masstm

masstm

Пикабушник
Дата рождения: 13 января
48К рейтинг 8720 подписчиков 103 подписки 35 постов 27 в горячем
Награды:
лучший длиннопост недели самый сохраняемый пост недели 5 лет на Пикабу самый сохраняемый пост недели более 1000 подписчиков
137

Эффективное освоение бюджета

Предыстория:

Чуть больше года назад стал предпринимателем. Налоги плачу исправно, взносы во внебюджетные фонды тоже. По закону предприниматель в течение года обязан заплатить в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования немногим больше двадцати тысяч. В декабре прошлого года пришло письмо из Пенсионного фонда с квитанцией на оплату оставшейся части взносов. Спокойно пошел в Сбербанк, по этой квитанции все оплатил и забыл. Затем в начале марта был по другим делам в здании Пенсионного фонда, решил зайти, уточнить, все ли в порядке. Девушка проверила что-то на компьютере и подтвердила, что все хорошо, я ничего не должен. На этом я окончательно успокоился.


Теперь собственно сама история.

На днях приходит письмо из пресловутого Пенсионного фонда, в котором говорится, что я такой нехороший, задолжал государству 2 рубля 86 копеек. Требуют уплатить до 25 апреля, в противном случае дело будет передано судебным приставам. Умные люди подсказали, что приставы просто арестовывают расчетный счет и списывают с него необходимую сумму. 


И вот тут у меня возникает ряд вопросов.
1. Я платил остаток по квитанции Пенсионного фонда. Откуда вылезли эти два рубля?
2. В начале марта этого долга у меня не было. Значит его мне нарисовали в начале апреля?

3. Письмо из ПФР пришло заказное, с описью вложения. Если не ошибаюсь, это как минимум рублей 15, плюс сам конверт рублей 10, плюс бумага на которой написано письмо, плюс время, которое потратил работник Пенсионного фонда, чтобы письмо написать. Кто-то скажет, что у них работа такая, по копейке собирать. Но ведь какие-то оценки эффективности должны быть? Здесь убытков бюджету больше от их деятельности, чем от моих недоплаченных двух рублей.

4. Есть вероятность, что просто пририсовывают долг, чтобы выполнить план? Логика простая, человек не поедет разбираться ради двух рублей, а план выполнится.


Почему эта ситуация у меня вызывает возмущение: да потому, что оплачивал последний квартал я по их квитанции, ни копейкой меньше. И они, зная это, рисуют мне несчастные два рубля. Мне не жаль их оплатить, если я действительно должен, но ведь я знаю, что все заплатил с точностью до копейки.

У кого еще была схожая ситуация? Как вы поступили?

Показать полностью
79

Отчисленный студент, лучший журналист, бедный предприниматель)) Моя история.

В последние дни вижу на пикабу жизненные истории, связанные с работой.

Хочу рассказать свою историю. Возможно, она будет полезной тем, кто сейчас получает зачеты в университете или тем, кто надеется, что открыв свой бизнес мгновенно станет миллионером.


В 2010 году я поступил в университет в одном из небольших городков Юга России на специальность "Радиотехника". Мечтал, что стану ученым-изобретателем, который будет придумывать разные системы "Умного дома". До этого всерьез увлекался радиотехникой, собирал различные схемы и надеялся, что хобби, превращенное в профессию, позволит хорошо зарабатывать. Я ошибся.


Скучные лекции убили всю инициативу, спустя год я захотел сбежать как можно дальше.


Тогда начал активно заниматься общественной деятельностью, чтобы студенческая жизнь запомнилась хоть чем-то. Решил, что в моем университете не хватает студенческого совета и решил его создать. Неопытный был и наивный). Ректор одобрил идею, а профсоюз нет. Все мои аргументы о том, что студенческий совет по закону должен быть в каждом университете, остались проигнорированы. Мне предложили вступить в профсоюз и заниматься общественной работой внутри него. Я тогда не знал, что многие студенческие советы участвуют в распределении стипендий, поощрении студентов путевками и так далее. Понятно, что до всех этих ресурсов меня не допустили. Тогда я решил, что будем идти более длительным и сложным путем. Ключевой проблемой любой администрации является слабая коммуникация с нижестоящим звеном. Так появилась студенческая информационная служба моего университета. Я планировал за год-два стать для студентов основным источником информации о событиях внутри университета, чтобы руководство было вынуждено обращаться к нашему молодежному СМИ для передачи своей информации.


План частично удался. У меня сформировалась команда из сорока человек. Мы снимали видеоролики о событиях внутри университета, делали фоторепортажи, писали статьи, интервью, обзоры, записывали радиоэфиры и транслировали их через социальные сети. Потом университета нам стало мало и мы начали рассказывать о городских событиях, интересных молодежи. Получился такой мини медиахолдинг)


Делали все непрофессионально, но оперативно. Бывало так, что наши эфиры выходили спустя час-два после мероприятия, в то время как городские СМИ выдавали материал лишь на следующий день. Статистика группы ВКонтакте показывает, что в пиковые дни мы охватывали более 60 тысяч человек. Это четверть населения города.


Тогда я начал задумываться о бизнесе.


Ключевое в нем - это всегда клиенты. И если есть источник информации, способный донести информацию о продукте до 60 тысяч человек, то можно надеяться на то, что старт бизнеса будет успешным. Начал обдумывать идею создания антикафе, три года назад эта тема была интересной. Но тут возникла проблема в виде университета, который обиделся на отсутствие внимания. Я появлялся в университете каждый день, с десяти утра и до позднего вечера. Вот только на парах практически не был. Координировал действия команды, помогал с монтажом, сам бегал иногда по съемкам. Многие зачеты закрывал на том, что умел быстро понимать суть предмета и в нескольких предложениях все объяснять. Экзамены закрывать было сложнее, требовалось не просто понимание верхушек, а глубинное погружение в предмет. Если помните, я учился на «Радиотехнике», где одна «Теория цепей» с трехэтажными расчетами чего стоит. По некоторым предметам возникли хвосты, закрывать которые не было ни сил, ни желания. В итоге мне озвучили прайс, который решал бы все мои проблемы с учебой на этот семестр. Денег у меня таких не было, и я решил, что пришло время заняться бизнесом. Написал заявление о собственном отчислении и забрал документы. Это был конец третьего курса.


Я благодарю судьбу, что в тот момент мне хватило ума не бросаться в омут с головой, а сесть и проанализировать свои шансы. Для открытия бизнеса нужны деньги, нужны мозги и связи. У меня было только немного мозгов. Поэтому я решил идти на работу в городскую газету, чтобы вести полосу, посвященную бизнесу и экономике. План был простой: влиться в городскую среду, понять правила игры и лишь затем начинать свое дело.


В июне 2013 года я стал журналистом. Собеседования как такового не было. Сыграло роль то, что студенческая информационная служба очень часто обходила местные СМИ. Поэтому придя к главному редактору, я задал только один вопрос: я Вам нужен как сотрудник?


На следующий день я покупал трудовую книжку.


Работа журналиста очень интересна. Вначале я абсолютно не разбирался в своей теме. Инвестиции, инфляция, арендная ставка, дорожные карты для бизнеса – все это было для меня понятиями, которые я когда-то слышал, а вот объяснить суть не смог бы. Пришлось учиться. Вот тут помогло умение очень быстро усваивать огромное количество информации. До сих пор у меня сохранилась противная привычка открывать в браузере около сорока вкладок и из всей информации собирать понятный материал.


Полтора года я отработал в редакции. По долгу службы побывал на крупных предприятиях города, общался с местными бизнесменами, депутатами, сотрудниками разных отделов администрации города, с молодыми предпринимателями и так далее. Пока я работал, в городе открылось и прогорело одно антикафе, затем появилось другое.


За это время университет был реорганизован и стал институтом (филиалом одного из областных вузов), я был восстановлен в институте по личному распоряжению директора института, который читал мои статьи в газете. Правда восстановился ненадолго, потому как процедура восстановления закончилась в аккурат перед сессией. Десять хвостов от предыдущего семестра и новая сессия увеличили прайс, который мне озвучили в три раза. Деньги у меня были, а вот желания отдавать их за закорючку в зачетке не было.


Спустя три месяца меня вновь отчислили. В это время у меня появились знакомые, которые пообещали мне диплом за согласие работать с ними. Я решил отложить этот вопрос на более позднее время.


У меня появилось более-менее устойчивое понимание того, как устроена структура нашего города, кто за что отвечает, как можно поступать, а как лучше не делать. Появились разные знакомые, которые затем сыграли значимую роль в старте моего проекта. Готовя цикл материалов о начинающих бизнесменах, я нашел программу кредитования молодых предпринимателей, по которой можно было получить до 300 тысяч рублей на старт своего бизнеса под 12% годовых. Для этого требовался только бизнес-план. Тогда я понял, что пора. Мозгов прибавилось, какие-то связи в городе и понимание появилось, и вот он – потенциальный источник финансов.


В мае 2014 года я начал писать бизнес-план по форме банка. Теперь в планах было открыть кофейню.


Моя мама очень любит кофе и все, что с ним связано. Именно она стала инициатором и вдохновителем всего проекта. Она мечтала о своей кофейне, и я решил, что эту мечту стоит попробовать осуществить.


Правда я долго тормозил)


Бизнес-план писал вечером после работы и на перерывах. Открывал множество вкладок в браузере и читал все то, что написано в интернете по этой теме. Большинство статей – грубый рерайт, точной информации практически никто не предоставляет.


Писал я бизнес-план до октября 2014 года. Наблюдая свою статистику по работе в качестве журналиста, я вижу, что моя производительность росла, я делал все больше и больше. Может сказывался какой-то опыт, или играло свою роль то, что я в очередной раз загорелся какой-то идеей, что давало энергию для свершений.


В ноябре пришел ответ из банка. Сказали, что никогда в жизни не получали такой продуманный бизнес-план, кредит мне одобрен, для его получения нужно стать предпринимателем, открыть расчетный счет в этом банке и начать деятельность. Как вы думаете, что я сделал? Я испугался) Еще целый месяц я не мог принять окончательное решение. Не мог бросить работу, к которой в принципе уже привык, не мог броситься в омут с головой. Быть может это судьба, а может просто совпадение, но в середине декабря на работе меня очень сильно оштрафовали, как я до сих пор считаю, несправедливо. Получив зарплатой полторы тысячи рублей, я решился и написал заявление на увольнение. По соглашению сторон я не отрабатывал две недели, а уже через три дня искал помещение для кофейни.


В конце декабря мне на почту пришло письмо из правительства области, в котором меня признали одним из десяти лучших журналистов области. За это полагалась премия в сто тысяч рублей. Чуть позже я узнал, что стал лучшим журналистом 2014 года в моем городе. За это тоже был какой-то приятный подарок, но не сто тысяч, конечно) Как говорится, ушел на пике карьеры. При этом некоторый червячок сомнения грыз меня, ведь на работе все получалось, вот какие перспективы открывались, а теперь как? Но старался помнить, что в журналистику я пришел лишь для того, чтобы получить инструменты для достижения очередной цели. Хотя не скрою, писать мне нравится. Тег «длиннопост» стоит, поэтому не нужно говорить: «Оно и видно» ))


Премию губернатора пришлось поделить с редакцией, чтобы не портить отношения. Хоть в правительстве области и делали акцент на том, что премия вручается журналисту, а не редакции, я все равно согласился с их требованиями и отдал чуть больше половины.


Остальную часть премии я пустил в бизнес, оплатив аренду помещения.


Сразу после праздников, 11 января 2015 года мы начали ремонт, а 14 февраля открылись для гостей и сейчас, спустя год, считаемся одной из лучших кофеен города. Вести бизнес очень тяжело. Многое приходится понимать на ходу. Я допустил массу ошибок, все, которые только можно было и нельзя. Бизнес-план совпал с реальностью лишь наполовину, но несмотря на это, кофейня продолжает работу. Связи, которые я получил в редакции практически не пришлось использовать, а денег, которые выделил банк, хватило впритык. Как открыть кофейню, площадью 60 кв.м на 300 тысяч рублей, я расскажу в следующем посте.


Параллельно я вновь начал писать, рассказывая о тонкостях ведения бизнеса в России. То, чего мне не хватало на старте – знания, я стараюсь дать тем, кто начинает свой путь.


Денег не хватало тогда, не хватает и сейчас. Так как открылись с минимальных инвестиций, многое приходится докупать из выручки, вкладывать средства в то, чтобы заведение продолжало работу. Свою роль сыграло и изменение рыночных условий, сейчас у людей гораздо меньше свободных денег, чем год или два назад. Многие экономят, и первой попадает под сокращение графа «Развлечения». Но мы стараемся преодолевать кризис. Кофейня работает с небольшой операционной прибылью, возвращаю кредит и строю планы на расширение.


У меня до сих пор старенькая «Нокия», нет машины и съемная квартира. Но зато у меня красавица жена, которую я нашел в студенческой информационной службе, много друзей, которых я приобрел, работая журналистом и бизнес, который может стать основой для дальнейшего роста. Каждый жизненный этап что-то мне дал, и я надеюсь, что самое интересное только впереди. А мои бывшие одногруппники недавно закончили университет и получили диплом. Когда-нибудь и я его получу.


Очень надеюсь, что моя история даст стимул тем, кто просто ходит в университет, чтобы получить закорючку в зачетке. Нужно шевелиться, делать что-то помимо своей учебы, тогда появятся шансы на трудоустройство. И на работе нужно стремиться к какому-то определенному результату, тогда есть все шансы достигнуть большего.


Надеюсь, что вы не зря прочитали этот пост.


Спасибо за внимание.

Показать полностью
1600

Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 1

В предыдущем посте я обещал, что расскажу о том, как открывал кофейню. В одну статью вся информация не поместится, поэтому буду выкладывать частями.


Краткая предыстория, чтобы не читать предыдущий пост.

Я работал журналистом в общегородской газете, готовил материалы по экономике и малому предпринимательству. Вникал в структуру работы города, общался с предпринимателями, задавал им вопросы и набирался знаний. Спустя полтора года работы в редакции принял решение, что пора открывать свой проект. После этого неожиданно стал лучшим журналистом в городе и одним из десяти лучших в области, но это ситуацию не изменило.


В этой статье расскажу про поиск инвестиций и мое взаимодействие с налоговой, в следующей статье про поиск помещения и разговоры с поставщиками.

Итак, декабрь 2014 года.


Я был уверен, что для открытия бизнеса нужны мозги, деньги и связи.

В кармане 15 тысяч рублей - моя последняя зарплата с учетом неиспользованного отпуска.

С работы я уволился по соглашению сторон, не отрабатывая две недели. Все знакомые предприниматели упорно говорили, что на пороге тяжелый кризисный год и открываться сейчас не время. Главная мысль, которая поддерживала меня тогда: идеального момента никогда не будет. Дальше все будет либо плохо либо очень плохо, поэтому нужно работать сейчас, а там разберемся.


Еще работая в редакции, деньги на открытие бизнеса я решил получать по программе "Молодежный бизнес России", сумма в 300 тысяч рублей под 12% годовых, сроком на три года. Основным преимуществом для меня было то, что не требовался залог. Ни квартиры, ни машины у меня не было и еще нет. Для участия в программе требовался бизнес-план по форме банка, который я заполнял последние полгода, в свободное от работы время. Одобрение из банка было получено в конце ноября. Чтобы получить деньги нужен был расчетный счет в этом банке и статус предпринимателя. Вот его я и решил получать.


Юридически стать предпринимателем очень просто. Пять дней, 800 рублей и вы официально предприниматель. А вот чтобы фактически стать предпринимателем приходится каждый день "предпринимать" какие-то действия.

Перед походом в налоговую я внимательно изучил интернет . В заполнении документов мне помог один очень хороший сервис, если нужно будет, название скажу в комментах. С его помощью я подготовил заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, сделал квитанцию для уплаты госпошлины, разобрался с ОКВЭДами. Сервис настоятельно рекомендовал получить в налоговой справку о принятии документов. Если откажут - во второй раз госпошлина будет не 800 рублей, а около 200.

И вот я весь вдохновленный прихожу в налоговую, минут пять стою в очереди, а затем подаю документы.

- А где справка из полиции?

- Какая справка?

- А вот у вас указаны некоторые ОКВЭДы, для регистрации которых нужна справка из полиции.


Сейчас уже сложно вспомнить, но кажется в числе этих ОКВЭДов были изготовление и прокат видеофильмов, организация детских лагерей, издание книг и что-то еще. Могу напутать. Я указывал эти виды экономической деятельности с запасом на будущее, кто знает, какой сферой мне захочется заниматься.

Позвонив своему участковому, я узнал что справка будет готовиться месяц. После этого вычеркнул проблемные коды и подал заявление.


- А справочку можно о том, что Вы приняли у меня документы?

- Зачем она Вам?

- Ну вдруг мне откажут в регистрации, я тогда госпошлину повторную платить меньше буду, если у меня будет подтверждение того, что  я уже подавал документы.


Девушка была очень недовольна. Ушла и минут через пятнадцать принесла справку с подписью руководителя.


- Большое спасибо. Скажите, когда забирать документы?
- Ну это уже в 2015, после праздников.

- Почему? По закону же ведь в течение пяти дней?!

- Молодой человек, у нас идет полное обновление программы, мы не выдадим Вам документы в течение пяти дней. Приходите после новогодних праздников

- Но это же ведь не моя проблема, что у вас обновление программы. У меня все рассчитано, мне до конца этого года еще очень многое нужно сделать.

- Ничем не могу помочь.


Через три дня я позвонил в налоговую и уточнил, готовятся ли мои документы. Сказали, что точной информации нет.
На пятый день я еще несколько раз звонил в налоговую и выяснял, на каком этапе мои документы. Видимо я их достал, потому как мне сказали, что они на подписи у руководителя. Когда подпишут - неизвестно.

После очередного звонка, ближе к вечеру, мне сказали, что документы готовы.
Через десять минут я уже был в налоговой, жил тогда на соседней улице.


Во время выдачи ИНН и ОГРНИП девушка, которая убеждала меня, что раньше следующего года документы я не получу, выдала замечательную фразу, которая мне до сих пор очень помогает.

- Николай Андреевич, вот вы так торопитесь стать предпринимателем. Посмотрим, как скоро Вы прибежите к нам закрываться.

Я тогда сдержался и философски заметил, что время покажет.


Когда я пришел через два месяца становиться на учет как плательщик вмененного дохода, эта девушка там уже не работала.


29 декабря я официально стал предпринимателем. Сразу после этого я побежал в банк, открывать расчетный счет. Но опять мне не хватило нужных бумажек. Справку об отсутствии задолженности налоговая тоже делает пять дней. Тот факт, что у меня на руках документ, подтверждающий, что я только сегодня стал предпринимателем и еще не успел ничего задолжать, ничего не изменил.

В итоге я смирился с тем, что основная работа начнется только после праздников, подготовил все остальные документы и занялся поиском места и переговорами с поставщиками.

Меня грела мысль, что первый, самый маленький шаг уже сделан.


Мои ошибки:

Самая ключевая состоит в том, что все действия затеял под конец года. Я еще не раз буду об этом писать в следующих статьях. В каждой из ситуаций мне было не очень выгодно то, что я открылся 29 декабря.


Мои уроки:
Я понял, что раз чиновники засыпают нас ссылками на то или иное постановление, значит нужно поступать также и добиваться своего. Много раз эта тактика помогала мне при взаимодействии с различными структурами.



В следующем посте расскажу про то, как я сработал лучше риэлторской конторы, как шокировал владельцев помещений, какие ошибки допустил в переговорах с поставщиками и какой бонус получил от них.


Если возникают вопросы по теме регистрации в качестве ИП, выбора формы налогообложения, выбора удаленного бухгалтера, сдаче отчетности и т.д.  - задавайте. Там, где хватит моего опыта, постараюсь ответить. Если не хватит знаний, по крайней мере подскажу, где искать информацию.


Если есть иные вопросы, задавайте, ответы на них постараюсь дать в следующих статьях.

Показать полностью
1501

Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 2

Продолжаю цикл статей, основанных на личном опыте.

Часть 1.


Сегодня расскажу о том, как сработал лучше риэлторской конторы, как шокировал арендодателей и подробно расскажу о бонусах от поставщиков, позволивших уложить открытие кофейни в 300 тысяч рублей.


Помещение

Предыдущая статья закончилась на том, что 29 декабря 2014 года я официально стал предпринимателем. Следующим вопросом стал поиск помещения.


Для любого бизнеса, связанного с продажами населению очень важен пешеходный или автомобильный трафик потенциальных клиентов. Это я понимал, поэтому кофейню было решено открывать в самом центре города. Я обозначил три улицы, на которых кофейня смогла бы приносить максимальную прибыль и начал искать. Газеты результата не дали. Большинство объявлений были о сдаче в аренду складских помещений и магазинов. Магазины мне не подходили, потому как там было довольно сложно выделить отдельное служебное помещение, где располагалась бы мойка, склад расходников и т.д. И еще в большинстве помещений для магазинов не было санузла. Вот тут я и понял, что поиск места станет довольно сложной задачей. Дни шли, прогресса не было. Тогда я решил, что настоящие предприниматели, которые сдают помещения в аренду не парятся по поводу объявлений в газету, а просто отдают вопрос на решение риэлторской конторе. Я думал, что у риэлторов есть "тайная база данных", где указаны все лакомные места. Я начал обзванивать все конторы города.


- Алло, добрый день. Меня зовут Николай. Я хочу узнать, есть ли в Вашей базе коммерческая недвижимость в аренду под объект общепита?

- Здравствуйте, Николай. Сейчас таких объектов в базе нет, но давайте я запишу Ваш телефончик, и как только что-то появится, сразу наберу.

- Хорошо, буду ждать Вашего звонка.


Не перезвонили в 18 случаях из 19.


Лишь одно агентство сказало, что у них есть объект, подходящий мне по параметрам. Но после осмотра стало ясно, что расположение очень неудачное. Десять человек в час - это очень слабый трафик.


Я немного отчаялся. Но в итоге решил, что самый лучший способ - это искать своими ножками. И начал обход тех трех улиц, на которых мне было бы интересно увидеть свою кофейню.


За несколько часов в моей базе было восемь объектов коммерческой недвижимости, которые так или иначе мне подходили. Я ходил по улицам, искал желтую табличку "Аренда", в те здания, где таблички не было, но они идеально подходили по расположению, я заходил и интересовался у сотрудников, сдается ли здесь что-нибудь в аренду.

После этого созвонился с собственниками, расставил встречи так, чтобы на каждую полчаса и начал осмотр.


Арендодатели


- Алло, добрый день, я по поводу Вашего помещения по адресу ****. Скажите, сегодня в 14:30 можно подойти, осмотреть помещение?

- Да, подходите.


А теперь картина маслом.

Большинство владельцев помещений приезжали на дорогих иномарках. Мужички, лет сорока пяти с уже приличным брюшком, дорогими часами и телефонами. Я приходил пешком, в джинсах и стареньком свитере.


- Здравствуйте, я по поводу помещения.

- Здравствуй... (задумчиво). Ну проходи...


Сразу отмечаю оформление входной группы, насколько удобно будет ставить вывеску.


- Скажите, помещение запитано на какую мощность?

- Что?

- Ну какую нагрузку проводка выдерживает? Сколько киловатт подведено?

- Ммм, не знаю...

- Ладно, другой вопрос: с пожарными службами договор заключен? Это обязанность собственника помещения.

- Да вроде что-то было, точно не знаю.


И так я задавал массу вопросов. Канализация, трубы пластиковые или металлические, где капитальные стены, где перегородки, есть ли с собой документы, подтверждающие право собственности на это помещение, готовы ли работать со мной по безналичному расчету, чтобы официально декларировать расходы и т.д.


Примерно после пятого вопроса все мужички начинали называть меня на Вы.


Так я обошел практически все помещения. Результат везде был неутешительный. Где-то не подошло помещение, где-то сразу стало ясно, что с владельцем помещения не получится сработаться. Да, я выбирал не только помещение, но и владельца. Потому что не раз слышал, как сдают помещение в аренду, а если там формируется успешный бизнес, спокойно выдавливают его повышением арендной ставки или иными подлянками, меняют пару букв в названии, переманивают менеджера и продолжают работу, но уже получая в разы больше, чем арендная ставка. Так в одном городе строительный магазин "Домик" исчез, а вместо него появился "Ваш домик" с реквизитами владельца помещения.


Подходящее мне помещение я нашел на известном сайте объявлений.

Через час уже был на месте. Там в это время работал магазин женской одежды, который собирался переезжать. Под видом покупателя зашел, с огромным интересом начал что-то искать на вешалках, параллельно осматривая само помещение. Продавец подозрительно косилась на парня, выбирающего блузку, но ничего не сказала.

На следующее утро я уже общался с владельцем помещения.


За помещение он хотел 67 тысяч рублей в месяц. По тысяче за квадрат. На тот момент для центра города это была стандартная арендная ставка. Но мне удалось сторговаться до 60 тысяч. Уже потом, осматривая документы права собственности, я увидел, что площадь помещения 62 квадратных метра, но сторговаться ниже уже не получилось.


В помещении было два санузла, отдельное помещение с подведенными трубами водоснабжения и канализации, располагается оно в самом центре города на пешеходной прогулочной зоне, короче идеальный вариант. Единственный минус - цокольный этаж.

До сих пор этот момент очень сильно режет мне выручку. Людям кажется, что в подвальчике что-то низкосортное. Такой вот психологический момент.

Вот так выглядело помещение после того, как оттуда уехал магазин женской одежды.


Само помещение состоит из трех залов. Самый дальний на фото - основной. Второй находится посередине и третий - этот тот, откуда было сделано фото. В третьем мы расположили кофемашину и барную стойку, а в первом и втором - столы и стулья. Но это было позже.


Мы подписали договор и 11 января помещение официально стало нашим.


Поставщики

Еще до открытия кофейни я договаривался с одной компанией о том, что она предоставит мне кофемашину и кофемолку в аренду. Для этого нужно было ежемесячно покупать у компании не меньше десяти килограмм кофе. По моим подсчетам мне в месяц нужно было около 22 килограмм, поэтому это ограничение не было для меня существенным.

Но когда в январе я позвонил им и сказал, что готов к заключению договора, меня мягко послали.

- Извините, курс доллара вырос, мы оборудование в аренду больше не предоставляем.


Мне стало страшно. Вообще мне постоянно в те дни было немного страшно, через мои руки проходили суммы в от 10 до 60 тысяч, что было в несколько раз больше, чем моя пятнадцатитысячная зарплата в редакции газеты. Но какой-то драйв, наивная уверенность в том, что все получится давали силы. А тут раз и кажется, что все накрылось. Как работать без оборудования? Не факт, что другая компания согласится дать кофемашину в аренду, ведь доллар вырос у всех.

Я тогда не знал, что если послали в одном месте, значит нужно стучаться в другое. И так пока не получится. Повезло, что бариста, которого я планировал брать на работу подсказал своих друзей, у которых была старенькая двухгруповая кофемашина, которую те с удовольствием дали в аренду. Не знаю, чем бы закончилась моя история, если бы не этот случай.


Еще одна моя ошибка: я ждал, пока в банке решится вопрос с деньгами, и лишь потом начал искать поставщиков. Две недели я заключал разные договоры, торговался, просил отсрочку.
Нужно было делать это раньше. Счет, который выставила вам компания не обязывает вас что-то у нее покупать. Счет - это как если в магазине вы говорите: А сколько это стоит?


Мне нужно было собрать все, что мне нужно, получить счета от всех поставщиков, договориться со всеми и в тот день, когда я получил деньги в банке разом оплатить все счета и на следующий день все получить.

Но я делал все постепенно, поэтому процесс очень сильно затянулся. Но в итоге все что нужно, было приобретено. Еще очень серьезно мы сэкономили на ремонте. Мне озвучивали ценник до 150 тысяч за ремонт помещения, но я, мама, моя жена, бариста, который стал работать с нами и друзья семьи сумели за две недели сделать ремонт. Я научился работать шпателем, зачищать, красить стены, клеить обои стык в стык (ох какая это была жесть). В итоге пусть и медленно, но зато недорого нам удалось сделать вполне профессиональный ремонт. Надеюсь, что я не льщу себе.


Итого:


Аренда
Кофемашина
Кофемолка
Печь для выпечки булочек и круассанов

Помещение - 60к


Куплено
Холодильник со стеклянной витриной - 27к
Столы и диваны - 45 к (сторговался с 50к)

Стулья 19к
Мойка двухсекционная - 7к
Микроволновка - 3к

Посуда - около 20к

Кассовый аппарат - 10к



Барная стойка (на заказ) 36к
Вывеска (на заказ) - 15к



Ремонт (расходники) - около 10к

Мелочевка около 10к
Закупка (кофе, сахар, чаи, стаканчики) около 30к


Итого 297 тысяч, если я ничего не напутал.


И еще три тысячи осталось на то, чтобы отпраздновать открытие.

Эта фотография кофейни нравится мне больше всего. Цветы, к сожалению, бывают нечасто. Дорого.


Вопросы подписчиков

@bolnoiyblyDok численность города, сколько подобных конкурентов, место открытия (спальный район, центральная улица) и т.д.? И еще опишите получение разрешения общепита СЭС и т.д., кофейня с алкоголем или без, если с алко - то так же подробнее о получении разрешений


Численность города 242 тысячи человек. Конкурент один - сеть кофеен в формате "кофе с собой". На сегодняшний день у них 7 точек в городе. Маленький павильончик в самых оживленных местах города, где готовят кофе с собой. Ключевое преимущество - место. Некоторые расположены там, где проходимость около 800 человек в час, а поблизости еще и оживленный автомобильный трафик. Мое ключевое преимущество состоит в том, что у меня есть удобные посадочные места, где можно расположиться. И по формату мы единственная кофейня в городе, где можно выпить кофе не только в бумажном стаканчике, но и в нормальной посуде. Рестораны и прочие заведения, где готовят кофе, я не считаю конкурентами. Кофе у них далеко не самая сильная сторона и в нашем городе я знал только одно место, где бариста на хреновом оборудовании и дешевом зерне делал хороший кофе. Сейчас он работает с нами.


Кофейня без алкоголя. Я теряю на этом очень значительную долю прибыли. Что таить, все заведения общепита выживают за счет алкоголя. Мне без него тяжело, но я захватил ту узкую часть аудитории, которая не любит заведения, где есть алкоголь. Ко мне приходят мамы с маленькими детьми, собирается интересная молодежь. Если нужно выпить, они пойдут в другое место, а у меня можно спокойно отдохнуть.


Санэпидем - отдельная тема.

Есть Роспотребнадзор, куда нужно за пять дней до открытия отправить уведомительное письмо что я такой то такой то открылся по такому то адресу. Через три года придет первая проверка.
И есть "Центр гигиены и эпидемиологии", с которым заключаешь договор, которого вызываешь к себе самостоятельно, чтобы провести проверку, которому платишь официально по счету и который проверяет заведение и говорит, что нужно исправить. Ежемесячно они  обрабатывают помещение от грызунов, тараканов, мошек и т.д.


@FewBFD а кофейня с кухней или без?

Кухни как таковой нет. Есть некоторые десерты, которые готовятся на месте, большая часть их привозная.

Это еще одна большая проблема. В России люди предпочитают съесть первое, второе, а на третье возможно кофе. Очень сложно было переучивать людей.

- Здрасьте, а у вас борщ есть?

- Нет, мы кофейня, у нас отличный кофе, свежая выпечка

- Ааа, а коньяк есть?

- Нет, у нас нет алкоголя.

- Какая-то вы неправильная кофейня.


И так было месяца три.

Потом мы стали любителям крепкого предлагать эспрессо.

- Нет, алкоголя нет, но есть очень крепкий кофе, такой, что не каждый осилит (тайный вызов)

- Да я в свое время даже одеколон пил! Давайте ваш эКспрессо.


Мы всегда к эспрессо подаем стаканчик воды. Это правило. Перед тем, как выпить эспрессо, человек делает глоток воды, чтобы очистить вкусовые рецепторы, а затем пьет кофе.


- Это ваш эКспрессо? А че так мало? (залпом выпивает).

Тишина. Затем медленно увеличиваются глаза и человек судорожно начинает пить воду.

- Крепко....


Но к счастью, таких немного, большинство нашей аудитории уже знают, что такое качественный кофе и многие говорят, что мы готовим лучший кофе в городе. Не сочтите за рекламу, я знаю что нам есть куда стремиться, но в городе мы действительно одни из лучших.


На этом вроде все вопросы, требующие развернутого ответа. В заключение.


Мои ошибки:
Не начал искать поставщиков сразу, ждал, пока появятся деньги.


Мои уроки:
Плевать, что ты не выглядишь как предприниматель. В деловых отношениях важно, что у тебя есть деньги.
С поставщиками можно и нужно торговаться. У некоторых из них заранее заложена скидка, которую можно предоставить клиенту. Еще очень классная штука - отсрочка платежа. Получил товар, продал с наценкой, заплатил за товар, прибыль забрал себе.
Сэкономить можно очень серьезно, если многое делать своими руками.
Бояться это нормально, главное продолжать шевелиться и что-то делать.


В следующих статьях расскажу о порядке ценообразования продукции, методах увеличения продаж.
Затем подробно остановлюсь на том, как бесплатно получить рекламу в городских СМИ. Покажу видео о кофейне "Черная кошка" на "Первом канале" и расскажу порядок действий, чтобы попасть на федеральное телевидение.
Затем планирую посвятить отдельную статью формам работы с коллективом и тому, насколько важна команда.

Ну и если появятся какие-то вопросы, постараюсь на них ответить.


Показать полностью 2
2169

Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 3

Всем привет. Продолжаю серию статей, посвященных открытию кофейни.

Часть 1.

Часть 2.


Предыдущий пост закончился на том, что все оборудование было закуплено и кофейня была готова к запуску.
Сегодня расскажу про то, как мы открылись, как я ошибся с ценообразованием и как отличить идеальный капучино от ужасного.


Открытие

Кофейня открылась довольно успешно. Поскандалили с соседями, которых не устроил диджей на улице с колонками. Мне торжественно пообещали, что "Вы и месяца не проработаете, мы вас закроем. Вот до этого здесь магазин был. Такая красота, тихо, никого не видно, никто не ходит, а вы появились и сразу о вас весь дом узнал. Недолго вам осталось".

К слову, ровно через год ситуация повторилась практически один в один.


На открытие к нам пришло около ста человек, может больше. Ребята безостановочно варили кофе. Половина гостей были знакомыми и друзьями, которые следили за созданием кофейни в соцсетях, где я описывал каждый шаг. Другую половину привлек диджей с улицы.


По итогу дня мы заработали чуть больше четырнадцати тысяч. По планам я надеялся на все двадцать и поэтому был немного расстроен. Я не знал, какая ситуация ожидала меня впереди.


На следующий день мы заработали всего две тысячи.

Тогда я внезапно понял, что мечты об успешном проекте, который с первого дня будет окупаться, были очень розового цвета. С этого дня началась тяжелая рутина, повторяющаяся изо дня в день.


Открыть бизнес довольно легко. А удержать его на плаву - это задача титанических усилий.


Мы начали судорожно вносить изменения в бизнес-модель.


Ценообразование

На самом начальном этапе я ориентировался на цены основного конкурента, о котором писал в предыдущих постах. Моя ключевая ошибка: я сказал, что поставим цены на 5-10 рублей ниже и все люди пойдут к нам, потому что у нас круче и дешевле.

Я до сих пор пожинаю последствия этой ошибки.

1. У конкурента цены такие, потому что у него небольшая точка без посадочных мест и бумажные стаканчики. А у меня помещение с диванами и арендой в 60к. Я не имел права ставить цены ниже. Но даже не это самое страшное.

2. Люди пробовали наш кофе, говорили: "О, как вкусно. И недорого, прямо удивительно". Пробовали и уходили обратно к конкуренту. Почему? Потому что там дороже! Сарафанное радио быстро сработало и нас стали называть "дешевенькой кофейней, в которой готовят неплохой кофе".


Я был поражен. Менталитет человека строится на том, что "чем дороже - тем качественнее".

Понятие "качественно и недорого" воспринимается с подозрением. А покупая не очень качественный товар за приличные деньги, человек сам себя оправдывает. Говоря что-то вроде "если у этой иномарки такие проблемы, представь, что было, если бы купил отечественную".


Мы повысили цены. Некоторые напитки уравняли со средним по городу. Другие поставили дороже. И ввели очень дорогие напитки.

Спустя месяц нас стали называть кофейней, где готовят самый лучший кофе в городе.

Я не берусь однозначно это утверждать, но очень многие гости приходят к нам от конкурента, говорят эту фразу и теперь остаются.

Из чего складывается стоимость чашки кофе

В комментариях к предыдущим постам спрашивали, действительно ли чашка кофе стоит 10-20 рублей. Сейчас подробно отвечу на этот вопрос.


Возьмем, например, капучино объемом 200 мл, тот что изображен на фото. Сколько он стоит?


Из сырья в капучино входит зерновой кофе и молоко.


Поехали.


Один килограмм кофе - 1800 рублей

Один литр молока - 50 рублей


На капучино идет порция в 7 грамм кофе, значит стоимость кофе в чашке - 12,6 рублей

Молока идет чуть меньше 200 мл, значит стоимость молока - около 10 рублей.

Итого 22,6 рубля за чашку.

Но мы не посчитали аренду, которую нужно окупать. Если в день кофейня варит 100 чашек кофе, а аренда 2000 рублей в день, то на одну чашку приходится 20 рублей аренды.

Мы не посчитали зарплату, амортизацию оборудования, налоги, рекламные расходы.
Когда я всерьез занялся этим вопросом, у меня ушел весь день на то, чтобы составить список всех составляющих чашки капучино. В итоге я понял, что продавая капучино за 50 рублей (на тот момент), мы работали в минус тридцать рублей.

Сейчас капучино стоит девяносто, но и это буквально на грани окупаемости. Зерно подорожало за полгода на 400 рублей, молоко за последнюю неделю выросло в цене на 8 рублей. В ближайшие дни нам придется повысить цены на капучино до 110 рублей.


Качество кофе


Кто-то спросит: зачем мне покупать чашку кофе по цене целой банки растворимого, который по вкусу практически не отличается.


Это очень важный вопрос.
Большая часть кафе, ресторанов и даже кофеен готовит ужасный кофе, который по вкусу неотличим от растворимого. Продают его за приличную сумму, а рядовой покупатель пьет и думает: какой классный кофе, ведь я заплатил за него 110 рублей.

Это неправильно. Сейчас я кратко расскажу, как отличить идеальный капучино от ужасного, чтобы человек понимал, за что он платит деньги.

1. Если есть возможность - посмотрите, как бариста готовил эспрессо - основу для капучино.

Он должен был сделать все по порядку.

1.1. Вытащить холдер из крепления кофемашины (холдер - это тот инструмент, куда бариста насыпает молотый кофе). Холдер должен быть горячим, поэтому его держат в кофемашине.

1.2. Протереть его салфеткой.

1.3. Помолоть кофе и сразу же насыпать его в холдер. (Если бариста утром намолол кофе и весь день из него варит - знайте, ваш кофе уже давным давно выдохся).

1.4. С усилием затемперовать (утрамбовать специальным инструментом - темпером)

1.5. Не вставляя холдер в машинку, включить пролив воды (прогревается группа, смачивается водой)

1.6. Вставить холдер в кофемашину, нажать на пролив.


С этого момента до окончания пролива должно пройти не более тридцати секунд. Для каждого сорта зерна и помола время разное, обычно оно варьируется в пределах 22-25 секунд. За это время под давлением 9 атмосфер из холдера тоненькой струйкой течет эспрессо - концентрат кофе.
Если вода льется довольно активно и за тридцать секунд бариста практически наполнил чашку - этот кофе пить нельзя. Он не сварился, вода очень быстро проходила через кофейную таблетку.

Если вода льется очень медленно, периодически начиная просто капать, то этот кофе тоже пить нельзя, он сгорел.

За 25 секунд должно пролиться примерно 30 мл эспрессо.


2. Второй этап - молоко для капучино.
Профессиональные бариста за те двадцать пять секунд, пока готовится эспрессо, успевают подготовить пену для капучино.
2.1. Достать питчер (специальная кружка из нержавеющей стали, куда наливается молоко)

2.2. Налить молоко.

2.3. Опустить паровик машины в молоко, включить подачу пара.

В первые две секунды должен быть неприятный звук, молоко активно насыщается кислородом, из-за чего образуется та самая молочная пена. Через две секунды звук должен смениться на более мягкий, шипящий. В этот момент бариста подогревает молоко.


После завершения работы с паровиком, бариста вытащит его из молока, протрет специальной тряпочкой и коротко спустит пар. Это нужно для того, чтобы внутри паровика не оставалось ни капли молока.


Дальше бариста несколько раз стукнет питчером по столу, чтобы убрать лишние пузырьки воздуха и начнет вливать молоко в чашку с эспрессо.


После этого напиток готов к подаче.


Если же возможности отследить процесс приготовления нет, можно по внешнему виду капучино сделать выводы о его качестве.

Всмотритесь в фото, что я выложил немного выше. Пена глянцевая, немного светится, отражая свет. Это правильно. На пене не должно быть пузырьков по размеру больших, чем игольное ушко. Если пузырей много, значит молоко взбито неправильно.
Пена должна быть эластичной. Проведите кончиком ложки по пене, на глубине 1-1,5 см уже должен быть напиток. Если пены больше - то она приготовлена неправильно.


Мы привыкли ожидать, что в ресторане нам приготовят блюдо по всем правилам. Так почему мы не имеем права требовать того же от кофеен?
Надеюсь, что прочитав эту инструкцию, вы проверите, какой кофе вам готовят в вашем любимом кафе, ресторане или кофейне. И если вам сделают неправильно напиток, попросите переделать.
Хотя если бариста не умеет правильно готовить кофе, то даже с пятой замены вы не получите идеальный напиток. К сожалению.


Кофе с собой

- Вам какой стаканчик, маленький, средний или большой?

- Давайте средний.


В большинстве случаев люди отвечают именно так. Эта простая истина позволила увеличить продажи примерно на 20%.

Раньше у нас были стаканчики только двух объемов: 200 мл и 300 мл. Соответственно бариста спрашивали: "Вам кофе с собой в маленьком стаканчике или в большом?".
Все брали в маленьком.

Потом мы купили стаканчики объемом 400 мл. Соответственно тот, что раньше был большим стал средним. И моментально люди стали заказывать чаще именно его.

Но и это еще не все. Большие стаканчики теперь заказывают гораздо чаще, чем маленькие. Мало кому хочется взять маленький стаканчик, если есть средние и большие.


Мы долго думали как лучше сделать с ценой. Писать "Капучино: 90, 125, 155" - было неудобно. Чем больше цифр, тем сложнее сделать выбор человеку.
В итоге у нас стаканчик 200 мл стоит столько же, сколько напиток в меню, если бы человек выпил его в зале.

Например капучино 200 мл и в посуде и в бумажном стаканчике стоит 90 рублей.

Капучино 300 мл в посуде нет, но его можно взять с собой. Средний объем - это просто +35 рублей к стоимости напитка.

Большой объем +65 рублей. В итоге человек смотрит на большой объем - 400 мл в два раза больше, чем 200 мл, но стоит все равно дешевле. И берут большой объем.


Эта математика помогла нам выправить катастрофическую ситуацию с первых дней открытия. Вывод, который я сделал: считать все нужно до копеек, в масштабах бизнеса эти копейки любят превращаться в тысячи рублей.


Кто-то может сказать: вот, с помощью психологии обманывают покупателя, заставляют его потратить больше. Это сгущение красок. Мы готовим качественный продукт и рады, когда человек может позволить себе взять его в большем объеме. Тем более, что никто не посмотрит на вас косо, если вы возьмете маленький стаканчик, ведь в основном зале вся посуда именно таких объемов.


В заключение.

После предыдущих двух публикаций ко мне обратилось несколько человек, которые уже сейчас находятся на стартовом этапе создания своей кофейни. Сейчас мы ведем переговоры, и если все сложится, то я постараюсь своими консультациями и поддержкой помочь запустить одну кофейню в другом городе. Абсолютно бесплатно, без привязки к нашему названию и без отчислений в последующем. Всю работу мы будем освещать на Пикабу, возможно, это будет интересный бизнес-проект. А для себя я получу опыт координации действий по запуску бизнеса в другом городе. Для будущего франчайзингового пакета этот опыт будет неоценим.


Следующий пост я посвящу рекламе и продвижению.
А затем - командообразованию.


Если у вас есть вопросы, я с удовольствием постараюсь на них ответить.


P.S. Все фото из нашего инстаграма. Те, которые появлись в нашей ленте от других авторов - отмечены значком репоста.

Показать полностью 3
901

Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 4.

Продолжаем цикл статей, основанных на личном опыте. Сегодня расскажу, как бесплатно рекламироваться и как попасть на "Первый канал".


Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 4.

В предыдущих частях я писал о том, что мой бизнес-план совпал с реальностью лишь наполовину. Вот одна из таких нестыковок.

В графе "Рекламный бюджет" я указал 0 рублей. Когда позвонил представитель банка и поинтересовался почему, я самоуверенно заявил, что мой опыт работы журналистом поможет мне так подать информацию о кофейне, что она появится в местных СМИ бесплатно.

Мне не поверили и порекомендовали поставить хотя бы тысяч тридцать на рекламу.

Я поставил десять. Потратил в итоге ноль, не раз кофейня мелькала в местной прессе, но выхлопа от этого было ноль. Чуть ниже расскажу почему.


Бесплатная реклама

Либо вы приходите к журналисту, либо журналист приходит к вам. В первом случае вы скорее всего платите, чтобы попасть в СМИ. Во втором - о вас бесплатно рассказывают и вам выбирать: сотрудничать, чтобы рассказали правильно или отказаться от сотрудничества, и журналист расскажет то, что посчитает нужным.


В моем городе, когда я работал журналистом, бизнес очень неохотно шел на контакт. Может мне не хватало опыта выстроить систему, но как я ни пытался, предприниматели не хотели пару раз в месяц присылать короткие сообщения о том, что интересного у них произошло, о чем я бы бесплатно написал. В итоге приходилось выискивать и выпрашивать информацию.

Это я рассказываю к тому, чтобы стало понятно: журналист практически всегда ищет интересный инфоповод. Он может не пойти в этот номер, но пойдет в следующий.

Значит журналисту нужно этот инфоповод дать, но дать так, чтобы ему самому было интересно о нас написать.


Первый раз про нас написала местная пресса, когда мы выиграли городской конкурс бизнес-проектов. Второй раз - когда нас, спустя две недели, награждали за победу в этом конкурсе. Затем, когда мы выиграли областной конкурс молодых предпринимателей, затем было много коротких заметок о мероприятиях в нашей кофейне, на которых присутствовали местные предприниматели, депутаты и т.д. После написали о том, как мы поехали в Москву на всероссийский конкурс и проиграли там.

И о каждом событии мы сообщали журналистам, чтобы они могли написать о нас именно так, как нужно было нам.


Кто-то скажет, что мол журналист, коллеги по знакомству пиарили. Нет, это не совсем так. Мне было немного проще найти общий язык, потому как понимал трудности журналистов. Но пиарить по знакомству журналисту никто бы не позволил. Кроме него номер готовят еще двадцать человек, у которых голова на плечах есть.


В итоге вот так мы рассказывали о себе в местной прессе, но все опросы пришедших к нам гостей показывали, что они узнали о нас не из СМИ, а от друзей, знакомых и из соцсетей.

Выхлопа от таких заметок практически не было.


Первый канал

Есть один полезный сервис для журналистов, который позволяет написать запрос и получить комментарии от разных людей для своих материалов. Я еще будучи журналистом подписался на рассылку запросов на почту и иногда их просматривал.

Как то ночью разбирал почту и решил просмотреть очередную рассылку от этого сервиса.


"Первый канал, программа "Доброе утро" ищет молодых предпринимателей, до 25 лет в разных регионах страны".

Там же была контактная почта.


Как вы думаете, велики ли шансы у маленькой кофейни попасть на "Первый канал"? Нулевые, если честно.

Особо ни на что не надеясь, я написал на это письмо две строчки.

Ростовская область, г. Шахты, небольшая кофейня, открытая на 300 тысяч рублей, мне двадцать три (на тот момент) года. Буду рад принять участие в сюжете.
Лень было писать что-то большее, расписывать какие мы классные и пытаться убедить журналиста приехать к нам. Вместо этого я просто прикрепил ссылочку на один из наиболее интересных материалов о нашей кофейне и отправил письмо.


Через неделю позвонил незнакомый номер.

Бойкая девушка представилась Альбиной, продюсером программы "Доброе утро". Сказала, что ознакомилась с материалами о нашей кофейне, и что они хотят снять про нас сюжет. Расспросила о кофейне. Затем мы согласовали с ней день и время, когда к нам приедет оператор.


Я думал, что развод) Тем более я отправлял ей только одну ссылку, а она сказала о нескольких материалах о нашей кофейне.


На следующий день позвонил оператор из Ростова-на-Дону, уточнил еще несколько моментов и вскоре был у нас. Тогда-то уже сомнений не осталось. Сняли сюжет примерно на полчаса. В конце съемок Иван (оператор) честно предупредил: "Мы отсняли материала достаточно, но сколько войдет в эфир я не знаю. Может пять минут, может три секунды, может и вовсе ничего. Это как решит редактор".

Рассказал, что был случай, когда его послали на съемку одного то ли полицейского, то ли спасателя МЧС. Они час снимали и с оружием, и с формой и еще кучу всего. А в эфир вошло две секунды, где тот отдает честь.


Предупредили, чтобы не обольщались, а в конце оператор спросил, как на меня вышел журналист. Я честно все рассказал, и тогда Иван объяснил, что я очень правильно сделал, когда отправил ссылку на публикацию. Если бы ее не было, журналист не имел права вообще взять материал в разработку. А так он проверил ссылку, убедился, что кофейня реально существует. Что под статьей нет негативных отзывов вида "это фейк, такого нет", и только после этого материал был пущен в разработку.


После того, как оператор уехал, мы опубликовали фотографии в своей группе вк о том, что к нам приезжал "Первый канал". Через полчаса написал журналист одного из местных СМИ, попросил подробностей. На следующее утро вышел материал, где рассказывалось о том, как к нам приезжал федеральный канал.


Через две недели в одиннадцать часов вечера Альбина прислала смску, что сюжет стоит в очереди, в эфире будет в 8:20 утра.


В начале седьмого утра меня разбудил звонок телефона от друга.

- Коль, а я тут смотрю, тебя по "Первому каналу" показывают.

- Как так, ведь обещали в 8:20.


Благо что сайт "Первого канала" позволяет посмотреть, что только что было в эфире. Отмотав немного назад, я посмотрел сюжет, выдохнул с облегчением и сделал скриншот, который был в самом начале статьи.

Вот собственно сам видеоролик. Кроме меня там еще два предпринимателя из разных уголков страны.

Как оказалось, сюжет несколько раз показывали.

После него сразу человек десять или даже больше говорили официанту, что они пришли к нам, потому что видели нас по "Первому каналу".
Так что этот канал рекламы довольно эффективен, вот только бесплатно попасть очень трудно, а платно очень дорого)

Сейчас рекламу мы даем в социальных сетях. Наибольшую отдачу приносит инстаграм, он ежемесячно добавляет нам 20-25 постоянных гостей.

И теперь я знаю золотое правило: рекламный бюджет - это как минимум 10% от оборота.

Из-за кризиса клиентская база постоянно уменьшается, а чтобы сохранить выручку на прежнем уровне и продолжить рост, необходимо наращивать базу быстрее, чем она убывает.

Социальные сети для моего сегмента оказались идеальным вариантом.


Ссылку на сервис для журналистов дам в комментариях, если нужна будет.

Готов ответить на вопросы о том, как грамотно сотрудничать с журналистами, чтобы писали о вас и вашем бизнесе.
Буду рад дискуссии об альтернативных источниках продвижения, может у кого-то есть интересные кейсы.


Следующий пост посвящу самому основному в любом проекте - команде.

И скорее всего публикации по открытию кофейни на этом закончатся, дальше буду рассказывать об интересных моментах, которые возникают в работе.

Показать полностью 1 1
585

Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 5.

Всем привет. Продолжаю серию статей, посвященных открытию кофейни. Финальный пост, в котором расскажу о самом важном в любом бизнес-проекте.


Часть 1.

Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.



Как вы считаете, что нужно для выживания бизнеса?
Продажи. Чем больше продаж, тем больше оборот и чистая прибыль.

Но вот проблема. Наиболее устойчивы те виды бизнеса, где есть повторные продажи. Когда клиент возвращается к вам вновь и вновь. Как этого добиться? Низкой ценой? Не факт. Высоким качеством? Возможно, но не всегда.


Представьте ситуацию.
Вы открыли бизнес, вложили большие деньги в привлечение клиентов. У вас хороший товар, адекватная цена. Казалось бы, все составляющие успешного проекта.


Но вот идет второй месяц работы, а продажи стабильно на уровне ниже среднего.
Вы вкладываете еще больше средств в рекламу, а ваша выручка не растет.
Вы снижаете цены на товар, но получаете еще меньше. В какой-то момент деньги закончатся и будет нечем закупить новую партию. Вы устроите грандиозную распродажу "со скидкой до 70%" в надежде сбыть товар со склада. Он быстро разойдется, но денег хватит лишь на то, чтобы отдать часть долгов и закрыться.

Печальная картина, если честно.


В чем проблема?

Ключевую роль в любом бизнесе играют люди. Только если вы не маньяк-одиночка.

Именно люди, ваша команда работает над развитием бизнеса, контактируют с клиентом, продают впервые и повторно. И в глазах клиента ваш бизнес всегда ассоциируется с тем человеком, с которым он контактировал во время оказания услуги или покупки.


Если у вас нет команды, а просто сборище разномастных людей, которых объединяет только место работы, то на выходе будут возникать очень маленькие, но неприятные ситуации.


Клиент столкнулся с проблемой, обратился к менеджеру вашей компании.

Менеджер подумал, что у него в должностной инструкции ничего по этому поводу не написано и "отфутболил" клиента в другой отдел. Там тоже про эту проблему ничего не знают, поэтому передали клиента дальше. Третий отдел, который занимается закупками вообще не понял, почему к ним передали этого клиента и отправил его на самый первый отдел. Клиент плюнул и больше не вернулся.


В чем проблема?
В людях? Неа. В руководителе бизнеса.


Если корпоративная культура предусматривает сотрудниками решение только узких четко регламентированных задач, то она подходит только для производства. В сфере клиентского обслуживания менеджер должен быть волшебной палочкой, способной услышать, понять клиента и решить его проблему.


Меня огорчает, когда люди, сталкиваясь с проявлениями адекватного сервиса удивляются и говорят "Как здорово". Это не должно быть чем-то из ряда вон выходящим. Качественный сервис должен быть нормой.

Но Россия только только подходит к этому этапу развития. Мы все еще на подсознательном уровне ждем безразличия, незаинтересованности в решении наших проблем с определенной компанией, ждем "отфутболивания" и даже откровенного хамства.

Порой мы даже не знаем, что бывает по другому.

И это грустно.


Именно формированием команды должен заниматься руководитель.

Я всегда ставил во главу угла именно команду, и только потому мой бизнес до сих пор жив.


Воровство, безразличие по отношению к клиентам, намеренные и ненамеренные ошибки в работе - все это топит бизнес. Со штормами за бортом можно справиться, а вот дыру в днище заделать сложно.


Для того, чтобы построить успешную команду, по-моему мнению, нужно придерживаться следующих правил.

1. Никогда не повышать голос и не давить на сотрудников.

Очень часто видел ситуацию, как молодой человек. получив некоторую власть над коллегами, начинал давить их силой своего положения. Всегда, во всех 100% случаев, это вызывало ответное давление и саботаж.
В коллективе нужно завоевывать авторитет грамотными решениями в трудных ситуациях. Тогда не потребуется давить, нужно будет лишь объяснить.

2. Объясняйте сотрудникам, какой результат вы ожидаете увидеть. Большинство ошибок возникают именно из-за того, что руководитель не дал инструкцию и инструменты для решения той или иной проблемы.

3. Не стесняйтесь просить своих сотрудников о помощи. Если они добровольно принимают решение сделать что-либо, будьте уверены, они добьются приемлемого результата и сделают это на совесть. А если бы вы приказали, то результат был бы "на отвяжись".

4. Хвалите своих сотрудников. Я стараюсь всегда подмечать то, что человек сделал для компании и объявлять это перед всеми. У человека сразу повышается самооценка, уверенность в своих силах и в следующий раз он сделает все еще более качественно. Но тут нужно быть осторожным. Чтобы не перехвалить за выполнение рядовых функций и чтобы не лукавить, хваля без повода.

5. Разговаривайте с сотрудниками. Старайтесь понять, чем они дышат, как у них дела дома, что в последнее время тревожит. Это не душеспасительные беседы, это способ мониторинга состояния всей команды. Проверено: один человек с проблемами во всем коллективе формирует негативное настроение. Почему - не знаю.

6. Осуждайте некачественно выполненную работу, а не человека. Вы же платите за работу, значит ее и оценивайте. "Ты дебил, б...ть нормально сделать не можешь?"  - это пример того, как не надо делать. Человек начнет обороняться, защищая себя и свой результат труда, даже если и понимает, что он сделан плохо. Ничем хорошим такой разговор не закончится.


Это те правила, что я вынес для себя в ходе организации работы разных коллективов.
Возможно, мне не хватает опыта в каких-то моментах, возможно авторитета, чтобы сотрудники беспрекословно подчинялись. Поэтому приходится договариваться и понимать сотрудников. Может быть. Но мне кажется, что если твой руководитель прислушивается к твоему мнению, то с ним приятно работать и развиваться. А если просто орет и требует пусть даже и правильные вещи, то долгосрочное сотрудничество с ним не построишь.

А как вы считаете, какой должна быть команда, нацеленная на результат?
Каким должен быть руководитель команды?
Что он должен, а что не должен делать?


В заключение.
Это последняя статья, посвященная открытию кофейни с нуля.

Я постарался рассказать об основных моментах, но понимаю, что рассказал лишь малую часть.
Спасибо всем пяти тысячам подписчиков за ваши комментарии, вопросы, советы и рекомендации.


За эти две недели вы помогли мне сделать качественный рывок в развитии.

Я надеюсь, что тоже смог быть чем-то вам полезным.


Дальше буду писать о разных ситуациях, которые возникают в бизнесе. Надеюсь, это будет вам интересно.
Также с удовольствием отвечу на ваши вопросы по теме любой из пяти частей.


Всем еще раз спасибо.

Показать полностью
2188

Полезные сервисы для очень маленького бизнеса

На основе своего опыта работы, составил перечень сервисов, которые возможно пригодятся предпринимателю на стартовом этапе.

Большая часть сервисов бесплатные, либо обладают определенным бесплатным функционалом, которого должно хватить для нужд маленького бизнеса. Некоторые платные сервисы тоже включил в этот перечень, потому что бизнесу все-таки приходится платить за определенный функционал, который способен или сэкономить или принести деньги.

Прошу не считать рекламой, я с этого ничего не зарабатываю, просто хочу облегчить жизнь тем, кто перебирает сервисы для оптимизации бизнес-процессов. По этой же причине никакие ссылки в тексте приводить не буду, лишь названия сервиса и его краткое описание.


Поехали.


Бухгалтерия и финансы

Контур.Эльба. Для начинающего предпринимателя бесплатна один год. Выполняет базовые функции учета поступления и списания денежных средств, товаров. Может формировать документы по кадрам, платежные поручения и, что наиболее важно, помогает формировать отчетность. Лично я ей пользуюсь только для отчетности в налоговую. Круто, что напоминает смсками о приближающемся сроке отчетности и есть консультации бухгалтеров в режиме онлайн. Когда закончится год бесплатного использования можно нанять бухгалтера, если успели за год хорошо вырасти и встать на ноги. Ну или продолжить пользоваться сервисом. Вроде, 10к за год полный функционал.

Есть аналог, сервис "Мое дело". Функционал похож, выбрать можно и его. Сам им не пользовался, так сложилось, что Эльба устраивала и решил ничего не менять.

Банк "Точка". Не бесплатный. Примерно 1к в месяц, если пользуетесь счетом. Характеризуют себя как "тот самый лучший банк для предпринимателей".
Что нравится: формирует платежное поручение по скану счета. Мобильное приложение может формировать платежку по фотографии счета, но довольно часто ошибается, поэтому лучше по скану, пдфке или даже экселевскому файлу счета. В свое время я намучился с составлением платежных поручений, поэтому эта функция для меня оказалась очень ценной. Из удобного еще пластиковая карта, привязанная к расчетному счету компании. Их может быть до трех штук. Если есть платежи по терминалу приема карт, то на расчетном обязательно образуется какая-то сумма. В большинстве банков снятие денег с рс - не очень простой процесс. Нужен либо вывод на пластиковую карту физлица, либо снятие по чековой книжке. Карта точки снимает деньги в любом банкомате без процентов до 100к. Только если будете пользоваться, обязательно поставьте дневные и месячные лимиты. У меня был случай, что сотрудник потерял кошелек, а в нем корпоративная карта с привязкой к расчетному счету. Лимит там был 5к в день, но все равно я переживал)
Карту быстро перевели в статус утерянной, заблокировав по ней все операции, ну а спустя несколько дней, когда последняя надежда исчезла, полностью заблокировали ее.

Лайфпэй. У этого сервиса два интересных продукта. Первый - это терминал по приему пластиковых карт, который может работать на любом андроиде или яблоке. Просто втыкается в разъем для наушников, ставится приложение, и вы можете принимать карты от клиентов. Хорошо связывается с расчетным счетом Точки, от нее я как раз и попал на этот сервис. Комиссия у этого терминала выше, чем у обычных банковских. Но в отличие от банковских не имеет минимальных пороговых требований по обороту по терминалу. Микробизнесу сложно обеспечить 70-100к оборота, поэтому этот вариант может оказаться хорошим решением.
Второй сервис лайфа - это облачная касса. Удобная для предприятий общепита, работает на планшете. Что классного помимо базовых функций учета продаж: при совмещении кассы и терминала по приему карт, пользователь расписывается прямо на экране планшета, получает в смске свой чек и предложение оценить качество работы сотрудника. Вы видите его оценку и комментарий, а также получаете его телефон для включения в базу клиентов. Около 2,5к в месяц.



Рабочее пространство

Битрикс24. Бесплатен для 12 пользователей. В моей компании я пытался затащить туда сотрудников, чтобы с телефона давать им поручения и контролировать сроки их исполнений. Не зашло, но у меня и сфера бизнеса такая, что сотрудник бывает у компа только дома). В итоге пользуюсь сервисом сам.
Что нравится: удобный сервис по постановке задач самому себе. Напоминает о сроках, контролирует этапы выполнения. Плюс довольно мощная CRM, позволяющая не терять клиентов. Синхронизируется с сайтами, способен собирать заявки, преобразовывать их в лиды и ставить задачи по каждому из них, доводя до покупки. Из последнего, что очень понравилось, инструмент "Открытые линии". Я подключил к нему группу ВК, и теперь если кто-то из моих потенциальных клиентов пишет ВК сообщение группе, ему сразу приходит автоматический ответ, что-то вроде "Спасибо, что обратились в нашу компанию, сейчас найдем свободного оператора и подготовим ответ на Ваш вопрос". Сразу же в Битриксе формируется лид по этому клиенту и ставится задача. Ну а у меня выскакивает оповещение, что кому-то что-то нужно от нас. Затем, когда клиент получил свой ответ, сервис спрашивает его мнение о качестве обслуживания.

Подключить можно ФБ, обещают в скором времени скайп, телеграм и все чаты на страницах сайтов. Но это лишь дополнительный бонус сервиса. Основная его функция - это учет клиентов, постановка задач и контроль за их выполнением.

Есть аналог этого сервиса - "Мегаплан". Обожаю их еженедельную рассылку, но с сервисом не задалось. У "Мегаплана" тоже есть бесплатный тариф до 6 или 10 пользователей. Не помню точно. Тоже мощная CRM, сервис по постановке задач и контролю их исполнения. Если не изменяет память, перевод на бесплатный тариф осуществляется менеджером, самостоятельно я не нашел как перейти.


Продвижение
Сммпланер. Сервис, который позволяет автоматизировать наполнение аккаунтов в соцсетях. Подключаете аккаунты в инсте, вк, фб, ок, формируете посты, ставите время публикации и забываете на месяц. В течение всего этого времени сервис будет автоматически постить картинки с подписями во всех соцсетях. В месяц можно получить 100 бесплатных постов. У меня посты публикуются в трех соцсетях, на месяц этого хватает.


Мамантул. Продвижение ВК. Очень хороший инструмент. Пять дней бесплатно, потом 250 рублей в месяц. Я использую две его функции. Первая- приглашение друзей на мероприятие. В автоматическом режиме за час-два способен отправить приглашения примерно тысяче человек. Вторая - автоматическая отправка сообщений в личку друзьям. Максимум 500 диалогов в сутки. Если текст написан легко и интересно, люди с удовольствием откликаются. Пишу я о мероприятиях, которые проходят в городе и в нашей кофейне в том числе. Люди получают полезную информацию и с каждой рассылки около 30-40 благодарностей за интересный текст.

Минусы: все действия приходится осуществлять с друзьями. А добавлять в день в друзья можно только 40 человек. И то, это максимальный предел, и у меня дважды аккаунт замораживали, хотя использую прокси. В итоге, сейчас вручную добавляю в друзья тех, кто подписался на группу, а затем уже с этого корпоративного аккаунта веду рассылки.


Дополнительные сервисы
Бубука. Лицензионная музыка для бизнеса. Я в свое время напоролся на штраф от Российского авторского общества. Теперь пользуюсь Бубукой. Платная. 2,5к в месяц.


Арамба. СМС -рассылка с именем отправителя - Ваша компания. Тоже платная. На рынке несколько десятков компаний, занимающихся похожими услугами. Я в свое время месяц потратил на то, чтобы потестить разные. Не помню, чем точно арамба привлекла, если не ошибаюсь, дизайн там удобный и может формировать сообщения, цепляя имя человека из клиентской базы. Цены в принципе везде одни и те же. За смску от рубль двадцать и выше.

Я перечислил те сервисы, которыми пользовался или пользуюсь сам. Возможно, кому-то они будут полезны. Я намеренно не трогал сервисы для бизнеса, который находится целиком в интернете, а расписал те полезные инструменты, которые могут пригодиться бизнесу "на земле". Старался расписать все с упором на то, что микробизнесу тоже нужно оптимизировать свои процессы. Даже если вы самозанятый копирайтер, вам будет полезно вести базу своих заказчиков в битриксе, вести свои группы и аккаунты в соцсетях и отчитываться в налоговую (нет, ну а вдруг вы один из тех немногих, кто платит 13%?))
Ну а если у вас интернет-магазин, состоящий из одного аккаунта в инстаграмме, вы тем более найдете для себя полезные инструменты.
Надеюсь, кому-то мой опыт поможет.

Если вы знаете какой-то полезный сервис - делитесь им в комментариях.
Если интересно, подписывайтесь. Я редко, но пишу статьи, посвященные бизнесу. Стараюсь делиться своим положительным и негативным опытом.
И как вариант, можете в комментариях задать тему для следующей статьи. Возможно, на что-то я смогу подробно ответить.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!