Привет, друг.
Рад видеть в уютненьком.
Это третья статья по данной теме. В предыдущей записи мы узнали, что вообще такое звук (доступна по
ссылке — Что есть звук), и узнали, как можно управлять громкостью звука (доступна по ссылке —
что такое ADSR).
А еще ты точно скачал бесплатный синтезатор Vital тут, в котором мы будем работать.
И так, наш синтезатор запущен, мы снова полны желания накрутить «тот самый» звук.
Давай приступим.
Нам сейчас нужны только блоки, обозначенные цифрами.
1 — Блок управления ADSR
2 — Настройка параметров звука
3 — Выбор формы волны для синтеза звука
При таких настройках мы услышим звук «пила», у которого быстрая атаки и сустейн остается на максимальном уровне, с коротким релизом.
Этот звук уже можно использовать, для работы.
Запишем партию аккордов или мелодию:
Стартовый звук синтезатора.
Звучит не очень интересно, давай попробуем поработать с ADSR огибающими для придания звуку «характера». Попробуем сделать звук более отрывистым для аккордов.
Работа с ADSR и влияние на звук.
В звуке появилось движение и, как по мне, звук стал интереснее и в голове уже начинает формироваться картинка звучания других инструментов.
А теперь давай попробуем сделать звук более атмосферным, похожим на «тягучие» скрипки. Для этого изменим партию аккордов, вместо коротких ударов заставим их звучать постоянно.
Изменение партии инструментов.
Звук тянется, но начальный удар мешает, давай попробуем от него избавиться и приблизиться к звучанию, которое мы придумали.
Звук с нарастанием громкости.
Теперь мы получили тот звук, который планировали и на практике увидели, как меняется звук, в зависимости от настроек ADSR.
Но, с помощью этой огибающей мы можем управлять не только громкостью звука, но и регулировать поведение других регуляторов в синтезаторе.
И это позволяет создавать новые тембры в неограниченных количествах.
Если внимательно посмотреть на блок под цифрой 3, то можно увидеть, что там есть окошко, в котором написано Filter 1
Фильтр в блоке выбора волны.
Это окно представляет собой меню, в котором мы можем выбрать куда направить звук, перед тем, как вывести его на динамики. В данном случае звук идет в первый фильтр, там обрабатывается этим фильтром и выводится уже обработанный звук. Однако, для того, чтобы мы услышали эффект этого фильтра, его нужно включить.
Блок фильтра 1 и кнопка включения.
Давай его включим и попробуем повлиять на фильтр с помощью огибающей.
Значительные изменения, не правда ли.
Минус в том, что мы изменили и огибающую нашего звука. Сейчас он звучит не так, как раньше.
Изменение звука из-за изменения огибающей для фильтра.
Чтобы такого не допускать в синтезаторе может использоваться несколько огибающих, одна из которых управляет громкостью звука, а другие можно использовать для автоматизаций других параметров без влияния на огибающую звука. В нашем синтезаторе такая возможность есть.
Попробуем вернуть нашему звуку плавное звучание и используем вторую огибающую для управления фильтром.
Независимая регулировка с помощью ADSR.
Теперь мы точно уверены что с нашим звуком ничего не случится, но у нас появится возможность более гибкой настройки звука.
Внимательный читатель может сказать «это все хорошо, но зачем ты нам показывал еще 2 блока синтезатора?».
Это хороший вопрос.
Перейдем к блоку 2.
Регуляторы фазы и унисона
Регулятор Unison позволяет нам управлять количеством одновременно звучащих «голосов» синтезатора. Но они будут звучать не «как попало», а близко к ноте, которую мы нажимаем, создавая эффект «хора».
Меняя значение 1v на большее мы добавляем еще одного «певца» в наш хор.
Меняя значение 20% на большее или меньшее, мы меняем степень «фальшивости» звучания, еще говорят «расстраиваем звук», как бы заставляем дополнительные голоса не строить.
Влияние регулятора unison на звук.
Заметил, как изменился наш звук? При большой расстройке, звук превращается в шум, но если использовать расстройку в разумных пределах, то можно получить «широкое» и «объемное» звучание.
Регулятор Phase — управляет фазой.
При регулировке значения слева — мы изменяем начало волны звука.
Чтобы это увидеть давай запустим еще один синтезатор и посмотрим на анализатор волны в самом синтезаторе.
Анализатор в синтезаторе Vital
Надеюсь ты увидел, куда нужно смотреть на видео.
Управление началом волны.
Регулятором справа регулируется рандомность начала волны для каждого из голосов, количество которых мы установили регулятором unison. Это дает возможность добиться более «аналогового» звука, звучащего не так, как звучал до этого — более нестабильного и меняющегося.
Изменения в звуке при расстройке и регулировке в секции phase.
Да, в конце я крутил регулятор spread — он отвечает за стерео звучание. Если он выкручен влево, то мы слышим моно звук, на таком звуке заметно, как влияют рассматриваемые настройки на звук. Работает так, что при выкрученном вправо — для левого и правого каналов (уха) разделяет расстроенные голоса, при крайнем левом положении воспроизводит в левом и правом канале (ухе) одинаковый звук.
Но и это еще не все, мы можем управлять этими параметрами с помощью ADSR.
Управление параметрами с помощью ADSR
И, естественно, мы можем использовать третью огибающую и настроить ее отдельно от предыдущих двух.
Круглые ручки, пока, рассматривать не будем, одни понадобятся в следующий раз.
Пока же, перейдем к блоку 3 — Pitch.
Из названия блока уже и так становиться понятно, что это блок управления высотой звучания. Если нет, давай посмотрим видео.
Я отключу все автоматизации, кроме автоматизации фильтра и установлю более медленную скорость воспроизведения (темп) проекта.
Влияние регулятора Pitch на звук.
Как видно правый регулятор меняет высоту звука в пределах полутона, служит для тонкой настройки, левый — меняет высоту звука по полутонам. К примеру, если у нас играет нота «до» и нам нужно, чтобы играла нота «до диез» в правом регуляторе нам нужно поставить значение 100 или в левом значение 1.
И я уже догадываюсь, что ты уже все понял, но я должен об этом написать — можно автоматизировать эти параметры с помощью ADSR.
Регулятор pan отвечает за панораму звука, за расположение звука влево или вправо. Регулятор level отвечает за итоговую громкость звука.
Использую эту информацию уже можно начинать создавать свою собственную библиотеку звуков и писать музыку.
Не самый лучший пример, конечно, но похоже на музыку).
Но самое интересное начинается, когда ты понимаешь, что у тебя есть не только «пила», но целая куча других волн, которые можно использовать в качестве отправной точки.
Различные виды волн в синтезаторе.
Остается огромный простор для экспериментов.
Теперь ты знаешь основы, повторюсь, основы синтеза звука в синтезаторе Vital. Но это только основы. На самом деле, все куда интереснее. Но об этом в следующий раз.
Пока что оставляю тебя с экспериментами, и жду твоих треков, пожеланий и вопросов в комментариях.
До встречи.
P.S. группа в вк.