Сообщество - Союз Краеведов
Добавить пост

Союз Краеведов

106 постов 419 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Залесский путник. Немного о Заозерских окрестностях...

Немного о Заозерских окрестностях и о возможных пеших маршрутах;-))

Болото Терпенское, или Харловское

На восточной сторонѣ села находится болото (27 десят.), которое
широкой падуниной раздѣляетъ Заозерскую мѣстность отъ Сигорской. Въ этой болотистой падунинѣ имѣются два теченiя: въ сѣверо-восточном на правленiи съ рѣкой Устье и юго-западномъ - съ рѣчкой Работкой.
Водораздѣльная линiя находится между Заозерьемъ и дер. Харловымъ. Вся эта мѣстность между селомъ, дер. Харловымъ и Терпенской называется Терпенскимъ, или Харловскимъ болотомъ.
Болото въ большей своей части непроходимо.
Почва его травянистый торфъ, столь жидкiй, что попавшiй въ болото быстро всасывается, съ опасностью и совсѣмъ потонуть. Въ болѣе доступныхъ мѣстахъ бедные слобожане ходятъ по болоту и жнутъ траву для скота.
Вь болотѣ растетъ высокая осока и тростникъ съ болотными шишками. Изъ древесныхъ растенiй растутъ ольха, березнякъ кустарникъ. Осока и тростникъ, растущiе въ болотѣ, даромъ не пропадаютъ.
Осенью, когда болото замерзнетъ, слобожане косятъ
осоку для подстилки во дворахъ, или на загату домовъ. Тростникъ вяжутъ въ пучки и кроютъ крыши на домахъ.
Нынѣ тростниковыя крыши выходятъ изъ употребленiя и замѣняются дранковыми и жѣлезными.
Отъ нагноенiя и заросли болото видимо заростаетъ и уплотняется. Водяныя пространства становятся годъ отъ году меньше, а
иныя и вовсе исчезаютъ. Болото это весьма богато торфомъ и дальнѣйшему поколѣнiю предстоитъ большая разработка торфянаго топлива, которое въ здѣшней мѣстности становится дорого.Черезъ болото устроены двѣ гати: къ дер. Терпенкѣ - шоссированная дамба,
а къ дер. Харлову простой валъ для пѣшеходовъ. "

Михаил Арсеньевич Миролюбов
Летопись села Заозерье



Сейчас Харловское болото почти не изменилось:
В болотных зарослях блестят оконцами бочаги - оставшиеся от добычи торфа карьерчики заполненные водой.
Бочаги облюбовали бобры, выдры, и водяные крысы - ондатры.
Лавы совсем развалились.
Так вот:
Сейчас думаю над проектом круговой экотропы, даже, хочется сказать историко-экологической тропы, которая будет объединять две "гати" через болото, село Заозерье и деревню Харлово.
Пеший маршрут начнется с Заозерской площади. Далее: плотина через реку Устье (замечательная видовая точка на Храм) пересекаем улицы Кузнечные- (расположен бывший Дом купцов Оношиных)
За околицей проходим на "большак" (дорога Москва - Углич), пересекаем его. Впереди простирается Харловское болото к которому ведет тропинка. К Сожалению... Лавы пришли в негодность.
И эту часть тропы нужно восстанавливать: хотелось бы восстановить сами лавы, сделать деревянные мостки к бочагам, оборудовать "скрытые' смотровые площадки, чтобы можно было наблюдать за жизнью болотных обитателей, поставить несколько скамеек, информационные щиты.
Далее по лавам попадаем в деревеньку Харлово, достопримечательность Харлова, это колодцы -журавли и старинные дома с резными наличниками..
После тропа будет проходить по старинной каменке среди зарослей рогоза и камыша, по старинной Ваганьковской улице, мимо старинных крестьянских и бывших купеческих домов.
Вот такой маршрут хотелось бы восстановить в окрестностях села Заозерье.

Источник: https://vk.com/tropyzalesya

Показать полностью

Залесский путник. Дороги и волки...

Планируется к публикации череда статей по краеведению Ярославской области.

"История, запечатлённая в дорогах"

Дороги и волки…

Путешествие по лесным дорогам ассоциируется в современном сознании с приятной прогулкой, здоровым образом жизни, любованием природой, чем угодно, но не с опасностью для жизни.

Возможность встречи с дикими животными кажется скорее гипотетической, хотя лично я советовала бы предпринимать определенные меры безопасности. И сегодня наши леса – не городской парк. Все чаще встречи не только с лосями и лисами, хотя и они могут представлять определенную опасность, но с медведями, кабанами и рысями тоже.

Поэтому лучше не ходить по лесу поодиночке, всегда иметь при себе петарды и свисток. И вообще лучше производить во время похода как можно больше шума. Именно для этого наши предки обвешивали себя множеством шумящих украшений (например такими, как зооморфная подвеска на эмблеме нашего Клуба) и пели песни во время сбора грибов и ягод.

И все-таки, будем честны, случаи нападения диких животных на людей в наше время крайне редки. Поэтому всем известную поговорку «волков бояться – в лес не ходить» мы произносим с известной долей легкомысленности, не отдавая себе отчета в том, какую роль играли почти исчезнувшие ныне хищники еще совсем недавно.

Но давайте обратимся к свидетельствам очевидцев прошлых времен. Вот, что писал В.И.Агафонов в «Повести о былом», рассказывая о переезде семьи из села Самарово на хутор. Это было в 1929 году:

«В поле буйствовали жаворонки, беспрерывным звоном провожая нас до самого леса, леса мрачного, сырого, с волчьими логовищами в непроходимой трущобе. Издавна сюда свозили падаль, подкармливали волков — говорили, что сытые волки меньше беспокоят стада. Здесь на волков делали облавы.Мы с братом Ленькой пугливо переглядывались, разговаривали шопотом».

Поездка через лес как-то не казалась в те времена приятным атрибутом здорового образа жизни, не правда ли? Страх был вполне конкретным, впрочем, как и волки. Но, возможно, в то время еще детское сознание автора преувеличивало опасность? Фактически же на обоз никто тогда не напал…

В статье «Наваждение или действительность? (Экскурсия в с. Лыченцы)», опубликованной в газете «Русский листок» в 1901 году Г. И. Клепацкий так описывал свое возвращение из Лыченец в Переславль:

«Ровно в 12 часов ночи мы въехали в лес. (…) Лошадь начала пугливо озираться по сторонам и похрапывать. — Что это? — спросил я у ямщика, инстинктивно вынимая из бокового кармана пальто револьвер. — Волки, сударь... — отвечал он несколько испуганным голосом: — их тут в этом лесу страсть как много… (…)

А что же это у тебя в ногах, с чем ты возишься? — Это собачонка... Я её захватил на всякий случай... — Зачем? Что же она тебе поможет? — А так... Ежели, стало быть, будут сильно надоедать, выбросим её... (…) — Вот, послушайте-ка... Я насторожил уши и через несколько секунд из глубины леса до слуха моего долетел однообразный жалобный звук, сильно напоминавший вой большой дворняги. Этот вой то умолкал на минуту, то слышался отчётливее, казалось, на очень близком расстоянии.

Лошадь, несмотря на глубокий снег и массу ухабов, неслась очень быстро. Я выстрелил из револьвера в воздух, а она понеслась ещё быстрее. — Вот... вот, смотрите, барин... — вдруг быстро заговорил ямщик и, повернувшись на козлах, кнутовищем указал мне на какую-то тёмную массу, двигавшуюся между деревьев: — выстрелите, барин, ещё раз...

Расстояние, отделявшее меня от этой массы, равнялось каким-нибудь 30—40 шагам, и я, конечно, и не думал прицеливаться. Я просто в этом направлении произвёл быстро, один за другим, два выстрела, и тёмная масса опрометью бросилась в лесную чащу. Ямщик повеселел. — Ишь как утёк проклятый... А здоровый какой, шельма... — сказал он, вполне довольный, но несколько минут спустя быстро нагнулся, схватил лежавшую у него в ногах собачонку за шею, выбросил её в снег и изо всей силы ударил кнутом по лошади.

Всё это было сделано так неожиданно и быстро, что я не успел помешать этой ненужной жестокости. — Ничаво... — огрызнулся он, видимо, недовольный мною: — Кабы это ваша лошадь была, сударь, вы небось и шубу свою выбросили бы...»

Была ли, в самом деле, оправдана такая жестокость ямщика? Неужели выстрелов могло быть недостаточно, чтобы отпугнуть зверя? Неужели волки представляли такую серьезную опасность в то время?

Александр Дюма старший, путешествовавший по нашим местам в 1858-1859 годах, писал в «Из Парижа в Астарахань» о своем пребывании в селе Елпатьево: «волки здесь водятся тысячами».

И тут же предлагает очень любопытную зарисовку, демонстрирующую реалии того времени: «Конечно, волк охотится на такую живность, как косуля и заяц; с приходом зимы, в снегах, одолевает голод, и волк охотится на охотника. Несколько лет назад нагрянула такая суровая зима, что, по поговорке ― «голод гонит волка из леса», они вышли из лесов и явились в деревни напасть не только на скот, но и на жителей.

Перед лицом такого нашествия власти приняли меры. Организовали облавы и установили премию ― 5 рублей за каждый волчий хвост, который будет предъявлен. Были предъявлены 100 тысяч волчьих хвостов, и было выплачено 500 тысяч рублей ― 2,5 миллиона [франков].

Заинтересовались, справились, провели расследование и обнаружили в Москве фабрику волчьих хвостов. Из волчьей шкуры, что стоила 10 франков, делалось 15-20 волчьих хвостов, которые стоили 350-400 франков; увидели, что с учетом затрат на махинацию, барыш составлял 3,5 тысячи процентов».

Но еще более яркой картиной предстает нам охота на волков на тройке лошадей, которую описал Дюма со слов своих Петербургских друзей. Предлагаю вам, дорогие читатели, высказать свое мнение относительно того, насколько это описание могло соответствовать действительности или же является «развесистой клюквой», появление которой, к слову сказать, некоторые приписывают все тому же Дюма-старшему.

«Как и охота на медведей, охота на волков ― любимое развлечение русских; но, поскольку потомки Рюрика уважают опасность ради нее самой, они придумали охоту с двойным риском, то есть риском быть сожранными волками…

В тройку сажают трех-четырех охотников с двустволками…Правит ею кучер, в котором уверены, хотя вряд ли в мире сыщется такой кучер, на которого можно положиться. Позади веревкой или цепью, чтобы было прочнее, привязывают подсвинка. (…) Поросенок нежится в экипаже до леса, при въезде в который решено начать охоту. Там его ссаживают, и кучер пускает коней вскачь (…) Подсвинок, мало приспособленный к подобному аллюру, испускает жалобные вопли, переходящие скоро в непрерывные стенания.

На эти стенания навостряет свой нос первый волк и бросается в погоню за свиньей, за ним ― два, затем три волка, десять и 50 волков. Они грызутся из-за поросенка, бьются за право приблизиться к нему, стараясь достать его, один ― когтями, другой ― зубами. (…) Сбегаются волки с округи радиусом в три лье, и тройка оказывается преследуемой волчьим полчищем. Вот тогда-то и важно иметь хорошего кучера...(…)

Минувшей зимой князь Репнин устроил такую охоту, и она едва не стала для него последней. С двумя друзьями был он в одном из своих имений, что на степной границе: решил добыть волка или, вернее, устроить охоту на волков. (…)

Волков было около двух десятков, когда они подступили достаточно близко, чтобы начать бойню. Раздался ружейный выстрел, волк упал. Великая тревога охватила стаю, и охотникам показалось, что она уменьшилась наполовину. В самом деле, вопреки поговорке, гласящей, что волки друг друга не едят, семь-восемь оголодавших зверей поотстали, чтобы сожрать убитого. Со всех сторон в ответ неслись другие волчьи завывания, со всех сторон показались заостренные носы с глазами, горящими как карбункулы. Волки были в пределах досягаемости, и охотники открыли беглый огонь.

Но, хотя почти все выстрелы попадали в цель, вместо того, чтобы уменьшаться, стая постоянно разрасталась; вскоре она не была больше стаей, а стала полчищем, плотные ряды которого не отставали от охотников. Волчий бег был таким стремительным, что они, казалось, летели над снегом, и таким легким, что не сопровождался ни малейшим шорохом. Вал их, похожий на немой морской прилив, все время нагонял тройку и не подавался назад перед обильно кормящим его, как было, огнем трех охотников.

Они охватывали тройку сзади огромным полумесяцем, оба рога которого начали обходить лошадей. Количество волков множилось с такой быстротой, что можно было сказать, что они появлялись из-под земли. И в их появлении было что-то фантастическое. Действительно, невозможно было объяснить себе, откуда взялись среди пустыни, где за весь день с трудом увидишь двух-трех, две-три тысячи волков….

Если бы одна лошадь сейчас упала, то все было бы кончено, а кони в смятении дышали огнем и неслись невиданными скачками.
― Что ты об этом думаешь, Иван? ― спросил князь своего кучера.
― Думаю, князь, что добра здесь не жди.
― Ты чего-то боишься?
― Черти отведали крови, и чем больше вы будете стрелять, тем больше их, чертей, соберется.
― Что же ты предлагаешь?
― Если позволите, князь, то я сейчас отпущу вожжи моих лошадей.
― Ты в них уверен?
― Отвечаю за них.
― А за нас отвечаешь?

Кучер промолчал: очевидно, не хотел принимать на себя это обязательство. Он дал волю коням скакать в направлении замка [господского дома]. Бедные животные, которые итак, можно было подумать, неслись во весь опор, пришпоренные ужасом, рванули вдвое быстрей. Их отчаянная скачка буквально поглощала расстояние. Кучер еще подбадривал их пронзительным свистом, в то время как они описывали кривую, чтобы сбить один из рогов живого полумесяца. Волки потеснились, чтобы дать проскочить лошадям; охотников охватила радость…

Волки, изумленные неожиданным маневром, мгновение пребывали в нерешительности. Его хватило, чтобы тройка пронеслась версту. Когда волки бросились следом, было слишком поздно: они не могли ее догнать. Через четверть часа охотники были в виду замка. Князь был уверен, что за эти четверть часа кони пролетели более двух лье. На следующий день он объехал верхом поле битвы; обнаружились кости более двух сотен волков. Как видите, такая охота полна острых ощущений».

Не правда ли, после этого рассказа действия ямщика, бросившего волкам собачку, не кажутся такими уж неадекватными?

Ссылка на источник https://vk.com/zalesskiyputnik

Показать полностью

Забайкальский говор

Распространился из Забайкалья, где издавна проживали потомки от смешанных браков (русские, буряты, китайцы). В основе лексики Забайкалья лежит характерное «съедание» окончаний, использование в речи бурятских слов в чистом виде или русифицированных, склонность к произношению твёрдых звуков мягче, примерно, как в бурятском языке; или наоборот, усиливая звучание: «так» - «дак». Намеренное «коверкание» слов, ироничность и использование форм иносказания создало неповторимый речевой колорит. Слова произносились так, как удобно, или как слышалось – родившиеся в деревенской среде в начале 20-го века не все были грамотны. Речь зачастую с шутками, прибаутками и скрытым монологом – повторением тоном ниже сказанного вслух, как бы для себя - с комментариями, нередко в рифму. Сейчас, несмотря на образованность и разное местонахождение, люди в своей речи не спешат избавляться от родных словечек. А употребление: «моя-то», «моя-то-чка» - как визитная карточка человека, не забывающего свои корни.

Экскурс в историю представлен монологом (как открытым, так и скрытым – текст курсивом). Материал свой. Одна из линий моих предков - из Забайкалья.

Нежданный гость

Пошто один в таку метель бродишь, заблудился чо-ль? Не?.. Аа-а, по гостям ходиш… У нас тожа есть така… всё по гостям шлындрат да чаи собират. Попить? Но, попей. Но чо, нашарил в сенях кадку? Дак ковшом и зачерпни! Каку кружку? Коли к нам попить, - так и пьют, с ковша. Чо гришь? Скусно пахнет? Дак в сенях клеба вечорошние, на неделю напёкнутые. Потом тока разморозить, и как с печи.

А чо шарахасся на ночь глядя? Ишшо и голоуший! Виш как хиусит! Шапка… шапка… Кака шапка, эта што-ль? Лыжная? Это-ж рази шапка, - ухи наголе! У меня дед, как собиратся на охоту на лыжах, так дошку одеват, малахай свой, чирки обуват, ну эти, ичиги, по-вашему. Тоже не знаш? С городу, што-ль? Непутёвый какой-то… Так дед и шкондыбат по лесу. Вчерась колонка добыл, сёння у меня, глянь, кака шапка брава!

Но чо, проходи рази пришол! Коли собака пропушшат, значить, и человек не злой. А то, быват, всяки ходют. Щас у неё шшанки, на лихоманца хай подымет. Разболокайся! Скидава́й обутки да проходи. Щас чоботы принесу. Мы по дому кто в катанках, кто в чоботах. А чо за обутки у тебя таки, на рыбьем меху? Крас… как? Красновки каки-то… С имя зиму не омманешь! А курмушку-то свою повесь на спичку. Де… де… да вон жа, за печкой-то! Шибче зырь! Ничо не понимат! Давай сюды! Да покладь свой гаманок, тока болтацца здря. И вареги туды же брось. А чо худушший-то какой! Чо, балеш, или каво? Видать, бегат как дикошарый… Вовсе изнахратился…

Чо дверь не заперта? Дак спать ишшо рано; дед, вон, капканы ладит. А как спать бум, заложимся. На крючок. У нас лихих людей не быват.

А сам кем буш? Хиттеры каки-то… А ты, случа́ем, не заграничный? Не? Сам-то откель? Космополи-и-ит… Эт чо, имя тако? У нас тоже разные есь. И Пашка-дурак, и Коля-Маля, Тоха-Батоха, Карюха, хучь она и Галина. У нас всё по-простому: если хозяин Филонов, то жана – Филониха; Попов – она Попи́ха. Народ у нас остёр! – палец в рот не клади. И уж как прилипнет то чем кличут, так, шшитай, на всю жись.

А чо замурзанный такой? Кохту чем извозил? Упааал… И курмушка нарастапашку была… Ну, сымай и кохту. Сёння байня топлена. Штираться собиралась. Давай, и твою состирну. А, мож, сам пойдешь, - воды хватат, ишшо горяча. Вехóтка на полке́, пошоркайся как следоват. Раньче никто в байню не звал? Но, ты ж, вроде, гость-то непрошенный. А у нас, сибиряков, коли есь чем потрафить, то и не жалко.

Шас в печке пошурудим, уголья займутся, я те чай в манерке погрею, самовар-то остыл. Щас метнусь в кондейку, на стол сгоношу. Чай поедим. А там видно будя. Куда в залу-то попёр? Тут и садися, на ленивку у печки. Отогрешся. А то лихоманку каку надыбаш. На́ шалку мою, подоткни спину-то. Как не доржицца? Вязочку дать? Обмотасся.

Тута, коло печки и повечерям. У меня и четушка есь, маненько можна и чекалдыкнуть. Двигай чеплашку-то, плесну те с устатку. Куды? Попервой бурханят! Ой, малахольный!.. Макни вот так, и шшолк-шшолк! брызгай в стороны.

Те чай какой – густой, али белёный? В бокале пить привык, але в жалезной, как дед? Он шибко любит пошвыркать. Хош с сахарем? Дак вот он, кусками! Не лезет в кружку? Дак хто ж яво туды целиком пихат? Ну, точно, малахольный какой-то… Такой и продаецца, вон в кульке с магазину. Не, не пилим. А ты клади на ладошку и колоти длинным ножом. Да ты персты-то подсобери в щепоть, а то вывалишь, и колоти! Но во, расколол! Пиленый покупам, а в бокал ложим колотый. Скока класть? По скусу и клади. Харэ, харэ!.. Чо, шибко сладко получилось? Дак много не клади! Как не много, тут на 3 чеплашки сласти! Завсегда по стоко кладёш и не сладко быват? Мож, то не сахарь?

Бери тарочки-то. С творогом. Шмятану буш? Есть картоха варена. Со шмятаной-то скусно! Кака тебе селёдка! Энто омуль, чутка с душком – омуль-колоссаль. Мож, ломоть свежего клеба? Сам отрежешь? Ну, давай, давай!.. На́ те нож. А чо деешь-то? Куды клеб по столу возишь? Клеб – большак в доме! Яво обнять нада, к себе прижать, уважение показать, и тока тада отреза́ть. Ешь, ешь, мож откормисся, да перестанет тебя по дворам вихлять.

Хош, оставайся на переночёвку. Ляж тута, курмушкой прикройся. После баенки-то как браво прикорнуть у печки. Дед тут завсегда полёживат, калды делать неча. А чо те рассказать? А про себя не баишь.

Но, слухай. Живём тута давно. Ишшо дед мой жил, и прадед в энтих краях. Во дворе зимовейку видел? Там дедова матерь да моя, проживат ондельно. Старось нада уважать. Дед у меня маненько с бурятской кровью – в явошней родове есь с бурулуса. Так вот, яво эжы, - мнучки зовут её Любушка-голубушка, - трубку свою изо рта пошти не вынимат. Давношние они ужо. Лежат, думают. Тока Любушка-голубушка чмокат свою трубку, да дым выпушшат. А када мнучка моя приезжат на лето с городу, то зараз бежит к баушкам – поговореть, да подарки ондать.

Она дошка младшого сына - отхона мово. До чаво понятлива уродилась, и шемела кака! Усё успеват, второй класс у городе заканчиват. Буду, грит, бурятский язык учить, и усё у Любушки- голубушки выспрашиват, чо да как называцца. То с подружками во дворе в скакалку скачут, то полдня в стенку лупят мячиком в свои «Горы-шлёпы…», то рассядуцца и с прибаутками про царя-царевича суют фантики в ладошки, то прятки затеют, то поругацца задумают. Невзаправду. И штоб складно было. И так молотят друг дружку словами, пока ужо сказать неча. Огрызалки таки.

У нас што дети, што взрослые себя в обиду не дадут. Ежели кто вякать будет не по делу, быром ответ сварганят. Припечатают. Быват, кричу её, охолонись, да иди поись, дак она залетит, чмокнет в шшаку: «Би шамдэ дортапь, баушка!», и опеть ускачет. То бухарашек ловить, то имануху выгнать, то с дедом на покос обуденком.

А ты чё, записывать-то не собирасся? Штоль, не из тех, кто сказы собират? Слухаш? Ну, слухай-слухай… Был тут один хубунчик, с лица, вродя, как наш, всю тетрадку исчертил, пока слухал. Шибко интересно, грит, вы баете. Шибко важные слова у вас. Што-то про докторов говорел, будет защишшать каку-то дицертацыю. Нехай! Хучь её самую, хучь ишшо каво, коли польза есь.

Энто тока сперва непонятки, а как приживёсся, и сам так буш говореть. Мы всех понимам. И ты ужо понимаш? Чем-чем? Сердцем, гришь… Но, ты, моя-то-чка!.. А хош, оставайся на завтра! Я бухулёр сварю, почнём сушёные пенки с летнего молока, да спи ужо! Не штокай! Завтра и поглядиш. Мож, деду в помощь сгодисся, хучь намёты раскидать.

Но паря-бяда… Сморило бедолагу. Ухайда́кался... Добро слово и кошке ндравится. А худых не повожа́м! Пушшай спит. Мож, привыкнецца, уйдёт из этих как их… космополитов, и будет нашинским!

О-ё! Ёхорный бабай! Óт шалаболка!.. Завтра ши́ньгаться с утра!

А вам: амар мэндэ! и добро пожаловать!

Автор: Lisа́

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Байкал. Таланки. Места, которых уже нет на карте (с фото)

Я там был, я там жил.

Таланками называлась и местность в губе Таланка с урочищем Таланки и речкой Таланчанкой, и посёлок, организованнный для проживания рыбаков, которые занимались сезонной ловлей рыбы бригадами от рыбзавода, до войны - артелями от рыболовецких колхозов.

В «Летописи сибирского моря» (журнал «Байкал», 1989, № 1) А. В. Тиваненко, известный краевед Забайкалья, приводит сведения: «В 1945 году бригада рыбаков И. Ф. Таланова вытащила сетями со дна Таланчанской бухты скелет мамонта», что послужило основанием для предположения происхождения названия Таланки от созвучной фамилии Талановых, которые, возможно, были первыми поселенцами и основателями посёлка. Это предположение не может считаться версией происхождения названия, т. к. посёлок не был основан ни первопроходцами, ни свободнопоселившимися, и к 1928 году, считающемуся датой основания посёлка, названия губы Таланка, урочища Таланки и речки Таланчанка являлись устоявшимися названиями географических объектов - топонимами, зафиксированными в документах первых исследователей.

В 1879-1900 годах И. Д. Черским составлены карты береговой полосы Байкала, в которых отмечена губа Таланка и очень подробно местность: одно зимовьё обозначено у устья речки Таланчанка, второе - у устья текущей параллельно р. Черемшанка. Напротив урочища Таланки на берегу Байкала отмечен сарай – «сар.», скорее всего, рыбацкий. В 1896–1902 годах для исследования о. Байкал и смежных территорий проводились научно-изыскательные  работы Главного гидрографического  управления ВМФ Российской империи. В 1908 году под ред. Ф. К. Дриженко издан труд - «Лоция и физико–географический очерк озера Байкал», в котором есть описание бухты: «Губа Таланка наиболее всех других посещается рыболовами. На всём её 11-ти вёрстном протяжении, на несколько приподнятом плато, расположены то в одиночку, то группами зимовья и даже есть вполне устроенные избы, в которых преимущественно весной помещаются рыболовные артели. Самый характер прибрежной полосы — песчаный и отмелый — способствует удобству ловли, почему через каждые 100–200 сажен по берегу можно встретить ворот, с помощью которого вытаскивается невод». На месте одного из таких временных рыбацких поселений, или «летних поселений долговременного пользования» (Гольдфарб С. И. «Мир Байкала, 2010), в бухте Таланка, где жили и перерабатывали улов вначале артели из местных жителей, позже – артели от колхозов, и возник одноимённый с бухтой посёлок.

Есть предположение, что название Таланка, как и Талая, Таловка, Тальцы могут иметь одинаковое происхождение от: талая, талые воды, ручьи. Талыми называли незамерзающие реки и ключи. Речка Таланчанка долго не замерзала и рано вскрывалась. Но маловероятно, что название Таланка́, как и Атала́нка, происходит от слова с корнем «тал-», да ещё с использованием двух суффиксов, чтобы название указывало на происхождение, связанное с талыми водами. Есть созвучные топонимы, имеющие тунгусское происхождение от «тала» - предп., место с наличием соли, солонец: Талан, Таланга́, Таланджа́. Но учитывая, что район Таланков на Байкале впервые был заселён бурятами, название может происходить от бур. «талаан» - счастье, удача; «талаантай» - удачный, счастливый, в котором суфф. «-тай» в русскоязычном мог трансформироваться в «-ка». Таланка – удачное место для рыбалки.

В 1953 году мы с отцом приехали в Гремячинск, чтобы устроиться на работу в рыбзавод. Директором Гремячинского рыбзавода Якушевым Ильёй Филипповичем я был принят рыбаком на гребную лодку. Причал в Таланках уже был. Работал рыбоприёмный пункт. На большом песчаном пляже базировались рыбацкие лодки с сетевыми и закидными неводами. Сети ставили в 1,5-2 км от берега. А утром, выбрав сети, подходили к мосткам и сдавали свежую рыбу в рыбоприёмный пункт на засолку. Для рыбаков были построены бараки. С середины июля этого года на все лодки были установлены дизельные движки 1ЧСП-10 (одноцилиндровый, судовой, четырёхтактный с редукторной передачей, 10 л. с.). Отец был принят в рыбзавод завхозом. В этой должности проработал летний сезон, и на зиму 1954 года его направили в г. Тобольск на курсы рыбмастера. На лето 1954 года отец был направлен в Таланки мастером по приёмке рыбы на рыбпункт. Там расширялось производство, рабочих требовалось больше. Строился цех по поделке бочкотары. Начали завозить из Гремячинска от рыбзавода готовые дома в разборном виде для проживания рыбаков и их семей. К лету 1956 года мои родители из Гремячинска переехали в Таланки. Отец работает начальником рыбпункта.

Байкал. Таланки. Места, которых уже нет на карте (с фото) Байкал, Таланки, Истории из жизни, Длиннопост

Леликов Алексей Николаевич, 1956 год

Байкал. Таланки. Места, которых уже нет на карте (с фото) Байкал, Таланки, Истории из жизни, Длиннопост

Таланки, 3 сентября 1956 года. Рыбоприёмный пункт. Справа: Леликов Алексей Николаевич

В Таланках был магазин, фельдшерский пункт, радиостанция и небольшой клуб. В клубе иногда бывали танцы под гармонь и гнали кино, которое привозили из Гремячинска. Киномехаником где-то с 1954 года работала Новокрещина Полина Назаровна. (У Назара был брат Лука, проживали в Гремячинске). Она же и приезжала на остров озера Котокель, ставила кино и там. Потом Полина вышла замуж за капитана буксирного т/х «Отважный» Германа Ивановича Прохорова. Ставка фельдшера была положена из-за большого количества сезонных рабочих. Но с окончанием работ рабочие уезжали, а должность фельдшера не упраздняли. Должность фельдшера занимал Иван Романович Афанасьев, который прошёл войну простым солдатом, санитаром при воинской медчасти. В Таланках работы никакой не требовалось, он только рыбачил и охотился. Гоша Верыгин (Веригин) работал радистом, был женат на сестре Михаила Кукушкина, капитана Балиндера № 29, Вере Ивановне.

Постоянно в Таланках жило около 10 семей. Некоторые держали скот, садили картошку, - больше ничего там не росло, рыбачили и охотились. Почти все работали от рыбзавода на сезонных работах. На лето завозились рыбообработчики из Гремячинска, был бондарный цех. В 2 км от Таланков жило несколько семей. Там у речки Таланчанка стояло дома четыре. В одном доме жил Лазарич, который всегда помогал отцу, и его жена, которая была завсегдатаем у моей матери, приходила за 2 км попить чаю и посудачить.

Байкал. Таланки. Места, которых уже нет на карте (с фото) Байкал, Таланки, Истории из жизни, Длиннопост

Таланки, 15 августа 1957 года.  Моя мать Лидия Михайловна с внучкой Танюшкой

Одна семья Печкиных была от них ещё дальше - в метрах 500-600, которые жили в лесу одной большой семьёй. Знал из детей Вовку и Люду. Когда бывал у родителей в Таланках, мать за чаями с Лазаричевой женой рассказывала ей о себе, о Лёне. Торопиться некуда, вот и перебирали, что знают. А когда к отцу приходил Лазарич, они вели свои разговоры об охоте, о рыбалке, о нуждах по хозяйству, или кто что видел или слышал. Иногда Лазарич приходил с гармошкой, и за столом тогда пели песни. Лазарич любил петь про то, как в Забайкалье сражались с семёновцами: «Патронов у нас не хватает, снаряды уж вышли давно, и помощи ждать ниоткуда, погибнуть нам здесь суждено», и «Чёрный ворон».

Мои родители - обыкновенные крестьяне, забайкальские казаки-гураны. Гураны - потомки русских, долгое время проживавших в Забайкалье и имеющие смешанную кровь в четвёртом поколении с бурятами, монголами, тунгусами, маньчжурами; называют себя так издавна, имеют характерные черты внешности и, вероятно, могут являться этнической группой или народностью.

Ещё в Таланках жили Сахаровы. Один это Иван, друг отца, у которого я брал собаку на охоту уже в Гремячинске, когда он переехал туда, второй – лесник, одноглазый. Скорее всего, друг другу приходились роднёй. В Таланках добывали медведей, сдавали государству. Добывать ходили все, кто мог охотиться на него, и отец в том числе. Охота велась по договору по охотничьим билетам. Закреплять охотничьи угодья за штатными охотниками для ведения планового охотничьего хозяйства стали в 1959 году. Школы в Таланках не было – в ней не было необходимости. В межсезонье в посёлке оставались немногие, только те, кто проживал там постоянно, заблаговременно запасаясь всем необходимым. Дети рыбаков обучались в Гремячинске, проводя в Таланках лето.

Байкал. Таланки. Места, которых уже нет на карте (с фото) Байкал, Таланки, Истории из жизни, Длиннопост

Конец сезона. 1959 год. Проводы отъезжающих.

Отец, помимо сезонных работ на рыбпункте, всё лето 1960 года торговал в магазине. В этом году был последний рыболовный сезон, после постоянных работников рыбзавода вывезли в Гремячинск вместе с домами. Соответственно, посёлок просуществовал до сентября 1960 года. Родители, из-за неимения своего жилья в Гремячинске, остались проживать в опустевшем посёлке одни. Семьи, имеющие свои дома в 2 км от посёлка, проживали там какое-то время и после его расформирования.

Переселение не было связано с запуском в 1956 году Иркутской ГЭС - первой ступени Ангарского каскада в 70 км от Байкала, которая стала контролировать уровень воды в Байкале, за несколько лет подняв его на метр и более. Посёлку Таланки, находящемуся на возвышении и в отдалении от берега, затопление даже по прогнозам не грозило. Это было связано с переменами в работе рыбзавода. Рыбные ресурсы истощились, и рыбодобыча падала. Главным по переработке рыбы становится Усть-Баргузинский рыбокомбинат. С 1969 года введён запрет на промышленный лов омуля. На переработку стала поступать океаническая рыба.

Когда почти всех вывезли из Таланков в Гремячинск, отец охотился и рыбачил. У него были хорошие охотничьи собаки - выросшие щенки Найды и Пират, подобранный в Гремячинске, которые шли и на соболя, и на медведя, и на белку. Жили родители там до конца сентября 1961 года, после чего, вывезя с Таланков по воде всё что можно, переехали в свой дом в Гремячинске, который мы с отцом купили у Думновых.

В 70-х годах в местности Таланки уже никого не было, было одно зимовьё рыбоохраны и одно - лесничества. Сейчас Таланки, с не менее большим как в прежние времена песчаным пляжем, часть Прибайкальского государственного заказника и прекрасное место для отдыха.

Источник: Леликов, А. А. Таланки / А. А. Леликов // ОТ САМОГО ИСТОКА. - Иркутск, 2022. Эл.вар.: библ. И. И. Молчанова-Сибирского, г. Иркутск.

Показать полностью 4

Эстетика йебеней

Работаю фотографом детских садов, и когда иду в садик, который мне назначила фирма, по дороге щелкаю, что попадается интересное, чаще на телефон, фотоаппарат порой лень из рюкзака доставать, фотографирую чаще всего в Липецке, но иногда приходится ездить и в Воронеж и Тамбов. И по области: в Грязи, Елец. Некоторые фотографии мне запали в душу. Поделюсь и с вами

Новолипецк, искала детский сад, в котором мне надо было фоткать по яндекс навигатору. И он меня привел в тупик из заброшенных домов и гаражей, вокруг валялись разбитые стекла и прочий мусор, кругом никого, тихо и пустынно, ни одной машины, животных, что редко встретишь на улицах города. Как-то неуютно мне там было. Я поспешила оттуда уйти.

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост
Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

веселый подвал в одном из домов Липецка

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

По дороге в детский сад, часто встречаю эту мельницу. В центре города Липецка, во дворах, можно увидеть частичку прошлого века.
Шамоновская мельница. Построена в 1913 Шамоновскую мельницу в 1913 году в стиле модерн построил неизвестный архитектор. Она проработала 90 лет. Название она получила от своего первого владельца Алексея Шамонова. В 2010-х годах бывший владелец объекта разорился, и здание продали застройщику.

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост
Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Старый магазин "Океан" . Очень хороший ассортимент здесь был в советское времяю Липецк. р-н Сокола

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Запомнился котик с лестницей. Какие заботливые хозяева у котика)

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Атмосверное место в районе Новолипецка. улицу уже не помню.

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

район опытной станции Липецк и огромная туча. Не могла не запечатлеть.

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Район Сокола. Местная Красная Дорожка. Липецк

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Тут просто было красиво. Монастырка в верхнем парке. Липецк

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

старая крепость Липецк. Когда-то тут целыми днями играли ребятишки. Теперь опустела.

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

р-н Тракторный. Липецк. Здесь увидела частичку Советского Союза

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Парк Победы. Липецк

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Странные сооружения. Липецк

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

г. Грязи. детский сад

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

фото не мое. Но место прикольное. Столовая детского лагеря Сокол. Липецк

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Эту скульптьуру местные называют Почтальон Печкин. Не знаю почему) Липецк 7мкр

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

г.Грязи и необычные деревья, как из доисторического периода

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Сокол. это место тоже показалось интересным. Подошло бы для съемок бандитского фильма из 90х Липецк

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Красивые облака, не могла не заснять. ул.Зегеля. Липецк

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

Нашла в сельском детском саду

Эстетика йебеней Прогулка по городу, Достопримечательности, Уличная фотография, Архитектура, Липецк, Грязи, Город, Ночной город, Закат, Храм, Вечер, Парк, Фонарь, Рассвет, Длиннопост

На сегодня хватит, Потом еще выложу пост с фотографиями.

Показать полностью 22

Достоевский в Кузнецке

Нашла любопытное о пребывании Достоевского в Кузнецке, на моей малой родине:

Достоевский в Кузнецке Писатели, Федор Достоевский, Кузнецк, Новокузнецк, История, Биография

Продолжение поста «Типажи Восточных Лиц.Тюркские женщины»

Навеяло Предыдущим Постом.

Разместила коллаж и даже не подозревала что он будет таким популярным. Немного потрясена таким тёплым приемом; этакий Флаш Моб народной многонациональной любви по отношению друг к другу получился --- я аж расчувствовалась== это вот и есть русская, нет,  Российская открытость, доброта и великодушие... Напомнило мне сцену из фильма "Цирк"---когда "Русские" зрители цирка качают чернокожего малютку, но только тут в интернетовской реальности.


Догадайтесь с трех раз, какой национальности/этнической принадлежности эта девушка

(чур не гуглить). Отвечу максимум  через 12 часов.

Ответ:  Кто-то уже вычислил девушку, МД значит Доктор Медицины--она действительно доктор , закончила МедИнститут в Дамаске, то биш Сирия, то есть она как бы Сирийка. Сирийцы как бы Арабы, но как бы и нет(исторически финикийцы были как составная этноса и т.д.). https://travelask.ru/articles/siriytsy-slozhnaya-zhizn-inter...

Вопрос был с подвохом: выглядит девушка как самая обычная симпатичная жительница какой-нибудь восточной страны,(я встречала девчонок с таким типом лица в Татарстане) --но есть одна особенность.У Сирицев, а также у Ливанцев, очень распространены пластические операции на нос(уменьшение), не знаю точно, делала ли сия девушка ринопластику, но подозреваю что да.

Вот так.

Продолжение поста «Типажи Восточных Лиц.Тюркские женщины» Архетипы, Лицо, География, Этнография, Красота, Восток, Видео, Видео ВК, YouTube, Ответ на пост
Показать полностью 1

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Типажи Восточных Лиц.Тюркские женщины

Тюркские женщины. Похоже или..? По списку:

Алтайка,  Казашка,  Киргизка,

Уйгурка,  Узбечка,  Башкирка,

Крымская Татарка,  Кумычка,  Волжская Татарка.

Типажи Восточных Лиц.Тюркские женщины Архетипы, Лицо, География, Этнография, Красота, Восток, Видео, Видео ВК, YouTube, Азиаты

Взято из Проекта "Национальные Истоки Красоты".«Национальные Истоки»: Фотопроект, Доказывающий, Что Все Народы Мира Прекрасны

https://www.youtube.com/channel/UCTQW_m0kvcE5ICxp1RssTLg/vid...

https://vk.com/video-54175676_170972884

https://www.pinterest.com/katekysil/национальные-истоки/

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!