Исихазм
4 поста
4 поста
14 постов
10 постов
45 постов
77 постов
20 постов
45 постов
10 постов
6 постов
8 постов
19 постов
3 поста
7 постов
25 постов
3 поста
93 поста
27 постов
18 постов
24 поста
37 постов
14 постов
24 поста
5 постов
6 постов
14 постов
30 постов
6 постов
Молитва – это великое сокровище, которое добывает человек. Молитва – это рудник, а в руднике драгоценные камни и металлы добываются с большим трудом: они не лежат там открыто, у всех на виду, но извлекаются из твердой породы. Поэтому для молитвы и нужен постоянный напряженный труд. Однако те золотые и алмазные крупицы, которые мы добыли путем тяжкого молитвенного труда, уже навсегда становятся достоянием нашего сердца. Они хранятся где-то глубоко внутри, так что даже и не видны нам. Но в определенное время наш дух начинает жить именно теми силами, которые мы приобрели в молитве. Без молитвы человек остается нищим. Он может потерять все – все и теряет. Нет ничего в этом мире, что осталось бы с нами навсегда: или оно покинет нас, или мы его. Лишь только молитва является истинным неотъемлемым достоянием человеческого сердца. Человек, собираясь в дальний путь, берет с собой посох, на который опирается в дороге. И молитва, как некая духовная опора, делает наш путь значительно легче, неожиданно превращая трудноисполнимые для нас дела в легкоисполнимые. И наоборот: если человек без молитвы, полагаясь только на свои силы и способности, принимается за какое-нибудь, пусть даже самое простое дело, то перед ним часто встают совершенно неожиданные и непреодолимые препятствия.
Молитва – корень всех добродетелей. Все истинные добродетели – дар Божественной благодати. Вне благодати Божией никакие дела не спасают человека. Истинные добродетели приобретаются только тогда, когда человек дает в своем сердце место действию Святаго Духа; они испрашиваются у Бога в молитве и сохраняются лишь молитвой. Поэтому молитва и собирает, и хранит.
«Дыхание жизни» Архимандрит Рафаил (Карелин)
– Геронда, как читать молитву?
– Лучше говорить её полностью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», потому что в молитве содержится весь догмат веры. Если тебе трудно произносить её полностью, тогда говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
– Геронда, я читала, что молитва должна быть обращена к трём Лицам Святой Троицы. Говоря «Господи Иисусе Христе», разве мы не обращаемся только ко Христу?
– Христа, Сына Божия, разве не Отец послал в мир, дабы спасти этот мир? Не Христос ли принёс себя в жертву и был распят ради нас? Не Христос ли будет судить мир? Итак, ко Христу мы обращаемся, поскольку на Нём утвердил Бог спасение мира.
– Правильно ли, геронда, вместо слов «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», говорить: «Господи Иисусе Христе, просвети меня» или «прости меня», или «покрой меня»?
– Лучше говорить молитву как есть. «Помилуй мя» включает в себя всё: и «спаси», и «просвети», относится и к телесным нуждам, и к освобождению от страстей и т. д. Но если в какой то момент ты почувствуешь нужду сказать: «Господи Иисусе Христе, просвети меня» или «прости меня», – то можешь так сказать.
– Геронда, после «помилуй мя» всегда ли нужно говорить «грешную»?
– Вначале можешь несколько раз сказать, но потом нет необходимости это повторять, достаточно иметь сознание собственной греховности.
– Геронда, мне проще прочитать чётку Божией Матери или святым, чем творить "Иисусову" молитву. Это нормально, когда так происходит?
– Одно дело молитва Божией Матери и святым, другое – молитва Иисусова, это разные вещи. Молитва "Иисусова" имеет иной смысл: молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом. Но ум должен пребывать в молитве – вот в чём секрет. Когда мы прочитываем много чёток тому или иному святому, это тоже хорошо, но бесполезно для непрестанной молитвы. Привыкай больше творить молитву, чтобы ум многократно обращался на «Господи Иисусе Христе», и так ты естественным образом будешь пребывать в непрестанной молитве, которая, как правило, ограничивается словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» и которые мы должны произносить «всем сердцем, всею душею и всею мыслию». Другое дело, когда мы хотим попросить какого-нибудь святого вмешаться, помочь в какой-либо нужде. Это я говорю из своего собственного опыта, как у меня происходит, не знаю, как это случается у других.
Главное обратиться к молитве, чтобы соединиться с Богом. Только это имеет ценность, потому что человек роднится с Духом Божиим и духом соединяется с Богом неким священным образом через молитву. Мы много раз повторяем сладчайшее имя Христа не потому, что Христос не слышит с первого раза, но чтобы ум наш соединился с Ним, потому что Христос для нас всё и к Нему мы все придём.
«Письма». Преподобный Паисий Святогорец
p.s. Больше тематического материала в указанном Telegram канале (в моём профиле).
В моей жизни были случаи, когда я явственно ощущал над собой руку Божию, когда Бог спасал меня и происходили события невероятные с точки зрения здравого смысла.
Однажды, когда я еще работал в медицине, я был консультантом Минздрава СССР, меня вызвали по санитарной авиации в Сухуми, в Абхазию, к тяжелобольному ребенку. Он утонул, его реанимировали, и он находился в республиканской детской больнице. Я приехал, посмотрел ребенка, установил диагноз: тяжелая гипоксическая энцефалопатия, смерть коры головного мозга. Я еще сделал выговор врачам — здесь же все ясно и вашим реаниматологам и невропатологам, зачем же нужно было еще меня вызывать. Врачи смутились и сказали, что вызвали меня, собственно, только по настоянию родителей.
Это было в Сухуми, а ночевать меня повезли в Гагры, к родственникам этого больного ребенка. Когда я вошел во двор их дома, навстречу мне вышла пожилая женщина с большим блюдом лобио в обеих руках. Увидев меня, она открыла рот от удивления, ахнула, взмахнула руками, схватилась за голову. Блюдо упало, разбилось, я не понял, в чем дело. Потом выяснилось, что, когда с ребенком случилась эта беда и он не выходил из комы несколько недель, его бабушке приснился сон, где чей-то голос ей говорил: «Вызывайте из Москвы консультанта Анатолия Ивановича Берестова», — и она видит мое лицо. Они не знали, есть ли такой консультант, но настояли, чтобы меня нашли. И ее реакция на мое появление была связана с тем, что именно меня она видела во сне.
Они уговорили меня взять ребенка с собой в Москву. Я взял его, хоть мне и не верилось, что ему чем-то можно помочь. И тут происходит неожиданное: в Москве к нему возвращается сознание, и мы выписываем его из больницы нормальным человеком. Это был самое настоящее чудо Божие.
Другой потрясший меня случай произошел летом 1996 года, когда я уже служил в храме святого преподобного Серафима Саровского при институте трансплантологии. Я крестил одну семью из четырех человек: муж, жена и мальчики тринадцати и четырнадцати лет. Оба мальчика страдали эпилепсией, а у их матери был рассеянный склероз в тяжелой степени. Она уже не могла сама ходить, ее привезли на колясочке, она могла передвигаться только при поддержке с двух сторон. И вот, когда я читал запретительные молитвы, необходимые при подготовке к Таинству крещения, запрещающие дьяволу владеть душой человека, оба ребенка грохнулись в эпилептическом припадке. Все бросились к ним, а я сказал: «Остановитесь. Не бойтесь. Сейчас у них этот припадок пройдет, и он будет последним в их жизни».
Ну и, действительно, вскоре они пришли в себя, поднялись. Это было десять лет назад. И за эти годы у этих молодых людей, а они сейчас уже вполне взрослые, не было больше припадков. После того, как я окрестил детей, подвели ко мне их мать. Я окрестил ее и предложил помочь вернуться на место. А она вдруг говорит: «Ой, не надо, я сама теперь дойду». Оказалось, что к ней вернулась способность ходить. И я в окно наблюдал, как она шла уже без коляски, хотя ее и поддерживали за руки. Я как невропатолог знаю, что если человек при рассеянном склерозе перестал ходить, то уже никакими медицинскими средствами его двигательные способности не восстановишь.
Опять Господь-Промыслитель помог. И много таких историй. Очень много.
Игумен Анатолий (Берестов), руководитель реабилитационного душепопечительского центра на Крутицком подворье, доктор медицинских наук, профессор, г. Москва.
Из книги С. Романова "Меня спас Бог"
(Российская православная газета "ВЕЧНЫЙ ЗОВ").
Исповедался раз, два, пять, пусть даже в одном и том же грехе, смотришь, а гадости этой в тебе уже и нету. Вот и поднялся немножечко от себя вчерашнего. А без исповеди и причастия будешь всё глубже падать, потом уныние, тоска и скука. Представьте, что дом горит, и есть только одна дверь, но и она тоже вся в огне. Что делать? Бежать через эту дверь, боясь и ужасаясь, но идти на выход. Иначе – сгоришь! Так и исповедь, никакого иного шанса спастись нет, только через покаяние в грехах и причастие. Боишься, стыдно, но идти надо – горит дом твой!
Петр Мамонов
Если и миллион лет будешь готовиться к Причащению, все равно никогда не приступишь достойно, в твоем представлении достойно. Но умей моментально, как святой Иоанн Кронштадтский, тотчас сокрушиться внутри себя, покаяться: «Я, Господи, согрешил как человек. Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня». И, таким образом, приготовление к Исповеди есть сознание своей слабости, немощи, недостоинства, соединенное с упованием на Всемилосердного Господа.Поэтому не нужно искать в себе кристальной чистоты – ее просто нет. Но будемте смиряться до зела, а Небесный Отец все нам простит и вознесет в стан света и любви в награду за одно смирение и готовность.Помните «Повесть о настоящем человеке»? «Не можешь лететь к Исповеди – беги. Не можешь бежать – иди. Не можешь идти – ползи», – доползешь до Царствия Небесного.
Протоиерей Артемий Владимиров
День моего рождения. Вспомнил об этом только на кануне вечером, когда взглянул в церковный календарь. А сегодня думал об этой дате раза два или три. По-моему, это первый день рождения за последние несколько лет, когда я не чувствовал уныния и тоски.
Никто здесь не знал, что у меня день рождения, и никто поэтому не поздравил. Как я благодарен всем за их незнание, за покой, который они даруют моей душе этим незнанием.
Нормальный человек подумает - безумец ты или эгоист, когда рассуждаешь так. Верно, ап. Павел проповедовал «соблазн для иудеев и безумство для эллинов»
Из дневниковых записей иеромонаха Василия 1988 г., в день своего рождения 23 декабря
p.s. Иеромонах Василий (в миру Игорь Иванович Росляков) — иеромонах Русской православной церкви. Окончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Серьёзно занимался водным поло, выступал за университетскую команду, в то время одну из сильнейших в СССР. В его активе — звание лучшего игрока чемпионата Европы среди юношеских команд.
Вскоре после рукоположения прекратил писать стихи, вместо этого начал писать стихиры. Так, составил несколько стихир об Оптиной пустыни, работал над составлением службы преподобным оптинским старцам, которую не успел закончить.
Погиб от руки сатаниста на Пасху 18 апреля 1993 года вместе с иноками Трофимом (Татарниковым) и Ферапонтом (Пушкарёвым).
Вечная память!
В Евангельском повествование говорится о том что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие. Но нужно сразу сказать, что богатство и богатый это не состояние кошелька, а состояние ума.
Есть сознание, находящееся в духовном мире, есть ум — это энергия сознания, и есть внимание. Когда внимание направлено на этот мир и привязывается к нему, в котором преобладают "похоть плоти и гордые житейские" заботы , ум заболевает.
Господь создал этот мир прекрасным, но этот мир как бы является завесой, сотканной из ничего, перед входом в настоящий истинный мир. Поэтому нужно изменять не сознание, а нужно изменять мышление, изменять ум.. /Метанойя – это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума/
Мы привыкли жить в мире классической физики. Но Квантовая физика для меня является таким мистическим научным богословием .. На уровне квантовой механики /квантовой физики оказывается у человека есть сила, его сознание, его мышление, которые могут взаимодействовать с элементарными частицами. С этой точки зрения становится понятным , почему человек может пройти по воде или пройти через пропасть, что такое вера. Когда вера изменяет не только ценности, не только убеждения, не только поведение человека. Оказывается, вера может изменять и материальный мир, влияя на него и изменяя действия элементарных частиц...
Когда ум человека направлен в этот мир, который по сути является ничем, он начинает связываться с пустотой и сам становится пустотой. Мы должны его повернуть внутри себя. Тот параллельный мир, о котором говорят квантовые физики, находится внутри нас самих. Это духовный мир. Когда человек разворачивает свой ум и внимание к внутреннему человеку, молитва становится не внешней, куда-то направленной, как мы часто это делаем к иконам или к небу, а круговой. То есть, когда она циркулирует между сердцем и умом, и идет по кругу внутреннему, она расширяет человеческое сознание. Человек начинает входить в пространство, в реальность этого духовного мира, который он раскрывает с помощью молитвы, богомыслия и созерцания. / отрывки из проповеди /
о. Игорь Рябко
📌 P.S.
✒️ На все ваши вопросы или пожелания, отвечу при непосредственном личном общении. Адрес указан на главной странице. Здесь в диалоги не вступаю.
✒️ Я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу» и на указанном канале. Впереди много интересного, познавательного и полезного для души материала.
✒️ Материалы для людей ищущих истину, неверующих и атеистов:
📃 Серия постов: Вера и неверие
📃 Серия постов: Наука и религия
📃 Серия постов: Вечный Человек
📃 Серия постов: Перерастая Докинза
📃 Серия диалогов неверующего со священником: Диалоги
📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие
✒️ Материалы для христиан и прочих религиозных конфессий:
📃 Серия постов: Дух, душа и тело
📃 Серия постов: Умное делание
📃 Серия постов: Добродетели человека
📃 Серия постов: Что отдаляет нас от Христа
📃 Серия постов: Православие это...
«Минус» - состояние человека ниже-естественного, «ноль» - состояние естественного бесстрастия, «плюс» - выше-естественное бытие. Это три этапа восхождения человека из демоноподобия в богоподобие. Это путь не может состоять из беспорядочных действий, и при самостоятельном поиске средств и способов становится непреодолимым. Восхождение это совершается обратно развитию страсти. Начинается с уничтожения зла по плоти и заканчивается внутренней борьбой с помыслами. Схематично этот путь делится на три этапа. Их краткое определение суть следующее:
1.Деятельный период (делание, «праксис», аскеза). Подвижничество, покаяние, очищение сердца и плоти через подвиг самораспятия «ветхого человека». В это время человек еще зашлакован грехом. Ум, чувства, воля подвержены страстям. Основная методология спасения на этом пути: жизнь по заповедям, причастие Святых Даров, деятельное покаяние.
Молитва - главный инструмент. На этом этапе доступны следующие виды молитвы: «словесная», «умно-деятельная», «умно-сердечная деятельная». Вершиной этого периода является достижение гармоничной целостности души, обретение начального бесстрастия и дара непрестанной молитвы.
2. Созерцательный период (созерцание, «исихия», покой). Состояние души Адама до грехопадения. Начальное бесстрастие, способность к созерцательному богословию, достижение истинного смирения и самопознания («я есть ничто»). Просвещение ума. Виды молитв в этот период: «самодвижущаяся», «глубокая сердечная», «чистая». Достигается непосредственное богообщение. Венец этого периода - переход души к обожению.
3. Обожение (истинное богословие). Прекращение молитвы, неизъяснимое пребывание в Боге. В лексике человеческого языка нет слов для описания этого периода.
Указанная схема дана для понимания конечной заданности, перспективы и потенциала развития души. Она нужна, во-первых, для того, чтобы мы не нарушали заданный порядок пути и не стремились к исихии, не победив страсти, потому что за это несвоевременное дерзновение, по учению отцов, последует жесткое наказание. А во-вторых, для того, чтобы понимать: оправдание своей духовной лени, расслабленности, усыпление себя медитацией «я грешный, куда мне» — это бесовский сон духовной бездеятельности, который в перспективе ведёт, по необходимости, в ад. Наши беседы будут касаться только первого, деятельного периода. Здесь важны вера, страх Божий, терпение скорбей, точное исполнение заповедей Божиих, молитва, трезвение. Важно: если это всё будет применяться лишь эпизодически и не станет постоянным состоянием души - все наши усилия теряют всякий смысл и значение.
Ранее мы говорили о том, что в этот период единственный союзник в нас самих (и то покалеченный) — это наш ум. Поэтому важнейшим принципом является направленная деятельность ума «внутрь себя», его утверждение в сердце, «внутрь пребывание». Ум, не рассеянный на внешние предметы, сначала обращается к самому себе, а через себя - к Богу. Без отрешения от внешних впечатлений и страстей для возращения к себе, к своему сердцу, без осмысления своей внутренней жизни, невозможна устремленность ума к Богу, как невозможно и само покаяние.
Лучшим инструментом для этого обращения является непрестанная Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Спаситель, не имея нужды в покаянии, не мог нам показать его пример на Себе. Но Он учил нас этому по-другому: взяв на Себя нашу греховность и взойдя на Крест, Господь показывает, как мы должны самораспинаться в покаянии. Сюда относятся: плач, бдение, пост, поклоны, усердное совершение молитвенного правила, упражнение в Иисусовой молитве, размышление о смерти и прочее. Всё это должно совершаться в молчании, смирении и терпении всех находящих искушений. Если весь этот подвиг будет постоянным, то иногда - на очень короткое время, - начнут проявляться первые проблески созерцательной молитвы. Они будут быстро угасать, поскольку ум еще не утончился настолько, чтобы возжигаться от благодати.
Если говорить обобщенно, то традиция покаяния, которая является главной составляющей деятельного этапа, состоит из трех добродетелей:
1) Очищения помыслов,
2) Непрестанной молитвы,
3) Терпения находящих скорбей.
Очищение помыслов, или иначе трезвение — это внимание ума к мысли и его ежесекундная готовность не принимать страстных помыслов. Или иначе: стояние ума у врат сердца. Трезвение неразрывно связанно с непрестанной молитвой. Эта практика очищает ум и открывает в сердце доступ к благодати. Так совершается приуготовительное очищение, потому что только через очищенное сердце мы можем приобщиться к освящению энергией благодати. Под страстными помыслами в аскетике понимаются не «простые мысли», а внушения рассудка, соединенные с образами и побуждениями, окрашенными чувством пристрастия. Это могут быть: умозаключения, зрительные представления, эмоциональные импульсы и тому подобные душевные движения. Окраска страсти может иметь сколько угодно цветов от блуда до ненависти.
Важно понимать: пока ум не утвержден в Боге, в душе открыт портал всевозможным страстям. Душа наша постоянно рассеивается, блуждает в страстных помыслах, скитается в поисках чувственных развлечений, утверждается в самости. Подчиненность человека тирании помыслов создает нам серьезные психологические проблемы вплоть до безумия, а душа теряет возможность богообщения. Положение это может в корне измениться только тогда, когда у нас появится навык удерживать в сердце непрестанную (не путать с благодатной непрестанной) молитву, а рассудок будет занят простыми, свободными от страстей помыслами.
Терпение находящих скорбей. Вольные и невольные скорби имеют огромное значение в деле спасения. «Невольными страданиями человек очищается от вольных грехов», «без скорби не приобретается добродетель», «невольные скорби - милость Божия, избавляющая от будущего наказания». Эти цитаты из трудов отцов можно продолжать очень долго.
Можно также предложить такое объяснение значения скорбей в деле спасения. Страдания вызывают в человеке действие страсти «печали». Так реагирует на страдание похоть наслаждения. Мы привыкли жить в состоянии неги и расслабленности. У нас это состояние сродни постоянному наркотическому опьянению. Человек делает всё возможное чтобы его усилить, увеличить степень и интенсивность чувства удовольствия плоти. На этом, например, построен весь «курортный бизнес» и реклама. Скорбь начинает разрушать эту демоническую неприступную твердыню и вырабатывает против нее антитела терпения и печали по Боге. Для достижение правильного эффекта очень важно переносить невольные страдания с искренним чувством благодарения Богу, сознавая очистительное, целебное значение такого подвига, и иметь печаль о своих грехах. Основу для терпения подаёт смирение. Смирение, как высшая форма духовного воздержания, являет собой центральный жизненный нерв в деле спасения.
Все добродетели в деятельный период совершаются только по очистительной благодати, даже если человек об этом и не догадывается. Хотя от человека в это время требуются максимальные усилия, тем не менее, сам начальный импульс и конечный результат принадлежит именно благодати. Для ее эффективного действия в душе от человека требуется синергическое взаимодействие с этой благодатью. Если мы ослабим усилия - благодать отступит. Если мы припишем себе успехи и продвижение - она уйдет вовсе. Поэтому ни расслабляться, ни полагаться на свои силы нельзя. Благодать усваивается нам Богом по мере нашей чистоты и по мере того, сколько её мы можем вместить. Вместимость же наша зависит от наших усилий и от благодарного терпения скорбей и искушений.
В конце этого пути сердце получает благодатную самодвижную молитву, душа входит в состояние начального бесстрастия, ум озаряется благодатью входя в духовное сердце. До конца первого этапа духовой жизни доходят далеко не все. Многие, лишь слегка попробовав, останавливаются в самом его начале. Причина - отсутствие решимости и мужества идти этим путем, ропот и нежелание терпеть. Есть и те, которые пройдя некоторую часть и получив малые плоды благодати, успокаиваются на этом и считают, что путь уже завершен. При этом, они теряют и то, что приобрели.
Общее искушение в этот период - отчаяние, малодушие. Чтобы не попасть в эту ловушку, нужны мужество и вера в то, что Бог не попустит нам быть искушаемыми более, чем мы можем понести. Бог знает меру каждого. Сильные личности (почитайте житие Иосифа Исихаста) претерпевают такие суровые скорби, которые нас бы раздавили. Но такую суровую и жесткую школу проходят те, которых Бог предузнал как верных и мужественных. Общее же правило для всех - помнить, что Бог не спешит посещать нас утешениями, давая нам возможность вызреть в скорбях и обучиться терпению.
Покаянный труд увенчивается общим преображением души, которое человек переживает как состояние «полного прощения грехов», о чем свидетельствует «дивное состояние ума и сердца». Таким человеком овладевает чувство «святой радости и внутреннего мира», доходящее «до забвения мира внешнего». Его жизнь изменяется радикальным образом, сердце раскрывается в любви к людям и ко всему творению, а ум начинает воспринимать доселе непостижимое.
Завершением этого периода обретается гармоническое сожительство психического и соматического состава человека. «Душа, тысячекратно пережившая духовные бури, нападения врагов, болезни тела, борьбу с унынием, борьбу за молитву, борьбу с людьми, наконец обретает покой». И нет более утешительного и благодатного состояния, чем эта «гармония совершенной любви Христовой». Но даже это не конец пути, а лишь начало следующего его этапа.
Протоиерей Игорь Рябко
📌 P.S.
✒️ На все ваши вопросы или пожелания, отвечу при непосредственном личном общении. Адрес указан на главной странице. Здесь в диалоги не вступаю.
✒️ Я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу» и на указанном тематическом канале о молитве. Впереди много интересного, познавательного и полезного для души материала.
✒️ Материалы для людей ищущих истину, неверующих и атеистов:
📃 Серия постов: Вера и неверие
📃 Серия постов: Наука и религия
📃 Серия постов: Вечный Человек
📃 Серия постов: Перерастая Докинза
📃 Серия диалогов неверующего со священником: Диалоги
📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие
✒️ Материалы для христиан и прочих религиозных конфессий:
📃 Серия постов: Дух, душа и тело
📃 Серия постов: Умное делание
📃 Серия постов: Добродетели человека
📃 Серия постов: Что отдаляет нас от Христа
📃 Серия постов: Православие это...
Насколько важно пребывание (чтобы не сказать – упражнение) в молитве – показывает и самый опыт. Считаю дозволенным провести параллель с естественной жизнью нашего мира и привести примеры из известных нам фактов современной нам повседневности.
Спортсмены, приготовляясь к предстоящим им состязаниям, в течение долгого времени повторяют одни и те же номера, чтобы в момент самого испытания проделать все движения, хорошо уже усвоенные, быстро, уверенно и как бы механически. От количества упражнений зависит и качество исполнения. Вот еще расскажу об одном факте; это произошло в кругу лиц, знакомых мне. Конечно, я повторю здесь то, что слышал от одного из ближайших к действующим лицам человека. В одном европейском городе два брата женились почти одновременно на двух девушках. Одна из них – доктор медицины, большого ума и сильного характера. Другая – более красивая, живая, интеллигентная, но не слишком интеллектуальная. Когда приблизилось время родить для обеих, то свой первый опыт они решили совершить, следуя незадолго перед тем появившейся теории «безболезненных родов». Первая, доктор медицины, быстро поняла весь механизм этого акта и после двух-трех уроков определенной гимнастики оставила упражнения, уверенная, что она все поняла и в нужный момент реализует свои познания. Другая имела очень примитивное представление об анатомическом строении своего тела, но не была расположена заняться теоретической стороной, а просто с усердием отдалась повторению предписанного комплекса движений тела; достаточно освоившись, пошла на предстоящую операцию. И что же вы думаете? Первая, в момент родов, с начала появления болей, позабыла все свои теории и родила с большим трудом, «в болезни» (см.: Быт. 3, 16). Другая же без болей и почти без труда.
Так будет и с нами. Понять «механизм» умной молитвы для современного образованного человека – легко. Стоит ему помолиться две-три недели с некоторым усердием, прочитать несколько книг, и вот, сам он уже может к числу написанных добавить свою. Но в час смерти, когда весь наш состав подвергается насильственному разрыву; когда мозг теряет ясность и сердце испытывает или сильные боли, или ослабление, тогда все наши теоретические знания пропадут и молитва может потеряться.
«О молитве». Преподобный Софроний Сахаров
📌 P.S.
✒️ На все ваши вопросы или пожелания, отвечу при непосредственном личном общении. Адрес указан на главной странице. Здесь в диалоги не вступаю.
✒️ Я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу» и на указанном тематическом канале о молитве. Впереди много интересного, познавательного и полезного для души материала.
✒️ Материалы для людей ищущих истину, неверующих и атеистов:
📃 Серия постов: Вера и неверие
📃 Серия постов: Наука и религия
📃 Серия постов: Вечный Человек
📃 Серия постов: Перерастая Докинза
📃 Серия диалогов неверующего со священником: Диалоги
📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие
✒️ Материалы для христиан и прочих религиозных конфессий:
📃 Серия постов: Дух, душа и тело
📃 Серия постов: Умное делание
📃 Серия постов: Добродетели человека
📃 Серия постов: Что отдаляет нас от Христа
📃 Серия постов: Православие это...