"Гражданская казнь" в России 19-го века

Гражданская казнь – один из видов, так называемого, «позорящего наказания».

Перед тем, как рассматривать непосредственно «гражданскую казнь» поясним, что такое «позорящее наказание» в целом. В этом нам поможет очень приятный учебник - Таганцев, Н. С. Русское уголовное право в 2 ч., написанный ещё в 1902 году, вполне переиздаваемый до сих пор. Личность Таганцева весьма известна, не будем за счёт него увеличивать объём текста, ссылка - кликабельна. Согласно автору - «позорящие наказания» делятся на 3 типа:

1) «Объявление преступника лишенным чести, бесчестным, причем такое объявление совершалось обыкновенно публично, при более или менее торжественной обстановке, а затем для признанного бесчестным наступал ряд невыгодных последствий.» [1]

Последствия, естественно, были совершенно разные, в зависимости от государства, эпохи и социального статуса жертвы. Могли просто поругать и всё.

2) «Другая группа… - осрамительные или позорящие, состоявшие в исполнении над виновным разных обрядов, долженствующих сделать его посмешищем в глазах толпы, и притом не только во время обряда, но и после того, а вместе с тем причинить ему более или менее сильное нравственное страдание сознанием позора.» [1]

Этим богато средневековое уголовное право. Вывалять в смоле и перьях, опустить в бочку с дерьмом - всё отсюда. Знаменитая медаль «За пьянство»  - относится именно сюда.

"Гражданская казнь" в России 19-го века История, История России, История (наука), Российская империя, 19 век, Длиннопост

(Вес медали - чуть меньше семи килограмм, чугуний,  возможно носилась целую неделю)

Обратим особое внимание на следующие слова автора:
"у нас, как мы видели, публичный обряд казни отменен только Указами 1879 и 1881 гг."
Важно уточнить, что  в 1881 году были отменны именно публичные смертные казни, а не конкретно публичные позорящие наказания, что позволяет нам трактовать "гражданскую казнь" как равнозначное наказание в соответствии с обычной смертной казнь. Логично, что данные наказания уравнивались современниками.

3) Третий тип составляют унижающие или устыдительные наказания, заключающиеся в принудительном заявлении осужденным своей вины и раскаяния или перед потерпевшим, или перед целым обществом [1]
Данный тип так же весьма интересен, однако, не имеет отношения к основной теме данной статьи.

По моему мнению - весьма любопытная характеристика всего типа наказаний, которую также даёт Таганцев Н.С.  - "Почти полное вымирание этого рода наказания во всех новейших кодексах указывает на его несостоятельность не только в подробностях, но и в самой основе." [1]


Несколько разобравшись с тем, что такое "позорящее наказание", перейдём непосредственно к "гражданской казни" и непосредственно в России.

Гражданская казнь в классическом формате подразумевает собой определённый комплекс действий. Наверное самый знаменитый пример - гражданская казнь  Николая Чернышевского, которая была осуществлена  19 мая 1864 года
Вот тут  размещены  две зарисовки "гражданской казни" Чернышевского из  экспозиции Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского.  По моему мнению нагляднее иной рисунок, авторство которого мне не известно.

"Гражданская казнь" в России 19-го века История, История России, История (наука), Российская империя, 19 век, Длиннопост

Изображение "гражданской казни"  Чернышевского. Мы  видим "позорный столб", к которому прикован приговорённый, переломанную шпагу и табличку "государственный преступник".
Один из палачей (насколько корректно его так называть?) убирает зачитанный приговор.


В донесении жандармский полковник Дурново начальнику III отделения о казни [Чернышевского - прим. Д.д.У.] писал: "На площади я нашел, несмотря на раннее время и ненастную погоду, около 200 человек, ко времени же объявления приговора собралось от двух до двух с половиной тысяч человек. В числе рисутствующих были литераторы и сотрудники журналов, много студентов"... При чтении приговора преступник стоял надменно, обращая взгляды на публику; в это время из толпы был брошен девицею Михаэлис букет цветов..." [2].


Обращаю ваше внимание, что современник событий указал на тот факт, что порочащая часть данного наказания была... весьма спорной, не смотря на то, что важной составляющей данного наказания являлось  лишение абсолютно всех титулов, званий, заслуг и прочих элементов социальной жизни.


В данном контексте я считаю важным ещё раз вернутся к словам  Таганцева, который, в свою очередь, цитировал  составителей Судебных уставов 1864 года (по которым публичные казни ещё существовали -

" Относительно выставки у публичного столба и вообще публичного обряда казни еще составители наших Судебных уставов 1864 г. весьма верно указывали, что «с введением публичности на суде и той торжественности, в которую облекаются формы и обряды гласного судопроизводства вообще и суд с присяжными в особенности, исполнение вышеозначенного обряда теряет свое значение, обряд этот представит народу одно праздное зрелище, без всякого поучительного значения ... Мало того, после потери своего устрашающего характера обряд этот может даже вредно подействовать на массу народонаселения..... Конечно, чем менее подавлено в осужденном нравственное чувство, чем менее он преступник по ремеслу, тем положение его при исполнении обряда будет мучительнее. Но для большей части осужденных, а именно для всех тех, которые при совершении своих злодеяний или руководились одними животными побуждениями, или  успели убить в себе всякое нравственное чувство, позорный обряд не имеет значения. ». [1]

Данная часть, по моему мнению, особо актуальна ввиду многочисленных последних событий, когда я на той же пикабушечке постоянно встречаю пассажи о том, что нужно "прилюдно  плетями забивать".  Простите, не смог удержаться, возвращаемся к истории.

О гражданской казни Чернышевского известно, в том числе и из свидетельства [3] небезызвестного Владимира Галактионовича Короленко,  напечатаного в 1904 году.


Автор очень подробно расписывает процедуру:

О времени экзекуции было объявлено в газетах за несколько дней. [Далее подробно описывается расположение стражи, желающие почитают сами]....  мы увидели, как на эшафот поднялся Н. Г. Чернышевский в пальто с меховым воротником и в круглой шапке. Чиновник встал к нам лицом, а Чернышевский повернулся спиной. Над затихшей площадью послышалось чтение приговора. Когда чтение кончилось, палач взял Н. Г. Чернышевского за плечо, подвел к столбу и просунул его руки в кольцо цепи. Так, сложивши руки на груди, Чернышевский простоял у столба около четверти часа.  На эшафоте палач вынул руки Чернышевского из колец цепи, поставил его на середине помоста, быстро и грубо сорвал с него шапку, бросил ее на пол, а Чернышевского принудил встать на колени; затем взял шпагу, переломил ее над головою Н. Г. и обломки бросил в разные стороны.
Когда карета отъезжала от эшафота, несколько молодых девушек на извозчиках поехали вперед. В тот момент, когда карета нагнала одного из этих извозчиков, в Н. Г. Чернышевского полетел букет цветов. Извозчика тотчас же остановили полицейские агенты, четырех барышень арестовали и отправили в канцелярию генерал-губернатора князя Суворова. Последний, впрочем, ограничился выговором. Дальнейших последствий история, кажется, не имела"
Обращаем ваше внимание на то, что была осуществлена казнь государственного преступника, тот тип казни, который сделал бы его изгоем, однако данной цели деятельность однозначно не достигала. В последнем процитированном нами  тексте есть указания на то, что часть населения действительно негативно относилась к осуждаемому, однако, данную часть можете прочитать сами, она несколько выбивается из темы повествования.  Есть немало свидетельств о дальнейшей жизни как  данного человека, так и декабристов.



Та же самая ситуация и с "Гражданской казнью"  в отношении  декабристов.  Как сообщает нам журнал "Дилетант" [4]:

Согласно приговору Верховного уголовного суда, подсудимые были разделены на 11 разрядов согласно степени их вины и приговорены к смертной казни «отсеченем головы» (1-й разряд), различным срокам каторжных работ (2−7 разряды), ссылке в Сибирь (8-й и 9-й разряды), разжалованию в солдаты (10-й и 11-й разряды). Осужденные с 1−10 разряды приговаривались также гражданской казни, которая произошла в ночь с 12 на 13 июля 1826 года: 97 человек были казнены в Санкт-Петербурге и 15 морских офицеров в Кронштадте

Как известно - к реальной смертной казни были приговорены лишь пятеро декабристов.  Однако, казнь (что реальная, что "гражданская") не оказала ожидаемого эффекта, а если рассматривать историю в более глобальном смысле - "декабристки" указали на изменения в русском обществе. Однако это тема самостоятельных статей и исследований.
Ключевым, по нашему мнению, является тот факт, что жизнь ссыльных (как декабристов, так и их жён) по многочисленным воспоминаниям и указаниями осложнялась исключительно элементами уголовного наказания и условиями ссылки, но не тем статусом, который они должны были получить в социуме после осуществления "гражданской казни". 
Позволю себе напомнить уважаемым читателям - социальный разрыв между  дворянином (не говорю уже про высшее дворянство) и простолюдином был, мягко скажем, чудовищным. 


Гражданская казнь (как минимум в 19 веке) была прерогативой исключительно "политических" преступников. Что Михаил Михайлов,  небезызвестный представитель политической интеллигенции (к слову, ярый сторонник женской эмансипации),  что Григорий Потанин, известный представитель сибирского областничества (движение за отделение Сибири от РИ) и иные граждане, подверженные данному виду наказания за редким исключением не совершали иных преступлений, кроме государственной измены.

Для "обычного человека", не дворянина "голубых кровей" подобного наказания в 19 веке не предполагалось. Это, к слову, ещё одно примечательное явление, которое показывает то, насколько широка была социальная пропасть между "обычным человеком" и дворянином.


Данная архаичная (по своему содержанию) мера наказания  позволяет  весьма качественно сравнить определённые аспекты существования личности в социуме в условиях 18 и 19 веков. 

Истории выделенного мной аспекта жизни в период 18 века посвящена статья "

«Лишение чести и достоинства» в России XVIII века" [5] Марасиновой Елены Нигметовны, доктора исторических наук, профессора, специалиста по 18 веку.  (Любому заинтересованному настоятельно рекомендую ознакомиться со статьёй, однако, это именно научное исследование, а не публицистика)


Я считаю прекрасно обоснованным и очень точными вывод её исследования [5]: 

При Екатерине II уходят в прошлое и понятие, и практика шельмования, а термин политическая смерть постепенно заменяется на гражданскую казнь, применяющуюся исключительно к представителям дворянского сословия. Но, несмотря на все нюансы применения «повреждающих честь» наказаний, им свойственно нечто общее: стремление власти к самозащите путем лишения того, что ей представляется содержанием достоинства личности.

Выделенная часть, по мнению автора данной статьи, точно отражает тот факт, что стремления государства, не смотря на многочисленные изменения в объективных факторах существования общества - остались прежними.  Социокультурное развитие общества при этом  прослеживается невооружённым глазом. Власть, не смотря на своё нежелание, вынуждена была постепенно адаптироваться к наблюдаемым изменениям.  А вот то, насколько успешно у неё это получалось - вопрос совершенно открытый и уж точно лежащий вне поля данной статьи.

В данной статье я преследовал две цели.

Первая - рассказать о весьма любопытном феномене в государственной системе наказания.
Вторая - постараться показать, что развитие общества и государства прослеживается во многих факторах его существования, не обязательно глобальных, не обязательно лежащих в основе фундаментальных общественных парадигм, но в то же время - достаточно наглядных, если желать их увидеть.  Надеюсь, хотя бы частично они достигнуты.

Библиографический список

1) Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года..\\ http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/item1016....

2) https://runivers.ru/philosophy/chronograph/187036/
3)  В. Г. Короленко  "Гражданская казнь Чернышевского"  (По рассказу очевидца) \\ https://web.archive.org/web/20111106091150/http://az.lib.ru/...

4) https://diletant.media/articles/29129441/

5) Марисинова Е.Н. "Лишение чести и достоинства" в России XVIII века / Е. Н. Марисинова //Новое литературное обозрение. 2018. Т. 151. № 3. С. 43-64. \\ https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozren...



ПыСы. Для желающих отдельно познакомится с темой казней (в том числе и гражданских) могу порекомендовать следующую книгу: Шерих, Дмитрий. "Город у эшафота: За что и как казнили в Петербурге". Автор известный, но нужно всегда помнить, что он пишет в первую очередь публицистическое произведение, а не сугубо научный труд, что не умаляет его заслуг по собранию и систематизации материала.

ПыПыСы. Для людей, которых подписались на меня в ожидании постов про  Лилию Брик и род Чапаевых  - работа в процессе.  Готовы два поста про Чапаевых  (из четырёх запланированных... или из пяти) И один - про "Лилечку" (из 3 запланированных, хотя объём первого поста зашкаливает, или делить или резать надо будет).  Публиковать их буду только по полному завершению всей серии, дабы получить законченное повествование, вместо отдельных кусков текста, написанных "когда время есть".

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения