Как мошенники оформляют кредиты через Госуслуги и как себя защитить1
Схема действий злоумышленников обычно простая и состоит из трёх этапов:
1. Взлом аккаунта на портале Госуслуг. Мошенники заходят в ваш профиль и оформляют заявки на кредиты через банки и кредитные агрегаторы (например, Банки.ру, Сравни.ру), при этом разрешают кредиторам запросить данные с портала и кредитную историю.
2. Получение одобрения и заключение кредитных договоров от имени владельца аккаунта.
3. Выведение денег. Здесь чаще всего используются два варианта:
Наличными через фальшивый паспорт. Злоумышленники делают поддельный документ, используя данные из вашего профиля (ФИО, серия/номер и т. п.), но с чужой фотографией и подписью, получают в отделении банка наличные. Кредит в результате числится на вас, а требовать выплату будут уже банки и коллекторы.
Онлайн‑способы - перевод на виртуальную карту или счёт, оформленные на имя ничего не подозревающего человека. Затем деньги многократно пересылают между счетами по схеме «горячей картошки» и в итоге снимают наличными в банкоматах, часто в другом регионе.
Как вы обычно узнаёте о мошенничестве
Чаще всего владелец взломанного аккаунта узнаёт о проблеме не сразу - только когда начинают звонить из службы взыскания с требованием вернуть «взятую» ссуду.
Как защитить аккаунт на Госуслугах
- Включите двухфакторную аутентификацию (2FA). Вход будет происходить в два этапа: логин+пароль и подтверждение кодом (например, шестизначным из СМС), приходящим на привязанный номер телефона.
- Используйте сложный и уникальный пароль: не применяйте имена, фамилии, даты рождения и другие очевидные сочетания. Придерживайтесь случайных комбинаций букв, цифр и символов.
- Если вы потеряли смартфон или сим‑карту, как можно скорее восстановите номер и немедленно смените пароли на Госуслугах и во всех приложениях и сервисах, где использовался этот телефон. Проверьте активные сессии и при необходимости завершите все незнакомые подключения.
- Регулярно проверяйте раздел «Действия в системе» на портале Госуслуг - там видно входы с чужих IP‑адресов и другие подозрительные действия.
Признаки попытки взлома
Обратите внимание и действуйте незамедлительно, если появились хотя бы один из следующих сигналов:
- На почту пришло сообщение о входе в аккаунт или об успешной смене номера/email, хотя вы этого не делали.
- Вам звонят и требуют срочно сменить пароль, утверждая, что аккаунт пытаются взломать.
- На телефон приходят СМС‑коды для входа на Госуслуги, хотя вы не авторизовывались.
- В «Действиях в системе» появились записи о входах с чужих IP‑адресов.
Если заметили что‑то подозрительное — сразу меняйте пароли и включайте дополнительные меры защиты (2FA). Также стоит обратиться в поддержку Госуслуг и, при необходимости, в ваш банк.
Небольшая правда об осторожности
Многие недооценивают риск: используют простые пароли, редко пользуются порталом и считают, что «со мной такого не случится». Именно поэтому важно заранее позаботиться о безопасности - это значительно снижает вероятность стать жертвой мошенников.
Печально, но иногда люди узнают о том, что на их имя были оформлены кредиты лишь спустя месяцы после того, как мошенники провернули свою схему и скрылись бесследно. В ряде случаев подтвердить факт преступного оформления займа уже невозможно, и невиновный оказывается вынужден возвращать банкам значительные суммы, которыми он никогда не пользовался.
P.S. Здесь я пишу на разные темы, а вот в своём телеграм-канале про кредиты и долги я выкладываю новости законодательства для должников, рассказываю судебную практику и делюсь способами взаимодействия с банками, приставами и коллекторами. Если у Вас есть потребкредит, микрозайм, кредитная карта, ипотека, автокредит или вы уже стали должником по кредитам, микрозаймам, алиментам, оплате услуг ЖКХ, налогам - Вам будет интересно подписаться и читать мой телеграм-канал.