную. Когда мы смотрим Олимпиаду, мы же празднуем, прежде всего, победу спортсменов в финале, а не на каких-то промежуточных этапах. Так и смерть — она подводит некую черту. Мы знаем примеры великих грешников, которые жили страшно, скверно, нечисто, а в конце жизни просияли как великие святые. Это мученик Вонифатий, это блаженная Таисия, которая жила благочестиво, потом пала в разврате, но когда к ней пришел один из подвижников и призвал к покаянию, она бросила всё и пошла с ним в монастырь. Она прожила после своего обращения несколько часов и умерла ночью по дороге в пустыню, но так сильно было ее покаяние, что ее спутник видел ее душу, словно звезду, взошедшую на небо.

— Многие верят в бессмертие души, но христиане верят еще и в воскресение тела…

— Да, мы верим, что будет воскресение тела, правда, как это будет — для нас тайна. Даже воскресший Христос являлся своим ученикам таким образом, что они Его не узнавали. Не только Мария Магдалина не узнала, когда пришла ко гробу (она приняла Его за садовника), но не узнали и апостолы, с которыми Он беседовал на протяжении долгого времени по пути в Эммаус! Они не узнали Его, когда Христос явился им на берегу Генисаретского озера, хотя сидели вместе с ним у костра. Написано, что никто не смел спросил у Него: «Кто Ты?» Почему так? Они знали, что это Христос, но не узнавали Его прежним, таким, каким они видели Его в три года совместных странствий. Я так это понимаю.

Поэтому и воскресение после смерти — тайна. Как человек воскреснет? В каких телах будут люди? Кто-то предполагает, что все будут одного возраста. А может быть, тело будет соответствовать состоянию души человека.

— А вообще насколько мы можем рассуждать о том, что нас ждет в будущей жизни?

— Мы можем предполагать на основании Священного Писания, с рассуждением — на основании свидетельств святых или свидетельств тех людей, кто побывал за гранью жизни и смерти и вернулся.

Есть разные образы перехода от этой жизни к другой. Кто-то говорит о весах, на которых взвешиваются дела, кто-то — о мытарствах. Но очевидно, что на языке человеческом невозможно выразить эту тайну адекватно. Этот опыт невозможно передать достаточно понятным образом. И в этом знании нет особой нужды. Можно не расстраиваться: когда-нибудь мы все узнаем, что там, за гранью — никуда от этого не деться.

Скорбь: бывает ли она чрезмерной?

— Можно ли упрекнуть верующих в том, что они плачут на похоронах, скорбят по умершим, несмотря на свою веру в то, что они обязательно увидятся?

— Смерть — это всегда печаль, всегда расставание. Если человек был тебе близок, естественно грустить о расставании с ним. Если это праведный человек, как мама отца Владимира Воробьева, — все равно грустно: ведь его больше нет рядом, чувствуется какая-то пустота, как чувствует отсутствие ноги человек, которому ее ампутировали. Расставание бывает очень трудным…

— А бывает излишняя скорбь?

— Бывает, совершенно точно. Один известный священник, у которого умерла жена, крайне тяжело это переживал. И старец даже укорил его за это, написал ему, что это грех — христианину не подобает так убиваться.

Я пережил нечто подобное, поэтому могу говорить не теоретически, а исходя из опыта… Сейчас-то я уже привык жить один, но когда умерла моя жена, конечно, мне было очень тяжело. После короткого периода успокоения и радости, так как её кончина была блаженной, хотя и не совсем безболезненной, наступило время тягостного одиночества. Мир в тот момент стал для меня черно-белым, еда потеряла свой вкус, иногда, помню, просто хотелось выть, кричать. Сначала мне сочувствовали, а потом люди быстро привыкли, что моя жена умерла... Не с кем было поделиться своей скорбью — детям высказать ее я не мог. Было страшно больно внутри, страшно одиноко, терзало ощущение оставленности близким человеком — оно, конечно, ужасно...

Поэтому людям, у которых умер близкий человек, конечно, нужна помощь Божья. Мне помогало то, что я стал ходить в больницу. Ведь и праведному Алексию Мечеву, потерявшему супругу, святой Иоанн Кронштадтский сказал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его горе на себя и тогда увидишь, что твое несчастие мало, незначительно в сравнении с общим горем; и легче тебе станет». Так и я забывал о своем горе, видя скорбь других людей.

Утешала меня еще вера в то, что супруга моя в Царствии Небесном сподобилась прощения грехов. Старец Павел (Троицкий) писал мне о том, что по ее молитвам многое в моей жизни совершалось впоследствии.

Поэтому, с одной стороны, — это тяжело и трудно, а с другой, у тебя там на небесах есть близкий человек.

— Как лучше вести себя, как утешать человека, если у него умер кто-то из близких?

— Такому человеку нужна некая внутренняя поддержка, которая совершенно необязательно должна быть выражена в словах. Я помню одного человека, который умирал, и, встречаясь с ним глазами, я чувствовал, что он переживает. То есть существует невербальное общение между людьми. Можно и не говорить ничего, но дать человеку почувствовать свое понимание, соучастие как-то иначе. Эта поддержка выражается интонацией голоса, каким-то особым вниманием, бережным отношением, жестом. Можно так посмотреть на человека, что этого ему будет достаточно: он все поймет. И это очень поможет ему.

— Многим родственникам хотелось бы знать об участи своих умерших. Нормально ли такое желание, можно ли молиться об этом?

— На самом деле, никто об этом не может сказать достоверно, и до Страшного суда это неизвестно. Точно мы знаем участь святых, а об остальных мы можем только предполагать и молиться: «Со святыми упокой».

И потом, если мы узнаем, что им хорошо, что ж, не будем за них молиться? Молиться надо продолжать, чтобы было еще лучше, — это и поддерживает нашу связь с ними и свидетельствует о нашей любви. Мне кажется, главное — молиться и стараться жить так, чтобы содействовать спасению наших близких. Помните, апостол Павел говорит о верующей жене: «Откуда ты знаешь, не спасёшь ли мужа?» Даже если он неверующий. Муж и жена — одно целое, и ясно, что даже когда один из них умирает, некое единство сохраняется. И твои добрые дела, сделанные в память о нем, тоже помогают ему в той жизни. Не просто деньги, брошенные в кружку нищего, а изменение души, духовный подвиг, какое-то доброе дело.

Любовь сильнее смерти

— Можно ли сказать, что знание о бессмертии души заложено в любом человеке, верующем или неверующем?

— Конечно. Я думаю, в человеке, безусловно, живет несогласие со смертью. Мы созданы для вечной жизни, и это знание заложено в нас. Мы и боимся смерти именно поэтому. Каждый человек в глубине души чувствует, что Бог призвал нас в этот мир для счастья, для радости вечной, а не для какого-то бессмысленного прозябания, а потом — абсолютного уничтожения.

Человек верит, что все у него будет хорошо. Но в этом мире никогда не может так быть: не может здесь существовать полноты счастья, никогда человек не удовлетворит все свои желания, никогда жизнь не будет устроена так, как ему хотелось бы, никому не удастся избежать страдания, — потому что мир искажен грехом. Однако в человеке заложена вера в счастье. Это правильная вера, правильное мироощущение ребенка, воспринимающего мир как сказку. Но созданный Творцом мир лучше, чем сказка, и Бог больше любит человека, чем любят его родители. Человек чувствует душой эту любовь, верит в это...

— Таким образом, можно примириться и со смертью?

— Можно примириться со смертью как с переходом в другую жизнь. Все в этом мире — подготовка к этому предстоящему нам всем переходу. Единственное, что по-настоящему значимо в этом мире, — это любовь, которая нас соединяет. Любовь существует вопреки смерти. И она сильнее смерти.

С христианской точки зрения, смерть человека является освобождением нашей богоподобной души от бренного тела?

Ни в коем случае. Христианство учит, что душа без тела является такой же неполноценной, как и тело без души. Поэтому Церковь всегда рассматривала посмертное разделение души и тела как нарушение человеческой природы, и величайшую трагедию.

Разделяет ли Церковь учение о реинкарнации — переселении душ?

Нет. Церковь утверждает, что каждый человек — уникален, поэтому душа дается ему лишь однажды, при рождении, так же, как и тело. После смерти душа отделяется от тела и будет находиться в таком противоестественном состоянии до Всеобщего Воскресения, когда Бог восстановит тела всех умерших когда-либо людей. Тогда душа и тело каждого человека вновь соединятся, на этот раз — уже навсегда.

Что происходит с душой после смерти?

Согласно православному вероучению, после смерти душа первые три дня остается на Земле, рядом с телом, со своими родными и близкими, не имея, однако, возможности какого-либо общения с ними. С третьего по девятый день душа созерцает райские обители, а с девятого по сороковой ей показываются адские мучения. На сороковой день Бог определяет посмертную участь души человека, в соответствии с ее состоянием.

Что такое мытарства?

Мытарствами в православной традиции называются посмертные испытания души на наличие в ней греховных страстей и привязанностей. Это не догмат, но учение, известное с XI-XII веков из «Мытарств преподобной Феодоры».

Согласно этому учению, мытарств — двадцать: от мытарства празднословия до мытарства жестокости. На каждом из них происходит испытание души в отношении какой-либо разновидности греха. Если в ней есть симпатия и привязанность к этому греху, душа остается на этом мытарстве и уже не может продолжать свой путь к Богу.

Может ли душа, увидев реалии посмертного своего существования, измениться и стать иной?

Самостоятельно душа измениться не может. Это связано с тем, что меняться может лишь человек. А душа, отделенная от тела, не является полноценным человеком, она лишена воли и способности к такой перемене. Но изменение посмертного состояния души человека возможно через молитву и праведную жизнь любящих его людей, поскольку духовная связь между ними сохранилась. Поэтому душа усопшего может приобщиться Богу в той степени, в какой живущие на Земле приобщаются ему своей молитвой и праведностью. На этом единстве живых и умерших людей, связанных взаимной любовью, основана традиция Церкви поминать усопших. Меняя себя, мы способны изменить и души наших умерших близких.

Почему один из главных православных праздников — Успение Пресвятой Богородицы — связан с воспоминанием о смерти? Что такое Успение?

Вот как отвечал на подобный вопрос святой Феофан Затворник: «Ныне празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но ведь это была смерть Богоматери — истинная, подобная смерти всякого человека. Чего же ради она наименована Успением, как бы засыпанием или сном? — Это могло быть и потому, что Пречистая недолго была держима в узах смерти и области тления, а чрез три дня обретена воскресшею, подобно Сыну своему, Господу Иисусу Христу. Но еще более — потому, что смерть эта была мирна, тиха, сладостно приятна, подобно желанному, покойному сну, по утомлении тела дневными трудами».

На вопросы отвечал Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)

Показать полностью 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Там лежал...

Там лежал... Смерть, Душа, Духи, Дух, Негатив

«Я вдруг почувствовал, что мне стало легко. Я открывал глаза, и в моей памяти с совершенной ясностью до малейших подробностей запечатлелось то, что я в эту минуту увидел.

Я увидел, что стою один посреди комнаты; вправо от меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал... Меня удивила эта группа; на том месте, где стояла она, была койка. Что же теперь там привлекало внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже там не было, когда я стоял посреди комнаты?

Я подвинулся и глянул, куда глядели все они:

ТАМ, НА КОЙКЕ, ЛЕЖАЛ Я.

Не помню, чтобы я испытывал что-нибудь похожее на страх при виде своего двойника; меня охватило только недоумение: как же это? Я чувствовал себя здесь, между тем, и там – тоже я...

Я захотел осязать себя, взять правой рукой левую: моя рука прошла насквозь; попробовал охватить себя за талию – рука вновь прошла через корпус, как по пустому пространству... Я позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество; панический страх охватил меня. Было действительно что-то невыразимо ужасное в том необычайном одиночестве...

Я глянул, и тут только впервые передо мной явилась мысль: да не случилось ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей, определяется словом «смерть»? Это пришло мне в голову потому, что мое лежащее на койке тело имело совершенно вид мертвеца...

В наших понятиях со словом «смерть» неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить?

Разобщение со всем окружающим, раздвоение моей личности скорее могло дать мне понять случившееся, если бы я верил в существование души, был человеком религиозным; но этого не было, и я водился лишь тем, что чувствовал, а ощущение жизни было настолько ясно, что я только недоумевал над странным явлением, будучи совершенно не в состоянии связывать мои ощущения с традиционными понятиями о смерти, то есть, чувствуя и сознавая себя, думать, что я не существую.

Вспоминая и продумывая впоследствии свое тогдашнее состояние, я заметил только, что мои умственные способности действовали и тогда с удивительной энергией и быстротой...»

Вероятно, только в наше время, когда отождествление жизни с жизнью в теле стало столь полным и убедительным, можно было бы ожидать, чтобы такое большое внимание уделялось нескольким первым минутам, когда ожидание современного человека столь полно переворачивается вверх тормашками: смерть не есть конец, жизнь продолжается, душе открывается совершенно новое состояние!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!