Dj.Wj

Dj.Wj

пикабушник
пол: мужской
поставил 3566 плюсов и 809 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 4 редактирования
9147 рейтинг 1119 комментариев 109 постов 17 в "горячем"
31

Небольшая находка в Терехово

Здравствуйте!

Вдогонку к.

Вот такой артефакт (из зала справедливо подсказали, что это не артефакт, поскольку артефакт сиречь "искусственно сделанное") был найден в отвале на месте дома 61 в деревне Терехово на территории Москвы. Никогда не думал, что это произойдёт со мной. Всегда, когда я читал в путеводителях "здесь периодически поднимают белемниты, аммониты и т.п." - я это понимал как "не беспокойся, пропусти это и читай дальше. Это для других".

Сколько я ходил по Москве, исследуя водные объекты (по работе) - Кунцево, Коломенское, Воробьёвы горы и прочие Крылатские - и ни разу ничего. И вдруг!

Вот и сейчас мне не верилось и я до последнего подозревал, что это спёкшаяся с породой недожжёная подошва - размер как раз такой, но специалисты подтвердили, что это-таки аммонит, живший в юрском периоде.

Небольшая находка в Терехово Терехово, Аммонит, Находка
7

Последняя деревня города Москвы в МКАД

Напуганный постами в фэйсбуках о бурном сносе деревни Терехово выехал, наконец, на место.

Деревня действительно сносится: если сравнивать нынешнюю ситуацию с космоснимками двухлетней давности, то около 10ти домов деревня лишилась и такими темпами будет окончательно стёрта с лица земли через 5-10 лет. Но при этом не сказал бы, что деревушка напоминает фронт противостояния местных жителей с городскими властями. Всё как везде плюс-минус. Ездит тяжёлая техника, общественный транспорт не заходит, перелески в деревне засраны, на дорогах кое-где лужи и асфальт. Жители на чеку, человек с фотоаппаратом вызывает у них настороженность (может, они канониты и негативно относятся к Nikon'у?).

Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост

дом с историей

Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост

Пожалуйста, не сносите Терехово.

Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост

Старое домовище.

Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост

Трансформаторная подстанция - весьма незаурядная для своего класса.

Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост

А этот дом раньше был окружён профнастилом, а теперь - рабицей. Весьма нехарактерная тенденция.

Последняя деревня города Москвы в МКАД Деревня, Терехово, Город, Москва, Снос, Урбанизация, Длиннопост
Показать полностью 24
11

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! ДОПОЛНЕНИЕ.

Здравствуйте!

4 июля здесь была опубликована статья о неподобающем качестве выкладываемых ГНИМА им. А.В. Щусева материалов на сайте Госкаталога. Причиной было названо жлобство. То что, ГНИМА скупо делится своими материалами - медицинский факт; что в подписях есть много фактических ошибок - тоже, но что касается подачи - поступили разъяснения из указанного музея.

По утверждению хранителя архива МинКульт от них требует бешеных темпов оцифровки материалов - 25 000 единиц в квартал при 30 сотрудниках и традиционной огромной нагрузке в виде посетителей и научной работы. При этом министерством не было выделено средств на подряд сторонних сил для оцифровки (как это сделали музеи вроде Эрмитажа) или расширения штата и покупки оборудования. С другой стороны, фонды не до конца описаны и для их оцифровки в авральном же режиме нужно параллельно проводить ещё одну фундаментальную работу по вводу в научный оборот невнесённых единиц. При таком раскладе выкладывать материалы "на уровне" не представляется возможным. Да и Госкаталог изначально затевался как закрытая система и не совсем понятно почему он открыт (возможно потому, что так проще отчитываться перед руководством). Впрочем, открыта не вся информация об экспонате.

Однако, у меня остался вопрос, почему такого качества материалы выкладывает только ГНИМА? - Видимо, музею особенно не повезло, ведь при нулевом дополнительном финансировании (т.е. за зарплату, а это значит, что к старой нагрузке прибавилась ещё такая же , если не больше) у них тем не менее высокий план.

Я сравнил некоторые музеи по выложенным на Госкаталоге единицам:


Эрмитаж - 382188

ГИМ - 309256

ГНИМА - 153235 (из около миллиона единиц хранения)

ГМИИ - 145395

Петропавловская крепость - 106313

Кунсткамера - 30821

Третьяковская галерея - 3205

ГРМ - 1173


Думается, числа не нуждаются в комментариях.


Таким образом, приношу свои извинения Музею, а претензии перенаправляю Министерству.

46

Новости наследия №12.

20 июня

"

Это город Старица Тверской области. Дом XVIII века.


Несколько месяцев назад Администрация района попыталась незаконно снести старейшее деревянное здание города на улице Вагжанова, включенное в список выявленных объектов культурного наследия. Тогда успели вмешаться историки и остановить уничтожение.


Потом дом попытались лишить статуса памятника. Сегодня его, вероятно, сожгли.

"

Новости наследия №12. Наследие, Краеведение, Пожар, Памятник, Деревянное зодчество, Тверская область, Длиннопост

26 июня, снова Тверская область:

"В Кимрах сгорел очередной исторический дом в стиле модерн на улице Парфенова"

Новости наследия №12. Наследие, Краеведение, Пожар, Памятник, Деревянное зодчество, Тверская область, Длиннопост
Новости наследия №12. Наследие, Краеведение, Пожар, Памятник, Деревянное зодчество, Тверская область, Длиннопост
Показать полностью 2
8

Новости наследия №11.

28 июня

В поселке Лев Толстой Липецкой области рухнула водонапорная башня конца XIX века, входившая в комплекс железнодорожной станции Астапово. На этой станции в 1910 году умер Лев Толстой, а комплекс сооружений является объектом культурного наследия регионального значения.


При обрушении башня задела вторую башню, которую, по мнению специалистов, возможно также "придётся разобрать по соображениям безопасности".

Новости наследия №11. Лев Толстой, Водонапорная башня, Липецкая область, Краеведение, ЧП, Длиннопост
Новости наследия №11. Лев Толстой, Водонапорная башня, Липецкая область, Краеведение, ЧП, Длиннопост

https://www.facebook.com/nanasledie/photos/pcb.2067237833380...

Сидя на диване в Москве сказать, конечно сложно, но, судя по фото, вторая башня не сильно пострадала.

Перед нами тот случай, когда типовое сооружение имело сверх своего небольшого историко-архитектурного значения ещё и мемориальное.

Показать полностью 1

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима!

Здравствуйте!

Не так давно на сайт Госкаталога Музей архитектуры (МуАр, ГНИМА им. А.В. Щусева) выложил очередную порцию фотографий из своих фондов.

Что ж! Дело хорошее! Всецело поддерживаю! Но давайте посмотрим, что из себя представляет музей архитектуры и что он выложил?

Музей архитектуры - это бездонная сокровищница всяких графических материалов, в том числе уникальных. Здесь архив Барановского, Давида, Некрасова, Барщевского и многих-многих других, им же несть числа! Фотографии, рисунки, чертежи, макеты, артефакты, документы по деревянному, кирпичному, каменному, русскому, итальянскому - всё что угодно! Редкий музей сравнится, разве что ИИМК.

И что он выложил?

Кривые, косые негативы, снятые на тапок

несколько примеров (подписи после картинок, извините, наши телефонозрители, логика повествования заставляет Вас сначала посмотреть, а потом почитать пояснения):

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! Жлобство, Даром, Музей, Архитектура, Длиннопост

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17555335

не могу разобрать - кэнон или никон? помогите. свой ответ, как говориться, пишите в комментарии.

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! Жлобство, Даром, Музей, Архитектура, Длиннопост

Архангельская область, Онежский район, с.Нижмозеро. Вид окрестностей.

а это когда тебя заставляют чем-то поделиться, но тебе не очень хочется и ты выбираешь какую нибудь х  ю.

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! Жлобство, Даром, Музей, Архитектура, Длиннопост

а вот, посмотрите какой замечательный архитектурный снимок. пользуйтесь на здоровье. Если б в каком-нибудь ресторане так подавали блюда, то этот ресторан бы очень скоро закрылся.

Ничего, что снимок смазан и немного не в фокусе - зато эту размытость можно рассмотреть поподробнее.

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! Жлобство, Даром, Музей, Архитектура, Длиннопост
Онежский район. Село Бережная Дубрава на реке Кене.

внимание! правильный ответ:

Плесецкий район, Село Бережная ДубрОва на реке Онеге.

ребята старались.

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! Жлобство, Даром, Музей, Архитектура, Длиннопост

это оригинальный размер, если что.

не жлобство, нет. показалось.

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! Жлобство, Даром, Музей, Архитектура, Длиннопост

Церковь Троицы Живоначальной. 1725-1727 гг., разобрана в 1940-х гг. Архангельская обл., Онежский р-н, д. Подпорожье (Медведевская). Церковь Троицы Живоначальной (?). 1725-1727 гг., разобрана в 1940-х гг. Общий вид храма с восточной стороны.

Вы видите? Музей архитектуры сомневается, что на негативе Троицкая церковь.

Действительно, вот (ниже) Троицкая церковь из его же, музейного собрания. Даже не архитектору видно, что церкви не похожи:

Что вы знаете о жлобстве? Ай, да Гнима! Жлобство, Даром, Музей, Архитектура, Длиннопост

наличие пристройки /придела/ с юга, отсутствие колокольни и зарослей, более лёгкие формы у второй церкви... У Некрасова, сделавшего этот снимок, он был подписан как "Подпорожье", но ещё 5 лет назад было выяснено, что это НАДпорожье /ныне Каргопольского района/ и эта информация была донесена тогдашнему руководителю фотофонда М.Г. Рогозиной.


Уважаемое руководство музея!


[Конечно же, я обращаюсь не к рядовым сотрудникам и даже не к начальникам отделов, половину которых я знаю - и это сплошь замечательные, преданные люди (других и быть не может на окладе в 8,5 тысяч - это не шутки), а к людям, принимающим решения.]


Что при предыдущем директоре (И.М. Коробьина), что при нынешнем (Е.С. Лихачёва) музей отличается завидным постоянством политики популяризации наследия - а именно максимальным скрытием информации. Как итог - переполненные в единственный день посещения залы, да в придачу по предварительной записи. Не знаю, к чему такая политика приведёт, но "спасиба сердечного" от русского народа дождаться будет трудно.


Для сравнения:

Рыбинский музей

О таких ресурсах, как https://pastvu.com/ и http://retromap.ru/ существующих исключительно на энтузиазме интересующихся, я вообще молчу


Возьми, Боже, что нам негоже!


Аминь.


Баянометр таких картинок в жизни не видал.

Показать полностью 6
14

Малоизвестный памятник XVII века

Всем здравствовать!

В начале мая заехали мы посмотреть один памятник с уникальным фресковым иконостасом. От архитектуры ничего особенного не ожидали, но на месте оказалось нечто гораздо более любопытное - настолько, что я взялся выяснить историческую часть и попытаться восстановить образ доживающей дни церкви.

Итак, речь идёт о Троицкой церкви села Троицкого Некрасовского района Ярославской области.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Вот в таком виде она предстала перед нами. Казалось бы, что в этой руине может заинтересовать? Ещё и не такое видали. Обо всём по порядку.


Узнали о храме мы здесь: http://sobory.ru/article/?object=22131


Самые ранние сведения относятся в самому началу XIX века, когда на храме меняли крышу - из тяжбы с помещицей, отказавшейся платить за тёс. В 1820-х опять ремонт крыши, на рубеже XIX и ХХ вв. пристроили с севера Успенский придел. - Вот и все достоверные источники. В 1937 храм взрывали, видимо тогда и рухнули своды с завершением. Позже в храме была керосиновая лавка, которая по рассказам местных, сгорела или даже взорвалась. Уже в 2004-м, на Троицу, рухнула колокольня. Старые снимки у местных были, но затерялись или даже уничтожены. Самые ранние сохранившиеся датируются 1940-ми и малоинформативны. Есть весьма неплохие снимки 1970-х, но на них храм уже в нынешнем виде (кроме колокольни и ещё не так сильно разрушен декор). Храму не посвящено ни одной монографии, статьи и даже упоминания. Скупые сведения о нём найдены только в ГАЯО и ГИИ.

Фото 1975 года от Г. и А. Жужжиловых
Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Первое, что поражает - размеры храма: порядка 21х21 м (10х10 саженей). Такие размеры далеко не каждый городской и монастырский собор имеет, не говоря уже о сельской церкви. Эффектно стоящий на вершине коренного берега, он возвышается над наиболее удалёнными домами на 10-15 м. Вечером, когда спускающийся туман заполняет долину реки Матуговки, храм как бы парит над всем.

Остальные особенности уже не так бросаются в глаза, их нужно выискивать.

Так, при обходе храма нами была замечена чудовищная асимметрия восточного фасада. Апсиды жили своей жизнью - они не образовывали симметричную композицию и не "бились" со стеной. Чтобы ответить на вопрос, чем бы это может быть вызвано, нами была составлена схема плана. И уже дома, проводя ту самую, ставшую притчей во языцех, диванную экспертизу, удалось обнаружить поразительное сходство плана нашего храма с планом Успенского собора Ярославля.

Слева Троицкая церковь, справа - Успенский собор Ярославля, приведённые к одному масштабу.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Впрочем, это не единственное, хотя и самое убедительное совпадение. Сдвоенный придел мы можем видеть у церкви Илии Пророка в Ярославле (1647-1650 гг.), Вознесения в Великом Устюге (1648, ярославские мастера) и у собора Благовещения в Сольвычегодске (1560; придел поздний); а столь явно выраженную асимметрию  - у церкви Антипы на Колымажном дворе (1530) в Москве. Да существуют ещё несколько двухапсидных храмов - церковь Благовещения (1638-1644) Антониево-Сийского монастыря, церковь Трёх Святителей на Кулишках в Москве (1670-1674), церковь Николы Золотой Крест в Вологде (1675) и другие.

К сожалению, нам неизвестно, к какому времени относился план ярославского Успенского собора, но в любом случае, это XVII век - или 1642, или 1660 гг. Конечно, возможно, что и ярославский собор и Троицкий храм восходят к какой-то третьей постройке, например, собору XVI века, который не был разобран до конца и использовался как казначейская палатка и колокольня вплоть до 1660 г., когда был окончательно разобран. Семантическая связь Троицкого с Ярославлем совершенно очевидна, а ясности в дату постройки пока не внесла.


Интересно также попутно отметить факт, доселе не отмечавшийся, а именно: такая же связь очевидно имеется у Троицкой церкви Аристова Ярославского района с ярославским Успенским собором: у аристовской церкви (1679-1681) точно такой же абрис апсид, как и у собора. Плана нет, но судя по фотографиям, он повторяет план апсид собора не схематично, а буквально. И это при том, что церковь построена московскими мастерами судя по архитектурным решениям.

Восточный фасад Успенского собора в Ярославле (1660-1664 гг.).

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Затрудняюсь ответить, чем приглянулось такое своеобразие апсид, но факт налицо.


Третьей особенностью, как и вообще ярославской школы зодчества является непонятное помещение над сводами алтаря - "тайник". Ещё в путеводителе 1859 года указано, что там прятались местные в Смуту. Строительство храма до 1610-х, конечно, прекрасно объяснило бы, почему о нём никаких данных не сохранилось. Это предположение не является фантастическим - быть может, перед нами программное произведение, определившее развитие местной школы на целое столетие - почему нет?

Схема разреза Троицкой церкви по южной апсиде, разрез церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1656) и возможный прообраз - московский Успенский собор 1485-1489 гг.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Такие помещения известны у ещё нескольких ярославских памятников, но по описаниям; чертежей найти не удалось.


Придел более чем на половину разрушен, но можно утверждать две вещи: что он был равной высоты с основным храмом и что он снаружи никак не выделялся из объёма - ни объёмно, ни декоративно. Такое решение придела роднит Троицкий храм с редкими незаурядными постройками того времени - Теремными церквями (нынешний вид получили в 1680 г., когда три домовых церкви были накрыты единой кровлей и триединым завершением), сдвоенными церквями Чудова монастыря (1680-1686) и Приказов (1675-1680). Из ярославских построек ближайшим аналогом можно назвать только церковь Иоанна Предтечи что в Толковой слободе (1671-1687), у которой приделы одной высоты с основным объёмом - "подведены под один карниз". Пожалуй, всё.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, 1671-1687

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Наконец, характерными деталями архитектуры, выдающими Ярославское происхождение памятника, являются его на равное деление стен на простенки (принесённое итальянцами и впервые применённое ими в Успенском соборе Кремля) и композиция (вытянутый по продольной оси храм без трапезной с галереей и приставной колокольней).


Теперь перейдём к деталям.


Декоративного убранства сохранилось тоже немного, но кое-что сказать можно.


Ложные закомары.

Профиль закомар - первое, что мне показалось знакомым. Действительно, точно такой же профиль можно видеть на церкви Рождества Христова в Ярославле (1635-1644)

слева - церковь Рождества Христова, справа - Троицкая церковь (всё что осталось от северного фасада)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

или в виде схемы для наглядности:

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Схема совпадает почти полностью, пропорции, насколько можно судить - тоже.


Но есть у церкви и загадка. Почти посередине восточного фасада проходит шов (ровная трещина?), к югу и северу от которой наружняя бровка закомар решена по-разному. Конструктивно, но не архитектурно, т.е. объём тот же, под штукатуркой не видно, а кладка внутри другая.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Как видите, на южных закомарах кирпичи наружной дуги обращены ложками к центру, а на северных - постелью. Вызвано это, по-видимому, работой двух бригад. Но как объяснить трещину-шов? Единственный ответ - бригады не перевязывали свои кладки, отчего они и расходятся, но как такое можно допустить?!

Шов-Трещина эта в таком виде с 1970, не расходится, так что вряд ли её можно объяснить неравномерной усадкой более чем трёхсотлетнего здания. Видимо, она раскрылась от сотрясения взрыва.

Восточный фасад

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

изразцовый пояс

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Яркой особенностью являются изразцы.

Изразец, найденный у восточной стены Троицкой церкви и изразец из колокольни церкви Николы Явленного на Арбате (1680-е, Москва)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Изразец с южного фасада Троицкой церкви и изразец из палат Бутурлина (1660-е, Москва)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Аналогичные последнему приведённому изразцу - птице-"обёртышу" есть и в Ярославле, но все они по отношению к Троицкому зеркально отражены. По утверждению С.И. Барановой, такие изразцы появились в конце 1670-х в Подмосковном Измайлово (теперь Москва) и быстро стали модными, в 1690-х уже "сойдя со сцены". Открыт вопрос, вставлены ли изразцы при строительстве или позже? Кладка сильно разрушена, но я всё же склоняюсь к мысли, что изразцы "родные" и тогда можно датировать постройку 1680-ми годами.


Последней архитектурной деталью, которой удалось найти аналог - остатки срубленного кокошника на северном приделе.

Надо сказать, что набор обломов не был велик и поэтому все пользовались примерно одними и теми же. Но есть целая туча тонкостей. Во-первых, это пропорции, во-вторых - особенности формы лекальных кирпичей: у одних полочка побольше, у других - поменьше, у одних выемка представляет из себя ровно четверть валика, у других - произвольный сегмент круга; у одних валик - полукруг, у других приплюснутое нечто... На фоне этих особенностей архитектурные решения не выглядят столь яркими. Но всё же. В Ярославле ничего подобного найти не удалось. Выручила Москва - уже знакомый нам по изразцу дом Бутурлина, 1660-е. Совпадение не такое, как у закомар и фриза с церковью Рождества Христова, но ближе ничего найти не получилось. Набор обломов, их форма, пропорции и рисунок дуги кокошника, даже утопленность тимпана относительно поля стены - всё один к одному. Но и разница весьма существенна: наличие килевидного очелья и меньшая высота у "бутурлинского" кокошника.

Слева - Троицкая церковь, справа - палаты Бутурлина.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

В виде схемы:

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Собственно, то, ради чего мы сюда приехали - фресковый иконостас - уже заслуживает пристального внимания к памятнику, но ... Россия такая страна, где с одной стороны памятников старины полно, а с другой отношение к ним, мягко скажем, не слишком рачительное. Таких иконостасов известно немного, вряд ли более десятка наберётся. На слуху ростовские - в церквях Исидора Блаженного на Валах, Воскресения (1670-е), Спаса на Сенях (1675) и Григория Богослова (1683); нам ещё удалось добавить к этим иконостас Спасской церкви Николо-Заболотье (1682 или 1690?) и Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле (1689, снесена). Как можно видеть, все иконостасы примерно одного времени и связаны с именем Ростовского митрополита Ионы, отстроившего в числе прочего себе шикарную резиденцию, известную ныне под наименованием "Ростовский Кремль".

Фреска "Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот" (атрибуция А.В. Суворова)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Любопытная деталь: пазы под тябловый иконостас у храма имеются, они "родные", поскольку укрыты той же штукатуркой, что и иконостас. Видимо, мастер построил храм, предусмотрев по привычке возведение иконостаса, но у заказчика были другие виды на восточную стену. Позже, впрочем фрески были закрыты привычным иконостасом, о чём говорят гвозди, вбитые в кладку - ими он и был прибит. В советское время, в 1937 г., по рассказам местных, из икон был сделан свинарник, сгоревший через несколько дней. Видимо, тогда же был разобран и каркас иконостаса.


Таким образом, можно утверждать, что перед нами памятник XVII века (а не XVIII, как считает Департамент культурного наследия Ярославской области), построенный ярославскими мастерами, расписанный ростовскими и украшенный - московскими. Время строительства в промежутке между 1600 и 1690-ми гг. - скорее всего, 1680е годы. Памятник незаурядный, восходит к кафедральному собору Ярославля и по оригинальности не уступает самым передовым образцам того времени, включая даже дворцовые постройки - такое мог позволить себе только уверенный в своих силах заказчик - боярин, митрополит, царь. Примечательно, что второй по значению придел - "одесную" главного - посвящён Трём Святителям - митрополитам московским Петре, Ионе и Алексею. Нам известно, что одним из владельцев села в XVII веке был Пётр, митрополитом Ростовским и Ярославским - Иона, а царём - Алексей.


Продолжение следует! Впереди работа в архивах и обмеры!

Показать полностью 15
17

Новости наследия. Выпуск 10. Как отмыть 265 миллионов.

Сообщение из Вологды:

"

Видео дня: администрация города отмывает 265 миллионов на бетонной набережной. Как сообщают очевидцы, на данный момент осталось 0 р.
Напомним: утром на бетонной набережной вблизи Красного моста появилась огромная надпись со стоимостью контракта берегоукрепления 265 181 410 рублей."

Новости наследия. Выпуск 10. Как отмыть 265 миллионов. Вологда, Коррупция, Набережная, Юмор

Видео отмыва можно посмотреть на САЙТЕ.

Отличная работа, все прочитано!