masstm

masstm

пикабушник
пол: мужской
поставил 5296 плюсов и 5 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
32К рейтинг 9304 подписчика 533 комментария 28 постов 22 в "горячем"
2 награды
самый сохраняемый пост недели более 1000 подписчиков
562

Недостача в двадцать тонн хлеба

В продолжение тренда на Пикабу, история с другой стороны окопов

Попросили меня как-то посмотреть, почему огромные недостачи в кафе. Собственник сказала, что уже и камеры поставили, и при выходе сотрудников проверяют, а недостачи на каждой ревизии вылезают просто астрономические. Такое ощущение, что грузовиками вывозят по ночам.

Приехал, прошелся по кафе. Пообщался с поварами. Небольшое заведение на 40 посадочных мест.

Спрашиваю:
- А что за астрономические недостачи?
- Да вот, хлеба в последний раз недосчитались двадцать тонн.
- Сколько?!

Начали разбираться. Решил посмотреть, сколько в программе учета занесено в технологическую карту.  А там по инструкции идет 0,1 грамма хлеба на один сэндвич.
Запятая не там стояла. И каждый раз при продаже сэндвича система списывала десятую часть грамма, а уходило по факту около 100 грамм. На десяти сэндвичах уже килограмм недостачи. Начал считать и понимаю, что все равно цифры не складываются. Кафе значит должно продавать в месяц 200000 сэндвичей, чтобы собрать двадцать тонн недостачи. Это больше шести тысяч сэндвичей в день. Понятное дело, что на такой площади это невозможно, если ты не Макдонадс. Начали копать дальше

Смотрим приходные накладные - а в один из дней кафе приняло вместо 19 кг хлеба  - 19 000 кг. Опять запятая не там.

Спрашиваю у собственника:

- А персонал за недостачи платит?
- Сперва штрафовали на сумму недостачи, а когда начали вылезать огромные цифры, решили пока перестать и найти концы.

- Все верно, вины персонала нет, надо пересмотреть все технологические карты и приходные накладные. Ну и заодно акты списания. А потом провести еще раз ревизию и вернуть персоналу деньги, удержанные за некорректные недостачи.

Вот так пара запятых могут сломать весь учет и подставить сотрудников.

Если интересно, я веду блог в телеграмме, посвященный ресторанному бизнесу. Там все, от открытия заведений до таких деталей, как технологические карты с неправильными запятыми)
t.me/restoblog

2072

Касса или жизнь

Когда мы открывали кофейню, решили, что работать она будет круглосуточно.
Прихожу утром, а у меня на столе лежит заявление на увольнение от официанта.

Я: Почему хочешь уволиться, что случилось?
О: Меня ночью чуть не убили.

Начинаю выяснять, что произошло.

Оказывается, ночью подвыпившая компания завалилась в кофейню. Подзарядиться кофе. И один из этой компании подозвал официанта, насильно усадил его рядом с собой, приобнял и так ласково попросил:

А принеси-ка нам, парень, вашу кассу. Проверим, что там у вас есть.

А в бок официанта упирается пистолет.

Я прямо предвижу шутки в комментариях...

И мой доблестный официант вместо того, чтобы действовать по инструкции и отдать кассу, решил защищать ее всеми силами.

Я, когда ставил круглосуточный режим работы, предусматривал подобное. Поэтому касса изымалась практически под ноль в десять часов вечера и уходила в офис, который был в этом же здании на последнем этаже. После десяти все этажи выше кофейни блокировались, лифты выключались и добраться туда можно было только утром.
В кассе лежала мобильная кнопка вызова охраны, а на баре была дублирующая.

И в инструкции четко было сказано: угрожают - отдаем и вызываем охрану


Но вернемся к доблестному официанту.
Он час просидел рядом с этой пьяной компанией, убеждая, что ради двадцати тысяч нет смысла так рисковать.
Закончилось все тем, что его потащили на улицу, постреляли при нем в воздух и ушли не заплатив.


По словам официанта, он боялся их оставить, потому что в зале еще было несколько компаний гостей, которые могли пострадать.


Приехавшая по моему вызову полиция нашла несколько гильз, опросила официанта и уборщицу, которая шла на работу и слышала выстрелы.

Полиция повторила, что надо было отдать кассу, а так шансов что-либо кроме административки впаять нет.

В результате
Официант проработал с нами еще три месяца и ушел в армию.
Эта компания к нам больше не приходила
А через месяц после событий мне пришло письмо, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.

Если интересно, на своём канале в телеграмме я пишу о рестораном бизнесе и обо всем, что с ним связано.
t.me/restoblog

Показать полностью
651

Сколько стоит открыть кофейню?

Вопрос: “Сколько стоит открыть кофейню” задают мне очень часто.

Я обычно отвечаю: от нуля рублей до десяти миллионов.

Можно и дороже, наверное. Но в моем опыте максимальная стоимость открытия была 8,5 млн
А минимальная - ноль рублей.
В этом посте расскажу о своем опыте.

Давайте представим обычную небольшую кофейню в помещении, площадью примерно 30 м кв.

За стойкой улыбается девочка бариста, на баре стоит двухгрупповая кофемашина и красивые стаканчики, а в воздухе плавает аромат кофе.

Это сегодня.

Сколько стоит открыть кофейню? Кофейня, Открытие бизнеса, Бизнес, Длиннопост

Источник фото: careerbuilder.com

А теперь запускаем наш маховик времени и мчимся в прошлое.

Мы в этом же помещении, но здесь ещё нет кофейни.

Вот её и будем открывать.
Готовы? Тогда поехали.

Аренда в нормальном месте (важно, не Москва!) будет плавать в районе 1000-1500 за квадратный метр.

Где-то чуть больше, где-то меньше, но не факт.

Мы сейчас не берём торговые и бизнес центры, там другое ценообразование.

Седовласый дядя, который в свое время успел приватизировать это помещение, просит за него 45к в месяц.

Вы просите 30к и полгода арендные каникулы.

Дядя в шоке и говорит, что согласен максимум на два месяца каникул, при условии, что вы прямо сейчас платите за первый и последний месяц. И тогда только он готов рассмотреть 30к

Вы очень быстро соглашаетесь.
Чудесная история переговоров.

Первые 60к уже потрачены.

У вас два месяца каникул, за третий вы только что заплатили. И за последний месяц тоже.

Помещение требует ремонта.

Как минимум косметика.
Вот здесь мы сталкиваемся с очень мутной статьей расходов.

При открытии заведения ремонт - одна из самых больших статей расходов.

Где-то надо снимать потолок, делать новую вентиляцию, тянуть новое отопление, увеличивать подводимую мощность электроэнергии. А где-то просто перекрасить стены, повесить картины и можно работать.

И ценник аренды отличается в том числе и из за вложений, которые потребуются помещению.

А ещё прорабы неплохо зарабатывают на вас во время ремонта. Мне пока встретился только один адекватный прораб, с которым мы до сих пор дружим.

Потому что он работает честно.

Хитрые собственники в договоре пишут, что все неотделимые улучшения остаются им.

Но это отдельный разговор.

Смотрим на наше помещение и радуемся. Нам потребуется только косметический ремонт, на который мы выделяем 30к.

Фью…. Вы только что потратили на ремонт 50к. Что? Планировали меньше?

Привыкайте, это нормально, что ваши планы не совпадают с действительностью.

Теперь мебель
Хочется столики и небольшие уютные диванчики.

Давно в Икее были? Я вот вчера.

От цен на диваны становится грустно.

Но есть мастера, которые сделают дёшево и неплохо по качеству.

Правда таких очень сложно найти.

Но мне когда-то повезло встретить такого человека.

Значит повезло и нам.

Мы нашли мастера, который берет с нас по 15к за классный диван, по 5к за стол и 50к за барную стойку.

На наших 30 квадратах мы ставим два столика с диванами и четыре небольших столика с мягкими стульями.

Вспомнили приятный звук банкомата, отсчитывающего деньги?

Вот так и вы отсчитали мастеру 180к за мебель.

Долго отсчитывали, с грустью и болью. Мастер радовался, вы грустили.

Может быть стоило найти на Авито?

Собрать из старья стиль лофт и сказать, что так и было задумано?
Может.
Путей масса, это один из них.

Ну а мы едем дальше.

Оборудование для барной стойки

Кофемашина 220к… рука не поднимается платить.
Решено, берём в аренду, хотя бы на первые полгода.
То же самое с кофемолкой.

А вот остальное придется покупать.

Холодильник под молоко - 16к
Морозильник - 22к
Бойлер - 3к
Миксер для коктейлей - 3к
Блендер - 3к (как же без смузи?)
Соковыжималка - 5к (и без фрешей никуда)
Льдогенератор - 22к (мы хотим, чтобы лёд был кубиками, а не пальчиками, так моднее)
Витрина для десертов 35к

Фррррррррр, ещё 109к улетели.


Там кто нибудь считает, сколько уже денег ушло?

Проверяем остаток на нашем счету… и понимаем, что нам ещё нужна касса и система учёта.

Отдаем ещё 25к за планшет, на котором будет программа учёта, 20к за онлайн кассу, ещё 3к за аренду программы учёта.

Эквайринг, о чудо, настраивается бесплатно.

Ящик для денег - ещё 3к
Вроде все? Можно пить кофе?

Ах да, его же некому готовить. Вот печаль.

Ищем бариста.

Платим за обучающие курсы 15к, если вам повезло найти не профи.
Ну что, можно готовить? Когда открытие?

Рано.
Настраиваем систему учёта, заводим технологические карты. Параллельно заказываем бумажную посуду и расходники.

Из кошелька грустно выглядывают последние деньги.

30к уходит на стаканчики, крышки, мешалки, переноски, контейнеры, бумажные пакеты, уголки, трубочки, салфетки.

И ещё 50к на зерно, молоко, соки, фрукты, мороженое, чай, горячий шоколад, какао и прочие продукты.

Теперь вы готовы.

Тратим на рекламу те деньги, которые лежали в заначке, рассказываем о своем открытии и ждём гостей.

На рекламу уходит ещё 30к

Ура, вы открылись!

Вот они, первые гости.

К барной стойке подходит мужчина с девушкой.

Девушка: мне кофе без кофеина на безлактозном молоке. Ах да, и пожалуйста, подогрейте молоко, чтобы было горячим.
Мужчина: а мне эКспрессо.

Вы уходите в подсобку плакать.

Занавес.


На самом деле, гости чаще всего адекватные. Но кто знает, как сложится у вас?

Итак, теперь давайте считать, сколько у нас ушло.

Помещение 60к
Ремонт 50к
Мебель 180к
Оборудование 109к
Касса 51к
Курсы 15к
Расходники 30к
Сырье 50к
Реклама 30к
Итого 575 000 рублей


Часть этих расходов я привел по самому минимуму. На чем-то можно ещё сэкономить.

Но общий порядок цен примерно такой.
Можно дешевле? Конечно.

Но важно понимать, что если хотите дешевле, значит придется платить чем-то другим: временем, комфортом, прибылью.

Как дешевле? Расскажу свою историю.

На день города мы захотели поставить точку прямо на центральной площади. Но при этом хотели, чтобы и основная кофейня продолжила работать. Поэтому вопрос нельзя было решить простым переездом на один день на центральную площадь
Место там стоило 3к за день

Мы договорились заплатить их после мероприятия.

Кофемашину и кофемолку попросили у поставщика в аренду на один день.

Взяли у него зерно с отсрочкой на неделю

Стол нашли у кого-то из нас дома. Разрисовали его красками.

Стаканчики тоже купили с отсрочкой платежа. Так же как и молоко и воду.

В итоге на мероприятие мы вышли с кофейней, которая на старте не потребовала денег совсем.

Мы заработали там что то около 25к, отдали долги и по моему ещё 8к осталось чистыми + несколько литров молока, два кг кофе и под сотню стаканчиков.

Понятное дело, что нам было проще: у нас было юрлицо и договора с поставщиками на отсрочку платежа. И нормальные отношения с поставщиками, которые согласились дать нам оборудование на один день.

Но кто говорит, что это единственный путь?

Я знаю многих ребят, которые так и начинают, работая на фудмаркетах и прочих аналогичных мероприятиях, оттачивая навыки и тестируя идею. Десерты, лимонады, мороженое, какие-то конфеты - все это можно встретить на таких фудмаркетах. Это полноценная бизнес-модель, действующая от мероприятия к мероприятию.

Так что да, открыть за 0 рублей однодневную кофейню реально.

А затем уже двигаться к полноценной точке.

Спасибо, что прочитали.

Если интересно, подписывайтесь на мой блог в телеграмме @restoblog - там я пишу про ресторанный бизнес, рассказываю о своих граблях, показываю ошибки и результаты.


И ещё: если вы писали мне на почту с запросом бонусов по кофейному бизнесу, которые я обещал в предыдущих постах, а я вам до сих пор их не выслал, пожалуйста, напишите мне в телеграмме @mas_stm

Почта у меня утонула в большом числе писем, я сейчас только август разбираю.

В телеграмме отвечаю намного оперативнее.

Ещё раз спасибо за внимание, приходите в комментарии обсуждать и делиться своим опытом.

Показать полностью
600

Полезные сервисы для личной эффективности

Предыдущий пост Полезные сервисы для очень маленького бизнеса вызвал довольно много комментариев. Теперь поговорим о личной эффективности

Все сервисы испытаны на личном опыте. Рекламы приложений здесь нет. Денег мне за это никто не платил. Все приложения стоят на телефоне, веб версия у большинства есть, но ей я не пользуюсь.
Очень надеюсь на дискуссию в комментариях и ваши советы вместе с личным опытом)

1. ZenMoney: учет финансов.
Что интересного: автоматически заполняет расходы, осуществленные по банковским картам, есть семейный профиль.
Мы с женой используем совместно Дзен, она знает сколько денег у меня в кошельке (мужики, расслабьтесь, есть функция "личного кошелька", которая не отображается в семейном учете), я вижу траты по всем категориям. Можно планировать месячный и годовой бюджет, особенно, когда есть аналитика предыдущих трат.

Самое сложное - приучить себя заносить траты по наличке. Но это приходит со временем.

Программа условно-бесплатная. Пожизненная версия стоит вроде 700 рублей, ежемесячная 99, если мне не изменяет память.


2. Todoist: задачник
Чем удобен: висит в трее телефона, очень легко добавить новую задачу. Понимает слова "завтра", "на следующей неделе", "каждый день", "каждую среду в семь вечера".
Я создал несколько проектов, разделив домашние дела и рабочие. Через связку с ботом жена в телеграме может поставить мне задачу "Купить домой хлеба". Про бота я расскажу в самом конце, это потрясающая штука, особенно если с ней разобраться.

Пользуюсь бесплатной версией, пока хватает.
Самое важное - занести циклические дела в задачник, поставить периоды и вуаля: он планирует ваш день по некоторым ключевым точкам. Тренировки, звонки родным по выходным (каюсь, есть у меня такой минус, что редко звоню родным, пытаюсь это исправить), чтение книг вечером, оплата аренды и коммунальных расходов, праздники друзей с уведомлением за неделю и т.д.

3. Evernote: блокнот
Я очень долго мучился с ним. Пока не внедрил свою выстраданную систему. Адская смесь GTD, Wiki и архивов. Но она работает. Я как нибудь отдельно расскажу о моем использовании Evernote, но сейчас ограничусь лишь базовой информацией.
В Evernote я храню копии всех важных документов и договоров, билеты и сертификаты
Здесь же, благодаря расширению для хрома, множество профильных статей по ресторанному бизнесу, которым я занимаюсь, выдержки из книг, которые я прочел и посчитал важными, визитки и контакты нужных людей.
Мои "гениальные" мысли, из которых потом прорастает что-то дельное, личный дневник и еще масса полезной информации. Все это конфиденциально отображается при поиске в гугле в отдельном блоке справа. Эвернот подсказывает, какая информация у него уже есть на текущий момент.

Все организовано в двух блокнотах и массой ключевых меток. По этим меткам и осуществляется поиск.

К Эверноту надо прийти. Не сразу, но со временем.
Он у меня также, как и Тодоист, висит в трее, позволяя мгновенно записать важную мысль в телефоне.


4. Trello: менеджер проектов
Здесь большая часть работы, разбитая по этапам. Прелесть карточек Trello, лично для меня, именно в этапах. Я вижу, какие из моих проектов на каком этапе сейчас, что тормозит, что надо сделать. Пытался использовать Trello как хранилище информации, но не зашло. Этот сервис, по моему мнению, подходит для стратегической долгосрочной работы. А краткосрочные задачи из него лучше перекидывать в задачник. Например, я так пишу книгу по запуску ресторана. Есть этапы: "Сбор информации", "Черновик", "В работе", "Вычитка", "Завершена". И на этих этапах все семнадцать глав. Я могу сегодня написать часть главы по маркетингу, завтра по предотвращению воровства, а через неделю по системам учета. Работа ведется параллельно и охватить взглядом всю картину позволяет именно Trello.

5. Удаленный рабочий стол Chrome: доступ к компьютеру с телефона
Одно время для этих целей я использовал TeamViewer, но он быстренько меня забанил, считая, что я использую его для коммерческой выгоды. Так я перешел на приложение от Хрома.
Позволяет подключиться ко всем компам, к которым вы имеете физический доступ. Строго говоря,  между компами тоже можно организовывать связь, но для меня важнее возможность зайти на домашний или рабочий компьютер с телефона.
Для работы на компьютере необходим Хром и одноименное расширение к нему, а на телефоне одноименное приложение.

6. Раз уж зашла речь про продукты Гугла, я их всех объединю в одном месте, добавив и сторонние продукты
Google Drive: облачное хранилище. На нем документы. Параллельно с ним использую Яндекс.Диск, туда уходят в архив все фото с телефона, Mega - на нем архив в 50 Гб всего, что теоретически нужно, но непонятно когда. Например, там в архиве все записи разговоров по телефону по месяцам. Раз десять эта предосторожность меня выручала, поэтому я скидываю все разговоры с телефона туда. И позавчера случайно обнаружил, что у меня есть 100 Гб на облаке Мэйл.ру. Пока не знаю, что с ним делать, но лишние 100 гигабайт меня радуют.
Google Docs: альтернатива офисному пакету от Microsoft. Все тексты набираю там. Все таблицы тоже.
Google Ассистент: вот это для меня находка последнего года.
Первое, что я сделал - на вопрос Ассистента как ко мне обращаться, написал Moi Gospodin. Теперь приятно наблюдать за тем, как у друзей вытягиваются лица, когда они слышат:
"Мой господин, у Вас сегодня десять задач ..."
Надеюсь, меня не посадят за такие шутки в отношении роботов?)

Ну а если серьезно, то будильники, таймеры, напоминалки, смски и вызовы, если заняты руки, я делаю с помощью Ассистента.

"Напомни, когда буду на работе, позвонить Сергею".
И Гугл, видя, что моя геолокация совпала с местом работы, напоминает, что я хотел позвонить Сергею.
Или еще вариант: "Отправь смс любимой я задержусь, буду после восьми".
И смска улетает.
"Поставь таймер на восемь минут" (люблю, знаете ли, спагетти аль денте)
Или "Разбуди меня через два часа".

Меня, конечно смущает, что все это пишется, хранится и обрабатывается заграницей. И смущает то, что телефон подслушивает меня, а затем вываливает на Пикабу в ленту ревалентную рекламу. Но пока никаких серьезных проблем это не вызывало, поэтому продолжаю пользоваться.
Для параноиков - гуглу можно запретить делать практически все, что связано с вашей личной информацией. И в гугле эта инструкция в открытом доступе.
Пока там стоит кнопка "Удалить всю информацию", я спокойно сплю.

И наконец последнее, о чем я хотел рассказать сегодня - это ИФТТ в связке с Телеграмом.
Сразу пометка. Название сервиса написано неверно. В оригинале оно на английском языке. Почему-то Пикабу не хочет его публиковать. Я посмотрел в гугле, каких-либо скандалов с ним не обнаружил. В мошеннических действиях этот сервис замечен не был. Но меня все-таки что-то смущает. Если у кого-то есть ссылка на перечень сайтов с которыми Пикабу не дружит - дайте пожалуйста ознакомиться.
Ссылок здесь нет, так что правила не нарушены.
Ну и на всякий случай напоминаю, что все действия по установке программ на свой телефон вы выполняете на свой страх и риск.
Конец пометки.


7. ИФТТ: сервис для автоматизации действий, запрещенный на Пикабу Телеграм: мессенджер, запрещенный в России)

Что делает это приложение? Если очень кратко, то как только происходит действие в одном приложении, благодаря этому сервису инициируется действие в другом.

Лучше расскажу на примере
У меня есть закрытый канал в телеграме, где я, моя жена и бот ИФТа
Когда моя геолокация совпадает с работой, бот пишет сообщение: "Я прибыл на работу"
Когда я выхожу с работы, бот пишет в чат "Я вышел с работы"
Когда я оказываюсь в магазине, бот пишет "Я в магазине, если что-то надо купить, звони"
Когда я сажусь в такси, бот присылает в чат номер машины, маршрут и время прибытия.
Когда приходят новые сообщения на почту, бот пишет мне в личку тему письма и краткое содержание. Там же можно ответить.
Когда я хочу что-то сохранить из канала в Телеграме в Евернот, я пересылаю сообщение боту с меткой.
Также можно поставить мне задачу, написал боту суть задачи с ключевым словом.
Когда у меня завершается очередная тренировка, бот присылает краткую сводку по ней: расстояние, время, среднюю скорость, максимальную скорость и т.д.

Автоматизировать можно очень многое.
Ряд функций в России не работает, но система развивается.
Я сделал связку лишь с несколькими приложениями, но там их очень много.
Надо только сидеть и разбираться. С наскоку сложно понять.

Фуух. Очень много написал. Но не охватил еще примерно половину.
Заходите в комментарии, делитесь своим опытом. Я всегда с удовольствием участвую в дискуссиях.
Если понравилось, приходите ко мне в блог в Телеграме, там я сейчас рассказываю о ресторанном бизнесе и о том, кому помогаю своими консультациями.

Спасибо за то, что прочли.
Я рад, что кому-то смог быть полезным)

Показать полностью
790

Как воруют в ресторанах

Не воспринимайте эту информацию как руководство к действию.

Я лишь приоткрою закулисье любого ресторана и покажу, кто и как ворует. Заодно расскажу как пресекается то или иное воровство.


Начнем с того, что зачастую воруют все, начиная от уборщицы и заканчивая владельцем.

К сожалению, наш менталитет очень сложно перебороть.

Но можно.


Официант и бармен воруют чаще всего у гостей и у владельца.

Повара и уборщицы воруют у владельца

Администратор и управляющий воруют как у гостей, так и у владельца.

Ну а владелец чаще всего ворует у работников и у государства.


Порочный замкнутый круг, который довольно сложно разорвать.


Итак, вы пришли в ресторан. Как могут обмануть вас.


Тайные акции

Вам не скажут о скидках и спецпредложениях.

Например, в заведении проходит акция “Второй кофе в подарок”.

Вам про нее ничего не сказали, вы расплатились и ушли, а ваш подарочный кофе продали кому-то другому. Без чека. И деньги положили в карман. Чаще всего в этой истории работают в связке официант и бармен.


Как защититься? Спросите, какие есть акции и спецпредложения. После этого высока вероятность того, что вы получите все, что причитается по условиям акции.


Бонусная система.

Здесь воруют иначе. Оформляется карта на стороннего человека. Если вы пришли в заведении и сказали, что своей карты у вас нет, то ваш заказ закроют по карте стороннего человека. На карту будут начислены бонусы. Этими бонусами закроется заказ другого человека, который полностью оплатил его наличными.

Деньги пойдут в карман официанту.


Как защититься: всегда просматривайте фискальный чек. Не тот счет, который вам выносит официант, а тот, который будет сделан после оплаты. Большинство уходит, не дождавшись этого чека, а зря. Можно многое узнать о заведении, просто посмотрев на фискальный чек. Об этом я напишу в еще одном посте.


Оплата по карте.

Вот тут я очень сильно разочарован в большинстве терминалов. Вспомните, на половине из них когда вам предлагают ввести пин-код нет суммы, которую вы оплачиваете! Как это выглядит: официант подходит к вашему столику с терминалом, открывает с умным видом счет и вводит цифры на терминале. Затем дает его вам, вы вводите пароль, вылезает чек, вам приходит смс, официант отрывает чек, кладет его к вам в счетницу и уходит. Вы встаете и уходите из-за стола, оставляя счетницу на нем. Ну может, положите еще сто рублей чаевых.

А на гостевом счете и чек оплаты картой разные суммы. Не сильно, 50-300 рублей, в зависимости от вашей степени адекватности и опьянения.

Казалось бы, как официант может получить выгоду с этого, ведь деньги ушли по безналу.

А вот как: у него теперь на безнале есть излишек, допустим в 500 рублей.

И следующий счет, который другой гость оплатил полностью наличными, он в системе пробивает как счет, оплаченный частично по безналу, а частично наличными. В итоге безнал выравнивается, а наличные официант забирает себе.

Как обезопаситься: всегда проверяйте сумму, которую вы оплатили и сравнивайте ее с той, которую должны были заплатить. Вы же сдачу наличкой мельком, но пересчитываете. Здесь тот же принцип.

Бесконечный чек.

Приходите вы в заведение, выпить американо с утра. Заказываете, пьете, просите счет - вам его приносят, вы платите, получаете сдачу, уходите.

Кажется, все ок. Но вот чек, который вы получили - перед вами получили еще человек 10-15.

Так еще часто бывает на комбо блюдах. Один и тот же чек выносят разным гостям, бармен или повар, который в сговоре с официантом, отдает блюда без заказа в системе, в итоге ваш заказ вообще нигде по системе не проходит, а деньги вы отдаете. Затем полученная сумма делится между участниками схемы. Если какой-то контроль в заведении присутствует, то часть суммы идет на дозакупку тех ингредиентов, которые ушли на эти заказы, чтобы склады сошлись.

И в итоге все шито-крыто.

Обманывают в этом случае и гостя и владельца. Пусть гость как таковой убытков не несет, но все равно неприятно быть невольным соучастником.

Как защититься: смотрите на время заказа на чеке. И если понимаете, что чек старый - зовите управляющего. Если он не в сговоре - завтра этот официант здесь работать не будет.

Если управляющий в сговоре, то все очень печально, шансов исправить ситуацию практически нет.

Ну про недолив вы и сами все знаете. По 5 мл с каждого коктейля - вот и полбутылки, которые уходят с контактной барной стойки за наличку и без чека.

Причем самые продвинутые бармены воруют не на алкоголе, а на чае. Недосыпают совсем немного, а потом продают чайник чая без чека.

И даже если возникнут какие-то подозрения к нему - он скажет, проверяйте меня. Весь алкоголь сойдется идеально. А чай - это же чай, подумаешь 20-30 грамм, копейки.

Это и вправду не больше ста рублей. А в чайниках, прошедших мимо кассы - рублей 500-600.

Как защититься: сложно. Особенно в случае с чаем и коктейлями. Крепкий алкоголь еще можно проверить, попросив у бармена мерный стакан. В остальных случаях - требовать управляющего, объяснять ему ситуацию.


Это о том, как обманывают гостя в заведении.

Довольно часто обманывают владельца.

Особенно если попадается нечистый на руку администратор, который может отменять пречеки, удалять блюда из заказа, а то и сам заказ.

Вы заказали блюдо, оплатили его, а администратор удалил заказ и забрал деньги себе.


Тут собственнику нужно ставить жесткий контроль за опасными операциями и по каждой требовать объяснительную. Только так можно пресечь наиболее явные попытки украсть деньги из кассы.

Товаровед, повара и управляющий воруют на откатах от поставщика.

Особенно часто этим грешат алкогольные поставщики, чтобы зайти в раскрученный ресторан.

Управляющий или собственник довольно часто ворует зарплату сотрудников

Особенно, если система начисления непрозрачная.

Это могут быть штрафы за всякую ерунду, которые идут в карман, а не в бюджет заведения. Или махинации с расчетом бонусной части, процентов и премий.

Это довольно типичная ситуация, которая часто встречается и в других видах бизнеса.

Ну и государство обманывают, оптимизируя налоговую базу. Налоговая с этим активно борется, но ситуация с серыми зарплатами довольно типична для многих компаний страны.

Схемы с отмывом денег через рестораны рассказывать не буду. Раньше рестораны были генераторами наличных, сейчас все больше оборота занимает пластик, поэтому рестораны стали не так интересны для отмывания денег. Хотя встречаются случаи.


Вот в принципе и все.


Ах, да, забыл про уборщицу.

Она просто тихо мирно сливает жидкое мыло и моющее для посуды.


Расскажите, как вас обманывали в ресторанах? С чем пришлось столкнуться?


И напоследок: если кому-то удобнее в телеграмме - мой канал @restoblog

Показать полностью
433

История о муках с онлайн-кассой

С первого июля маленькие кофейни, кафе и рестораны обязаны передавать данные обо всех продажах в налоговую.

Кто не успел поставить кассу сперва лишается права на налоговый вычет в размере 18000 рублей, затем получает штрафы.


За два месяца до вступления в силу этого указания меня начали атаковать компании, предлагающие онлайн-кассы. Сбербанк присылал предложения несколько раз, постоянно от лица разных менеджеров. МТС и Мегафон присылали сравнительные характеристики, где касса от МТС была в разы лучше кассы от Мегафона и наоборот. Эвотор звал на вебинары по исполнению закона об онлайн-кассах, а какие-то непонятные фирмы приходили в само заведение и предлагали кассу с установкой за два дня.


Честно признаюсь, я растерялся не зная, что выбрать. У коллег по цеху была схожая ситуация. Лишь совместными усилиями мы выяснили, что необходимая нам онлайн-касса - это не красивый планшет, а обычный чековый принтер со встроенным фискальным накопителем, который подключается к интернету и автоматически докладывает налоговой какую чашку кофе за сегодня я продал.

Первого июня, ровно за месяц до вступления в силу закона, мы заказали онлайн-кассу у компании, которая специализируется на ПО для торговли. Там у них настройка 1С и прочие непонятные обозначения. Ребята произвели впечатление погруженных в тему, поэтому хотелось надеяться на отсутствие сложностей.


С этого момента начался увлекательный квест.


Кассу оплатили без проблем, но ехала к нам она почти месяц.

29 июня вечером, когда мы уже начали переживать, бодрый менеджер доложил, что касса у них и ее нужно поставить на учет в налоговую. Для этого им нужна наша электронная подпись.

Наша подпись была у бухгалтера.

Бухгалтер был за городом.

Компьютера с собой у него не было.


Посовещавшись, мы решили за субботу экстренно выпустить новую электронную подпись и с ее помощью поставить кассу на учет.


На следующий день выяснилось, что ни одна компания, которая делает электронную подпись за один день, не работает в субботу.


Было решено ставить кассу на учет через личное посещение налоговой.

Гугл сказал, что в субботу ни одна налоговая не работает.

Но к счастью, Гугл знает далеко не все. Я надеялся, что налоговые накануне вступления в силу закона выделят одного-двух сотрудников, которые примут заявления в субботу у таких опаздывающих, как я.

Так оно и вышло.


- Девушка, здравствуйте. Мы хотим поставить кассу на учет. Что нам нужно сделать?

- Заявление в двух экземплярах и контрольный чек.

- Можете дать заявление?

- Мы заявления не даем, ищите в Консультанте, распечатывайте, приносите.


Задача №1 - найти заявление в Консультанте.

Справились довольно быстро, распечатали. Поняли, что без помощи сотрудников налоговой не справимся, вернулись в налоговую.


Заявление заполняли полчаса. Нужно было указать тип и номер кассы, данные фискального накопителя и многое другое.

Наконец отдаем заявление.


Девушка ставит штамп, выдает бумагу, где указан специальный код.


- Введете этот код в свою кассу, если все данные указали правильно, касса выдаст специальный чек. Принесите его мне и касса станет на учет.

- Скажите, а чек сегодня критично принести или можно в понедельник?

- Можете в понедельник, не вопрос.


Звоню поставщику кассы, диктую ему код, все ок, касса выдает чек. Я радуюсь, что миссия выполнена, 18000 налоговый вычет за кассу мы получим.

Поставщик меня обламывает. Он говорит, что чек нужно сегодня передать в налоговую, иначе никаких 18000 не видать.

- Но ведь девушка в налоговой сказала, что можно принести в понедельник?

- Принести можно, но тогда касса станет на учет тем днем, когда передали чек.

- Но ведь касса прошла регистрацию, разве нет?

- Прошла, но на учет ее еще не поставили.


Задача №2 - принести чек в налоговую.

Дополнительные условия: текущее время 14:00, налоговая работает до 15:00, касса на другом конце города.


На такси летим на другой конец города. Светофоры услужливо организуют зеленый коридор, создается ощущение, что удача на нашей стороне.

По пути созваниваемся с поставщиком кассы, он оперативно выносит кассу и чек на дорогу.

Хватаем кассу, ставлю печать на документах, разворачиваемся в сторону налоговой. На часах 14:20


Пока едем, я не знаю, что заставило меня проверить чек, который мы должны подать в налоговую, но на нем ошибка в реквизитах. Разворачиваю такси, звоню поставщику, объясняю ситуацию.


Дополнительная задача: исправить ошибки в чеке

Встречаемся вновь, бежим к их офису, чтобы перепрограммировать кассу. Офис на территории бывшей промзоны. Вокруг все облагорожено, но до офиса идти метров 700.

Программируем кассу, через две минуты она выдает новый чек. Хватаем его, бежим обратно. На часах 14:35


И вновь светофоры как почувствовали, организуют зеленый коридор. Суббота, в городе машин не много, поэтому в 14:50 мы уже влетаем в налоговую.


А, это вы… Успели? - слегка разочарованно спрашивает девушка.

Мы отдаем чек и через пять минут касса ставится на учет.


Думаете миссия закончена?

Нет.


На следующее утро перед открытием кассовой смены подключаю кассу к системе учета.

Она ее не видит.


Лезу на форумы, читаю о том, как изменить тип подключения, как меняются каналы передачи данных, как ставится виртуальный порт для того, чтобы касса по usb была подключена к интернету. Бьюсь несколько часов. Сдаюсь и вызываю специалиста. Вместе с ним бьемся еще столько же.

Наконец касса с помощью костылей и множества нецензурных слов стыкуется с кассовой программой. Чеки начинают выдаваться.

На них даже есть QR-код.

Вот только данные в налоговую она не передает. Нет связи с ОФД - оператором фискальных данных, который собирает данные со всех касс, а затем отправляет в налоговую. Никакие танцы с бубном больше не помогли. Нет и все.


И так мы работаем уже неделю. Касса старательно собирает все данные, чтобы затем отправить их в налоговую. У меня по закону есть возможность подключаться к ОФД раз в месяц, чтобы передать все данные. Осталось три недели.


Вот такой квест.


А теперь развязка, к чему я все это вел.


Представьте, что вы владелец маленького придорожного кафе, где-нибудь на М4. Вас обязали поставить эту онлайн-кассу.

Вы в душе не знаете ничего про ОФД, электронную подпись и фискальные накопители. Учет и тот ведете в тетрадке.

Но исправно платите налоги с площади вашего кафе.


Нужна вам эта онлайн-касса?

Допустим даже, что вы пошли по простому пути и купили ту же кассу от Эвотор.

Я не думаю, что вы будете настраивать товарно-складскую базу в облачном бэкофисе этой программы.

Привлекать кого-то со стороны? Это дорого.

Делать самим? Я скажу, что с компьютером "на ты", но даже мне было сложно разобраться в службах, которые нужно настроить, чтобы на виртуальном порту этой кассы появился интернет. А что говорить про предпринимателя, который с компьютером знаком лишь по "Одноклассникам"? Ведь бизнес - это не только модные нынче блокчейн, нейросистемы, дополненная реальность и т.д.
Маленький магазин у дома, мастер по ремонту обуви, парикмахер и т.д - это тоже бизнес. До кого-то из них онлайн-кассы уже добрались, кто-то получил еще одну отсрочку на год. Но скоро и их ждет такой же увлекательный квест.


Общий вывод: спасибо за очередную головную боль. Мы то поставим эти кассы, как и ЕГАИС в свое время все поставили.


Ах да, я еще не рассказал вам о том, что параллельно с онлайн-кассой я еще Меркурий настраивал. Это еще одна точка контроля со стороны государства: теперь мы должны отчитываться за каждую продукцию животного происхождения, поступившую к нам. Как с ЕГАИС, когда ты докладываешь о каждой купленной бутылке, так будем докладывать о каждом купленном курином яйце. Об этом Меркурии расскажу как нибудь в другой раз. И о том, что поставщики сейчас не могут отгрузить половину своих клиентов, потому что у них нет Меркурия.


Так вот. Мы то все поставим. Все настроим. Все указания выполним. Не сразу, но выполним.

А в ответ что?


Я скажу только одно.

Пастух вместо того, чтобы давать коровам более сочные пастбища, ругается, что удои упали. Оглянись вокруг - здесь все вытоптано, здесь несчастные коровы собирают чахлые травинки.

Но нет, мы купим систему, которая выжимает из коров все, выдоим все до капли, высушим.

И будем радоваться, что опять удои немного, но выросли. Значит двигаемся в правильном направлении. Значит так и нужно дальше работать.


Главное, чтобы потом не пришлось вместо молочной фермы открывать мясоперерабатывающий цех.

Для тех кому удобнее Телеграмм - мой канал @restoblog

Показать полностью
7076

Экономика кофейни

Из чего складывается стоимость чашки? Правда, что кофейне стакан кофе обходится в 15 рублей, а продается за 115? И правда, что кофейни - это золотая жила?


Друзья, приветствую всех после очередного молчания.

Сегодня поговорим о самом нудном и непонятном: о цифрах. И в то же время, кто не любит считать чужие деньги?)


Начну с истории.

- Какую цену поставить на чашку?

- А фиг его знает. У всех конкурентов по 120 за капучино. Давай поставим 95 и будет норм?

- Ну вроде норм. Молоко 200 мл по 50 р за литр - это 10 рублей. Кофе 10 грамм по 1000 за кг - это еще 10 рублей. Итого 20 + стаканчик за 5. Всего - 25 рублей. Давай, отлично!


Примерно так мы делали свое первое ценообразование)


Тогда казалось что в остальные 70 рублей мы вместим все: аренду, зарплаты, налоги и прочее. Ну согласитесь, 70 рублей с чашки кажется вполне нормально.


Но все работает немного иначе.

Итак, у нас с вами есть мифическая кофейня, которая через несколько недель должна открыться. Как выстроить цены, чтобы и не загнуть их выше рынка и не загнуться по собственной скромности?


Первое - это анализ.

Я стал фанатом цифр после того, как начал планировать все на бумаге и планы начали потихоньку претворяться в жизнь.


Берем исходные условия.

Маленькая кофейня в ТЦ.

Аренда - 4000 за квадратный метр. У нас с вами островок 3х3, и еще вы решили поставить пару столиков в двух метрах от барной стойки.


Итого получилось 15 квадратных метров и 60000 рублей в месяц арендой. Добавляем еще 15 тысяч на коммунальные платежи: электричество, воду, сборы ТЦ за охрану, освещение и уборку коридоров и т.д. Сюда же плюсуем вывоз мусора (примерно 2000 в месяц)

Охреневаем от жадности ТЦ, судорожно думаем, что самый правильный бизнес - это аренда. Понимаем, что у нас нет коммерческой недвижимости, вздыхаем и едем дальше.


Вы решили, что работать будут два бариста. Два через два. Зарплату решили поставить 25 тысяч, в вашем городе это адекватные цифры.

Никто не забыл, что это мифическая кофейня? И если в вашем городе за 25 тысяч никто попу от стула не оторвет, не надо кидаться тапками, ровно как и наоборот.


Ваш зарплатный фонд составил 50 тысяч.

Так как вы открываетесь в ТЦ, решили работать в белую.

Не очень решение, если честно, ну да ладно, баланс между стремлением быть белым и пушистым и желанием зарабатывать деньги - это тема отдельного разговора.


Короче, к 50 тысячам добавляете еще примерно 30% и получаем 65 тысяч зарплатный фонд вместе с отчислениями в фонды.

И да, при официальной зарплате в 25 тысяч, ваш бариста получит на руки всего 21, а вам он обойдется целых в 32. Пересчитайте свою зарплату, которую вы получаете сейчас, добавив к ней 42%. Вот столько вы обошлись работодателю.


Получились постоянные расходы.

Сумма в 142 тысячи в месяц уже выглядит внушительной. Добавим сюда 15 тысяч в месяц на рекламу (да, многие рекомендуют брать процент от оборота, но мы пока не знаем своего оборота).


И осталось самое важное, ради чего мы делаем бизнес. Сколько вы хотите чистыми получать с этой точки?

Вариант "чем больше, тем лучше" не подходит. Ничего не получится.

Вариант "миллион зеленых" тоже не в эту кассу. Нефтегаз чуть-чуть в другом месте.


Берем условную цифру в 50 тысяч. Да, это не такая впечатляющая цифра, чтобы кто-то оторвал свою пятую точку от дивана, но что поделать.

Добавляем 50 тысяч к нашим постоянным расходам.

Зачем?


Есть одно очень важное правило, которое я испытал на себе.

Бизнес съест абсолютно все деньги, которые у вас есть. Сколько бы ни было.

Всегда найдется что-то, что срочно нужно купить, заменить, обновить, отремонтировать и т.д. Бизнес всегда хочет денег. И свои запланированные доходы нужно у него отбирать. Поэтому вывод собственнику бизнеса сразу закладываем как обязательную статью расходов. И выводим самой первой.


Почему?

Потому что заработали вы условно 200 тысяч, вывели сперва себе 50 тысяч, раскидались по аренде и зарплате, а поставщикам раз и не хватило. И вы 50 тысяч снова вернули в бизнес, чтобы отдать долги перед поставщиками. В итоге не осталось ничего. Выглядит так, будто сработали в ноль, а на самом деле убыток в 50 тысяч, потому что собственник делал допвложения в размере 50 тысяч.

Это отрезвляет и заставляет двигаться.


Ну и мы с нашей мифической кофейней двигаемся дальше.

Получилось постоянных расходов с выводом собственнику 207 тысяч.

И здесь еще ни слова не сказано о переменных расходах!


Теперь считаем проходимость.

Представим, что ваш ТЦ красивый, модный и посещаемый. И люди идут в него не за продуктами в Пятерочку на цокольном этаже, а за шмотками и прочими развлечениями. И мимо вашей арендованной площади проходят мифические 2000 человек в день.

Очень очень грубо можно рассчитывать на 2% от этого потока. Откуда взялись 2% ? Грубая статистика, я ее нагло украл, у кого не скажу. Но пока чаще совпадает с действительностью, чем не совпадает.


Многое зависит от внешнего вида вашей точки, бариста, расположения в самом ТЦ и т.д. Но берем опять же мифические 2% и 40 человек в день.

Значит эти 40 человек в день * 30 дней = 1200 человек в месяц должны дать нам 207 тысяч в виде наценки.

207000/1200 = 172 рубля.


Пролистаем чуть чуть к началу, где у нас получилось 70 рублей в виде наценки.. И понимаем, что мы в глубоком минусе.


Кто виноват и что делать?

Есть три варианта.

Повышать цены, чтобы ваш кофе стоил 200 рублей за стаканчик и тогда при продажах 40 людям в день, вы будете получать свои 50 тысяч.


Вариант 2: качать маркетинг и рекламу, чтобы у вас в день было не 40 человек, а 60. 3% от потока.

Сложно, если вы не Макдоналдс, но реально.

В этом случае в виде наценки на человека надо 115 рублей, что уже гораздо приятнее


Ну и вариант 3: снижать постоянные расходы.

Договориться с ТЦ о том, что на первые полгода аренда будет не 4000 а 2500 за квадрат. Сложно, но можно. Это уменьшит расходы на 20 тысяч.


Договориться с бариста о том, что фиксировано они получат 20000 на руки + 5% от оборота. Если точка выйдет в плюс - у них будет 26 тысяч на руках, а если нет - у вас чуть-чуть снизятся издержки. И все-таки вам придется посмотреть в сторону серых зарплат, хотя бы первые несколько месяцев. Иначе придется закрыться, так и не открывшись.


С самим собой можно пойти на компромисс и договориться о выводе не в 50 тысяч, а в 40, на первые три месяца.


И заметьте, мы еще даже ни слова не сказали о поставщиках, манипулировании закупочной ценой и качеством продукции. Их здесь вообще еще нет. Рано. Надо базовые вещи выстроить, чтобы понимать, куда вообще идем. И лишь затем думать о переменных расходах.


В итоге, путем неимоверных усилий ваша мифическая кофейня получает трехмесячную скидку на аренду (сказка, не правда ли?))

Бариста, поверив в ваши горящие глаза и махнув рукой, говорят, что согласны на 20 тысяч. (Забегу вперед, они надеются добрать остальные 5к, пробивая заказы без чека. Но это вам сюрприз на десерт, пока мы еще даже первый кусок не прожевали)


Вы и с собой сумели договориться на 40 тысяч, хотя аренда квартиры не изменилась, а родственники уже делят ваши будущие миллионы, ведь "тыж бизнесмееен"


В итоге постоянные расходы получились:

Аренда: 37500

ФОТ с налогами: 52000

Вывод: 40000

Остальное без изменений.

Итого: 161500


Плюс вы решили на старте вложить чуть больше в оформление барной стойки, ее подсветку и профессиональный ароматизатор с запахом шоколадного печенья и кофе, чтобы вокруг кофейни всегда витал приятный аромат. И теперь надеетесь получить 50 человек в день или 1500 в месяц.


Делим постоянные расходы на 1500 человек и получаем 108 рублей.

А теперь уже мы прибавляем к этим 108 рублям 25 из самого начала и получаем стоимость капучино в размере 133 рублей.


Фух.. Можно выдохнуть, мы имеем четкие ориентиры: 50 человек в день, минимум 135 рублей с человека, дневной план 6750, месячный 202500, и из них 40 тысяч должны получиться чистыми.


Теперь добавляем выпечку от сторонних производителей с наценкой минимум 100%, сиропы и прочие добавки, чтобы поднять средний чек. Учим бариста улыбаться, быстро и вкусно готовить, вводим систему учета, строим программу лояльности и прочее, прочее, прочее.


В итоге должна получиться красивая картинка.

Как прочем всегда и бывает на словах.


Все эти расчеты - абсолютно абстрактны и лишь совсем чуть-чуть связаны с реальностью.

Их задача не дать рекомендацию к действию, а просто помочь понять, из чего строится стоимость чашки кофе.


Я не экономист, специалисты могут в комментариях меня поправить, добавить кучу упущенных статей расходов и вообще нарисовать свою мифическую кофейню)


С удовольствием пообщаюсь в комментариях или в телеграмме. Контакт подскажу в комментариях, если кому-то захочется что-то спросить.


Спасибо за то, что прочли. Пишите, что еще интересует, о чем еще написать? Я могу теперь рассказать не только об изнанке кофейного бизнеса, но и ресторанного в целом.

Показать полностью

Большое событие в мире кофе и чая

Большое событие в мире кофе и чая Кофе, Чай, Мероприятие, Москва, Бариста, Кофейня, Длиннопост

15-17 марта в Москве пройдет одно из ключевых мероприятий в кофейно-чайной сфере: выставка и конференция Coffee&Tea Russian Expo .

Выступят разные эксперты, пройдут дегустации, презентации и чемпионаты.

Я думаю, там же будут и поставщики оборудования, расходников и прочие, сопутствующие организации.


Я кратко перечислю те мероприятия, что лично мне кажутся наиболее интересными. Но если вы не найдете здесь того, что заинтересует лично вас, посмотрите общую программу выставки. Возможно, у нас просто чуть различаются интересы)

33 практических способа как увеличить прибыль и сократить затраты кофейни

Как составить бизнес-план кофейни

Мастерство композиции чая и еды

«Закон урожая»: хороший сервис в вашем заведении

Упаковка бренда как часть потребительского опыта

Как открыть производство шоколада у себя в кофейне

Тенденции ассортимента в кофейнях. Почему нужна выпечка?

Новые форматы продвижения кофе с собой

Рынок чая и кофе: что люди покупают в холода

Инвестор и предприниматель: как открыть свою кофейню

Меню кофейни - лопата для добывания денег. Затачиваем, учимся работать, копаем

Пиар для кофеен: как научиться работе с журналистами и блогерами

Кофейня - не только про хороший кофе

Интеграция алкоголя в меню кофейни

Как получить и не потерять постоянного гостя кофейни



Мероприятие обширное, можно завезти полезные связи и знакомства.
Я тоже буду рад встретиться с пикабушниками, которые подписаны на меня и следят за кофейным бизнесом в целом. Я думаю, мы найдем о чем поговорить. Для координации пишите в Телеграмм mas_stm

И еще один маленький бонус: журнал Restoranoff распространяет по подписчикам промокод для этой выставки - Resto2018EX15. По этому промокоду билет стоит не 300, а 200 рублей.
Мелочь, а приятно)



P.S. Тут в комментариях меня обвиняют в рекламе)
Я вновь повторюсь: я не партнер и не организатор выставки. Ко мне ежедневно обращаются пикабушники, которые благодарят за посты по открытию и управлению кофейнями. И от них же поступают просьбы поделиться новой информацией.
На этом мероприятии будут выступать эксперты, обладающие намного более глубокими знаниями, чем я. Потому я считаю, что многим из тех, кто подписан на меня и кто находится на стартовом этапе открытия своего дела, эта информация может быть полезна.

Ну а если считаете, что это не возможность узнать полезную информацию, а  грубая реклама, то тогда лучше вместе позвать модератора и удалить пост)

Показать полностью

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Признайтесь, вы хоть раз, но заходили на Авито. Возможно, продавали старые книги, детские вещи или старинные, но совсем ненужные вам вазы или статуэтки. Когда звезды сходятся, покупка или продажа выходит крайне удачной. Как у наших героев.


1. @MorGott

Почти открыл свой магазин на Авито из детских вещей, из которых вырос его ребенок.


2. @Little.Bit

Привел с Авито третьего в их с женой уютное семейное гнездышко, и теперь они счастливы вместе.


3. @MadTillDead

Собралась с силами и продала на Авито все, что напоминало ей о бывшем.


4. @Real20071

Его жена доказала, что в декрете тоже есть заработок. Причем на любимом деле и Авито.


Своим удачным опытом они поделились в коротких роликах. Теперь ваша очередь!

Снимите видео об успешном опыте продажи, покупки или обмена на Авито, отправьте его нам и получите шанс показать свой ролик всей стране. Представьте, вы можете попасть в рекламу Авито! А еще выиграть один из пяти смартфонов Honor 20 PRO или квадрокоптер. Ну что, готовы принять вызов? Смотрите правила, подробности и ролики для вдохновения тут.

Отличная работа, все прочитано!