Мошенник оформил на бабушку 3 кредита на 1,2 млн. рублей. Суды сказали - ничего страшного
Нет, ну пожилому человеку с маленькой пенсией банк мог бы пойти на встречу! И тем более судьи! Но - нет, всё пошло не так...
История, о которой пойдет речь, рассказывает о пожилой женщине, столкнувшейся с продуманной схемой мошенничества. Пенсионерка стала жертвой злоумышленников, которые сумели оформить на ее имя несколько крупных кредитов. Она была вынуждена более трех лет бороться в судебных инстанциях, прежде чем Верховный суд принял справедливое решение в ее пользу.
События начались ранней весной 2020 года, когда гражданка получила неожиданный звонок. Незнакомец представился работником банка «Хоум Кредит энд Финанс» и сообщил, что кто-то пытается незаконно оформить кредит на ее имя. Для предотвращения этого он попросил ее передать три кода из СМС, якобы для дополнительной защиты ее счета. Пожилая женщина, благодаря своей осторожности, не последовала совету неизвестного и отказалась передавать личные данные.
Однако, несмотря на ее благоразумие, вскоре выяснилось, что обман все же произошел. Мошенники, каким-то образом, оформили кредиты на имя бабушки и перевели средства на неизвестные ей счета. То есть - себе.
Женщина, осознав случившееся, немедленно обратилась в банк и к своему мобильному оператору, пытаясь остановить мошенничество, но деньги уже были выданы. Параллельно, она подала заявление в полицию, что запустило процесс уголовного расследования по факту мошеннических действий.
Сумма кредитов составила 1,2 миллиона рублей, при этом ежемесячные выплаты достигали 36 тысяч рублей, что значительно превысило размеры ее пенсии, которая составляла всего 14 тысяч рублей.
Банк, не принимая во внимание очевидное несоответствие доходов и платежей, упорно требовал возврата долга, что только увеличивало общую задолженность.
Не имея другого выбора, женщина решила обратиться в суд с иском о признании кредитных договоров недействительными.
Суд первой инстанции, внимательно изучив все обстоятельства дела, частично принял её сторону и аннулировал займы. Было доказано, что гражданка не выражала намерений брать кредиты и не передавала информацию из СМС. Ее быстрые действия по обращению в полицию и банк подтвердили ее откровенное намерение решить проблему.
Однако банк не был удовлетворен решением суда и подал апелляционную жалобу. Суд апелляционной инстанции выступил на стороне банка и отменил предыдущий вердикт, обязав пенсионерку выплачивать кредиты. Судьи посчитали, что она сама подписала договоры через коды СМС, и не учли ее обращение в полицию как значимое доказательство. Судья так и сказала истице - ничего страшного, заплатите. Надо было думать, когда отправляли СМС.
Женщина попыталась обжаловать это решение в кассационной инстанции, но ей было отказано. Единственным выходом оставалось обращение в Верховный суд.
На уровне Верховного суда, наконец, справедливость восторжествовала. Суд установил, что пострадавшая не принимала участия в процедуре оформления кредитных договоров, которые были проведены третьими лицами через мобильное приложение «Мой кредит».
Также выяснилось, что банк оформил кредиты, несмотря на данные из Пенсионного фонда о ее реальных доходах, которые заметно уступали ежемесячным обязательствам.
Кроме этого, женщина не была получателем средств по кредитам и не получила доступа к условиям договоров.
На основе этих сведений решения предыдущих судов были отменены. Это определение, вынесенное судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ от 28 ноября 2023 года по делу № 67-КГ23-14-К8, окончательно подтвердило незаконность действий в отношении пенсионерки.
P.S. Здесь я пишу на разные темы, а вот в своём телеграм-канале про кредиты и долги я выкладываю новости законодательства для должников, рассказываю судебную практику и делюсь способами взаимодействия с банками, приставами и коллекторами. Если у Вас есть потребкредит, микрозайм, кредитная карта, ипотека, автокредит или вы уже стали должником по кредитам, микрозаймам, алиментам, оплате услуг ЖКХ, налогам - Вам будет интересно подписаться и читать мой телеграм-канал.