О смысле человеческой жизни

О смысле человеческой жизни Человек, Смысл жизни, Смысл, Бог, Религия, Спокойствие, Православие, Христианство, Иисус Христос, Смерть, Правда, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Вопрос о жизни и смерти во все времена был первостепенным. Даже было сказано кем-то: «Для чего человек рождается? Чтобы умереть». Я думаю, это высказывание не совсем верно, или, точнее, оно не закончено. В общем-то, в каждом высказывании есть какая-то доля правды, смотря как их понимать.

Я, будучи в Греции, в одном монастыре, увидел надпись, которая на русском языке звучит так: «Если умрешь прежде, чем умрешь, то не умрешь, когда умрешь». То есть имеется в виду - умереть для греха. Поэтому высказывание «Человек рождается, чтобы умереть...» можно было бы дополнить: «Человек рождается для того, чтобы умереть для греха». Таким образом, человек рождается для того, чтобы после физической смерти стать бессмертным, рождается для вечной жизни.

Поэтому этот вопрос, который возникает во все времена и у всех народов - это, в общем-то, вопрос о смысле человеческой жизни. И если стараться ответить на этот вопрос по судьбам человеческим, то без будущей жизни некоторые земные вещи просто безсмысленны. Нет смысла в том, например, что рождается больной человек, всю жизнь больным, или, может, даже недоразвитым живет и потом умирает. Но в этом есть какая-то непостижимая тайна! На самом деле, почему один человек рождается здоровым, а другой больным? Это неисповедимые пути Промысла Божиего. Поэтому разрешение всех этих вопросов возможно только в свете будущей жизни, а в этой жизни на большинство вопросов мы не можем получить ответа. Ведь даже то, что происходит в видимой жизни, - это только «надводная часть айсберга. А надводная часть айсберга, как сейчас говорят - подсознание, наша духовная область, которая в каждом человеке существует, - она невидима и большинству людей непонятна.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Можно понять только взглядом оттуда». И без познания той жизни, без познания смысла будущей жизни, на многие вопросы здесь, на земле, нет ответа. Почему один умирает в младенчестве, а другой живет, хотя негодяй, и даже благоденствует.

Почему часто умирают люди молодые и хорошие, а плохие, наоборот, остаются? На это мы, правда, имеем ответы, ещё в Библии: Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия... (Прем. 4,13,14). То есть он хороший, но дальнейшая жизнь может его развратить, и он сейчас наиболее готов. Владыка Арсений (Жадановский) говорил, что Господь ни мгновения не медлит, если человек готов для будущей жизни.

Есть такая книга - «Невероятное для многих, но истинное происшествие». В ней рассказывается о душе некоего человека, которая вышла из тела и почти через полтора дня вернулась, когда тело было уже в гробу. Так вот, когда его Ангелы внесли в свет, в котором он как бы ослеп, ничего не видел, он услышал голос, который величественно, без гнева, властно сказал: «Не готов». И Ангелы понесли его назад, поднесли к телу, лежащему в гробу, и Ангел ему сказал: «Ты слышал повеление Божие? Войди в тело и готовься».

Кстати, почивший старец отец Николай с острова Залит меня как-то спросил: «А ты боишься умирать?» Я говорю: «Батюшка, я как-то не думаю об этом. Конечно, всё равно не миновать, только я не готов ещё умирать». - «Значит, долго жить будешь. Потому что готовиться нужно много».

Так что, я думаю, наше жительство здесь, на земле, зависит от того, как мы будем готовиться. И, конечно, нужно постоянно помнить, что смерти не миновать. Некоторые монашествующие даже вешают себе над кроватью такие поучительные картинки - на них изображен гроб и надпись: «Этого никто не избежит».

Христианское восприятие смерти не мрачное. К христианской кончине, пожалуй, больше относятся слова, которые мы каждую вечерню слышим, - «изведи из темницы душу мою», то есть человек живет в этой жизни, как в темнице, во мраке.

Мой отец рассказывал, что во время его пребывания в лагерях, - а он даже в Коми и на Соловках побывал, - когда он как-то обдумывал свои мрачные перспективы, ему как бы открылось небо, и он увидел тот мир, и понял, что тот мир более реальный, чем наш. Он мне часто об этом рассказывал. Видимо, ему было дано такое духовное подкрепление, чтобы он не думал только о всяких неприятностях, которые здесь нас подстерегают или даже преследуют, а больше помнил о будущем.

Так что вопрос жизни и смерти, конечно, для православного человека, вопрос естественный и неизбежный. И человек должен себя правильно настраивать, по крайней мере, на богослужении в просительной ектений на прошение: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим» - человек должен обратить свое внимание и призадуматься. Некоторые даже, когда слышат это прошение, кладут земной поклон.

Конечно, для человека не свойственно думать о смерти как о небытии. Мне мой батюшка говорил, что человеку не свойственно думать о смерти как о небытии, потому что у него душа безсмертная. И то, что мы называем здесь смертью, - это смерть тела, душа не умирает, а переходит в иной мир. Правда, со всем тем, что она приобрела в этой жизни. Об этом как раз и сказано, что если умрешь прежде, чем умрешь, в смысле - для греха, то не умрешь, когда умрешь, то есть со смертью тела не постигнет тебя ещё и смерть души.

Если существование загробного мира, безсмертия души, будущей жизни отрицается, то жизнь становится безсмысленной и жестокой. Потому что тогда получается, что можно, как говорится, творить всё, что угодно, а там конец - и всё. А когда человек забывает о безсмертии души, о будущей жизни и воздаянии - это может привести к самоубийству, страшному греху.

Святые отцы много говорили о душе, о духовном мире, о будущей жизни, но современная жизнь старается от всего этого человека отвлечь.

Многозаботливость, множество всяких так называемых проблем отвлекают сейчас человека от этих мыслей и заставляют его в суете проводить свою жизнь. Как сказал Соломон в конце жизни: все суета сует и томление духа. И вот всё суета сует, а дух-то томится, потому что ему не остается места в этой жизни. Получается, что человек суть плоть. Когда случаются в этом круговороте жизни кончины, особенно трагические, то это вызывает в людях страх и растерянность. Поэтому для человека, не живущего духовной жизнью, не помышляющего о загробном мире, час смертный особенно страшен.

С одной стороны, конечно, если вспомнить, что даже святые отцы перед кончиной страшились её и говорили: «Не знаю, угодна ли жизнь моя и положил ли я начало покаянию», - то что нам говорить. Даже страшно подумать. Но и нам всё-таки есть утешение. Ведь много записано от древности до наших дней случаев явления умерших.

Они, пожалуй, не менее важны и для повседневной жизни. Потому что, во-первых, если мы бываем в каких-то особенно тяжелых ситуациях, стоит только вспомнить, что наша земная жизнь не вечна - и уже становится легче. То есть мысль о том, что эта жизнь кончится и будет переход в иную жизнь, помогает жить. Некоторые думают, что мысли о смерти, о загробном мире уводят от этой жизни. Но, во-первых, человек всё равно уйдет от этой жизни к другой, а во-вторых, они не уводят - они ведут по этой жизни, они помогают идти по этой жизни. Потому что видишь временность всего, непостоянство, непрочность. Видишь, что то, за что мы хватаемся, часто от нас ускользает. И вообще человек живет мгновением. Видимо, когда-то не зря Фауст всё искал этого момента, чтобы воскликнуть: «Мгновение, остановись!»

Но оно не остановится в этой жизни. Оно остановится, может быть, в будущей жизни, потому что там времени не будет. Здесь всё преходящее, и память смертная только помогает жить. Она, во-первых, опять же, когда что-то очень трудное, сложное, утешает, что это не вечно. И, кроме того, она помогает не прилепляться к земному. Потому что когда человек с чем-то дорогим расстается, ему это тяжело, а когда время от времени память смертная напоминает, что всё равно со всем придется расстаться, то от этой мысли становится несколько легче.

Вообще тайна смерти - она во всей своей полноте для нас непостижима. Непостижимо, почему даже Господь наш Иисус Христос - Богочеловек! - тоже прошел вратами смерти. Непостижимо, почему все обязательно должны пройти через смерть. Даже, видимо, при Втором Пришествии изменение живущих будет подобно смертному моменту. Ведь во время Пришествия будут живущие на земле, но, наверное, всё-таки они тоже как-то соприкоснутся со смертью. Потому что, если даже пророки Илия и Енох, взятые живыми на Небо, придут на землю для того, чтобы пройти всё-таки вратами смерти, - значит, это обязательно для всех. По преданию, и Иоанн Богослов тоже должен прийти, ведь в Евангелии не сказано, что он умрет, а сказано: аще хощу, да той пребывает, дондеже прийду, что к тебе? Ты по Мне гряди (Ин. 21, 22). Так что если Сам Спаситель и Матерь Божия прошли смертными вратами, то уж, наверное, и всем остальным этого не миновать.

Много известно случаев, когда в момент опасности перед мысленным взором человека за минуты или даже секунды проносилась вся его жизнь. То есть понятие времени существует только здесь, на земле, оно касается нас, а у Бога оно особенное. В какое-то мгновение произойдет, что весь род человеческий во время Страшного Пришествия Господня падет ниц - как апостолы: падоша ницы, и убояшася зело (Мф. 17,6), когда Господь явился при Преображении. А когда Господь воскрес, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые, то есть не мертвы, а были яко мертви (Мф. 28,4). Так что смерть - она великое таинство.

Тайна смерти всегда, во все времена занимала умы человеческие: «А что потом? Где мы будем?» Всегда люди чувствовали, что что-то здесь не просто. Наша Православная вера - Богооткровенная, а другие религии - языческие, религии человеческие, человеческого мышления. Человек чувствует, что он сотворен по образу Божию, не сознавая этого, и поэтому, естественно, пытается по своему этому образу представить себе своего Творца. Откуда появился весь этот пантеон богов - аполлонов, зевсов, артемид всяких? Потому что люди по своему падшему образу пытались представить себе свой первообраз, и этот первообраз был отражением их падшего образа. Поэтому эти боги грешили, воевали между собой, убивали.

Представление о загробном мире они имеют того же падшего характера, что там гаремы какие-то, всяческие плотские наслаждения. На самом же деле: не видел того глаз, не слышало ухо... что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9) - то есть такое состояние, которое человек здесь не может себе даже представить. Очень хорошо на эту тему сказал святитель Николай Сербский: в видимом мире всё только символы того, что есть в невидимом мире. Поэтому всё вроде бы подобно, но не совсем то. Ведь видимый мир все эти символы так запачкал своей греховностью, что по ним трудно представить себе, что там.

Видения умерших очень интересны. Иногда, например, они говорят с живущими, а потом вдруг останавливаются: «Больше нельзя говорить, это тебе трудно объяснить». Очень интересные есть примеры, когда здесь живущие, встречаясь с пришельцами из того, загробного мира, пытались расспросить о чем-то, и те отвечали на вопросы, а потом говорили: «Я больше не могу говорить, мне нужно уходить». То есть они должны вернуться, они были отпущены на какое-то время. И вообще, то, что мы знаем здесь, – это то, что якоже можаху: насколько мы можем, насколько нам позволено - настолько и открывается нам мир загробный. Потому что от людей, реанимированных после клинической смерти, часто можно услышать, что им там было легко и радостно. Это верно в том смысле, что там - мир вечного блаженства. Но, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), как люди есть и хорошие и плохие, так и там, оказывается, есть мир и такой и такой. И люди, которые видели тот мир, они чувствуют, что там хорошо, но это не есть полнота того, что есть на самом деле, потому что там им ещё не всё открыто, а только приоткрыто настолько, насколько нам можно и полезно.

Где-то я читал о каком-то явлении, что один из явившихся из того мира сказал, что им запрещено являться, чтобы не напугать живущих здесь. Почему редко являются умершие? Потому что, оказывается, там есть правило, что если они нас напугают, то они не будут иметь права появляться в этот мир. И чтобы не потерять эту возможность, они очень редко являются. Они берегут возможность прийти в этот мир, когда это будет крайне необходимо, чтобы здесь что-то важное сделать, о чем-то напомнить или предупредить.

Вот пример. Умерла жена, осталось двое детишек. Муж выдержал траур, как подобает, но потом из-за детей, да и не стар ещё был, он решил всё-таки вступить во второй брак. Кстати, второй брак допускается в таком случае, но всё равно, по-настоящему, полагается епитимия. И вот ему, вместо епитимий, была большая неприятность - какая-то растрата на службе. Он был очень расстроен и пришел в комнату к деткам, как это бывает иногда в таком состоянии. Сидит там, детки спят, они маленькие ещё были. Вдруг открылась дверь, и вошла умершая жена. Он настолько был потрясен своей неприятностью, что даже сразу не подумал, что она умерла, и спрашивает её: «Ты знаешь, что у меня случилось?»

Она говорит: «Знаю».

- Что мне делать?

- Ничего. Помолись, всё пройдет, всё обойдется.

- А знаешь, кто это сделал?

- Знаю. - Кто?

- Это тебе не нужно знать. Всё обойдется, достаточно только улучить момент.

Потом он говорит:

- Знаешь, я ведь второй раз женился, ты не обижаешься?

- Нет, - говорит жена, - напротив, ты это правильно сделал.

Для неё не было уже плотской ревности. У неё было другое понимание всего: рядом с её семьей, с её любимым человеком, с её детьми есть другой человек, который их тоже любит, о них заботится. И этого достаточно.

Муж говорит: «Вот детишки наши, посмотри». «Я, - говорит жена, - сегодня уже у них была». В это время теща его, уже вторая, слыша какой-то разговор, пошла к их комнате, её шаги раздались, и жена говорит: «Нас не должны вместе видеть», - и ушла. Она была со свечой, и интересно, что остались капли воска, которые капали со свечи, а её уже не было. Тоже пример интересный - то есть наши умершие посещают нас, заботятся о нас, предупреждают, поэтому иногда являются перед какими-то важными событиями. И отношение у них к нам уже другое, не земное, полная духовная связь.

П.С. Исходя из прочитанного, нужно понять простую вещь, что будущее России может состояться только на идеалах Православного Христианства.

Протоиерей Валериан Кречетов

О смысле человеческой жизни Человек, Смысл жизни, Смысл, Бог, Религия, Спокойствие, Православие, Христианство, Иисус Христос, Смерть, Правда, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...