Сообщество - Славянская мифология и сказки

Славянская мифология и сказки

499 постов 3 596 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

3

Марья-искусница. Часть 2

В этой части мы рассмотрим интересный культурный феномен — образ солдата в русских сказках и его связь с историческими реформами Петра I, традициями рекрутских наборов и особым «солдатским культом», который сформировался в русской культуре.


Теперь поговорим о солдате, напишу не много, но даже этой информации будет достаточно.

Образ солдата в сказке довольно частый, но это уже волна сказок, которые появлялись ближе к нашему времени, скорее всего век 18-й будет, так как в это время Пётр Первый проводит военную реформу и пожизненный срок солдатской службы сокращается до 25 лет. Само собой, это тоже не мало, можно сказать, что самая продуктивная часть жизни мужчины. Поэтому начинает формироваться солдатский культ со своими традициями и обрядами. Солдат становится сакральной фигурой.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

После реформы Петра, во все деревни отправлялась директива кто и сколько должен будет предоставить рекрутов, а дальше уже всё решали сами местные жители. Как правило, деревенский совет определял, какой дом какого сына должен будет отдать на службу, и чтобы такого человека было видно сразу, то он «помечался» определённым образом. На пиджак прикреплялась ленточка или на кепку цветок (помашем рукой Ивану Бровкину).

постер к фильму "Иван Бровкин на целине"

постер к фильму "Иван Бровкин на целине"

Эта традиция ещё очень долго жила в народе. Далее такой «избранный» жил обычной жизнью, как и все остальные в деревне, пока не приходило время жеребьёвки. Все кандидаты в рекруты отправлялись в ту деревню, где был так сказать военкомат и проходили там отбор по результатам которой выносилось окончательное решение, кому служить, а кто уже домой спокойно пойдёт. Вот кому выпало такое «счастье» как служба, возвращался домой, но начинал готовиться. Во-первых, он освобождался от всей работы, мог ни в чём никому не помогать, а вместо этого гулять по деревне и балагурить, им прощалось всё. Обязательно покупалась новая одежда, а перед уходом совершался ряд обрядов, которые были очень похожи на похоронные, так как человек менял свой статус. Он теперь не такой же житель деревни, как все, а переходил в другой статус и покидал свой род. Кстати частичка «крут» на этот переходной статус парня и указывал. Солдат становился частью другого мира, можно сказать, что из мира яви, где жили все обычные обитатели, переходил в мир нави, где общался со всеми теми персонажами, которых мы называем сказочными.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Музыкальный инструмент, попадающий в руки солдату, так же приобретает магический флёр. Обратите внимание, что гусли в царстве морского царя слушаются именно его.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"


Изучение традиционной одежды и головных уборов позволяет глубже понять мировоззрение наших предков, их представления о сакральном и обыденном, о связи человека с природой и высшими силами. Каждый элемент народного костюма — будь то вышивка на рубахе, узор на кокошнике или особый покрой одежды — несёт в себе глубокий символический смысл.

Рассмотренные образы и традиции показывают, как тесно переплетались в народной культуре повседневная жизнь и сакральные представления. Одежда выступала не просто средством защиты от непогоды, но и своеобразным оберегом, символом перехода из одного статуса в другой, отражением принадлежности к определённому социальному слою или возрастной группе.

Анализ фольклорных образов (например, солдата) в контексте исторических реформ демонстрирует, как реальные исторические события находили отражение в народной культуре и трансформировались в устойчивые культурные архетипы.

Таким образом, традиционная одежда и головные уборы — это не просто предметы материальной культуры, а важные символы, позволяющие лучше понять самобытность и глубину русской народной традиции.

Показать полностью 4
6

Марья-искусница. Часть 1

Разбор фильмов. В этот раз для разбора взят фильм «Марья-искусница»

В глубинах народной культуры и фольклора скрывается множество удивительных артефактов и образов, отражающих мировоззрение, традиции и верования наших предков. Одежда и головные уборы в традиционной культуре были не просто предметами быта — они несли глубокий сакральный смысл, отражали социальный статус человека и его место в системе мироустройства.

В данном материале мы погрузимся в мир старинных русских головных уборов и одежды, рассмотрим их символическое значение и связь с культурными традициями. На примере известных советских фильмов-сказок мы увидим, как элементы традиционной одежды воплощают древние представления о мире, семье и сакральных символах.

Особое внимание будет уделено таким знаковым предметам, как Каргопольский однорогий кокошник — один из самых сложных и архаичных женских головных уборов, а также традиционной русской одежде — косовороткам, портам и поясам, которые несли в себе обережную функцию.

Кроме того, мы рассмотрим интересный культурный феномен — образ солдата в русских сказках и его связь с историческими реформами Петра I, традициями рекрутских наборов и особым «солдатским культом», который сформировался в русской культуре.


Про девичьи головные уборы я уже упомянула в «Морозко», поэтому поговорим о женских уборах. Тем более что в этом фильме мы можем увидеть один из самых красивых и фантастических кокошников — Каргопольский однорогий кокошник. Кстати, он не бутафорский или имитация традиционного головного убора, а самый настоящий. Не знаю, где его нашла команда Роу, но факт, нашли.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Это один из древних архаичных головных уборов очень сложной формы. Кстати, именно по сложности конструкции убора можно определить его древность. Чем время ближе к нам, тем проще. В нашей экспозиции тоже есть такой головной убор, и я помню сколько раз его собирали и разбирали, чтобы, в конце концов, получился именно тот кокошник, какой должен быть. Косяки в нём всё равно остались, но видать то мы такие специалисты.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

В этом головном уборе в вышивке всегда использовалось очень много речного жемчуга, практически все свободные места им расшивались. К этому ещё добавьте чёлку. В фильме у Марьи на кокошнике просто жемчужная сеточка, а были варианты убора именно с чёлкой, которая набиралась из самого мелкого жемчуга и состояла из 5 (!) рядов. По весу такой кокошник выходил в пару кило.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Носили его женщины, которые только-только вышли замуж и ещё не родили ребёнка. Вся вышивка по кокошнику носила сакральный характер и была направлена на выполнение первичной задачи женщины, кстати, её теперь все называли «молодуха» (так называлась женщина до рождения первого ребёнка и продолжала так зваться, если у неё рождался первым мальчик). Если вы ещё не посмотрели «Марью», то при просмотре обратите внимание, что в центральной части прямо по центру можно увидеть странный узор. Круг с жемчужиной в центре, это солярный символ солнца, к тому же сама молодуха, как и невеста, тоже была символом этого солнца, символом новой жизни, которая должна будет прийти в наш мир. Вокруг этого солярного символа непонятная аморфная форма и она символизирует собой лягушку. Лягушка была очень уважаема нашими предками и символизировала собой плодородие (снова передаём привет Царевне Лягушке). На подзатыльнике вышивались птицы, которые были символом семьи, это одно из значений (птицы самый распространённый символ не только на Руси, но и по всей планете и значения везде одинаковые).

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

В фильме Марья продолжает ходить в Каргопольском кокошнике, в реале такого бы не было, так как у неё уже есть ребёнок и при этом достаточно взрослый. Правда, если бы к Марье кто-нибудь решил обратиться, но, не знал её имени, мог бы назвать её молодухой.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Ещё хочу добавить «инфу» по мужской одежде, забыла об этом написать в «Морозко», напишу тут. Из-за того, что в основе своей она значительно проигрывает женской, то информация о ней стала теряться во времени и сейчас мы владеем только жалкими крохами. Если насчёт портов всё понятно — мужские штаны, очень удобные в носке с гарантией, что никогда не треснут в промежности, как современные. Это было благодаря вставке между штанин. То вот рубашка всё равно оставляет много вопросом, это я про узоры вышивки. Если и есть информация о ней, то пока у нас нет доступа к ней. Все современные источники либо за уши притянуты, либо вбросовые, не верю ни одному. Что же можно рассказать о мужской рубахе? В обоих фильмах они схожи, косой ворот (поэтому рубашка и называлась косоворотка) указывает на то, что на Руси уже есть христианство и функция у воротника была практичная, чтобы крестик не выпадал. Вышивка — и мужские и женские рубахи расшивались в одних и тех же местах: манжеты, плечи, воротник, подол и подпоясывались обязательно поясом. Вся вышивка и пояс несли в себе обережную функцию. Кстати, в «Морозко», учтите, что это чисто моё мнение и я могу ошибаться, Иван, когда из дому уходил, должен был быть в рубахе с красной вышивкой, так как он уходил в неизвестность и его могло ждать всё что угодно. И ещё, мужские рубахи ВСЕГДА вышивались только матерями, так как магию крови никто не отменял. Мать и ребёнок всегда были связаны общей кровью, жена, при всех совершённых обрядах и ритуалах всё равно оставалась посторонним человеком, но когда у жены появлялся ребёнок, она могла творить «обережную магию» для него.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Так, всё, уже много понаписала, а даже ещё не затронула тему солдата, она тоже не менее интересная и увлекательная, но об этом потом, а пока смотрим «Кащея» с той информацией, что у вас уже имеется. Кстати, вы посмотрели «Морозко» 20-го года? Если нет, то смотрите, очень интересно и там можно увидеть ещё два женских головных убора не менее интересных.

кадр из фильма "Морозко" (1924г.)

кадр из фильма "Морозко" (1924г.)

Показать полностью 7
10

За тридевять земель – это куда

Когда князь Гвидон решил жениться, он посетовал Лебеди, «что готов душою страстной за царевною прекрасной он пешком идти отсель хоть за тридевять земель». Одержимость князя связать себя брачными узами, надо полагать, связаны с достижением пубертатного возраста и вполне естественна.

Более интересны координаты сказочного «за тридевять земель». Это куда он идти-то собирался?

Числительное «тридевять» (назовём его пока числительным) символизирует несметное множество километров, неспроста выражение используется во множественном числе. Тридевять земель – эдакий эталон удалённости, придуманный русским народом.

Но есть исследователи, которые считают, что «тридевять» – это конкретное число. Они связывают его с одновременным существованием на Руси девятеричной и десятичной систем счисления.

И «тридевять» относят к первой: оно означает три раза по девять, то есть двадцать семь.

Мне кажется привлекательной другая версия: наши предки придавали числам и цифрам магические свойства. Для них тройка символизировала начало, середину и конец, а также прошлое, настоящее и будущее.
Девятка – вообще верх совершенства, поскольку это тройка в квадрате.
А комбинация тройки и девятки – особое волшебство, которому самое место в сказках.

Таким образом, тридевять не имеет конкретного числового значения. Его можно считать фольклорным обстоятельственным наречием со значением «очень, бесконечно далеко».

Показать полностью
3

Почему сказки начинаются именно так?

Сегодня разбираемся, почему сказки часто начинаются одинаково. Конечно, не случайно!

Узнать больше о славянской мифологии можно на моих каналах:

YouTube: https://youtu.be/Mi9P_tMnaH0

Boosty: https://boosty.to/skaz.nauka (Весь контент бесплатен. Ссылка для тех, у кого не запускается YouTube)

P.S.: новый контент для вас, мои дорогие. Комментарии открыты для вас! Буду рада обратной связи.

Показать полностью
2

Славянский гороскоп. Знак Даждьбог (23.07 - 22.08)

Славянский гороскоп. Знак Даждьбог (23.07 - 22.08)

Тотем: Конь — энергия, свобода, сила.

Растение: Пшеница — изобилие, труд, тепло.

Черты характера:

Уверенные, харизматичные, щедрые. Любят быть в центре внимания.

Люди Даждьбога — как солнце в зените. Они яркие, щедрые, приносят процветание роду. Их энергия вдохновляет, но гордыня может стать слабостью.

Предназначение: Приносить богатство и славу роду.

Ты рождён, чтобы сиять и согревать других. В тебе — жар полуденного солнца и гордая поступь коня. Ты щедрый, открытый и всегда стремишься быть в центре событий. Твоя сила — вдохновлять и вести за собой.

Ты любишь, когда тебя ценят и уважают — тебе важно, чтобы твои дела были видны и приносили плоды. Ты умеешь делиться: твоя душа открыта для родных и друзей, ты щедр не только словом, но и делом.

Иногда твой свет может ослеплять — гордость и желание быть первым порой мешают слушать других. Но если ты помнишь, что главное богатство — не только золото, но и люди вокруг, твоя энергия делает всех сильнее.

Сильные стороны

Лидерство и харизма

Щедрость и великодушие

Уверенность в себе

Способность зажигать и вдохновлять

Слабые стороны

Гордыня, стремление к похвале, нетерпимость к критике.

Призвание и успех

Ты рождаешься, чтобы быть заметным — руководить, создавать, делиться и приумножать. Среди Даждьбогов часто встречаются творцы, предприниматели, руководители. Ты умеешь превращать свои идеи в изобилие, если вкладываешься всей душой.

Любовь и семья

Ты любишь щедро и страстно. Для тебя важны преданность и признание. Тебе нужен тот, кто будет любоваться тобой, но и сможет удержать твоё сердце рядом правдой и теплом.

Друзья и община

Ты собираешь вокруг себя людей, как солнце притягивает всё живое. Для друзей ты — праздник и поддержка. Ты умеешь делиться и радовать — главное, чтобы рядом были те, кто ценит твою открытость.

Ритуал Даждьбога

Чтобы Даждьбог благословил твою дорогу — раздели хлеб или колосья пшеницы с родными и соседями. Щедрость умножает то, чем ты готов поделиться.

Совет Даждьбога

Сияй, но помни: свет, который греет, важнее света, что ослепляет. Делись теплом с другими — и твой род всегда будет богат.

Подробнее об этом и других знаках Славянского Гороскопа : Колесо Коляды

Показать полностью 1
16

Почему про Домового нет ни одной сказки?

Я давно изучаю славянскую мифологию и в поиске ответа на свой вопрос прочитала немало трудов учёных-фольклористов, историков и этнографов.

Итак, можете ли вы вспомнить хоть одну русскую народную сказку про Домового?

На ум приходят, конечно, Домовёнок Кузя и Нафаня.

Вот они, наши любимые

Вот они, наши любимые

Только вот повесть-сказка Татьяны Александровой, которая легла в основу всеми любимого мультика, выходившего с 1984 по 1987, на народную сказку не тянет. Молодая слишком. К тому же, у неё есть автор, поэтому и не народная, а авторская.

Нам бы что-то из сборника Афансьева, к примеру. Или Даля. Волшебную сказку про то, как Домовой помог герою, загадал ему загадки, наградил, научил чему-то нерадивых хозяев. Но ни в одном сборнике мы ничего подобного не найдём.

Почему так?

На этот вопрос нам ответит Эрна Васильевна Померанцева, доктор исторических наук, советский фольклорист и этнограф. В её труде «Мифологические персонажи в русском фольклоре» в главе «рассказы о Домовом» сказано:

В рассказах о Домовом совершенно нет того священного трепета, который так ощутим в быличках и бывальщинах о духах природы. Обыденностью, будничностью этих представлений, объясняется и то, что образ Домового остался чужд народному изобразительному искусству и таким жанрам как песня, сказка и былина. Он живёт лишь в несказочной «деловой» прозе, то есть в информациях, утверждающих несомненность его существования, рисующих его поведение, отношение к людям и скотине.

Вот и получается, что Домовой был тем, в чьём существовании не сомневались, поэтому и сказок не рассказывали. Для человека того времени это было бы все равно, что сказку по своего дедушку рассказывать. Да не о его приключениях, а так, о быте.

Зато про Домового полным-полно быличек и меморантов. Не путать с былинами! Былина-это героический эпос, быличка же-рассказ. И только на основе таких рассказов мы можем воссоздать образ домового.

Например, в книге Шумова «Былички и бывальщины: Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье» читаем:

Вот Первого мужика в армию отправила. Ночью было. Вижу, сшумело только за печью, испужалася, чую, как копна катится ко мне. Дак вдруг чё-то надавит на колени, на ноги-то, и в рот мне дунет. А я-то: «К худу ли, к добру ли?» Мне в рот-то и дунуло: «К худу». И вот похоронка пришла.

И вот таких историй собрано немало. Проанализировав их, мы можем ответить на множество вопросов: почему Домовой предупреждал об опасности? Зачем и кого душил? Почему его звали хозяином? Как он связан с культом предков?

Об этом я расскажу вам в подкасте "Домовой: взгляд ученых" на своём канале "Сказочная наука".

Вы можете посмотреть его

На YouTube

Или БЕСПЛАТНО на Boosty

(Полностью бесплатно. Для тех, кто хочет узнавать новое, но не может попасть на YouTube)

P.S.: Привет, Пикабу! Меня зовут Дарья. Я изучаю славянскую мифологию с научной точки зрения и считаю важным донести эти знания до всех. Ведь наша культура и мифология гораздо глубже, интереснее и величественнее, чем думают многие.

Комментарии открыты для вас, буду рада любому отзыву.

Показать полностью 2
10

Морозко

Продолжаем разбор фильмов. В этот раз для разбора взят фильм "Морозко"


Всегда любила этот фильм и костюмы главная причина этого.

Помним, что фильм художественный и для привлекательности картинки правила и традиции в костюме не соблюдаются, поэтому с моей стороны к этому претензий нет. Но мне хочется написать о том, как оно было в реальной жизни у наших предков. Поэтому сейчас будет «многабукафф». И начну с "Морозко" Роу.

Во-первых, стоит отдать ему должное, что он соблюдает каноны, хотя все костюмы относятся к сценическим. Я считаю, что это важно, так как зритель может представить, как одевались раньше.

Головные уборы: незамужние девушки ВСЕГДА носили незакрытые головные уборы: венцы, перевязки, повязки, ленты и всё в таком духе. В праздники это всегда были богато расшитые уборы, в быту — ленты, платки или просто в косу одну (!) заплетённые волосы. А вот закрытые, чтобы волос не было видно, носили только замужние и они носили КОКОШНИКИ. Как видите, у нас уже тут начинается расхождение с реальной информацией и тем, что нам в фильмах показывают. То, что мы привыкли называть кокошником, на самом деле называется венцом.

Не соответствие с реальностью, сцена, где Иванушка идёт по деревне и девушки заигрывают с ним, поют разные частушки и песни. У них на головах кокошники и выходит, что флиртовать с неженатым парнем они уже не могут, так как все замужем.

А вот старуха и женщина приходившая с сыном и свахой в дом старика и старухи, они в правильных головных уборах — это называется "сорока", будущий прототип банданы. Очень популярный и распространённый головной убор замужних женщин в быту. Кстати, он очень удобный и вполне актуален и в наше время.

Момент со свадьбой: Настенька одета по всем правилам традиций славян. На её голове венец, но с фатой, что обозначало её переходный статус из незамужней девушки в замужнюю. Так же ещё можно увидеть на ней рубаху, которая должна быть с длинными рукавами, которые фиксируются на запястьях зарукавьями. Раньше манжеты не было, но была такая деталь праздничного костюма, они были похожи на широкие браслеты и богато расшиты драгоценными и полудрагоценными камнями.

Длинные рукава тоже были не просто так, вспомним сказку о Царевне-Лягушке, где лягушка рукавами махала. Это была ритуальная рубаха, её надевали на праздники, чтобы после гуляний можно было приступить к выполнению ритуала на плодородие, чтобы урожаи были богатыми и обильными. Для этого в рукава укладывались разные предметы, которые должны были символизировать будущий урожай: косточки, вино и пр., а после этого замужние (!) женщины отправлялись танцевать, во время танца, они взмахивали рукавами в разные стороны так, чтобы содержимое рукавов разлеталось. Знакомая сцена? Вот так вот, а мы просто сказку читаем и смотрим.

На Настеньке надет красный сарафан. На Руси свадебный цвет — это красный. Он символизировал не только красоту, в свадебном ритуале, это означало формирование новой семейной ячейки, которая должна была дарить новую жизнь, весь фокус был направлен на невесту, так как именно она воплощала в себе богиню, благодаря которой будет продолжаться жизнь. После, с приходом на нашу землю европейской культуры, цвет свадебного сарафана, а в дальнейшем и платья, сменится на белый. На Руси белый символ похорон и, следовательно, сама суть свадьбы поменялась. Девушек уже не славили, как богинь, а хоронили. Она уходила из своей семьи и становилась для них мертва, чтобы в дальнейшем с ней не происходило, её родня не могла ей ничем помочь, так как она теперь для них чужая. Считаю, что это был трагический момент для нашей истории, тогда и Домострой появился.

Показать полностью 8
15

Кто такая Баба-Яга

В сказках и фольклоре у Бабы-Яги обычно одна из трех функций: дарительницы, похитительницы или воительницы. Все они при этом соответствуют ее главной роли: она проводник, стоящий на страже врат между миром мертвых и миром живых. У нее нет возраста (чаще всего она изображается как старуха, но во многих текстах превращается в юную деву, вступая в бой), у нее нет близких (единственным ее другом иногда называют Кощея Бессмертного), и цели ее туманны. Живет она в избушке на курьих ножках - то есть в избе на специальных резных и окуренных столбах, в которых обычно хоронят мертвецов.

Можно сказать, что Баба-Яга – это своеобразная шаманка. Она охраняет живых от мертвых и наоборот, отвечает за определенную территорию, в некоторых текстах еще и лечит и принимает роды, как ведунья. В ряде текстов она проводит что-то вроде обряда посвящения, разграничивая жизнь героя до и после взросления (принятия на себя взрослых обязательств).

Если Баба-Яга выступает как дарительница, то главный герой приходит к ней за помощью и советом и, после ряда испытаний (загадок или деяний) он получает советы и волшебные штуковины (коня, гребень, платок, пояс, оружие, фонарь-которым-можно-отпугнуть-мертвецов).

Если Баба-Яга – похитительница и угнетательница, то она заманивает в свой дом или похищает в лесу героя, кормит его и пытается съесть; при побеге герой обычно силой берет себе волшебный предмет из коллекции.

В случае, когда Баба-Яга воительница, ее призывают или она сама приходит в дом угнетенного, совершает какие-нибудь неприятные манипуляции с ним или его предметом (вырезает ремень из спины, выковывает меч из кости животного, делает оружие из огня очага и т.д.), и с помощью этого предмета отправляет героя на битву и, обычно, идет с ним сама.

В сказках Баба-Яга всегда – вспомогательный персонаж, и существует для того, чтобы решить нерешаемую для героя задачу – дать информацию, дар, направить по правильному пути. Даже если ее действия агрессивны (есть детей – это всё-таки агрессия), последствия встречи с ней для героя все равно положительны, потому что он, так или иначе, получает ценный лот.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!