
Путь имеющий сердце
5 постов
5 постов
Путь, имеющий сердце V
Макс и Зинаида видели ауру. Я же не видел. Пытался увидеть, но не мог. И скрывал это, стыдясь своей неполноценности.
Они подробно и с увлечением описывали то, что видели: ауры людей, животных, растений и даже предметов. Говорили о слоях, плотности, оттенках и интенсивности свечения.
Я начал подозревать, что Макс и Зинаида водят меня за нос. Что на самом деле ничего они не видят, а лишь плутовски импровизируют. Впрочем, я решил считать их игру невинной формой самообмана, не более.
Однако я ошибался.
Аура подобна музыке, звучащей без инструментов. Она навевает образы и ощущения, из которых рождаются слова. А слова сплетаются в сказки, полные сокровенного смысла: все деревья мира произрастают из одного древа; все реки земли берут начало в реке Стикс; среди прохожих можно встретить белых магов, черных магов, а порой и ужасающих нелюдей.
Мы провожали Зинаиду пешком пять или шесть трамвайных остановок от школы до её дома. Слушали её сказки, которые открывали двери платяного шкафа. Я смотрел в те двери, и мне казалось, что я могу войти в них. Однажды она пригласила нас к себе. С тех пор её дом, стоящий на перекрестке миров, стал местом, где мы часто собирались. Это был дом-пограничник. Дом-воин. В его стенах мы чувствовали себя как в крепости. Мы называли его домом Солнца.
Я не видел ауру, не обладал магическими способностями, не знал, откуда берутся сказки. По всему выходило, что я не избранный. Но Макс — совсем иное дело! Он был полиглот, свободно говорил на английском, французском, испанском, узбекском, изучал фарси. Он изготавливал предметы силы, утверждая, что наставления по их созданию и применению приходят к нему во снах от неких «космических друзей». Он был с приветом в хорошем смысле этого слова! И ко всему прочему он являлся одарённым рассказчиком. Зинаида говорила, что его душа — огромная и древняя, воплотившаяся с особой миссией. Даже Пёч признавал его исключительность. Когда я попытался умничать в терминах оккультной философии, Пёч раздражённо оборвал меня и произнёс, а его указательный палец при этом дирижировал оркестром интонаций и слов:
— Костя, если ты будешь упорно работать, то достигнешь многого! Но пока ты неубедителен. Наберись терпения. Взгляни на Макса, есть чему у него поучиться!
Эти слова, как звонкая пощечина, оглушили меня, и в тот же день, не в силах справиться с замешательством, я открылся своим друзьям в том, что не вижу ауры и чувствую себя самозванцем в их компании. Зинаида расхохоталась, и в её смехе не было ни капли жалости.
— Ты же маг! — сказала она. — Просто ты слишком глубоко вжился в образ обычного человека. Твоя маскировка безупречна! У тебя ролевая амнезия. Такое иногда случается. Но ты скоро вспомнишь.
Макс ничего не сказал, но я заметил характерные валики на его щеках, появляющиеся обычно у людей, которые пытаются сдержать спесивое удовлетворение. Подумалось: ну вот, теперь он станет поучать меня! Однако он не стал.
На следующей встрече он появился с загадочным артефактом, напоминающим миниатюрную пирамидку. Он надел его на голову, подобно тому, как иудеи надевают тфилин, и с вытянувшимся торжественным лицом, будто доверяя нам самый важный из своих секретов, и при этом как бы слегка паясничал, загибая пальцы, проговорил:
— Во-первых, она раскрывает восприятие. Во-вторых, фокусирует внимание! А в-третьих — усиливает магические способности человека! Я начал видеть ауру благодаря именно этому предмету.
Макс закурил. Сделав несколько затяжек и окутав себя клубами дыма, с пирамидкой на голове, похожий на странного городского курандеро, он прищурился и добавил:
— Правда, с ней надо обходиться аккуратно. Я не уверен, но она как будто исполняет желания. Даже самые идиотские. Так что бойтесь своих желаний.
Макс сделал по одной пирамидке: для Зинаиды он взял софору, а для меня — дуб. Верхушки пирамидок были срезаны под особым углом, чтобы фокус золотого сечения смещался к их основанию. Затем он посвятил нас в практику, названную «Восхождением на пирамиду». Для достижения кумулятивного эффекта нужно было надевать пирамидку ежедневно, считать до сорока или медитировать на ощущениях. Ничего сложного, правда?
Когда впервые надел пирамидку, я ощутил физическое давление в центре головы, где-то в мозге. В пазухах черепа возникло распирание. Спина моя быстро нагрелась. Заложенная ноздря вдруг раскрылась, из нее вытекла жидкость.
...Прошла неделя с начала нашей практики, и мы вдруг заметили, как вокруг сгустилось движение и стали твориться странные вещи. Пространство словно проверяло нас на вшивость, воплощая то, что наилучшим образом соответствовало нашим тайным наклонностям. Оно вдруг наполнилось немыслимыми персонажами. Мне казалось, вещи в нём ожили, обрели сознание и память, способность спрашивать и отвечать. Например, в моем окружении черным силуэтом проступил какой-то иррациональный недоброжелатель, как черт из табакерки выскочил и ну без очевидных причин ставить палки в колеса! Пришлось учиться эти причины выявлять и как-то выкручиваться.
Затем мимолётно пронеслись внезапные отношения с фантастически красивыми барышнями, короткие и символичные, подобные жизни мотылька! Некие силы прогнали меня через строй гнева и стыда, как солдата, приговоренного к шпицрутенам.
После этого я вдруг обнаружил у себя целительский дар и мог избавлять от боли наложением рук, и поэтому начал изучать мануальные техники! Однажды во время бесцельной прогулки нашел на дороге триста долларов — огромные деньги по меркам Ташкента тех лет. Я поднял их и не мог понять, что это за знак.
Мир вокруг нас открывался в новых измерениях, полных чудес и аномалий. Как-то мы втроём наблюдали огромное НЛО, которое заняло треть неба. Объект был похож на прозрачный треугольник и бесшумно летел с невероятной скоростью. Он слегка искажал свет звезд и исчез за горизонтом через несколько секунд. Мы стояли и смотрели на это чудо, не веря своим глазам.
Но самое удивительное — это сновидения!
На каждой нашей встрече Макс делился своим сновидным опытом. Его сны населяли незримые сущности, они всегда помогали ему, их голоса наставляли, инструктировали. Напоминали, что надо посмотреть на свои руки — так можно было понять, что ты спишь: разглядывая руки.
Затем и Зинаида включилась в этот процесс. Она стала замечать, как законы физики нарушаются, а реальность превращается в нечто абсурдное и изменчивое. Осознав себя во сне, она кричала изо всех сил. Её крик каждый раз порождал объёмную карту какого-то мира, который она мечтала увидеть. Контуры материков и океанов были незнакомыми, но при этом удивительно узнаваемыми! Она выбирала место на этой карте, концентрировалась на нём, пытаясь перенестись туда, но всегда просыпалась!
Их живые, красочные описания сплетались в единый узор, создавая иллюзию ожившего гобелена. Каждый стежок был полон тайн и обещаний, словно неведомая сила тянула меня внутрь этого мира. Я чувствовал, как энергия нарастает, словно волна, готовая обрушиться на меня. И вот, наконец, это случилось. Я впервые осознал себя во сне.
Мы с Максом шли по тенистой аллее высоких чинар. Тени скользили по земле, воздух, казалось, был наполнен предчувствиями. Впереди виднелся старинный особняк — Дом Культуры. В какой-то момент я поднял руки к лицу и воскликнул:
— Макс! Это сновидение! Ты осознаешь? Мы в сновидении!
Татуировка ползала по коже, и это был еще один неоспоримый признак сна. Она была густо-синяя, иногда расплывалась в кляксу. Макс смущённо оглядывался по сторонам, опасаясь, что кто-то может заметить наше присутствие. Я был в полном восторге!
— Это же сон! — снова воскликнул я. — Только мы здесь настоящие!
Но тут меня пронзила ужасная мысль: настоящий здесь только я один. Лицо Макса вдруг исказилось, его скептические морщины, тянущиеся от крыльев носа к уголкам губ, углубились, рот превратился в маленькую точку и исчез вовсе. Мне стало противно на него смотреть. Я ощутил, как энергия моей осознанности истощается, и тут же вернулся глазами к рукам. Кисти рук были опухшими и с красным оттенком, как изображение на старой испорченной кинопленке. Затем я перевёл взгляд на деревья. Их серые облупившиеся стволы казались выпуклыми и округлыми, словно я смотрел на них сквозь линзу. Я поднял голову, сконцентрировался и зашагал к Дворцу Культуры.
Всю следующую неделю я жил в эйфории, но вместе с этим нарастала и тревожность. Я чувствовал, что мы уже пересекли черту, за которой нет возврата, и груз уплотнившейся событийности мог в любой момент раздавить нас.
Первой под молох попала Зинаида. Она имела разряд по альпинизму. Во время очередного восхождения в горах Тянь-Шаня инструктор решил изменить маршрут, чтобы пройти через места "невероятной красоты". Он сказал, что такая возможность выпадает раз в жизни. Группа шла по дикому пути, где не было троп, кроме козьих; прыгали по камням и продвигались против течения реки.
Когда они начали взбираться по отвесной стене, сверху раздался пронзительный крик: «Камень!»
Зинаида не успела ни увернуться, ни уклониться. Её руки и ноги застряли в трещинах. Страшный удар сшиб её со скалы прямо в воду.
Очнулась она на берегу. Кровь заливала лицо. Люди вокруг словно за экраном, нечёткие, приглушённые. На вершине скалы стояло светящееся существо ростом в три человеческих роста. Оно пристально смотрело сверху на Зинаиду, проникая глазами прямо в её душу. То был не ангельский взгляд, а пронзительный, сосредоточенный, как у хищника, выжидающего момент.
Спасательная операция была сложной и рискованной. Пострадавшую долго несли с гор на закорках. Когда связь восстановили, вызвали вертолёт.
Мы с Максом встретились с Зинаидой Сергеевной через пару недель в ташкентской больнице. Её трудно было узнать. Перед нами стоял худющий, контуженный мальчик с огромными, как синие блюдца, удивлёнными глазами. Это был словно инопланетянин, случайно попавший в наш мир. В нём с трудом угадывалась прежняя Зинаида Сергеевна.
Следующим под молох попал я.
Внезапно от инфаркта скончался мой дед.
Во время похорон случилось нечто невообразимое. Ждали его брата, тот летел из Москвы. Приехав, он сразу вошёл в комнату, где стоял гроб, в котором покоилось тело усопшего. Дед был диабетиком. Наверное, формалин не сработал — в мёртвом теле закипела брага, оно на глазах оцепеневших родственников вдруг раздулось от переполняющих его газов. Изо рта, как на пружине, вылетела челюсть. Из уголков глаз брызнули струи крови. Всё это произошло, как по заказу, именно в тот момент, когда брат вошёл в комнату, ни раньше, ни позже! Бабушка закричала: «Там кровь! Там кровь
Все они в ужасе выбежали из комнаты. Лицо покойника стремительно посинело и натянулось, как поверхность воздушного шара, глазные яблоки вылезли из орбит. Я и муж моей тётки, не сговариваясь, действовали слаженно, по наитию: схватили крышку, накрыли ей гроб, обмотали его стальной упаковочной лентой. Мы работали спокойно, но в воздухе витало напряжение. В машине гроб трещал, потому что из него наружу рвался покойник.
А потом дед пришёл ко мне ночью. Я стоял на лестничной клетке в подъезде, а он медленно, грузно поднимался по пролёту этажом ниже из темноты. Освещалась только площадка, с которой я смотрел вниз. Когда он повернулся ко мне, я окаменел от ужаса. Лицо деда было в точности как то, что я видел в гробу: синий с кровью шар, на поверхности которого угадывался рельеф знакомых черт, глаза, как узбекские амулеты кузмунчок, только багровые, с лазурным льдом в них. Я точно знал, во-первых, что это сон, а во-вторых, что это не дед мой, а демон в его обличье. Вдруг прорвалась ясная мысль: демоны питаются страхом. Надо убрать страх!
Эта мысль была как дверь, которую я захлопнул, отгородившись от жуткой какофонии, бренчавшей внутри. Демон замедлился, словно большая страшная кукла, и остановился. Я смотрел на его кошмарное лицо, изо всех сил удерживая внутри себя спасительную тишину, но снаружи, со всех сторон, сверлил, гудел, стрекотал адов джаз, стремясь добраться до моей амигдалы. Я чувствовал, как теряю контроль, и меня вновь захлестывает ужас. Демон продолжил движение.
Я крутанул невидимую ручку громкости, пытаясь уменьшить страх, но безуспешно.
Следующая мысль вспыхнула, как луч маяка: нельзя фокусироваться на нём! Я отвернулся и теперь следил за ним периферическим зрением.
Он остановился, когда был всего в шаге от меня. А затем я проснулся.
Помню, сидел потом в маленьком сквере им. Пушкина на корточках. Набегали волны апрельской печали, накрывая меня пеной обреченности. Словно всё предрешено, будущее уже наступило, и любви нет, смысла тоже нет. Есть только угасание.
Я стоял, как чёрный пористый сугроб посреди этой буйной весны, и упрямо не желал сдаваться, не хотел таять. Созерцал свои руки блуждающим взглядом, поворачивал их, как будто во сне, шевелил пальцами и вдруг ощутил, как из кончиков пальцев вырвались мерцающие лучи, словно струны, на которых я играл невидимую мелодию. Вокруг кистей засиял ореол, и всё вокруг замерло. Только ветер шелестел листвой старых чинар, переплетая их световыми потоками, создавая калейдоскопические узоры в бесконечной высоте.
Чёрный сугроб во мне разлетелся на куски. Я освободился от чего-то тягостного и теперь ясно видел. Не представлял, не рисовал в воображении, а видел!
Ауру.
Самую настоящую.
Путь, имеющий сердце IV
Он был птичьим магом, редким светящимся существом, проводником чудес. Я не сразу распознал его. В обыденном мире Макс казался нелепым, неуклюжим, почти инфантильным. Его высмеивали и даже презирали, но в полумраке магической реальности он был астральным королем! Его жесты, мимика и походка напоминали Джима Керри в образе Маски; возможно, он сознательно подражал ему. Будучи большим ценителем прогрессивного рока, он открыл мне мир потрясающих мини-симфоний Dead Can Dance.
В его глазах я видел отражение иных миров, где время течет иначе, а реальность податлива, как глина. Он был тем, кто мог вызвать дождь из звезд и превратить слово в действие. В его присутствии я чувствовал, как границы моего восприятия расширяются, словно лепестки цветка, раскрывающиеся под утренним солнцем.
Он приносил предметы силы, созданные им самим, и показывал их мне на больших переменах между фармакологией и акушерством. Эти предметы работали, и я был поражен мощью фашины — миниатюрного веничка из растительных волокон, боевого артефакта, который иногда использовался и в целительских практиках.
В одном из своих снов Макс получил послание от таинственных существ. Они сообщили ему, что фашина — это пучок силовых волокон, связка всего самого лучшего и боеспособного, что есть в человеке. Это метла, которой выметаются пороки.
В другой раз Макс показал мне «мингор» — приспособление для остановки внутреннего диалога. Оно представляло собой плоские дощечки, соединенные кожаным ремешком. «Мингор» приводились в действие простым сжатием пальцев. Я с удивлением замечал, как в голове возникала мягкая, похожая на вату тишина. Она вдруг накрывала теплым чапаном и плотно придавливала базар моего ума, кишащий многоголосьем. Всего на несколько секунд, но этого было достаточно для того, чтобы бросить взгляд в зазор между картинок майи.
Макс также открыл для меня книги Карлоса Араньи. Когда я начал загибать уголки страниц, он возмутился «до сердцевины своего существа» и принялся меня отчитывать, словно старый сухой педант. Я хохотал, держась за живот, а он при этом что-то сосредоточенно шептал в черные с золотом корешки. Книжки все же поистрепались потом от многократного перечитывания.
Однажды мы гуляли с ним по Ташкентскому Бродвею, где в то время торговали всяким интересным барахлом. Макс остановился у букинистического развала, и мы присели. Он начал листать дорогие книги по магии, словно искал что-то особенное.
Продавец, пожилой алкаш, вдруг сказал:
— Эзотерика - не ваше, молодые люди! Убьётесь! Не надо вам оно! В мире столько всего интересного! Слышите меня? Убьётесь!
Я запомнил эти слова.
Но... увязли коготки глубоко, а точка сборки сдвинулась далёко. Мы с Максом нашли друг друга и теперь искали третью фигуру, которая могла бы стать связующим звеном в нашей новой реальности.
Мой учитель по литературе, Пётр Викторович Ермаков, известный как Пёч, был раздосадован тем, что я не оправдал его надежд - не поехал поступать в институт им. Горького, как обещал.
Он, безусловно, читал Кастанеду, книги которого были для него жанром художественной литературы.
— Это не художественная литература, — возразил я, — это полевой отчёт! Кастанеда - антрополог.
Пёч ответил с нажимом, будто бы отбрасывая все возможные возражения:
— Это настоящая литература, — произнёс он, и его голос, казалось, пронзил пространство. На мгновение он замолчал, и лицо его озарилось внезапной мыслью.
— Тебе и Максу, — сказал он, потрясая длинным указательным пальцем, — было бы полезно встретиться с Зинаидой. Помнишь Зинаиду?
Когда я был школьником, она расслабленно преподавала у нас биологию. Молодая, привлекательная женщина, Зинаида Сергеевна Есенина выставляла нам те оценки, какие кто просил. Она приходилась правнучкой поэту Сергею Есенину. У нее были бирюзовые глаза. А еще у нее был золотой зуб. Это всё, что я помнил.
— Она — посвящённая, — сказал Пёч, и его брови изогнулись в грозном величии. — И, боюсь, с вами, профанами, не станет говорить.
Словно опомнившись, он достал из кожаного пухлого портфеля книгу. Это была «Роза мира».
— Здесь собраны все ключевые понятия эзотерики! — сказал он. — Прежде чем идти к Зинаиде, тебе нужно хотя бы это изучить.
Эзотерика — как красиво звучит это слово! Словно орнамент, вырезанный искусным мастером.
— Дайте почитать, пожалуйста, — попросил я.
Но Пёч неожиданно отказал мне.
Поборов дурную обиду, морщась, я показал ему толстую книгу Кастанеды с рельефным символом Хунаб-Ку на обложке. В результате мы сторговались.
Я взял с собой Макса на встречу с Зинаидой. Не помню точно, но, кажется, он так и не узнал о нашей рискованной сделке. В голове у меня крутились странные названия из «Розы мира» — шаданакар, брамфатура, шрастры, энроф. Нужно было запомнить их все.
После учебного дня Зинаида Сергеевна вела кружок, который назывался «Косморитмобиология» — какие были времена! Мы поднялись по школьным ступеням на четвертый этаж, заглянули в класс и увидели детей, которые то ли играли, то ли медитировали, то ли упражнялись в сверхспособностях. Мы наблюдали, как мальчик, держа в пальцах кончик нити, раскачивал маятник силой мысли. Девочка открывала конверт, извлекала из него листок с изображением фигуры и сосредоточенно передавала информацию, а другая, с завязанными глазами, считывала послание и вслух называла эту фигуру. Худощавый парень тренировался с ложкой! Нет, он не гнул ее, как в «Матрице», но магнетически удерживал её на своем лбу.
Это был 1994 год.
Фильм «Матрица» вышел в 1999-м. Мальчик сказал Нео: «Ложки нет».
Но я знал, что дело не в ложке. Меня интересовал суп, который можно хлебать без ложки — как это делают китайцы.
Нас затягивало в воронку мифа об "избранном". Я чувствовал, что всё неслучайно. Впереди нас ждало нечто чудесное. Я хотел верить, что "избранный" — это я. Всё указывало на меня: следящие глаза богов, события, сны. Но я понимал, что природа не могла пойти на такой риск — сделать ставку на одного.
Минимум двоих привели к Пифии — смуглого и блондинчика.
И даже двое — это мало. Весь класс — комната претендентов.
Но дети не могли тягаться со мной. А вот Макс — другое дело! Я посмотрел на него иначе.
Казалось, он ни о чём таком не думал. Зинаида Сергеевна увидела нас и пригласила жестом. Мы сели перед ней за парту, как два школяра.
— Зачем пожаловали? — с улыбкой спросила она. Я открыл рот, чтобы ответить, но Макс опередил:
— Нас интересуют оккультные науки!
И в этот момент её глаза вспыхнули...
Путь, имеющий сердце III
Третьим тактом стал распад СССР. Произошла колоссальная разгерметизация. В замкнутый нарнийский, затерянный мир советских людей хлынули вирусы и патогены, к которым не был выработан коллективный иммунитет. Наступила великая боль, помрачившая рассудок миллионов людей. Это помрачение укоренилось, было признано нормой и передавалось из поколения в поколение, как эволюционная мутация. Исчезло ощущение родства, объединявшее всех. Всем вдруг стало друг на друга наплевать.
Были те, кто словно знал, кто подготовился к этому, сразу бросились отгрызать куски, но в целом люди оказались беспомощны, наивны, слишком светлые, слишком чистые. В обители богов умер титан. Его смерть сопровождалась ужасными катастрофами, войнами и террором. А мы хихикали, как слабоумные дети над трупами своих родителей.
Мир сдвинулся и поплыл к пропасти, страшно меняясь обликом.
Наша соседка этажом выше, Гавхар, вдруг стала говорить моей матери, встречаясь с ней на лестнице, что русские плохие, что мы шовинисты, империалисты и колонизаторы, нам пора убираться из Ташкента, «пока не стало слишком поздно». Моя мать была преподавателем научного коммунизма и, конечно же, беленилась. Стиснув зубы, она вступала в перепалку. Гавхар не сдерживала крик, голосила, а после поднималась к себе наверх, и слышно было, как она лютует, как лупит своих детей.
Мать цедила с ненавистью: «Если бы не советская власть, так и ходила бы в парандже, туртушка!
История стремительно менялась: в одно мгновение герои революции превратились в палачей, а басмачи стали героями. А еще говорят, что прошлое неизменно! В тот момент исчезло всё, на что можно было бы опереться. Зеркало, в котором раньше отражался образ будущего, разлетелось на осколки. Впереди осталась только тьма, и лучше было не пытаться вглядеться в неё.
Тогда я начал искать путь. Мне не оставили шансов его не искать. Из всех возможных вариантов, из всех выборов, которые предоставились мне, я совершил самый странный в глазах окружающих.
Наверное, я ощущал смысловой вакуум. Не хватало чего-то важного, настолько важного, что я не мог принять реализацию, предложенную обществом. Меня никогда не вдохновляли идеи о богатстве и карьерном успехе, поощряемые в обществе. Ни наука, ни культура, ни предпринимательство — ни одно из этих занятий не привлекало моего внимания.
Возможно, я мог бы стать литератором, ведь у меня был хороший учитель. Однако мать убедила меня выбрать медицинскую специальность. После школы я должен был поступить в Московский медицинский институт. Для этого требовалось сдать экзамены по химии, биологии и русскому языку. Биологию и русский я худо-бедно, на три четверти, мог одолеть, подготовившись. Но вот с химией у меня не было ни единого шанса.
Я был далёк от химии и не намеревался вникать в этот предмет. В моём уме сам собой зародился коварный план — воспользоваться ситуацией, не приложив усилий, прокатиться, что называется, на шару. И до сих пор я недоумеваю: неужели моя мать была столь наивна? Неужели она не осознавала, что мои намерения были далеки от серьёзности, когда мы садились в купе?
В тот год, как я поступал, случился ГКЧП. По телевизору крутили «Лебединое озеро». Там были белые лебеди, а среди них — одна чёрная, как пиратская метка.
Помню, на тесте я расслабился и стал отвечать наугад. Думаю: «А вдруг получится?» И тут вижу — в аудитории сидит взрослый дядя, старше всех. Спокойно так, сосредоточенно решает тесты. И вид у него такой, будто он не экзамен сдаёт, а в морской бой играет! Как легко это ему даётся! Он осознан, взвешен, подготовлен, уверен в избранном направлении и неуклонно стремится к своей цели.
Итак, СССР рухнул, а я провалил поступление. Вернувшись в Ташкент, на следующий год я всё же поступил, но не в институт, а в медучилище имени Боровского, которое теперь гордо именовалось колледжем. Но я всё ещё не стремился стать медиком. Ни фельдшером, ни акушером. Ни на скорой. Ни в деревне. Нигде. Никогда.
Мне претила коррумпированная сущность современной медицины, видящей в человеке лишь набор органов или нечто вроде мха.
Но в этом самом медучилище я встретил человека... не менее странного, чем я сам. А может быть, и гораздо более странного. Его звали Максимилиан.
(продолжение следует)
Путь имеющий сердце II
Следующее важное событие произошло, когда я пошел в школу 1 сентября. Мне не исполнилось и семи лет. Помню фойе, переполненное школьниками. Оглашали список первоклассников, но моя фамилия так и не прозвучала. Я балансировал на пике напряжения.
В конце концов, вопрос решился, но утро было тяжёлым, полным незнакомцев, толкающих меня со всех сторон. Я потерялся среди них, не понимал, что делать и куда идти. Мне показали мое место, объяснили правила, я стал частью поголовья, ощущая беспомощность и собственную ничтожность!
Отчаянно хотелось отличиться, доказать себе и другим, что я уникум, а не поголовье! Но никто не хотел меня слышать. Потом я оказался с другими новоиспечёнными первоклассниками недалеко от дома. Там росли кусты черёмухи. Я предложил полакомиться спелыми ягодами. Они свисали с ветвей гроздьями и манили сочным чёрным глянцем. Один мальчик заявил, что это ядовитая ягода и её нельзя есть. Видимо, он тоже хотел выделиться. Мы поспорили. Я демонстративно съел горсть ягод.
Через два часа, сидя дома за столом, я увидел друга семьи и, указав на него пальцем, громко произнёс: «Врун с ушами». У него действительно были несоразмерно большие уши и маленькая голова, и я был уверен, что он лжёт.
Внезапно на меня отовсюду надвинулись страшные тени. По стене пополз ковёр из тараканов. За окном — а жили мы на четвёртом этаже — шастали враждебно настроенные чужаки, которые заглядывали в комнату, скалились и угрожали. Я не кричал и не плакал, но ужаснул всех, агрессивно бросаясь на окна.
Мать вызвала скорую. Фельдшерица спросила на ломанном русском, не было ли у нас в роду сумасшедших? Предложила отвезти меня в психоневрологическое отделение. Мать выгнала ее и продолжила звонить. В результате к нам прислали психиатра, доброго дядечку, который с улыбкой, успокаивающе и как-то напевно проговорил: «Это он ягодок наелся». Промывать желудок было поздно — действующее вещество уже в кровь вошло. Добрый доктор рекомендовал питьё и наказал следить, чтобы я не навредил себе. Через несколько часов симптомы должны были пройти.
Ночью галлюцинации усилились. По углам шебуршились белые мыши. Мать я не узнавал и не подпускал к себе, видя вместо неё какую-то страшную Алмауз Кампыр. Она плакала и стенала, еще больше пугая меня.
Я блуждал в лесу качающихся шепчущих теней, а когда изредка выбирался из него, испытывал удушье, словно на меня навалили кучу пыльных ватных одеял. Хватая ртом воздух, я вновь скрывался в лесу. Утром сознание мое очистилось, я вернулся в мир яви и уснул. Как и обещал доктор, всё обошлось.
Но что-то изменилось. Я уже не был прежним. Отлежавшись неделю дома, я пошёл в школу, как все. Но мой двор, дома, деревья и дорога казались иными. Тело тоже изменилось, словно я вытянулся вверх. Ноги при каждом шаге странно пружинили.
Теперь я чувствовал, что пережил опыт, недоступный большинству сверстников. На обратном пути после уроков я осознал, что смертен. Подумал, что в будущем умру, ведь все умирают, и попытался представить, как это будет, когда меня нет. Меня охватил ужас, потому что ум не мог проникнуть сквозь этот барьер. Продлить себя во тьму, в небытие не вышло. Существование обрывалось! Отчаянно не хотелось верить, что такое возможно. Там должно быть что-то ещё — пространство, путь. Но глубина внутри меня знала. Я был расщеплён надвое этим радикальным знанием.
Одна моя часть странствовала сквозь череду перерождений, зная, что бессмертна, другая не верила ничему, сомневалась во всём, утратившая цель и смысл, гаснущий в сумраке огонёк.
Я пребывал в замешательстве, словно обнаружив в себе трещину, сквозь которую завывал сквозняк непознаваемого. С тех пор я не мог ничем наслаждаться в полной мере, ничему не мог отдаться всецело, никакому чувству, никакому делу, ко всякому переживанию добавлялась горечь — ведь это когда-нибудь закончится: любое созидание, всякий союз, даже самое светлое стремление — всё тщетно. Мой ум выцеплял из окружающей действительности моменты смерти. Я не избегал их, не отворачивался, не закрывал глаза, а как завороженный созерцал их. Мертвые жуки, которых дети складывали в спичечные коробки, мертвые птицы, подбитые хулиганами из рогатки, мертвые собаки и кошки, задавленные машинами и разлагающиеся где-нибудь на обочине. Однажды в соседнем доме хоронили старика, я не мог оторваться, смотрел на его лицо. У него почему-то был открыт рот. Меня затягивало в этот рот, как в воронку, я словно проваливался в дырку, и ничто не могло мне помочь.
Зачем человеку достоинство, если в конце его низводят до праха?
Путь, имеющий сердце I
Каждому известно, что в будущем неизбежно случится нечто страшное, материальное и предельно отчётливое. То будет торжественный миг смерти. Хотя сей миг еще не наступил, но гарантированно наступит, и потому он как бы уже есть, предрешён, отмечен на карте существования. От него невозможно уклониться, его нельзя избежать.
Люди обоснованно стараются, и вполне небезуспешно, отстраниться и забыть об этой точке. Другие начинают истово верить, практикуя религиозные ритуалы с тем, чтобы обеспечить себе местечко в вечности. Но существует метод самореализации; может статься, мало кто применяет его, а он работает! Суть его выражена в ёмкой фразе «memento mori».
Медитация на смерть, разворот к этой точке открывают перед человеком путь, имеющий сердце. Опишу события, которые подтолкнули меня к поиску такого пути.
Я называю их трёхтактным травмирующим принуждением. Первый акт — это рождение в человеческом теле, что само по себе считается большой удачей, хотя были моменты, когда я сам, будь на то моя воля, предпочел бы вообще не рождаться в этом мире, полном боли, а подождал бы, пока откроется вакансия в обители разумных лиловых цветов. Но, как сказали бы мои друзья-буддисты, «не хватило заслуг». Зато в момент воплощения случилась утечка данных — то ли баг, то ли фича, — но вместе с собой в эту жизнь я протащил воспоминание о последних очень интенсивных секундах жизни предыдущей. Это был кошмар. С ранних лет меня мучил сон-рефрен о том, как я погибаю в автокатастрофе. Я мчусь в гоночном болиде. Чувствую его, как свое тело. По обе стороны летящей трассы трибуны сливаются в дорожки винилового диска. Ко мне приковано внимание тысяч болельщиков. Рёв двигателя пронизывает меня, как непрерывный разряд электрического тока. Сжимаю наклонный руль, а он пульсирует, точно живой, брыкается в руках! Достигаю предела скорости и преодолеваю его. Впереди появляется черная точка, она целится в меня, как игла! Я вдруг отчетливо понимаю, что это и есть моя смерть, и теряю управление. Мгновение, и руль внезапно сливается с шиной колеса в бешенном вращении, взрывным скачком превращается в огромный белый шар, который поглощает меня, продолжает яростно ускоряться! Шар сначала мягкий, пушистый, внезапно слипается, сжимается, затвердевает, скрежещет сталью, каждая пушинка оказывается тончайшим лезвием, режет мою плоть, жестоко рвет, бьет, дикая хаотичная мощь выворачивает суставы, ломает кости. Я просыпаюсь.
Итак. Нечто внутри меня просто знает: этот сон — гремучий хвост предыдущей реинкарнации, который я проглотил, протискиваясь через родовые пути. В прошлой жизни я был смелым парнем, а в этой — малость трусоват: ненавижу быструю езду, отказываюсь от предложений прыгнуть с парашютом, уклоняюсь от соревновательности в любых формах. Отважен я лишь в том, чтобы жить свою жизнь, быть самим собой. И, кажется, это особый, редкий тип смелости.
О людях и крысах
Дудочник из Гамельна — это эйдóс доминанты, точно передающий её суть.
Интуитивно схваченный, он запечатлён в легенде, отражён в её глубинном слое — как ёмкий образ материальной реальности, скрывающейся за всеми нашими ощущениями и переживаниями.
Первоначально в городской хронике 1284 года не упоминались крысы. Просто было записано:
«Облачённый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рожденных в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали».
В другой хронике отмечено: «Мать декана Иоганна фон Люде видела, как уходили дети».
Дети символизируют всё человечество в целом — божьи дети.
«Кто там в плаще гуляет пестром,
Сверля прохожих взглядом острым,
На черной дудочке свистя? ..
Господь, спаси мое дитя!»
Почему дудочник в пёстрых одеждах? Не потому ли, что это разжигает нашу страсть?
Доминанта манит сочностью красок, контрастами.
В ней так много всего! А дети невероятно доверчивы! Их так легко обмануть!
Уж больно много охотников до детей стало в наши времена.
Ходят пёстрые.
Глазки острые!
В поздних версиях легенды появились новые детали, а по слухам, именно в деталях кроется ни кто иной, как сам дьявол.
Итак, нашествие крыс. Что они символизируют?
Они пятипалые. У них развитая социальная иерархия. Они невероятно умны. Выработали довольно сложную скоординированную систему передачи и накопления информации.
Распространились по всему миру, сопровождая человека. Если человечество самоубьётся, они с высокой долей вероятности займут его место.
Оттого их сильнее боятся. Европейский миф рисует крыс в дьявольских интонациях, как инфернальных, коварных существ, предвестников беды. Да, у белого человека с крысами не заладилось. Эта взаимная неприязнь, наверное, обусловлена жесткими конкурентными взаимоотношениями.
Допускалось, что они могут таинственно превращаться в мужчин и женщин, и ты будешь говорить с ними, не подозревая, кто они. Они тебя обманут, обворуют, ограбят, подставят. Надо помнить, что через сто лет в Европу зайдет чума, и крыс, своих ближайших соседей, европейский медицинский материалистический миф обвинит в массовом вымирании человека.
Следует признать, больше всего от крыс страдали узники. Особенно те, кто в колодках.
Зафиксированы факты, когда крысы объедали у них лица.
Сказки о крысином короле появятся позже. Кстати говоря, это еще один эйдос доминанты. Многоголовая могущественная тварь!
В подсознании белого человека крыса закодирована коварным, злокозненным созданием.
Встречались ли вам люди с крысиными чертами?
Вы так их увидели, потому что интуитивный механизм распознавания таким образом вам подсказывает: берегись!
Отношение европейцев к крысам отражает их отношение к смерти: страх, неприятие, гнев и отвращение.
В азиатской культуре смерть — священное событие, и потому крысы считаются священными.
Крыса — медиатор между жизнью и смертью. Появление большого количества посредников может иметь символическое значение.
Возникли бреши, и граница истончилась. Что-то страшное грядёт.
Крысы — обитатели нижних миров: подвалов, подземелий, погребов. Во время нашествия они занимают несвойственные им места в мифе городского номоса: селятся на чердаках и устраивают там гнёзда.
Чердак — это голова, мысли и сознание.
В контексте российской специфики крысы — это иноагенты, инициируемые из ада.
Представьте ситуацию: некая корпорация создаёт вирус, чтобы затем заработать на продаже вакцины или лекарства, которые могут оказаться гораздо опаснее самого вируса.
Вот он - избавитель, тут как тут!
Весь в пестром.
С дудкой наперевес.
Мифологика преодоления
"Доминанта есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых различных источников"
"Однажды спущенный поток нервного возбуждения движется с громадной инерцией, и тогда вновь приходящие раздражения лишь поднимают сумму возбуждения в этом потоке, ускоряют его"
А.А. Ухтомский
Прошло 740 лет с гамельнских событий. Ничего не изменилось.
Примечательно, что как раз в то время в Германии власти стали особенно жестко обдирать народ, налоги кусались побольнее тех крыс, появился «тридцатый пфенинг», будь он проклят.
И вот нарисовался некто Тиль Колуп, весь такой в пестром, красавчик-самозванец, самый умный, выдававший себя за короля Фридриха Второго.
Пообещал с три короба, увел за собой уйму людей.
И сам сгорел, и детей погубил.
Крысолов — это не конкретный человек, а функция, бездушный механизм, движимый инстинктом или базовой потребностью.
В сюжете ему обещают щедрое вознаграждение.
Не знаю, какие монеты в то время были в ходу в Германии, гульдены? Посулили столько золота, сколько он сможет унести. Золото это древнейший знак смерти. Его намывали в истоках ручьев, оно выходило из-под земли, из царства мертвых. Это вещество смерти, потустороннего мира.
Одетый в пёстрое дудочник, играя на волшебной свирели, увлекает за собой крыс и топит их в реке, избавляя город от напасти, как и обещал. Затем он должен забрать металл, принадлежащий мёртвым, из городского номоса.
Доминанта заставляет живых существ подчиняться её воле, даже если это означает верную гибель.
Коррупционеры магистрата находятся под гипнозом жадности, неспособны противостоять ей. Поступок вопреки доминанте в текстах реальности называется подвигом.
Нравственный императив - закон этого жанра. А чиновник, как архетип, на подвиг не способен.
Поэтому таинственный музыкант вновь заиграет на дудочке.
И со всего города к нему теперь потянутся дети. Крысолов заберёт их взамен золота. Это второй закон: индемнитет. По этому закону сам коррупционер не страдает, у него нет души, а следовательно, он не может испытывать страданий. Но его дети, как правило, платят высокую цену.
Так работает принцип доминанты, порождая сюжеты мифов.
Пророк ведет народы сорок лет по пустыне. Добрый пастырь, играя на свирели, спасает заблудших овец. Светлые и святые сюжеты.
Однако под маской святости чаще всего скрывается крысолов. Он обещает нам избавление, а тащит в пропасть. Мы не способны этому противостоять.
Следующие поколения имеют шанс не идти за мифом вслепую. Но этим шансом надо суметь воспользоваться. Чтобы выжить, необходимо найти Логос.
Логос помогает выбрать правильный и безопасный путь, умело маневрировать среди глобальных архетипических фигур, избегая реализации провальных сюжетов.
Он освобождает от мифов, но позволяет использовать их огромную энергию.
В более поздних версиях этой легенды уже описываются конкретные способы избавления от колдовства. Говорится о том, что три ребёнка, один из которых был слепым, другой — глухим, а третий — хромым, смогли выжить. Они вернулись в город к своим родителям и рассказали им о случившемся.
Какова мифологика преодоления?
Во-первых, затуманить свое видение, смотреть размытым взором на радужность, яркость доминанты, не верить в посулы расцвеченной пестроты, отвести глаза от всего, что их так влечет.
Во-вторых, притупить свой слух, заглушить наслаждение «звуками флейты», развить в себе любовь к тишине, к безмолвию, сделаться невосприимчивым к музыкальному волшебству доминанты.
В-третьих, слегка прихрамывать, чтобы отстать от всеобщего шествия. Притормозить, когда тебя понесло, разорвать дистанцию, выбиться из ритма. Найти свой отдельный, уникальный ритм ходьбы.
И в-четвертых, рассказать обо всем, что произошло. Обязательно рассказать. Самому себе или друзьям, единомышленникам, с которыми это можно обсудить.
Когда волшебника Али-Бабу депортировали из его любимой Индии, он не унывал, потому что знал: мир даст всё, что нужно, следует всего лишь быть терпеливым. Баба отправился на остров Занзибар, где, по слухам, законы менее строгие. Али ночевал под открытым небом, прикрывшись банановым листом. Местные рыбаки посмеивались над сумасшедшим музунгу, но и угощали его свежей рыбешкой.
Одинокий, без языка, без денег, он как-то пробавлялся, пока не появилась Натали. Она заглянула в обитель его синих глаз и потеряла разум. «Всё, что я имею, — вот океан, вот песок, вот небо — сказал Баба. «Но видишь те бунгало? Это white-villa. Ее сдают в аренду за 24000$ в год. Если найдёшь деньги, мы могли бы жить здесь с тобой». Натали не была богатой, но деньги всё же нашлись.
Так он стал директором отеля. Дело пошло: всех желающих бунгало не могли вместить, поэтому проводился жесткий кастинг клиентов. Вкусная жрачка, алкоголь и анаша присутствовали всегда. Али-Баба выходил к гостям почти голый — в набедренной повязке. У него на плече сидела маленькая обезьянка Тинга-Тинго. Она копошилась в его дредах и целовалась с ним в губы. О, Али! Иногда он брал тарелку с рисом и садился ужинать с постояльцами. Он ел руками. Гости наблюдали, с какой любовью он мнёт этот рис пальцами, с каким наслаждением жуёт его. Он называл себя волшебником. Если собеседник посмеивался, он показывал ему паспорт — там действительно была пропечатана фамилия Волшебник. Вечерами, бывало, Баба исполнял трансовый танец с дымящимся джойнтом в зубах, мимоходом разводя костёр. Постояльцы не успевали опомниться, как сами уже плясали вокруг огня. Натали никогда не расставалась со стаканом, а чуткий Баба в этот стакан заботливо подливал.
Спустя год их увидели в аэропорту. Истёк срок аренды, и Баба провожал вдрызг пьяную, рыдающую Натали в Москву. Не унывай, шептали его уста, жизнь — это волшебство! На white-villa заехал ветеран Вася со своей семьёй. Али сразу установил с ними духовную связь. Звёзды царапали Васе лысину, океан исцелял-омывал его раненную на войне душу. Али сказал этим людям, что их дети могли бы жить в раю. Нужно только внести 24000$. За год эти деньги отобьются. Вася с женой копили на квартиру, деньги у них были. Очевидно, что такую возможность нельзя упускать.
Целый год они наслаждались в раю. Но однажды явился Баба и мягко возвестил им, что пора возвращаться на родину. Он сказал, что позволил бы им остаться, но клиентов беспокоят крики детей. Господь, наверное, таким же голосом, исполненным любви, изгонял Адама. Ветеран Вася расстроенно напомнил Бабе о деньгах. «Деньги?» — удивился тот, стоя перед ним в своей обезоруживающей набедренной повязке. «У меня нет денег, брат! Смотри — океан, песок и небо, всё мое — твоё, брат! Не унывай»!
О, Али! На вилле гостил в то время известный художник Витя Подковыров. У Вити было три слабости: алкашка, девочки и тщеславие. Баба обеспечил его всем необходимым. Каждое утро молодая суахили реанимировала старого, сального, пропойного Витю. Баба взялся организовать ему выставку на Занзибаре. Витя творил в экстазе. И года не прошло, как Подковыров отлучился в Москву просто, чтобы уладить какие-то свои дела, а Баба позвонил ему и сообщил, что их капитально кинули местные чиновники и что возвращаться Вите опасно — могут посадить. За связь с малолетними — ведь были жалобы. А тюрьма на Занзибаре совсем плохая.
А деньги?! — вскричал Витя.
Да какие деньги, брат — отмахнулся Али. Не унывай!
Баба ускользал от уныния. Его обезьянка Тинга-Тинго повзрослела и, в приступах ревности, стала нападать на всех женщин, которые к нему приближались. Пришлось отпустить её в джунгли — вот тогда он немного всплакнул. Но то была лишь только светлая грусть!
Не унывай!