Скачешь на коне по небосклону, Светел лик и ярок твой шелом, Освещаешь божие просторы. Наш тебе поклон!
Воды согреваешь ты живые, И озёр живительный раздол. Князь бессмертный, Истины посыльный. Наш тебе поклон!
Землю отбиваешь ты у ночи - Попран мрак и отступает сон! Будишь рост внутри стеблей и почек. Наш тебе поклон!
Стережешь Свароговы законы, Сил нечистых разгоняешь сонм. Света белого ты ясная основа - Наш тебе поклон!
Жатву пышную скорей, скорей пошли нам, Хлеба полон ток, и счастья - дом! Боже дай нам радости и силы! Наш тебе поклон!
2025
P.S.
Данный текст — не более чем игра слов, смыслов и отсылокк древним (Яшт 6, ("Хуршед-яшт") Авесты), средневековым (славянский вариант перевода "Хроники" Иоана Малалы) и научным ("Зороастрийцы. Верования и обычаи" Мэри Бойс, "Язычество восточных славян накануне крещения Руси" Михаил Васильев) текстам. Даже сюжет гипотетический и почти фантастический — если бы скифы, анты и соседствующие славяне приняли зороастризм — остаётся лишь умственной игрой, никто из перечисленных как народ-зороастриец науке не известен. Научный взгляд естественным образом вытесняет идолов, но поиск истины остаётся вечным. Ведь в итоге: «... познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Иллюстрацию мне составил тандем Шедеврума и ChatGPT. По-моему, они отлично попали в иранскую стилистику, а зеленоватый цвет неба придает даже какой-то особой флер иных миров :)
Здравствуйте, любители мифологических монстров. Сегодня у нас особенно интересный и жутковатый рассказ - о "педагогическом" фольклоре древней Чехии.
Признавайтесь: у каждого в детстве были страхи, в возникновении которых были тем или иным образом виноваты родители. У меня, например была Лень в виде призрака в белом одеянии, из мультика, который призывал детей не лениться. У других - Бабайка, Баба Яга и дядя милиционер. У кого-то возможно даже Укрут и старуха Буроба. Однако чешские родители поразили меня своим больной фантазией.
Дело в том, что у чешских пугал было, так сказать, разделение труда. То есть они не приходили когда ребёнок просто плохо себя ведёт - проступок должен быть конкретным.
Если ребёнок любит появляться в постели:
Начнём с относительно безобидного: Если ребёнок - "сова" и поздно встаёт, для таких детей в доме заводится Постельничек. Этот проказливый домашний дух подбирается к спящим детям и щекочет их, пока они не проснутся.
Как по мне, этот Постельничек совсем не опасный и в чем-то милый персонаж.
Если ребёнок не хочет молиться
"Молись и кайся" - Немодленка
Представьте себе ситуацию: в религиозное семье ребёнок решает стать атеистом и перестаёт молиться. В таких случаях древние чехи сочинили себе помощника - Немодленку. Если верить описанию, Немодленка подписала контракт с католической церковью, и если ребёнок не молится перед сном, его забирает этот религиозный фанатик из мира монстров.
Ребёнок не хочет мыть ноги
Это вообще шедевр: если ребёнок утверждает что мыл ноги, а они покрыты десятисантиметровым слоем грязи, то значит рано или поздно его к ним явится маньячка по имени Шкрабиножка. Ну или её мужской аналог Пуцноха. И начнёт считать ему грязь острыми лезвиями. Уверяю вас, это травмоопасно. Не повторяйте это ни на ком.
Ребёнок не вытер ноги после купания
Простите, что скриншот, просто не хочет скачиваться картинка
Ещё больший шедевр для приучению детей к гигиене: жуткая старуха Кордула (можно ещё называть её Пани Хахла). Когда дети купаются в реке, за ними из камышей наблюдает эта самая Кордула. При этом она не является водным духом, и следя за купающимися, она высматривает, кто не вытер ноги.
Угадайте что она с ними творит? Правильно, царапает им лезвиями ноги! У них, в Чехии, что ли мания мыть и выбирать ноги ножами?
Ребёнок гуляет поздно вечером.
Приятно познакомиться - Клеканице. Старуха, бегающая вечерами по Чехии. В руках у неё колокольчик, которым она приманивает к себе детишек. Дело в том, что в чешском языке слово "Klekáni" означает церковную вечернюю службу. По некоторым данным, обитает она в башне.
Так что, когда будете говорить ребёнку об опасности чужих дядь и тёть, скажите что опасно не только брать у них конфеты, но идти к странного вида старушка на звон колокольчика.
Он – древний славянский полубог, посланник небес, который никогда не говорит, а лишь тихо улыбается, наблюдая за твоей судьбой. Высокий седобородый старик в льняной одежде, вокруг головы которого сияют 12 или даже 16 огненных глаз, охраняющих каждый чертог жизни.
Ночью Ховала – исцеляющий свет. Он очищает душу, избавляет от дурных мыслей и привычек. Люди, увидевшие его в темноте, нередко начинали жить лучше.
Днём же это – мрачный суд. Его глаза становятся роковыми: они высасывают силу, могут испепелить дерево или камень. Оставшиеся безнадёжными после многократных предупреждений грешники исчезают мучительно и навсегда.
Он не говорит, не торопится, но ничто не уходит от его взора. Даже пожилого незнакомца видели как символическое проявление Ховалы – заслуживающего уважения и осторожности.
Ховала – образ древней справедливости, который приходит к каждому своевременно. Сначала предупреждает. Если человек не меняется – приходит возмездие.
Продолжаю серию постов, знакомящую вас с персонажами будущей настольной игрой Легенды Предков
Медведко – богатырь-полузверь и герой предательства.
В славянских былинах и сказках сохранился необычный персонаж – Медведко. Он не просто богатырь, а сын девушки по имени Репка и медведя – царя леса. От пояса он человек, а до пояса - медведь. В одних версиях его тело покрыто медвежьей шерстью, в других – у него только одно медвежье ухо. Это существо – воплощение границы между природным и человеческим, между инстинктом и волей.
Несмотря на свою звериную природу, Медведко – храбрый воин, выступающий наравне с другими богатырями: Горыней, Дубыней и Усыней. Вместе они сражаются с Бабой-Ягой, побеждают её в избушке на курьих ножках, а затем отправляются в Подземное царство, куда та сбежала, утащив трёх царевен.
По канонам мифологического сюжета, спуск в Подземелье – это всегда испытание, связанное со смертью и возможным возрождением. Герой, который спускается туда добровольно, получает шанс вернуться обновлённым. Так и Медведко: он находит царевен, но по дороге обратно сталкивается с предательством. Его товарищ Дубыня перерубает верёвку, по которой тот должен был подняться, надеясь самому получить невесту.
Но Медведко не погибает. Его спасает чудесная Нагай-птица. Великаны-богатыри в страхе разбегаются, а Медведко возвращается – и именно он женится, заслужив это не силой, а верностью и стойкостью.
Это удивительный пример героя с двойственным происхождением, которого предают свои, но спасает природа. Он не мстит, не карает, а просто продолжает жить – мудрее, сильнее, цельнее.
(стихотворение-размышление на тему образа одного из самых архаических богатырей русского эпоса: неприветливого, тяжелого, полного пугающей силы, но все-таки обреченного)
Всё проходит,
И я отступаю.
Жить теперь мне, наверно, в легендах.
Время тянется серою лентой,
Разрываясь…
Костры угасают,
Неизбежно
Их ныне сменяют.
Свечи в храмах
Великолепных…
Все равно будут "многая лета"
Жечь и резать, богатства стяжая.
Слушай, слушай, Илия-крестьянин:
Время тащит с собой изменения
И теснит на задворки творения
Нас, пугающе древних созданий.
Будут прокляты в будущем дальнем,
Алтари моих предков и жертвы,
Но и нового тоже адепты!..
Выдыхаю.
Молчу.
Умолкаю...
(автор в правом нижнем углу, если я правильно понял)
P.S.
"Илия-крестьянин" - это дань традиции былинного эпоса. Сам я склонен видеть в Илье Муромце, как минимум человека воинского сословия, а как максимум - персонажа почти потустороннего и возможно такого же архаичного, как и сам Святогор. Не зря Святогор вдыхает в Илью силу в два вдоха, а третий (смертельный) пропускает: ни дать ни взять сам неугомонный Гильгамеш, на две трети бог. Но это уже совсем другая история...
С этого дня постараюсь раз в неделю публиковать по одному случайному персонажу из готовящейся карточной дуэли. Цель - знакомство аудитории со славянской культурой и повышение интереса к будущей игре.
Прекрасная и грозная тень славянских лесов.
А также мой любимый персонаж
Представьте, что вы идете по опушке леса на закате или вдоль тихой реки в лунную ночь. И вдруг видите неземной красоты девушку: юную, с длинными, как водоросли, зелеными волосами, бледную, в белом или вовсе без одежды. Она может петь чарующую песню или просто смотреть на вас загадочным взглядом. Это Мавка – один из самых известных и трагичных персонажей восточнославянского, особенно украинского, фольклора. Но будьте осторожны: эта красота смертельно опасна.
Мавка – не просто лесной или водяной дух. Она – душа, не нашедшая покоя. Чаще всего это души младенцев, умерших до крещения, девушек, ушедших из жизни до свадьбы, или самоубийц. Они не попали ни в рай, ни в ад, застряв между мирами живых и мертвых. Эта неупокоенность и тоска по несостоявшейся жизни делают их сущность двойственной: притягательной и губительной.
Ее главная отличительная черта – прозрачная спина. Если вам удастся заглянуть ей за спину, вы посмотрите сквозь нее, как сквозь чистую воду или стекло – верный признак, что перед вами не живая девушка, а призрак. Своей неземной красотой и пением Мавки заманивают людей, особенно молодых парней, в глушь леса или к коварным омутам. Цель их проста и страшна: защекотать до смерти или утащить на дно, возможно, пытаясь обрести покой или найти замену своей потерянной жизни.
Хотя Мавку часто путают с русалкой, между ними есть ключевая разница. Русалка может быть духом самой природы, а Мавка – обязательно душа трагически погибшего человека. Она куда опаснее и целенаправленнее в своей мстительности. От добрых духов природы – берегинь или южнославянских вил – ее отличает именно это мрачное происхождение и враждебность. Она не хранительница места, а вечная скиталица, несущая в себе боль неосуществленной судьбы.
Образ Мавки, полный печали и рокового очарования, часто встречается в украинских сказках, песнях и легендах. А благодаря знаменитой пьесе Леси Украинки "Лесная песня" эта загадочная и страдающая душа лесов и вод стала символом не только славянской мифологии, но и вечной тоски по утраченному и невозвратному. Встреча с Мавкой – это всегда встреча с красотой, за которой скрывается холод небытия и неупокоенная душа.
Изображение нарисовано реальным художником специально для проекта. Не ищите здесь нейросеть.
Вы вот думали, что покемоны – это какие-то там восточные карманные монстры? А я вам нашла славянского покемона! Обратите внимание на него:
Мэджикарп – условно бесполезный покемон с вечно раскрытым ртом. Вроде бы где-то во вселенной покемонов их даже и едят. Но стоит ему эволюционировать, все сразу разбегутся. Мэджикарп становится Гиарадосом, злобным покемоном, воплощающим агрессию как таковую.
В покевики говорится, что прообраз Мэджикарпа и Гиарадоса находится в некой китайской легенде, согласно которой перепрыгнувший некие Драконьи ворота карп становится драконом.
Но при чём тут твоя славистика, el.melahel, спросите вы, и будете правы. А я нашла, при чём она! Совершенно внезапно нашла.
Так вот. Есть в Сербии река Велика Морава. В Поморавье, естественно, живут люди, а в районе города Пожаревац и близлежащих поселений есть интересные местные верования.
Во-первых, в Мораве водится много карпов. Это не верование, а факт. :) Во-вторых, у южных славян есть общеизвестное демоническое существо “змай” (буквально “змей”, но так же этим словом обозначаются и существа, которые по-русски называются драконами. Ну и Змей Горыныч туда же).
И вот в этом районе существует поверье, что змаем становится карп, который прожил сорок лет. После достижения этого возраста карп становится золотым и вылетает из реки. В отличие от Гиарадоса, змай не особенно опасен, но может доставлять неприятности. Впрочем, приятности тоже. Но лучше, конечно, со всякими там мифологическими существами не пересекаться.
При необходимости, наверное, в каталоге Берёзкина тоже можно найти похожие сюжеты. Не обязательно про карпа, а вообще, удобная штука, чтобы посмотреть, где зарегистрированы те или иные мотивы.