DzirtDoYein

DzirtDoYein

Пикабушник
Дата рождения: 1 января
209К рейтинг 663 подписчика 37 подписок 259 постов 13 в горячем
Награды:
редактирование тегов в 100 и более постах С Днем рождения, Пикабу!10 лет на Пикабу лучший пост недели лучший авторский текстовый пост недели
3446

Luchik.magazine снова толкает антинаучную информацию1

Вот тут - в посте лучика, я ответить не могу, Почему ковбои крутят револьвер и дуют на ствол?, он ограничил мне возможность комментариев своих постов, хоть я его и не оскорблял, как мне кажется. Разве что подчёркивал ненаучность его публикаций, но, возможно и я дурак - важно другое.


Ранее, этот текст уже публиковался на: Яплакал (дословно) вот тут пруф: вот тут пруф для Яплакал. В этом же году инфомрация появилась на Ютуб: Вот тут пруф для ютуба. Кроме того, этот текст был на пикабу: вот тут пруф на пикабу. Жалобу на то, что "я видел это раньше" со ссылкой, конечно, отправил, но вот толку этого мало - коммерческий аккаунт же.
Поправка изначальной публикации.
Возможно, этот текст действительно уплыл "в мир" именно из Лучика, но это делает ситуацию ещё хуже. Значит множество опровержений за многие годы их просто не волнует.

Теперь по существу его "текста".

Предположение, что дутьё на раскалённый ствол может его охладить до безопасной температуры за секунды – абсурдно. Теплоёмкость стали очень велика. Ствол револьвера после нескольких выстрелов нагревается до 150-300°C и выше. Мощности человеческого выдоха (даже холодного воздуха) и времени контакта (доли секунды) совершенно недостаточно для сколько-нибудь значимого теплоотвода. Это физически неэффективно. Дутьё на чай работает, потому что вода имеет высокую теплоёмкость и испаряется, унося тепло; на сухой металл это почти не действует

Утверждение, что быстрое вращение револьвера в руке охлаждает ствол за счет обдува воздухом, не выдерживает даже "детской" критики. Линейная скорость кончика ствола даже при очень быстром вращении (например, 3-4 оборота в секунду) составит лишь несколько метров в секунду – это слабый ветерок. Такой "обдув" создаст ничтожный теплообмен по сравнению с огромной тепловой инерцией нагретого металла.

Нет реальных свидетельств, что ковбои Дикого Запада практиковали дутьё на ствол или вращение револьвера для его охлаждения после стрельбы перед уборкой в кобуру. Эти действия – чисто кинематографический штамп, созданный для зрелищности. Реальные приёмы обращения с оружием были прагматичны и направлены на безопасность и скорость перезарядки/ношения, а не на демонстративные трюки с сомнительной пользой.

Вращение - это просто искусство, которое возникло значительно позже эпохи ковбоев, уже в XX веке, и никогда не имело практического боевого или утилитарного назначения. Это просто красиво.

Завершая.

Автор, пока он активно ходил ругаться в комментарии, а не просто стал банить всех, кто подчёркивает недостатки журнала, многократно говорил о том, что "это же для детей". Но это же научно-популярныый тексты. Они не должны распространять максимально примитивные штампы и бытовые ошибки.
Коммерческий аккаунт, который публикует байку из интернета под тегом "моё" и с призывом покупать научно-популярные книги - это очень грустно. Это извращение самой идеи научно-популярной литературы для детей.

Самое странное, что хороший, качественный копирайтер будет стоит меньше, чем коммерческий аккаунт на пикабу, но Лучик продолжает распространять заведомо неверную, очевидно неверную информацию. Зачем?

На пикабу есть куча классных авторов, @Cat.Cat, @Antropogenez @Ecclesiastus, @historia.maximum. @mikrofoto @Tech.spiritus @svet0svet: к сожалению, перечислить всех нельзя, их реально много, а вот Лучик - он один такой.

Показать полностью
32

Ответ на пост «Муковисидоз и религия»1

Нейросетевой текст - это зло.

Текст автора вызывал крайне противоречивые ощущения Он, без любых сомнений, поднимает очень важную проблему. Медики задали в комментариях несколько серьёзных вопросов, но мне хотелось бы обратить внимание именно на стиль текста. Мне кажется, что текст был написан через Deepseek, это стоило бы указывать в тегах или в самом тексте поста.

Перед нами рассказ с очень чёткой структурой, к сожалению, характерной для нейросети.
У нас есть вводное эмоциональное вступление, описание факта, конфликт (наука vs. религия), трагический исход и этический "манифест". Переходы между абзацами очень плавные, но совершенно механизческие, а связка : «Это не просто мой медицинский отчёт. Это крик...» — чуть ли не образцовый приём, характерный для работы текстовых нейронок, в частности - именно для дипсика.

Люди, даже неопытные авторы, не драматизируют сложные тексты по шаблону, который используйют нейронки. Даже те, кто пишут на очень сложные темы - посмотрите, к примеру, посты Кнопки @AnchelChe, откройте любой пост за любое время - там будут личные эмоции, мнение, отношение, то, что зацепило автора. Там будет автор, со своей позицией.
Тут же у нас давление "по учебнику" и совершенно стандартные, крайне клишированные метафоры, которые щедро умеет раздавать нейросеть. Удивительное сочетание максимально "сухого" текста, в которой добавили много эмоциональных треггиров.

У автора "крик души" без "крика души", от которого просто веет нейронным текстом.

Зачем? Чтобы что?

В своём первом посте, автор писала: "не могу не поделиться историями которые происходят в моей жизни" но пока, больше всего искренности и настоящих эмоций было в обращении к хейтерам и троллям на пикабу.

А вот в постах про детей этого сильно не хватает. Возможно, автор стесняется того, что не умеет писать красиво и литературно и обрабатывает собственный текст через нейросеть - его позицию можно понять. Наверное.
Но выглядит такой пост как классическое нейросетевое творчество по промту : "медицинский кейс по примеру "смерть от... в результате неоказания помощи"; эмоциональное повествование; критика религиозных убеждений в контексте биоэтики."

Автор закончила свой первый текст словами:

Говорят, здесь каждый может высказать своё мнение и быть услышанным. Вот и посмотрим...

Пока, как мне кажется, с нами говорит китайская машина, которая научилась писать очень яркие и проникновенные тексты.

Конечно, я могу ошибаться и автор действительно может писать этот текст самостоятельно, но, в последнее время, создаётся ощущение, что нейронных текстов у новых авторов становится больше, чем собственных.

Ответ на пост «Муковисидоз и религия» Муковисцидоз, Паллиативная помощь, Религия, Наука и религия, Медицина, Мракобесие, Болезнь, Выбор, Ответ на пост
Показать полностью 1
4

"Современная" проблема с такси

"Современная" проблема с такси Такси, Картинки, Советские плакаты, Плакат, Ирония, Юмор

Текст плаката "Отвези, родимый, на вокзал, чтоб на поезд я не опоздал". Говорит водитель: "слушай, дед, мне с тобой возиться смысла нет. До вокзала здесь подать рукой, так что жми пешочком, дорогой!"

"Современная" проблема с такси Такси, Картинки, Советские плакаты, Плакат, Ирония, Юмор

Техническая информация. Редактор И. Астапов. Издательство "художник РСФСР". Дата - 20.05.1976 г. Тираж 3050 экземпляров. Изокомбинат "Художник РСФСР", Росглавполиграфпрома, Ленинград. Цена плаката 30 коп. (Включая стоимость окантовки и пересылки).

Актуальные изображения с выстави советских плакатов 1970-х гг., как раз в тему жутко популярного поругания во всём виноватого Яндекса.
Сфотографирован выставочный экземпляр плаката, что, к сожалению, отразилось на качестве.

Показать полностью 1
37

"Гражданская казнь" в России 19-го века

Гражданская казнь – один из видов, так называемого, «позорящего наказания».

Перед тем, как рассматривать непосредственно «гражданскую казнь» поясним, что такое «позорящее наказание» в целом. В этом нам поможет очень приятный учебник - Таганцев, Н. С. Русское уголовное право в 2 ч., написанный ещё в 1902 году, вполне переиздаваемый до сих пор. Личность Таганцева весьма известна, не будем за счёт него увеличивать объём текста, ссылка - кликабельна. Согласно автору - «позорящие наказания» делятся на 3 типа:

1) «Объявление преступника лишенным чести, бесчестным, причем такое объявление совершалось обыкновенно публично, при более или менее торжественной обстановке, а затем для признанного бесчестным наступал ряд невыгодных последствий.» [1]

Последствия, естественно, были совершенно разные, в зависимости от государства, эпохи и социального статуса жертвы. Могли просто поругать и всё.

2) «Другая группа… - осрамительные или позорящие, состоявшие в исполнении над виновным разных обрядов, долженствующих сделать его посмешищем в глазах толпы, и притом не только во время обряда, но и после того, а вместе с тем причинить ему более или менее сильное нравственное страдание сознанием позора.» [1]

Этим богато средневековое уголовное право. Вывалять в смоле и перьях, опустить в бочку с дерьмом - всё отсюда. Знаменитая медаль «За пьянство»  - относится именно сюда.

"Гражданская казнь" в России 19-го века История, История России, История (наука), Российская империя, 19 век, Длиннопост

(Вес медали - чуть меньше семи килограмм, чугуний,  возможно носилась целую неделю)

Обратим особое внимание на следующие слова автора:
"у нас, как мы видели, публичный обряд казни отменен только Указами 1879 и 1881 гг."
Важно уточнить, что  в 1881 году были отменны именно публичные смертные казни, а не конкретно публичные позорящие наказания, что позволяет нам трактовать "гражданскую казнь" как равнозначное наказание в соответствии с обычной смертной казнь. Логично, что данные наказания уравнивались современниками.

3) Третий тип составляют унижающие или устыдительные наказания, заключающиеся в принудительном заявлении осужденным своей вины и раскаяния или перед потерпевшим, или перед целым обществом [1]
Данный тип так же весьма интересен, однако, не имеет отношения к основной теме данной статьи.

По моему мнению - весьма любопытная характеристика всего типа наказаний, которую также даёт Таганцев Н.С.  - "Почти полное вымирание этого рода наказания во всех новейших кодексах указывает на его несостоятельность не только в подробностях, но и в самой основе." [1]


Несколько разобравшись с тем, что такое "позорящее наказание", перейдём непосредственно к "гражданской казни" и непосредственно в России.

Гражданская казнь в классическом формате подразумевает собой определённый комплекс действий. Наверное самый знаменитый пример - гражданская казнь  Николая Чернышевского, которая была осуществлена  19 мая 1864 года
Вот тут  размещены  две зарисовки "гражданской казни" Чернышевского из  экспозиции Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского.  По моему мнению нагляднее иной рисунок, авторство которого мне не известно.

"Гражданская казнь" в России 19-го века История, История России, История (наука), Российская империя, 19 век, Длиннопост

Изображение "гражданской казни"  Чернышевского. Мы  видим "позорный столб", к которому прикован приговорённый, переломанную шпагу и табличку "государственный преступник".
Один из палачей (насколько корректно его так называть?) убирает зачитанный приговор.


В донесении жандармский полковник Дурново начальнику III отделения о казни [Чернышевского - прим. Д.д.У.] писал: "На площади я нашел, несмотря на раннее время и ненастную погоду, около 200 человек, ко времени же объявления приговора собралось от двух до двух с половиной тысяч человек. В числе рисутствующих были литераторы и сотрудники журналов, много студентов"... При чтении приговора преступник стоял надменно, обращая взгляды на публику; в это время из толпы был брошен девицею Михаэлис букет цветов..." [2].


Обращаю ваше внимание, что современник событий указал на тот факт, что порочащая часть данного наказания была... весьма спорной, не смотря на то, что важной составляющей данного наказания являлось  лишение абсолютно всех титулов, званий, заслуг и прочих элементов социальной жизни.


В данном контексте я считаю важным ещё раз вернутся к словам  Таганцева, который, в свою очередь, цитировал  составителей Судебных уставов 1864 года (по которым публичные казни ещё существовали -

" Относительно выставки у публичного столба и вообще публичного обряда казни еще составители наших Судебных уставов 1864 г. весьма верно указывали, что «с введением публичности на суде и той торжественности, в которую облекаются формы и обряды гласного судопроизводства вообще и суд с присяжными в особенности, исполнение вышеозначенного обряда теряет свое значение, обряд этот представит народу одно праздное зрелище, без всякого поучительного значения ... Мало того, после потери своего устрашающего характера обряд этот может даже вредно подействовать на массу народонаселения..... Конечно, чем менее подавлено в осужденном нравственное чувство, чем менее он преступник по ремеслу, тем положение его при исполнении обряда будет мучительнее. Но для большей части осужденных, а именно для всех тех, которые при совершении своих злодеяний или руководились одними животными побуждениями, или  успели убить в себе всякое нравственное чувство, позорный обряд не имеет значения. ». [1]

Данная часть, по моему мнению, особо актуальна ввиду многочисленных последних событий, когда я на той же пикабушечке постоянно встречаю пассажи о том, что нужно "прилюдно  плетями забивать".  Простите, не смог удержаться, возвращаемся к истории.

О гражданской казни Чернышевского известно, в том числе и из свидетельства [3] небезызвестного Владимира Галактионовича Короленко,  напечатаного в 1904 году.


Автор очень подробно расписывает процедуру:

О времени экзекуции было объявлено в газетах за несколько дней. [Далее подробно описывается расположение стражи, желающие почитают сами]....  мы увидели, как на эшафот поднялся Н. Г. Чернышевский в пальто с меховым воротником и в круглой шапке. Чиновник встал к нам лицом, а Чернышевский повернулся спиной. Над затихшей площадью послышалось чтение приговора. Когда чтение кончилось, палач взял Н. Г. Чернышевского за плечо, подвел к столбу и просунул его руки в кольцо цепи. Так, сложивши руки на груди, Чернышевский простоял у столба около четверти часа.  На эшафоте палач вынул руки Чернышевского из колец цепи, поставил его на середине помоста, быстро и грубо сорвал с него шапку, бросил ее на пол, а Чернышевского принудил встать на колени; затем взял шпагу, переломил ее над головою Н. Г. и обломки бросил в разные стороны.
Когда карета отъезжала от эшафота, несколько молодых девушек на извозчиках поехали вперед. В тот момент, когда карета нагнала одного из этих извозчиков, в Н. Г. Чернышевского полетел букет цветов. Извозчика тотчас же остановили полицейские агенты, четырех барышень арестовали и отправили в канцелярию генерал-губернатора князя Суворова. Последний, впрочем, ограничился выговором. Дальнейших последствий история, кажется, не имела"
Обращаем ваше внимание на то, что была осуществлена казнь государственного преступника, тот тип казни, который сделал бы его изгоем, однако данной цели деятельность однозначно не достигала. В последнем процитированном нами  тексте есть указания на то, что часть населения действительно негативно относилась к осуждаемому, однако, данную часть можете прочитать сами, она несколько выбивается из темы повествования.  Есть немало свидетельств о дальнейшей жизни как  данного человека, так и декабристов.



Та же самая ситуация и с "Гражданской казнью"  в отношении  декабристов.  Как сообщает нам журнал "Дилетант" [4]:

Согласно приговору Верховного уголовного суда, подсудимые были разделены на 11 разрядов согласно степени их вины и приговорены к смертной казни «отсеченем головы» (1-й разряд), различным срокам каторжных работ (2−7 разряды), ссылке в Сибирь (8-й и 9-й разряды), разжалованию в солдаты (10-й и 11-й разряды). Осужденные с 1−10 разряды приговаривались также гражданской казни, которая произошла в ночь с 12 на 13 июля 1826 года: 97 человек были казнены в Санкт-Петербурге и 15 морских офицеров в Кронштадте

Как известно - к реальной смертной казни были приговорены лишь пятеро декабристов.  Однако, казнь (что реальная, что "гражданская") не оказала ожидаемого эффекта, а если рассматривать историю в более глобальном смысле - "декабристки" указали на изменения в русском обществе. Однако это тема самостоятельных статей и исследований.
Ключевым, по нашему мнению, является тот факт, что жизнь ссыльных (как декабристов, так и их жён) по многочисленным воспоминаниям и указаниями осложнялась исключительно элементами уголовного наказания и условиями ссылки, но не тем статусом, который они должны были получить в социуме после осуществления "гражданской казни". 
Позволю себе напомнить уважаемым читателям - социальный разрыв между  дворянином (не говорю уже про высшее дворянство) и простолюдином был, мягко скажем, чудовищным. 


Гражданская казнь (как минимум в 19 веке) была прерогативой исключительно "политических" преступников. Что Михаил Михайлов,  небезызвестный представитель политической интеллигенции (к слову, ярый сторонник женской эмансипации),  что Григорий Потанин, известный представитель сибирского областничества (движение за отделение Сибири от РИ) и иные граждане, подверженные данному виду наказания за редким исключением не совершали иных преступлений, кроме государственной измены.

Для "обычного человека", не дворянина "голубых кровей" подобного наказания в 19 веке не предполагалось. Это, к слову, ещё одно примечательное явление, которое показывает то, насколько широка была социальная пропасть между "обычным человеком" и дворянином.


Данная архаичная (по своему содержанию) мера наказания  позволяет  весьма качественно сравнить определённые аспекты существования личности в социуме в условиях 18 и 19 веков. 

Истории выделенного мной аспекта жизни в период 18 века посвящена статья "

«Лишение чести и достоинства» в России XVIII века" [5] Марасиновой Елены Нигметовны, доктора исторических наук, профессора, специалиста по 18 веку.  (Любому заинтересованному настоятельно рекомендую ознакомиться со статьёй, однако, это именно научное исследование, а не публицистика)


Я считаю прекрасно обоснованным и очень точными вывод её исследования [5]: 

При Екатерине II уходят в прошлое и понятие, и практика шельмования, а термин политическая смерть постепенно заменяется на гражданскую казнь, применяющуюся исключительно к представителям дворянского сословия. Но, несмотря на все нюансы применения «повреждающих честь» наказаний, им свойственно нечто общее: стремление власти к самозащите путем лишения того, что ей представляется содержанием достоинства личности.

Выделенная часть, по мнению автора данной статьи, точно отражает тот факт, что стремления государства, не смотря на многочисленные изменения в объективных факторах существования общества - остались прежними.  Социокультурное развитие общества при этом  прослеживается невооружённым глазом. Власть, не смотря на своё нежелание, вынуждена была постепенно адаптироваться к наблюдаемым изменениям.  А вот то, насколько успешно у неё это получалось - вопрос совершенно открытый и уж точно лежащий вне поля данной статьи.

В данной статье я преследовал две цели.

Первая - рассказать о весьма любопытном феномене в государственной системе наказания.
Вторая - постараться показать, что развитие общества и государства прослеживается во многих факторах его существования, не обязательно глобальных, не обязательно лежащих в основе фундаментальных общественных парадигм, но в то же время - достаточно наглядных, если желать их увидеть.  Надеюсь, хотя бы частично они достигнуты.

Библиографический список

1) Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года..\\ http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/item1016....

2) https://runivers.ru/philosophy/chronograph/187036/
3)  В. Г. Короленко  "Гражданская казнь Чернышевского"  (По рассказу очевидца) \\ https://web.archive.org/web/20111106091150/http://az.lib.ru/...

4) https://diletant.media/articles/29129441/

5) Марисинова Е.Н. "Лишение чести и достоинства" в России XVIII века / Е. Н. Марисинова //Новое литературное обозрение. 2018. Т. 151. № 3. С. 43-64. \\ https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozren...



ПыСы. Для желающих отдельно познакомится с темой казней (в том числе и гражданских) могу порекомендовать следующую книгу: Шерих, Дмитрий. "Город у эшафота: За что и как казнили в Петербурге". Автор известный, но нужно всегда помнить, что он пишет в первую очередь публицистическое произведение, а не сугубо научный труд, что не умаляет его заслуг по собранию и систематизации материала.

ПыПыСы. Для людей, которых подписались на меня в ожидании постов про  Лилию Брик и род Чапаевых  - работа в процессе.  Готовы два поста про Чапаевых  (из четырёх запланированных... или из пяти) И один - про "Лилечку" (из 3 запланированных, хотя объём первого поста зашкаливает, или делить или резать надо будет).  Публиковать их буду только по полному завершению всей серии, дабы получить законченное повествование, вместо отдельных кусков текста, написанных "когда время есть".

Показать полностью 2
81

Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК"

Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК" Геройский юмор, HOMM III, Герои меча и магии, Длиннопост
Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК" Геройский юмор, HOMM III, Герои меча и магии, Длиннопост
Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК" Геройский юмор, HOMM III, Герои меча и магии, Длиннопост
Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК" Геройский юмор, HOMM III, Герои меча и магии, Длиннопост
Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК" Геройский юмор, HOMM III, Герои меча и магии, Длиннопост
Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК" Геройский юмор, HOMM III, Герои меча и магии, Длиннопост
Варварские каламбуры от "Гоблинской столовой "Крэг КеК" Геройский юмор, HOMM III, Герои меча и магии, Длиннопост

Честно содрано из ВК. Баянометр и поиск по картинкам показал, что сего на пикабушечке ещё не было.  Источник: https://vk.com/goblincanteen?w=wall-174704346_71078

Показать полностью 7
183

"Люди как боги"

В данной статье пойдёт речь не о бессмертном произведении Герберта Уеллса, а об одной из первых попыток советских писателей творить в известном жанре "Космическая опера".  Эпическая трилогия за авторством Сергея Снегова: "Люди как боги". Структурно статья состоит из двух частей, первая посвящена краткой биографии автора, вторая - непосредственно трилогии. Никаких спойлеров материал не содержит.

"Люди как боги" Книги, Научная фантастика, Русская фантастика, Что почитать?, Утопия, Длиннопост

Иллюстрация первой книги "Галактическая разведка" (1966 год).  Кроме неё в трилогию входят "Вторжение в Персей" (1968 год) и "Кольцо обратного времени" (1977).

Пару слов о авторе произведения. Его жизнь, в определённой степени, могла бы и сама стать основой романа.
Родился писатель в 1910 году, в Одессе. Успешно закончив Одесский химико-физико-математический институт - стал доцентом кафедры философии, продолжая свою обучение.  Однако, с этой должности он был очень быстро низвергнут - в лекциях были найдены отличия от ортодоксального марксизма.  После этого автор фактически бежал в Ленинград, где устроился инженером (физиком-экспертом) на завод.  Спокойно работал, пока не случился 1936 год.
Сергея Снегова обвиняют в  участии в контрреволюционной организации. Он не признал себя виновным, сорвав запланированный открытый процесс. Что, впрочем, не помешало отправить его в лагеря на десять лет.  Сидел господин Снегов сначала в Соловках, после - в Норильлагере. К слову, Снеговым он стал именно благодаря последнему лагерю, по паспорту сначала он был Козюковым, после - Штейном.  К слову, в лагере он познакомился с Львом Гумилёвым, определённое влияние которого иногда находят в книгах.  Освобождён был в 1945 году, но сослан в Норильск, в 1955 - полностью реабилитирован.  В 1956 году уехал в Калининград, где жил и творил до своей смерти аж в 1994 году.


Собственно сам товарищ Снегов.

"Люди как боги" Книги, Научная фантастика, Русская фантастика, Что почитать?, Утопия, Длиннопост

Публикация романа "Люди как боги" у автора тоже проходила не самым простым путём. Ему отказывали издательства, после разрешения - он вынужден был значительно сокращать свои произведения, в трёхтомнике 1982 года - первые две книги сокращены примерно на 15% каждая. Но, перейдём непосредственно к данной трилогии.

"Люди как боги" Книги, Научная фантастика, Русская фантастика, Что почитать?, Утопия, Длиннопост

Данные произведения можно рассматривать не как классическую трилогию, а как три отдельных книги об одних персонажах, с одними условиями, но совершенно разными обстоятельствами в них описываемых.

По моему мнению - книги очень отличаются друг от друга. Первая - это социально-философское произведение о жизни, о принципах, о самом существовании человечества в условиях объективной утопии. Коммунизм победил! Однако, автор прямо задаётся вопросом, у этого есть только положительные стороны, или отрицательные? Мысли, которые высказывает Снегов - очень любопытны, во время прочтения иногда забываешь, что автор это писал в 1960-х! Очень любопытны идеи победившего коммунизма, в стране ещё пока не победившего социализма.

Данные книги - это "мягкая" научная фантастика. Хотя  сам Сергей Снегов  утверждал, что это просто пародия на неё. По моему мнению - господин снегов излишне самокритичен. Он высказывает пусть и очень простую, но интересную концепцию "протоинтернета" и при этом устами своих же героев успевает её покритиковать.

Как по мне - самая лучшая сцена первой книги - это "Пикник", которому автор хоть и не уделят очень много внимания, но в отношении которого видна именно так невероятная разница между "современностью" и "будущим".  По личному мнению -  знакомство с данной сценой в контексте описанной  писателем окружающей действительности - сама по себе стоит прочтения произведения.


Очень интересно отношение к инопланетянам, встречаемым в произведении. Сами инопланетные жители описаны в определённой степени примитивно и штампованно, но  напомню, 1966 год.  А вот отношение к ним - действительно интересно, оно достаточно живое, оно реальное. "Дружественные инопланетяне" - не статический объект, они реальные персонажи, вызывающие разные эмоции у героев произведения.


Есть в первой книге и боевые сцены.  Космоопера всё-же. Сцены достаточно наивны и просты, но, ввиду мастерства писателя в них в определённой мере веришь в действия героев и сопереживаешь им, что для космоопер - явление достаточно редкое, ситуации, в которые попадают герои для "не фанатов научной фантастики" будут выглядеть весьма интересно и интригующе. 

Вторая книга содержит куда больше "боевой" части, но при этом  сосредоточена на социальных явлениях, на понятии "человечности" и "разумности" в максимально широком смысле этого слова, она так-же хороша как первая и получается из них восхитительная дилогия, однако  тут сильно сложно избежать прошлого. В некоторых моментах - она излишне затянута, в некоторых - упускает "самое интересное, но в целом - хорошая, качественная часть трилогии.



Вот третья книга - сильно отличается и по содержанию, и по мотивам и... написанию. Это сложно сформулировать, но очевидно, что между выпусками прошёл не только большой срок, но и в самом мировоззрении автора наблюдаются изменения.  Ключевым явлением я бы назвал крайне серьёзное усложнение проблемы, как у героев произведения, так и  непосредственно у автора.  Коренные переломы философии и мировоззрения, которые встречаются у некоторых персонажей - имеют серьёзное обоснование и в целом - логичны. Хотя и не всегда приятны читателю. Действия героев иногда обретают жестокость и жёсткость, но она не от негатива, а от позитива и гуманизма, она шокирует в контексте трилогии.  Мы видим, что не нарушая идеализма первой книги и философии второй - третья книга откровенно показывает обратные стороны ясного разума.
По моему личному мнению - книга хорошо завершает серию из "утопии" первой книги, социально-нравственных размышлений второй книги - антиутопией третьей книги.  Однако, не факт, что иные читатели со мной согласятся. 

Отдельно, с некоторой грустью хочу сказать  о существовании просто восхитительных аудиокниг. Все три части в 2015 году озвучил замечательный актёр, высококлассный чтец аудиокниг Юрий Заборовский, который ушёл из жизни в 5 ноября  2020 году. 
Это одна из Фигур мира аудиокниг, озвучивший столь многих и столь разных, Василия Быкова, Бредбери, Гашека,  Джерома,  одну из книг цикла "колесо времени", Конан Дойла, Кинга, Артура Кларка, Ги де Мопассана,  Набокова, Ремарка, Генрика Сенкевича, Льва Толстого, Марка Твена... 
Это человек-колосс, без любых сомнений, больше четырёх сотен аудиокниг создано им.
Озвучка Сергея Снегова Заборовским - шикарна. Других слов у меня попросту нет, всем, кто любит аудиокниги - прям настоятельно советуют.

"Люди как боги" Сергея Снегова - в любом случае будут интересны подавляющему большинству любителей мягкой научной фантастики. Кому-то - именно как произведение. Кому-то - как пример отражения взглядов на коммунизм, человека, который жил в условиях, в которых в коммунизм верили. Кому-то - как очень любопытный элемент становления советской фантастики.

Показать полностью 3
412

"Тёмное Фэнтези" и с чем его читают. (часть 1, девять авторов)

Структура данной статьи состоит из  2 частей, первая - собственно о "дарке" и его характеристиках. Вторая -  список литературы (для начала - девять авторов и много книг) с небольшими личными оценочными характеристиками от меня, без спойлеров.

Ах, да. т.к. получается НУ ОЧЕНЬ МНОГО БУКВ -  первым коментом скину просто список авторов с произведениями, без ссылок на текст и любых характеристик.

"Тёмное Фэнтези" и с чем его читают. (часть 1, девять авторов) Фэнтези, Темное фэнтези, Книги, Что почитать?, Эпическое фэнтези, Литература, Мат, Длиннопост

Картинка исключительно для заманухи =)

Очень кратко - что же такое "Тёмное фэнтези"?  Это поджанр фэнтези в котором нашли глубокое отражение жанры ужасов и готической литературы, однако действия проходят в мире классического фэнтези.  Один из главных характеристик
"Дарк фэнтези" - молодой жанр, на западе выделен в самостоятельное явление в начале 1990-х., с этим связано одна из лучших (но одновременно самых неприятных) его черт - авторы, которые творят в данном жанре живы и публикуются!  Однако, на русском языке выходит далеко не всё, по этой причине некоторые циклы произведений (шикарных, к слову, произведений) не доступен для русскоязычного читателя.


Самая важная характеристика "дарка" - определённое отступление от "добра и зла", чаще всего в произведениях "дарк фэнтези"  "зло" уже победило и герои - так себе образцы "идеальной морали", периодически встречаются ситуации когда сам по себе герой - сошёл бы за злодея в классической "героике", однако он борется против ещё большего зла.  Или не борется, а защищается от него.  Важной чертой является осознание того, что герои - смертны, могут ошибаться, проигрывать и страдать, могут терять друзей, могут даже умирать сами.  Этого очень не хватает в классическом фэнтези, где "рояли" чаще всего спасают всех и вся.

Есть и более "лайтовое" понимание "дарка" - герой может быть представителем "классической героики", однако мир и события в нём должны быть значительно сильнее воли человека, они должны быть достаточно жёстки и негативны по природе своей, мрачны и в определённой мере безрадостны.
Естественно, очень сложно говорить о "чистом тёмном фентези", чаще всего у произведения есть лишь элементы, характерные для данного жанра (хотя и с исключениями), опираясь на них мы им будем строить советуемый Вам список литературы.  Переходим ко второй части.

"Тёмное Фэнтези" и с чем его читают. (часть 1, девять авторов) Фэнтези, Темное фэнтези, Книги, Что почитать?, Эпическое фэнтези, Литература, Мат, Длиннопост

Ещё одна картиночка что бы разбавить буквы.
Для вашего удобства и ознакомления - я все ссылки кликабельны и ведут на сайт "фэнтези-мир", где можно ознакомится с текстом и где часто ей ссылки на аудиокниги. Я вас всей душой прошу - не читайте там комментарии.  Если хотите серьёзных рецензий на то, что будете читать - идите на фанлаб, ищите там нужное произведение.


Начнём с иностранных авторов, закончим одним русским.

0.1) Жанр "Дарк Фэнтези" без одного Мастеров Ужасов - Говарда Лавкрафта - практически невозможно представить. Пусть не утихают споры среди фанатов - можно или нельзя относить его произведения к жанру "дарк.фентези"  - я не могу не упомянуть Мастера в списке. Личное мнение давать не стану, не того масштаба Фигура.

1)  начнём с классики.  Карл Вагнер и его "Кейн". Переведено далеко не всё, что опубликовано.
"Кейн" максимально близко к классической героике,  но следует понимать - это именно зарождение жанра, это 1970-е годы, когда формировались первые постулаты направления, выросшего в итоге в прекрасный и самобытный жанр. 
Однозначным плюсом произведений я считаю саму возможность увидеть первые шаги в становлении жанра.  Минусом - это всё же в большей степени героика.

2) Ещё один заслуженный автор старых  лет (помните об этом) - Майкл Муркок со своей "Сагой об Эрлике". Не смотря на то, что цикл нереально разросся на данный момент - я являюсь убеждённым приверженцем того, что есть только первые шесть книг.  Данный цикл - тоже максимально близок к классической героике, НО! Но. Главный герой всего цикла совершенно не соответствует классическому образу положительного героя.  Он больше похож на антигероя, если говорит объективно.
Плюсы серии -  атмосфера безысходности, неправильности определённых действий, специфика характера главного героя, достаточно качественно прописанные персонажи "помощники".  Минусы серии - это всё же очень старое, в основном героическое фентези, от дарка - главный герой, который иногда бесит.

Дальше вкусняшка.

3) Глен Кук. Монстр "тёмного фэнтези". Одна из самых известных фигур в данном жанре. Его мы будем рассматривать внимательно и серьёзно.
!3.1) Серия "Империя Ужаса"  это первый цикл автора. Это глубоко "фэнтезийное" произведение, полностью иной мир,  хоть и с параллелями на реальную землю, в нём ещё видны поиски автора, нет "классического кука". 
Плюсы серии - прекрасно прописанный мир, логичность действий, предательства и жестокость которые стали нормой, хорошая мотивация и основных и второстепенных персонажей.  Минусы серии - ввиду размера и ответвлений лично мне показалось, что в одних книгах значительно лучше динамика и сюжетные составляющие, а в других - качество мира просто на голову выше сюжетки.
!3.2) Приключения Гаррета. Переведена вся, закончена! [16 книг].  Одно из самых необычных произведений жанра "фэнтези" что я читал.  Оно постольку-поскольку соотносится с "дарком", однако - это детектив! в жанре фэнтези, в котором герой хоть и однозначно является "хорошим", но ситуации, действия и общая атмосфера и мрачна и тягуча и жестока.  Можно сказать, что это приключенческий детектив с элементами тёмного фэнтези.
Плюсы серии - замечательная "социалка", когда в одном обществе на равных\относительно равных правах существуют гоблины\люди\вампиры\кентавры  и прочие  виды.  Для фэнтези - очень хорошая детективная составляющая, не побоюсь сказать, лучшая в жанре..  Минусы серии - определённая затянутость, обстоятельность описаний незначительных фактов и явлений. Лично мне - зашло на уровне "восхитительно", по сугубо личному мнению - это самый стабильный цикл автора. Хорошо в ней всё.
3.3. Орудия ночи -  весьма любопытный цикл, такой  себе "пере-империя ужасов, недо-чёрный отряд" - это не по сюжету,  это по ощущениям от прочтения. Все четыре книги можно  рассматривать как самостоятельные произведения. Однако - цикл не закончен.
Плюсы - собственно ключевая задумка произведения. Минусы - цикл не закончен и, скорее всего, никогда не будет закончен полностью. По моему мнению - самое слабое произведение Кука.

3.4.) Чёрный, мать его, Отряд.  Эти книги известны всем любителям жанра. Иногда они настолько хороши - что их действительно неприятно читать.  Каждый описанный Куком человек - он, сука, именно человек. Во время прочтения  можно испытывать настоящую ярость именно от того, что грязь и мерзость по настоящему человечных действий персонажей вызывает глубокий душевный отклик.  Ты не видишь "героев фэнтези". Ты видишь наёмников в сложном мире. Наёмников, без "чёрного и белого".
Цикл делится на части: "Книги Севера" (самый сильный), "Книги юга" (значительно проигрывающий первой части) и "сверкающий камень" (тоже слабее "севера"),  однако все они - в полной мере отражают всю специфику мира и невероятное мастерство автора.
Плюсы серии - Реальные герои, реальное мировоззрение, реальные проблемы, реальные нужды, реальная атмосфера, реальный страх и реальное отвращение от некоторых действий. Минусы серии - она не бесконечна.  Единственный минус всей серии - неровность романов. От "средне-хорошо" до "восхитительно, боже, сотри мне память я это перечитаю".
3.5) "Тёмная война" - это не совсем дар.фэнтези. Это мягкая научная фантастика с элементами дарка. Суть серии в противостоянии  в одном мире  технической цивилизации в состоянии упадка - первобытной околомагической цивилизации. Столкновение технологии и магии в умелых руках Кука - это весьма интересное  явление, которое стоит упоминания, но его мы оставим без  личных оценок.

Продолжим лучших из лучших.
4) Джо Аберкромби. Надежда и возрождение современного Тёмного Фэнтези.  Мастери мрачных диалогов, мрачного мира, жёсткости  по настоящему "тёмного фэнтези" и подробного описания боевых сцен.
4.1) Цикл "земной круг", включающий главное достижение автора - трилогию "первый закон". В "Первом законе" впервые за очень много лет я не испытывал дикого отвращения от того, что параллельно идёт три истории, которые практически не пересекаются изначально.  Три категорически разных героя и сюжетных линии, но при этом - каждый роман (даже в трилогии!) это полностью самостоятельно произведение.  Его герои полноценны, в них веришь, понимаешь и можешь даже прогнозировать их поступки. Когда они нарушают твои ожидания - ты видишь действительно достойное обоснование этому, даже если оно формата "так мне захотелось". Почему? Потому что ты действительно понимаешь - ПЕРСОНАЖУ ТАК ЗАХОТЕЛОСЬ. Вот укладывается это в его характер и мировоззрение. 
Великие войны?  Магические совершения?  Гадкие интриги?  - абсолютно всё - фон! В основе - персонажи и их жизнь. ВСЕ ПЕРСОНАЖИ.  У автора просто нет "шаблонных" людей в книгах. Если говнюк - то он говнюк. Если герой - то он герой.... хотя, зная Аберкромби - жить ему  совсем недолго.
Плюсы - цикл - идеальное воплощение того, что персонаж произведения - есть основа основ, он - отражение мира, но настолько точное, что мир воспринимается именно как фон, как "естественное бытие", в котором происходят события. Это очень редкое и очень интересное произведение, в котором от фэнтези - практически ничего нет кроме придуманного мира и существующей магии с монстрами.  К слову, есть восхитительные аудиокниги.  Минусы - мне, если честно, сложно что-то выделить. Разве что книги настолько индивидуальны, что очень не хочется "глотать" их одну за одной, что я делать люблю.
4.2) "Море осколков". Цикл, за который критикуют автора все и вся.  Книга (по мнению кучи критиков) ориентирована на подростков, в определённой мере связана с трилогией "первого закона".  По факту ВСЕ Книги данной серии - о становлении персонажей, все персонажи - очень молодые люди, с соответствующим возрасту уровнем мировоззрения и логики действий.  Весьма интересным фактом является смена главного героя от произведения к произведению, однако, предыдущий герой остаётся именно тем,  от чьего лица мы видели мир в предыдущем произведении.  Это в меньшей степени "дарк", каковым является первая трилогия, но тут вся проблема в том, что уровень "первого закона" настолько высок - что автору воевать только самим с собой и остаётся.
Не буду высказываться о плюсах и минусах. 

5. Великий и могучий Брендон Сандерсон собственной персоны. (Аудиокниги по данному товарищу стоят самих произведений!)
Не смотря на то, что автор пишет в собственной вселенной "Космер", я буду отталкиваться от отдельных произведений, их связь не на столько критична, что бы уделять ей отдельное  внимание. Любой желающий сделает это сам.

*относительно всех персонажей всех книг.  ГГ женского пола у Сандресона вызывают однозначное неприятие граничащее с отвращением.  Они тупы, примитивны и картонны. Иногда, на удивление - это работает в сильный плюс произведению. Обычно - в минус. Сугубо личное мнение.

5.1) "Элантерис" - одна книга, одна из наиболее необычных вещей написанных Сандерсоном. Необычен сам подход. Мне очень понравилась характеристика данного произведения как "религиозно-политического фентези".  Я ничего не скажу о сюжете, редкий случай, когда "спойлер" - действительно будет вредить.  Настоятельно советую прочесть.
Это дебютный роман автора. При прочтении это нужно учитывать, и именно по этой причине - я советую начать знакомится с автором  именно с него.
5.2) Мир "Рошар", он же "Архив буревестника", он же "Сокровищница Штормсвета" - очень мощное эпическое фэнтези.  В отличии от других  произведений данного автора - придуманный мир не пытается копировать (как и почти всё фэнтези) определённые средневековые номры и традиции, замешав на них магическую составляющую, в нём отчётлива видна попытка автора создать что-то своё, уникальное.  Попытка, в целом, удачная. Однозначный плюс серии - жёсткая и эпическая масштабность проходящего. Минус -  персонажи  достаточно странные, поверхностные и не вызывающие глубокого понимания.  Возможно, проблема в том, что я его читал после Аберкромби.
5.3) Цикл "скадрид", а именно первая трилогия - "рождённый туманом". (вторая трилогия не имеет серьёзного отношения к жанру, ей упустим). ВАЖНО - повесть "Тайная история" - это ОДИН БОЛЬШОЙ СПОЙЛЕР. Её нужно читать после окончательного знакомства с циклом.

Трилогия "рождённого туманом" в целом больше бы относилась к абсолютно классической героике, однако, специфика мира без любых сомнений отправляет его в "дарк".  Как по мне - это очень удачный цикл, пусть он и прост, пусть (относительно Рошара) он совершенно вторичен, т.к. в нём классическое феодальное разделение в основе основ, но  при этом -  АБСОЛЮТНО НОВАЯ и весьма любопытная система "магии" + достаточно бодрый, приятный сюжет - позволяет крайне высоко оценивать данное произведение.  Однко, если оно вам не понравиться - будете плеваться дальше, чем возможно.
Плюс. Приятный сюжет, очень качественная атмосфера, которая сглаживает кучу авторских недочётов, реально ощущаяся безнадёга.  Минусы - ГГ. Это пиздец. Я дважды бросал на первой книге. Когда привыкаешь к этому убожеству - получается прочувствовать произведение и получить наслаждение.
И да. Иногда будет желание стряхнуть с себя пепел.


6)  *ВНИМАНИЕ!  Увидев данное произведение в подборке "дарка" у вас может случится попоболь, однако оно тут будет.
Его величество  Роберт Джордан  много кому известен, "колесо времени", иногда называемое по первой книге "око мира" (которое, к слову, заканчивал Брендон Сандерсон, ввиду кончины Джордана) - это фундаментальное фентези, 14 книг (11 - Джордан, 3 Сандерсон), полностью законченное произведение. Очень сильное произведение. По настоящему эпохальное и самобытное.

Я вынужден сделать тут небольшую ремарку.  Это достаточно тяжёлая для чтения фентези.
В отличии от любимого мной Сальваторе с его "сагой обо мне" -  "Око мира" нельзя назвать "сериалом", когда ты можешь в любой момент читать любую книгу. Это одна книга, которая удивительным образом разбита не только на 14 частей, но и на двух авторов!
Это постепенное, медленно развивающееся,  но постоянно растущее в качестве произведение.  Если первая книга - унылое чтиво о  туповатых подростках  в совершенно непонятном мире - то уже после третьей  вы будете  силой заставлять себя спать ночью, ибо увлекает оно не на шутку. К сожалению, в неё деятельно тяжело входить, а пропускать  куски - попросту нельзя. Иначе будете сидеть и долго курить: "а что вообще за хуйня происходит?".
Джордан пишет очень обстоятельно - внешность, одежда, вид, мысли,  "птичка покакала под деревом, которое очень похоже на тот великолепный дуб, с которого мы десять лет назад срубили ветку и жарили на ней грибы и Вестороса, ах, какой необычной формы были шляпки у грибов....". Если вы не любите обстоятельное, медленное, хрестоматийное повествование  - просто не читайте данное произведение.

Развитие героев настолько медленное, неторопливое, обстоятельное и подробное - что вы с ними свыкаетесь, вы действительно их понимаете, очень глубоко и хорошо.  Герои первой книги и они же - в третьей - разные люди. А у этих же героев  к 8-9 произведению нельзя найти практически ничего от тех милых, юных и наивных идиотов, с которыми вы познакомились изначально.

Если вы любите  глубокие серийники - вам однозначно зайдёт. Если хотите "пиу-пиу" и экшена  каждые две минуты -  есть тысячи других произведений. Даже не начинайте это читать. Тут никаких "плюсов" и  "минусов" быть не может. Фундаментальные вещи так не оцениваются.

Мне вполне разумно возразят - а где же "тёмное фэнтези"?  Я лично его вижу в самом мире,  в реальности происходящих событий, в тех негативных и могучих силах, которые  герои не могут иногда даже оценить, они в них существуют, они даже не всегда с ними борются, как можно бороться с основой существования?  Все, с кем встречаются персонажи - вполне реальные существа, далеко не всегда  имеющие желание или возможность помогать  героям, да и вредить они не всегда хотят - просто так получается, в точности как в жизни.  И если есть у тебя огромная армия - ей нужно выкопать большую отхожую яму,  иначе она засрёт сама себя.  Всё это - вполне соответствует в моём мироощущении термину "дарк фентези".


7)  Стивен Эриксон. Малазанская книга павших. Раз тут уже есть и Глен Кук и  Сандерсон и Аберкромби - то просто нельзя не упомянть Эрикосна. Слишком это значимый человек в жанре.
В "малазанской книге", по моему мнению, в принципе отсутствуют  положительные герои.  Это даже не "чёрный отряд" - это  невероятный масштаб событий. Если  "чёрный отряд" - это об отряде в сумасшедшем и очень грязном мире - то "книга павших" это непосредственно этот самый мир!  Тысячу человек туда, тысячу человек сюда, замечать, убить, запытать, предать, простить, возвысить и сразу же скинуть в глубокую бездну, уничтожить миллионы просто так! - в этом весь Эриксон. 
А самое главное - в этом масштабе он всё же умудряется показывать и внимательно рассматривать обычных людей.  Очень интересно читать в масштабе огромной эпопеи, где полубог-богом погоняет, (четвертьбог сидит на дереве и дрочит (с) анекдот про Гоголя.) о деятельности и успехах, о мыслях, тайнах и коварстве - достаточно обычных людей.

Эта серия - без сомнения одно из ключевых произведений жанра, и, естественно, имеет огромное количество как фанатов так и хейтеров. Так что оставим её тоже без минусов и без плюсов.

8).  Очень долго думал, кем из иностранных авторов закончить данный список... и придумал.

Один из самых неоднозначных в восприятии романов "последних лет" Печальная история братьев Гроссбарт от Джесси Буллингтона (совершенно неизвестный в постсоюзе автор) . Это просто неприятно читать периодически. В данном произведении периодически  отсутствует любая логика жестокости. Мы читаем историю двух конченых отморозков.  Полностью, в хлам конченых, отвратительных, убогих отморозков.  Концентрированные и очень опасные, которые, однако,  придерживаются ПРОТИВОПОЛОЖНОГО мнения на свою характеристику и в этом они - чертовски убедительны.  Весьма интересное чувство, когда ты читаешь то, как закоренелый убийца считает себя почти святым.  Самое смешное - что они не "зло".  Они для зла просто очень тупы.

В книге "живо" большинство известных (в той или иной степени) исторических мифов Европы  (нет, я не шучу, автор реально провёл  серьёзнейшую исследовательскую работу, по предоставленному им списку литературы - можно как минимум диплом писать по литературным специальностям.)

Да, в книге есть определённые проблемы с логикой удачливости героев, но - в любом случае, в данном жанре это "новое" произведение. Это "чёрное фэнтези" в самом прямом смысле и оно просто обязано быть в данном посте.


А закончить я хочу единственным русским произведением, которое в данный список внести у меня есть желание.



9) Очень любимый мной господин Пехов не пишет в жанре "тёмного", он вообще под негативным влиянием своей жены стал писать не очень хорошо (по сугубо личному мнению), однако, есть у него Бриллиант!

Приключение Людвига ван Нормайенна, проповедника и Пугала в цикле "Страж".  Я бы сказал так.  Страж - это не четыре отдельных книги. Страж (как и "Око мира") - это единая история, разбитая на 24 отдельных главы.

Страж - это одна из лучших вещей в принципе написанных русскоязычными авторами в жанре "фэнетзи". Общественность любила пинать первую книгу за "плагиат" с первого "Ведьмака" - однако, общественность иногда  страдает синдромом утёнка в самом глубоком виде..

Почему же страж - дарк?  Цикл "страж" в принципе нельзя отнести строго к одному жанру.  Там и детектив, и откровенные ужасы, и классическое боевое фэнтези и  не самая плохая социальная часть, и мистика - всё в целом  формирует именно классический "дарк", просто герой в нём однозначно хороший, по человечески хороший персонаж, который живёт в условиях, для этого не предназначенных. И постоянно растущая "жопа" для мира в целом. Непрерывно, не быстро, но постоянно.  Даже огромная структура в которой находится Людвиг - ну, просто структура. Ничего они не решают для "мира", в лучшем случае - для себя.

В структуре цикла с каждый книгой нас всё глубже и глубже погружают в мир, где  Людвиг  является Очень Важной Занозой В Жопе Зла (и иногда добра).  Охренительно важной - но, объективно - ничего не меняющей.  Мир, который выписал Пехов, настолько гармоничный, что все действия Людвига хоть и кажутся "эпическими", они даже такими являются, но глобально ничего не меняют. Он - лишь  одна пешка на огромной шахматной доске, пусть и отчасти самостоятельная.

Но вот только вся доска летит в пропасть.
Никаких спойлеров допускать не буду, на этом свою мысль закончу

На этом мы закончим, и так получилось ну слишком много текста, да и книг немало. Мне считать лень, но  в перечисленном списке должно быть в районе 100 +- отдельных книг.



В целом - жанр "тёмного фэнтези" (естественно, с условием того, что к нему относить) цветёт и пахнет. К сожалению - только иностранноязычный. Русское "тёмное фэнтези" практически мертво за очень редкими проявлениями.  (пусть Валерии Виднеевой максимально неприятно икается).


Вторая часть однозначно будет, авторов с ярковыраженным "дарком" или хотя бы с интересными его элементами -  всё ещё много. Однако когда - это вопрос совершенно открытый, от "завтра" до "через лет пять".

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!