Сообщество - Союз Краеведов
Добавить пост

Союз Краеведов

89 постов 330 подписчиков
5

Этнографический парк в с. Василёво

Этнографический парк в с. Василёво Этнографический музей, Тверская область, Длиннопост, Фотография

С начала года идёт полная реконструкция, этого исторического места расположенного в Тверской обл. Вблизи города Торжок.
За это время Музей преобразился. Его посто не узнать: почистили каскадные пруды, сделали грот, беседки, скамейки, поставили фонари, достраивается гостиничный комплекс и ещё много ожидается изменений. Спешите в Василево, пока не изменились цены.

Этнографический парк в с. Василёво Этнографический музей, Тверская область, Длиннопост, Фотография
Этнографический парк в с. Василёво Этнографический музей, Тверская область, Длиннопост, Фотография
Показать полностью 3
5

Видеоэкскурсия "Побег из ада"

Видеоэкскурсия "Незабытые подвиги великой войны. Побег из ада". Белая Калитва Ростовская область

18

Спустя 2 года

Спустя 2 года
42

Музей

Скатался сегодня в Володарск (маршрут 61км), вот такое красивое место там. Называется "летняя дача Н.А. Бугрова"
Памятник деревянной архитектуры. Построен предположительно в 1892 году. Автор проекта не установлен.
Деревянный дом — терем до революции был летней дачей знаменитого нижегородского купца, мукомола и благотворителя — Н. А. Бугрова. Сегодня в здании расположен исторический музей.

Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Музей Велопрогулка, Мобильная фотография, Памятник, Музей, Архитектура, Деревянное зодчество, Видео, Длиннопост
Показать полностью 20 3
11

Ярославль 300 лет назад

Ярославль 300 лет назад Ярославль, Реконструкция

Ярославль в начале XVIII века. Вид из Тверицкой слободы в Заволжье.

Слева-направо: церковь Илии Пророка, 1647 г., церковь Николы Надеина, 1620 г. (угловые главы сняты в XIX веке), "палаты Бирона", XVII в. (снесены в XIX в.), церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1679 г. (перестроена в XIX в., снесена в 1930-е).


Возможно и скорее всего палаты значительно или даже почти полностью заслоняли деревянные хоромы. Церковь Илии Пророка хоть и стоит на значительном удалении от бровки берега (что из Твериц видно плохо), однако застройка в этом месте расступается, а если что и могло заслонять нижнюю часть северного придела - так это постройки близ Николо-Надеинской церкви. но, учитывая точность старых планов, вполне возможно, что сами эти постройки скрыты за Николо-Надеинской церковью. И в любом случае, на силуэте эти возможные огрехи никак не скажутся или скажутся незначительно.


За основу для реконструкции взята скатерть 1826 г. работы Ярославской большой мануфактуры с видом города Ярославля. За помощь в воссоздании облика палат благодарность Д.Н. Чекмасову.

Ярославль 300 лет назад Ярославль, Реконструкция
Показать полностью 1
23

Она ещё египетские пирамиды переживёт

Вчера сгорела нежилая деревня Цивозёрский Погост (Красноборского района Архангельской области), состоявшая из 11 домов. Ещё одной деревней стало меньше - едва различимая утрата на фоне урбанизации за последние сто лет.

Удивило меня здесь другое - в огне не пострадала колокольня XVII века, которая ещё в конце XIX века была признана "ветхой и угрожающей падением" (под рукой только ссылка на 1902 год: Вологодские епархиальные ведомости за 1902 г., №22 с. 669). Эта ветхая колокольня простояла весь ХХ век без реставрации; под ней более-менее равномерно сгнили несколько венцов, отчего войти в неё сейчас нельзя - можно только вползти. Её поэтичным видом восхищаются архитекторы, искусствоведы, реставраторы и просто неравнодушные к красоте граждане уже полторы сотни лет. Хочется пожелать ей - колокольне! - ещё многих лет жизни, а всем нам такой же стойкости:)

Она ещё египетские пирамиды переживёт Пожар, Стойкость, Живучесть, Деревянное зодчество, Длиннопост

Такой Цивозёрская колокольня была уже в конце XIX века. Её ровесницу церковь Флора и Лавра 1658 г. тогда уже разобрали из-за ветхости.

Она ещё египетские пирамиды переживёт Пожар, Стойкость, Живучесть, Деревянное зодчество, Длиннопост
Она ещё египетские пирамиды переживёт Пожар, Стойкость, Живучесть, Деревянное зодчество, Длиннопост

Колокольня (цела) - церковь Петра и Павла, на которой сгорел купол - дома деревни, которые сгорели полностью. Как видите, опасность была совсем близко.

Жду, когда появятся легенды вроде "когда упадёт Цивозёрская колокольня - кончится Русь"... А может, уже появились.


И, конечно же, моё почтение пожарникам!

Показать полностью 3
27

Историко-культурный атлас Костромской области

Атлас архитектурных достопримечательностей Костромской области!

https://yadi.sk/d/oZcN0_jHjJ9sHg

Высота шрифта 2мм, поэтому напрягать зрение не придётся.

Достопримечательности наиболее богатых на памятники городов - Кострома, Галич, Солигалич, Чухлома, Макарьев и др. - будут в отдельном выпуске.

На фото несколько выдающихся сооружений и сельских ансамблей Костромской области (некоторые даже в том или ином виде сохранились).

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

бани-столбовки из села Спас-Вёжи.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Ветряные мельницы близ деревни Малое Токарево. Одна из них в музее "Костромская слобода"

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Село Высокое. Церковь 1700 г.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Церковь из села Спас-Вёжи; перенесена в 1956 г. в музей "Костромская слобода", сгорела в 2001.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Деревня Шаболово Кологривского района. Дом Е. Честнякова. утрачен.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Успенский монастырь близ Галича.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Отреставрированное завершение трапезной церкви Успенского монастыря.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Церковь села Соцевень.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Две родины Ивана Сусанина))

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост

Ликурга-Троица. Удивительный ансамбль 1685 года. Сохранился в удручающем состоянии.

Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Историко-культурный атлас Костромской области Достопримечательности, Костромская область, Краеведение, Длиннопост
Показать полностью 21
18

Безлюдье как после Смуты (не в обиду Смуте)

Речь идёт о сельской местности в 30км от Ярославля (помните, там в том году медведь на человека напал?)

Неудивительно, что медведи стали захаживать. Местные то тут то там видят рысь (уже видели в Любиме, Пошехонье, да в том же Ярославле)

Поля зарастают. Скоро меря и прочая мордва вернётся.

Безлюдье как после Смуты (не в обиду Смуте) Картинка с текстом, Ярославская область, Безлюдно, Изыскания

https://vk.com/bersenyovo

Показать полностью 1
62

"Рабочий и колхозница" для ... Рыбинска?

Здравствуйте!

А знали ли вы о том, что известнейшая скульптура "Рабочий и колхозница" должна была украшать Рыбинский гидроузел?

"Рабочий и колхозница" для ... Рыбинска? Рыбинск, Рыбинское водохранилище, Рабочий и колхозница, Длиннопост
"Рабочий и колхозница" для ... Рыбинска? Рыбинск, Рыбинское водохранилище, Рабочий и колхозница, Длиннопост

Источник фото - Рыбинский музей.

"Рабочий и колхозница" для ... Рыбинска? Рыбинск, Рыбинское водохранилище, Рабочий и колхозница, Длиннопост

Разрез по нижней голове камеры шлюза. Обратите внимание, как замечательно лестница подыгрывает общей динамике скульптуры.

"Рабочий и колхозница" для ... Рыбинска? Рыбинск, Рыбинское водохранилище, Рабочий и колхозница, Длиннопост

Рыбинский шлюз со стороны нижнего бьефа. 9 мая 2005 г.

А стоять скульптура должна была не там, где ныне стоит "Мать-Волга" (на стрелке Юршинского острова), а по центру шлюза между двумя камерами примерно на том месте, где две высокие ели и примерно высотой чуть повыше их; - встречать, таким образом, подходящие со стороны Ярославля суда. Однако эффект, который наша скульптура произвела на парижской выставке, уже не позволил поставить её на запланированное место. Всем прекрасно понятно, почему.

Показать полностью 4
106

История про то, как Михаил Стадухин ходил искать загадочную реку "Погычу". И что он за это получил...

История про то, как Михаил Стадухин ходил искать загадочную реку "Погычу". И что он за это получил... Первопроходцы, Колонизация, Краеведение, Казаки, Дальний Восток, Камчатка, Коренные народы, Длиннопост

Михаил Васильевич Стадухин это мой любимый персонаж в деле освоения Дальнего Востока, вот правда. От него немного отстаёт Герасим Анкудинов, который крайне ловко перекидывался из бандитов в служилые казаки, тут же строчил кляузы на Дежнева, и тут же занимал у этого самого Дежнева деньги на поход... Михаил Стадухин это настоящий пассионарий. Отважный казак, бизнесмен, временами даже разбойник... Это человек совершенно неуёмной энергии и упорства. С одной стороны невозможно не испытывать симпатии к неудержимому атаману, с другой - его поступки иногда просто обескураживают. Но финал его истории, хоть и совершенно невероятной, но не вымышленной, заставляет задуматься. Итаааак...

Экспедиция Алексеева-Дежнёва закончилась неоднозначно. С одной стороны вроде и цель похода – поиски большой реки Анадырь, успешно завершена, и казаки под командой Дежнёва отстроили на Анадыри острог и более-менее пришли в себя после тяжёлого путешествия. Но вести о себе подать не могли, в какую сторону двигаться дальше было не ясно.

Тем временем, богатые купцы готовили новые промышленные, а точнее военно-промышленные экспедиции дальше на восток. И очень кстати в Верхнеколымский острог из Якутска прибыл уже матёрый землепроходец Михаил Васильевич Стадухин. Он был одним из первооткрывателей Колымы, участник и организатор многих походов. Ещё летом 1647 года в Якутске Стадухин слышал от аборигенов о далёкой реке «Погыче», берега которой будто бы необычайно богаты пушниной. Казак заинтересовал этим известием якутского воеводу, тот немедленно снарядил Стадухина в поход и снарядил его отряд за казенный счёт. Однако в пути возникли неожиданные сложности, в Северном море льдами был затёрт коч, часть маршрута пришлось преодолеть пешком, была потеряна значительная часть снаряжения. Но своё главное сокровище Стадухин бережно хранил – наказную грамоту на реку «Погычу» от якутского воеводы.

Наказная грамота – это нечто вроде лицензии на сбор ясака, в которой обозначено место промысла и минимальные объёмы, которые собирающий обязан сдать в казну. Ну а также оговорены другие условия ведения промысла. Чтобы получить такую грамоту, требовалось идти на поклон к местному представителю власти. Ну и стоит ли говорить, что создавались некоторые возможности для коррупционных действий… Часто приказчики лоббировали интересы близких им промышленников, а жадным и непонятливым ставили препоны. И вот на Колыме появляется некий Стадухин, с готовым документом из вышестоящей инстанции, и требует выделить ему средства для проведения экспедиции, да в том числе исправный мореходный коч… На Колыме в то время как раз завёлся новый приказчик, звали его Василий Власьев, и он был твёрдо намерен получить от своей должности максимум. В общем, отношения приказчика Власьева и казака Стадухина не сложились сразу…

Получив отказ от чиновника, Стадухин берёт в долг у богатых купцов Сырьёва и Евдокимовых 90 писцовых шкур, и отправляет надёжного человека Расторгуева в Нижнеколымский острог, чтобы тот шкуры продал и закупил походный шмурдяк. Но по дороге стадухинский посланец попался на глаза приказчику Васильеву, который распорядился учинить Расторгуеву досмотр, и треть мехов изъял… Узнав об этом, Михаил Васильевич расстроился, но руки опускать не стал, а отреагировал на ситуацию со свойственной простому казаку смекалкой: поставил в узком месте реки Колымы лагерь, и раскулачивал всех плывущих мимо промышленников, отбирая то, что считал нужным и полезным для своего предприятия. Среди прочего, отнял мореходный коч у близкого приказчику Васильеву купца Коткина. Реквизиции проводил не просто так, а под расписку, мотивируя свой поступок необходимостью: видите, мол, документ официальный имею, стало быть дело государево делаю… И, что удивительно, его приём сработал. Во всяком случае, колымский приказчик не решился использовать силу, чтобы остановить казака и позднее совершённое самоуправство ему в вину не вменялось.

Целью похода в наказной грамоте была обозначена легендарная река «Погыча». Среди местных юкагирских племён муссировались слухи о несметных пушных богатствах этой реки, но где точно «Погыча» расположена, никто объяснить не мог, считалось, что строго на восток от Колымы. Вообще информация о важных событиях передавалась среди аборигенов из уст в уста на огромные расстояния и часто искажалась. Но есть подозрение, что лукавые юкагиры не просто так нахваливали русским казакам богатства Погычи. Дело в том, что сами юкагиры незадолго до этого были вытеснены пришлыми племенами воинственных коряков из северных районов Камчатки, где протекает река Пахача, которая по всем описаниям подходит под описание. Ну и, не имея своих сил, чтобы изгнать понаехавших восвояси, юкагиры могли рассчитывать сделать это руками казаков. Восток – дело тонкое, у каждого свой резон на уме. Даже если этот восток – дальний.

Страх и ненависть на Анадыре

Полностью снаряжённый и готовый в путь, Стадухин выступил во главе отряда из 30 человек. Сопровождаемая попутным ветром, экспедиция продвигалась на восток в течение семи дней, не опуская паруса. Заприметив дымки поселения, Михаил Васильевич высадил десант в составе двух опытных казаков, поставив им задачу взять языка из местных и разузнать, далеко ли отсюда до Погычи. Коряки охотно поведали, что такого гидронима в этих краях никто никогда не слыхал. Ну и заодно рассказали, что недавно в ту же сторону прошли семь русских кораблей (экспедиция Алексеева-Дежнёва), что два из них разбились и были разграблены, а остальные дальше пошли, наверно сгинули. Из полученных известий Стадухин сделал выводы: путь дальше на восток займёт гораздо больше времени, чем предполагалось и, так же, как его предшественники, был вынужден повернуть лыжи вспять и возвращаться в устье Колымы для зимовки и пополнения припасов.

Вернувшись в устье Колымы, стадухинцы обнаружили, что их зимовье занято другой группой казаков под руководством Семёна Моторы. Пришлось строить новое. Не теряя времени даром, Михаил Васильевич употребил оставшийся год на объясачивание окрестных аборигенов. Но и Семён Мотора даром время не терял, и более того, от одного разговорчивого юкагира Мотора вызнал сухопутную дорогу к реке Анадырь. И даже получил наказную грамоту на поход туда от приказчика Василия Власьева. Стадухин рассудил, что Анадырь это та самая Погыча и есть, он вообще был склонен широко трактовать свои полномочия из наказной грамоты. И начал открыто готовить экспедицию, с целью опередить Мотору, активно зазывал с собой желающих. С малым отрядом можно было бы передвигаться быстрее, но в случае вооружённого конфликта, как мы знаем, «бог на стороне больших батальонов». Охотники немедленно сыскались, среди них были и беглые казаки Василий Бугор и Ерофей Киселёв, каждый во главе небольшого отряда. Причём когда начальство Нижнеколымского острога попыталось арестовать Киселёва, Стадухин явился во главе вооружённого отряда и отбил своего попутчика у властей. На все претензии опять же отвечал: делаю государево дело, вот документ, так надо.

Оба отряда вышли в поход примерно одновременно. Стадухин немедленно принялся меряться с Моторой наказными грамотами, требуя чтобы конкурент ему подчинился. Тот отказывался. Ну а так как отряд Стадухина был больше, Моторе приходилось терпеть различные нападки: то нарту отнимут, то корм для собак, то ещё чего-нибудь важное. Дошло до того, что стадухинцы похитили Мотору и силой вынудил его подписать бумагу, что тот не будет вести промысел на Анадыри. Мотора бумагу подписал, но как только вернулся к своим, пошёл в отказ. Ну и как только наши друзья вышли в верховья Анадыри, от местных жителей узнали, что там уже поселились какие-то русские. Это были остатки экспедиции Семёна Дежнёва. Мотора и Дежнёв быстро нашли общий язык и объединили отряды, старшим признали Мотору. Стадухин же пошёл дальше по течению, явно недовольный ситуацией. Там он попытался вторично обложить ясаком анадырских юкагиров, с которых положенное уже получил Дежнёв. Но те платить отказались, мол, так не делается, молодой человек, вы что. Помните историю про князя Игоря и древлян? Стадухин истории не знал и вынужден был настаивать с применением силы. Но как раз к этому моменту подоспел Дежнёв, который верно угадал развитие ситуации и поспешил вдогонку за отрядом Стадухина. На глазах изумлённых юкагиров между казачьими руководителями разразился скандал. Стадухин потрясал грамотой от якутского воеводы, топал ножкой, требовал передать ему весь собранный ясак и полностью подчиниться. Чисто Кандализа Райс в лучшие годы. Дежнёв не уступал. Мол, мужчина, вас тут не стояло. Он с отрядом преодолел многие испытания и лишения, первым прибыл на Анадырь, построил острог, имеет соответствующие документы. А у вас что? Наказная грамота на Погычу? Ну так туда и ступайте. Желая разрядить конфликт, Дежнёв уговорил аборигенов выдать ещё немножко ясака, и когда их вождь протянул Дежнёву связку шкурок, Стадухин её выхватил и начал хлестать Дежнёва по лицу, оскорблять и унижать своего коллегу…

До вооружённого противостояния между русскими дело не дошло, но было близко. В итоге он и Дежнёв начали собирать ясак одновременно с одного и того же электората. Стадухин открыто применял террористические методы как по отношению к местному населению, так и против своих же соплеменников. По началу, он угрозами и силой переманивал дежнёвцев в свой отряд, затем напал на охотников из группы Моторы, посланных за продовольствием, отобрал у них всю добытую дичь и снаряжение, обрекая таким поступком земляков на голод. За несколько лет пребывания на Анадыри Дежнёв установил с местными полюбовные отношения. Ну насколько это возможно между колонизатором и аборигенами, ясак собирал умеренно и сильно не обижал. Стадухин же начал действовать ни в чём себя не ограничивая, попросту грабил коренных жителей. Юкагиры терпеть не стали, поначалу дали отпор, стоивший Стадухину 10 человек, одной шестой его отряда, а потом и вовсе снялись с места, и ушли туда, где никаких русских нет и не было.

Собирать ясак стало не с кого. К тому же результатом недальновидной и агрессивной политики Стадухина стало то, что из его отряда начали разбегаться люди. Даже самые отомороженные беглые казаки предпочитали за лучшее перейти в отряд Дежнёва-Моторы. И вот наш мятежный пассионарий был вынужден сняться с места и отправиться дальше на юг. Во главе поредевшей ватаги, договорившись с местным проводником, он перевалил через горы и вышел в северную часть полуострова Камчатки, на речку Пенжину. Оттуда в течение нескольких лет его отряд с боями продвигался вдоль берега Охотского моря с севера на юг до Охотского острога, куда он вышел летом 1657 года. К тому моменту в его отряде осталось всего 14 человек.

(Продолжение следует)

Показать полностью
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества,
пользователей — и читайте свои любимые темы в этой ленте.
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.
Отличная работа, все прочитано!